Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социально-экономических навыков в ранней юности как условий социализации

Работа №103584

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
79
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ 9
1.1 Социализация в работах зарубежных и отечественных психологов 9
1.2 Социально-психологические особенности ранней юности 23
1.3 Условия формирования социально-экономических норм и навыков 28
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ . 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Формирование социально-экономических норм и навыков по специально¬
организованной программе 41
2.3 Анализ полученных результатов 66
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73


Значение процесса социализации для общества и личности сложно переоценить. Для успешного функционирования и развития, общество должно содержать в себе людей, которые понимают и принимают нормы и правила, установленные в нем, способных на осуществление функций, которые ему необходимы. Человек проходит процесс социализации во множестве социальных институтах, затрагивающих все сферы: экономическую, социальную, политическую, духовную и институт родства. Социализация — это процесс, который продолжается всю жизнь, ввиду того, что общество и его институты меняются с течением времени, вынуждая человека постоянно усваивать новые нормы и правила общества.
Во многих научных трудах социализация рассматривается как проблема современности: Малютина Т.В., Магомедалиева А.М., Царева Е.С.[25, 20, 34] и др. Точку зрения важности экономической социализации как процесса и как части общей социализации выражала Дробышева Т. В. [12].
Актуальность проблемы подтверждается и некоторыми данными статистики: менее 38% людей в возрасте от 15 лет имеют представление о базовых экономических понятиях. Эти данные были получены из опроса GallupWorldPoll. Более 10 тыс. выбранных случайным образом людей старше 15 лет приняли участие в этом исследовании в 2015 году. Данный факт статистики прямо связан с экономической обстановкой в Российской Федерации, которая ярко отражает системные проблемы в решении широкого спектра задач. Падение уровня валового внутреннего продукта, растущая безработица, отток капитала за границу, повышение цен на продукты первой необходимости и снижение уровня доходов населения - всё это проблемы современного общества.
Как писала Дробышева Т.В.: «...содержательные компоненты социализации личности в условиях экономических отношений, в обществе определяются не только психологическими, но и экономическими законами...»[ 12, с. 18]. В данном контексте можно говорить о таком критерии, как социально-экономическая зрелость, которая рассматривается в качестве отдельного вида зрелости личности в целом и уровень которой прямо связан с уровнем экономической грамотности. А. Л. Журавлев выводит понятие экономической зрелости, под которым понимает общую способность человека к материальному, экономическому, финансовому самообеспечению и обеспечению своей семьи. Дифференцируя зрелость и незрелость личности как полярные понятия, не стоит употреблять «экономическую незрелость» в отношении подростков, поскольку несоответствие личности какому-либо признаку зрелости не является основанием для отнесения личности к незрелой. Скорее следует говорить о том, что подросток находится в определенной стадии зрелости. В свете данных факторов, определяющим критерием будет экономико-психологическая зрелость личности, так как ее признаки определяются процессами и состояниями которые обуславливают её сравнивание себя с другими людьми, ближайшим социальным окружением, малыми и большими группами в условиях взаимодействия и отношений экономического характера. В этом случае сформированность экономического сознания играет большую роль, поэтому экономические знания и законы должны рассматриваться в рамках социализации наравне с другими, влияющими на неё, факторами, как инструменты, грамотность оперирования которыми, определяет процесс её протекания.
В большинстве научных направлений социализация рассматривается как сложный, внутренне и внешне обусловленный и во многом противоречивый процесс усвоения индивидом социального опыта.
В данной работе будет рассматриваться социализация личности в ранней юности и роль социально-экономических навыков в этих процессах. Актуальность этих тем для современного общества заключается в процессе интеграции личности в систему социальных и экономических отношений, от которого зависит их развитие, а также кризисным состоянием экономики России, в условиях которой личность вынуждена существовать.
Цель исследования - изучить возможности формирования социально-экономических навыков в ранней юности, как условий социализации.
Объект исследования - социализация личности.
Предмет исследования - формирование социально-экономических навыков
Гипотеза исследования - мы полагаем, что формирование социально-экономических навыков, как условий социализации в ранней юности требует:
• Повышение социально-экономических знаний
• Специально организованной целенаправленной программы в
форме имитационной игры «Геополитика»
В соответствии с данной гипотезой выдвигаются задачи:
5. Проанализировать теоретическую психологическую литературу по проблеме исследования.
6. Выявить уровни проявлений социально-экономических навыков.
7. Разработать и апробировать специально-организованную
программу в форме имитационной игры «Геополитика».
8. Проанализировать полученные результаты.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ.
2. Диагностические методы.
3. Экспериментальные методы.
4. Математико-статистический метод.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно показало возможности формирования социально-экономических навыков с помощью специально организованной, целенаправленной программы.
Данный факт будет иметь значение для работников школ и организаторов обучения детей, так как они смогут учитывать приведенный в работе опыт и знать особенности использования метода имитационной игры «Геополитика».
Исследование проводилось на базе проекта «Моё профессиональное будущее» предполагающего четырехступенчатое обучение подростков с защитой итоговых работ по окончанию каждого этапа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования было изучить возможности формирования социально-экономических навыков как условий социализации в период ранней юности. Данная цель, а также задачи исследования были выполнены в процессе работы. Проведенное исследование показало разницу в уровне развития социальных навыков между экспериментальной и контрольной группами. По данным исследования видно, что экспериментальная группа показала больший темп развития уровня социальных навыков, по сравнению с контрольной группой.
Получившийся результат, достигнут благодаря специально-организованным методам обучения, так как рост был зафиксирован в обеих группах.
Обучение конкретным экономическим навыкам позволило добиться большего роста показателей в экспериментальной группе, что подтверждает гипотезу данного исследования.



