Трансформации образа человеческого тела в современном постиндустриальном обществе
|
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения телесности 9
1.1 Человеческое тело в философских и социологических теориях 9
1.2 Социальное конструирование стереотипов человеческого тела в
постиндустриальном обществе 17
Глава 2 Качественные и количественные показатели изучения образов человеческого тела в постиндустриальном обществе 27
2.1 Сравнительный анализ стереотипов человеческого тела мужчин и
женщин в сетевых сообществах 27
2.2 Анализ интервью об отношении юношей и девушек к образам
человеческого тела в сетевых сообществах 37
Заключение 45
Список используемой литературы и используемых источников 47
Приложение А Программа эмпирического исследования на тему: «Стереотипы человеческого тела в сетевых сообществах» 52
Приложение Б Анкета 65
Приложение В Таблицы прямых распределений 72
Приложение Г Вопросы к интервью 78
Приложение Д Стенограмма интервью
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения телесности 9
1.1 Человеческое тело в философских и социологических теориях 9
1.2 Социальное конструирование стереотипов человеческого тела в
постиндустриальном обществе 17
Глава 2 Качественные и количественные показатели изучения образов человеческого тела в постиндустриальном обществе 27
2.1 Сравнительный анализ стереотипов человеческого тела мужчин и
женщин в сетевых сообществах 27
2.2 Анализ интервью об отношении юношей и девушек к образам
человеческого тела в сетевых сообществах 37
Заключение 45
Список используемой литературы и используемых источников 47
Приложение А Программа эмпирического исследования на тему: «Стереотипы человеческого тела в сетевых сообществах» 52
Приложение Б Анкета 65
Приложение В Таблицы прямых распределений 72
Приложение Г Вопросы к интервью 78
Приложение Д Стенограмма интервью
Актуальность темы исследования. В последние годы человеческое тело стало «горячей» темой в социологии, причем не только в эмпирических исследованиях, но и в социологическом теоретизировании. Социология телесности - новая отрасль социологической науки, главным аспектом изучения которой является тело человека в процессе социального и культурного взаимодействия. Познание тела человека в современности возрастает и выходит на новые грани, постепенно включая в себя анализ смысла, значения и ценностного содержания.
Феномен телесности в современном обществе приобрел статус популярности. В современном изучении социологии изучение телесности приобретает значимый характер, все больше людей заинтересованы изучением своего тела: меняется восприятие человеком особенностей его строения, «наличного» и будущего состояния и возможностей телесных самопрезентаций в реальной и виртуальной средах. Человек начинает по- новому воспринимать свое тело, у него меняется мышление, которое становится ориентированным на возрастание ценности индивидуальности, а тело становится главным инструментом в достижении поставленной цели. Личность индивида отходит на второй план в его сознании и деятельности, уступая новой категории - телу. Во многом процесс популяризации феномена связан и с «идеалами» общества потребления, одним из главных принципов которого является стремление к удовольствию, продиктованному физиологическими потребностями, в противовес духовным. Тело становится носителем символической ценности, приобретая проблемы, связанные с эстетической красотой, спортивной занятостью, питанием и излишним весом. Данные проблемы распространяются и прогрессируют при помощи средств массовой информации.
Медиапространство сегодня регулирует почти все стороны общественной жизни, пронизывая и оказывая влияние на каждого индивида. СМИ - это средство для формирования мировоззрения, ценностей, ориентаций, духовных потребностей людей. Посредством масс-медиа происходит навязывание тех или иных идеалов, в особенности представлений о телесности. Сетевые сообщества в современности постепенно приобретают статус определяющей в информационной индустрии. Данный факт подтверждает статистика: «Российская аудитория социальных сетей составляет 49% от общей численности населения - всего активных пользователей социальных медиа у нас 70 миллионов человек» [45].
