Административно-правовое регулирование водоснабжения и водоотведения
|
Введение 3
Глава 1 Государственно-правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации 9
1.1 Правовые основы регулирования водоснабжения и водоотведения в
Российской Федерации 9
1.2 Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения 20
Глава 2 Механизм административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения 30
2.1 Особенности договорного регулирования водоснабжения и
водоотведения 30
2.2 Тарифное регулирование водоснабжения и водоотведения 36
2.3 Передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения и
водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности 43
Глава 3 Проблемы практики и совершенствование административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения 54
3.1 Практика административно-правового регулирования
водоснабжения и водоотведения 54
3.2 Совершенствование административно-правового регулирования
водоснабжения и водоотведения 80
Заключение 89
Список используемой литературы и используемых источников 96
Глава 1 Государственно-правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации 9
1.1 Правовые основы регулирования водоснабжения и водоотведения в
Российской Федерации 9
1.2 Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения 20
Глава 2 Механизм административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения 30
2.1 Особенности договорного регулирования водоснабжения и
водоотведения 30
2.2 Тарифное регулирование водоснабжения и водоотведения 36
2.3 Передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения и
водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности 43
Глава 3 Проблемы практики и совершенствование административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения 54
3.1 Практика административно-правового регулирования
водоснабжения и водоотведения 54
3.2 Совершенствование административно-правового регулирования
водоснабжения и водоотведения 80
Заключение 89
Список используемой литературы и используемых источников 96
Актуальность исследования.
Одним из приоритетов социальной политики нашего государства, определяющее благополучие и здоровье нации, является гарантированное обеспечение каждого по доступной цене чистой водой в необходимом количестве. При этом, ситуация в разных регионах не является одинаковой. По большей части в городах население обеспечивается водой посредством централизованных систем водоснабжения через которые подается 18 млрд м3 воды в год. Однако в 12 % городов и в 68 % сельских населенных пунктов - отсутствует централизованный водопровод. В целом, около 22% населения (30,5 млн. человек) не обеспечены услугами централизованного водоснабжения [85, с. 34].
Актуальным для России является и качество воды, зависимое не только от технических проблем, но и связанное с решением вопросов правового, организационного и экономического характера.
В целом, в системе водоснабжения и водоотведения можно выделить следующие проблемы:
во-первых, неудовлетворительное техническое состояние и технологическое обеспечение системы водоснабжения и водоотведения;
во-вторых, нарастает дефицит водных ресурсов в ряде бассейнов;
в-третьих, нерациональное водопользование, в связи с чем назрела проблема пересмотра концептуальных положений о потребности в воде, так как системы водоснабжения в Советском Союзе и в Российской Федерации рассчитывались исходя из определения режима максимального водопотребления в сутки. По результатам этих расчетов производится выбор параметров всех элементов системы и в настоящее время;
в-четвертых, отличается низкой эффективностью система государственного управления в сфере водоснабжения и водоотведения, связанная с процессом децентрализации и приватизации централизованных систем водоснабжения и водоотведения. В связи с чем, отмечается рост в России рынка частных водных операторов. Наиболее успешно в новых условиях работает ГК «Росводоканал» - крупнейший частный оператор в сфере водоснабжения и водоотведения в России. На сегодняшний день под управлением «Роcводоканала» работают 24% рынка частных водных операторов России, в том числе, 7 водоканалов России - в Барнауле, Калуге и Калужской области, Краснодаре, Омске, Оренбурге, Твери, Тюмени;
в-пятых, нельзя признать совершенной нормативно-правовую базу и тарифную политики в сфере водоснабжения и водоотведения, от чего напрямую зависит реализация задач модернизации данной системы. В целом образовался разрыв между нормированием и реализацией принятых нормативов - принятие новых нормативных документов не сопровождалось созданием эффективной системы контроля за их выполнением.
Все выше изложенное обуславливает актуальность и своевременность исследования административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации.
Степень разработанности темы. Вопросы водоснабжения и водоотведения по большей части являются предметом исследования экономистов, экологов и технических специалистов в данной сфере общественных отношений [5; 85; 92; 118].
