Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей разработки и составления индивидуального планирования профессионального развития педагога-психолога в практике консультирования 9
1.1 Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога и требования к исполнителю 9
1.2 Особенности психологического консультирования в сфере
профессионального развития педагога-психолога 31
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей разработки и составления индивидуального планирования профессионального развития педагога-психолога в практике консультирования 52
2.1 Описание программы исследования 52
2.2 Анализ полученных результатов реализации программы
консультирования по вопросам индивидуального планирования профессионального развития 72
Заключение 87
Список используемой литературы 90
Актуальность исследования. Соблюдение требований введенного профессионального стандарта педагога-психолога, с учетом динамики социально-экономических процессов в России определяет необходимость совершенствования профессиональной подготовки специалистов. В своих публикациях Ю.М. Забродин говорит о проблеме недостаточного соответствия требованиям профессионального стандарта, квалификации педагога-психолога. Объясняя это тем, что многие педагоги-психологи, а именно работающие с детьми имеющие трудности в обучении и социализации, не соответствуют требованиям профессионального стандарта, в котором прописаны все компетенции специалиста. И обусловлено это недостаточной квалификацией педагога-психолога.
На основе анализа специальной литературы по теме исследования, можно сделать вывод, что проблема профессионального развития педагогов- психологов по-прежнему вызывает интерес исследователей. В своих научных трудах известных ученых Е.А. Климова [31], Э.Ф. Зеера [20], Е.М. Ивановой [27], А.К. Марковой [37] достаточно подробно рассматривается профессиональное самоопределение специалистов.
Ф.С. Исмагилова [29] в своих исследованиях достаточно широко раскрывала вопрос профессионального консультирования. Научные труды представленных исследователей, несомненно , вносят неоценимый вклад в решении проблемы разработки процесса профессионального развития педагогов-психологов. Несмотря на это, на сегодняшний день по-прежнему профессиональное становление и развитие специалиста в практике профессионального консультирования психолого-педагогической службы остается недостаточно разработанным.
На основании результатов проведенных исследований, изучающих эффективность реализации практической деятельности педагогов -психологов, можно заключить вывод о несомненной важности совершенствования уровня профессионального мастерства специалистов сферы педагогических и психологических направлений. Исследователи в системе психологического обеспечения образования системы обращают внимание на факты недостаточной проработки как теоретических принципов оптимальной организации психолого-педагогической деятельности, так и в области изучения научно-практических и прикладных основ профессионального становления специалистов.
Анализ научных исследований позволил выявить следующее противоречие между необходимостью формирования индивидуального плана профессионального развития педагога-психолога и недостаточной разработанностью содержания работы в практике консультирования для эффективного осуществления данного процесса.
Для разрешения выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы научно-педагогические основы
организации процесса профессионального становления педагога-психолога и достижения им уровня профессионального мастерства.
Цель исследования: разработка и апробация технологии консультирования по вопросам профессионального самоопределения и профессионального развития педагога-психолога.
Объект исследования: профессиональное самоопределение и профессиональное развитие педагога-психолога.
Предмет исследования: индивидуальный план профессионально развития педагога-психолога в контексте профессионального самоопределения и профессионального развития .
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическое консультирование в сфере профессионального самоопределения и профессионального развития педагогов-психологов, направленное на разработку индивидуального плана профессионального развития является эффективным при условии обеспечения следующих этапов :
1) анализ и выявление актуальных возможностей профессионального развития;
2) определение требований к знаниям, компетенциям в аспекте намеченной цели;
3) анализ индивидуальных ресурсов профессионального развития в сопоставлении с требованиями;
4) постановка задач и планирование профессионального развития (знаний, умений, компетенций).
Для реализации цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1) теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования индивидуального плана профессионального развития педагогов-психологов в процессе консультирования;
2) выбор методов и методик исследования в соответствии с объектом и предметом исследования;
3) диагностическая работа с выборкой испытуемых с применением опросников, тестов, анкет, проведения наблюдения;
4) разработка и проведение технологии психологического консультирования по вопросам профессионального самоопределения и профессионального развития педагогов-психологов;
5) интерпретация и обобщение полученных результатов, разработка индивидуального плана профессионального развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности (А.Г. Асмолов [3]), теоретические положения субъектного- деятельностного подхода (Анциферова Л. И. [2]). В своих научных трудах известные ученые Е.А. Климов [31], Э.Ф. Зеер [20], Е.М. Иванова [27], А.К. Маркова [37] достаточно подробно рассматривается профессиональное самоопределение специалистов.
