Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности

Работа №98589

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Характеристика понятия «эстетическое восприятие» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной деятельности в
развитии эстетического восприятия у детей 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностическое исследование развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 24
2.2. Содержание работы по развитию эстетического восприятия у
детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Актуальность. В настоящее время одной из актуальных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста является проблема развития эстетического восприятия. Её актуальность обусловлена ведущим условием прогрессивного развития общества - воспитание и развитие человека, способного к творческому созиданию. В процессе познания эстетическое восприятие имеет первостепенное значение, так как именно через него создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. А воспринимаемый образ несет определенную художественную информацию через свое внутреннее и внешнее содержание. Без умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
В Концепции дошкольного воспитания обозначен подход к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении как к процессу личностно-развивающего взаимодействия. В данном документе подчеркивается, что проблема развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением, так как эстетическое восприятие в дошкольном периоде являются необходимыми компонентами образованной личности в дальнейшем. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сформированность эстетического восприятия является необходимым условием развития человека высокой культуры и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Современная педагогика определяет эстетическое восприятие, как процесс формирования эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, рассматривая его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности. По мнению Т.Г. Казаковой, эстетическое восприятие связано с чувственным восприятием окружающего мира, где особое значение приобретает «внешний облик мира, его «форма», все то в мире, что можно непосредственно воспринимать чувствами» [25, с. 34]. Эстетическое восприятие ребенка окружающего мира являет собой систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Эстетическое восприятие включает эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты в творческой деятельности. Именно в период дошкольного детства важно сформировать у ребенка эстетическое восприятие окружающего мира, подготовить к восприятию произведений искусства.
Старший дошкольный возраст, является сенситивным периодом развития эстетического восприятия, так как именно в этом возрасте дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения.
Развитие эстетического восприятия старших дошкольников происходит в различных видах деятельности. Одним из эффективных методов развития эстетического восприятия старших дошкольников является интегрированная художественная деятельность. Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности детей, включает знакомство со всеми видами искусства. Организация интегрированной художественной деятельности предполагает вовлечение дошкольника в различные виды искусства (живопись, музыка, театр, поэзия).
В дошкольной педагогике на сегодняшний день накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, и другие). Существенный вклад в разработку теоретико-методических основ интеграции дошкольного образования внесли исследователи Л.А. Горшунова, О.М. Клементьева, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.Н. Новикова, О.С. Ушакова и др. Однако интегрированная художественная деятельность специально не изучалась, как форма развития эстетического восприятия старших дошкольников, а исследовались в рамках проблемы взаимосвязи содержания разделов образовательной деятельности.
Таким образом, было выявлено противоречие: между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития эстетического восприятия дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях по развитию эстетического восприятия старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленного на развитие эстетического восприятия старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования: процесс развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть сущность понятия «эстетическое восприятие».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности, и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы по проблеме эстетического воспитания дошкольников М.И. Венгера, Л.А. Сакулиной, А.А. Мелик-Пашаевой, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой и др. Методические работы, посвященные вопросам развития эстетического восприятия дошкольников Н.А. Ветлугиной, Т.В. Королевой, И.А. Лыковой, М.В. Мацкевича, Г.А. Петровой, В.Н. Полуниной и др. Методические работы по использованию в развитии эстетического восприятия ребенка различных видов искусства (С.М. Вайнерман, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, В.Ю. Лебедев).
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; сравнительно - сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12, г. Тавда. В исследовании принимали участие 10 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6 - 6,5 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 85 источников, два приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи:
1. Проведен анализ литературы, раскрыта сущность понятия «эстетическое восприятие».
По определению Н.А. Ветлугиной, эстетическое восприятие - это «особый вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием».
2. Выявлены психолого-педагогические особенности развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития эстетического восприятия. Особенность ребенка старшего дошкольного возраста заключается в том, что он чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в детском мировидении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Именно в этом возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость и свобода воображения. В этом возрасте дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения. Педагогическое воздействие приобретает решающее значение в развитии эстетического восприятия, как составляющей полноценной личности в целом. Под чутким руководством взрослого ребенок проявляет большой интерес к доступным ему произведениям искусства, его восхищает красота в природе, быту, в явлениях окружающей действительности и общественной жизни; ребенок и сам с удовольствием играет, рисует, поет, рассказывает. Накопление собственного опыта создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности, что способствует формированию эстетического восприятия.
3. Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Одним из видов деятельности, направленной на развитие эстетического восприятия дошкольников, является интегрированная художественная деятельность.
