Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

Работа №103450

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы27
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВЫВОДЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность исследования. Взгляд на родительскую любовь как на неотъемлемую данность родителя опровергается многочисленными фактами насилия и жестокости родителей по отношению к собственным детям вплоть до случаев детоубийства. Проблема увеличения количества детей-сирот при живых родителях обрела социальную значимость. Многие нарушения семейного воспитания связаны с неразвитостью родительских чувств, неумением родителей выражать и дозировать свои чувства к ребенку, часто любовь бывает неразумной и недейственной.
Проблема целенаправленного развития родительской любви в научном плане до сих пор остается открытой. При этом большинство исследователей подчеркивают большую значимость родительской любви для развития личности ребенка и самого родителя. Родительская любовь обеспечивает наличие у ребенка чувства безопасности, психологической защищенности, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви и в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю. Тем не менее, не всегда родительская любовь оказывает позитивное влияние, неадекватное выражение родительской любви может повлечь за собой негативные последствия для развития личности ребенка (беспомощность, эгоизм, ожесточенность, эмоциональная невежественность, неспособность строить взаимоотношения с другими людьми).
При относительно активной разработке проблемы материнской любви (А. Адлер, Д. Винникот, М. Мид, В.А. Рамих, А.С. Спиваковская, Г.Г. Филиппова, Э. Фромм, А. Фрейд, З. Фрейд, Л.Б. Шнейдер, Э. Эриксон) любовь отца является малоизученной (И.С. Кон, В.А. Рамих, Л.Б. Шнейдер, Э. Фромм).
Существуют психологические (А.С. Спиваковская) и педагогические (В.А. Сухомлинский) трактовки понятия «родительская любовь». Наряду с понятием «родительская любовь» используется термин «принятие» (А.Я. Варга), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Термин «эмоциональная близость» (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия-антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.
Несмотря на разработанность некоторых аспектов проблемы родительской любви (значение родительской любви для ребенка и родителя, генезис родительской любви, факторы депривации ее развития), реальная жизнь и практика семейного консультирования подчеркивают недостаточную изученность проблемы родительской любви. В большинстве случаев семейное консультирование направлено на семьи, относящиеся к категории неблагополучных (семьи, имеющие выраженные нарушения в различных сферах семейного взаимодействия). Однако благополучные семьи также нуждаются в психологической помощи и в получении психологических знаний в области родительской любви и семейного взаимодействия в целом. Так как именно в благополучных семьях возникают затруднения в сфере родительской любви (отсутствие знаний о том, какими способами можно выразить родительскую любовь по отношению к ребенку, затруднения в поведенческом выражении родительской любви и другие). В различных исследованиях утверждается возможность укрепления семьи путем воспитания родителей. Однако вопрос о развитии родительской любви практически не разработан.
Анализ психологической литературы показывает, что остается малоизученным вопрос о психологической структуре родительской любви, ее особенностях у отцов и матерей, отсутствует эмпирически выделенные типы родительской любви, учитывающие гендерные особенности родителей, не разработаны способы целенаправленного развития родительской любви.
Проблема исследования заключается в недостаточной исследованности психологического содержания родительской любви и недостаточной разработанности проблемы ее целенаправленного развития.
Исходя из сказанного, возникают противоречия:
• между значительной разработанностью отдельных аспектов проблемы родительской любви и отсутствием концепции родительской любви;
• между практической необходимостью в целенаправленном развитии родительской любви и не разработанностью программ для реализации данной цели;
Цель исследования: выявление психологического содержания родительской любви, разработка программы формирования психологических компонентов родительской любви.
Объект исследования: психологические особенности родительской любви.
Предмет исследования: психологическое содержание родительской любви (структура, гендерные особенности, типы), способы целенаправленного формирования психологических компонентов родительской любви.
Гипотезы исследования:
1. Родительская любовь имеет структуру, в которую включены психофизиологический, эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
2. Родительская любовь имеет гендерные особенности.
3. Материнская и отцовская любовь проявляется в определенных типах, наполненных специфическим содержанием.
4. Родительскую любовь можно развивать при помощи специальной программы через формирование ее психологических компонентов.
Задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к рассмотрению проблемы родительской любви.
2. Определить структуру родительской любви, разработать методики диагностики компонентов и характера родительской любви.
3. Выявить гендерные особенности и типы родительской любви.
4. Разработать и апробировать программу формирования психологических компонентов родительской любви, подготовить рекомендации для участников и ведущих.
Методологической основой исследования являются: системный подход, деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип детерминизма (А.Г. Асмолов, С.Л. Рубинштейн). Рассматривая проблему родительской любви, в качестве теоретической основы исследования мы используем концепцию персонализации А.В. Петровского, теоретические принципы и положения теории отношений В.Н. Мясищева.
Методы исследования:
• Обзорно-аналитическое теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования.
• Констатирующий эксперимент, включающий в себя комплекс методик:
1) вопросник на выявление доминирующего типа (В.И. Гарбузов); 2) методика «Измерение родительских установок и реакций» PARI (Е. Шефер и Р. Белл); 3) опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова); 4) проективная методика «Родительское сочинение» (О.А. Карабанова); 5) разработанная методика «Диагностика родительской любви»; 6) разработанный опросник «Доминирующий компонент родительской любви».
