Введение 2
ГЛАВА I. Место Юго-Восточной Анатолии в региональной политике Турции 7
ГЛАВА II. Реализация Проекта Юго-Восточной Анатолии 16
2.1. Этапы развития проекта 16
2.2. Сдерживающие факторы 22
ГЛАВА III. Изменение социально-экономической ситуации в регионе под влиянием ПЮВА 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список использованных источников и литературы 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
Проект Юго-Восточной Анатолии (ПЮВА) является самым амбициозным и дорогостоящим проектом в истории Турецкой Республики. Проект предусматривал постройку 22 плотин и 19 ГЭС, согласно планам данный проект позволил бы получить 1.8 млн гектаров орошаемых площадей и годовую выработку электроэнергии в размере 27 миллиардов кВт/ч. Интерес к реализации экономического проекта именно в этом регионе обусловлен тем, что он занимает около 7,5% территории Турции, по состоянию на 2019 г. в нем проживало почти 9 миллионов человек (доля населения региона в разные временные периоды XXI в. составляла около 10% от всего населения Турции)1, кроме того, регион обладает богатыми водными ресурсами, так как именно там расположена значительная часть бассейна рек Тигр и Евфрат1 2. При всех этих параметрах данный регион является одним из самых слаборазвитых в Турции3. В связи с этим представляется актуальным исследование мер, предпринимаемых для развития Юго-Восточной Анатолии в рамках ПЮВА.
Научная новизна исследования обусловлена использованием при написании работы источников и литературы на турецком языке, новейшие данные из которых еще не использовались в исследованиях отечественных специалистов по смежным темам, опубликованных в последние несколько лет. Полученные данные позволили представить комплексный анализ хода выполнения Проекта Юго-Восточной Анатолии, его результатов и факторов, влияющих на его эффективность.
Объектом исследования является региональная политика Турции.
Предметом исследования является Проект Юго-Восточной Анатолии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1989 г., то есть с даты оформления проекта в рамках Г енерального плана, по настоящее время.
Цель исследования - проанализировать ход реализации Проекта ЮгоВосточной Анатолии и его влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе.
Для выполнения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) Выявить основные задачи ПЮВА;
2) Определить степень выполнения поставленных перед проектом задач;
3) Установить сдерживающие реализацию проекта факторы;
4) Проанализировать последствия реализации ПЮВА.
Источники, использованные в ходе проведения исследования, можно разделить на 3 группы:
1) Официальные документы и материалы Агентства по Развитию ЮгоВосточной Анатолии
2) Официальные статистические материалы
3) Материалы СМИ
Благодаря изучению первой категории источников была получена возможность выявить задачи ПЮВА и проследить некоторые из результатов реализации проекта. Материалы данной группы доступны на официальном сайте Агентства по Развитию Юго-Восточной Анатолии1.
Источники второй группы представлены материалами, размещенными на официальном сайте Института статистики Турции4 5. Они позволили проанализировать изменение социально-экономической ситуации в регионе под влиянием проекта.
В третью группы источников вошли информационные материалы турецких газет и новостных агентств, например, Хюрриет1 и Хабер Шанлыур- фа6 7, а также материалы новостных агентств Си-эн-эн8, Евроньюс9, РИА Новости10, в том числе содержащие сведения о проблемах, связанных с проектом.
В работе использовалась литература российских и зарубежных исследователей. Наибольший интерес с точки зрения исследуемой темы представляет работа турецкого ученого А. Бильгена11, в которой анализируется ход развития ПЮВА и сдерживающие его реализацию факторы.
Среди работ, содержащих различные аспекты экономикогеографической характеристики Юго-Восточной Анатолии, следует выделить исследования Н. З. Мосаки12, в которых представлена характеристика водного потенциала региона.
Анализ причин экономической неоднородности Турции представлен в работах Н. Ю. Ульченко13 и А. М. Кузнецовой14. Отдельно стоит выделить работу В. С. Федоляка1, в которой приводятся теоретические обоснования межрегиональных диспропорций.
