ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет 8 представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий
1.1 Проблема формирования у детей 4-5 лет представлений о профессиях
в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Особенности интерактивной экскурсии как средства формирования у
детей дошкольного возраста представлений о профессиях 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий... 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о
профессиях 23
2.2 Реализация работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о
профессиях посредством интерактивных экскурсий 39
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о
профессиях 51
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 64
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет 8 представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий
1.1 Проблема формирования у детей 4-5 лет представлений о профессиях
в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Особенности интерактивной экскурсии как средства формирования у
детей дошкольного возраста представлений о профессиях 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий... 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о
профессиях 23
2.2 Реализация работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о
профессиях посредством интерактивных экскурсий 39
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о
профессиях 51
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 64
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых имеет решающее значение для формирования у них представлений о роли труда, важности профессий в жизни общества. В процессе ознакомления детей с профессиями взрослых накапливаются представления, которые позволяют детям все больше узнать о мире взрослых, понять его, происходит социализация детей. На основе этих представлений формируется интерес к труду.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» определяет, что у детей должны быть сформированы положительные установки к различным видам труда.
Необходимость и особенности формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста представлены в ряде исследований. В работе А.Г. Маклакова представлены характеристики представлений. В работах А.В. Запорожца, В.С. Мухиной рассматривается значение последовательного ознакомления детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем за пределами детского сада, что позволяет развивать у детей представления о значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что знания у детей о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование правильного отношения к труду. В исследовании О.В. Дыбиной рассматривается содержание работы с дошкольниками по расширению представлений о «человеке труда», о человеке как создателе предметного мира.
По мнению ряда исследователей, Р.С. Буре, Т.А. Марковой, Д.В. Сергеевой и др., важным средством формирования представлений о профессиях является экскурсия, она дает возможность увидеть сам процесс труда и трудовые действия представителей профессии. Е.Н. Силина в своей работе определила, что интерактивная экскурсия является эффективной формой обучения дошкольников, выделила типы интерактивных экскурсий. Особенность интерактивной экскурсии позволяют вовлечь детей в процесс активного взаимодействия с участниками экскурсии.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречия между: необходимостью формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях и недостаточным использованием интерактивных экскурсий как средства.
Проблема исследования: как осуществить формирование у детей 4-5 лет представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности интерактивных экскурсий в формировании у детей 4-5 лет представлений о профессиях.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о профессиях.
Предмет исследования: формирование у детей 4-5 лет представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий.
Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что использование интерактивных экскурсий обеспечивает формирование у детей 4-5 лет представлений о профессиях, если:
- определены программа знаний о профессиях и содержание экскурсий с учетом специфики профессий, возрастных возможностей детей;
- разработаны и реализованы типовые задания, предполагающие освоение всей совокупности представлений с учетом специфики интерактивной экскурсии;
- реализованы формы активности детей, предполагающие взаимодействие с воспитателями и представителями профессий.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) раскрыть степень изученности проблемы в современных исследованиях, уточнить понятие «интерактивная экскурсия» и ее специфику;
2) выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет представлений о профессиях;
3) разработать и апробировать содержание интерактивных экскурсий и формы активности детей 4-5 лет во взаимодействии с воспитателями и представителями профессии в освоении представлений о профессиях;
4) определить динамику в уровне сформированности представлений о профессиях у детей 4-5 лет.
Теоретические основы исследования:
- идеи о формировании у детей представлений о социальной действительности (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, А.Г. Маклаков, Г.А. Урунтаева и др.);
- требования и принципы по определению программы знаний дошкольников (Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец, В.И. Логинова и др.);
- теоретические положения об ознакомлении дошкольников с профессиями (О.В. Дыбина, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева и др.);
- теоретические положения об использовании экскурсии в образовательной работе с детьми (Р.С. Буре, Г.М. Година, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева и др.);
- теоретические положения об использовании интерактивного обучения (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Н.П. Нечаев и др.).
