Введение
Глава 1. Практика использования электронных виз в зарубежных странах
1.1. Вопросы правового регулирования въезда на территорию государства
1.2. Понятие, назначение и виды виз. Электронная виза
Глава 2. Анализ перспектив использования электронной визы в России
2.1 История разработки электронной визы в России
2.2 Опыт применения и проблемы использования электронной визы
2.3 Перспективы использования электронной визы в России
Заключение
Список использованных источников и литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Из года в год, на протяжении долгого времени туризм приобретал всё более массовый характер. Так, Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) в 2019 г. было зарегистрировано 1,5 миллиарда1 международных туристических поездок по всему миру. Подводя итоги, Генеральным секретарем ЮНВТО, Зурабом Пололикашвили, было отмечено, что «во времена неопределённости и нестабильности туризм остаётся надёжным сектором экономики».2
Большой проблемой для туризма стала пандемия коронавируса в начале 2020 года, которая негативно сказалась как на текущем состоянии, так и на дальнейшем развитии туризма. Туризм оказался одной из наиболее пострадавших отраслей в пандемию, потери составили не менее 60 % доходов.3 Но вместе с этим, коронавирус поспособствовал значительному ускорению процесса цифровой трансформации мировой экономики.
Актуальность проведения данного исследования обусловлена неустойчивой ситуацией в мировой экономике, учитывая очевидные тенденции на резкое обострение международной конкуренции за туристов после окончание пандемии, в современных реалиях возможность оформления электронных виз является достаточно эффективным средством продвижения российского туризма. Данный инструмент результативен не только с точки зрения удобства и экономии времени потребителей, но и благодаря исключения необходимости личного посещения консульских отделов, тем самым снижая риски заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Так, например, с 1 января 2021 года применение электронных виз стало приобретать глобальный характер, охватив всю территорию России. Такое новшество может значительно подтолкнуть развитие индустрии гостеприимства по всей стране. В 2019 году иностранными гражданами было потрачено в России 10,9 миллиардов долларов4, что близко к объёмам продажи вооружения на внешние рынки - 14 миллиардов долларов. При этом экспортирование лесных ресурсов и цветных металлов приносит меньшую прибыль. Таким образом, туризм является чистым несырьевым экспортом, а с при помощи электронной визы легче всего привлечь большее количество туристов, следовательно, и средств в страну.
В Российской Федерации институт электронных виз начал действовать с 2017 г. в нескольких регионах страны (Дальневосточный федеральный округ, Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области), а с начала 2021 г. применение электронных виз распространилось уже по всей территории страны.
Однако в связи с введением ограничительных мер, направленных на нераспространение СОУГО-19, большинством стран мира введены ограничения на оформление и действие электронных виз. В Российской Федерации их оформление было приостановлено с 18 марта 2020 г.
Таким образом, на сегодняшний день актуальным является анализ перспектив и целесообразности использования электронных виз в России в настоящих реалиях.
Объектом исследования являются отношения между государствами по поводу установления электронного визового режима взаимных поездок граждан.
Предмет исследования - внедрение электронных виз в Российской Федерации.
Цель настоящего исследования заключается в анализе перспектив использования электронной визы в России и разработке рекомендаций по её совершенствованию.
В соответствии с указанной целью в ВКР ставятся следующие задачи:
• проследить становление и развитие суверенных прав государства в сфере правового регулирования вопросов въезда лиц на государственную территорию;
• определить понятие, содержание и назначение виз, в том числе электронных;
• раскрыть историю разработки электронных виз в России;
• проанализировать опыт применения электронных виз в России на примере экспериментальных регионов;
• выявить проблемы использования электронной визы в России;
• рассмотреть перспективы использования электронной визы в России и дать рекомендации по её совершенствованию.
Нормативные и теоретические основы исследования. Нормативной основой настоящего исследования выступает нескольких групп источников: Федеральные законы РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ.
В процессе работы исследовались данные научной, правовой и справочной литературы, официальных сайтов международных организаций, органов государственной власти РФ и зарубежных стран, данные средств массовой информации (статьи и интервью экспертов).
Методологическую основу исследования составил контент - анализ, так как с помощью данного метода можно проанализировать различные типы текстовых массивов: исторические источники, статистику, сообщения СМИ, так же методы дедукции, индукции, синтеза, диалектический метод, и специальные (историко-правовой, сравнительно-правовой) методы познания.
В ходе исследования: выявлены и учтены особенности методологии исследования; рассмотрены вопросы появления и развития института электронных виз в России и за рубежом, условий и факторов его реализации; рассмотрен отечественный и зарубежный опыт применения электронных виз, выявлены проблемы их применения, рассмотрены перспективы использования электронных виз, так же сделаны предположения о рисках и неблагоприятных последствиях.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования обусловлены фундаментальным международно-правовым подходом к регулированию вопросов въезда лиц на территорию государства.
