Введение 3
Глава 1 Государственно-правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации 9
1.1 Правовые основы регулирования водоснабжения и водоотведения в
Российской Федерации 9
1.2 Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения 20
Глава 2 Механизм административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения 30
2.1 Особенности договорного регулирования водоснабжения и
водоотведения 30
2.2 Тарифное регулирование водоснабжения и водоотведения 36
2.3 Передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения и
водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности 43
Глава 3 Проблемы практики и совершенствование административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения 54
3.1 Практика административно-правового регулирования
водоснабжения и водоотведения 54
3.2 Совершенствование административно-правового регулирования
водоснабжения и водоотведения 80
Заключение 89
Список используемой литературы и используемых источников 96
Актуальность исследования.
Одним из приоритетов социальной политики нашего государства, определяющее благополучие и здоровье нации, является гарантированное обеспечение каждого по доступной цене чистой водой в необходимом количестве. При этом, ситуация в разных регионах не является одинаковой. По большей части в городах население обеспечивается водой посредством централизованных систем водоснабжения через которые подается 18 млрд м3 воды в год. Однако в 12 % городов и в 68 % сельских населенных пунктов - отсутствует централизованный водопровод. В целом, около 22% населения (30,5 млн. человек) не обеспечены услугами централизованного водоснабжения [85, с. 34].
Актуальным для России является и качество воды, зависимое не только от технических проблем, но и связанное с решением вопросов правового, организационного и экономического характера.
В целом, в системе водоснабжения и водоотведения можно выделить следующие проблемы:
во-первых, неудовлетворительное техническое состояние и технологическое обеспечение системы водоснабжения и водоотведения;
во-вторых, нарастает дефицит водных ресурсов в ряде бассейнов;
в-третьих, нерациональное водопользование, в связи с чем назрела проблема пересмотра концептуальных положений о потребности в воде, так как системы водоснабжения в Советском Союзе и в Российской Федерации рассчитывались исходя из определения режима максимального водопотребления в сутки. По результатам этих расчетов производится выбор параметров всех элементов системы и в настоящее время;
в-четвертых, отличается низкой эффективностью система государственного управления в сфере водоснабжения и водоотведения, связанная с процессом децентрализации и приватизации централизованных систем водоснабжения и водоотведения. В связи с чем, отмечается рост в России рынка частных водных операторов. Наиболее успешно в новых условиях работает ГК «Росводоканал» - крупнейший частный оператор в сфере водоснабжения и водоотведения в России. На сегодняшний день под управлением «Роcводоканала» работают 24% рынка частных водных операторов России, в том числе, 7 водоканалов России - в Барнауле, Калуге и Калужской области, Краснодаре, Омске, Оренбурге, Твери, Тюмени;
в-пятых, нельзя признать совершенной нормативно-правовую базу и тарифную политики в сфере водоснабжения и водоотведения, от чего напрямую зависит реализация задач модернизации данной системы. В целом образовался разрыв между нормированием и реализацией принятых нормативов - принятие новых нормативных документов не сопровождалось созданием эффективной системы контроля за их выполнением.
Все выше изложенное обуславливает актуальность и своевременность исследования административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации.
Степень разработанности темы. Вопросы водоснабжения и водоотведения по большей части являются предметом исследования экономистов, экологов и технических специалистов в данной сфере общественных отношений [5; 85; 92; 118].
Ученые юристы рассматривают отдельные вопросы темы, к примеру, это договорное [6; 13; 18; 113] и тарифное регулирование водоснабжения и водоотведения [1], государственно-частное партнерство в сфере водоснабжения и водоотведения [8], воздействие на природную среду [4], обобщают и анализируют правоприменительную практику в целом [27], так и в части использования систем водоснабжения, транспортировки и подачи воды, установления размера платы за воду [112].
Вопросы водоснабжения и водоотведения исследуются и зарубежными учеными, к примеру, по вопросам роли государственных и частных поставщиков в водоснабжении [114-117, 119-120].
Несмотря на большое количество публикаций, посвященных водоснабжению и водоотведению, следует признать не только отсутствие комплексного исследования административно-правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений, но и слабую проработанность данной темы в научно-теоретическом аспектах.
