ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические и нормативно-правовые основы контрольной деятельности налоговых органов в Российской Федерации 7
1.1 Сущность, задачи, формы налогового контроля 7
1.2 Историческое развитие налогового контроля 15
1.3 Характеристика мероприятий налогового контроля 23
1.4 Нормативно-правовые основы деятельности налоговых органов 31
2 Анализ контрольной деятельности налоговых органов на примере Свердловской области 40
2.1 Характеристика деятельности Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области 40
2.2 Оценка контрольной деятельности налоговых органов в Свердловской области 51
2.3 Основные проблемы в контрольной деятельности налоговых органов по Свердловской области 67
3 Рекомендации по совершенствованиюконтрольной деятельности налоговых органов на примере Свердловской области 77
3.1 Методы и подходы по оценке эффективности налогового контроля в Российской Федерации 77
3.2 Разработка предложений по совершенствованию контрольной деятельности налоговых органов в Свердловской области 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 105
Актуальность исследования. В настоящий период важным правилом существования каждого государства является ясно организованная система налогообложения. От продуктивности налоговых органов зависит положение бюджета, значит, и благосостояние страны, региона, муниципального образования. Поэтому строительство продуктивной системы контроля за налоговыми доходами в бюджетную систему страны, включено в ряд основных задач социально-экономической политики. Разработка крепкой финансовой системы немыслимо без строительства эффективной системы налогового контроля, которая должна обеспечить финансовые потребности страны разом соблюдая права плательщиков налогов. В целях обеспечения таких функций была сформирована Федеральная налоговая служба (Далее-ФНС).
Налоговый контроль есть основной способ надзора за исполнением обязанности по уплате в бюджет налогов. Цель налогового контроля -это предупреждение и обнаружение налоговых правонарушений, а еще привлечение к ответственности лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах.
От ясной и правильной организации налоговой службы, работы продуктивной системы налогового контроля, зависит успешный итог последующего совершенствования рыночной экономики.
Цель работы: синтезирование научно-практических источников, методических рекомендаций ФНС России, территориальных органов ФНС России, решений и новаций в сфере налогообложения, механизмов использования текущих методов и подходов для оценки продуктивности налогового контроля. В работе определены пути совершенствования контрольной работы налоговых органов и разработаны практические рекомендации по повышению качества налогового контроля в Свердловской области.
Задачи исследования. Для получения обозначенной цели были определены задачи:
• изучить сущность, задачи налогового контроля и дать описание его главным формам;
• рассмотреть становление налогового контроля в историческом разрезе;
• изложить основные мероприятия налогового контроля;
-разобрать нормативно-правовой аспект деятельности налоговых органов;
• рассмотреть историческое развитие и охарактеризовать деятельность Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области;
• подвергнуть анализу контрольную деятельность налоговых органов в Свердловской области;
• выделить главные проблемы в контрольной деятельности налоговых органов по Свердловской области;
• изучить подходы и методы по оценке эффективности налогового контроля;
• рассмотреть инструмент улучшения контрольной деятельности, предложить рекомендации по решению выделенных проблем.
Объект исследования:территориальные органы Федеральной налоговой службы России по Свердловской области.
Предмет исследования:организация и проведение налогового контроля территориальными органами Федеральной налоговой службы России по Свердловской области.
Методы исследования: статистические и графические методы обработки и предоставления информации, сравнительный, экономический анализ, синтез и обобщение, экономические расчеты.
Степень разработанности темы: отечественные авторы изучали проблемы сферы контрольной деятельности налоговых органов и теоретико-методологические разработки управления контрольными процессами в России, среди них Шестакова Н. Н., Мальцев А. Г., Кулешова В. П., Боровинских В. А., Поверинова Е. М. Необходимость актуализации контрольной деятельности налоговых органов рассматривается в трудах Карабут К.Е., Хафизова А.Р., Яшина Н.И., Александров Е.Е.
Основные пункты научной новизны:
• предложена новая система оповещения физических лиц через кабинет налогоплательщиков о вызове их в качестве свидетелей на допрос. Данный способ поможет сократить расходы на почтовые отправления и увеличит количество явок на допросы и положительно повлияет на доходы бюджета за счет роста штрафных санкций;
• рекомендовано при исчислении налогов запретить представление документов после проведения налоговой проверки, а также запретить сдачу уточненных деклараций во время проведения налоговых проверок. После запрета на сдачу уточненных деклараций и документов после контрольного мероприятия, доначисления (кроме штрафов) будет невозможно снизить;
• разработаны авторские показатели эффективности контрольной деятельности налоговых органов по субъекту Российской Федерации на основе проанализированных методов и подходов к оценке эффективности.
