Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа №103452

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

культурология

Объем работы25
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в Рос-сии происходят существенные трансформации в политической, правовой, экономической сферах жизни общества. Россия оказывается в ситуации культурной нестабильности и перехода к новым формам жизнеобеспечения. Подвижность базовых компонентов социальной действительности приводит к активному поиску ориентиров, гарантирующих духовное и материальное благополучие человека.
Внешние факторы переходного периода оказывают существенное влияние на внутренние потребности личности в переосмыслении окружающего культурного пространства и своего положения в нем. На уровне общемировых процессов происходит переоценка роли традиционных форм и способов духовного контроля и самоопределения, которая приводит к необходимости формулировки новых смысловых маркеров нравственного равновесия.
Для российской культуры ситуация осложняется исторической спецификой переходного периода, связанного с изменением приоритетов на уровне политической и экономической стратегии государства. Существенным компонентом трансформирующейся действительности становится проблематизация преемственности как непременного условия трансляции культурного опыта в современное пространство. Взаимоотношения поколений, сложившихся в различных государственных структурах (СССР и России), свидетельствуют о противоречивости процесса конструирования стратегии дальнейшего развития российской культуры.
В качестве потенциальной силы стабилизации системы ценностных предпочтений рассматривается молодежь как наиболее восприимчивая социальная группа, обеспечивающая воспроизводство культуры. Воспитание молодежи становится актуальной проблемой современности. Поскольку воспитательная система ориентирована не только на преобразование внутреннего мира отдельной личности, но и отвечает запросам конкретного общества, формируются основания разработки концепции воспитания как основы стабильности и смысловой содержательности культуры.
При создании новых воспитательных программ используется педагогический опыт советского периода, заимствуются западные образцы, восстанавливаются традиционные национальные формы организации и внутренние императивы педагогики. Существенное внимание уделяется традициям православного воспитания, что вызывает неоднозначный резонанс в общественном сознании и научной мысли.
Русская православная церковь, занимая активную социальную позицию, транслирует свои представления об актуальных вопросах современности во все сферы общественной жизни. На основе традиций православия, его духовного и материального наследия создаются организации, использующие накопленный опыт воспитания в целях разработки эффективных способов воспроизводства культурных традиций в новых поколениях. Среди них Фонд духовной культуры и образования «Новая Русь» (подпрограмма сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания в регионе), Экспериментальный Центр православной педагогики им. Священника А.Ф. Арбекова, Научно-методический центр православной педагогики и др.
При этом сохраняется несоответствие между предлагаемыми концепциями воспитания и потребностями современной российской молодежи. Изучение культурологического аспекта потенциальной возможности реализации православных ценностей в современных социкультурных условиях позволит выявить степень востребованности традиций православия молодежью России.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическое освоение феномена молодежи в гуманитарной науке началось в начале XX века и прошло ряд этапов, соответствующих смене отношения к молодежи в обществе. В работе рассматриваются концепции, в основе которых заложены различные критерии выделения молодежи в отдельную социальную, поколенческую, культурную общность: молодежь как социальная группа, характеризующаяся девиантным поведением (Р. Мертон, В.Н. Боряз, С.Н. Иконникова, Г.К. Неумойнов); молодежь как поколение (К. Мангейм, Ш. Эйзенштадт, Т. Парсонс); молодежь как субкультурная общность (Д. Доунс, П. Уиллис, Р. Хограт, П. Коен, В.Ф. Левичева, Э.А. Орлова, К.Г. Мяло); молодежь как пассивный потребитель имиджа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе); молодежь как активный создатель стиля жизни через потребительские практики (П. Уиллис, Д. Фиске, С. Фрис).
В западной науке основной тенденцией исследования молодежи в последнее время становится преобладание постсубкультурных теорий, которые позволяют рассматривать молодежь как сложную структуру, обладающую едиными смысловыми и стилистическими характеристиками, воплощенными в культурных практиках (A. Bannet, D. Muggleton, H. Pilking¬ton, R Johnson).
Молодежь - объект исследования широкого спектра гуманитарных дисциплин. Выявление специфических особенностей социализации и инкультурации молодежи происходит в рамках психологии (Б.С. Братусь, Д.И. Фельдштейн, А.И. Мазурова, М.В. Розин, А.В. Сидоренков, И.С. Кон) и социологии (В.Т. Лисовский, С.И. Иконникова, Б.С. Ерасов, Е.С. Баразгова, Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко, Г.И. Осадчая, Л.Е. Петрова, Ю. Левада, С.И. Сергейчук, В. А. Луков, О.И. Карпухин, В. Добрынина, Ю. Парусникова).
В настоящее время в центре внимания авторов, занимающих меж-дисциплинарную позицию, оказываются, с одной стороны, отдельные, прежде всего субкультурные проявления молодежных групповых идентичностей (С.И. Левикова, Т.Б. Щепанская, С.А. Сергеев, А.Л. Салагаев), с другой - общетеоретические размышления о месте российской молодежи в трансформирующемся обществе и путях ее интеграции в социальные институты (А. Запесоцкий, Ю. Зубок, В. Чупров, А.В. Прокоп, И.В. Милицина, С.И. Иваненков, М.И. Новинская).