Цель исследования - провести комплексный научно-теоретический анализ административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) рассмотреть правовые основы регулирования водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации;
2) проанализировать государственную политику в сфере водоснабжения и водоотведения;
3) выявить особенности договорного регулирования водоснабжения и водоотведения;
4) исследовать тарифное регулирование водоснабжения и водоотведения;
5) проанализировать передачу прав владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
6) провести аналитический обзор практики административно - правового регулирования водоснабжения и водоотведения;
7) наметить основные направления совершенствования административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения.
Теоретическая основа исследования представлена трудами следующих ученых: Е.В. Артемьева, Н.А. Бобровой, Д.М. Будницкого, П.А. Джапакова, И.А. Игнатьевой, С.М. Линейкиной, В.В. Широбокова и др.
Нормативно-правовую основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные законы «О водоснабжении и водоотведении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Методологическая основа исследования. Тема магистерской диссертации предполагает необходимость использования комплекса методов научного познания. При написании применялись: диалектический метод познания, методы объективного и всестороннего анализа, системный и формально-логические методы исследования.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности применения полученных результатов как в учебной деятельности при изучении курса «Административное право».
Научная новизна магистерской диссертации заключается в положениях, выносимых на защиту.
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
- целесообразно в российском законодательстве установить нормы, обеспечивающие эффективную поддержку финансовыми средствами хозяйствующих субъектов на строительство и модернизацию локальных очистных сооружений;
- в законодательство о водоснабжении и водоотведении должны быть внесены существенные изменения, которые, с одной стороны, будут направлены на устранение многих формальных обязанностей абонентов централизованной системы водоотведения, ориентированных на охрану окружающей среды, а с другой - ужесточат требования по предотвращению вреда самим системам водоотведения (а не окружающей среде) в результате деятельности их абонентов;
для надежной и бесперебойной организации функционирования систем водоснабжения и водоотведения, в целях достижения баланса интересов организации ВКХ и абонентов, соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций в сфере поставки воды через централизованные системы водоснабжения в договорах, заключаемых между организациями ВКХ и абонентами, достаточно в качестве существенных условий, помимо количества поставляемой воды, определить такие условия, которые непосредственно влияют на технико-эксплуатационные характеристики самого процесса водоснабжения. Кроме того, целесообразно закрепить исчерпывающий перечень существенных условий только в Федеральном законе № 416-ФЗ, не дублируя его в Правилах водоснабжения;
с целью повышения эффективности государственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения необходимо разработать механизм установления льготного налогообложения субъектам Российской Федерации, участвующим в федеральном проекте «Чистая вода», с целью уменьшения налога на имущество для объектов, построенных (реконструированных) в рамках реализации данной программы;
Правительству РФ необходимо разработать и принять «Порядок возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и централизованные системы водоотведения поселений, городских округов
организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами».
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, семь параграфов, заключение и список используемых источников.
Констатируя все выше изложенное в настоящей магистерской диссертации, представляется возможным сделать следующие выводы.
Во-первых, рациональное использование водных ресурсов является важной задачей всего человечества, каждое государство обязано обеспечить их сохранность для будущих поколений. В настоящее время вода становится природным ресурсом, который все больше и больше подвергается негативному воздействию хозяйственной и иной деятельности человека, в результате загрязнения и истощения, вода становится предметом конкуренции многих государств.
Федеральный закон № 416-ФЗ - это один из важных отраслевых актов, который устанавливает правила, закрепляет требования по обеспечению водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации. Данный нормативно-правовой акт предъявляет серьезные требования к предприятиям, осуществляющим сброс в канализацию сточных вод. Основными задачами Федерального закона № 416-ФЗ являются охрана здоровья и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды, а также снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.
В рамках этого закона заложены два основополагающих международных принципа: принцип, согласно которому, расходы, связанные с предотвращением и сокращением загрязнения, покрываются загрязнителем и принцип, означающий принятие превентивных мер в случае опасности загрязнения, который может нанести вред здоровью человека, живым ресурсам и окружающей среде в целом. К сожалению, реализация этих важных принципов не осуществляется должным образом.
