Уголовно-правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО- РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1.Философское содержание понятия оперативно-разыскного мероприятия 10
1.2. Нормативно-правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности………9
1.3.ОРД как способ познания события преступления 31
ГЛАВА 2. ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 47
2.1. Классификация оперативно-разыскных мероприятий 47
2.2. Особенности конспирации при проведении оперативно-разыскных мероприятий 59
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 71
3.1. Пределы причинения вреда при проведении оперативно-разыскных мероприятий и их уголовно-правовая оценка 71
3.2. Причинение вреда при проведении оперативно-разыскного мероприятия: направления совершенствования уголовного закона 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 102
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО- РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1.Философское содержание понятия оперативно-разыскного мероприятия 10
1.2. Нормативно-правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности………9
1.3.ОРД как способ познания события преступления 31
ГЛАВА 2. ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 47
2.1. Классификация оперативно-разыскных мероприятий 47
2.2. Особенности конспирации при проведении оперативно-разыскных мероприятий 59
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 71
3.1. Пределы причинения вреда при проведении оперативно-разыскных мероприятий и их уголовно-правовая оценка 71
3.2. Причинение вреда при проведении оперативно-разыскного мероприятия: направления совершенствования уголовного закона 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 102
В настоящее время идёт рассогласование и практики применения норм о провокации преступления. Противозаконность самой провокации в абсолютном большинстве случаев, не получает уголовно-правовой оценки и не доводятся до суда. В свою же очередь, границы между так называемой «дозволенной хитростью и запрещенным обманом» в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий в практическом плане не разграничены и не установлены.
В результате некоторые сотрудники правоохранительных органов для обоснования своего формально правильного применения норм закона используют личные контакты и корпоративную солидарность и не дают какой-либо уголовно-правовой оценки действиям провокатора. Аналогичная практика приобретает в последнее время и международно-правовой характер. К примеру, сами осужденные обжалуют действия российских правоприменителей и добиваются оправдательных решений и материальных компенсаций в международно-правовых инстанциях уже в качестве выступающих не преступниками, а потерпевшими. Недавно появившееся нормативное понятие провокации преступления, которое следует из ст. 5 ФЗ об ОРД в значительной мере не соответствует теоретическим разработкам положениям уголовного права. Данное обстоятельство само по себе негативно отражается на осуществлении оперативно-разыскной деятельности в отношении преступлений, которые связаны с незаконным оборотом наркотиков, оружия, а также коррупционных и других преступлений. Необходимость тщательного анализа и решения выявленных проблем подтверждают актуальность избранной темы исследования.
Степень разработанности (изученности) темы исследования. Уровень разработки заявленных направлений исследования представляется явно недостаточным. В специальной литературе роль уголовного права в правовом обеспечении оперативно-разыскных мероприятий не получила должного освещения ни в монографических, ни в диссертационных работах.Тем не менее, вопросами оперативноразыскных мероприятий, занимались многие авторы в том числе А.В. Шахматов, О.А. Вагин, Н. П. Водько, К.К. Горяинов, А.П. Исиченко, М.К. Каретников, В. П. Кувалдин, В.А. Лукашов, В.И. Михайлов, Б.Я. Нагиленко, А.С. Овчинский, В.С. Овчинский, С.С. Овчинский, А. В. Опалев, В.И. Попов, И.В. Путова, Д.В. Ривман, А.А. Сумин, А.В. Федоров, В.Н. Хаустов и др.
Цели исследования состоят в том чтобы исследовать уголовно-правовое обеспечение оперативно-разыскной деятельности: теоретико-прикладные и законодательные аспекты, выявить проблемные вопросы и предложить пути их решения.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть философское содержание понятия оперативно-разыскного мероприятия;
- раскрыть нормативно-правовое регулирование оперативно- разыскной деятельности;
- исследовать ОРД как способ познания события преступления;
- изучить классификация оперативно-разыскных мероприятий;
- проанализировать особенности конспирации при проведении оперативно-разыскных мероприятий;
- рассмотреть пределы причинения вреда при проведении оперативно-разыскных мероприятий и их уголовно-правовая оценка;
- охарактеризовать причинение вреда при проведении оперативно-разыскного мероприятия: направления совершенствования уголовного закона.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере уголовно-правового обеспечения оперативно-разыскной деятельности.
