Влияние здоровьеформирующих технологий на физическую подготовленность обучающихся Православной классической гимназии
|
Введение 3
Глава 1 Анализ научно - методической литературы по теме исследования 12
1.1 Современное состояние здоровья школьников 12
1.2 Физическая подготовленность школьников 15
1.3 Дополнительные средства физического воспитания учащихся 18
Глава 2 Методы и организация исследования 40
2.1 Методы исследования 40
2.2 Организация исследования 48
Глава 3 Результаты опытно-экспериментального исследования 53
3.1 Результаты констатирующего эксперимента 53
3.2 Результаты итоговых тестов 57
3.3 Сравнение и обсуждение результатов констатирующего
и итогового экспериментов 60
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Глава 1 Анализ научно - методической литературы по теме исследования 12
1.1 Современное состояние здоровья школьников 12
1.2 Физическая подготовленность школьников 15
1.3 Дополнительные средства физического воспитания учащихся 18
Глава 2 Методы и организация исследования 40
2.1 Методы исследования 40
2.2 Организация исследования 48
Глава 3 Результаты опытно-экспериментального исследования 53
3.1 Результаты констатирующего эксперимента 53
3.2 Результаты итоговых тестов 57
3.3 Сравнение и обсуждение результатов констатирующего
и итогового экспериментов 60
Заключение 68
Список используемой литературы 71
В настоящее время в стране всё больше и больше внимания уделяется здоровью нации, здоровьеформирующим технологиям в обучении и патриотическому воспитанию [10], [21]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.12.2019) указывается, что одним из принципов государственной политике в сфере образования является принцип «.. .гражданственности, патриотизма, ... бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» (Ст.3, ч.3) [23].
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г указано, что «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности готовой к защите Родины» [21].
Воспитание патриотизма является необходимым условием существования государства, сохранения его культурной целостности и независимости. Недаром вопросам патриотического воспитания, под которым понималось воспитание любви к Родине, служение Отечеству, приоритет интересов страны над личными, всегда уделялось огромное внимание. Рассуждения на тему патриотизма есть у А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского [1], [2].
Можно по разному относиться к советскому периоду истории нашей страны, но нельзя отрицать, что патриотическому воспитанию в это время уделялось огромнейшее внимание. И во многом именно благодаря любви к Родине, готовности к самопожертвованию во имя страны, наш народ смог победить в Великой Отечественной войне.
После развала Советского Союза система патриотического воспитания также оказалась разрушена, подвергаясь постоянной критике и насмешкам. Одним из общественных институтов, поддерживающих воспитание у молодежи любви к Родине, стала Православная церковь.
В общее понятие «патриотическое воспитание» входят военно-патриотическое и спортивно-патриотические направления. В данной работе будут рассмотрены особенности патриотического воспитания в Православной классической гимназии города Тольятти В силу специфики данного образовательного учреждения, военно-патриотическая составляющая не может являться основополагающей. Поэтому за основу была взята спортивно-патриотическая работа, с элементами военной, казачьей и туристической подготовки, а также использовались народные игры.
Такое сочетание позволило решать широкий спектр задач: воспитание, оздоровление, формирование разнообразных навыков, получение учащимися знаний по сохранению здоровья.
Наряду с патриотическим воспитанием, куда входит как составляющая часть и спортивно-патриотическое воспитание, внимание государства обращено к проблеме сохранения здоровья нации. Принимаются многочисленные меры разной степени эффективности по сохранению и преумножению потенциала населения - физического, интеллектуального, духовного. Наиболее действенной мерой в этой связи нам представляется применение здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий, включающих разносторонние методы воздействия на здоровье учащихся.
Так как в понятие здоровье входит не только физическая составляющая, но и психическая, и нравственная, важно уделять внимание комплексному воздействию на занимающихся.
Актуальность исследования.
Тенденция последних лет, показывающая снижение уровня физической подготовленности школьников, является общепризнанной. С целью предотвращения дальнейшего снижения показателей физического здоровья, физической подготовленности вводятся в строй внутриквартальные спортивные площадки, строятся спортивные центры, в школах проводят различные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, а также открывают спортивные и кадетские классы [15].