Методы исследования:
- анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; выдвижение гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения;
- эмпирические (беседы с детьми), констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента;
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможностей интерактивной экскурсии в формировании у детей 4-5 лет представлений о профессиях, уточнено понятие «интерактивная экскурсия» и определена ее специфика.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: уточнены показатели и охарактеризованы уровни сформированности у детей 4-5 лет представлений о профессиях; охарактеризованы особенности интерактивной экскурсии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что воспитатели детского сада могут использовать разработанные диагностические задания по изучению у детей 4-5 лет уровней сформированности представлений о профессиях; содержание интерактивных экскурсий и типовые задания для детей 4-5 лет, предполагающие взаимодействие с воспитателями и представителями профессии по освоению представлений о профессиях.
Экспериментальная база исследования: д/с № 72 «Подсолнушек» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа).
Структура бакалаврской работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы (41 источник) и 5 приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами и 6 рисунками.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» определяет, что у детей должны быть сформированы положительные установки к различным видам труда.
Необходимость и особенности формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста представлены в ряде исследований. В работе А.Г. Маклакова представлены характеристики представлений. В работах А.В. Запорожца, В.С. Мухиной рассматривается значение последовательного ознакомления детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем за пределами детского сада, что позволяет развивать у детей представления о значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что знания у детей о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование правильного отношения к труду. В исследовании О.В. Дыбиной рассматривается содержание работы с дошкольниками по расширению представлений о «человеке труда», о человеке как создателе предметного мира.
По мнению ряда исследователей, Р.С. Буре, Т.А. Марковой, Д.В. Сергеевой и др., важным средством формирования представлений о профессиях является экскурсия, она дает возможность увидеть сам процесс труда и трудовые действия представителей профессии. Е.Н. Силина в своей работе определила, что интерактивная экскурсия является эффективной формой обучения дошкольников, выделила типы интерактивных экскурсий. Особенность интерактивной экскурсии позволяют вовлечь детей в процесс активного взаимодействия с участниками экскурсии.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречия между: необходимостью формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях и недостаточным использованием интерактивных экскурсий как средства.
Проблема исследования: как осуществить формирование у детей 4-5 лет представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности интерактивных экскурсий в формировании у детей 4-5 лет представлений о профессиях.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о профессиях.
Предмет исследования: формирование у детей 4-5 лет представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий.
Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что использование интерактивных экскурсий обеспечивает формирование у детей 4-5 лет представлений о профессиях, если:
- определены программа знаний о профессиях и содержание экскурсий с учетом специфики профессий, возрастных возможностей детей;
- разработаны и реализованы типовые задания, предполагающие освоение всей совокупности представлений с учетом специфики интерактивной экскурсии;
- реализованы формы активности детей, предполагающие взаимодействие с воспитателями и представителями профессий.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) раскрыть степень изученности проблемы в современных исследованиях, уточнить понятие «интерактивная экскурсия» и ее специфику;
2) выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет представлений о профессиях;
3) разработать и апробировать содержание интерактивных экскурсий и формы активности детей 4-5 лет во взаимодействии с воспитателями и представителями профессии в освоении представлений о профессиях;
4) определить динамику в уровне сформированности представлений о профессиях у детей 4-5 лет.
Теоретические основы исследования:
- идеи о формировании у детей представлений о социальной действительности (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, А.Г. Маклаков, Г.А. Урунтаева и др.);
- требования и принципы по определению программы знаний дошкольников (Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец, В.И. Логинова и др.);
- теоретические положения об ознакомлении дошкольников с профессиями (О.В. Дыбина, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева и др.);
- теоретические положения об использовании экскурсии в образовательной работе с детьми (Р.С. Буре, Г.М. Година, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева и др.);
- теоретические положения об использовании интерактивного обучения (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Н.П. Нечаев и др.).
Методы исследования:
- анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; выдвижение гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения;
- эмпирические (беседы с детьми), констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента;
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможностей интерактивной экскурсии в формировании у детей 4-5 лет представлений о профессиях, уточнено понятие «интерактивная экскурсия» и определена ее специфика.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: уточнены показатели и охарактеризованы уровни сформированности у детей 4-5 лет представлений о профессиях; охарактеризованы особенности интерактивной экскурсии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что воспитатели детского сада могут использовать разработанные диагностические задания по изучению у детей 4-5 лет уровней сформированности представлений о профессиях; содержание интерактивных экскурсий и типовые задания для детей 4-5 лет, предполагающие взаимодействие с воспитателями и представителями профессии по освоению представлений о профессиях.