Средства массовой коммуникации, в особенности интернет, являются важным инструментом в создании идеала-симулякра образа телесности. Тело в современном масс-медийном пространстве представляет собой конструкт, характеризующийся устойчивостью, универсальностью и шаблонностью. Появляется все больше стереотипов об идеалах человеческой телесносности, распространяющиеся повсеместно. Однако, масс-медиа, которые в современности больше представлены сетевыми сообществами, способны к фальсификации ценностей людей в отношении к телесности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема телесности стала актуальна в двадцатом веке и не теряет ее по настоящее время. Данная проблема сопряжена одновременно с несколькими исследовательскими направлениями: проблематизация телесности, человеческая привлекательность, ценностные аспекты тепловосприятия. Существует большое количество работ, посвященных данным темам. Особое значение имеют исследования, затрагивающие вопросы телесности. Классическими в этой области являются труды М. Мерло-Понти, М. Фуко, Ф. Ницше,
Ж.П. Сартра, Ю. Кристевой, М. Мосса, Ж. Делёза, И. Кона, Ж. Батая, А. Корбена и Ж.-Ж. Куртина. Они касаются, прежде всего, фундаментальных теоретических основ: разработки понятий, телесной семантики, осмысления телесности в философском, социологическом и психологическом ключе. Особую значимость сегодня приобретают работы А. Франка, Б. Тернера, М. Фитерстоуна, заложившие основу построения социологической теории тела и развития такой отраслевой дисциплины как «социология телесности» [44].
Безусловную значимость имеют работы отечественных исследователей. М. Бахтин, Д. Михель, А. Лосев, С. Ильиных, В. Подорога, И. Быховская, Н. Пушкарёва, В. Круткин, О. Суворова формируют идеи о телесности, телесных практиках, социальных идеалах телесности, рассматривают телесность через призму гендерного дискурса, анализируют проблему конструирования телесности.
Цель бакалаврской работы состоит в анализе образов человеческого тела в постиндустриальном обществе.
Объект исследования - человеческое тело в постиндустриальном обществе.
Предметом исследования является - трансформация образа человеческого тела в постиндустриальном обществе.
Задачи исследования:
- Рассмотреть феномен человеческой телесности в трудах философов и социологов;
- Изучить особенности распространения значения телесности в постиндустриальном обществе;
- Сравнить стереотипы о человеческом тела мужчин и женщин в сетевых сообществах;
- Проанализировать отношение к собственному телу мужчин и женщин при помощи интервью.
Теоретико-методологическая база исследования представлена следующими подходами:
- Феноменологический подход в анализе телесности представлен в работах М. Мерло-Понти. Данный подход позволяет изучить восприятие собственного тела в современности.
- Визуальный подход (И. Гоффман) позволяет выявить субъективные и объективные оценки представления собственного тела.
- Постиндустриальный подход (Ж. Бодрияр, М. Фиторстоун, Д. В. Михель) позволяет нам рассмотреть тело как часть общества потребления.
- Сетевой подход (М. Кастельс, Я. Л. Морено, Г. Зиммель) позволит рассмотреть сетевые сообщества в рамках посиндустриального общества.
Гипотеза исследования: Современные СМК призваны создавать социальные конструкты в виде смыслов и образов, репрезентирующих их как идеал женской телесности. Женская телесность в современном интернет- пространстве представляет собой конструкт, характеризующийся устойчивостью, универсальностью и шаблонностью.
Методы исследования: анкетный опрос (N=200 респондентов), глубинное интервью (N=8 респондентов).
Эмпирическая база исследования:
Анкетный опрос: N=200 респондентов (100 респондентов юношей, 100 респондентов девушек).
Глубинное интервью: N=8 респондентов (4 респондента юноши, 4 респондента девушки).
Апробация работы: Кафырина Д. П. Сравнительный анализ стереотипов человеческого тела мужчин и женщин в сетевых сообществах // «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти, 2021 год). Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021 (в печати)
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников.