достаточно подробно рассматривается профессиональное самоопределение специалистов. Изучение вопросов психофизических предпосылок педагогических способностей представлено в работах российских ученых Кобышева Л. И. [33], Кузьмина Н. В. [34], Маркова А. К. [37] и многими другими. Ф.С. Исмагилова [29] в своих исследованиях достаточно широко раскрывала вопрос профессионального консультирования.
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; психодиагностический метод; экспериментальный метод.
В исследовании использовались следующие методики:
- опросник «Якоря карьеры» Э. Шейн (русскоязычная адаптация В.Э. Винокурова, В.А. Чикер [55]);
- анкета «Изучение организационных условий, удовлетворенности трудом и профессиональным развитием» В.А. Чикер [55];
- тест «Мотивация достижений» А. Мехрабиана [45];
- методика «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо [45];
- авторская анкета для выявления профессиональных компетенций педагога-психолога;
- качественный и количественный (корреляционный анализ).
Экспериментальная база исследования. Выборку исследования составили 30 женщин среднего возраста, 15 женщин вошли в экспериментальную группу, 15 женщин - в контрольную группу.
Новизна исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что предложена и апробирована авторская программа проведения психологической консультации в ситуации планирования профессионального развития в сфере психологии и педагогики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления о содержании понятия «профессиональное самоопределение и развитие», о критериях профессиональных компетенций педагога-психолога.
Практическая значимость проведенного исследования заключаются в возможности использования полученных эмпирических результатов в практической работе при консультировании специалистов со сложностями в профессиональном самоопределении и саморазвитии. Важным противоречием, которое необходимо решить в данной научно - исследовательской работе, является то факт, что психологическое консультирование в сфере профессионального развития педагогов - психологов, направленное на формирование индивидуального плана профессионального развития будет эффективным только при условии обеспечения определенных этапов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась научно обоснованным выбором кандидатов на участие в исследовании в качестве выборки испытуемых, валидными и надежными методиками сбора эмпирических данных и применением методов математико-статистического анализа полученных данных при помощи пакета IBM SPSS Statistics.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключается в осуществлении целенаправленного обзора и анализа научных источников по проблеме исследования, планировании и проведении исследования, математико-статистической обработке полученных данных, интерпретации результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2021» (Москва, апрель 2021).
Положения, выносимые на защиту.
При помощи разработки индивидуального плана профессионального развития педагога-психолога в процессе психологического консультирования можно добиться повышения показателей мотивационной и личностной готовности к профессиональному самоопределению и профессиональному развитию.
Проведение психологического консультирования в сфере профессионального самоопределения и развития педагога-психолога, направленное на разработку индивидуального плана профессионального развития показывает свою эффективность при условии обеспечения определенных этапов.
Кроме того, психологическое консультирование по вопросам разработки индивидуального плана профессионального развития педагога- психолога способствует повышению стремлений к успеху и самоощущения себя как компетентного специалиста.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической) и заключения; содержит 8 таблиц и 3 рисунка, список используемой литературы (63 источника). Основной текст работы изложен на 95 страницах.
В данной работе мы рассматривали разработку индивидуального плана профессионального развития педагога-психолога в практике консультирования.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы поставили следующую цель: разработать и апробировать технологию психологического консультирования по вопросам профессионального самоопределения и профессионального развития педагога-психолога. Цель была полностью выполнена, для достижения этой цели были решены все поставленные задачи.
Гипотеза исследования была связана с тем, что психологическое консультирование в сфере профессионального самоопределения и развития педагогов-психологов, направленное на разработку индивидуального плана профессионального развития будет являться эффективным, при условии выполнения определённых этапов полностью подтвердилась.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что результаты расширяют научные представления о содержании понятий «профессиональное самоопределение и развитие», о критериях профессиональных компетенций педагога-психолога.
Практическая значимость исследования заключается в количественной оценке эффективности психологического консультирования по вопросам разработки индивидуального плана профессионального развития педагогов- психологов.
Консультирование в контексте помощи в разработке и составления индивидуального плана профессионального развития необходимо для осуществления мероприятий по развитию специалиста (в нашем случае педагога-психолога).
Реализация в последующей трудовой деятельности индивидуального плана профессионального развития может рассматриваться в качестве показателя общей эффективности профессиональной деятельности педагога- психолога, принимающего участие в консультативной работе.
Становление специалиста в профессии необходимо связывать с его непосредственной трудовой деятельностью в условиях конкретной организации и осуществлять в контексте рассматриваемых в профстандарте компетенций, а также принимать в расчет, какие из них конкретный работодатель считает основными для конкретной должности на настоящем этапе развития его организации.