Предметом исследования выступают нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие уголовно-правовое обеспечение оперативно-разыскной деятельности: теоретико-прикладные и законодательные аспекты, а также доктрина и следственно-судебная практика.
Методологическую основу работы составляют общенаучные (диалектический, системный, исторический методы, методы анализа и синтеза) и частные (формально-юридический, сравнительно-правовой системно- структурный, описательно-аналитический, статистический методы, метод анализа документов, обобщение следственно-судебной практики) методы.
В результате некоторые сотрудники правоохранительных органов для обоснования своего формально правильного применения норм закона используют личные контакты и корпоративную солидарность и не дают какой-либо уголовно-правовой оценки действиям провокатора. Аналогичная практика приобретает в последнее время и международно-правовой характер. К примеру, сами осужденные обжалуют действия российских правоприменителей и добиваются оправдательных решений и материальных компенсаций в международно-правовых инстанциях уже в качестве выступающих не преступниками, а потерпевшими. Недавно появившееся нормативное понятие провокации преступления, которое следует из ст. 5 ФЗ об ОРД в значительной мере не соответствует теоретическим разработкам положениям уголовного права. Данное обстоятельство само по себе негативно отражается на осуществлении оперативно-разыскной деятельности в отношении преступлений, которые связаны с незаконным оборотом наркотиков, оружия, а также коррупционных и других преступлений. Необходимость тщательного анализа и решения выявленных проблем подтверждают актуальность избранной темы исследования.
Степень разработанности (изученности) темы исследования. Уровень разработки заявленных направлений исследования представляется явно недостаточным. В специальной литературе роль уголовного права в правовом обеспечении оперативно-разыскных мероприятий не получила должного освещения ни в монографических, ни в диссертационных работах.Тем не менее, вопросами оперативноразыскных мероприятий, занимались многие авторы в том числе А.В. Шахматов, О.А. Вагин, Н. П. Водько, К.К. Горяинов, А.П. Исиченко, М.К. Каретников, В. П. Кувалдин, В.А. Лукашов, В.И. Михайлов, Б.Я. Нагиленко, А.С. Овчинский, В.С. Овчинский, С.С. Овчинский, А. В. Опалев, В.И. Попов, И.В. Путова, Д.В. Ривман, А.А. Сумин, А.В. Федоров, В.Н. Хаустов и др.
Цели исследования состоят в том чтобы исследовать уголовно-правовое обеспечение оперативно-разыскной деятельности: теоретико-прикладные и законодательные аспекты, выявить проблемные вопросы и предложить пути их решения.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть философское содержание понятия оперативно-разыскного мероприятия;
- раскрыть нормативно-правовое регулирование оперативно- разыскной деятельности;
- исследовать ОРД как способ познания события преступления;
- изучить классификация оперативно-разыскных мероприятий;
- проанализировать особенности конспирации при проведении оперативно-разыскных мероприятий;
- рассмотреть пределы причинения вреда при проведении оперативно-разыскных мероприятий и их уголовно-правовая оценка;
- охарактеризовать причинение вреда при проведении оперативно-разыскного мероприятия: направления совершенствования уголовного закона.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере уголовно-правового обеспечения оперативно-разыскной деятельности.
Предметом исследования выступают нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие уголовно-правовое обеспечение оперативно-разыскной деятельности: теоретико-прикладные и законодательные аспекты, а также доктрина и следственно-судебная практика.
Методологическую основу работы составляют общенаучные (диалектический, системный, исторический методы, методы анализа и синтеза) и частные (формально-юридический, сравнительно-правовой системно- структурный, описательно-аналитический, статистический методы, метод анализа документов, обобщение следственно-судебной практики) методы.
Таким образом, в ходе написания магистерской диссертации мы пришли к следующим выводам:
Оперативно-розыскные подразделения включены в системы органов, осуществляющих правоохрану, т.е. обеспечение соблюдения законности, порядка, привлечения нарушителей к соответствующему виду ответственности и исполнению наказания в отношении таких лиц. оперативно-розыскные подразделения осуществляют поисковую деятельность, то есть оперативно посредством специальных методик и технологий осуществляют поиск лиц, организаций, вещей, которые непосредственно или информация о которых необходима для пресечения преступления и для осуществления расследования, причем в зависимости от обстоятельств сложившейся ситуации розыск может осуществляться гласно (очевидно для всех) или негласно (скрыто, в формах неочевидных для окружающих).