Цель интегрированной художественной деятельности - объединить различные виды художественной деятельности в целостный педагогический процесс для развития эстетического восприятия у дошкольников.
Интеграция разных видов художественной деятельности в дошкольном возрасте имеет естественный характер. В силу возрастных особенностей ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой-драматизацией и пр.). Интеграция различных видов детской деятельности предполагает следующую динамику: информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоничное развитие на основе художественно-эстетического восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон, на основе восприятия действительности различными органами чувств. В процессе интегрированной художественной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоционального восприятия и эстетических чувств и переживаний, которые постепенно формируют эстетическое восприятие дошкольников.
4. С целью определения направленности содержания занятий по развитию эстетического восприятия старших дошкольников была организована педагогическая диагностика на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МКДОУ Детский сад №12 г. Тавда. В исследовании принимали участие 10 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6 - 6,5 лет.
Показателями и критериями развития эстетического восприятия в старшем дошкольном возрасте являются:
1. Эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта или ситуации. Критерии: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность смыслу, образному строю художественного произведения (Б.М. Теплов).
2. Направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы. Критерии: способность предвосхищать будущий художественный образ; активность художественно-творческой деятельности; способность находить адекватные средства (цветовую, языковую, звуковую, пластическую форму, фактуры, ритмы, тембры и т.д.), которые позволяют «проявить» и воплотить впечатления в выразительные образы (А.А.Мелик-Пашаев).
3. Эстетические суждения. Критерии: выражать различными способами (эпитеты и образные сравнения) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения разных видов искусства (А.К. Дремов).
Для определения уровня развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, в качестве диагностического инструментария, нами были выбраны следующие диагностические методики:
Для определения способности к эстетической оценке: диагностика эстетического восприятия художественных произведений Морозовой Т.В.
Для выявления эмоциональной отзывчивости на художественные образы: художественно -экспрессивный тест Л.В. Школяр.
Для определения способности к эстетической выразительности рисунка: творческое задание, основанное на методических разработках Т.С. Комаровой.
На основании полученных данных, мы выявили, что большинство детей данной группы на констатирующем этапе опытно-поисковой работы показали средний уровень развития эстетического восприятия, также имеются дети с низким уровнем эстетического восприятия, что и определило направленность содержания занятий по развитию эстетического восприятия старших дошкольников.
5. Разработан комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия старших дошкольников и проверена его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
В разработанные нами занятия включены экскурсии, способствующие развитию способности к эстетической оценке окружающей действительности; знакомство с художественными произведениями, способствующие развитию эмоциональной
отзывчивости; творческие задания, способствующие развитию эстетической выразительности, являющихся основными компонентами эстетического восприятия.
Занятия в форме интегрированной художественной деятельности проводились 1 раз в неделю в течение месяца.
В результате проведения занятий, направленных на развитие эстетического восприятия старших дошкольников, было выявлено, что изобразительная деятельность весьма привлекает детей, проявленный интерес, безусловно, побуждает их творческую активность. Сочетание изобразительной деятельности с другими видами деятельности (музыка, чтение, экскурсии, наблюдение), а также использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности расширяет детский кругозор, развивает творческие способности воспитанников. Использование в развитии эстетического восприятия интегрированной художественной деятельности дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства.
В результате проведения занятий у детей наблюдается повышение эмоциональности речи, они активно используют жесты, мимику, движения тела, для выражения эмоций при восприятии эстетического объекта. В художественно-творческой деятельности дошкольники стали проявлять большую активность, самостоятельно выбирают средства для воплощения в творческой деятельности воспринимаемого эстетического образа. У детей возникает меньше трудности при выражении своего отношения к воспринимаемым произведениям искусства, в речи дети используют сравнения, эпитеты, образные выражения.



1. Адаскина, А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности [Текст] / А.А. Адаскина. - М.: Изд-во «Скрипторий», 2007. - 127 с.
2. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А.В. Бакушинский. - М.: Новая Москва, 1985. - 256 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: «Академия», 2002. - 320 с.
4. Большой толковый психологический словарь [Текст] / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ Вече, 2001. - 560 с.
5. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - М.: Академический проект. 2005, - 240 с.
6. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст]: Пособие для педагогов / С.М. Вайнерман. - М.: Академия. 2001, - 130 с.
7. Варки, Н. Ребенок в мире творчества: творческое и эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. Варки // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 6. - С.57-67.
8. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения [Текст] / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. - М.: Просвещение, 1972. - 163 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1967. - 260 с.
10. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1992. - 208 с.
11. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошк. Учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 108 с.
12. Врубель, М.А. Философия искусства. Философско-эстетические воззрения [Текст] / М.А. Врубель. - М.: Просвещение, 1998. - 210 с.
13. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А.С. Галанов, С.Н. Коршелова, С.Л. Куликова; под ред.
А.С. Галанова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 180 с.
14. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: ИЦ Академия, 1997. - 190 с.
15. Григорьева, Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Педагогика, 1995. - 158 с.
16. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. - 168 с.
17. Грибовская, А.А. Взаимосвязь различных видов народного
искусства в эстетическом развитии детей [Текст] / Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г Ковальская, Т.С. Комарова, A.A. Грибовская, Ю.В. Максимов; под ред. Т.С. Комаровой. - М.:
Просвещение, 2006. - 160 с
18. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 88 с.
19. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / И.Ф. Демидова. - Ростов-на-Дону. Изд-во Феникс, 2003. - 224 с.
20. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] / Т.Н. Доронова. - М.: Школьная Пресса, 2009. - 174 с.
21. Джола, Д.Н. Красота воспитывает человека [Текст]: Педагогическая библиотека / Д.Н. Джола. - К.: Радянська школа, 1977. - 140 с.
22. Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие [Текст]: учеб-Д71 ник и практикум для СПО / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова; под ред. Е.А. Дубровской - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 79 с.
23. Занятия по рисованию с детьми [Текст]: Пособие для педагогов ДОУ, родителей / Т.В. Королева. - М.: Сфера, 2009. - 80 с.
24. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: Кн. Для учителя / Б.М. Ненецкий, Н.Н. Фоимна; под ред. Б.М. Ненецкого. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
25. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 192 с.
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Педагогика, 2010. - 416 с.
27. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст]: Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 200 с.
28. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 218 с.
29. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст]: Книга для педагогов / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.
30. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В.Б. Косминская. - М.: «Просвещение», 1997. - 273 с.
31. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования [Текст] / В.П. Копцев. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 106 с.
32. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] /
В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1991. - 144 с.
33. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике
(междисциплинарный) [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Март, 2005. - 448 с.
34. Ковалицкая, Л.М. Методика формирования
изобразительной деятельности [Текст] / Л.М. Ковалицкая. - М.:
Издательство: Аркти, 2008. - 74 с.
35. Королева, Т.В. Занятия по рисованию в детском саду [Текст] / Т.В. Королева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 240 с.
36. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 - 7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 208 с.
37. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя [Текст] / Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1993. - 304с.
38. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.: Педагогика, 2002. - 340 с.
39. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст]: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2007. - 144 с.
40. Лебедев, В.Ю. Эстетика [Текст]: учебник для бакалавров / В.Ю. Лебедев, А.М. Прилуцкий; под ред. В.Ю. Лебедева. - М.: Владос, 2009. - 320 с.
41. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]: Сб. ст./ Под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. - М.: Просвещение, 1994. - 360 с.
42. Маслова, С.Г. В мир прекрасного: программа художественно - эстетического воспитания в детском саду [Текст] / С.Г. Маслова. - СПб.: Нестор-История, 2010. - 176 с.
43. Мацкевич, М.В. «Прогулки по Третьяковке». Методические принципы показа экспозиции художественного музея [Текст] / М.В. Мацкевич // Дошкольное воспитание. - 1997. - №8. - С.53-63.
44. Макаренко А.С. Книга для родителей // [Электронный ресурс]:
Педагогика. 2016. URL: http://andrienko.ucoz.ru/Pedagogy/Books/
AS_Makarenko_Book_for_Parents.pdf (дата обращения: 29.06.2017).
45. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина; под ред. М.В. Матюхиной. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 410 с.
46. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие
для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик, В.А. Сластенин; под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр
«Академия», 1999. - 200 с.
47. Менчинская, Н.А. Развитие ребенка от рождения до 10 лет [Текст] / Н.А. Менчинская. - М.: ин-т практической психологии, 1996. - 185 с.
48. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно -творческого развития [Текст] / А.А. Мелик- Пашаев // Дошкольная педагогика. - 1992. - № 1. - С.60-65.
49. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Сфера. 1991. - 365 с.
50. Основы эстетического воспитания [Текст]: учебное пособие / под ред. А.К. Дремов. - М.: Высш. школа, 1995. - 327 с.
51. Основы эстетического воспитания [Текст] под ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
52. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. - 320 с.