Обязательным условием разработки индивидуального плана развития сотрудника является организация оценки уровня выраженности профессиональных компетенций педагога-психолога в целях выявления степени соответствия его профессионализма стандарту требований, предназначенных для оценки конкретной должности.
Исследование теоретических источников подтвердило, что проблема профессионального развития является актуальной в настоящий период не только для отечественных, но и для зарубежных исследователей. В проанализированных нами концепциях она представлена как многогранный феномен, который нуждается в дальнейшем эмпирическом изучении в соответствии с текущими изменениями экономики и социальных условий в обществе.
Выявление факторов наиболее эффективного профессионального развития, необходимо еще и для качественной разработки новых научно обоснованных подходов к организации и реализации системы непрерывного профессионального развития психологов и педагогов.
Нами было проведено эмпирическое исследование интересующей нас темы, мы изучили, проинтерпретировали и объяснили полученные результаты, сделали выходы касательно эффективности проведения психологического консультирования у педагогов-психологов с целью разработки плана их индивидуального профессионального развития.
В результате, мы пришли к выводу о подтверждении гипотезы нашего исследования. В частности, четкое следование вышеперечисленным пунктам в работе с педагогами-психологами привели к следующим результатам.
У педагогов-психологов экспериментальной группы, прошедших консультирование уровень постановки целей и задач психолого-педагогической деятельности значительно повысился. Уровень притязаний в профессиональной деятельности также значительно выше, чем у их коллег, не прошедших консультирование по вопросам составления плана профессионального развития. Проведение психологического консультирования педагогов-психологов по вопросам плана профессионального развития повышает самоощущение себя как компетентного специалиста и стабилизирует ощущение независимости в работе.
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития.
Инновационный курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Казань.:
Казанский университет, 2008. С.195-217.
2. Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. 366 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
4. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия // Терапия фокусирования на решения. СПб.: Речь, 2000. 216 с.
5. Афанасенкова Е. Л., самореализация педагогических деятельности // Педагогическое [Электронный ресурс].
Васягина Н. Н. Саморазвитие и работников в профессиональной образование в России. 2019. №2.
Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7samorazvitie-i-samorealizatsiya-pedagogicheskih- rabotnikov-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.03.2020).
6. Безрукова В. С. Педагогика. Учеб. для инж.-пед. спец.
Екатеринбург.: Изд-во Свердловского инж.-пед. ин-та, 1993. 320 с.
7. Бендюков М. А. Психология профессионального развития в условиях рынка труда (теоретический анализ) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2006. № 7 (17). С.65-78.
8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
9. Блохина Е. А. Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников // Начальная школа. 2017. № 2. С. 67-70.
10. Бондаревская Е. В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, 2009. 128 с.
11. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. С.159-176.
12. Бородина Н. В., Шуванов И. Б., Щетинина Е. В., Особенности
саморазвития личности психолога со стажем профессиональной деятельности менее 3-х лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. №1 (233).
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samorazvitiya-lichnosti-psihologa-so- stazhem-professionalnoy-deyatelnosti-menee-3-h-let (дата обращения:
23.03.2020).
13. Галкин С. А. Воспитание. Личность. Общество Дубна: Феникс, 2006. 112 с.
14. Ганошенко Н. И. Психологические особенности детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 2018. № 9. С. 12-23.
15. Гершунский Б. С. Пути повышения качества профессионального образования. М.: «Институт профессионального образования», 2011. 384 с.
16. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. Киев.: Наука, 1995. 128 с.
17. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. М.: Ось-89, 2003. 336 с.
18. Ефремова О. И. Уровни и показатели готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 1. С. 146-151.
19. Жариков Е. С., Золотов А. Б. Как приблизить час открытий: введение в психологию научного труда. Кишинев: Штиинца, 1990. 333 с.
20. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования М.:
Издательский центр «Академия», 2013. 124 с.
21. Зеер Э. Ф. Психология профессий М.: Издательский центр
«Академия», 2003. 104 с.
22. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития М.: Издательский центр «Академия», 2003. 104 с.
23. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера- педагога Свердловск.: Урал, институт, 2001. 120 с.
24. Зеер Э. Ф. Психология профессионального обучения. // Журнал Профессиональное образование «Инновации в профессиональной школе». №3. 2014. С. 76-79
25. Зеер Э. Ф., Павлова А. М. Психология профессионального образования. Практикум М.: Академия, 2008. 236 с.
26. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования // Высшая школа: проблемы и перспективы: материалы 7-й Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 1-2 ноября 2005 г. / Респ. ин-т высш.шк. Минск, 2005. С. 283-286.
27. Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 2016. 93 с.
28. Инновации в профессиональном образовании // Тезисы докладов научно-практической конференции. Тольятти, 2014. С.48-55.
29. Исмагилова Ф. С. Профессиональное консультирование Екатеринбург. Издательство Уральского университета, 2011. 133 с.
30. Качимская А. Ю. Безопасность личности в образовании и ее
психологическое сопровождение. Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7bezopasnost-lichnosti-v-obrazovanii-i-ee- psihologicheskoe-soprovozhdenie(дата обращения: 23.03.2020).
31. Климов Е. А. Психология профессионала Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1996. 400с.
32. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы
профессиональной консультации М.: Знание, 2008. 412 с.
33. Кобышева Л. И. Диагностика личностной готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности // Вестник
Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2019. №1. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/diagnostika- lichnostnoy-gotovnosti-buduschih-pedagogov-psihologov-k-professionalnoy- deyatelnosti(дата обращения: 23.03.2020).
34. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. М.: Издательство: Народное образование, 2002. 208 с.
35. Кондаков М. И., Сухарев А. В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития // Вопр. психологии. 1989. № 5. С. 158-164.
36. Линдерс А. Г. Основы возрастно-психологического
консультирования. M.: Наука, 1991. 80 с.
37. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
38. Марищук В. Л. Критерии профессиональной пригодности в отборе // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / ред. Л.В. Винокуров. Санкт-Петербург: Питер, 2001. С. 263¬267.
39. Методические материалы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении / авт. -сост. Е.В. Мазурова. Барнаул, 2009. 130 с.
40. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М.: ВЛАДОС, 1999. 528 с.
41. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего М.: Смысл, 2004. 607 с.
42. Панкратова И. А. Взаимосвязь профессионального
самоопределения и мотивов выбора профессии у студентов педагогов - психологов // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vzaimosvyaz- professionalnogo-samoopredeleniya-i-motivov-vybora-professii-u-studentov- pedagogov-psihologov(дата обращения: 23.03.2020).
43. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)».
44. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 128 с.
45. Райгородский Д. Я. Психодиагностика персонала. Методики и тесты / Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента: В 2 т. Самара.: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. 440 с.
46. Руденский Е. В. Психология ненормативного развития личности. Новосибирск.: Наука, 2000. 398 с.
47. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции,
консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997. 234 с.
48. Самоукина Н. Методика психологического консультирования. // Журнал «Частная школа». 1998. № 5.
49. Семья и формирование личности: Сб. науч. трудов / Под ред. А. А. Бодалева. М.: НИИОП, 1999. 96 с.
50. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М.: Академия, 2006. 288 с.
51. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо. Психологический журнал, 2008 год, том 29, №3, с.101-109
52. Соловьева О. В., Ортман И. В., Особенности синдрома
профессионального выгорания в педагогической среде // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti- sindroma-professionalnogo-vygoraniya-v-pedagogicheskoy-srede (дата
обращения: 23.03.2020).
53. Твердоступ К. Г. Рефлексивность и эмпатийность в структуре
социальной компетентности психологов // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. №8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/refleksivnost-i-empatiynost-v-strukture-sotsialnoy- kompetentnosti-psihologov(дата обращения: 23.03.2020).
54. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Смысл, 2000. 368 с
55. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. Санкт-Петербург: Речь, 2003.170 с.
56. Шнейдер Л. Б. Пособие по психологическому консультированию. М.: Ось-89, 2003. 272 с.
57. Шуман В. Специфика деятельности школьного психолога ZZ Народное образование. 2001. № 8. С. 198-202.
58. Чемякина А. В. Психология профессионального развития: учебное пособие/ Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль.: ЯрГУ, 2015. 100 с.
59. Adler A. The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation in selections from his writings. New York: Harper & Row, 1964. P. 496
60. Bar-On R. The development of a concept of psychological well-being. Z Doctoral dissertation. Rhodes University, South Africa, 1988
61. Maslow A. H. The farther reaches of human nature. Penguin books, 1971. P. 430.
62. Perlz F. Geshtal't-seminary: per. s angl. M.: Institut
Obshchegumanitarnykh Issledovaniy, 2008. P. 352.
63. Rogers C. R. A Theory of Therapy, Personality, and Interpersonal Relationships: As Developed in the Client-Centered Framework ZZ Psychology: A Study of a Science. Foormulations of the Person and the Social Context Z Ed. by S. Koch. New York.: McGraw Hill, 1959. Vol. 3. P. 184-256.