Введение 5
Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития эстетических чувств детей 5-6 лет в процессе восприятия музыки 10
1.1 Особенности эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2 Роль музыки в процессе развития эстетических чувств у
детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Условия и методы развития эстетических чувств у детей
5-6 лет в процессе восприятия музыкальных произведений 22
Глава 2 Экспериментальное исследование развития эстетических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия музыки 28
2.1 Выявление уровня развития эстетических чувств у детей 5-6 лет 28
2.2 Содержание и организация работы по развитию
эстетических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия музыки 49
2.3 Динамика уровня развития эстетических чувств у детей 5-6 лет 61
Заключение 71
Список используемой литературы 75
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 79
Приложение Б Протокол результатов констатирующего эксперимента 81
Приложение В Тематическое планирование организации совместной деятельности по развитию у детей 5-6 лет эстетических чувств в процессе восприятия музыки 83
Приложение Г Протокол результатов контрольного эксперимента
Потребность в красоте и эстетических переживаниях отличает человека с первых лет его жизни. Важно, чтобы с детства ребенок научился восприятию красоты и пронес это чувство на протяжении всей своей жизни. Для этого ребенка надо научить видеть прекрасное вокруг себя - в природе, в труде, во взаимоотношениях между людьми. Постепенно ребенок обогащает свой внутренний мир, откликаясь эмоционально на жизненно-важные явления, отношения, предметы.
Эстетическое развитие ребенка представляет собой длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Эстетическое развитие есть развитие у дошкольников эстетического восприятия, суждений, вкусов, чувств, понимания прекрасного в действительности и в искусстве.
Для эмоционально-чувственной сферы современных дошкольников характерны следующие тенденции: нарушение эмоционального состояния, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических эмоций и чувств.
Использование своевременного программного обеспечения по развитию музыкальных и эстетических чувств детей дошкольного возраста способствует не только гармоничному развитию личности, но и позволяет корректировать отклонения в поведении детей, связанные с эмоциональной неустойчивостью. Таким образом, музыка является важным средством гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.
Музыка - важная часть духовности личности, культуры чувств ребенка, которая способствует развитию эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Из всех видов искусств, именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на личность человека, непосредственно обращаясь к его душе, его переживаниям, чувствам, эмоциям и настроению. Музыку образно называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.
Формирование эстетических чувств у детей различных возрастов заняло значительное место в философских научных трудах Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, А.К. Дремова; в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой. Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности музыкальных произведений, занимались также специалисты по дошкольному воспитанию: В.Ф. Шмидт, Е.И. Тихеева, Р.Э. Орлова, А.В. Суровцева.
Все вышеуказанные авторы отмечают, что восприятие такого сложного многоуровневого явления как музыка, представляет для дошкольника огромную трудность, в отличие от восприятия других видов искусства, что связано как со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, так и с возрастными особенностями дошкольника, обладающего преимущественно, наглядно-образным мышлением и непроизвольными запоминанием только ярких, интересных образов. Именно в дошкольном детстве, на начальном периоде развития музыкального чувства, ребенку необходимо помочь услышать и понять музыку, создать неповторимый образ музыкальных произведений. Это будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста эстетических чувств.
В связи с вышесказанным, особую важность в настоящее время представляет собой проблема развития эстетических чувств у детей 5-6 лет в процессе специально организованной работы по восприятию музыки.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил нам определить противоречие между необходимостью развития эстетических чувств у детей 5-6 лет и недостаточным использованием в данном процессе такой разновидности музыкальной деятельности, как восприятие музыки.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности развития эстетических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия музыки?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития эстетических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия музыки.
Объект исследования - процесс развития эстетических чувств у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - развитие эстетических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия музыки.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие эстетических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия музыки возможно, если:
- осуществлен отбор музыкальных произведений, доступных для восприятия детьми 5-6 лет;
- процесс развития эстетических чувств у детей осуществляется поэтапно;
- разработано содержание занятий, направленных на развитие эстетических чувств у детей в процессе восприятия музыкальных произведений;
- процесс восприятия музыкальных произведений сопровождается рефлексией эмоциональных переживаний детей после прослушивания.
Достижению поставленной цели способствует разрешение следующих задач исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эстетических чувств детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
2. Выявить уровень развития эстетических чувств у детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию эстетических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия музыки.
4. Выявить динамику развития уровня развития эстетических чувств у детей 5-6 лет.
Для решения задач исследования применялись следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы), наблюдение, беседа, проективный метод;
- методы статистической обработки данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца о развитии личности ребенка;
- теоретические положения Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Волкова, Н.П. Сакулиной, С.Л. Рубенштейна, Л.А. Венгера, Т.С. Комаровой о значении развития эстетического восприятия действительности в развитии личности ребенка дошкольного возраста;
- теоретические положения О.П. Радыновой, М.М. Рукавицына, Н.П. Рихтера, Л.И. Хлебникова о роли музыки в ходе развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста.