Для реализации данных принципов на практике, следует, в первую очередь принимать необходимые меры, направленные на предупреждение загрязнения, а именно соблюдение нормативов водоотведения. Однако если загрязнение все же произошло, вступает в действие принцип «загрязнитель платит». Платежи должны поступать в бюджеты муниципальных образований, так как именно они организовывают водоснабжение и водоотведение на своей территории. Обязательный принцип возмещения ущерба должен применяться к действительным виновникам сброса сточных вод в водный объект, промышленным предприятиям, а не к Водоканалам, которые являются по сути своей природоохранными предприятиями. Также, должна быть предусмотрена, оценка качества сточных вод с точки зрения соответствия наилучшим доступным технологиям. Без применения данных технологий и упомянутых выше мер, данная задача снижения антропогенной нагрузки на водные объекты на практике не будет решена.
Представляется целесообразным в российском законодательстве установить нормы, обеспечивающие эффективную поддержку финансовыми средствами хозяйствующих субъектов на строительство и модернизацию локальных очистных сооружений.
В законодательство о водоснабжении и водоотведении должны быть внесены существенные изменения, которые, с одной стороны, будут направлены на устранение многих формальных обязанностей абонентов централизованной системы водоотведения, ориентированных на охрану окружающей среды, а с другой - ужесточат требования по предотвращению вреда самим системам водоотведения (а не окружающей среде) в результате деятельности их абонентов.
Во-вторых, в последнее время активно реализуется внедрение новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций, расширение механизмов государственно частного партнерства по ликвидации вододефицита в регионах защиты населения от негативного воздействия вод, повышение качества водных ресурсов, а также просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных ресурсов. Во многих регионах утверждены дорожные карты для реализации целевой модели по подключениям к сетям тепло- и водоснабжения. Субъекты Российской Федерации приступили к реализации «дорожных карт» подключения бизнеса к сетям теплоснабжения и централизованным системам водоснабжения и водоотведения. На территории Самарской области действует ряд стратегических и программных документов в сфере сохранения и предотвращения загрязнения Волги.
В-третьих, для надежной и бесперебойной организации функционирования систем водоснабжения и водоотведения, в целях достижения баланса интересов организации ВКХ и абонентов, соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций в сфере поставки воды через централизованные системы водоснабжения в договорах, заключаемых между организациями ВКХ и абонентами, достаточно в качестве существенных условий, помимо количества поставляемой воды, определить такие условия, которые непосредственно влияют на технико-эксплуатационные характеристики самого процесса водоснабжения. Кроме того, целесообразно закрепить исчерпывающий перечень существенных условий только в Федеральном законе № 416-ФЗ, не дублируя его в Правилах водоснабжения.
Договорные отношения бюджетных организаций с контрагентами регулируются законодательством о закупках. Правовой статус таких организаций обязывает их при заключении сделок следовать установленным правилам.
В-четвертых, начиная с 2020 года тарифы транзитных водоснабжающих организаций рассчитываются по методу сравнения аналогов. Это касается компаний, которые владеют небольшими участками водопроводных и канализационных сетей (до 10 км) и оказывают услуги по транспортировке воды и стоков. «Эталонный» метод расчета тарифов позволит сдержать цены на ресурсы ЖКХ для конечных потребителей. Метод сравнения аналогов, или эталонный метод, исключит рост тарифов у конечных потребителей. По новым правилам, текущие расходы компаний- транзитников приравняют к текущим расходам по транспортировке воды самой крупной по количеству абонентов ресурсоснабжающей организации, разъясняют в антимонопольной службе. Внедрение «эталонных» тарифов также обеспечит предсказуемость тарифного регулирования и не допустит значительной вариативности тарифов в рамках одной системы централизованного водоснабжения и водоотведения.
В-пятых, объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения (водопроводные сети) могут находиться только в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 28.1 ФЗ о теплоснабжении. При этом, передача объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственное ведение унитарному предприятию является правом собственника, предусмотренным действующим законодательством.
В-шестых, проведенный анализ судебной практики показал, что основные проблемы у судов возникают при рассмотрении споров, связанных с определением объема оказанных услуг, а также с применением ответственности за нарушение сроков их оплаты. Другие вопросы арбитражными судами разрешаются единообразно, в соответствии с позицией, изложенной в обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации и определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В-седьмых, на сегодняшний день проблемы водного хозяйства рассматриваются на самом высоком государственном уровне. Одним из направлений государственной политики в данной отрасли является разработка Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы «Чистая вода», целью которой является обеспечение всех граждан качественной питьевой водой путем реформирования и модернизации водной отрасли.