Экспериментальная база исследования: д/с № 72 «Подсолнушек» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа).
Структура бакалаврской работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы (41 источник) и 5 приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами и 6 рисунками.
Анализ исследований показал, дошкольник на пятом году жизни входит в мир социальных отношений, поэтому необходимо развивать ценностное отношение к труду, формировать представления об отдельных профессиях взрослых, обогащать и расширять представления о трудовых действиях, орудиях и результатах труда. При знакомстве с профессиями у ребенка формируется положительное эмоциональное отношения к разнообразию профессий. При анализе исследований было выявлено, что интерактивная экскурсия является важным средством формирования представлений о профессиях у детей, она дает возможность увидеть сам процесс труда и его трудовые действия. Экскурсия в дошкольной образовательной организации может быть реализована как интерактивная, т.е. она организуется так, что все воспитанники вовлечены в процесс познания, они могут понимать, анализировать, по поводу того, о чем думают, знают или узнают.
Показателями сформированности у детей 4-5 лет представлений о профессиях выступают: 1) эмоционально-ценностное отношение к профессиям и «человеку труда»: осознание значимости профессий; 2) представления об особенностях внешнего вида и специальной одежде представителей разных профессий; 3) представления об о месте работы представителей разных профессий; 4) представления о трудовых действиях представителей разных профессий; 5) представления об орудиях труда представителей разных профессий; 6) представления о значимых профессионально-личностных качествах представителей разных профессий; 7) представления о результатах, продуктах труда представителей разных профессий.
По результатам диагностики, мы выяснили, что у детей 4-5 лет недостаточно сформированы представления о профессиях и слабо используются возможности интерактивных экскурсий.
Формирующий этап эксперимента проводился в 2 этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап предполагает разработку методических материалов и перспективного плана интерактивных экскурсий с детьми 4-5 лет по формированию представлений о профессиях. Основной этап направлен на формирование представлений у детей 4-5 лет о профессиях посредством интерактивных экскурсий. В ходе экскурсий реализуется разработанная программа знаний о профессиях, типовые задания, предполагающие освоение всей совокупности представлений о профессии.
Эффективность проведенной образовательной работы с использованием интерактивных экскурсий доказана повторной диагностикой детей. Количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем увеличилось на 35% и стало 45%, количество детей со средним уровнем уменьшилось на 10% и стало 45%, а количество детей с низким уровнем уменьшилось на 25 % и стало 10%.
Поставленные задачи исследования решены, цель достигнута и гипотеза подтверждена.
Показателями сформированности у детей 4-5 лет представлений о профессиях выступают: 1) эмоционально-ценностное отношение к профессиям и «человеку труда»: осознание значимости профессий; 2) представления об особенностях внешнего вида и специальной одежде представителей разных профессий; 3) представления об о месте работы представителей разных профессий; 4) представления о трудовых действиях представителей разных профессий; 5) представления об орудиях труда представителей разных профессий; 6) представления о значимых профессионально-личностных качествах представителей разных профессий; 7) представления о результатах, продуктах труда представителей разных профессий.
По результатам диагностики, мы выяснили, что у детей 4-5 лет недостаточно сформированы представления о профессиях и слабо используются возможности интерактивных экскурсий.
Формирующий этап эксперимента проводился в 2 этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап предполагает разработку методических материалов и перспективного плана интерактивных экскурсий с детьми 4-5 лет по формированию представлений о профессиях. Основной этап направлен на формирование представлений у детей 4-5 лет о профессиях посредством интерактивных экскурсий. В ходе экскурсий реализуется разработанная программа знаний о профессиях, типовые задания, предполагающие освоение всей совокупности представлений о профессии.
Эффективность проведенной образовательной работы с использованием интерактивных экскурсий доказана повторной диагностикой детей. Количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем увеличилось на 35% и стало 45%, количество детей со средним уровнем уменьшилось на 10% и стало 45%, а количество детей с низким уровнем уменьшилось на 25 % и стало 10%.
Поставленные задачи исследования решены, цель достигнута и гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ РОДНОГО ГОРОДА, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - Информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром профессий в процессе виртуальных экскурсий
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2022 - РАЗРАБОТКА ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ЗООПАРК «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»»
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