Ученые юристы рассматривают отдельные вопросы темы, к примеру, это договорное [6; 13; 18; 113] и тарифное регулирование водоснабжения и водоотведения [1], государственно-частное партнерство в сфере водоснабжения и водоотведения [8], воздействие на природную среду [4], обобщают и анализируют правоприменительную практику в целом [27], так и в части использования систем водоснабжения, транспортировки и подачи воды, установления размера платы за воду [112].
Вопросы водоснабжения и водоотведения исследуются и зарубежными учеными, к примеру, по вопросам роли государственных и частных поставщиков в водоснабжении [114-117, 119-120].
Несмотря на большое количество публикаций, посвященных водоснабжению и водоотведению, следует признать не только отсутствие комплексного исследования административно-правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений, но и слабую проработанность данной темы в научно-теоретическом аспектах.
Цель исследования - провести комплексный научно-теоретический анализ административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) рассмотреть правовые основы регулирования водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации;
2) проанализировать государственную политику в сфере водоснабжения и водоотведения;
3) выявить особенности договорного регулирования водоснабжения и водоотведения;
4) исследовать тарифное регулирование водоснабжения и водоотведения;
5) проанализировать передачу прав владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
6) провести аналитический обзор практики административно - правового регулирования водоснабжения и водоотведения;
7) наметить основные направления совершенствования административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения.
Теоретическая основа исследования представлена трудами следующих ученых: Е.В. Артемьева, Н.А. Бобровой, Д.М. Будницкого, П.А. Джапакова, И.А. Игнатьевой, С.М. Линейкиной, В.В. Широбокова и др.
Нормативно-правовую основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные законы «О водоснабжении и водоотведении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Методологическая основа исследования. Тема магистерской диссертации предполагает необходимость использования комплекса методов научного познания. При написании применялись: диалектический метод познания, методы объективного и всестороннего анализа, системный и формально-логические методы исследования.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности применения полученных результатов как в учебной деятельности при изучении курса «Административное право».
Научная новизна магистерской диссертации заключается в положениях, выносимых на защиту.
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
- целесообразно в российском законодательстве установить нормы, обеспечивающие эффективную поддержку финансовыми средствами хозяйствующих субъектов на строительство и модернизацию локальных очистных сооружений;
- в законодательство о водоснабжении и водоотведении должны быть внесены существенные изменения, которые, с одной стороны, будут направлены на устранение многих формальных обязанностей абонентов централизованной системы водоотведения, ориентированных на охрану окружающей среды, а с другой - ужесточат требования по предотвращению вреда самим системам водоотведения (а не окружающей среде) в результате деятельности их абонентов;
для надежной и бесперебойной организации функционирования систем водоснабжения и водоотведения, в целях достижения баланса интересов организации ВКХ и абонентов, соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций в сфере поставки воды через централизованные системы водоснабжения в договорах, заключаемых между организациями ВКХ и абонентами, достаточно в качестве существенных условий, помимо количества поставляемой воды, определить такие условия, которые непосредственно влияют на технико-эксплуатационные характеристики самого процесса водоснабжения. Кроме того, целесообразно закрепить исчерпывающий перечень существенных условий только в Федеральном законе № 416-ФЗ, не дублируя его в Правилах водоснабжения;
с целью повышения эффективности государственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения необходимо разработать механизм установления льготного налогообложения субъектам Российской Федерации, участвующим в федеральном проекте «Чистая вода», с целью уменьшения налога на имущество для объектов, построенных (реконструированных) в рамках реализации данной программы;
Правительству РФ необходимо разработать и принять «Порядок возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и централизованные системы водоотведения поселений, городских округов
организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами».
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, семь параграфов, заключение и список используемых источников.