Характерная особенность современных исследований молодежи - их ориентация на создание целостного представления о феномене молодежной культуры на основе эмпирических данных (Т.Б. Щепанская, Е. Омельченко, С.И. Левикова).
Анализ восприимчивости культуры молодежи к традициям опирается на исследования потенциала культурных традиций (Е. Шацкий, Э. Маркарян, Н.И. Дряхлов, В.Б. Власова, А.Г. Спиркин) и изучение актуальности религиозных традиций для современного общества (А. Журавский, А. С. Ваторопин, В. Руф, Г. Дэви, Т. Лукман) и культуры молодежи (О. Еупей, А. Дмитриев, Л.Н. Митрохин, А.В. Сидоренков, М.П. Мчедлов).
Возможности реализации православных традиций в современном мире отражены в размышлениях современных иерархов русской православной церкви: Архиепископ Костромской и Галичский Александр, Архимандрит Геннадий (Гоголев), Игумен Вениамин (Новик), Игумен Иларион (Алфеев), Игумен Иоанн (Экономцев), Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Протоиерей Василий (Попов), Протоиерей Михаил (Ходанов), Священник Владимир (Вигилянский).
Реконструкция концепции православного воспитания предполагает обращение к основным положениям, которые содержатся в трудах отцов церкви, отцов-апологетов (Климент Александрийский, Святой Иустин, Святой Иереней Лионский, Архиепископ Фаддей Успенский), а также мыслителей, рассматривающих ценностный идеал, цель, условия и содержание православного воспитания (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.С. Хомяков, С. А. Рачинский, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, В.В. Зеньковский, И. А. Ильин).
Современное осмысление традиций православного воспитания представлено в работах Б. Ничипорова, Е. Шестуна, А. Рогозянского, Л.В. Суровой, И.Н. Мошковой, В. А. Беляевой, М.В. Захарченко, Н.А. Зелевской, протоиерея Артемия Владимирова, протоиерея Глеба Каледы.
Отношение церкви к молодежным вопросам заключено в официальных документах русской православной церкви «Основы социальной концепции русской православной церкви», «Концепция молодежного служения русской православной церкви», а также в итоговых материалах ежегодных Рождественских чтений, посвященных реализации концепции православного воспитания, Съездов православной молодежи.
Анализ актуальности и степени ее изученности позволил сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект исследования: культура современной молодежи России.
Предмет исследования: ценностная наполненность культуры современной молодежи России православными традициями.
Цель исследования: культурологический анализ значимости традиций православной концепции воспитания для современной молодежи России.
Достижение цели реализуется через решение следующих задач:
1. Уточнить содержание понятий «молодежная культура» и «культура молодежи» и их культурологическую специфику.
2. Определить систему укорененности традиций в культуре молодежи.
3. Выявить тенденции освоения современной российской молодежью традиционных ценностей православной культуры.
4. Раскрыть сущность и содержание концепции православного воспитания в историко-культурологическом аспекте.
5. Выявить потенциал православного воспитания и востребованность традиций православия современной молодежью.
Теоретико-методологические основания. В процессе достижения цели исследования и решения поставленных задач используются культурологический, междисциплинарный, интегративный, ценностный, функциональный подходы. Стратегия исследования предполагала обращение к следующим методам: методу структурно-функционального анализа при раскрытии феномена культуры молодежи, культурно-антропологическому методу при изучении культуры современной российской молодежи, методу историко-культурной реконструкции при анализе истории формирования концепции православного воспитания.
Научная новизна исследования и теоретическая значимость
1. Уточнено содержание понятий «молодежная культура» и «культура молодежи». Молодежная культура - это культура определенного молодого поколения, обладающая общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Культура молодежи - это динамично развивающаяся временная и пространственная общность, обеспечивающая процесс социализации и инкультурации молодежи через стилистические идентификации и осуществляющая преемственность поколений. Выявленная специфика понятий предоставляет методологические возможности для теоретико-культурологического анализа культуры современной российской молодежи с точки зрения ее содержательной наполненности.
2. Определена система укорененности традиций в культуре молодежи, проявляющаяся как освоение молодежью традиций; селективный отбор норм, образцов поведения и ценностей в соответствии с запросами актуальной культуры; трансляция молодежью традиций в будущее; создание молодежью инноваций, которые в предельном своем целеполагании стремятся стать традициями.
3. Выявлены основные противоречия в освоении современной российской молодежью традиций православия: противоречие между индивидуализацией и поиском коллективных идентичностей; противоречие между ориентацией на материальные ценности и поиском новых путей обретения духовного опыта; противоречие между детрадиционализацией и присвоением национальных ценностей российской культуры. Выделенные и исследованные автором противоречия позволяют рассматривать культуру современной российской молодежи в качестве нестабильной общности, от-крытой к внешнему воздействию, в том числе воспитательному.
