Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №30385

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы176
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
512
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ
ПОТОКАМИ 7
1.1. Сущностная характеристика миграционных потоков 7
1.2. Инструменты и методы управления миграционными потоками 24
1.3. Характеристика внутрироссийских и международных миграционных
потоков на территории Российской Федерации 39
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ
ПОТОКАМИ В РЕГИОНАХ РФ 53
2.1. Инструменты управления миграционными потоками в регионах РФ .. 53
2.2. Количественная характеристика региональных миграционных потоков
и их взаимосвязь с экономическими показателями регионов 59
2.3. Оценка миграционной привлекательности регионов 68
2.4. Исследование рынка труда регионов и анализ баланса трудовых
ресурсов 82
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ
ПОТОКОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 104
3.1. Зарубежный опыт регулирования миграционных потоков 104
3.2. Основные направления совершенствования регулирования
миграционных потоков населения 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 132
ПРИЛОЖЕНИЯ 139


На сегодняшний день глобализационные процессы, активно
протекающие в мировой экономической, социальной и демографической
среде, оказывают значительное влияние на активизацию миграционных
потоков. Постоянство миграционных потоков стало неотъемлемой частью
международных экономических отношений, заключая в себе социальные,
экономические и демографические проблемы и перспективы развития
отдельных государств и регионов, представляющих собой центры
миграционного влияния. По данным Всемирного Банка число мигрантов на
2015 год составило более 250 миллионов человек. По прогнозу Всемирного
Банка к 2050 году к этой цифре может прибавиться еще 143 миллиона человек.
По мере увеличения интенсивности миграционных потоков, их
экономические, социальные и демографические последствия для государства
все больше возрастают, особенно на региональном уровне. Поэтому в
последние годы регионы стали активно включаться в разработку и реализацию
миграционной политики. Грамотная миграционная политика региональных
властей позволит нивелировать риски, связанные с негативными
последствиями миграции, а также выстроить долгосрочную политику в
области социально-экономического развития региона.
Миграционные потоки оказывают существенное влияние на
проводимую инвестиционную политику регионов. Так наличие необходимых
квалифицированных кадров становится ключевым фактором для выбора
региона, как объекта инвестиций. Это объясняется тем, что сопутствующие
факторы инвестиционной привлекательности – технологии, финансы,
инфраструктура, могут быть решены самим инвестором, а вот недостаток
человеческих ресурсов не может быть восполнен так быстро, как хотелось бы.
В то же время в России, международные мигранты являются фактически
единственным инструментом выравнивания дисбаланса рынка труда. В
условиях сокращения трудоспособного населения (общая убыль до 2030 года4
составит от 11 млн до 13 млн человек) российский рынок труда не сможет
обойтись без иностранной трудовой миграции. При этом иностранные
мигранты создают существенную конкуренцию на внутреннем рынке труда
регионов.
В последние годы миграционные потоки приняли ярко выраженный
этнополитический и этно-социальный характер, что оказывает
непосредственно влияние на экономико-социальную политику, проводимую
отдельными государствами и регионами, усугубляя только существующую на
протяжении довольно длительного периода проблематику рассматриваемого
вопроса.
Таким образом, данная тема требует более детализированного и
комплексного исследования, анализа и решения проблем, что и обусловило
выбор рассматриваемой тематики для написания выпускной
квалификационной работы.
Цель работы заключается в исследовании и анализе инструментов
управления миграционными потоками в регионах Российской Федерации и
выработке рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить ряд
задач следующего характера:
-рассмотреть концепции, объясняющие причины миграционных
потоков и их последствия;
-рассмотреть понятие и сущность миграции и миграционных потоков;
-исследовать инструменты и методы управления миграционными
потоками;
-представить характеристику основных миграционных потоков на
территории Российской Федерации;
-исследовать миграционные потоки в регионах Российской Федерации;
-выявить взаимосвязь миграционных потоков с социальноэкономическим развитием регионов;
-изучить рынок труда и баланс трудовых ресурсов в регионах;5
-изучить подходы к определению миграционной привлекательности
регионов, выявить ключевые факторы, влияющие на миграционную
привлекательность регионов.
-оценить миграционную привлекательность регионов;
-выявить основные проблемы, которые существуют сегодня в сфере
регулирования миграционных потоков;
-изучить зарубежный опыт регулирования миграционных потоков
-дать основные рекомендации по основным направлениям
совершенствования регулирования миграционных потоков.
Предметом данной работы является управление миграционными
потоками.
