Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет представлений о материальной культуре мира 8
1.1 Формирование у детей представлений об окружающем мире как педагогическая проблема исследования 8
1.2 Педагогические условия формирования у детей 4-5 лет представлений о материальной культуре мире с учетом возрастных особенностей 15
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования у детей 4-5 лет представлений о материальной культуре мира 26
2.1 Исследование уровня сформированности представлений о материальной культуре мира у детей 4-5 лет 26
2.2 Реализация педагогических условий формирования представлений о материальной культуре мира у детей 4-5 лет 36
2.3 Динамика процесса формирования представлений о материальной культуре мира у детей 4-5 лет 51
Заключение 57
Список используемой литературы 58
Приложения 63
Ориентация современного образования на личность ребенка, признание приоритета развития и саморазвития обусловливает поиск новых подходов к организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Сейчас становится очевидным, что путь воспитанников проходит через специально созданную образовательную среду.
На формирование личности ребенка влияет множество факторов, среди которых главное место занимает материальная культура. Постепенно знакомясь с культурным наследием человечества, ребенок приобщается к ее ценности, обогащает собственный жизненный опыт, имеет возможность творчески применять полученные знания в присущих ей видах деятельности. Соответственно, развивается воображение, мышление, коммуникативные навыки, умение понимать другого и т.д.
Культура в широком смысле определяется как совокупность практических, материальных, духовных достижений, что отражает исторически достигнутый уровень развития общества и человека в результатах продуктов деятельности. Материальная культура - достижения, которые выражают главным образом уровень освоения человеком сил природы. Она охватывает всю сферу материально-практического существования и развития людей, всю сферу их непосредственного влияния на природу.
Материальная культура существует, как: в виде средств труда, средств потребления, так и в реальных способностях, навыках, знаниях, которые применяются в процессе материального производства. Рассматривая материальную культуру мира - как результат, преобразующей природу, деятельности людей, то ее структуру можно представить, как совокупность трех больших подсистем: материальная культура производства (культуру условий труда, культуру трудового процесса, и культурно-технический уровень самого работника), материальная культура быта (культуру мест жительства, культура отношения к вещи, культура материальных бытовых обрядов и ритуалов), материальная культура физического бытия человека (гигиену, соблюдение санитарных норм, физическую культуру, сексуальную культуру).
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях глобального распространения массовой культуры, необходимо формировать у детей дошкольного возраста социально значимые ценности, нормы, знания, о материальной культуре. Правильное понимание значения материального и духовного мира вокруг нас поможет ребенку лучше адаптироваться и социализироваться в обществе.
Проблема формирования представлений дошкольников о материальной культуре мира многогранна. С позиции психологии, философии и педагогики ней занималось много ученых, а именно В. Мясищев, Д. Кикнадзе, В. Радаев, П. Фресс и Пиаже, Леонтьев, А. Здравомыслов, Т. Марченко, Ю. Резник, Е. Смирнов, А. Абрамова, Ю. Васильев, Л. Кураков, А. Нисимчук, И. Сасова, Н. Хроменков, Ю. Шаронин, Б. Шемякин, А. Шпак.
Проблемам социализации детей, посвящены исследования В. Воробьева, А. Волжинина, И. Дементьевой, Л. Карцева, П. Козырева и многих других. Они рассматривали идею формирования представлений о материальной культуре как один из аспектов развития базовой культуры человека. Отражением этих исследований проявилось в переходе к личностно- ориентированному образованию, которое обеспечивает единство и связь духовного и социокультурного пространства.
Однако, несмотря на ряд проведенных исследований, можно констатировать, что осуществление формирования у детей представлений об окружающем мире, а в частности о материальной культуре мира пока еще подробно не разработана.
Что проявилось в противоречиях между:
• требованиями общества к формированию у детей представлений об окружающем мире и его реальными результатами;
• необходимостью уделять особое педагогическое внимание формированию у дошкольников представлений о материальной культуре мира, как педагогической проблеме исследования и недостаточной разработанностью форм и методов для осуществления этого процесса с учетом возрастных особенностей детей (4-5 лет).
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы эффективные формы и методы работы с детьми 4-5 лет по формированию у них представлений о материальной культуре мира?