В настоящее время в городе и в стране растет число кадетских классов. Всего в стране только на 2015г было более 7000 кадетских и казачьих классов [23]. В г. Тольятти такие классы открыты в десятке школ. Некоторые школы (например, школа №55) планируют перейти полностью на кадетское обучение. При этом часто программы для кадетских классов дублируют программы НВП (начальной военной подготовки), недостаточно внимания уделяя спортивной составляющей.
Снижение общей мотивации к занятиям отражается и на отношении к урокам «физическая культура», «военное дело», «специальная подготовка». Введение в программу необычных элементов, вызывающих познавательный интерес школьников, призвано уменьшить эту тенденцию. Этому же способствует такое построение уроков, при котором чередуются малоподвижные и активные упражнения и задания. Такой подход позволяет удерживать внимание занимающихся на протяжении всего занятия.
Включение в программу народных подвижных игр позволяет решить несколько задач: повышение двигательной активности учащихся, не дублируя уроки физической культуры, формирование специфических двигательных навыков в игровой форме, воспитание волевых качеств и взаимовыручки, поддержание на высоком уровне интереса к занятиям.
Использование накопленного опыта спортивно-патриотического воспитания поможет организовать данную работу в кадетских классах и православных учебных заведениях.
Особенности спортивно-патриотического воспитания в Православной классической гимназии. Здоровьеформирующие технологии Православная составляющая образовательной деятельности гимназии накладывает определенные ограничения. Так, предмет «военное воспитание» в расписании может быть истолкован неоднозначно. В то же время, огромный интерес к данной тематике учащимися 5-х классов обусловлен самими возрастными особенностями детей. В этом возрасте активен познавательный процесс, а также социализация, «чувство взрослости» [13]. Данное противоречие было решено за счет введения в предмет «Спортивно-патриотическая подготовка» военной составляющей. Строевая подготовка способствует выработке хорошей осанки, дисциплинированности, чувства команды. Раздел «огневая подготовка» помогает реализовать самосознание себя как мужчину, защитника Отечества, а также воспитывает умение концентрироваться, спокойствие, выдержку.
Недостаточность двигательной активности у современных детей, малоподвижный образ жизни послужили причиной введения в программу подвижных игр. Для того, чтобы исключить дублирование программы «физическая культура» и для формирования специфических двигательных навыков (элементы борьбы, атакующих и защитных действий рукопашного боя) были использованы народные игры.
По этой же причине в обучение была включена фланкировка (крутка) шашкой и нагайкой. Занятия способствуют укреплению плечевого пояса, развитию координации, а также несет воспитательную функцию [5].
Следующим элементом, включенным в занятия «Спортивно-патриотической подготовки», стала туристская подготовка. Она включает занятия в зале (узлы, основы топографии) и выезды на природу, где изучаются способы передвижения на различной местности, отрабатывается переноска пострадавших, а также учащиеся знакомятся с историей родного края [4].
Сочетание всех этих элементов позволяет варьировать занятия под различный уровень физической подготовки занимающихся, подбирая нагрузку в соответствии с уровнем здоровья ученика.
Обязательно уделяется внимание воспитанию моральных, нравственных качеств - доброты, душевности, любви к близким и к Родине, готовности к преодолению трудностей, самодисциплине, готовности прийти на помощь в трудную минуту [8, с.242].
Методика проведения занятий по спортивно-патриотической подготовке в Православной гимназии.
«Патриотизм, более нежели другое проявление человеческого духа, находится в зависимости от воспитания и навыка» М.Е. Салтыков-Щедрин. Навык же подразумевает устойчивое умение, а не разовые упражнения. Таким образом мы приходим к необходимости систематических занятий [6].
Занятия по спортивно-патриотической подготовке включают: строевую подготовку, огневую подготовку физподготовку, фланкировку, туристическую подготовку, народные игры.