Новизна исследования заключается в том, что показана важность организации систематического прослушивания детьми специально отобранных музыкальных произведений с последующим их обсуждением и рефлексией; определены показатели и уровни развития эстетических чувств у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования: обосновано содержание работы по развитию эстетических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия музыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут использовать в своей работе воспитатели и музыкальные руководители дошкольных образовательных организаций при решении задач развития эстетических чувств у детей 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования: Русскоязычный детский сад в г. Вьентьян «Kindy» (Лаос). В исследовании приняли участие 40 детей 5-6 лет, которые составили контрольную (20 человек) и экспериментальную (20 человек) группу.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (40 источников), 4 приложения. Работа иллюстрирована 10 рисунками и 15 таблицами.
Проблема развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста представлена в трудах Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.Ф. Шмидта, Е.И. Тихеевой, Р.Э. Орловой, А.В. Суровцевой и других ученых.
Восприятие такого сложного явления, как музыка, представляет для дошкольника огромную трудность, что связано как со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, так и с возрастными особенностями дошкольника, обладающего преимущественно, наглядно-образным мышлением и ориентацией на восприятие ярких, интересных образов. Именно в дошкольном детстве, на начальном периоде развития музыкального чувства, ребенку необходимо помочь услышать и понять музыку, создать неповторимый образ музыкальных произведений. Это будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста эстетических чувств.
В начале нашего исследования мы предположили, что развитие эстетических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия музыки возможно, если:
- осуществлен отбор музыкальных произведений, доступных для восприятия детьми 5-6 лет;
- процесс развития эстетических чувств у детей осуществляется поэтапно;
- разработано содержание занятий, направленных на развитие эстетических чувств у детей в процессе восприятия музыкальных произведений;
- процесс восприятия музыкальных произведений сопровождается рефлексией эмоциональных переживаний детей после прослушивания.
Данное предположение мы проверяли на состоятельность в ходе нашего исследования, которое предполагало осуществление констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого явилось: выявить уровень развития эстетических чувств у детей 5-6 лет.
Для реализации поставленной цели на основе исследований А.Г. Гогоберидзе, О.П. Радыновой, Н.И. Зиминой мы выделили критерии и показатели уровня развития эстетических чувств у детей 5-6 лет и подобрали ряд диагностических методик, направленных на выявление у детей 5-6 лет данного уровня развития.
Итоговые количественные результаты исследования уровня развития эстетических чувств у детей 5-6 лет в экспериментальной и контрольной группе были следующие.
К низкому уровню развития эстетических чувств мы условно отнесли 8 детей (40%) экспериментальной группы и 9 детей (45%) контрольной группы. Эти дети не проявили эмоциональной отзывчивости при прослушивании музыкального произведения, не дифференцировали этетические чувства, возникающие у них при прослушивании музыки. Дети затруднялись в определении роли музыки в жизни человека, не испытывали тяги к «прекрасному».
К среднему уровню развития эстетических чувств мы условно отнесли 11 детей (55%) экспериментальной группы и 10 детей (50%) контрольной группы. Эти дети испытывали интерес к прослушиванию музыкальных произведений, проявляли активные мимические и пантомимические реакции. Однако, они затруднялись в определении жанра музыкального произведения и не всегда правильно дифференцировали собственные чувства.
К высокому уровню развития эстетических чувств мы условно отнесли 1 ребенка детей (5%) экспериментальной группы и 1 ребенка (5%) контрольной группы. Эти дети проявляли активную ориентацию в новой ситуации, при восприятии музыки наблюдались яркие мимические и пантомимические реакции. Дети высокого уровня точно дифференцировали собственные эмоциональные состояния, адекватно воспринимали эмоциональное содержание музыкальных произведений, поддерживали беседу о музыке, понимали роль музыки в своей жизни.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, нами была определена цель формирующего эксперимента: осуществить развитие эстетических чувств (наслаждения прекрасным, чувство возвышенного, трагического, комического и других) у детей 5-6 лет посредством восприятия музыкальных произведений.
Программа формирующего эксперимента осуществлялась поэтапно:
- на первом этапе - определение тем занятий, способствующих развитию эстетических чувств детей;
- на втором этапе - отбор музыкальных произведений, соответствующих возрасту и имеющих яркий, эмоциональный характер;
- на третьем этапе - проведение непосредственных занятий с детьми по развитию эстетических чувств.
В результате проведенных заданий значительно повысился уровень развития эстетических чувств у детей 5-6 лет экспериментальной группы. Дети научились различать оттенки настроений (разные оттенки грусти) и выражать словами соответствующие эмоции, которые передает музыкальное произведение
Исходя из цели и задач исследования, нами была определена цель контрольного эксперимента: выявить динамику уровня развития эстетических чувств у детей 5-6 лет после проведения с ними формирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента показали, что после проведения формирующего эксперимента: количество детей 5-6 лет экспериментальной группы с низким уровнем снизилось на 40%; количество детей 5-6 лет экспериментальной группы со средним уровнем повысилось на 10%; количество детей 5-6 лет экспериментальной группы с высоким уровнем увеличился на 50%.