Объект работы представляет собой миграционные потоки в регионах
Российской Федерации.
Нормативную базу дипломной работы составили законодательные акты
касательно миграционных потоков, миграционных процессов и их
регулирования на территории Российской Федерации, действующие на
сегодняшний день, а именно, Конституция РФ, кодексы, законы, указы,
приказы, распоряжения и т. д.
Теоретическую базу дипломной работы составили труды таких
зарубежных и российских специалистов и исследователей в области
рассматриваемого вопроса, как Б.Д. Бреев, Д.И. Валентей, В.А. Волох, Ж.А.
Зайончковская, Т.И. Заславская, В.А. Ионцев, В.М. Кабузан, А.А. Кауфман,
В.М. Моисеенко, В.И. Переведенцев, В.М. Пешкова, Л. Рыбаковский, А.В.
Топилин, М.Л. Тюркин, Б.С. Хорев, И.Л. Цапенко, В.Н. Чапек, О.С.
Чудиновских, Т.Н. Юдина, И.Л. Ямзин и др.
Кроме того, информационную базу работы составили данные
официальной статистики Российской Федерации, данные сайтов «АвитоРабота», «HH.ru»,6
Методическую базу работы составили методы индукции и дедукции,
теоретического анализа, статистического анализа, сравнительного анализа
данных, графический метод.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка
использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенной работы было проведено исследование и анализ
процесса управления миграционными потоками в регионах Российской
Федерации.
В первой главе данной работы были рассмотрены основные подходы к
определению миграционных потоков. А.У. Хомра включал в понятие
миграционных потоков туристические поездки, Л.Л. Шамилева -
рекреационные перемещения, которые К.Ш. Арасланов рассматривал в
составе временных (сезонных) миграционных потоков. На основе различных
концепций было выведено определение миграционных потоков.
Миграционный поток - совокупность разнонаправленных переселений,
совершающихся в определенное время в рамках той или иной
территориальной системы, т.е. между ее частями. Также были определены
основные виды миграционных потоков – прямые и обратные; безвозвратные,
временные и сезонные; легальные и нелегальные. Функции миграционных
потоков – ускорительная, перераспределительная, селективная экономическая
и социальные. Были также определены основные положительные и
негативные последствия миграционных потоков для страны в целом и
регионов. Разобраны основные инструменты и методы управления
миграционными потоками на федеральном уровне.
Во второй главе работы были рассмотрены основные миграционные
потоки на территории Российской Федерации, в разрезе Федеральных Округов
и регионов. Большая доля (80%) всех миграционных перемещений приходится
на граждан России, однако существует проблема малой мобильности – чаще
всего перемещения происходят в рамках одного региона. Были разобраны
основные инструменты управления миграционных потоков в разрезе
Федеральных Округов. Также в рамках исследования была разработана
методика оценки миграционной привлекательности регионов и проведен
анализ миграционной привлекательности 4 субъектов РФ: г.Москвы,
Московской области, г.Санкт-Петербург и Краснодарского Края. Был
проведен анализ рынка труда данных регионов и выявлены основные
диспропорции и проблемы.130
В заключительной главе исследования был рассмотрен международный
опыт в области регулирования миграции – Великобритании, Дании и США.
Также были выведены основные проблемы и рекомендации к ним.
Российский рынок труда нуждается в высококвалифицированных
технических специалистах. Однако внутреннее предложение рабочей силы,
совершенно не соответствует его спросу. Поэтому для выхода из данной
ситуации необходимы зарубежные квалифицированные работники. Для этого
необходимо проработать качественные механизмы привлечения таких
работников. Единственным механизмом, заложенным на федеральном уровне,
является высокая заработная плата, которая не обеспечивает должный приток
специалистов.
Региональные власти не обладают самостоятельностью в процессе
выработки своей миграционной стратегии и внедрением собственных
механизмов привлечения иностранных работников. В некоторых регионах
приняты программы по увеличению мобильности трудовых ресурсов, однако
таких регионов всего 16. Прочие довольствуются федеральными механизмами
привлечения.
При невозможности привлечения иностранных квалифицированных
специалистов в регионы России, власти должны обратить внимание на
повышение трудовой мобильности граждан России, которая может помочь
справиться с диспропорциями на рынке труда.