Концепция «Цифровой водоканал» является одной из составляющих «Умного города» и включает в себя автоматизацию и перевод в цифровой формат всех бизнес-процессов: от снятия показаний счетчиков до выставления счетов. Реализованные проекты модернизации объектов за счет внедрения современных цифровых решений демонстрируют рост эффективности предприятия уже в первый год: сокращение потерь, эксплуатационных расходов, повышение качества поставляемой воды и сокращение времени устранения аварий.
В целом, проведенный анализ, позволил выдвинуть ряд предложений по повышению эффективности государственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения:
1. Разработать механизм установления льготного налогообложения субъектам Российской Федерации, участвующим в федеральном проекте «Чистая вода», с целью уменьшения налога на имущество для объектов, построенных (реконструированных) в рамках реализации данной программы.
2. В проработке нуждается вопрос возможности участия организаций
водопроводно-канализационного хозяйства, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества, в мероприятиях федерального проекта «Чистая вода».
3. Необходимо рассмотреть вопрос участия в мероприятиях федерального проекта «Чистая вода» объектов, которые должны быть построены/реконструированы в рамках концессионного соглашения за счет средств концессионера, в т.ч. путем переноса запланированного финансирования, на иные объекты в рамках концессионного соглашения.
4. Целесообразно рассмотреть возможность использования федеральной субсидии, выделяемой в рамках федерального проекта «Чистая вода», на геологическое изучение недр (поиск и оценка подземных водоисточников).
5. Необходимо проработать вопрос увеличения общего объема софинансирования за счет средств федерального бюджета на разработку проектно-сметной документации. Предусмотреть, что данные дополнительные средства не влияют на общее распределение средств между субъектами в зависимости от их бюджетной обеспеченности.
6. Продолжить работу над формированием Справочника перспективных технологий, в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода», дополнив данный справочник разделом Референц-объекты водоподготовки. Предусмотреть возможность дополнения раздела на постоянной основе, с учетом проектирования, строительства и опыта эксплуатации существующих и вновь построенных объектов водоподготовки.
7. Рассмотреть возможность внесения изменений в значения показателей федерального проекта «Чистая вода» на основании данных Роспотребнадзора и обосновывающих материалов от субъектов РФ.
Кроме того, залогом успешной реализации государственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения является совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров в водной отрасли России. В целях достижения и поддержания высокого уровня компетенции руководителей и квалификации специалистов отрасли необходимо усовершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров по стратегически перспективным профессиям и специальностям на базе высших учебных заведений.
В совершенствовании нуждаются и правовые меры по улучшению качества воды. Прежде всего, важное значение имеет установление единых терминов и понятий в указанных сферах правового регулирования. Правительству РФ необходимо, в частности, разработать и принять «Порядок возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и централизованные системы водоотведения поселений, городских округов организациями, осуществляющими водоотведение, и их абонентами».
В целом требуется дальнейшее совершенствование нормативно - методических документов, регламентирующих отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
1. Артемьев Е.В. Дифференциация регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения // Право и экономика. 2018. № 10. С. 23 - 29.
2. Бирюков В.В., Егорова Ю.А. Комплексный подход ООО «Самарские коммунальные системы» по модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Самары // В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительные технологии сборник статей, электронный ресурс. под редакцией М.В. Шувалова, А.А. Пищулева, А.К. Стрелкова. Самара, 2018. С. 295-298.
3. Боброва Н.А. Цифровизация: плюсы и минусы //
Конституционное и муниципальное право. 2019. № 10. С. 23-25.
4. Будницкий Д.М. Правовое регулирование воздействия на природную среду в процессе деятельности по водоснабжению и водоотведению // СПС КонсультантПлюс. 2016.
5. Бузинов Р.В., Лопатин С.А., Терентьев В.И., Шешин О.Ю., Гудков А.Б., Попова О.Н. Актуальные вопросы обеспечения охраны водоисточников на федеральном и региональном уровне (обзор) // Журнал медико-биологических исследований. 2018. Т. 6. № 3. С. 302-309.
6. Бычков А.И. Смешанный договор водоснабжения и водоотведения // Юрист. 2012. № 2. С. 3 - 7.
7. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
8. Гассий М.В. Реализация проектов ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения: критерии успеха и факторы риска // Юрист. 2016. № 24. С. 41 - 46.
9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 16.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
12. Данилович Д. А., Гюнтер Л. И. Коммунальному водоотведению необходима новая законодательная база // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2009. № 3. С. 17-22.
13. Джапаков П.А. Ограничение принципа свободы договора в области водоснабжения и водоотведения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 3. С. 78 - 82.
14. Доклад об экологической ситуации в Самарской области за 2018
год. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //www.priroda. samregion.ru/environmental_protection/state_report (Дата
обращения: 23.03.2020 г.).
15. Егорова Ю.А., Коневский Е.В., Васьковский А.В., Зайко В.А. Опыт использования геоинформационных технологий и программно - расчетных комплексов при поиске неучтенных потерь воды в системе водоснабжения г. Самары // Водоснабжение и санитарная техника. 2016. № 8. С. 45-49.
16. Егорова Ю.А., Левин Д.И., Люшина Л.Ф., Петропавловский С.А., Баженов В.И., Данилович Д.А., Носкова И.А. Комплексная реконструкция городских очистных канализационных сооружений г. Самары // Водоснабжение и санитарная техника. 2016. № 8. С. 81-84.
17. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 14.
18. Иванова С.В. Особенности заключения договора водоснабжения с бюджетной организацией (бюджетным учреждением) // СПС КонсультантПлюс. 2020.
19. Игнатьева И.А. Систематизация экологического законодательства и экологизация иных отраслей российского законодательства // Экологическое право. 2007. № 1. С. 8-12.
20. Как устанавливаются тарифы на летний водопровод? [Электронный ресурс] // Азбука права: электрон. журн. 2020
21. Кобрин Н.А. Правовые проблемы водоснабжения и
водоотведенияи // В сборнике: Производство и переработка
сельскохозяйственной продукции: менеджмент качества и безопасности материалы международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета технологии и товароведения Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. 2018. С. 350.
22. Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, 1992 г. (Хельсинкская конвенция) [рус., англ.] [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
23. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 . № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
24. Концепция «Цифровой водоканал» в рамках Умного города будет
тиражироваться по всей стране [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.minstroyrf.ru/press/kontseptsiya-tsifrovoy-vodokanal-v-ramkakh-umnogo-goroda-budet-tirazhirovatsya-po-vsey-strane/?sphrase_id=907101. (Дата
обращения: 20.03.2020 г.).
25. Линейкина С.М. Как получить права владения и пользования на объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения из госсобственности? // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение.
2019. № 2. С. 47-50.
26. Минстрой России утвердил Справочник технологий
водоподготовки и очистки воды [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-utverdil-spravochnik-tekhnologiy-vodopodgotovki-i-ochistki-vody/?sphrase_id=907101. (Дата обращения:
20.03.2020 г.).
27. Михайловская Е.А., Халикова К.Н. О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о водоснабжении и водоотведении // Арбитражные споры. 2018. № 2. С. 5 - 25.
28. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
29. Новые объекты по проекту «Чистая вода» появились в 2019 году в пяти регионах [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.minstroyrf.ru/press/novye-obekty-po-proektu-chistaya-voda-poyavilis-v-2019-godu-v-pyati-regionakh-/?sphrase_id=907101 (Дата обращения: 15.03.2020 г.).
30. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) // БВС РФ. 2018. № 17.
31. Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) // БВС РФ. 2017. № 12.
32. Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2010 г. № КАС09-661 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
33. Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2017 г. № 325-ПЭК17 по делу № А24-1728/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
34. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.04.2016 г. № 305-ЭС15-16052 по делу № А41- 76129/2014 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
35. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.04.2016 г. по делу № 305-ЭС15-17734, А41- 80743/2014 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
36. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.04.2015 г. № 310-ЭС14-5955 по делу № А36- 733/2014 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
37. Паспорт приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.08.2017 г. № 9) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
38. Паспорт федерального проекта «Чистая вода» (приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Экология» от 21.12.2018 г. № 3 [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс.
39. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 05.12.2016 г. № Пр-2346) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
40. Письмо Минстроя России от 09.10.2017 г. № 36109-АЧ/04
«Разъяснения по применению законодательства в сфере водоснабжения» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
41. Письмо ФАС России от 26.02.2018 г. № ВК/12509/18 «О направлении разъяснений» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
42. Попова Л.В. Вопрос-ответ [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс. 2020.
43. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.08.2017 г. № Ф02-3675/2017 по делу № А33-21426/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
44. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.03.2018 г. № Ф02-245/2018 по делу № А19-18180/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
45. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.08.2018 г. № Ф02-3764/2018 по делу № А33-33632/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
46. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.06.2016 г. № Ф03-1965/2016 по делу № А51-17388/2015 Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
47. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.08.2018 г. № Ф05-11549/2018 по делу № А41-61007/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
48. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.2016 г. № Ф07-2846/2016 по делу № А56-22752/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
49. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.05.2017 г. № Ф07-2962/2017, Ф07-2963/2017 по делу № А56-93379/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
50. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.10.2018 г. № Ф07-11582/2018 по делу №А56-103262/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
51. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2017 г. № Ф07-12268/2017 по делу № А56-72059/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
52. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.04.2016 г. № Ф07-1201/2016 по делу № А44-5972/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
53. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.03.2018 г. по делу № А05-3076/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
54. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2017 г. № Ф07-7480/2017 по делу № А56-35699/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
55. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.07.2018 г. № Ф07-7547/2018 по делу № А56-35433/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
56. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.01.2018 г. № Ф07-14760/2017 по делу № А56-86479/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
57. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2017 г. № Ф07-318/2017 по делу № А56-93381/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
58. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от
22.12.2017 г. № Ф07-14353/2017 по делу № А56-92859/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
59. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от
24.10.2017 г. № Ф07-11122/2017 по делу № А21-7901/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
60. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2016 г. № Ф07-1616/2016 по делу № А05-8401/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
61. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2016 г. № Ф07-7096/2016 по делу № А56-89092/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
62. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2018 г. № Ф07-15036/2017 по делу № А05-3401/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
63. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2017 г. № Ф07-6388/2017 по делу № А42-7455/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
64. Постановление Верховного Суда РФ от 18.12.2018 г. № 50-АД18- 16 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
65. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 21.07.2011 г. № 102 (ред. от 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН
2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ» (вместе с «СанПиН 2.2.2948-11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
66. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.02.2010 г. № 15 «Об утверждении СанПиН 2.1.5.2582-10» (вместе с «СанПиН 2.1.5.2582-10. Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
67. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» // ВВАС РФ 2014. № 5.
68. Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 г. № 776 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 37. Ст. 4696.
69. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 292 «О Концепции Федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой» и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 11. Ст. 1294.
70. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») // Собрание законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3168.
71. Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 (ред. от 30.11.2019) «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 20. Ст. 2500.
72. Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124 (ред. от 13.07.2019) «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 8. Ст. 1040.
73. Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 г. № 525 (ред. от 05.01.2015) «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 26. Ст. 3347.
74. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 (ред. от 26.04.2019) «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 44. Ст. 6022.
75. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 32. Ст. 4306.
76. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 645 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 32. Ст. 4307.
77. Постановление Правительства Самарской области от 24.07.2019 г. № 508 (ред. от 22.01.2020) «Об утверждении государственной программы Самарской области «Чистая вода» на 2019 - 2024 годы» // Волжская коммуна. 2019. 02 августа. № 112(30695).
78. Постановление Правительства Самарской области от 30.10.2013 г. № 579 (ред. от 06.02.2020) «Об утверждении Государственной программы Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014 - 2030 годах» // Волжская коммуна. 2013. 31 октября. № 360(28776).
79. Приказ Минприроды России от 01.06.2012 г. № 141 (ред. от 06.12.2018) «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на иные цели» // Российская газета. 2012. 11 июля. № 156.
80. Приказ Минрегиона РФ от 15.02.2011 г. № 47 (с изм. от 29.06.2012) «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» // Российская газета. 2011. 25 марта. № 63.
81. Приказ Минстроя России от 25.04.2019 г. № 240/пр (с изм. от 09.08.2019) «О создании межведомственной рабочей группы по разработке проекта Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 года» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
82. Приказ Минтранса России от 19.01.2018 г. № 19 (ред. от
11.02.2019) «Об утверждении Правил плавания судов по внутренним водным путям» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
83. Приказ ФСТ России от 13.06.2013 г. № 760-э (ред. от 29.08.2019) «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
84. Приказ ФСТ России от 27.12.2013 г. № 1746-э (ред. от 29.10.2019) «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» // Российская газета. 2014. 5 марта. № 51.