В контрольной группе подобных изменений не наблюдалось.
Исходя из результатов, полученных на контрольном этапе исследования, можно сделать вывод, что организация работы по развитию эстетических чувств у детей 5-6 лет при восприятии музыкальных произведений, оказалась успешной
Полученные данные наглядно свидетельствуют о том, что произошли определенные положительные изменения в процессе восприятия музыкальных произведений у детей 5-6 лет экспериментальной группы, в то время как показатели для детей контрольной группы остались практически на том же уровне.
Полученные данные указывают на то, что среди детей экспериментальной группы значительно повысилась способность устанавливать соответствующую зависимость своих эмоций, мыслей, образов от прослушиваемого музыкального фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки.
Таким образом, произошедшая динамика доказывает качественные изменения уровня развития эстетических чувств у детей 5-6 лет и достоверность гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования. Задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л. : Политиздат, 1971. 271 с.
2. Барышева Т. А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусства в педагогическом процессе. М. : Инфра-М, 2000. 156 с.
3. Берхин Н. Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений // Вопросы психологии. 1986. С. 155-160.
4. Бочкарева О. А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа. М. : Корифей, 2007. 96 с.
5. Боякова Е. В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. : МГПИ, 2001. 13 с.
6. Бутакова И. А. Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 23. С. 21-28.
7. Вагина Н. А. Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.
2010. № 3. С. 100-104.
8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. М. : Просвещение, 1985, 239 с.
9. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Педагогика, 1987. 345 с.
10. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие для студентов высшего учебного заведения М. : Издательский центр «Академия», 2007. 320 с.
11. Готсдинер А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия. Проблемы музыкального мышления. М. : Музыка,1974. 351 с.
12. Гофман Э. Мысли о высоком значении музыки // Искусство в школе. 1992. № 2. С. 51-54.
13. Гречко Г. П. Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 13.1. С. 18-21.
14. Груздова И. В. Формирование музыкально-эстетической культуры дошкольников в играх-драматизациях // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 5. С. 33-38 .
15. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М. : Политиздат, 1978. 272 с.
16. Зимина Н.И. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М. : Владос, 2000. 304 с.
17. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. 4-е изд. М. : Просвещение, 2001. 204 с.
18. Краснокутская О. А. Формирование эстетических чувств младших школьников средствами музыкальной культуры // ЧиО. 2008. № 4. С. 23-28.
19. Краткий словарь по эстетике / М. Ф. Овсянников. М. : Просвещение, 2007. 554 с.
20. Методика музыкального воспитания в детском саду : учебник для учащихся педагогических училищ по спец. 03.08. «Дошкольное воспитание» / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М. : Просвещение, 1989. 270 с.
21. Минасян Н. Г. Преемственность непрерывного художественно - эстетического развития на этапах дошкольного и начального общего образования // Наука и школа. 2018. № 5. С. 23-28.
22. Мишина И. В. Значение эстетических переживаний в реализации творческого потенциала личности // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. № 2-1. С. 23-28.
23. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. СПб. : Музыка, 1996. 340 с.
24. Мухина В. С. Психология дошкольника. М. : Просвещение, 1995.
238 с.
25. Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. М. : Педагогика, 2002. 286 с.
26. Радынова О. П. Музыкальные шедевры : Авторская программа и методические рекомендации. М. : Гном-Пресс, 1999. 80 с.
27. Рева В. П. Интонационное погружение как индивидуальная слушательская стратегия эстетического восприятия музыки // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2014. № 2 (6). С. 19-24.
28. Рихтер Н. П. Вопрос о развитии эстетических чувств у детей в педагогической психологии России на рубеже XIX-XX веков // Вестник ТГПУ. 2017. № 9 (186). С. 13-18.
29. Рубан Т. Г. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств : Дисс. ... канд. псих.наук: 19.00.07. М. : МГПИ, 1998. 113 с.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с
31. Рукавицын М. М. Эстетическое воспитание детей. М. : Педагогика, 2003. 317 с.
32. Сайфуллина М. В. Комплексность воспитания ребенка в социально-деятельностной методике программы эстетического формирования личности (развитие концепции Э. Жак-Далькроза) // Вестник ТГПУ. 1999. № 5 (14). С. 25-29.
33. Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М. : Просвещение, 1974. 175 с.
34. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. : Наука, 2003. 379 с.
35. Теория музыкального образования : учебник / Сост. :
Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М. : Прометей, 2013. 432 с.
36. Теплов Б. М. Вопросы художественного воспитания. М. : Просвещение, 1997. 346 с.
37. Хилиль А. Ю. Формирование музыкально-эстетического интереса детей раннего возраста средствами дидактической игры // Вестник МГУКИ.
2011. № 1. С. 20-27.
38. Хлебникова Л. И. Роль музыки в эстетическом воспитании
учащихся // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 6.
С. 35-41.
39. Хьел Л. Теории личности. СПб. : Питер, 2014. 418 с.
40. Якобсон П. М. Психология чувств. М., 1996. 166 с.