Одним из приоритетов социальной политики нашего государства, определяющее благополучие и здоровье нации, является гарантированное обеспечение каждого по доступной цене чистой водой в необходимом количестве. При этом, ситуация в разных регионах не является одинаковой. По большей части в городах население обеспечивается водой посредством централизованных систем водоснабжения через которые подается 18 млрд м3 воды в год. Однако в 12 % городов и в 68 % сельских населенных пунктов - отсутствует централизованный водопровод. В целом, около 22% населения (30,5 млн. человек) не обеспечены услугами централизованного водоснабжения [85, с. 34].
Актуальным для России является и качество воды, зависимое не только от технических проблем, но и связанное с решением вопросов правового, организационного и экономического характера.
В целом, в системе водоснабжения и водоотведения можно выделить следующие проблемы:
во-первых, неудовлетворительное техническое состояние и технологическое обеспечение системы водоснабжения и водоотведения;
во-вторых, нарастает дефицит водных ресурсов в ряде бассейнов;
в-третьих, нерациональное водопользование, в связи с чем назрела проблема пересмотра концептуальных положений о потребности в воде, так как системы водоснабжения в Советском Союзе и в Российской Федерации рассчитывались исходя из определения режима максимального водопотребления в сутки. По результатам этих расчетов производится выбор параметров всех элементов системы и в настоящее время;
в-четвертых, отличается низкой эффективностью система государственного управления в сфере водоснабжения и водоотведения, связанная с процессом децентрализации и приватизации централизованных систем водоснабжения и водоотведения. В связи с чем, отмечается рост в России рынка частных водных операторов. Наиболее успешно в новых условиях работает ГК «Росводоканал» - крупнейший частный оператор в сфере водоснабжения и водоотведения в России. На сегодняшний день под управлением «Роcводоканала» работают 24% рынка частных водных операторов России, в том числе, 7 водоканалов России - в Барнауле, Калуге и Калужской области, Краснодаре, Омске, Оренбурге, Твери, Тюмени;
в-пятых, нельзя признать совершенной нормативно-правовую базу и тарифную политики в сфере водоснабжения и водоотведения, от чего напрямую зависит реализация задач модернизации данной системы. В целом образовался разрыв между нормированием и реализацией принятых нормативов - принятие новых нормативных документов не сопровождалось созданием эффективной системы контроля за их выполнением.
Все выше изложенное обуславливает актуальность и своевременность исследования административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации.
Степень разработанности темы. Вопросы водоснабжения и водоотведения по большей части являются предметом исследования экономистов, экологов и технических специалистов в данной сфере общественных отношений [5; 85; 92; 118].
Ученые юристы рассматривают отдельные вопросы темы, к примеру, это договорное [6; 13; 18; 113] и тарифное регулирование водоснабжения и водоотведения [1], государственно-частное партнерство в сфере водоснабжения и водоотведения [8], воздействие на природную среду [4], обобщают и анализируют правоприменительную практику в целом [27], так и в части использования систем водоснабжения, транспортировки и подачи воды, установления размера платы за воду [112].
Вопросы водоснабжения и водоотведения исследуются и зарубежными учеными, к примеру, по вопросам роли государственных и частных поставщиков в водоснабжении [114-117, 119-120].
Несмотря на большое количество публикаций, посвященных водоснабжению и водоотведению, следует признать не только отсутствие комплексного исследования административно-правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений, но и слабую проработанность данной темы в научно-теоретическом аспектах.
Цель исследования - провести комплексный научно-теоретический анализ административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) рассмотреть правовые основы регулирования водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации;
2) проанализировать государственную политику в сфере водоснабжения и водоотведения;
3) выявить особенности договорного регулирования водоснабжения и водоотведения;
4) исследовать тарифное регулирование водоснабжения и водоотведения;
5) проанализировать передачу прав владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
6) провести аналитический обзор практики административно - правового регулирования водоснабжения и водоотведения;
7) наметить основные направления совершенствования административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере административно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения.
Теоретическая основа исследования представлена трудами следующих ученых: Е.В. Артемьева, Н.А. Бобровой, Д.М. Будницкого, П.А. Джапакова, И.А. Игнатьевой, С.М. Линейкиной, В.В. Широбокова и др.
