Формирование у младших школьников любви к малой родине во внеурочной деятельности
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования любви к малой Родине у
младших школьников 7
1.1. Понятие любви к малой родине в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Внеурочная деятельность как средство формирования любви к малой
родине 11
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности 17
2.1. Диагностика сформированности любви к малой родине у младших
школьников 17
2.2. Разработка и внедрение комплекса занятий 23
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 27
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 43
Глава 1. Теоретические основы формирования любви к малой Родине у
младших школьников 7
1.1. Понятие любви к малой родине в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Внеурочная деятельность как средство формирования любви к малой
родине 11
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности 17
2.1. Диагностика сформированности любви к малой родине у младших
школьников 17
2.2. Разработка и внедрение комплекса занятий 23
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 27
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 43
Актуальность данного исследования связана с возросшим интересом общественности и государства к воспитанию у подрастающего поколения морально-нравственных качеств и любви к родине.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО) выдвинута идея о том, что система образования призвана обеспечить: преемственность поколений в их историческом развитии национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России; воспитание патриотизма и гражданственности, личности, обладающей высокой нравственностью, проявляющей национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к многонациональной культуре России. Любовь к малой родине является важным элементом преобразований, к которым устремлена современная система образования в рамках ФГОС НОО.
Любовь к малой родине формируется на протяжении всей жизни под влиянием социокультурной среды. На этапе младшего школьного возраста, любовь к малой родине формируется посредством накопления социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Работу по воспитанию любви к малой родине не всегда удается проводить непосредственно во время учебных занятий. Большими возможностями для воспитательной работы в настоящее время располагает внеурочная деятельность.
Изучением формирования любви к малой родине занимались такие исследователи, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик и другие. Однако, недостаточно представлена методика формирования любви к малой родине и , в частности, для учащихся Самарской области и города Тольятти.
Противоречие между требованиями государства и общества и недостаточной методической оснащенностью современной начальной школы в данном аспекте, позволило сформулировать проблему исследования: каковы пути формирования любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности?
Объект: воспитательный процесс, направленный на формирование любви к малой родине у младших школьников.
Предмет: формирование любви к малой родине младших школьников во внеурочное время.
Цель: теоретически и практически доказать эффективность комплекса мероприятий, направленных на формирование любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование любви к малой родине у младших школьников, будет проводиться более эффективно, если разработать и внедрить комплекс внеурочных краеведческих занятий.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования любви к малой родине младших школьников;
2. Провести диагностику по выявлению уровня сформированности любви к малой родине у младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс занятий по формированию любви к малой родине у младших школьников;
4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
Методы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы): анкетирование, беседа с учащимися.
Практическая значимость данной ВКР заключается в том, что был разработан комплекс внеурочных занятий по повышению уровня любви к малой родине у младших школьников, который может быть использован.
База исследования: МБУ «Школа № 80»
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО) выдвинута идея о том, что система образования призвана обеспечить: преемственность поколений в их историческом развитии национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России; воспитание патриотизма и гражданственности, личности, обладающей высокой нравственностью, проявляющей национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к многонациональной культуре России. Любовь к малой родине является важным элементом преобразований, к которым устремлена современная система образования в рамках ФГОС НОО.
Любовь к малой родине формируется на протяжении всей жизни под влиянием социокультурной среды. На этапе младшего школьного возраста, любовь к малой родине формируется посредством накопления социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Работу по воспитанию любви к малой родине не всегда удается проводить непосредственно во время учебных занятий. Большими возможностями для воспитательной работы в настоящее время располагает внеурочная деятельность.
Изучением формирования любви к малой родине занимались такие исследователи, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик и другие. Однако, недостаточно представлена методика формирования любви к малой родине и , в частности, для учащихся Самарской области и города Тольятти.
Противоречие между требованиями государства и общества и недостаточной методической оснащенностью современной начальной школы в данном аспекте, позволило сформулировать проблему исследования: каковы пути формирования любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности?