Оперативно-розыскная деятельность определяется как форма взаимодействия органов следствия с оперативными подразделениями с целью поиска и фиксации информации, необходимой для расследования уголовных преступлений.
Любое оперативно-разыскное мероприятие представляется совокупностью действий, включающих в себя морально-волевые (например, самостоятельное принятие решений), управленческие (например, согласование и санкционирование некоторых действий), организационные (например, дача задания конфиденту) и непосредственно оперативно-разыскные (направленные на получение информации, например, ведение наблюдения) действия.
Направленность оперативно-разыскного мероприятия на решение задач оперативно-разыскной деятельности. Направленность на решение иных задач в результате указанных действий исключает их из числа оперативно-разыскных мероприятий, что обусловливает тщательную научную разработку задач оперативно-разыскной деятельности.
Понимая, что высказанная нами точка зрения далеко не бесспорна, мы подчеркиваем, что она носит дискуссионный характер и не преуменьшает ценности исследований, ранее проведенных в данной области, которые, как уже отмечалось выше, вносят значительный вклад в обогащение теории оперативно-разыскной деятельности.
Ведомственные нормативные акты, регламентирующие проведение мероприятий в сфере оперативно-разыскной аналитики, как показало проведенное автором исследование, не вполне соответствуют современным социально-правовым условиям, документам стратегического планирования в сфере формирования в стране информационного общества и цифровой экономики, а также современным вызовам и угрозам национальной безопасности Российской Федерации в зоне ответственности МВД России.
Комплексная переработка правового, в первую очередь законодательного, обеспечения деятельности оперативных подразделений ОВД в части, касающейся оперативно-разыскной аналитики, должна предусматривать:
оптимизацию и конкретизацию понятий, используемых в данной сфере, приведение их в соответствие с действующим законодательством РФ, в первую очередь Законом № 144-ФЗ;
меры по укреплению информационной основы оперативно-разыскной аналитики, которые должны всемерно задействовать возможности, предоставляемые оперативным подразделениям ОВД в соответствии со ст. 10 ФЗ об ОРД, а также ст. ст. 13 и 17 Федерального закона «О полиции»;
конкретизацию направлений использования при проведении мероприятий в сфере оперативно-разыскной аналитики новых ИТТ;
расширение перечня мероприятий в сфере оперативно-разыскной аналитики с учетом их обязательного соответствия оперативно-разыскным мероприятиям, закрепленным в ст. 6 ФЗ об ОРД.
Проведенное нами исследование оперативно-разыскной деятельности позволило выявить ряд ее существенных особенностей. В рамках исследуемого параграфа интерес представляют два следующих вывода.
Во-первых, ОРД это самостоятельный особый вид государственной деятельности, осуществляемый ограниченным кругом субъектов правоохранительных органов с использованием специальных приемов и методов в рамках отдельно разработанного законодательства.
В то же время, и уголовно-процессуальная деятельность и ОРД (наряду и иными задачами) направлены на получение информации о преступлении: совершённом или подготавливаемым.
Во-вторых, особенности оперативно - разыскной деятельности обязательно значительной степени увеличивают и расширяют её познавательные возможности по сравнению с уголовно-процессуальным доказыванием. C помощью оперативно-разыскной деятельности не процессуальными, но правовыми средствами, гласным и негласным способом устанавливается лицо, которое совершило преступление или участвовало в покушении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также воссоздается картина преступного события.
Во большинстве случаев только с использованием оперативно-разыскных возможностей органов ОРД можно добыть необходимую информацию о преступных действиях. А значит, есть и существует объективная необходимость в организации взаимодействия между субъектами оперативно-разыскной деятельности и органов предварительного расследования преступлений. Согласованная и взаимосвязанная их деятельность обеспечит эффективное и качественное противодействие преступлений и преступности в целом.
Вместе с тем, результаты оперативно-разыскной деятельности самостоятельного доказательственного значения в уголовно-процессуальном доказывании значения не имеют. В связи с этим возникает особая проблема места и значения в уголовном процессе результатов, полученных в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности.
