Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Работа №103526

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 8
1.1 Проблема исследования творческих способностей у младших школьников в психолого - педагогической литературе 8
1.2 Анализ психолого - педагогических условий развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе 20
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного
искусства 29
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших
школьников на уроках изобразительного искусства 29
2.2 Реализация экспериментального комплекса заданий, способствующих
творческому развитию младшего школьника 43
2.3 Динамика развития творческих способностей в процессе обучения младших школьников на уроках изобразительного 48
Заключение 56
Список используемой литературы 57
Приложение 60


В современном обществе остро обозначена проблема нехватки творческих, нестандартно мыслящих, имеющих собственный, необычный взгляд на вещи людей. Такие люди способны своевременно реагировать на стремительные изменения в современном социуме, способны правильно принимать решения для стоящих перед ними проблем.
Именно поэтому в Российской Федерации активизировались исследования проблем развития творческих способностей.
На современном этапе образования главной его целью является формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, в необходимости сделать акцент на воспитание творческой личности, активной, способной осознавать важнейшие проблемы человечества, готовой внести свой посильный вклад в их решение.
Современный мир, который окружает ребенка каждый год становиться разнообразнее, сложнее, требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления и творческого подхода к решению больших и малых задач.
Именно поэтому ФГОС НОО уделяет большое внимание развитию общей культуры и творческих способностей личности младшего школьника.
На сегодняшний день целью современной школы является воспитание и обучение всесторонне развитых детей, в том числе должно уделяться внимание творческому развитию детей.
У ребенка младшего школьного возраста творческая деятельность является естественным состоянием. Художественное, эстетическое интеллектуальное становление ребенка является наилучшей основой для развития творческих способностей.
Творческие способности развиваются в процессе творческой деятельности. Именно эта деятельности побуждает учащихся думать, познавать, находить всевозможные нестандартные решения в поставленных перед ними задачами. На сегодняшний день в педагогической науке идет усиленный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получили нетрадиционные виды уроков, которые способствуют развитию творческих способностей младшего школьника.
Именно поэтому развитие творческих способностей следует начинать уже в младшем школьном возрасте.
Наиболее успешной сферой для развития творческих способностей младшего школьника являются уроки изобразительного искусства, т.к. они имеют особую, эмоциональную окраску.
Проблемой исследования развития творческих способностей занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как, С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, ими впервые была сделана попытка дать классификацию понятию способность. А. Н. Лук, опираясь на биографии известных людей выделил ряд творческих способностей. М.Н. Скаткин рассматривал способы активизации творческих способностей.
Авторы научных исследований чаще всего обращались к вопросу развития творческих способностей учащихся старшей школы, недостаточно уделяя внимание вопросу развития творческих способностей у учеников начального звена. Данное положение является одной из причин того, что всевозможные, разработанные приемы развития творческих способностей у младших школьников зачастую не находят полноценной реализации на уроках изобразительного искусства.
Развить способность у ребенка, это значит, создать особые условия для выявления и развития его творческих способностей.
Все выше сказанное объясняет актуальность выбранной темы исследования : «Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства».
Цель исследования - разработать и проверить эффективность комплекса заданий, способствующих развитию творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - развитие творческих способностей у младших школьников в процессе применения комплекса творческих заданий на уроках изобразительного искусства.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что развитие творческих способностей у младшего школьника на уроках изобразительного искусства будет проходить более эффективно, если:
— разработать комплекс творческих заданий;
— побуждать учеников к самостоятельности и оригинальности замысла рисунка;
— применять задания на развитие чувства формы и чувства цвета при реализации замысла рисунка ;
— активизировать и поддерживать творческие идеи в процессе реализации замыслов.
Исходя из цели, объекта, предмета, гипотезы исследования мы обосновали ряд задач:
5. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
6. Выявить уровень развития творческих способностей у младших школьников в художественной деятельности ;
7. Разработать содержание творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства;
8. Доказать эффективность реализации разработанных заданий направленных на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства .
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы).
База исследования: ГБОУ СОШ № 10 города Жигулевск, 1 «А» и 1 «Б» классы.
Новизна исследования: разработано содержание творческих заданий направленных на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования: в результате применения комплекса творческих заданий повысилось качество развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства; предложенный комплекс творческих заданий направленный на развитие творческих способностей у младших школьников может быть применен в процессе обучения, на уроках изобразительной деятельности и во внеурочной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное экспериментальное явление подтвердило высказанную нами гипотезу, а так же позволило сделать следующие выводы.
Проблему развития творческих способностей у младшего школьника, ученые изучают уже давно. Существуют различные точки зрения к определению понятия творчество, творческие способности которые были описаны в первой главе, после анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Младший школьный возраст является благоприятным для развития творческих способностей, т.к. младшие школьники любознательны, а так же только начинают познавать окружающий мир.
Уроки изобразительного искусства являются наиболее подходящими для развития творческих способностей у младших школьников, т.к. на данные уроки носят особую эмоциональную окраску, позволяют педагогу выбирать различные методы и способы развития творческих способностей.
Анализируя и обобщая результаты данной экспериментальной работы можно сделать вывод о результативности использования экспериментального комплекса творческих заданий на уроках изобразительного искусства.
Исходя из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что для развития творческих способностей у младшего школьника необходима длительная работа, не только со стороны педагога но и со стороны родителей.
От учителя требуется включение на уроках разнообразных заданий и упражнений, которые повысят желание школьников учится, привлечет их к решению обычных задач с разнообразным подходом. Родителям главное не подавлять желание ребенка заниматься какой-либо творческой деятельностью.