Строевая подготовка включает: изучение понятий строевая стойка, строй, шеренга, одно- и двухшереножный строй, отработку строевых приемов на месте и в движении индивидуально и в составе подразделения [12].
Огневая подготовка состоит из изучения тактико-технических характеристик стрелкового оружия (АК-74М, РПК, ПМ), отработки разборки- сборки автомата Калашникова, стрельбы из пневматической винтовки с открытым и оптическим прицелом из положений стоя с упором, стоя без упора, с колена, лежа [12].
Топографическая подготовка включает: особенности работы с топографической картой и компасом, азимуты, ориентиры, топографические знаки.
Туристическая подготовка включает занятия в зале (узлы, ориентирование, первая помощь) и на природе (движение по различным рельефам, организация группы, безопасность на природе, разведение костров, переноска пострадавших).
Физ. подготовка включает упражнения на развитие основных физических качеств - силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, равновесия, а также народные подвижные игры, такие как шапочный бой, расцеплялочки, тараканчики, шалыга, шалыга с нагайкой, и др.
Фланкировка шашкой и нагайкой проводится учебным оружием (деревянные и алюминиевые шашки, облегченные нагайки) и включает помимо отработки собственно элементов крутки также упражнения на чувство дистанции. Занятия способствуют укреплению плечевого пояса, развитию координации, а также несут воспитательную функцию.
Проведенный анализ проблем выявил противоречия между:
- низкой физической активностью детей, уровнем физических нагрузок в ходе учёбы, потерей мотивации к занятиям физической культурой, глобальной компьютеризацией, которые делают систему образования одним из факторов риска для здоровья детей, низким уровнем нравственной составляющей контента детских игр;
- необходимостью повышения уровня физической подготовленности детей, развитием их физических и морально-волевых качеств, воспитания осознанного отношения к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни.
Нами была выбрана тема исследования, изучая и, разрабатывая которую мы постарались решить научную проблему исследования эффективности совместного применения в спортивно-патриотическом воспитании таких методов здоровьеформирующих технологий, как военной традиционной казачьей подготовки, туризма, народных игр.
Цель работы: исследовать применение здоровьеформирующих технологий в спортивно-патриотическом воспитании в Православной классической гимназии г. Тольятти.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс занятий спортивно-патриотической подготовкой мальчиков 10-11 лет.
Предмет исследования: внедрение комплексной программы здоровьеформирующей направленности, способствующей улучшению показателей физической подготовленности мальчиков 10-11 лет.
Гипотеза: Применение в учебно-тренировочных занятиях по спортивно-патриотическому воспитанию элементов здоровьеформирующих технологий: строевой подготовки, фланкировки, туристической техники, военного дела, народных игр, способствуют развитию физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 10-11 лет.
Задачи исследования:
1) Обосновать теоретически эффективность применения комплексной программы спортивно-патриотической подготовки с применением здоровьеформирующих технологий.
2) Разработать и внедрить программу спортивно-патриотической подготовки, использующей здоровьеформирующие технологии, направленную на повышение физической подготовленности школьников, улучшение показателей физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 10-11 лет.
3) Изучить показатели физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 11-12 лет в процессе занятий спортивно-патриотического воспитания с применением здоровьефомирующих технологий в ходе педагогического эксперимента.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, измерение антропометрических данных, контрольные испытания - челночный бег 3*10 м, Гарвардский степ-тест (по формуле В.Л. Карпмана), анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретической основой исследования выступили: методические разработки в сфере здоровья, физической культуры, туризма, а также применения народных игр в занятиях физической культуры - Сокирко П.П., А.И. Бурханов, Т.А. Хорошева, Г.В. Шалыгин, Т.И. Осокин, Е.Н. Вавилов, и др., и современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры, здоровьеформирующих технологий и спортивно-патриотического воспитания [4], [17]-[19], [28], [31]-[34].
Эмпирической базой исследования является АНО «Православная классическая гимназия» г. Тольятти.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) Выявлены особенности применения здоровьеформирующих технологий и организации учебно-тренировочного процесса занятий по спортивно-патриотической подготовке Православной классической гимназии г. Тольятти.