Нормативно-правовую основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные законы «О водоснабжении и водоотведении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Методологическая основа исследования. Тема магистерской диссертации предполагает необходимость использования комплекса методов научного познания. При написании применялись: диалектический метод познания, методы объективного и всестороннего анализа, системный и формально-логические методы исследования.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности применения полученных результатов как в учебной деятельности при изучении курса «Административное право».
Научная новизна магистерской диссертации заключается в положениях, выносимых на защиту.
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
- целесообразно в российском законодательстве установить нормы, обеспечивающие эффективную поддержку финансовыми средствами хозяйствующих субъектов на строительство и модернизацию локальных очистных сооружений;
- в законодательство о водоснабжении и водоотведении должны быть внесены существенные изменения, которые, с одной стороны, будут направлены на устранение многих формальных обязанностей абонентов централизованной системы водоотведения, ориентированных на охрану окружающей среды, а с другой - ужесточат требования по предотвращению вреда самим системам водоотведения (а не окружающей среде) в результате деятельности их абонентов;
для надежной и бесперебойной организации функционирования систем водоснабжения и водоотведения, в целях достижения баланса интересов организации ВКХ и абонентов, соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций в сфере поставки воды через централизованные системы водоснабжения в договорах, заключаемых между организациями ВКХ и абонентами, достаточно в качестве существенных условий, помимо количества поставляемой воды, определить такие условия, которые непосредственно влияют на технико-эксплуатационные характеристики самого процесса водоснабжения. Кроме того, целесообразно закрепить исчерпывающий перечень существенных условий только в Федеральном законе № 416-ФЗ, не дублируя его в Правилах водоснабжения;
с целью повышения эффективности государственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения необходимо разработать механизм установления льготного налогообложения субъектам Российской Федерации, участвующим в федеральном проекте «Чистая вода», с целью уменьшения налога на имущество для объектов, построенных (реконструированных) в рамках реализации данной программы;
Правительству РФ необходимо разработать и принять «Порядок возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и централизованные системы водоотведения поселений, городских округов
организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами».
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, семь параграфов, заключение и список используемых источников.
Констатируя все выше изложенное в настоящей магистерской диссертации, представляется возможным сделать следующие выводы.
Во-первых, рациональное использование водных ресурсов является важной задачей всего человечества, каждое государство обязано обеспечить их сохранность для будущих поколений. В настоящее время вода становится природным ресурсом, который все больше и больше подвергается негативному воздействию хозяйственной и иной деятельности человека, в результате загрязнения и истощения, вода становится предметом конкуренции многих государств.
Федеральный закон № 416-ФЗ - это один из важных отраслевых актов, который устанавливает правила, закрепляет требования по обеспечению водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации. Данный нормативно-правовой акт предъявляет серьезные требования к предприятиям, осуществляющим сброс в канализацию сточных вод. Основными задачами Федерального закона № 416-ФЗ являются охрана здоровья и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды, а также снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.
В рамках этого закона заложены два основополагающих международных принципа: принцип, согласно которому, расходы, связанные с предотвращением и сокращением загрязнения, покрываются загрязнителем и принцип, означающий принятие превентивных мер в случае опасности загрязнения, который может нанести вред здоровью человека, живым ресурсам и окружающей среде в целом. К сожалению, реализация этих важных принципов не осуществляется должным образом.
Для реализации данных принципов на практике, следует, в первую очередь принимать необходимые меры, направленные на предупреждение загрязнения, а именно соблюдение нормативов водоотведения. Однако если загрязнение все же произошло, вступает в действие принцип «загрязнитель платит». Платежи должны поступать в бюджеты муниципальных образований, так как именно они организовывают водоснабжение и водоотведение на своей территории. Обязательный принцип возмещения ущерба должен применяться к действительным виновникам сброса сточных вод в водный объект, промышленным предприятиям, а не к Водоканалам, которые являются по сути своей природоохранными предприятиями. Также, должна быть предусмотрена, оценка качества сточных вод с точки зрения соответствия наилучшим доступным технологиям. Без применения данных технологий и упомянутых выше мер, данная задача снижения антропогенной нагрузки на водные объекты на практике не будет решена.
