Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 9
1.1 Особенности развития межличностного общения у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема... 9
1.2 Характеристика организации психолого-педагогических условий
развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 16
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 24
2.1 Выявление уровня развития межличностного общения у детей 6-7
лет с общим недоразвитием речи 24
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития
межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.. 35
2.3 Выявление эффективности психолого-педагогических условий
развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 43
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложения
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что межличностное общение у дошкольников с общим недоразвитием речи влияет на их социальные отношения и воздействует на личность детей непосредственным образом. Межличностное общение дает возможность детям продуктивно взаимодействовать, принимать участие в игровой и любой другой совместной деятельности с ровесниками и взрослыми, развивать свои познавательные способности и потребности, добиваться результатов в практической деятельности.
Человек - существо социальное, а взрослеющий дошкольник развивается в процессе межличностного общения, осваивает в этом общении социальный мир.
Теоретические основы развития межличностного общения детей рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых: А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.
В соответствии с точкой зрения педагогов и психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) межличностное общение является основным условием развития личности каждого ребенка, важнейшим фактором его познавательного развития, направленного не только на изучение окружающего мира, но и изучение себя через других людей.
Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи препятствуют полноценному межличностному общению с ровесниками и взрослыми. Нарушения коммуникации, вовремя не исправленные, провоцируют проблемы в межличностном общении в будущем и приведут к трансформации в системе формирования личности «ребёнок - подросток - взрослый», могут привести к появлению у дошкольников комплексов, которые создадут проблемы в дальнейшем обучении в школе и повседневной жизни.
Направленность педагогики на гуманизацию образования детей дошкольного возраста вносит в число необходимых для рассмотрения вопросы организации условий для полноценного развития личности каждого ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Особенно важно решать данную проблему в отношении детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в период их перехода к обучению в школе. Нарушения межличностного общения приводят к проблемам социализации этих детей. В межличностном общении и, преимущественно в прямом общении с родителями, воспитателями, ровесниками, происходит становление личности ребенка, формируются характер, мировоззрение, моральные качества.
Исследования Б.М. Гриншпуна, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно- развивающей работы с данной категорией детей, недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному развитию межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи.
Если создать определенные психолого-педагогические условия, которые будут способствовать развитию межличностного общения у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи, то дети в процессе такого общения будут чувствовать себя комфортнее, увереннее, у них будет возможность обдумать свои действия, прежде чем принимать какое-либо решение, они смогут донести свои мысли и чувства до взрослых и ровесников с наименьшим дискомфортом для себя. При определенных психолого-педагогических условиях дети смогут освоить навыки межличностного общения без угрозы получить дополнительные комплексы.
Развитие межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи считается одной из приоритетных задач коррекционно- образовательного процесса. В современных условиях существенное значение получает развитие у детей с общим недоразвитием речи умений позитивного взаимодействия с социальным миром, как основы их дальнейшего успешного развития.
Обоснование актуальности исследования позволило нам выявить противоречие между необходимостью развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- подбор коммуникативных игр, моделирующих ситуации межличностного общения для овладения детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи средствами и возрастными формами общения;
- включение коммуникативных игр в совместную деятельность воспитателя с детьми в режимных процессах;
- реализация индивидуального подхода с учетом уровня развития компонентов межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды пособиями, способствующими развитию компонентов межличностного общения детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования, определить теоретические основы развития межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи;
2) на основе определенных критериев и показателей выявить уровень развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
3) обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, определить их эффективность.
Теоретической основой исследования явились:
- положения об общении как средстве и ситуации развития личности (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, В.И. Слободчиков, А.В. Петровский);
- положения исследований психического развития детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- положения исследований межличностных отношений детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (К.Е. Панасенко, Л.Г. Соловьева, Л.В. Шинкарева).
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- интерпретационные (методы логического анализа, количественной и качественной обработки экспериментальных данных).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- охарактеризованы уровни развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- определены психолого-педагогические условия развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы психолого-педагогические условия развития межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы воспитателями, педагогами- психологами, учителями-логопедами для осуществления диагностики и работы по развитию межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проведен в МАОУ детский сад № 79 «Гусельки» г.о. Тольятти. В эксперименте приняли 40 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (49 источников), 5 приложений. В работе представлены 13 рисунков и 3 таблицы.