1. Анин Б. Учитель в моей жизни. М.: 2013. 250 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий: 2016. 608 с.
3. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М.: 2010. 470 с.
4. Большой психологический словарь: словарь /Прайм- Еврознак; под ред. Б.Г. Мещерякова.Питер.: 2007. 589с.
5. Беляева О.М. Образы природы как средство диагностики художественно-творческих способностей школьников / О.М. Беляева, И.Л. Голованова // Начальная школа плюс До и После. - 2015. - № 9. - С. 28- 31.
6. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. М.: 2011. 380 с.
7. Воробьева А.Л. Психологические тесты: иллюстрированное руководство М. : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2005. - 160с.
8. Выготский Л. С. Психология искусства. Изд-е 3. М.: 2013. 256 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 2000.93 с.
10. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта/Ред. А. М.
Матюшкин. — М.: Прогресс, 2001.525 с.
11. Гришаева Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников // Образование в России и за рубежом. 2017.№ 3. С. 32 - 36.
12. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. М.: Просвещение, 2001. 496 с.
13. Ершова А.П. Искусство в жизни детей: Опыт
художественных занятий с младшими школьниками. М.: Просвещение, 2016. 56 с.
14. Кондратьева Н.В. Структура творческих способностей младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №5. - С.165-172.
15. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. М.: АГАР: 2012. 334 с.
16. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: 2010. 56 с.
17. Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 2011. 125 стр.
18. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: Учеб.пособие для студентов пед. вузов. М:1998. 435 с.
19. Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». М.: Просвещение, 2014. 256 с.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология
развития: Учебник для студ. вузов.10-е изд., стереотип. - М.:
«Академия», 2015. - 656 с.
21. Нелинский Б.М., Фомина Н.Н. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. М.:2016. 345с.
22. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Питер.: 2004. 537с.
23. Полуянов Д. Воображение и способности. М.:3нание: 2005. 50с.
24. Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изобразительное искусство. М.: Просвещение. 2017. - 282 с.
25. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. М.: АГАР:2010. 256 с.
26. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии: М.: Академия:2009. 540с.
27. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие дл студ. педвузов. М.: Академия: 2003. 289 с.
28. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М: 2013. 359с.
29. Теплов Б.М. Психология. М.: Наука, 2003. 408 с.
30. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Наука, 2011.367с.
31. Туник, Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. СПб. : Иматон. 2010. - 171 с.
32. Фолькельт Г. Экспериментальная психология М.: Л.: Гос. изд-во, 2000. 302 с.
33. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего
школьника. М.: 2004. 321с.
34. Якобсон П.М. Психология художественного
35. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс] //
Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 19.12.17).
36. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования и его реализация средствами УМК «Школа России» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL:
ййр://минобрнауки.рф/документы/956 (дата обращения: 26.02.17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