4. Реконструирована концепция православного воспитания, сущностной характеристикой которой является наличие духовно-нравственного содержания. Выделены основные составляющие православной концепции воспитания: идеальные представления о личности (преобладание духовного начала над душевным и телесным в человеке, стремление к обретению объективной духовности, освоение свободы как потенциальной возможности каждого человека); нравственные качества наставника (безупречность, мудрость, творчество); условия реализации (этапность, диалогичность, наглядность, дисциплина). Установлена ориентация православной концепции воспитания на формирование национального самосознания и патриотизма как ценностных приоритетов личности.
5. Выявлена востребованность традиций православия современной российской молодежью, выраженная в стремлении к обретению национальной идентичности через традиции православия и к конструированию ценностной сферы жизни через освоение устойчивых культурных тради¬ций, в том числе православных.
6. Определен потенциал традиций православия, заключающийся в соответствии их содержания потребностям современного общества в стабилизации ценностной сферы жизни. Предложена классификация принципов православной концепции воспитания. Выделены принципы, доступные для использования в светской модели воспитания (гуманизм, антропоцентризм, патриотизм, диалогизм); принципы, обладающие потенциальной значимостью, при сохранении баланса между религиозным и светским со-держанием (любовь, свобода, мера, иерархичность); принципы, действующие только на внутрицерковном уровне (Божественность, соборность, жертвенность, греховность).
Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки теоретических основ концепции воспитания молодежи и решения методологических проблем ее культурологического исследования. Материалы диссертации использованы при чтении курсов и спецкурсов «История культуры», «Теория культуры», «Культурология», «История религии», а также могут быть включены в содержание дисциплин «Социология культуры», «Религиоведение», «Социология молодежи» и разработку учебных пособий по указанным дисциплинам.
Апробация результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на международных, российских, региональных конференциях: 7 Всероссийская конференция «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 1999), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы культурологии» (Екатеринбург, 2000), Международная конференция «Ломоносов» (Москва, 2003), Международная конференция «Россия и вселенская церковь: Бого-человечество в перспективе современного межконфессионального и меж-религиозного диалога» (Москва, 2003), VI научно-практическая конференция «Православная церковь и современное общество» (Екатеринбург, 2003), Конференция-семинар «Науки о культуре - шаг в 21 век» (Москва, 2004), Ежегодная научная конференция в Центре изучения России и Восточной Европы в Университете г. Бирмингем (Великобритания, 2004)
Работа обсуждалась на кафедре культурологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка литературы. Содержание работы изложено на 140 страницах, библиографический список содержит 207 наименований, из них 16 на иностранных языках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Глуханюк А.А. Религия и национальное самосознание: возможности исследования // Актуальные вопросы развития образования, техники и общества: Межвуз. сб. асп. и студ. работ. Вып. 8. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - С.72-76.
2. Глуханюк А.А. Духовность и образование: проблемы и пути решения // Проблемы молодежи глазами студентов: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции 24 апреля 2001. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2002. - С. 6-7.
3. Глуханюк А.А. Церковь и молодежь в современной России: проблемы и перспективы // Культура. Власть. Общество: пути интеграции. Сборник материалов научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2002. - С. 92-94.
4. Глуханюк А.А. Традиции православия как условие идентификации современной молодежи России // Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Вып. 10. - М.: Студенческий союз МГУ, 2003. - С. 293-294.
5. Глуханюк А.А. Традиции православия как ценность современной культуры в религиозном и научном аспектах // Философия и наука: Материалы второй межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Философия и наука», Екатеринбург, 22 апреля 2003 г. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. - С. 30-31.
6. Глуханюк А.А. Традиции православия как условие сохранения рус-ской ментальности // Православие третьего тысячелетия. Материалы V и VI научно-практических конференций. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской Епархии, 2004. - С. 118-121.
7. Глуханюк А.А. Культурологический аспект социальной политики молодежного служения русской православной церкви // Проблемы XXI века: культура поведения молодежи. Роль общества в воспитании молодежи: Материалы международной научно-практической конференции 16-17 апре¬ля 2004 г. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С.81-83.
8. Глуханюк А.А. Религиозный опыт в культуре современной молодежи России // Первые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции. С.-Петербург, 20-21 февраля 2004 г. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - С. 116-119.
9. Глуханюк А.А. Современное православие и молодежь в культуре России конца 20 - начала 21 века // Наука и образование - 2004: Материалы Международной научно-технической конференции (Мурманск, 7-15 апреля 2004 г.) В 6 ч. Ч.2. - Мурманск: МГТУ, 2004. - С. 160-163.
10. Глуханюк А.А. Объекты удовольствия в культуре современной молодежи России // Феномен удовольствия в культуре. Материалы между-народного научного форума 6-9 апреля 2004 г. - СПб.: Центр изучения культуры, 2004. - С.377-378.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