Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования любви к малой Родине у
младших школьников 7
1.1. Понятие любви к малой родине в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Внеурочная деятельность как средство формирования любви к малой
родине 11
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности 17
2.1. Диагностика сформированности любви к малой родине у младших
школьников 17
2.2. Разработка и внедрение комплекса занятий 23
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 27
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 43
Актуальность данного исследования связана с возросшим интересом общественности и государства к воспитанию у подрастающего поколения морально-нравственных качеств и любви к родине.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО) выдвинута идея о том, что система образования призвана обеспечить: преемственность поколений в их историческом развитии национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России; воспитание патриотизма и гражданственности, личности, обладающей высокой нравственностью, проявляющей национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к многонациональной культуре России. Любовь к малой родине является важным элементом преобразований, к которым устремлена современная система образования в рамках ФГОС НОО.
Любовь к малой родине формируется на протяжении всей жизни под влиянием социокультурной среды. На этапе младшего школьного возраста, любовь к малой родине формируется посредством накопления социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Работу по воспитанию любви к малой родине не всегда удается проводить непосредственно во время учебных занятий. Большими возможностями для воспитательной работы в настоящее время располагает внеурочная деятельность.
Изучением формирования любви к малой родине занимались такие исследователи, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик и другие. Однако, недостаточно представлена методика формирования любви к малой родине и , в частности, для учащихся Самарской области и города Тольятти.
Противоречие между требованиями государства и общества и недостаточной методической оснащенностью современной начальной школы в данном аспекте, позволило сформулировать проблему исследования: каковы пути формирования любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности?
Объект: воспитательный процесс, направленный на формирование любви к малой родине у младших школьников.
Предмет: формирование любви к малой родине младших школьников во внеурочное время.
Цель: теоретически и практически доказать эффективность комплекса мероприятий, направленных на формирование любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование любви к малой родине у младших школьников, будет проводиться более эффективно, если разработать и внедрить комплекс внеурочных краеведческих занятий.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования любви к малой родине младших школьников;
2. Провести диагностику по выявлению уровня сформированности любви к малой родине у младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс занятий по формированию любви к малой родине у младших школьников;
4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
Методы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы): анкетирование, беседа с учащимися.
Практическая значимость данной ВКР заключается в том, что был разработан комплекс внеурочных занятий по повышению уровня любви к малой родине у младших школьников, который может быть использован.
База исследования: МБУ «Школа № 80»
Проблема формирования любви к малой родине достаточно актуальна для Самарского региона. Как показывает практика дети не владеют знаниями истории родного края, города Тольятти и Самарской луки. В свете требований федерального государственного стандарта в виде воспитания гражданственности и патриотизма, данная проблема методически не достаточно разработана. Такое противоречие и вызвало необходимость проведения данного исследования.
В результате теоретического исследования были определены основные понятия изучаемой проблемы, такие как патриотизм, гражданственность. Были определены структурно-функциональные компоненты любви к малой родине, как составляющей патриотизма и гражданственности. Были выявлены критерии (когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий) патриотизма. К данным критериям в рамках данного исследования подобран диагностический инструментарий и проведена диагностика показателей. Констатирующий этап эксперимента лишь подчеркнул необходимость формирования у младших школьников любви к малой родине.
Формирующая часть опытно -экспериментальной работы строилась на выделенных в ходе теоретического исследования положениях и представляла собой реализацию психолого-педагогических условий по трём направлениям: формирование когнитивного компонента патриотизма; эмоционально-мотивационного и поведенческого.
Практически предложенные условия реализуются в системе внеурочной деятельности школы без особых затруднений. Дети проявляют активный интерес к занятиям и экскурсиям, предложенным в рамках данного исследования. Эффективность выбранных условий подчёркивается результатами контрольного этапа эксперимента.
Итак, цель данного исследования: теоретически и практически доказать необходимость формирования любви к малой родине у младших школьников, достигнута, а гипотеза о том, что возможно формирование любви к малой родине у младших школьников, если ввести четкую систему внеурочных краеведческих занятий и экскурсий, нашла в ходе исследования своё подтверждение.
1. Аверина, В.А., Осорина, М.В., Слободчиков И.М. Развитие личнсоти ребёнка от семи до одиннадцати лет / В.А. Аверина. - М.: Генезис, 2010. - 232 с.
2. Алабин, П.В. Самара. 1586 - 1886 годы / П.В. Алабин. - Самара, 2009. - 265 с.
3. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность/ Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2006. - 301 с.
4. Астахов, Е.Е. Тольятти - город на Волге / Е.Е. Астахов. - Самара, 2010. - 278 с.
5. Баранский, Н.Н. Методика преподавания экономической географии, гл. “О школьном краеведении” / Н.Н. Баранский. - М., Учпедгиз, 2007. - С 35-38.