2) Разработана и внедрена программа спортивно-патриотической подготовки с использованием здоровьеформирующих технологий, направленная на повышение физической подготовленности школьников, улучшение показателей физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 10-11 лет.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования позволяют теоретически обосновать эффективность применения комплексной программы, использующей различные виды здоровьеформирующих технологий, таких как: элементы строевой и стрелковой подготовки, фланкировки, туристской подготовки, народных игр, в учебном процессе школьников.
Практическая значимость определяется: изучением показателей физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 10-11 лет в учебно-тренировочном процессе в ходе педагогического эксперимента по внедрению здоровьеформирующих технологий в спортивно-патриотическом воспитании.
Достоверность результатов подтверждается научной обоснованностью основных теоретических положений, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение исследовательских задач, апробацией результатов исследования в практике и положительными результатами эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через участие автора в научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Общество» (Тольяттинский государственный университет, 2019 г.), семинарах и проведении открытых занятий, в том числе в школах № 55, №80 г. Тольятти, 10 городских библиотеках г. Тольятти. Воскресной школы с. Усолья, туристическо-краеведческого кружка «Малая родина» г. Сызрани, проведении учебно-тренировочных сборов по программе «Школа безопасных путешествий», проведении для школьников и учащихся колледжей городов Тольятти, Димитровград, Сызрань зимней спортивной программы «Полярный десант» (совместно с Тольяттинским городским казачьим обществом и Международным экспедиционным центром «Серебро Севера»).
Положения, выносимые на защиту:
1) Программа спортивно-патриотического воспитания, включающая применение здоровьеформирующих технологий, способствующих улучшению показателей физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 10-11 лет в ходе учебно-тренировочного процесса.
2) Эффективность применения программы спортивно-патриотического воспитания с использованием здоровьеформирующих технологий в учебно-тренировочном процессе.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 6 рисунков, 18 таблиц, списка используемой литературы (34 источника). Основной текст изложен на 74 страницах.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г указано, что «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности готовой к защите Родины» [21].
Воспитание патриотизма является необходимым условием существования государства, сохранения его культурной целостности и независимости. Недаром вопросам патриотического воспитания, под которым понималось воспитание любви к Родине, служение Отечеству, приоритет интересов страны над личными, всегда уделялось огромное внимание. Рассуждения на тему патриотизма есть у А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского [1], [2].
Можно по разному относиться к советскому периоду истории нашей страны, но нельзя отрицать, что патриотическому воспитанию в это время уделялось огромнейшее внимание. И во многом именно благодаря любви к Родине, готовности к самопожертвованию во имя страны, наш народ смог победить в Великой Отечественной войне.
После развала Советского Союза система патриотического воспитания также оказалась разрушена, подвергаясь постоянной критике и насмешкам. Одним из общественных институтов, поддерживающих воспитание у молодежи любви к Родине, стала Православная церковь.
В общее понятие «патриотическое воспитание» входят военно-патриотическое и спортивно-патриотические направления. В данной работе будут рассмотрены особенности патриотического воспитания в Православной классической гимназии города Тольятти В силу специфики данного образовательного учреждения, военно-патриотическая составляющая не может являться основополагающей. Поэтому за основу была взята спортивно-патриотическая работа, с элементами военной, казачьей и туристической подготовки, а также использовались народные игры.
Такое сочетание позволило решать широкий спектр задач: воспитание, оздоровление, формирование разнообразных навыков, получение учащимися знаний по сохранению здоровья.
Наряду с патриотическим воспитанием, куда входит как составляющая часть и спортивно-патриотическое воспитание, внимание государства обращено к проблеме сохранения здоровья нации. Принимаются многочисленные меры разной степени эффективности по сохранению и преумножению потенциала населения - физического, интеллектуального, духовного. Наиболее действенной мерой в этой связи нам представляется применение здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий, включающих разносторонние методы воздействия на здоровье учащихся.