Изучение психолого-педагогической литературы и педагогической практики по проблеме развития межличностного общения у детей 6-7 лет с ОНР позволило установить, что данная проблема является актуальной, требует дальнейшего теоретического осмысления и практической разработки. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее социально-коммуникативное развитие ребенка. Особенности межличностного общения детей 6-7 лет с ОНР представляют особый интерес для воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов. Это достаточно сложный, многофакторный процесс, требующий комплексного подхода.
В нашем исследовании для выявления уровня развития межличностного общения у детей 6-7 лет с ОНР на основе работ А.М. Щетининой, М.А. Никифоровой были выделены критерии (эмоционально-личностный, коммуникативный, поведенческий), показатели и подобраны диагностические методики.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей 6-7 лет с ОНР экспериментальной выборки преобладают недостаточный (35% детей) и близкий к достаточному (45% детей) уровни развития межличностного общения. Данные результаты доказывают необходимость создания специальных психолого-педагогических условий развития межличностного общения, так как стихийно оно не развивается у детей с ОНР.
Данные, полученные в результате проведения констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития межличностного общения у детей 6-7 лет с ОНР, а также их анализ позволили сделать вывод о том, что у детей экспериментальной выборки преобладают недостаточный и близкий к достаточному уровень развития межличностного общения.
Учитывая полученных результатов констатирующей исследования, а также принимая во внимание возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет с ОНР, был организован формирующий эксперимент, в котором принимали участие дети экспериментальной группы.
Согласно гипотезе нашего исследования для организации процесса развития межличностного общения, у детей 6-7 лет с ОНР необходимо создание определенных психолого-педагогических условий:
1) подбор коммуникативных игр, моделирующих ситуации межличностного общения для овладения детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи средствами и возрастными формами общения;
2) включение коммуникативных игр в совместную деятельность воспитателя с детьми в режимных процессах;
3) реализация индивидуального подхода с учетом уровня развития компонентов межличностного общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
4) обогащение развивающей предметно-пространственной среды пособиями, способствующими развитию компонентов межличностного общения детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Данные условия были реализованы в рамках соответствующих направлений деятельности в ходе формирующего эксперимента.
Завершающий этап исследования - контрольный эксперимент - показал положительную динамику уровня развития межличностного общения у детей 6-7 лет с ОНР.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что уровень развития межличностного общения у детей 6-7 лет с ОНР после провели формирующего эксперимента качественно изменился. В экспериментальной группе у 5% детей уровень показателей межличностного общения изменился с недостаточного до близкого к достаточному, количество детей, у которых выявлен достаточный уровень развития межличностного общения, увеличилось на 30%. В контрольной группе результаты существенно не изменились.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности реализации выделенных нами психолого-педагогических условий развития межличностного общения у детей 6-7 лет с ОНР.
Задачи исследования решены, состоятельность положений гипотезы доказана.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2016. - 354 с.
2. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо. - М. : Владос, 2015. - 178 с.
3. Борисов, А. Роскошь человеческого общения [Текст] / А. Борисов. - М. : Академия-Центр, 2016. - 189 с.
4. Брудный, А.А. Психология общения. Понимание и общение [Текст] / А.А. Брудный. - М. : АСТ, 2016. - 242 с.
5. Брушинский, А.В. Мышление и общение [Текст] / А.В. Брушинский, В.А. Поликарпов. - Минск : Университетское изд-во, 2016.- 248 с.
6. Витаные, И. Общество, культура, социология [Текст] / И. Витаные.- М. : Прогресс, 2015. - 196 с.
7. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения [Текст] / Т.Г. Григорьева. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 271 с.
8. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский.
- М. : Академия, 2016. - 254 с.
9. Гаркуша, Ю.Ф. Методологические проблемы социальной психологии [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. - М. : Логос, 2016. - 271 с.
10. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. - 2016. - № 6. - С.7-16.
11. Гриншпун, Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников [Текст] / Б.М. Гриншпун // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 8. - С.63-72.
12. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.Б. Добрович. - М. : Академия, 2015. - 205 с.
13. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М. : Академия, 2015. - 356 с.
14. Коломинский, Я.Л. Лидер в коллективе [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М. : Владос, 2015. - 323 с.
15. Коломинский, Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах [Текст] / Я.Л. Коломинский // Вопросы психологии. - 2016. - № 11.- С. 6-18.