В работе Ф. Бильгеля и Б. Карахасана15 16 исследуется экономические последствия конфликта с Рабочей Партией Курдистана. В свою очередь, в работе М. Феридуна и С. Сезгина17 анализируются экономические причины конфликтности региона.
В работах российских исследователей В. М. Ахмедова18, Е. В. Дунаевой19, Ю. С. Кудряшовой20, Ш. Х. Мгои21 анализируется связь ПЮВА с курдским вопросом, а также международный аспект проблемы. Данный вопрос также освещен в работах немецких исследователей А. Кирхнер и К. Тирох22, американских ученых А. Аканды, С. Фриман и М. Плахт23.
В работе Д. Ворнера24 анализируется постройка плотины и ГЭС Ылысу в рамках внешнеполитического и внутриполитического измерений.
Исследование было проведено на основе системного подхода с применением метода сравнительного анализа и исторического метода. Кроме того, поскольку базой для данного анализа послужили расчеты, проведенные на основе данных официальной статистики Турции, анализ результатов проекта был выполнен на основе таких методов эконометрики, как сводка и группировка информации.
Выполнение проекта Юго-Восточной Анатолии, задачами которого являются развитие промышленности и аграрного сектора, повышение уровня образования и уровня жизни населения, повышение общей привлекательности региона и снижение миграции из региона, развитие сферы здравоохранения и развитие инфраструктуры региона, происходит недостаточно быстро и эффективно. Подобный ход выполнения работ по проекту обусловлен набором взаимосвязанных факторов, и на устранение причин задержки необходимо будет выделить значительное количество времени и ресурсов. Поскольку на данный момент ответственность за принятие решений в Турции аккумулирована в руках относительно устойчивой политической силы, развитие проекта напрямую зависит от позиции действующей власти по данному вопросу.
Следует учитывать и международный аспект проблемы: в последние годы конфликтный потенциал региона находится на крайне высоком уровне, Юго-Восточная Анатолия находится в непосредственной близости к границе с Сирией, до сих пор находящейся в состоянии войны, кроме того, многие эксперты опасаются, что в будущем борьба за водные ресурсы может спровоцировать крупные конфликты. Таким образом, выполнение проекта если не находится под угрозой, то как минимум существует в среде постоянной внутренней и внешней нестабильности, что не может не оказывать отрицательного влияния.
Результаты проекта нельзя охарактеризовать исключительно положительно. К реальным достижениям данного проекта можно отнести только его энергетический аспект: план по ГЭС действительно выполнен почти в полном объеме. Влияние проекта на развитие сельского хозяйства нельзя оценить однозначно: с одной стороны, новые плотины действительно повышают сельскохозяйственный потенциал региона, увеличение количества выращиваемых одновременно культур тоже положительно влияет на конкурентоспособность региона в данной сфере, однако, в то же время не была учтена возможность поступления избыточного количества воды в некоторые сельскохозяйственные районы, что обернулось бедствием для местных фермеров. Кроме того, из приведенных в работе данных видно, что реализация данного проекта на данном этапе не способствует выполнению социальных задач: миграция из региона продолжается, а ВВП на душу населения в регионе в процентном соотношении к этому показателю в среднем по стране остался примерно тем же, что был 14 лет назад. Таким образом, данный проект действительно заложил потенциал для развития региона, но отсутствие прогресса по выполнению социальных задач тормозит его развитие.
В итоге, ситуация вокруг выполнения проекта является довольно парадоксальной: с одной стороны, если принимать во внимание постройку всех гидротехнических сооружений и учитывать их большое количество и сложность выполнения такого рода работ, и не учитывать при этом гуманитарный аспект ПЮВА, можно сказать, что Турция добилась больших успехов в преобразовании Юго-Восточной Анатолии и использовании природного потенциала региона. С другой стороны, эти успехи не повлияли заметно на уровень и качество жизни населения в регионе, что не может вызывать вопросы о реальных целях и возможностях турецкого руководства в данной сфере.