Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ

Работа №104098

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет 8 представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий
1.1 Проблема формирования у детей 4-5 лет представлений о профессиях
в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Особенности интерактивной экскурсии как средства формирования у
детей дошкольного возраста представлений о профессиях 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий... 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о
профессиях 23
2.2 Реализация работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о
профессиях посредством интерактивных экскурсий 39
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о
профессиях 51
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 64


Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых имеет решающее значение для формирования у них представлений о роли труда, важности профессий в жизни общества. В процессе ознакомления детей с профессиями взрослых накапливаются представления, которые позволяют детям все больше узнать о мире взрослых, понять его, происходит социализация детей. На основе этих представлений формируется интерес к труду.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» определяет, что у детей должны быть сформированы положительные установки к различным видам труда.
Необходимость и особенности формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста представлены в ряде исследований. В работе А.Г. Маклакова представлены характеристики представлений. В работах А.В. Запорожца, В.С. Мухиной рассматривается значение последовательного ознакомления детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем за пределами детского сада, что позволяет развивать у детей представления о значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что знания у детей о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование правильного отношения к труду. В исследовании О.В. Дыбиной рассматривается содержание работы с дошкольниками по расширению представлений о «человеке труда», о человеке как создателе предметного мира.
По мнению ряда исследователей, Р.С. Буре, Т.А. Марковой, Д.В. Сергеевой и др., важным средством формирования представлений о профессиях является экскурсия, она дает возможность увидеть сам процесс труда и трудовые действия представителей профессии. Е.Н. Силина в своей работе определила, что интерактивная экскурсия является эффективной формой обучения дошкольников, выделила типы интерактивных экскурсий. Особенность интерактивной экскурсии позволяют вовлечь детей в процесс активного взаимодействия с участниками экскурсии.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречия между: необходимостью формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях и недостаточным использованием интерактивных экскурсий как средства.
Проблема исследования: как осуществить формирование у детей 4-5 лет представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности интерактивных экскурсий в формировании у детей 4-5 лет представлений о профессиях.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о профессиях.
Предмет исследования: формирование у детей 4-5 лет представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий.
Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что использование интерактивных экскурсий обеспечивает формирование у детей 4-5 лет представлений о профессиях, если:
- определены программа знаний о профессиях и содержание экскурсий с учетом специфики профессий, возрастных возможностей детей;
- разработаны и реализованы типовые задания, предполагающие освоение всей совокупности представлений с учетом специфики интерактивной экскурсии;
- реализованы формы активности детей, предполагающие взаимодействие с воспитателями и представителями профессий.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) раскрыть степень изученности проблемы в современных исследованиях, уточнить понятие «интерактивная экскурсия» и ее специфику;
2) выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет представлений о профессиях;
3) разработать и апробировать содержание интерактивных экскурсий и формы активности детей 4-5 лет во взаимодействии с воспитателями и представителями профессии в освоении представлений о профессиях;
4) определить динамику в уровне сформированности представлений о профессиях у детей 4-5 лет.
Теоретические основы исследования:
- идеи о формировании у детей представлений о социальной действительности (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, А.Г. Маклаков, Г.А. Урунтаева и др.);
- требования и принципы по определению программы знаний дошкольников (Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец, В.И. Логинова и др.);
- теоретические положения об ознакомлении дошкольников с профессиями (О.В. Дыбина, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева и др.);
- теоретические положения об использовании экскурсии в образовательной работе с детьми (Р.С. Буре, Г.М. Година, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева и др.);
- теоретические положения об использовании интерактивного обучения (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Н.П. Нечаев и др.).
Методы исследования:
- анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; выдвижение гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения;
- эмпирические (беседы с детьми), констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента;
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможностей интерактивной экскурсии в формировании у детей 4-5 лет представлений о профессиях, уточнено понятие «интерактивная экскурсия» и определена ее специфика.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: уточнены показатели и охарактеризованы уровни сформированности у детей 4-5 лет представлений о профессиях; охарактеризованы особенности интерактивной экскурсии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что воспитатели детского сада могут использовать разработанные диагностические задания по изучению у детей 4-5 лет уровней сформированности представлений о профессиях; содержание интерактивных экскурсий и типовые задания для детей 4-5 лет, предполагающие взаимодействие с воспитателями и представителями профессии по освоению представлений о профессиях.
Экспериментальная база исследования: д/с № 72 «Подсолнушек» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа).
Структура бакалаврской работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы (41 источник) и 5 приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами и 6 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ исследований показал, дошкольник на пятом году жизни входит в мир социальных отношений, поэтому необходимо развивать ценностное отношение к труду, формировать представления об отдельных профессиях взрослых, обогащать и расширять представления о трудовых действиях, орудиях и результатах труда. При знакомстве с профессиями у ребенка формируется положительное эмоциональное отношения к разнообразию профессий. При анализе исследований было выявлено, что интерактивная экскурсия является важным средством формирования представлений о профессиях у детей, она дает возможность увидеть сам процесс труда и его трудовые действия. Экскурсия в дошкольной образовательной организации может быть реализована как интерактивная, т.е. она организуется так, что все воспитанники вовлечены в процесс познания, они могут понимать, анализировать, по поводу того, о чем думают, знают или узнают.
Показателями сформированности у детей 4-5 лет представлений о профессиях выступают: 1) эмоционально-ценностное отношение к профессиям и «человеку труда»: осознание значимости профессий; 2) представления об особенностях внешнего вида и специальной одежде представителей разных профессий; 3) представления об о месте работы представителей разных профессий; 4) представления о трудовых действиях представителей разных профессий; 5) представления об орудиях труда представителей разных профессий; 6) представления о значимых профессионально-личностных качествах представителей разных профессий; 7) представления о результатах, продуктах труда представителей разных профессий.
По результатам диагностики, мы выяснили, что у детей 4-5 лет недостаточно сформированы представления о профессиях и слабо используются возможности интерактивных экскурсий.
Формирующий этап эксперимента проводился в 2 этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап предполагает разработку методических материалов и перспективного плана интерактивных экскурсий с детьми 4-5 лет по формированию представлений о профессиях. Основной этап направлен на формирование представлений у детей 4-5 лет о профессиях посредством интерактивных экскурсий. В ходе экскурсий реализуется разработанная программа знаний о профессиях, типовые задания, предполагающие освоение всей совокупности представлений о профессии.
Эффективность проведенной образовательной работы с использованием интерактивных экскурсий доказана повторной диагностикой детей. Количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем увеличилось на 35% и стало 45%, количество детей со средним уровнем уменьшилось на 10% и стало 45%, а количество детей с низким уровнем уменьшилось на 25 % и стало 10%.
Поставленные задачи исследования решены, цель достигнута и гипотеза подтверждена.



1. Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1115 [Текст] // Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 14.11.2013:
Российская газета. - 2013. - 14 нояб. - № 30384.
2. Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(Дата обращения 12.01.18).
3. Справочник технического переводчика [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.morepc.ru/dict/(Дата обращения 22.04.18).
4. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. -
М. : Икар, 2009. - 448 с.
5. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.И. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : Детство-пресс, 2014. - 321 с.
6. Большая советская энциклопедия [Текст] / Под ред. А.М. Прохорова. - М. : Советская энциклопедия, 1975. - 353 с.
7. Буре, Р.С. Дошкольник и труд [Текст] / Р.С. Буре. - СПб. : Детство- пресс, 2004. - 86 с.
8. Виноградова, А.М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст] / А.М. Виноградова, Р.С. Буре. - М. : Просвещение, 1987. - 256 с.
9. Виноградова, Н.А. Интерактивная развивающая среда детского сада [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М. : Мозаика, 2014. - 95 с.
10. Воспитание дошкольников в труде [Текст] / Под ред. В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др.: - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2010. - 207 с.
11. Гиголо, С.С. Интерактивная экскурсия как форма развития познавательной активности дошкольника [Текст] / С.С. Гиголо // под ред. Пашковой Е.И. - М. : Аспект Пресс, 2013. - 72 с.
12. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 2001. - С. 74-83.
13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
14. Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 130 с.
15. Дыбина, О.В. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, О.А. Еник, С.Е. Анисова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета / под ред. М.М. Криштал. - Тольятти: ТГУ, 2014. - С. 224-229.
16. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа. ФГОС [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Мозаика- Синтез, 2016. - 296 с.
17. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Психическое развитие ребёнка [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 2001, - 320 с.
18. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников [Текст] / Н.Н. Захаров. - М. : Просвещение, 2012. - 157 с.
19. Комарова Т.Т. Трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Т.Т. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 48 с.
20. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп.- Ростов на Дону. : Феникс, 2009. - 512 с.
21. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности [Текст] / М.В. Крулехт. - СПб. : Питер, 2002. - 286 с.
22. Логинова В.И., Мишарина Л.В. Формирование представления о труде взрослых [Текст] / В.И. Логинова, Л.В. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 2013. - №10. - С. 23-27.
23. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская - М. : Просвещение, 1971. - 415 с.
24. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2008. - 583 с.
25. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2010. - 156 с.
26. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2012. - 272 с.
27. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. [Текст] / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М. : Владос, 2003. - 688 с.
28. Нечаев, М.П. Интерактивные технологии в реализации ФГОС [Текст] / М.П. Нечаев, Г.А. Романова. - М. : Вако, 2016. - 139 с.
29. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.
30. Поддьяков, Н.Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Развитие исследовательской деятельности. - 2009. - №2. - С. 74-75.
31. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
32. Прыжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С. Прыжников, Е. Ю. Пряжникова. М. : Академия, 2005. - 480 с.
33. Психология воспитания [Текст] / под ред. В.А. Петровского. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 152 с.
34. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М. : Просвещение, 2008. - 296 с.
35. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. - М. : Дом Федорова, 2010. - 136 с.
36. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] / Д.В. Сергеева. - М. : Просвещение, 2007. - 96 с.
37. Силина, Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Е.Н. Силина // Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 213-214.
38. Теплов, Б.М. Психология [Текст] / Б.М. Теплов - М. : УЧПЕДГИЗ, 2001. - 223 с.
39. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 336 с.
40. Усова, А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий [Текст] / А. В. Усова. - Челябинск: ГПИ, 2000. - 86 с.
41. Шорыгина Т.А. Профессии: Какие они? [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М. : Гном и Д, 2006. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