Не смотря на кризис 90-х годов, когда внутренняя мобильность граждан
России практически была на нуле, с каждым годом обороты внутренней
миграции возрастают, однако перемещение осуществляется чаще всего в
пределах одного Федерального Округа или даже региона. Главной задачей
перед властями стоит повышение трудовой мобильности, путем снятия
административных барьеров и создания благоприятных условиях, чтобы
гражданин России смог спокойно поехать работать, к примеру, из
Приморского Края в Ленинградскую область.131
Для решения всех выше описанных задач необходимо в-первую очередь,
обновить и кодифицировать нормативно-правовую базу в области миграции,
которая введет новые категории (миграционная привлекательность, факторы
миграционной привлекательности), а также даст больше свободы на местах в
рамках выстраивания своих миграционных политик. Важным направлением
является регулирование рынка труда и устранения диспропорций на нем,
путем переобучения потенциальных работников на нужные специальности.
Также необходимо уделять внимание информационному обеспечению
миграционной политики, а также статистики, которые в совокупности
облегчат работу как работодателям, как потенциальным соискателяммигрантам и конечно же властным структурам.
В заключении хотелось бы отметить, что предложенные меры позволили
бы повысить эффективность реализации государственной миграционной
политики. Благодаря подобным рекомендациям, повысилась бы трудовая
мобильность граждан, привлекались бы более высококвалифицированные
мигранты, происходило бы выравнивание рынка труд


Конституция Российской Федерации
2) Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации"
3) Федеральный закон "О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от
18.07.2006 N 109-ФЗ
4) Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации
и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ
5) Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской
Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в
части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании
утратившими силу отдельных положений законодательных актов
Российской Федерации
6) Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 „О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации“
7) Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 (ред. от 15.05.2018) "О
совершенствовании государственного управления в сфере
контроля за оборотом наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"
8) Указ Президента РФ от 12.06.2012 "Об утверждении Концепции
государственной миграционной политики Российской
Федерации до 2025 года"
9) Указ Президента РФ от 10.09.2007 N 1351 "Об утверждении
Концепции демографической политики Российской Федерации
до 2025 года"133
10) Указ Президента РФ от 24 августа 2017 г. № 399 “О внесении
изменения в Указ Президента Российской Федерации от 31
марта 2015 г. № 168 "О Федеральном агентстве по делам
национальностей"
11) Постановление Правительства Российской Федерации от 12
сентября 2013 года №800 «Об утверждении Правил подготовки
предложений по определению потребности в привлечении
иностранных работников, утверждению квоты на выдачу
иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую
Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а
также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на
работу».
12) Постановление Правительства Российской Федерации от 4
декабря 2017г. № 1467 «Об установлении на 2018 год допустимой
доли иностранных работников, используемых хозяйствующими
субъектами, осуществляющими на территории Российской
Федерации отдельные виды экономической деятельности».
13) Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1532 (ред. От
07.04.2018) "Об утверждении государственной программы
Российской Федерации "Реализация государственной
национальной политики"
14) Постановление Правительства РФ от от 15.04.2014 N 345 (ред. От
30.03.2018) Об утверждении государственной программы
Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и
противодействие преступности"
15) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 23.01.2014 №27н «Об утверждении Правил
определения органами государственной власти субъекта
Российской Федерации потребности в привлечении иностранных
работников».134
16) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 9 января 2018 года № 2 «Об утверждении перечня
профессий (специальностей, должностей) для привлечения
иностранных работников, прибывающих в Российскую
Федерацию на основании визы, на 2018 год».
17) Приказ Департамента труда и социальной защиты населения
города Москвы от 26.12.2017 №1687 «Об утверждении прогноза
баланса трудовых ресурсов города Москвы на 2018-2020 годы»
18) Приказ Министерства социального развития Московской
области от 15.12.2017 «Об утверждении прогноза баланса
трудовых ресурсов Московской области на 2018-2020 года»
19) Приказ Комитета по труду и занятости населения СанктПетербурга от 18.12.2017 «Об утверждении прогноза баланса
трудовых ресурсов города Санкт-Петербург на 2018-2020 годы»
20) Приказ Министерства труда и социального развития
Краснодарского Края от 20.11.2017 «Об утверждении прогноза
баланса трудовых ресурсов на 2018-2020 годы»
Статьи, книги, монографии и периодические печатные издания
21) Арасланов К.Ш. Современная миграция населения в
Азербайджанской ССР и ее влияние на формирование трудовых
ресурсов/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук. Баку, 1975.
22) Бардиер Г. Л., Психологические инструменты сопровождения
социокультурной адаптации мигрантов, Научно-методический
сборник «Социальное обслуживание семей и детей» выпуск 3,
с.56135
23) Вардомский Л.Б. Регионализация международного
экономического сотрудничества и Россия. Внешняя торговля,
1992, N 2.