Представляется целесообразным в российском законодательстве установить нормы, обеспечивающие эффективную поддержку финансовыми средствами хозяйствующих субъектов на строительство и модернизацию локальных очистных сооружений.
В законодательство о водоснабжении и водоотведении должны быть внесены существенные изменения, которые, с одной стороны, будут направлены на устранение многих формальных обязанностей абонентов централизованной системы водоотведения, ориентированных на охрану окружающей среды, а с другой - ужесточат требования по предотвращению вреда самим системам водоотведения (а не окружающей среде) в результате деятельности их абонентов.
Во-вторых, в последнее время активно реализуется внедрение новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций, расширение механизмов государственно частного партнерства по ликвидации вододефицита в регионах защиты населения от негативного воздействия вод, повышение качества водных ресурсов, а также просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных ресурсов. Во многих регионах утверждены дорожные карты для реализации целевой модели по подключениям к сетям тепло- и водоснабжения. Субъекты Российской Федерации приступили к реализации «дорожных карт» подключения бизнеса к сетям теплоснабжения и централизованным системам водоснабжения и водоотведения. На территории Самарской области действует ряд стратегических и программных документов в сфере сохранения и предотвращения загрязнения Волги.
В-третьих, для надежной и бесперебойной организации функционирования систем водоснабжения и водоотведения, в целях достижения баланса интересов организации ВКХ и абонентов, соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций в сфере поставки воды через централизованные системы водоснабжения в договорах, заключаемых между организациями ВКХ и абонентами, достаточно в качестве существенных условий, помимо количества поставляемой воды, определить такие условия, которые непосредственно влияют на технико-эксплуатационные характеристики самого процесса водоснабжения. Кроме того, целесообразно закрепить исчерпывающий перечень существенных условий только в Федеральном законе № 416-ФЗ, не дублируя его в Правилах водоснабжения.
Договорные отношения бюджетных организаций с контрагентами регулируются законодательством о закупках. Правовой статус таких организаций обязывает их при заключении сделок следовать установленным правилам.
В-четвертых, начиная с 2020 года тарифы транзитных водоснабжающих организаций рассчитываются по методу сравнения аналогов. Это касается компаний, которые владеют небольшими участками водопроводных и канализационных сетей (до 10 км) и оказывают услуги по транспортировке воды и стоков. «Эталонный» метод расчета тарифов позволит сдержать цены на ресурсы ЖКХ для конечных потребителей. Метод сравнения аналогов, или эталонный метод, исключит рост тарифов у конечных потребителей. По новым правилам, текущие расходы компаний- транзитников приравняют к текущим расходам по транспортировке воды самой крупной по количеству абонентов ресурсоснабжающей организации, разъясняют в антимонопольной службе. Внедрение «эталонных» тарифов также обеспечит предсказуемость тарифного регулирования и не допустит значительной вариативности тарифов в рамках одной системы централизованного водоснабжения и водоотведения.
В-пятых, объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения (водопроводные сети) могут находиться только в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 28.1 ФЗ о теплоснабжении. При этом, передача объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственное ведение унитарному предприятию является правом собственника, предусмотренным действующим законодательством.
В-шестых, проведенный анализ судебной практики показал, что основные проблемы у судов возникают при рассмотрении споров, связанных с определением объема оказанных услуг, а также с применением ответственности за нарушение сроков их оплаты. Другие вопросы арбитражными судами разрешаются единообразно, в соответствии с позицией, изложенной в обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации и определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В-седьмых, на сегодняшний день проблемы водного хозяйства рассматриваются на самом высоком государственном уровне. Одним из направлений государственной политики в данной отрасли является разработка Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы «Чистая вода», целью которой является обеспечение всех граждан качественной питьевой водой путем реформирования и модернизации водной отрасли.