Феномен телесности в современном обществе приобрел статус популярности. В современном изучении социологии изучение телесности приобретает значимый характер, все больше людей заинтересованы изучением своего тела: меняется восприятие человеком особенностей его строения, «наличного» и будущего состояния и возможностей телесных самопрезентаций в реальной и виртуальной средах. Человек начинает по- новому воспринимать свое тело, у него меняется мышление, которое становится ориентированным на возрастание ценности индивидуальности, а тело становится главным инструментом в достижении поставленной цели. Личность индивида отходит на второй план в его сознании и деятельности, уступая новой категории - телу. Во многом процесс популяризации феномена связан и с «идеалами» общества потребления, одним из главных принципов которого является стремление к удовольствию, продиктованному физиологическими потребностями, в противовес духовным. Тело становится носителем символической ценности, приобретая проблемы, связанные с эстетической красотой, спортивной занятостью, питанием и излишним весом. Данные проблемы распространяются и прогрессируют при помощи средств массовой информации.
Медиапространство сегодня регулирует почти все стороны общественной жизни, пронизывая и оказывая влияние на каждого индивида. СМИ - это средство для формирования мировоззрения, ценностей, ориентаций, духовных потребностей людей. Посредством масс-медиа происходит навязывание тех или иных идеалов, в особенности представлений о телесности. Сетевые сообщества в современности постепенно приобретают статус определяющей в информационной индустрии. Данный факт подтверждает статистика: «Российская аудитория социальных сетей составляет 49% от общей численности населения - всего активных пользователей социальных медиа у нас 70 миллионов человек» [45].
Средства массовой коммуникации, в особенности интернет, являются важным инструментом в создании идеала-симулякра образа телесности. Тело в современном масс-медийном пространстве представляет собой конструкт, характеризующийся устойчивостью, универсальностью и шаблонностью. Появляется все больше стереотипов об идеалах человеческой телесносности, распространяющиеся повсеместно. Однако, масс-медиа, которые в современности больше представлены сетевыми сообществами, способны к фальсификации ценностей людей в отношении к телесности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема телесности стала актуальна в двадцатом веке и не теряет ее по настоящее время. Данная проблема сопряжена одновременно с несколькими исследовательскими направлениями: проблематизация телесности, человеческая привлекательность, ценностные аспекты тепловосприятия. Существует большое количество работ, посвященных данным темам. Особое значение имеют исследования, затрагивающие вопросы телесности. Классическими в этой области являются труды М. Мерло-Понти, М. Фуко, Ф. Ницше,
Ж.П. Сартра, Ю. Кристевой, М. Мосса, Ж. Делёза, И. Кона, Ж. Батая, А. Корбена и Ж.-Ж. Куртина. Они касаются, прежде всего, фундаментальных теоретических основ: разработки понятий, телесной семантики, осмысления телесности в философском, социологическом и психологическом ключе. Особую значимость сегодня приобретают работы А. Франка, Б. Тернера, М. Фитерстоуна, заложившие основу построения социологической теории тела и развития такой отраслевой дисциплины как «социология телесности» [44].
Безусловную значимость имеют работы отечественных исследователей. М. Бахтин, Д. Михель, А. Лосев, С. Ильиных, В. Подорога, И. Быховская, Н. Пушкарёва, В. Круткин, О. Суворова формируют идеи о телесности, телесных практиках, социальных идеалах телесности, рассматривают телесность через призму гендерного дискурса, анализируют проблему конструирования телесности.
Цель бакалаврской работы состоит в анализе образов человеческого тела в постиндустриальном обществе.
Объект исследования - человеческое тело в постиндустриальном обществе.
Предметом исследования является - трансформация образа человеческого тела в постиндустриальном обществе.
Задачи исследования:
- Рассмотреть феномен человеческой телесности в трудах философов и социологов;
- Изучить особенности распространения значения телесности в постиндустриальном обществе;
- Сравнить стереотипы о человеческом тела мужчин и женщин в сетевых сообществах;
- Проанализировать отношение к собственному телу мужчин и женщин при помощи интервью.