Так как в понятие здоровье входит не только физическая составляющая, но и психическая, и нравственная, важно уделять внимание комплексному воздействию на занимающихся.
Актуальность исследования.
Тенденция последних лет, показывающая снижение уровня физической подготовленности школьников, является общепризнанной. С целью предотвращения дальнейшего снижения показателей физического здоровья, физической подготовленности вводятся в строй внутриквартальные спортивные площадки, строятся спортивные центры, в школах проводят различные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, а также открывают спортивные и кадетские классы [15].
В настоящее время в городе и в стране растет число кадетских классов. Всего в стране только на 2015г было более 7000 кадетских и казачьих классов [23]. В г. Тольятти такие классы открыты в десятке школ. Некоторые школы (например, школа №55) планируют перейти полностью на кадетское обучение. При этом часто программы для кадетских классов дублируют программы НВП (начальной военной подготовки), недостаточно внимания уделяя спортивной составляющей.
Снижение общей мотивации к занятиям отражается и на отношении к урокам «физическая культура», «военное дело», «специальная подготовка». Введение в программу необычных элементов, вызывающих познавательный интерес школьников, призвано уменьшить эту тенденцию. Этому же способствует такое построение уроков, при котором чередуются малоподвижные и активные упражнения и задания. Такой подход позволяет удерживать внимание занимающихся на протяжении всего занятия.
Включение в программу народных подвижных игр позволяет решить несколько задач: повышение двигательной активности учащихся, не дублируя уроки физической культуры, формирование специфических двигательных навыков в игровой форме, воспитание волевых качеств и взаимовыручки, поддержание на высоком уровне интереса к занятиям.
Использование накопленного опыта спортивно-патриотического воспитания поможет организовать данную работу в кадетских классах и православных учебных заведениях.
Особенности спортивно-патриотического воспитания в Православной классической гимназии. Здоровьеформирующие технологии Православная составляющая образовательной деятельности гимназии накладывает определенные ограничения. Так, предмет «военное воспитание» в расписании может быть истолкован неоднозначно. В то же время, огромный интерес к данной тематике учащимися 5-х классов обусловлен самими возрастными особенностями детей. В этом возрасте активен познавательный процесс, а также социализация, «чувство взрослости» [13]. Данное противоречие было решено за счет введения в предмет «Спортивно-патриотическая подготовка» военной составляющей. Строевая подготовка способствует выработке хорошей осанки, дисциплинированности, чувства команды. Раздел «огневая подготовка» помогает реализовать самосознание себя как мужчину, защитника Отечества, а также воспитывает умение концентрироваться, спокойствие, выдержку.
Недостаточность двигательной активности у современных детей, малоподвижный образ жизни послужили причиной введения в программу подвижных игр. Для того, чтобы исключить дублирование программы «физическая культура» и для формирования специфических двигательных навыков (элементы борьбы, атакующих и защитных действий рукопашного боя) были использованы народные игры.
По этой же причине в обучение была включена фланкировка (крутка) шашкой и нагайкой. Занятия способствуют укреплению плечевого пояса, развитию координации, а также несет воспитательную функцию [5].
Следующим элементом, включенным в занятия «Спортивно-патриотической подготовки», стала туристская подготовка. Она включает занятия в зале (узлы, основы топографии) и выезды на природу, где изучаются способы передвижения на различной местности, отрабатывается переноска пострадавших, а также учащиеся знакомятся с историей родного края [4].
Сочетание всех этих элементов позволяет варьировать занятия под различный уровень физической подготовки занимающихся, подбирая нагрузку в соответствии с уровнем здоровья ученика.
Обязательно уделяется внимание воспитанию моральных, нравственных качеств - доброты, душевности, любви к близким и к Родине, готовности к преодолению трудностей, самодисциплине, готовности прийти на помощь в трудную минуту [8, с.242].
Методика проведения занятий по спортивно-патриотической подготовке в Православной гимназии.