Необходимо определить и установить, как данные полученные оперативно-разыскным путем, могут быть использованы в уголовно-процессуальном доказывании с учётом строгих требований уголовно-процессуальной формы.
Разрешение названой проблемы в полной мере позволит использовать познавательные возможности оперативно-разыскной деятельности для достижения целей уголовного процесса.
Современная оперативно-разыскная наука оперирует несколькими общепризнанными классификациями оперативно-разыскных мероприятий, в основу которых положены разнообразные их характеристики.
Наиболее распространенными (но далеко не единственными и не универсальными) являются следующие классификации ОРМ:
– проводимые гласно / негласно / избирательно (и так, и так); – не санкционируемые / ведомственно санкционируемые / судебно санкционируемые;
– ограничивающие конституционные права / не ограничивающие;
– проводимые общими субъектами / проводимые специальными субъектами.
Однако в контексте данной работы нам представляется более целесообразной классификация, в основу которой положены способы получения информации человеком, основными из которых являются – чувственный и коммуникативный.
Именно такая классификация, на наш взгляд, позволит наиболее ярко прокомментировать и аргументированно обосновать грядущие изменения ОРМ и их детерминанты, хотя и она является достаточно условной.
Конспирацию можно определить как выработанные оперативно-разыскной практикой установления, приемы, соблюдая которые оперативные подразделения органов, уполномоченных на осуществление ОРД, обеспечивают сохранение в тайне от посторонних лиц содержание проводимых ими конкретных оперативно-разыскных мероприятий и иных оперативных действий.
Обращение к практике оперативных подразделений и литературным источникам показывает, что правила конспирации в ОРД можно разделить на следующие классификационные группы:
1) правила конспирации, относящиеся к организации ОРД
2) правила конспирации, относящиеся к тактике ОРД
3) частные правила конспирации, являющиеся творчеством и инициативой оперативных сотрудников правоохранительных органов
При применении частных правил конспирации учитывается комплекс разносторонней информации: индивидуальные особенности попадающих в поле зрения оперативных подразделений объектов ОРД, в отношении которых проводятся ОРМ; уровень профессиональных знаний, навыков сотрудников оперативных подразделений и лиц, им содействующих на конфиденциальной основе; противодействие ОРД со стороны объектов ОРД и др.
К частным правилам конспирации можно отнести: условные сигналы, особые акты поведения, использование определенных знаков, специфическое расположение предметов при возникновении конкретной ситуации, ограничения посещения конфидентами каких-либо объектов или общественных мест и др.
Действия лица, участвующего в проведении оперативно-разыскного мероприятия, могут влечь за собой уголовную ответственность только исключительно при умышленном превышении допустимых пределов совершения вреда.
Представленные на наш взгляд, нами аргументы, полностью, обосновывают необходимость дополнения УК РФ новой нормой, которая предусматривает новое обстоятельство, исключающее преступность совершения преступления.
Считаем необходимым дополнить УК РФ ст. 39.1 следующего содержания:
«Статья 39.1. Причинение вреда при проведении оперативно-разыскного мероприятия.
1. Не является преступлением вынужденное причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при проведении оперативно-разыскного мероприятия уполномоченным лицом, которое действует в целях предотвращения, пресечения или раскрытия преступления, если при этом не было допущено превышения пределов причинения вреда при проведении оперативно-разыскного мероприятия.
2. Превышением пределов причинения вреда при проведении оперативно-разыскного мероприятия признается умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью другого человека, либо нарушение половой неприкосновенности или половой свободы личности, либо умышленное причинение иного вреда, явно не соответствующего характеру и степени общественной опасности предотвращаемого, пресекаемого или раскрываемого преступления.».
На наш взгляд, считаем, что установление и закрепление в УК РФ только исключительно дискреционных полномочий лиц, которые будут осуществлять сотрудники ОРД, было бы незавершенным решением данной выявленной проблемы. В практических ситуациях всегда не исключены обстоятельства, когда лицо, участвующее в проведении такого оперативно-разыскного мероприятия, может нарушить условия правомерности причинения вреда, поэтому необходимо на наш взгляд, внести изменение и в сам перечень, обстоятельств, которые непосредственно смягчают наказание, чтобы суду не додумывать можно или нет относить такие обстоятельства к смягчающим (привилигированным) признакам, то их необходимо следует законодательно закрепить в УК РФ.