Объект: воспитательный процесс, направленный на формирование любви к малой родине у младших школьников.
Предмет: формирование любви к малой родине младших школьников во внеурочное время.
Цель: теоретически и практически доказать эффективность комплекса мероприятий, направленных на формирование любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование любви к малой родине у младших школьников, будет проводиться более эффективно, если разработать и внедрить комплекс внеурочных краеведческих занятий.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования любви к малой родине младших школьников;
2. Провести диагностику по выявлению уровня сформированности любви к малой родине у младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс занятий по формированию любви к малой родине у младших школьников;
4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
Методы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы): анкетирование, беседа с учащимися.
Практическая значимость данной ВКР заключается в том, что был разработан комплекс внеурочных занятий по повышению уровня любви к малой родине у младших школьников, который может быть использован.
База исследования: МБУ «Школа № 80»
Проблема формирования любви к малой родине достаточно актуальна для Самарского региона. Как показывает практика дети не владеют знаниями истории родного края, города Тольятти и Самарской луки. В свете требований федерального государственного стандарта в виде воспитания гражданственности и патриотизма, данная проблема методически не достаточно разработана. Такое противоречие и вызвало необходимость проведения данного исследования.
В результате теоретического исследования были определены основные понятия изучаемой проблемы, такие как патриотизм, гражданственность. Были определены структурно-функциональные компоненты любви к малой родине, как составляющей патриотизма и гражданственности. Были выявлены критерии (когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий) патриотизма. К данным критериям в рамках данного исследования подобран диагностический инструментарий и проведена диагностика показателей. Констатирующий этап эксперимента лишь подчеркнул необходимость формирования у младших школьников любви к малой родине.
Формирующая часть опытно -экспериментальной работы строилась на выделенных в ходе теоретического исследования положениях и представляла собой реализацию психолого-педагогических условий по трём направлениям: формирование когнитивного компонента патриотизма; эмоционально-мотивационного и поведенческого.
Практически предложенные условия реализуются в системе внеурочной деятельности школы без особых затруднений. Дети проявляют активный интерес к занятиям и экскурсиям, предложенным в рамках данного исследования. Эффективность выбранных условий подчёркивается результатами контрольного этапа эксперимента.
Итак, цель данного исследования: теоретически и практически доказать необходимость формирования любви к малой родине у младших школьников, достигнута, а гипотеза о том, что возможно формирование любви к малой родине у младших школьников, если ввести четкую систему внеурочных краеведческих занятий и экскурсий, нашла в ходе исследования своё подтверждение.
В результате теоретического исследования были определены основные понятия изучаемой проблемы, такие как патриотизм, гражданственность. Были определены структурно-функциональные компоненты любви к малой родине, как составляющей патриотизма и гражданственности. Были выявлены критерии (когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий) патриотизма. К данным критериям в рамках данного исследования подобран диагностический инструментарий и проведена диагностика показателей. Констатирующий этап эксперимента лишь подчеркнул необходимость формирования у младших школьников любви к малой родине.
Формирующая часть опытно -экспериментальной работы строилась на выделенных в ходе теоретического исследования положениях и представляла собой реализацию психолого-педагогических условий по трём направлениям: формирование когнитивного компонента патриотизма; эмоционально-мотивационного и поведенческого.
Практически предложенные условия реализуются в системе внеурочной деятельности школы без особых затруднений. Дети проявляют активный интерес к занятиям и экскурсиям, предложенным в рамках данного исследования. Эффективность выбранных условий подчёркивается результатами контрольного этапа эксперимента.
Итак, цель данного исследования: теоретически и практически доказать необходимость формирования любви к малой родине у младших школьников, достигнута, а гипотеза о том, что возможно формирование любви к малой родине у младших школьников, если ввести четкую систему внеурочных краеведческих занятий и экскурсий, нашла в ходе исследования своё подтверждение.
Подобные работы
- Формирование ценностного представления о любви к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения родиноведения во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Формирование ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность педагога по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - Формирование гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Методика формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края (Курганский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023