«Патриотизм, более нежели другое проявление человеческого духа, находится в зависимости от воспитания и навыка» М.Е. Салтыков-Щедрин. Навык же подразумевает устойчивое умение, а не разовые упражнения. Таким образом мы приходим к необходимости систематических занятий [6].
Занятия по спортивно-патриотической подготовке включают: строевую подготовку, огневую подготовку физподготовку, фланкировку, туристическую подготовку, народные игры.
Строевая подготовка включает: изучение понятий строевая стойка, строй, шеренга, одно- и двухшереножный строй, отработку строевых приемов на месте и в движении индивидуально и в составе подразделения [12].
Огневая подготовка состоит из изучения тактико-технических характеристик стрелкового оружия (АК-74М, РПК, ПМ), отработки разборки- сборки автомата Калашникова, стрельбы из пневматической винтовки с открытым и оптическим прицелом из положений стоя с упором, стоя без упора, с колена, лежа [12].
Топографическая подготовка включает: особенности работы с топографической картой и компасом, азимуты, ориентиры, топографические знаки.
Туристическая подготовка включает занятия в зале (узлы, ориентирование, первая помощь) и на природе (движение по различным рельефам, организация группы, безопасность на природе, разведение костров, переноска пострадавших).
Физ. подготовка включает упражнения на развитие основных физических качеств - силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, равновесия, а также народные подвижные игры, такие как шапочный бой, расцеплялочки, тараканчики, шалыга, шалыга с нагайкой, и др.
Фланкировка шашкой и нагайкой проводится учебным оружием (деревянные и алюминиевые шашки, облегченные нагайки) и включает помимо отработки собственно элементов крутки также упражнения на чувство дистанции. Занятия способствуют укреплению плечевого пояса, развитию координации, а также несут воспитательную функцию.
Проведенный анализ проблем выявил противоречия между:
- низкой физической активностью детей, уровнем физических нагрузок в ходе учёбы, потерей мотивации к занятиям физической культурой, глобальной компьютеризацией, которые делают систему образования одним из факторов риска для здоровья детей, низким уровнем нравственной составляющей контента детских игр;
- необходимостью повышения уровня физической подготовленности детей, развитием их физических и морально-волевых качеств, воспитания осознанного отношения к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни.
Нами была выбрана тема исследования, изучая и, разрабатывая которую мы постарались решить научную проблему исследования эффективности совместного применения в спортивно-патриотическом воспитании таких методов здоровьеформирующих технологий, как военной традиционной казачьей подготовки, туризма, народных игр.
Цель работы: исследовать применение здоровьеформирующих технологий в спортивно-патриотическом воспитании в Православной классической гимназии г. Тольятти.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс занятий спортивно-патриотической подготовкой мальчиков 10-11 лет.
Предмет исследования: внедрение комплексной программы здоровьеформирующей направленности, способствующей улучшению показателей физической подготовленности мальчиков 10-11 лет.
Гипотеза: Применение в учебно-тренировочных занятиях по спортивно-патриотическому воспитанию элементов здоровьеформирующих технологий: строевой подготовки, фланкировки, туристической техники, военного дела, народных игр, способствуют развитию физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 10-11 лет.
Задачи исследования:
1) Обосновать теоретически эффективность применения комплексной программы спортивно-патриотической подготовки с применением здоровьеформирующих технологий.
2) Разработать и внедрить программу спортивно-патриотической подготовки, использующей здоровьеформирующие технологии, направленную на повышение физической подготовленности школьников, улучшение показателей физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 10-11 лет.
3) Изучить показатели физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 11-12 лет в процессе занятий спортивно-патриотического воспитания с применением здоровьефомирующих технологий в ходе педагогического эксперимента.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, измерение антропометрических данных, контрольные испытания - челночный бег 3*10 м, Гарвардский степ-тест (по формуле В.Л. Карпмана), анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретической основой исследования выступили: методические разработки в сфере здоровья, физической культуры, туризма, а также применения народных игр в занятиях физической культуры - Сокирко П.П., А.И. Бурханов, Т.А. Хорошева, Г.В. Шалыгин, Т.И. Осокин, Е.Н. Вавилов, и др., и современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры, здоровьеформирующих технологий и спортивно-патриотического воспитания [4], [17]-[19], [28], [31]-[34].