Для этого предлагается п. «ж» ч. 1 ст. 61 УК РФ после слов «крайней необходимости,» дополнить словами «причинения вреда при проведении оперативно-разыскного мероприятия».
Кроме того, на наш взгляд, обоснованно было бы и внесение изменений в ст. 62 УК РФ.
В данной норме также следует закрепить ограничение назначения наказания, не превышающего ¾ максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей санкцией статьи УК РФ за совершение преступления при нарушении условий правомерности причинения вреда при проведении оперативно-разыскных мероприятий.
С уголовной ответственностью всегда тесно связан и вопрос освобождения от уголовной ответственности и наказания.
На наш взгляд, ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД далека от совершенства, не раскрывает фактически свою правовую сущность и на практике фактически не применяется.
По этой причине предлагается дополнить главу 11 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности» статьей 75.1 следующего содержания:
«Статья 75.1. Освобождение от уголовной ответственности в связи с участием в проведении оперативно-разыскного мероприятия.
Лицо, совершившее преступление в составе группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества, может быть освобождено от уголовной ответственности, если приняло участие в проведении оперативно-разыскного мероприятия и способствовало раскрытию преступления, возместило ущерб, причиненный в результате его совершения, или иным образом загладило причиненный вред».
Данное дополнение уголовного закона, повлечёт за собой изменение также и ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД.
В которой особо следует указать, что лицо, совершившие преступление и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим ОРД, может быть освобождено от уголовной ответственности в случаях, которые прямо предусмотрены УК РФ.
Соответствующие изменения необходимо будет внести и в УПК РФ.
Оперативно-розыскные подразделения включены в системы органов, осуществляющих правоохрану, т.е. обеспечение соблюдения законности, порядка, привлечения нарушителей к соответствующему виду ответственности и исполнению наказания в отношении таких лиц. оперативно-розыскные подразделения осуществляют поисковую деятельность, то есть оперативно посредством специальных методик и технологий осуществляют поиск лиц, организаций, вещей, которые непосредственно или информация о которых необходима для пресечения преступления и для осуществления расследования, причем в зависимости от обстоятельств сложившейся ситуации розыск может осуществляться гласно (очевидно для всех) или негласно (скрыто, в формах неочевидных для окружающих).
Оперативно-розыскная деятельность определяется как форма взаимодействия органов следствия с оперативными подразделениями с целью поиска и фиксации информации, необходимой для расследования уголовных преступлений.
Любое оперативно-разыскное мероприятие представляется совокупностью действий, включающих в себя морально-волевые (например, самостоятельное принятие решений), управленческие (например, согласование и санкционирование некоторых действий), организационные (например, дача задания конфиденту) и непосредственно оперативно-разыскные (направленные на получение информации, например, ведение наблюдения) действия.
Направленность оперативно-разыскного мероприятия на решение задач оперативно-разыскной деятельности. Направленность на решение иных задач в результате указанных действий исключает их из числа оперативно-разыскных мероприятий, что обусловливает тщательную научную разработку задач оперативно-разыскной деятельности.
Понимая, что высказанная нами точка зрения далеко не бесспорна, мы подчеркиваем, что она носит дискуссионный характер и не преуменьшает ценности исследований, ранее проведенных в данной области, которые, как уже отмечалось выше, вносят значительный вклад в обогащение теории оперативно-разыскной деятельности.
Ведомственные нормативные акты, регламентирующие проведение мероприятий в сфере оперативно-разыскной аналитики, как показало проведенное автором исследование, не вполне соответствуют современным социально-правовым условиям, документам стратегического планирования в сфере формирования в стране информационного общества и цифровой экономики, а также современным вызовам и угрозам национальной безопасности Российской Федерации в зоне ответственности МВД России.
Комплексная переработка правового, в первую очередь законодательного, обеспечения деятельности оперативных подразделений ОВД в части, касающейся оперативно-разыскной аналитики, должна предусматривать:
оптимизацию и конкретизацию понятий, используемых в данной сфере, приведение их в соответствие с действующим законодательством РФ, в первую очередь Законом № 144-ФЗ;
меры по укреплению информационной основы оперативно-разыскной аналитики, которые должны всемерно задействовать возможности, предоставляемые оперативным подразделениям ОВД в соответствии со ст. 10 ФЗ об ОРД, а также ст. ст. 13 и 17 Федерального закона «О полиции»;
конкретизацию направлений использования при проведении мероприятий в сфере оперативно-разыскной аналитики новых ИТТ;
расширение перечня мероприятий в сфере оперативно-разыскной аналитики с учетом их обязательного соответствия оперативно-разыскным мероприятиям, закрепленным в ст. 6 ФЗ об ОРД.