53. Основы дошкольной педагогики [Текст] / под ред. В.А.Запорожца, Т.И. Марковой. - М.: Педагогика, 1980. - 275 с.
54. Педагогика [Текст] Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Издательство: РПА, 2006. - 608 с.
55. Планирование занятий по изобразительной деятельности [Электронный ресурс] // Все о детях. 2016. URL: http: //www. vseodetishkax. ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/113- vospitatelyam-/1330-planirovanie-zanyatij-po-izobrazitelnoj-deyatelnosti (дата обращения: 17.08.2017).
56. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез. 2005. - 208 с.
57. Первушина Т.В. Развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности на музыкальных занятиях [Электронный ресурс] // Информио. 2017. URL: http://www.informio. ru/publications/id2837/Razvitie-tvorcheskih-
sposobnostei-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-hudozhestvenno-yesteticheskoi- dejatelnosti-na-muzykalnyh-zanjatijah (дата обращения: 17.08.2017).
58. Петрова, Г.А. Эстетическое воспитание в школе [Текст]: пособие для студентов / Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко; под ред. Г.И. Королевой. - М.: Синтез, - 134 с.
59. Полунина, В.Н. Искусство и дети [Текст] / В.Н. Полунина. - М.: Просвещение, 1982. - 280 с.
60. Ребенок в мире творчества: воспитание и обучение [Текст] / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С. 57-68.
61 . Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст]: Нетрадиционные техники рисования, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 130 с.
62. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
63. Сакулина, Л.А. Роль наблюдения в развитии детского рисунка [Текст] / Л.А. Саккулина. - М.: «Известия АПН РСФСР», 1994. - 95 с.
64. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев.: Из-во «Радянська школа». 1973. - 145 с.
65. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Школьная пресса, 2003. - 192 с.
66. Савенкова, Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры:
интегрированный полихудожественный подход к освоению изобразительного искусства [Текст] / Л.Г. Савенкова. - М.: Магистр-Пресс, 2000. - 121 с.
67. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст] / Под общей редакцией Н.А. Ветлугиной. - М.: «Издательство АПН РСФСР», 1982. - 372 с.
68. Сайганова, Т.И. Занятия по рисованию с дошкольниками [Текст] / Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина; под ред. Е.М. Седовой. - М.: Сфера, 2009. - 54 с.
69. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова; под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: Просвещение, 1985. - 217 с.
70. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: Известия РСФСР, 1995. - 42 с.
71. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3 -7 лет (теория и диагностика) [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. - М.: НИИ ХВ РАО, 1994. - 318 с.
72. Урунтуева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учебное пособие для учащихся педагогических учебных заведений / Г.А.Урунтуева. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 336 с.
73. Штыц, Н.А. Специфика работы с детьми [Текст]: Методические рекомендации / Н.А. Щтыц. - Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи», 2004. - 104 с.
74. Шиянов, Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественных теорий личности [Текст] / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать», 2005. - 313 с.
75. Шацкая, В.Н Эстетическое воспитание детей в семье [Текст] / В.Н. Шацкая. - М.: Издание 30-60-х гг. 20 века, 1984. - 48 с.
76. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки [Текст]: практическое приложение / А.А. Фатеева. - Ярославль: Академия детства, 2007. - 96 с.
77. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. - М.: Просвещение, 1986. - 154 с.
78. Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст]: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Изд-во «Академия»,
2001. - 208 с.
79. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия»,
2002. - 256 с.
80. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст]: пособие / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1995. - 207 с.
81 . Эстетическое воспитание [Электронный ресурс] // Учебники онлайн. 2017. URL: http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogikafitsu lamm/estetich ne vihovannya_uchniv.htm (дата обращения: 14.05.2017).
82. Этика и эстетика: Эстетическое воспитание [Электронный ресурс] // Большая Библиотека. 2017. URL: http://www.e-ng.ru/etika i_estetika /esteticheskoe_vospitanie.html (дата обращения: 19.06.2017).
83. Эстетическое воспитание детей. Общие принципы эстетического воспитания [Электронный ресурс] // Все о здоровье и красоте. 201 7. URL: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6746-jesteticheskoe-vospitanie- detej.php(дата обращения: 19.06.2017).
84. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова; под ред. Г.Б. Степановой. - М.: Просвещение, 2003. - 273 с.
85. Юсов, Б.Г. Виды искусства и их взаимодействие [Текст] / Б.Г Юсов. - М.: ИХО РАО. 2001. - 280 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