Эмпирической базой исследования является АНО «Православная классическая гимназия» г. Тольятти.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) Выявлены особенности применения здоровьеформирующих технологий и организации учебно-тренировочного процесса занятий по спортивно-патриотической подготовке Православной классической гимназии г. Тольятти.
2) Разработана и внедрена программа спортивно-патриотической подготовки с использованием здоровьеформирующих технологий, направленная на повышение физической подготовленности школьников, улучшение показателей физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 10-11 лет.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования позволяют теоретически обосновать эффективность применения комплексной программы, использующей различные виды здоровьеформирующих технологий, таких как: элементы строевой и стрелковой подготовки, фланкировки, туристской подготовки, народных игр, в учебном процессе школьников.
Практическая значимость определяется: изучением показателей физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 10-11 лет в учебно-тренировочном процессе в ходе педагогического эксперимента по внедрению здоровьеформирующих технологий в спортивно-патриотическом воспитании.
Достоверность результатов подтверждается научной обоснованностью основных теоретических положений, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение исследовательских задач, апробацией результатов исследования в практике и положительными результатами эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через участие автора в научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Общество» (Тольяттинский государственный университет, 2019 г.), семинарах и проведении открытых занятий, в том числе в школах № 55, №80 г. Тольятти, 10 городских библиотеках г. Тольятти. Воскресной школы с. Усолья, туристическо-краеведческого кружка «Малая родина» г. Сызрани, проведении учебно-тренировочных сборов по программе «Школа безопасных путешествий», проведении для школьников и учащихся колледжей городов Тольятти, Димитровград, Сызрань зимней спортивной программы «Полярный десант» (совместно с Тольяттинским городским казачьим обществом и Международным экспедиционным центром «Серебро Севера»).
Положения, выносимые на защиту:
1) Программа спортивно-патриотического воспитания, включающая применение здоровьеформирующих технологий, способствующих улучшению показателей физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 10-11 лет в ходе учебно-тренировочного процесса.
2) Эффективность применения программы спортивно-патриотического воспитания с использованием здоровьеформирующих технологий в учебно-тренировочном процессе.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 6 рисунков, 18 таблиц, списка используемой литературы (34 источника). Основной текст изложен на 74 страницах.
Для удобства анализа все полученные данные сведем в единую таблицу. Из неё видно, что прирост показателей физического здоровья, а именно прироста антропометрических данных и показателей физической подготовленности, в экспериментальной группе был выше, чем в контрольной (Таблица 18).
Заметное, в сравнении с контрольной группой, увеличение динамометрического показателя мышечной силы кисти объясняется как введением занятий по фланкировке (крутке) шашкой и нагайкой, так и используемыми некоторыми играми, например, «расцеплялочки», где сила хвата играет важную роль.
Использование народных игр, элементов туристической техники «полосы препятствий» положительно сказалось на быстроте и ловкости, о чём свидетельствует улучшение измерений «челночный бег 3x10». А также на общей выносливости и физической работоспособности, о чем свидетельствуют показатели индекса Г арвардского степ-теста.
Введение в программу занятий стрельбы из пневматического оружия не только привело к значительному увеличению показателей по этому упражнению, но и положительно сказалось на таких качествах личности, как выдержанность, дисциплинированность, ответственность.
Результаты подтверждают выдвинутую гипотезу, что применение в учебно-тренировочных занятиях по спортивно-патриотическому воспитанию здоровьеформирующих технологий, а именно элементов строевой подготовки, фланкировки, туристической техники, военного дела, народных игр, способствуют развитию физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 10-11 лет. А также повышают мотивацию к ведению здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, улучшают знания основ сохранения здоровья, таких как рациональное питание, режим дня, смена труда и отдыха, занятий физическими упражнениями, закаливающими процедурами, соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил.