Под практической значимостью исследования автор предполагает допустимость применения предложенных решений по совершенствованию налогового контроля в иных территориальных органах Федеральной налоговой службы России. В целом, это приведет к пополнению бюджета за счет роста налоговых поступлений, штрафов, что положительно отразится на эффективности контрольной деятельности налоговых органов.
Информационно-эмпирическая база исследования: отчетные документы Федеральной налоговой службы, монографические материалы, публикации специализированных экономических изданий, а также статистические и отчетные данные Управления ФНС России по Свердловской области. В ходе работы были задействованы данные из официальных интернет-сайтов, справочно-правовой сети «Консультант-плюс» и др. В рамках изучения отчетных и статистических материалов применялись методы логического, сравнительного,системного анализов.
Структура магистерской диссертации: введение, 3 главы, 9 параграфов, заключение, библиографический список, 7 рисунков, 22 таблицы, 62 использованных источника.
Во введении раскрывается актуальность темы магистерской диссертации, формируются цели и задачи исследования, обозначаются объект и предмет изучения, объясняется научная новизна, практическая значимость осуществленной работы.
Первая глава «Теоретические и нормативно-правовые основы контрольной деятельности налоговых органов» направлена на раскрытие сущности, главных задач, основных форм налогового контроля, на анализ основ осуществления налоговыми органами полномочий в области налогового контроля, на рассмотрение исторического аспекта, на характеристику важных мероприятий налогового контроля и на исследование нормативно-правовой базы в рамках деятельности налоговых органов.
Во второй главе «Анализ контрольной деятельности налоговых органов» дана характеристика деятельности Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области, проведен анализ деятельности налоговых органов по Свердловской области, а также выявлен ряд проблем при организации и проведении налогового контроля по Свердловской области.
В третьей главе «Пути совершенствования контрольной деятельности налоговых органов» рассмотрены методы и подходы по оценке эффективности налогового контроля, предложены пути решения выявленных проблем в целях совершенствования налогового контроля в Свердловской области и показан экономический эффект от их осуществления.
В заключении приводятся основные выводы и рекомендации.
Цель магистерской диссертации заключалась в обобщении научно-практических данных, нововведений и результатов в сфере налогообложения, методических рекомендаций ФНС, территориальных органов ФНС, способов использования текущих методов и подходов в целях оценки эффективности такого налогового контроля. В работе были определены пути совершенствования контрольной работы налоговых органов и разработаны практические рекомендации по повышению качества налогового контроля в Свердловской области на основе проведенного анализа и выявленных проблем.
В ходе выполнения магистерской диссертации были решены поставленные задачи исследования:
• раскрыты сущность, задачи налогового контроля и дана характеристика основных форм;
• рассмотрено историческое развитие налогового контроля в России;
• дано описание мероприятиям налогового контроля;
• разобраны нормативно-правовые основы деятельности налоговых органов;
• рассмотрен исторический аспект и дана характеристика деятельности Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области;
• проведен анализ контрольной деятельности налоговых органов в Свердловской области;
• выявлены проблемы в контрольной деятельности налоговых органов по Свердловской области;
• изучены методы и подходы по оценке эффективности налогового контроля;
• рассмотрен механизм совершенствования контрольной деятельности, предложены пути решения выявленных проблем.
Первая глава «Теоретические и нормативно-правовые основы контрольной деятельности налоговых органов» включила характеристику сущности, важных задач,главных форм налогового контроля, рассмотрение особенностей реализации налоговыми органами полномочий в рамках налогового контроля, изучение исторического аспекта, описание значимых мероприятий налогового контроля и анализ нормативно-правового фундамента работы налоговых органов.