85. Пупырев Е.И., Примин О.Г. Проблемы современного состояния систем водоснабжения и водоотведения в России // Чистая вода: проблемы и решения. 2012. № 3-4. С. 34-44.
86. Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 г. № 1235-р (ред. от 17.04.2012) «Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 36. Ст. 4362.
87. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2011 г. № 1316-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 32. Ст. 4854.
88. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 2054-р (ред. от 02.09.2015) «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 2. Ст. 335.
89. Регионы утвердили дорожные карты для реализации целевой модели по подключениям к сетям тепло- и водоснабжения [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://www.minstroyrf.ru/press/regiony-utverdili-dorozhnye-karty-dlya-realizatsii-tselevoy-modeli-po-podklyucheniyam-k-setyam-teplo.(Дата обращения: 20.03.2020 г.).
90. Рогалева М.А. Вопрос-ответ [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс. 2020.
91. Росляков А.В. Реализация принципа свободы договора в
условиях естественной монополии // Закон. 2017. № 4. С. 71-74.
92. Салиева Р.Н., Латыпова В.З., Салиев И.Р. Экологическое
оздоровление и сохранение уникальной водной системы реки Волги: вопросы законодательного обеспечения // Теоретическая и прикладная экология. 2019. № 3. С. 142-148.
93. СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест,
санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000) (с изм. от 04.02.2011, с изм. от 25.09.2014) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
94. Стрелков А.Г., Теплых С.Ю., Горшкалев П.А. О проблемах в нормировании сбросов сточных вод в централизованные системы водоотведения // Промышленное и гражданское строительство. 2015. № 6. С. 70-73.
95. Тарифы на водоснабжение станут «эталонными» [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://fas.gov.ru/publications/18824.(Дата обращения: 20.03.2020 г.).
96. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
97. Федеральный закон от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «Об охране озера Байкал» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.
98. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
99. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от
27.02.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
100. Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ (ред. от
25.12.2018) «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7358.
101. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
102. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
103. Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ (ред. от
27.12.2019) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
104. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (ред. от
02.08.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (Ч. 1). Ст. 4571.
105. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ (ред. от
27.12.2018) «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (Ч. 2). Ст. 3126.
106. Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от
02.08.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 4. Ст. 251.
107. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от
01.03.2020) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3434.
108. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ (ред. от
29.07.2018) «О теплоснабжении» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4159.
109. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от
28.11.2018) «О техническом регулировании» / Собрание законодательства РФ. 2002. № 52 (Ч. 1). Ст. 5140.
110. Федеральный закон от 29.11.2018 г. № 459-ФЗ (ред. от
02.12.2019) «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 49 (Ч. 2). Ст. 7531.
111. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
112. Шеметова Н.Ю. Водоснабжение и водоотведение в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и применения платежей на общие домовые нужды // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. № 4. С. 15 - 26.
113. Широбоков В.В. К вопросу о правовом регулировании договора водоснабжения // Современное право. 2013. № 9. С. 65 - 68.
114. Bakker K. An Uncooperative Commodity: Privatizing Water in England and Wales. New York: Oxford University Press. 2003.
115. Hall, David, Emanuele Lobina, Odete Maria Viero, and Helio Maltz. 2002.
116. Jamati C.»Casablanca (Morocco): An Example of Public-Private Partnership». International Journal of Water Resources Development 19 (2): 153¬58, 2003.
117. Komives, Kristin, Vivien Foster, Jonathan Halpern, and Quentin Wodon. 2005.
118. Salmanova F., Rzayev P., Yusubov I., Velizade I. Usage of solar and wind energy for hot water supply of country (cottage) house in natural conditions of Absheron /// Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2016. Т. 3. № 8 (81). С. 22-29.
119. Slattery K. «What Went Wrong: Lessons from Manila, Buenos Aires and Atlanta» Institute for Public-Private Partnerships, Washington, DC, 2003.
120. Wolff G., Hallstein E. «Beyond Privatization: Restructuring Water Systems to Improve Performance». Pacific Institute, Oakland, Calif. 2005.