По итогам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1) Гармоничное развитие подразумевает совершенствование как физических качеств, так и нравственных, воспитание таких черт личности, как дисциплинированность, чувство товарищества, готовность прийти на помощь, сострадание, и т.д. Сочетание физических упражнений с игрой, занятиями с оружием, включение военизированных элементов вносит в занятие разнообразие, снимает эмоциональную усталость, позволяет развивать, казалось бы противоположные качества, например - дисциплину и игровой настрой, соблюдение правил и инициативу, готовность прийти на помощь и стремление к победе. Применение таких разносторонних направлений позволяет варьировать нагрузку на занимающихся в широких пределах, адаптировать нагрузку в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся.
2) Одним из результатов применения программы явилось повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой во время учебного процесса, в том числе на занятиях физической культурой.
3) Сравнение контрольной и экспериментальной групп выявило положительный эффект применения программы спортивно-патриотического воспитания, выразившийся в улучшении показателей физического здоровья и физической подготовленности занимающихся.
4) Проведенное анкетирование показало рост мотивации занимающихся к ведению здорового образа жизни, повышение уровня знания их о здоровье и принципах сохранении здоровья, пользе ведения здорового образа жизни, рационального питания, соблюдения режима дня, гигиенических процедурах, санитарных норм и отказа от вредных привычек.
Заметное, в сравнении с контрольной группой, увеличение динамометрического показателя мышечной силы кисти объясняется как введением занятий по фланкировке (крутке) шашкой и нагайкой, так и используемыми некоторыми играми, например, «расцеплялочки», где сила хвата играет важную роль.
Использование народных игр, элементов туристической техники «полосы препятствий» положительно сказалось на быстроте и ловкости, о чём свидетельствует улучшение измерений «челночный бег 3x10». А также на общей выносливости и физической работоспособности, о чем свидетельствуют показатели индекса Г арвардского степ-теста.
Введение в программу занятий стрельбы из пневматического оружия не только привело к значительному увеличению показателей по этому упражнению, но и положительно сказалось на таких качествах личности, как выдержанность, дисциплинированность, ответственность.
Результаты подтверждают выдвинутую гипотезу, что применение в учебно-тренировочных занятиях по спортивно-патриотическому воспитанию здоровьеформирующих технологий, а именно элементов строевой подготовки, фланкировки, туристической техники, военного дела, народных игр, способствуют развитию физической подготовленности и физического здоровья мальчиков 10-11 лет. А также повышают мотивацию к ведению здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, улучшают знания основ сохранения здоровья, таких как рациональное питание, режим дня, смена труда и отдыха, занятий физическими упражнениями, закаливающими процедурами, соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил.
По итогам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1) Гармоничное развитие подразумевает совершенствование как физических качеств, так и нравственных, воспитание таких черт личности, как дисциплинированность, чувство товарищества, готовность прийти на помощь, сострадание, и т.д. Сочетание физических упражнений с игрой, занятиями с оружием, включение военизированных элементов вносит в занятие разнообразие, снимает эмоциональную усталость, позволяет развивать, казалось бы противоположные качества, например - дисциплину и игровой настрой, соблюдение правил и инициативу, готовность прийти на помощь и стремление к победе. Применение таких разносторонних направлений позволяет варьировать нагрузку на занимающихся в широких пределах, адаптировать нагрузку в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся.
2) Одним из результатов применения программы явилось повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой во время учебного процесса, в том числе на занятиях физической культурой.
3) Сравнение контрольной и экспериментальной групп выявило положительный эффект применения программы спортивно-патриотического воспитания, выразившийся в улучшении показателей физического здоровья и физической подготовленности занимающихся.
4) Проведенное анкетирование показало рост мотивации занимающихся к ведению здорового образа жизни, повышение уровня знания их о здоровье и принципах сохранении здоровья, пользе ведения здорового образа жизни, рационального питания, соблюдения режима дня, гигиенических процедурах, санитарных норм и отказа от вредных привычек.