Концепция «Цифровой водоканал» является одной из составляющих «Умного города» и включает в себя автоматизацию и перевод в цифровой формат всех бизнес-процессов: от снятия показаний счетчиков до выставления счетов. Реализованные проекты модернизации объектов за счет внедрения современных цифровых решений демонстрируют рост эффективности предприятия уже в первый год: сокращение потерь, эксплуатационных расходов, повышение качества поставляемой воды и сокращение времени устранения аварий.
В целом, проведенный анализ, позволил выдвинуть ряд предложений по повышению эффективности государственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения:
1. Разработать механизм установления льготного налогообложения субъектам Российской Федерации, участвующим в федеральном проекте «Чистая вода», с целью уменьшения налога на имущество для объектов, построенных (реконструированных) в рамках реализации данной программы.
2. В проработке нуждается вопрос возможности участия организаций
водопроводно-канализационного хозяйства, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества, в мероприятиях федерального проекта «Чистая вода».
3. Необходимо рассмотреть вопрос участия в мероприятиях федерального проекта «Чистая вода» объектов, которые должны быть построены/реконструированы в рамках концессионного соглашения за счет средств концессионера, в т.ч. путем переноса запланированного финансирования, на иные объекты в рамках концессионного соглашения.
4. Целесообразно рассмотреть возможность использования федеральной субсидии, выделяемой в рамках федерального проекта «Чистая вода», на геологическое изучение недр (поиск и оценка подземных водоисточников).
5. Необходимо проработать вопрос увеличения общего объема софинансирования за счет средств федерального бюджета на разработку проектно-сметной документации. Предусмотреть, что данные дополнительные средства не влияют на общее распределение средств между субъектами в зависимости от их бюджетной обеспеченности.
6. Продолжить работу над формированием Справочника перспективных технологий, в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода», дополнив данный справочник разделом Референц-объекты водоподготовки. Предусмотреть возможность дополнения раздела на постоянной основе, с учетом проектирования, строительства и опыта эксплуатации существующих и вновь построенных объектов водоподготовки.
7. Рассмотреть возможность внесения изменений в значения показателей федерального проекта «Чистая вода» на основании данных Роспотребнадзора и обосновывающих материалов от субъектов РФ.
Кроме того, залогом успешной реализации государственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения является совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров в водной отрасли России. В целях достижения и поддержания высокого уровня компетенции руководителей и квалификации специалистов отрасли необходимо усовершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров по стратегически перспективным профессиям и специальностям на базе высших учебных заведений.
В совершенствовании нуждаются и правовые меры по улучшению качества воды. Прежде всего, важное значение имеет установление единых терминов и понятий в указанных сферах правового регулирования. Правительству РФ необходимо, в частности, разработать и принять «Порядок возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и централизованные системы водоотведения поселений, городских округов организациями, осуществляющими водоотведение, и их абонентами».
В целом требуется дальнейшее совершенствование нормативно - методических документов, регламентирующих отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Во-первых, рациональное использование водных ресурсов является важной задачей всего человечества, каждое государство обязано обеспечить их сохранность для будущих поколений. В настоящее время вода становится природным ресурсом, который все больше и больше подвергается негативному воздействию хозяйственной и иной деятельности человека, в результате загрязнения и истощения, вода становится предметом конкуренции многих государств.
Федеральный закон № 416-ФЗ - это один из важных отраслевых актов, который устанавливает правила, закрепляет требования по обеспечению водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации. Данный нормативно-правовой акт предъявляет серьезные требования к предприятиям, осуществляющим сброс в канализацию сточных вод. Основными задачами Федерального закона № 416-ФЗ являются охрана здоровья и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды, а также снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.
В рамках этого закона заложены два основополагающих международных принципа: принцип, согласно которому, расходы, связанные с предотвращением и сокращением загрязнения, покрываются загрязнителем и принцип, означающий принятие превентивных мер в случае опасности загрязнения, который может нанести вред здоровью человека, живым ресурсам и окружающей среде в целом. К сожалению, реализация этих важных принципов не осуществляется должным образом.