Во второй главе «Анализ контрольной деятельности налоговых органов» была дана характеристика деятельности и перечислены все отделы Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области, а также описано историческое становление Управления, был проведен анализ деятельности налоговых органов по Свердловской области в период с 2016 по 2020 год, а также быловыявлено11 проблем при организации и проведении налогового контроля по Свердловской области:
• ограниченные возможности раскрытия информации о выявленном у налогоплательщиков несформированном источнике по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету НДС;
• фиктивные договоры с организациями и индивидуальными предпринимателями, находящимися на специальных налоговых режимах;
• в установленном перечне оснований для отклонения заявок участников процедур закупки отсутствуют документы, необходимые для проверки добросовестности организации на соответствие отнесения организации к разряду благонадежных или не благонадежных с точки зрения налоговых рисков;
• АИС «Налог-3» имеет ряд технических недоработок, функционирует с ошибками, наблюдаются перебои в рабочих процессах;
• текущий размер штрафа не является мотивацией для явки физического лица в качестве свидетеля на допрос;
• отсутствие основания для наложения административного штрафа из-за неявки свидетеля по причине неполучения повестки;
• уменьшение исчисленной суммы налогов по результатам налоговых проверок ввиду апелляционных жалоб и подачи искаженных документов;
• отсутствует информация, которая необходима для установления наличия активов организации и их размера по причине формирования чистых активов организаторов азартных игр за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, на счетах в банках, находящихся в государствах (территориях), с которыми у Российской Федерации не заключены какие-либо соглашения об оказании правовой помощи;
• отсутствие законодательно-закрепленного основания для отмены решения о предоставлении лицензии налоговым органом в случае получения ответа от иностранных налоговых органов, свидетельствующего об отсутствии активов у проверяемого лица (его учредителя);
• неуплата или частичная уплата государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, не является основанием для отказа в лицензии;
• отсутствуют официальные показатели эффективности контрольной деятельности налоговых органов по субъектам РФ.
В третьей главе «Пути совершенствования контрольной деятельности налоговых органов» были рассмотрены методы и подходы по оценке эффективности налогового контроля, предложено6 рекомендаций по решению выявленных проблем в целях совершенствования налогового контроля в Свердловской области:
• внесение изменения в статью 102 Налогового кодекса Российской Федерации о налоговой тайне;
• разработка программного обеспечения для выявления фиктивных операций представителей бизнеса;
• внесение изменения в статью 128 Налогового кодекса Российской Федерации об ответственности свидетеля;
• отправление повесток через личный кабинет налогоплательщика;
• запрет представления документов после проведения налоговой проверки, а также запрет сдачи уточненных деклараций во время проведения налоговых проверок;
• разработка показателей эффективности контрольной деятельности налоговых органов по субъекту РФ.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт] - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/(дата обращения 01.05.2021).
2. Об организации лицензирования отдельных видов деятельности. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 957(с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт] - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122062/(дата обращения 12.05.2021).
3. Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке. Приказ Минфина РФ N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999(с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт] - URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19287/(дата обращения 30.04.2021).
4. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506(с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49673/(дата обращения 04.05.2021).
5. Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Приказ Росстата от 21.12.2011 № 503(с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124066/665aa293309346c8091 ad4005b7e88803368c11b/(дата обращения 16.05.2021).
6. Об утверждении Типовых положений о территориальных органах
Федеральной налоговой службы. Приказ Минфина России от 17.07.2014 № 61н(с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный // Консультант- Плюс: [сайт] - URL:
http://www.coпsu1taпt.гu/documeпt/coпs_doc_LAW_170621/(дата обращения 26.04.2021).
7. О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ(с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт] -URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/(дата обращения 10.05.2021).
8. Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по Свердловской области утверждено ФНС России от 01 апреля 2021(с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382353/(дата обращения 11.05.2021).
9. Алехин С. Н. Налоговая система в современных условиях России. - Текст: непосредственный // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2011. - № 7. - С. 67-73.
10. Барышева М.А. Новации применения контрольно-кассовой техники. - Текст: непосредственный //Аллея науки. - 2018. - № 10. - С. 286-294.
11. Батьянова Л. Н., Борисова Ю. В., Чигрина Е. В., Корнакова С. В. Правовые и социально-экономические проблемы территориального развития: налоговый аспект. - Текст: непосредственный // Ва1ка1РезеагсЫоигпа1. - 2017. - № 4. - 45-56.
12. Боровинских В. А.,Поверинова Е. М. Эффективность выездных налоговых проверок. - Текст: непосредственный // Вестник Курганской ГСХА. - 2016. - № 4. - С. 23-27.
13. Боташева Л.С., Ильясова З.М., Семенова Ф.З., Эльгайтарова Н.Т. Нормативно-правовое регулирование и учетно-аналитическое обеспечение налогового контроля. - Текст: непосредственный // Достижения науки и образования. - 2017. - № 13. - С. 55-60.
14. Бредихина К. В., Бадеева Е. А., Сазонова И. В. Эффективность деятельности налоговых органов РФ: подходы к ее оценке и планированию.- Текст: непосредственный // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017. - № 4. - С. 89- 100.
15. Брылёв А. А. Налоговый контроль в условиях качественных преобразований системы налогового администрирования в России.- Текст: непосредственный //Научные записки молодых исследователей. - 2019. - № 3. - С. 5-14.
...