6. Баринова, И.И. География России. Природа. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / И.И. Баринова. - М.: Дрофа, 2011. - 303 с.
7. Бадюков, Д.Д. География России: Природа; Охрана окружающей среды; История исследования территории / Д.Д. Бадюков, О.А. Борсук, О.А. Волкова. - М.: Энциклопедия, 2013. - 304 с.
8. Барков, А.С. О научном краеведении. Еще о научном краеведении Статьи в сборнике “Вопросы методики и истории географии”. / А.С. Барков. - М, 2013. - С 77-79.
9. Богословский, В.В., Степанов, А.А., Виноградова, А.Д. Общая психология / В.В. Богословский. - М.: Просвещение, 2008. - 226 с.
10. Болотова, А.К., О.Н. Молчанова. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова. - М.: Издательский дом высшей школы экономики, 2012. - 526 с.
11. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
12. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
13. Бороздинов, Н. М. Как организовать краеведческий музейв школе / Н.М. Бороздинов. - М., 2008. - 254 с.
14. Берг, Краеведение и география / Берг. - М.,.2010. - С 25-48.
15. Васильев, И.Б., Матвеева, Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья / И.Б. Васильев. - Самара, 2007. - 312 с.
16. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
17. Венгер, Л.А., Венгер, А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) / Л.А. Венгер . - М.: Знание, 1994. — 80 с.
18. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 с
19. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.
20. Головей, Л.Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.Е. Головей. - М.: Юрайт, 2016. - 374 с.
21. Горишная, О.Г. и др. Исторические хроники Ставрополя - Тольятти / О.Г. Горишная. - Самара, 2011. - 232 с.
22. Город Ставрополь на Волге - Тольятти. - Тольятти, 2010. - 175 с.
23. Глазачев, С. Н., Кашлев, С. С., Марченко, А.А. Экологическая культура учителя / С.Н. Глазачев. - М., 2004. - 198 с.
24. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
25. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 с.
26. Дмитриева, Э.Я., Кабытов, П.С. Самарская область / Э.Я. Дмитриева. - Самара, 2012. - 241 с.
27. Добрусин, В.А., Карасев, В.Н. (сост.) Самарские судьбы. Биографическаяэнциклопедия / В.А. Добрусин. - Самара, 2010. - 215 с.
28. Ефремов, Ю. К. Краеведение и география. В кн.: “Советская география” / Ю.К. Ефремов. - М, Географгиз, 2000. - С 95-97.
29. Журова, Л.Е., Евдокимова, А.О., Кузнецова, М.И., Кочурова, Е.Э. Педагогическая диагностика // Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова. Педагогическая диагностика. 3 класс. Руководство для учителя. - М: Вентана - Граф, 2013. - С. 3 - 5.
30. Иванов, П. В. Педагогические основы школьного краеведения / П.В. Иванов. - Петрозаводск, 2006. - С 25-34.
31. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 с.
32. Ивановский, В. А. Занимательное краеведение / В.А. Ивановский. - М.:Ставрополь, 2013. - С. 15-16.
33. Калуцков, В.Н. География россии: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.Н. Калуцков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 347 с.
34. Калуцков, В.Н. География россии: Учебник и практикум для СПО / В.Н. Калуцков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 347 с.
35. Краеведение: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2007. - С. 35-44.
36. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического
бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 с.
37. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова.
- Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 с.
38. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. — М.: Просвещение, 2008.
39. Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. - М.: Ленанд, 2014. - 208 с.
40. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
41. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2009.- 432 с.
42. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1999.
- 199 с.
43. Леонтьев, А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1997. - 302 с.
44. Лихачев, Д.С. Краеведение как наука и как деятельность/ Д.С.
Лихачев//Русская культура. - М.:Искусство,2000. - С. 17-24.
45. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1991. - 312 с.
46. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - М.: Педагогика, 2007. - 301 с.
47. Лярский, П. А. Пособие по краеведению / П.А. Лярский. - Минск: Высшая школа, 2000. - С. 40-43.
48. Матрусова, И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии / И.С. Матрусова. - М, 2007. - С. 78-98.
49. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 4. речь. психические состояния: Учебник и практикум для академического бакалав / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 223 с.
50. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 3. воображение и мышление: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 224 с.
51.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для СПО /Л Львов М.Р.:Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.:
Юрайт, 2016. - 401 с.
52. Передовые педагогические практики. Начальная школа. Методическое пособие для учителя / Е.Н. Балыко - М.: ГК «Active Education», 2013. - 176 с.
53. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик.. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
54. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды. - М.: Педагогика, 2007. - 234 с.
55. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
56. Щербакова, Т.Н. Теоретические основы организации обучения в
начальных классах. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова; Под ред. В.П. Сергеева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.