Проведенное нами исследование оперативно-разыскной деятельности позволило выявить ряд ее существенных особенностей. В рамках исследуемого параграфа интерес представляют два следующих вывода.
Во-первых, ОРД это самостоятельный особый вид государственной деятельности, осуществляемый ограниченным кругом субъектов правоохранительных органов с использованием специальных приемов и методов в рамках отдельно разработанного законодательства.
В то же время, и уголовно-процессуальная деятельность и ОРД (наряду и иными задачами) направлены на получение информации о преступлении: совершённом или подготавливаемым.
Во-вторых, особенности оперативно - разыскной деятельности обязательно значительной степени увеличивают и расширяют её познавательные возможности по сравнению с уголовно-процессуальным доказыванием. C помощью оперативно-разыскной деятельности не процессуальными, но правовыми средствами, гласным и негласным способом устанавливается лицо, которое совершило преступление или участвовало в покушении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также воссоздается картина преступного события.
Во большинстве случаев только с использованием оперативно-разыскных возможностей органов ОРД можно добыть необходимую информацию о преступных действиях. А значит, есть и существует объективная необходимость в организации взаимодействия между субъектами оперативно-разыскной деятельности и органов предварительного расследования преступлений. Согласованная и взаимосвязанная их деятельность обеспечит эффективное и качественное противодействие преступлений и преступности в целом.
Вместе с тем, результаты оперативно-разыскной деятельности самостоятельного доказательственного значения в уголовно-процессуальном доказывании значения не имеют. В связи с этим возникает особая проблема места и значения в уголовном процессе результатов, полученных в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности.
Необходимо определить и установить, как данные полученные оперативно-разыскным путем, могут быть использованы в уголовно-процессуальном доказывании с учётом строгих требований уголовно-процессуальной формы.
Разрешение названой проблемы в полной мере позволит использовать познавательные возможности оперативно-разыскной деятельности для достижения целей уголовного процесса.
Современная оперативно-разыскная наука оперирует несколькими общепризнанными классификациями оперативно-разыскных мероприятий, в основу которых положены разнообразные их характеристики.
Наиболее распространенными (но далеко не единственными и не универсальными) являются следующие классификации ОРМ:
– проводимые гласно / негласно / избирательно (и так, и так); – не санкционируемые / ведомственно санкционируемые / судебно санкционируемые;
– ограничивающие конституционные права / не ограничивающие;
– проводимые общими субъектами / проводимые специальными субъектами.
Однако в контексте данной работы нам представляется более целесообразной классификация, в основу которой положены способы получения информации человеком, основными из которых являются – чувственный и коммуникативный.
Именно такая классификация, на наш взгляд, позволит наиболее ярко прокомментировать и аргументированно обосновать грядущие изменения ОРМ и их детерминанты, хотя и она является достаточно условной.
Конспирацию можно определить как выработанные оперативно-разыскной практикой установления, приемы, соблюдая которые оперативные подразделения органов, уполномоченных на осуществление ОРД, обеспечивают сохранение в тайне от посторонних лиц содержание проводимых ими конкретных оперативно-разыскных мероприятий и иных оперативных действий.
Обращение к практике оперативных подразделений и литературным источникам показывает, что правила конспирации в ОРД можно разделить на следующие классификационные группы:
1) правила конспирации, относящиеся к организации ОРД
2) правила конспирации, относящиеся к тактике ОРД
3) частные правила конспирации, являющиеся творчеством и инициативой оперативных сотрудников правоохранительных органов
При применении частных правил конспирации учитывается комплекс разносторонней информации: индивидуальные особенности попадающих в поле зрения оперативных подразделений объектов ОРД, в отношении которых проводятся ОРМ; уровень профессиональных знаний, навыков сотрудников оперативных подразделений и лиц, им содействующих на конфиденциальной основе; противодействие ОРД со стороны объектов ОРД и др.