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о материальной культуре мира.
Предмет исследования: формы и методы формирования у детей 4-5 лет представлений о материальной культуре мира.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективные формы и методы работы с детьми по формированию у них представлений о материальной культуре мира.
Гипотеза исследования: формирование у детей 4-5 лет представлений о материальной культуре мира будет эффективным при реализации следующих условий:
• определены эффективные формы и методы работы с детьми данного возраста;
• включены родители в совместную деятельность с ДОО с целью применения представлений о материальной культуре быта в жизни;
- обогащена предметно-развивающая среда играми дидактического характера.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 4-5 лет представлений о материальной культуре мира.
2. Выявить уровень сформированности у детей представлений о материальной культуре мира.
3. Определить и апробировать эффективные формы и методы работы с детьми 4-5 лет по формированию у них представлений о материальной культуре мира.
4. Выявить динамику процесса формирования представлений о материальной культуре мира у детей 4-5 лет.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности; эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
Новизна работы заключается в разработке эффективных форм и методы работы с детьми 4-5 лет по формированию у них представлений о материальной культуре мира.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе обоснованы эффективные формы и методы работы с детьми 4-5 лет по формированию у них представлений о материальной культуре мира.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные формы и методы работы с детьми 4-5 лет по формированию у них представлений о материальной культуре мира может быть использован в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 "Сказка" городского округа Тольятти, в исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы (одна теоретическая и одна практическая), заключение, список используемой литературы (53 источника), 2 приложения.
В первой части нашей работы мы проанализировали теоретический материал по теме исследования, и пришли к выводу, что в общекультурном развитии человеческого общества одним из основных определяющих факторов возникает материальная культура - достижения, которые выражают главным образом уровень освоения человеком сил природы. Она охватывает всю сферу материально-практического существования и развития людей, всю сферу их непосредственного влияния на природу.
Также было рассмотрено формирование у детей 4-5 лет представлений о материальной культуре мире с учетом возрастных особенностей, где показано, что опыт ребенка обогащается благодаря переживанию того, с чем она встречается в жизни, ее открытости, пониманию, осознанию, активным действиям. Через общение с природой, рукотворным миром, культурными достижениями, позже - другими людьми, складывается общая картина мироздания и отношение к ней. Положительная мотивация достижений, способность ориентироваться в разнообразии свойств предметов, понимать различные способы создания художественных образов, проявлять интерес к объектам, явлений и форм художественно-продуктивной деятельности, создает предпосылки к овладению навыков практической деятельности и культуры потребления.
Во второй практической части работы мы подтвердили нашу гипотезу, а именно если определить эффективные формы и методы работы с детьми данного возраста и обогатить предметно-развивающую среду играми дидактического характера, то можно повысить уровень сформированости у детей представлений материальной культуре мира.
Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, цель исследования достигнута.
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье.2-е изд. [Текст] / Н.М. Амосов. - М. : Молодая гвардия, 1979. - 191с.
2. Амосов, Н. Здоровый образ жизни [Текст] / Н. Амосов // Воспитание школьника. - №2. -1988. - С.72-77.
3. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков.6-е изд., перераб., и доп. [Текст] / Н. Амосов. - М. : Медицина, 1982. - 176с.
4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие [Текст] / Т.М. Бабунова -. М. : ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2009. - 90 с.
6. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. - 121 с.
7. Бердяев, Н.А. Философия свободы [Текст] / Н.А. Бердяев -. М. : Просвещение, 2009. - 500 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 2008.-129 с.
9. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] / Дж. Брунер - М. : Просвещение, 2007. -120 с.
10. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л.А. Венгер - М.: Просвещение, 2006. - 200 с.
11. Вересова, Н.Н. «Мы - земляне» [Текст] / Н.Н. Вересова. - М. : Просвещение, 2006. - 150 с.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский - СПб. : «Союз», 2007. - 93 с.
13. Галигузова, Л.Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Новые исследования в психологии [Текст] / Л.Н. Галигузова - М.: Просвещение. 2008 - № 2. - С. 9 - 14.
14. Годовикова, Д. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа - 2009 - №10. - С. 78-90.
15. Годовикова, Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 2006 - №1. - С. 89-114.
...