Для реализации данных принципов на практике, следует, в первую очередь принимать необходимые меры, направленные на предупреждение загрязнения, а именно соблюдение нормативов водоотведения. Однако если загрязнение все же произошло, вступает в действие принцип «загрязнитель платит». Платежи должны поступать в бюджеты муниципальных образований, так как именно они организовывают водоснабжение и водоотведение на своей территории. Обязательный принцип возмещения ущерба должен применяться к действительным виновникам сброса сточных вод в водный объект, промышленным предприятиям, а не к Водоканалам, которые являются по сути своей природоохранными предприятиями. Также, должна быть предусмотрена, оценка качества сточных вод с точки зрения соответствия наилучшим доступным технологиям. Без применения данных технологий и упомянутых выше мер, данная задача снижения антропогенной нагрузки на водные объекты на практике не будет решена.
Представляется целесообразным в российском законодательстве установить нормы, обеспечивающие эффективную поддержку финансовыми средствами хозяйствующих субъектов на строительство и модернизацию локальных очистных сооружений.
В законодательство о водоснабжении и водоотведении должны быть внесены существенные изменения, которые, с одной стороны, будут направлены на устранение многих формальных обязанностей абонентов централизованной системы водоотведения, ориентированных на охрану окружающей среды, а с другой - ужесточат требования по предотвращению вреда самим системам водоотведения (а не окружающей среде) в результате деятельности их абонентов.
Во-вторых, в последнее время активно реализуется внедрение новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций, расширение механизмов государственно частного партнерства по ликвидации вододефицита в регионах защиты населения от негативного воздействия вод, повышение качества водных ресурсов, а также просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных ресурсов. Во многих регионах утверждены дорожные карты для реализации целевой модели по подключениям к сетям тепло- и водоснабжения. Субъекты Российской Федерации приступили к реализации «дорожных карт» подключения бизнеса к сетям теплоснабжения и централизованным системам водоснабжения и водоотведения. На территории Самарской области действует ряд стратегических и программных документов в сфере сохранения и предотвращения загрязнения Волги.
В-третьих, для надежной и бесперебойной организации функционирования систем водоснабжения и водоотведения, в целях достижения баланса интересов организации ВКХ и абонентов, соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций в сфере поставки воды через централизованные системы водоснабжения в договорах, заключаемых между организациями ВКХ и абонентами, достаточно в качестве существенных условий, помимо количества поставляемой воды, определить такие условия, которые непосредственно влияют на технико-эксплуатационные характеристики самого процесса водоснабжения. Кроме того, целесообразно закрепить исчерпывающий перечень существенных условий только в Федеральном законе № 416-ФЗ, не дублируя его в Правилах водоснабжения.
Договорные отношения бюджетных организаций с контрагентами регулируются законодательством о закупках. Правовой статус таких организаций обязывает их при заключении сделок следовать установленным правилам.
В-четвертых, начиная с 2020 года тарифы транзитных водоснабжающих организаций рассчитываются по методу сравнения аналогов. Это касается компаний, которые владеют небольшими участками водопроводных и канализационных сетей (до 10 км) и оказывают услуги по транспортировке воды и стоков. «Эталонный» метод расчета тарифов позволит сдержать цены на ресурсы ЖКХ для конечных потребителей. Метод сравнения аналогов, или эталонный метод, исключит рост тарифов у конечных потребителей. По новым правилам, текущие расходы компаний- транзитников приравняют к текущим расходам по транспортировке воды самой крупной по количеству абонентов ресурсоснабжающей организации, разъясняют в антимонопольной службе. Внедрение «эталонных» тарифов также обеспечит предсказуемость тарифного регулирования и не допустит значительной вариативности тарифов в рамках одной системы централизованного водоснабжения и водоотведения.
В-пятых, объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения (водопроводные сети) могут находиться только в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 28.1 ФЗ о теплоснабжении. При этом, передача объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственное ведение унитарному предприятию является правом собственника, предусмотренным действующим законодательством.