Теоретико-методологическая база исследования представлена следующими подходами:
- Феноменологический подход в анализе телесности представлен в работах М. Мерло-Понти. Данный подход позволяет изучить восприятие собственного тела в современности.
- Визуальный подход (И. Гоффман) позволяет выявить субъективные и объективные оценки представления собственного тела.
- Постиндустриальный подход (Ж. Бодрияр, М. Фиторстоун, Д. В. Михель) позволяет нам рассмотреть тело как часть общества потребления.
- Сетевой подход (М. Кастельс, Я. Л. Морено, Г. Зиммель) позволит рассмотреть сетевые сообщества в рамках посиндустриального общества.
Гипотеза исследования: Современные СМК призваны создавать социальные конструкты в виде смыслов и образов, репрезентирующих их как идеал женской телесности. Женская телесность в современном интернет- пространстве представляет собой конструкт, характеризующийся устойчивостью, универсальностью и шаблонностью.
Методы исследования: анкетный опрос (N=200 респондентов), глубинное интервью (N=8 респондентов).
Эмпирическая база исследования:
Анкетный опрос: N=200 респондентов (100 респондентов юношей, 100 респондентов девушек).
Глубинное интервью: N=8 респондентов (4 респондента юноши, 4 респондента девушки).
Апробация работы: Кафырина Д. П. Сравнительный анализ стереотипов человеческого тела мужчин и женщин в сетевых сообществах // «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти, 2021 год). Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021 (в печати)
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников.
Социология телесности - специфическая отрасль социологического знания. Наука, отвечающая современным потребностям и параллельно с обществом развивающаяся. В разные исторические периоды тело человека рассматривали как субъект социальных отношений, когда в современном обществе тело приобретает новый статус - цель. Актуальным становится изучение тела и методик его преобразования. Тело человека в современности во многом определяет его деятельность и интересы.
В начале нашей бакалаврской работы была поставлена цель, анализ образов человеческого тела в сетевых сообществах, с которой мы успешно справились. Был рассмотрен феномен человеческой телесности в трудах философов и социологов и выделены следующие теоретические подходы: феноменологический, основывающийся на восприятии собственного тела. Основоположником данной теории был Морис Мерло-Понти. Визуальный подход, который позволял выявить субъективные и объективные оценки представления собственного тела. Данный подход рассматривал Ирвинг Гофман в своей работе «Представление себя другим в повседневной жизни», в которой тело представлялось как внешний облик, то, как видят тебя окружающие. Также был рассмотрен постмодернисткий подход, который позволил нам рассмотреть тело как часть общества потребления. Данный подход современный и представлен такими учеными как Ж. Бодрияр, М. Фиторстоун, Д. Михель. Была рассмотрена красота как важный фактор человеческой телесности.
Во второй главе мы провели сравнительный анализ стереотипов человеческого тела мужчин и женщин в сетевых сообществах. В первом параграфе второй главы представлен количественный метод исследования - анкетирование. Были получены следующие результаты: девушки больше, чем юноши вовлечены в сетевые сообщества. Необычным явился тот факт, 45
что юноши недовольны своим телосложением и внешним видом больше, чем девушки, хотя принято считать, что девушки более самокритичны. Однако, одна гипотеза, стереотип, подтвердилась, о том, что девушки тратят больше времени для создания своего внешнего вида в интернет-сообществах. Также подтвердилось, что для девушек наиболее важно одобрение выкладываемой ими фотографий. Мнение юношей и девушек по всем вопросам телесности и внешнего вида в интернет сообществах полностью различны и отличны друг от друга.
Во втором параграфе второй главы мы провели качественный метод исследования - интервьюирование. Материалы интервью показывают, значимость красивого телосложения, в особенности спортивного и подтянутого с чистой кожей. В структуре стереотипов о красивом телосложении отмечалось, что мнение о привлекательном человеческом теле формируют общественное сознание, СМИ и мода. Современная молодежь проводит много времени в интернете, их активность там, в основном заключается в проведение времени в социальных сетях. Респонденты знают и иногда используют интернет-ресурсы о телосложении. Молодежь обеспокоена состоянием своего телосложения.