К частным правилам конспирации можно отнести: условные сигналы, особые акты поведения, использование определенных знаков, специфическое расположение предметов при возникновении конкретной ситуации, ограничения посещения конфидентами каких-либо объектов или общественных мест и др.
Действия лица, участвующего в проведении оперативно-разыскного мероприятия, могут влечь за собой уголовную ответственность только исключительно при умышленном превышении допустимых пределов совершения вреда.
Представленные на наш взгляд, нами аргументы, полностью, обосновывают необходимость дополнения УК РФ новой нормой, которая предусматривает новое обстоятельство, исключающее преступность совершения преступления.
Считаем необходимым дополнить УК РФ ст. 39.1 следующего содержания:
«Статья 39.1. Причинение вреда при проведении оперативно-разыскного мероприятия.
1. Не является преступлением вынужденное причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при проведении оперативно-разыскного мероприятия уполномоченным лицом, которое действует в целях предотвращения, пресечения или раскрытия преступления, если при этом не было допущено превышения пределов причинения вреда при проведении оперативно-разыскного мероприятия.
2. Превышением пределов причинения вреда при проведении оперативно-разыскного мероприятия признается умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью другого человека, либо нарушение половой неприкосновенности или половой свободы личности, либо умышленное причинение иного вреда, явно не соответствующего характеру и степени общественной опасности предотвращаемого, пресекаемого или раскрываемого преступления.».
На наш взгляд, считаем, что установление и закрепление в УК РФ только исключительно дискреционных полномочий лиц, которые будут осуществлять сотрудники ОРД, было бы незавершенным решением данной выявленной проблемы. В практических ситуациях всегда не исключены обстоятельства, когда лицо, участвующее в проведении такого оперативно-разыскного мероприятия, может нарушить условия правомерности причинения вреда, поэтому необходимо на наш взгляд, внести изменение и в сам перечень, обстоятельств, которые непосредственно смягчают наказание, чтобы суду не додумывать можно или нет относить такие обстоятельства к смягчающим (привилигированным) признакам, то их необходимо следует законодательно закрепить в УК РФ.
Для этого предлагается п. «ж» ч. 1 ст. 61 УК РФ после слов «крайней необходимости,» дополнить словами «причинения вреда при проведении оперативно-разыскного мероприятия».
Кроме того, на наш взгляд, обоснованно было бы и внесение изменений в ст. 62 УК РФ.
В данной норме также следует закрепить ограничение назначения наказания, не превышающего ¾ максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей санкцией статьи УК РФ за совершение преступления при нарушении условий правомерности причинения вреда при проведении оперативно-разыскных мероприятий.
С уголовной ответственностью всегда тесно связан и вопрос освобождения от уголовной ответственности и наказания.
На наш взгляд, ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД далека от совершенства, не раскрывает фактически свою правовую сущность и на практике фактически не применяется.
По этой причине предлагается дополнить главу 11 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности» статьей 75.1 следующего содержания:
«Статья 75.1. Освобождение от уголовной ответственности в связи с участием в проведении оперативно-разыскного мероприятия.
Лицо, совершившее преступление в составе группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества, может быть освобождено от уголовной ответственности, если приняло участие в проведении оперативно-разыскного мероприятия и способствовало раскрытию преступления, возместило ущерб, причиненный в результате его совершения, или иным образом загладило причиненный вред».
Данное дополнение уголовного закона, повлечёт за собой изменение также и ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД.
В которой особо следует указать, что лицо, совершившие преступление и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим ОРД, может быть освобождено от уголовной ответственности в случаях, которые прямо предусмотрены УК РФ.
Соответствующие изменения необходимо будет внести и в УПК РФ.
Подобные работы
- Правовые источники оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2022 - Оперативно-розыскная деятельность сотрудников органов внутренних дел (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Понятие, задачи и правовая основа оперативно-розыскной деятельности (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Оперативно-розыскной закон (Оперативно-розыскная деятельность, РАНХ и ГС)
Курсовые работы, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2018 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Оперативно-розыскная деятельность в таможенном деле
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2016 - Особенности в закреплении статуса ОРД в оперативно-розыскных законах зарубежных стран )
Рефераты, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2019 - Оперативно-розыскной закон (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Исследование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам
Дипломные работы, ВКР, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019