С теоретических позиций исследование может быть использовано для лучшего уяснения вопросов использования электронных виз. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложения.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты визового режима. Во второй главе рассмотрена история внедрения электронной визы в России, проанализирован опыт её применения, так же обнаружены проблемы, связанные с использованием электронных виз, рассмотрены перспективы использования электронных виз в современных реалиях.
В процессе исследования были раскрыты теоретические аспекты визового
режима, рассмотрена история внедрения электронной визы в России,
проанализирован опыт её применения. Так же были обнаружены проблемы,
связанные с использованием электронных виз в экспериментальных регионах
России, проведён анализ перспектив использования электронной визы и
разработаны рекомендации по её совершенствованию. Таким образом,
проведённое исследование позволило сделать следующие выводы.
Главный и основной блокатор для международных визитов в Российскую
Федерацию, включая те субъекты, которые в пилотном режиме уже работали по
онлайн визе, стала пандемия коронавируса. Однако за короткий период
проведённого эксперимента удалось оценить все те преимущества, которые даёт
онлайн виза.
Эффект от введения виз в пилотных регионах многократно превзошёл все
ожидания и прогнозы. В целом, за период упрощенного визового режима в
Приморье с августа 2017 года и по 2019 год было выдано более 140 тысяч
электронных виз. В Калининградской области только за три с небольшим
месяца, по информации регионального правительства, заявки на электронные
подали 60 тысяч человек из 50 стран. К сожалению, из-за начала пандемии, не
удалось проследить полноценную динамику турпотока от электронных виз.
В результате изучения различных источников удалось выделить проблемы
применения электронных виз, с которыми столкнулись иностранные граждане в
период действия пилотного проекта. Так, наиболее распространённой оказалась
проблема, связанная с неправильным заполнением заявлений и таможенной
декларации для получения электронной визы. Так же среди проблем –
невнимательность и недостаточное владение информацией об условиях выдачи
онлайн визы.
60
Наряду с этим необходимо отметить следующее, что безусловно, введение
единой электронной визы позволит России стать сильным игроком на
международном туристическом рынке, поспособствует созданию более
благоприятных условий для иностранного туриста, а также обеспечит
восстановление и ежегодный прирост турпотока. К тому же развитие
туристической сферы создаст большое количество рабочих мест в регионах.
В результате проведённого нами анализа можно сделать вывод, что
главными преимуществами электронных виз, являются: упрощённые условия
выдачи, значительные экономия времени и денег въезжающих туристов.
Предложенные рекомендации по усовершенствованию механизма
действия электронной визы включают в себя совершенствование
законодательных актов РФ, увеличение срока пребывания иностранных граждан
в России, а также увеличение срока действия и кратности электронных виз,
рассмотрение возможности создать льготы для некоторых категорий граждан.
Предложенные рекомендации обеспечат более высокий рост количества
поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию, что приведёт к развитию въездного туризма, привлечению новых инвестиций в туристскую и смежные отрасли, а также дальнейшему формированию позитивного имиджа России за рубежом.
1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 305-ФЗ (последняя редакция) «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
3. Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1793 «О порядке оформления единых электронных виз и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке оформления единых электронных виз») // СПС КонсультантПлюс
4. Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 № 335 (ред. от 24.07.2020) «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» // СПС КонсультантПлюс
5. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2020 № 2571-р «О перечне иностранных государств, гражданам которых оформляется единая электронная виза» // СПС КонсультантПлюс
6. Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2020 № 2741-р (ред. от 16.01.2021) «Об утверждении перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые иностранные граждане осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании единой электронной визы» // СПС КонсультантПлюс
7. Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р (ред. от 18.05.2021) «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» // СПС КонсультантПлюс
8. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // СПС КонсультантПлюс
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 «Послание Президента Федеральному Собранию» // СПС КонсультантПлюс
10. A History of the Department of Immigration (PDF). Archived from the original (PDF) on 2017-02-26.
11. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета: канонические. - Москва, 1994. - 298 с.
12. Ганюшкин Б. В. Правовое положение российских граждан за границей: пособие для практ. работников. - Москва : Академия ФСБ России, 2003. - 322 с.
13. Дурнев В. С. О некоторых результатах научно-исследовательской работы, связанной с проблематикой применения электронных виз в России // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 1. - С. 55-57.
14. Зинченко Н. Н. Миграция населения. Теория и практика международно-правового регулирования. - Москва : Внешторгиздат, 2003. - 264 с.
15. Маринин М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - Москва : Финансы и статистика, 2004. - 144 с...