24) Васильев А. М., Копченко И. Е., Гринева Ю. А. Европейский
миграционный кризис (2014–2015): причины и основные
параметры. Общество: политика, экономика, право. 2016. №2.
Стр. 102.
25) Ваховская, К. А. Управление современными миграционными
процессами на региональном уровне: социол. анализ на примере
Санкт-Петербурга и Ленинградской области: автореф. дис. канд.
социол. наук: 22.00.08 / К. А. Ваховская; С.-Петерб. гос.
инженер.-экон. ун-т. – Спб., 2009.
26) Евдокимов А. М. Международные экономические отношения:
Учебник. – М.: Проспект, 2014. – 656 с.
27) Ефремов И., Иммиграционная политика в США, Ж:
Демографическое обозрение, 2015
28) Зайончковская Ж.А. «Миграция населения СССР и России в ХХ
веке: эволюция сквозь катаклизмы», Ж:Проблемы
прогнозирования, 2000
29) Зайончковская Ж., Молодикова И., Мукомель В. Методология и
методы изучения миграционных процессов: междисциплинар.
учеб. Пособие / – М.: Центр миграц. исслед., 2007. – 370 с.
30) Заславская Т.И. Миграция сельского населения / М., 1970.
31) Ионцев В. Международная миграция населения: теория и
история изучения. – М.: Диалог-МГУ, – 470 с.
32) Кельник, А. В. Регулирование внутренней миграции населения в
аспекте регионального развития Республики Беларусь /А. В.
Кельник. – Минск : Беларус. навука, 2012. – 161 с.
33) Курман М.В. Актуальные вопросы демографии. – М., 1976. – 89с.136
34) Ленин, В. И. Развитие капитализма в России. Процесс
образования внутреннего рынка для крупной промышленности /
В. И. Ленин. – М.: Госполитиздат, 1952.
35) Мкртчян Н.В. Причинно-факторный механизм миграции
населения. В сб.: Миграция населения. Вып.1: теория и практика
исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». М.,
2001. С.53.
36) Наумкин В.В. Вместо предисловия: круговорот Арабского
пробуждения // Ближний Восток, Арабское пробуждение и
Россия: что дальше? С. 3–20.
37) Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы,
политика / Л.Л. Рыбаковский. – М.: Наука, – 200 с.
38) Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). М.,
2003.
39) Рыбаковский, Л. Л. Факторы межрайонной миграции населения
/Л. Л. Рыбаковский, В. Шапиро // Куда и зачем едут люди. – М.,
1979.
40) Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграций. М., 1973.
41) Суэтин А. Р. Мировая экономика. Международные
экономические отношения. Глобалистика: Учебник. – М.:
КиноРус, 2015. – 315 с.
42) Хомра А.У. Миграция населения: вопросы теории, методики
исследования / А.У. Хомра. – Киев: Навук. Думка,– 148 с.
43) Чудиновских О.С. Статистика о причинах миграции //
Народонаселение. 1999. №2. С.160-172.
44) Шамилева Л.Л. Моделирование миграций населения в районе: на
примере Донецкой области: автореф. дис. …канд. экон. наук:
08.00.18 / Л.Л. Шамилева. Москов. гос. ун-т. – М., 1975. – 29 с.137
Электронные ресурсы
45) 7 штатов, где растет количество рабочих-нелегалов, URL:
http://www.forumdaily.com/7-shtatov-gde-rastet-kolichestvorabochix-bez-dokumentov/
46) Великобритания отказалась принимать беженцев по программе
ЕС по распределению мигрантов. Коммерсант.ru 07.03.2016.
URL: http://www.kommersant.ru/doc/2932400
47) Главное управление по вопросам миграции МВД России, URL:
https://гувм.мвд.рф
48) Дания. Организационное устройство миграционной политики.
URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestkaimmigration/org_ustroistvo/Denmark/
49) КонсультантПлюс, URL: http://www.consultant.ru/
50) Мигрант Медиа, URL: https://migrantmedia.ru/
51) ООН - Прогноз населения Земли к 2050 году, URL:
http://www.mirprognozov.ru/prognosis/society/oon-prognoznaseleniya-zemli-k-2050-godu/
52) ПанкратовС. Дания избавляется от
«нежелательныхиностранцев»,URL:
http://radiovesti.ru/article/show/article_id/14261

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