Таким образом, для молодежи важен их образ телосложения и внешности в реальности и в Интернете, однако оценивают они их по-разному. Для работы с молодежью следует учитывать данные факторы. Что вся молодежь сейчас пользуется социальными сетями, которые являются их основным источником информации и общения.
В начале нашей бакалаврской работы была поставлена цель, анализ образов человеческого тела в сетевых сообществах, с которой мы успешно справились. Был рассмотрен феномен человеческой телесности в трудах философов и социологов и выделены следующие теоретические подходы: феноменологический, основывающийся на восприятии собственного тела. Основоположником данной теории был Морис Мерло-Понти. Визуальный подход, который позволял выявить субъективные и объективные оценки представления собственного тела. Данный подход рассматривал Ирвинг Гофман в своей работе «Представление себя другим в повседневной жизни», в которой тело представлялось как внешний облик, то, как видят тебя окружающие. Также был рассмотрен постмодернисткий подход, который позволил нам рассмотреть тело как часть общества потребления. Данный подход современный и представлен такими учеными как Ж. Бодрияр, М. Фиторстоун, Д. Михель. Была рассмотрена красота как важный фактор человеческой телесности.
Во второй главе мы провели сравнительный анализ стереотипов человеческого тела мужчин и женщин в сетевых сообществах. В первом параграфе второй главы представлен количественный метод исследования - анкетирование. Были получены следующие результаты: девушки больше, чем юноши вовлечены в сетевые сообщества. Необычным явился тот факт, 45
что юноши недовольны своим телосложением и внешним видом больше, чем девушки, хотя принято считать, что девушки более самокритичны. Однако, одна гипотеза, стереотип, подтвердилась, о том, что девушки тратят больше времени для создания своего внешнего вида в интернет-сообществах. Также подтвердилось, что для девушек наиболее важно одобрение выкладываемой ими фотографий. Мнение юношей и девушек по всем вопросам телесности и внешнего вида в интернет сообществах полностью различны и отличны друг от друга.
Во втором параграфе второй главы мы провели качественный метод исследования - интервьюирование. Материалы интервью показывают, значимость красивого телосложения, в особенности спортивного и подтянутого с чистой кожей. В структуре стереотипов о красивом телосложении отмечалось, что мнение о привлекательном человеческом теле формируют общественное сознание, СМИ и мода. Современная молодежь проводит много времени в интернете, их активность там, в основном заключается в проведение времени в социальных сетях. Респонденты знают и иногда используют интернет-ресурсы о телосложении. Молодежь обеспокоена состоянием своего телосложения.
Таким образом, для молодежи важен их образ телосложения и внешности в реальности и в Интернете, однако оценивают они их по-разному. Для работы с молодежью следует учитывать данные факторы. Что вся молодежь сейчас пользуется социальными сетями, которые являются их основным источником информации и общения.
Подобные работы
- ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА МУЖЧИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ
КУЛЬТУРЕ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ЭПАТАЖНЫЕ РЕКЛАМНЫЕ РЕШЕНИЯ КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ТЕНДЕНЦИЙ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ДОМИНИРУЮЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Повседневные Интернет-практики горожан в условиях информационного общества
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Массовая культура и ее влияние на современный социум
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - ВИДЕОИГРЫ «WORLD OF WARCRAFT», «MINECRAFT», «WORLD OF TANKS» КАК ЭЛЕМЕНТ МАССОВОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2016 гг.)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ВИДЕОИГРЫ «WORLD OF WARCRAFT», «MINECRAFT», «WORLD OF TANKS» КАК ЭЛЕМЕНТ МАССОВОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (2008-2016 гг.)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Женские телесные практики в контексте феминистской критики
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