1. Агапова, О., Кривошеев, А. Проектно - созидательная модель обучения [Текст] / О. Агапова, А. Кривошеев // М.: Almamater, 1994. - № 1. - С. 18 -22.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Просвещение, 2004. - 288 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 203 с.
4. Андреенкова, Н. В. Проблемы социализации личности [Текст] / Н.В. Андреенкова // Социальные исследования. - Выпуск З. - М., 1970.
5. Бабицкая, Т. В. Отношения к деньгам в детском возрасте как аспект экономической социализации [Текст] / Т. В. Бабицкая // Психология и экономика: тр. 2-й Всеросс. конф. по экономич. психологии. - Кн. 1. - Москва - Калуга, 2002. - С. 153-155.
6. Большой психологический словарь [Текст] / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
7. Вяткин, А. П. Психологические методы изучения экономической социализации личности в процессе обучения [Текст] / А.П. Вяткин. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - 228 с.
8. Гарунов, Э. Г. Социализация школьников и проблемы их воспитания [Текст] / Э.Г. Гарунов. - Махачкала: ДГПУ, 2009.
9. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда [Текст] / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2013.
10. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н.Ф. Голованова. -- СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
11. Дарвин, Ч. Р. Происхождение видов [Текст] / Ч. Р. Дарвин / Перевод К.А. Тимирязева с исправлениями и указателями под общей редакцией Н.И. Вавилова. Вводные статьи Н.И. Бухарина и Н.И. Вавилова. - Л.: Сельхозгиз, 1935.
12. Дробышева, Т. В. Экономическая социализация личности: ценностный подход [Текст] / Т. В. Дробышева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 312 с.
13. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. История социологии в памятниках [Текст] / Редакционная коллегия: В. М. Бакусев (зам. председателя), Ю. В. Божко, А. Б. Гофман, В. М. Родин, В. В. Сапов, Н. Д. Саркитов (председатель), Л. С. Чибисенков. Перевод с французского А. Б. Гофмана. - М., 1993.
14. Кан-Калик, В. А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество [Текст] / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990.
15. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
16. Кондратьев, М. Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков [Текст] / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 69-78.
17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 2008.
18. Ламарк, Ж. Б. Философия зоологии [Текст] / Ж.Б. Ламарк / Пер с фр. С. В. Сапожникова. - М.: Наука, 1911.
19. Ленуар, Р., Мерлье, Д. Начала практической социологии [Текст] / Р. Ленуар, Д. Мерлье, Л. Пэнто, П. Шампань. - М., 2001.
20. Магомедалиева, А. М. Социализация подростка в современном обществе [Текст] / А.М. Магомедалиева. - М., 2014.
21. Мальковская, Т. Н. Социальная активность старшеклассников [Текст] / Т.Н. Мальковская // Школьная педагогика. - 2012. - №8.
22. Милославова, И. А. Понятие и структура социальной адаптации [Текст] / И.А. Милославова / Автореф. дисс. канд. философ, наук. - Л., 1974.
23. Научный журнал «Фундаментальные исследования»,
«Формирование экономической грамотности у школьников» [Текст], 2011. - № 8 (часть 2) - С. 307-311.
24. Носкова-Дукельская, О. А. Особенности представления о деньгах как фактор экономической социализации детей [Текст] / О. А. Носкова- Дукельская. - М.: Русская христианская гуманитарная академия, 2004. - 102 с.
25. Орлов, И. П. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском возрасте [Текст] / И.П. Орлов // Омский научный вестник. - Выпуск № 2 (126). - 2014.
26. Парсонс, Т. О структуре социального действия. [Текст] / Т. Парсонс. — М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
27. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Парыгин. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.
28. Пахомов, В. Н. Проект "гражданин" - способ социализации подростков [Текст] / В.Н. Пахомов // Народное образование. - 2000. - №7. - С. 163.
29. Постовалова, Г. И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека [Текст] / Г.И. Пустовалова // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - Выпуск № 264. - Ереван, 1973. - С. 18-19.
30. Силласте, Г. Г. Экономическая социология [Текст] / Г.Г. Силласте. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
31. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации [Текст] / А.В. Соколов. - СПб., 2002.
32. Стельмашук, М. Н. Методологические основания концепции
экономической социализации в детстве [Текст] / М. Н. Стельмашук // Психология и экономика. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9. - Выпуск. 7. - Калуга, 2002. - С. 190-196.
33. Столяренко, Л. Д. Социальная психология [Текст] / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - М.: КНОРУС, 2014. - 336 с.
34. Царева, Е. С. Проблемы социализации личности в период глобализации [Текст] / Е.С. Царева // Символ науки. - Выпуск № 8-2. - 2016.
35. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся. [Текст] / Г.И. Щукина. - М.:
Педагогика, 1988. - 203 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