В-шестых, проведенный анализ судебной практики показал, что основные проблемы у судов возникают при рассмотрении споров, связанных с определением объема оказанных услуг, а также с применением ответственности за нарушение сроков их оплаты. Другие вопросы арбитражными судами разрешаются единообразно, в соответствии с позицией, изложенной в обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации и определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В-седьмых, на сегодняшний день проблемы водного хозяйства рассматриваются на самом высоком государственном уровне. Одним из направлений государственной политики в данной отрасли является разработка Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы «Чистая вода», целью которой является обеспечение всех граждан качественной питьевой водой путем реформирования и модернизации водной отрасли.
Концепция «Цифровой водоканал» является одной из составляющих «Умного города» и включает в себя автоматизацию и перевод в цифровой формат всех бизнес-процессов: от снятия показаний счетчиков до выставления счетов. Реализованные проекты модернизации объектов за счет внедрения современных цифровых решений демонстрируют рост эффективности предприятия уже в первый год: сокращение потерь, эксплуатационных расходов, повышение качества поставляемой воды и сокращение времени устранения аварий.
В целом, проведенный анализ, позволил выдвинуть ряд предложений по повышению эффективности государственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения:
1. Разработать механизм установления льготного налогообложения субъектам Российской Федерации, участвующим в федеральном проекте «Чистая вода», с целью уменьшения налога на имущество для объектов, построенных (реконструированных) в рамках реализации данной программы.
2. В проработке нуждается вопрос возможности участия организаций
водопроводно-канализационного хозяйства, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества, в мероприятиях федерального проекта «Чистая вода».
3. Необходимо рассмотреть вопрос участия в мероприятиях федерального проекта «Чистая вода» объектов, которые должны быть построены/реконструированы в рамках концессионного соглашения за счет средств концессионера, в т.ч. путем переноса запланированного финансирования, на иные объекты в рамках концессионного соглашения.
4. Целесообразно рассмотреть возможность использования федеральной субсидии, выделяемой в рамках федерального проекта «Чистая вода», на геологическое изучение недр (поиск и оценка подземных водоисточников).
5. Необходимо проработать вопрос увеличения общего объема софинансирования за счет средств федерального бюджета на разработку проектно-сметной документации. Предусмотреть, что данные дополнительные средства не влияют на общее распределение средств между субъектами в зависимости от их бюджетной обеспеченности.
6. Продолжить работу над формированием Справочника перспективных технологий, в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода», дополнив данный справочник разделом Референц-объекты водоподготовки. Предусмотреть возможность дополнения раздела на постоянной основе, с учетом проектирования, строительства и опыта эксплуатации существующих и вновь построенных объектов водоподготовки.
7. Рассмотреть возможность внесения изменений в значения показателей федерального проекта «Чистая вода» на основании данных Роспотребнадзора и обосновывающих материалов от субъектов РФ.
Кроме того, залогом успешной реализации государственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения является совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров в водной отрасли России. В целях достижения и поддержания высокого уровня компетенции руководителей и квалификации специалистов отрасли необходимо усовершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров по стратегически перспективным профессиям и специальностям на базе высших учебных заведений.
В совершенствовании нуждаются и правовые меры по улучшению качества воды. Прежде всего, важное значение имеет установление единых терминов и понятий в указанных сферах правового регулирования. Правительству РФ необходимо, в частности, разработать и принять «Порядок возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и централизованные системы водоотведения поселений, городских округов организациями, осуществляющими водоотведение, и их абонентами».
В целом требуется дальнейшее совершенствование нормативно - методических документов, регламентирующих отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Системы водоснабжения и водоотведения в городском жилищно- коммунальном хозяйстве (на примере МУП «ЖКХ» Водоканал в г.Туапсе»)
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В
ОБЛАСТИ ТОРГОВАЛИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Государственно-правовое регулирование ценообразования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Диспозитивные и директивные методы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ТАРИФЫ И ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Сфера ЖКХ как объект тарифного регулирования (на примере водоснабжения и водоотведения)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - Разработка рекомендаций по совершенствованию административного наказания за допущение правонарушений управляющими компаниями
Магистерская диссертация, теплоэнергетика и теплотехника. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовая природа переоформления лицензии по ст. 17.1 Закона о недрах
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016