16. Коротаева, Е. Творческая педагогика для дошкольника [Текст] / Е. Коротаева. - М. : Академия, 2015. - 187 с.
17. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Е.Е. Кравцова. - М. : Логос, 2016. - 254 с.
18. Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Л. Лашкова // Дошкольное воспитание. - 2015 .- № 3. - С.34-36.
19. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов [Текст] / Р.Е. Левина. - М. : Владос, 2016. - 259 с.
20. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, под ред. Р.Е. Левиной. - М. : Апрель Пресс, 2016. - 248 с.
21. Леханова, О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения с детьми с ОНР [Текст] / О.Л. Леханова // Практическая психология и логопедия. - 2015. - № 5.- С. 23-27.
22. Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Логос, 2015. - 196 с.
23. Люсова, Е.С. Особенности состояния игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.С. Люсова. - СПб. : Питер, 2015. - 196 с.
24. Максаков, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет [Электронный ресурс] / А.И. Максаков. - URL:http: //www.litres.ru.pdf(дата обращения: 19.05.2019).
25. Максимова, С. Грамотная психодиагностика - и потребность в необходимости [Текст] // Народное образование. - 2016. - № 1. - С. 106-111.
26. Маллаев, Д.М. Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье [Текст] / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, З.З. Гасанова. - М : СМУР «Academa», 2015. - 144 с.
27. Морозов, В.П. Искусство и наука общения: невербальная
коммуникация [Электронный ресурс] / В.П. Морозов. - URL: http: //www.schoolint24 .ru.pdf(дата обращения: 19.05.2019).
28. Мудрость воспитания [Текст]: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М. : АСТ, 2016. - 293 с.
29. Мустаева, Е.Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР [Текст] / Е.Р. Мустаева // Сибирский педагогический журнал. -
2016. - № 1. - С.14-19.
30. Недоспасова, В.А. Учимся рассуждать [Текст] : Пособие по дошкольному воспитанию / В.А. Недоспасова. - Тольятти : Центр медиаобразования, 2017. - 246 с.
31. Немов, Р.С. Психология [Текст] : Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров / Р.С. Немов. - М. : Логос, 2016. - 445 с.
32. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольников [Текст] / В.Г. Нечаева. - М. : Академия, 2015. - 321 с.
33. Общая психология [Текст] / Под ред. проф. А.В. Петровского. - М. : Эфра, 2016. - 197 с.
34. Панасенко, К.Е. Развитие диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи как условие позитивной социализации [Электронный ресурс] / К.Е. Панасенко, Л.В. Шинкарева // Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образования. - URL:http: //www.science-education.ru/ru/article/view?id=26817(дата обращения: 19.05.2019).
35. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М. : Владос, 2016. - 247 с.
36. Практикум по общей психологии [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. - М. : Логсо, 2015. - 345 с.
37. Рапацевич, Е.С. Золотая книга педагога [Текст] / Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. - Минск : Современная школа, 2015. - 720 с.
38. Робер, М.А. Лидер и группа [Текст] / М.А. Робер, Ф. Тильман / Пер. с фр. Предисл. А.В. Толстых. - М. : АСТ, 2016. - 163 с.
39. Сиденко, А. Игровой подход в обучении (Роль игры, феномен детской игры, роль игры в учебном процессе) [Текст] / А. Сиденко // Народное образование. - 2016. - № 8.- С. 134-142.
40. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2016. - № 1. - С.62-67.
41. Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2015. - № 4. - С. 37-42.
42. Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д.Ю. Соколов. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2016. - 229 с.
43. Соколова, Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР [Текст] / Н.В. Соколова // Дефектология. - 2015. - № 1. - С. 55-63.
44. Социальная психология [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова; под ред. А.В. Петровского. - М. : Логос, 2015. - 357 с.
45. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно [Текст] / А.С. Спиваковская. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 247 с.
46. Туманова, Т.В. Работа воспитателя в группе детей с ОНР [Текст] / Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева // Логопедия сегодня. - 2016. - № 3. - С. 63-74.
47. Хухлаева, О.В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. - 283 с.
48. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи [Текст] / С.Н. Шаховская, под ред. Л.Б. Халиловой. - М. : АСТ, 2015. - 240 с.
49. Эльконин, Д.Б. Теории и проблемы исследования детской игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Академия, 2015. - 256 с.