• Обучающий (формирующий) эксперимент, включающий реализацию разработанной программы формирования психологических компонентов родительской любви.
• Качественный и количественный анализ полученных результатов с помощью методов математической статистики (дискрептивная статистика, корреляционный анализ, кластерный анализ). Статистическая обработка материалов исследования выполнялась с помощью пакета программ STADIA 5.0.
Научная новизна исследования. В результате психологического исследования выявлены психологическое содержание родительской любви (структура, гендерные особенности, типы), возможности диагностики и развития родительской любви.
Теоретическая значимость исследования. Полученные научные знания о психологических особенностях родительской любви, разработанные методики диагностики могут быть полезны при разработке концепции родительской любви.
Практическая значимость. Возможно применение полученных данных о содержании родительской любви, в семейном и индивидуальном консультировании родителей, в осуществлении дифференцированной работы с отцами и матерями. Возможны диагностика и развитие родительской любви через формирование психологических компонентов в практике психологического консультирования родителей.
Надежность и достоверность результатов обеспечивается соблюдением общеметодологических принципов, адекватностью используемых методик, сочетанием количественного и качественного анализа, теоретических и эмпирических методов исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на расширенном заседании кафедры общей и социальной психологии Курганского государственного университета. Обсуждались на конференциях аспирантов, молодых исследователей Зауралья, областных, региональных и всероссийских научно-практических конференциях (гг. Курган, Шадринск, Москва, 2001, 2003, 2004); на международных конференциях «Личность в современном мире», «Психология родительства и семейного воспитания» (г. Курган, 2001, 2004). Основные идеи и научные результаты по теме исследования отражены в научных отчетах по исследовательскому проекту №УР.10.01.040 - «Университеты России» за 2003, 2004 г.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психологическая структура родительской любви включает четыре компонента: психофизиологический (притяжение, стимулирующее тенденцию к объединению родителя и ребенка, стремление родителя к пространственной близости с ребенком, увеличению частоты, длительности и интенсивности взаимодействия с ним; чувственность родителя по отношению к ребенку - возможность наслаждаться близостью ребенка, его теплом и нежностью); эмоциональный (сфера эмоциональных переживаний родителя по отношению к ребенку; доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий взаимодействие родителя и ребенка; эмоциональная оценка образа ребенка и себя как родителя); когнитивный (определенные знания о том, что такое родительская любовь, каковы ее проявления, способы выражения, каким образом можно регулировать выражение родительской любви, знание личностных особенностей и интересов ребенка); поведенческий (проявление родительской любви как личностного отношения в действиях, реакциях и поступках родителя: уход за ребенком, особенности семейного стиля общения - средства коммуникации, их содержание, дисциплинарные воздействия; данный компонент определяет действенность родительской любви).
В структуре родительской любви может доминировать один или несколько компонентов в различном сочетании. Могут быть представлены все компоненты структуры родительской любви. Возможна также неразвитость психологической структуры родительской любви, в целом. Структура родительской любви имеет гендерные и возрастные особенности.
2. Родительская любовь имеет гендерные особенности. Для материнской любви характерны тенденции к безусловному принятию ребенка; к большей очевидности в проявлении любви по отношению к ребенку; к предоставлению ребенку возможности высказывать свое мнение; к общению с ребенком на равных; участию в его делах, разделению и поощрению интересов; к большей жертвенности по сравнению с любовью отца. Для любви отца характерны тенденции к условному принятию ребенка, к отказу от демократичности и равенства в общении с ребенком. Отцов отличает наличие трудностей в приспособлении к изменяющейся ситуации детско-родительского взаимодействия.
3. Типы родительской любви, определяют пол родителя, выраженность компонентов психологической структуры родительской любви, ее характер (условная или безусловная родительская любовь). Основными типами материнской любви являются условная любовь, любовь - внутреннее переживание, действенная любовь, гармоничная любовь, отстраненная любовь, любовь - знание. Отцовская любовь проявляется в идентичных типах, за исключением типа «любовь - знание», наполненных специфическим содержанием. В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации, изменяется и отношение родителя к ребенку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.
4. Родительскую любовь можно развивать при помощи специальной программы через формирование психологических компонентов родительской любви. Сообразно системному подходу, на принципах которого построена программа, родителю задаются определенные внешние условия, способствующие формированию психологических компонентов как подсистем по отношению к системе родительской любви. Формирование психологических компонентов родительской любви осуществляется параллельно с развитием личностных качеств родителя, так как проблема родительской любви, это проблема субъекта, а не проблема объекта любви.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка и 2 приложений. Объем работы составляет 174 страницы. Диссертация содержит 11 таблиц, 2 рисунка. Библиографический список включает 186 наименований, из них 10 на английском языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Психологическую структуру родительской любви составляют четыре компонента: психофизиологический (стремление родителя к пространственной близости с ребенком, к увеличению частоты, длительности и интенсивности взаимодействия с ним; эмоциональный (сфера эмоциональных переживаний родителя по отношению к ребенку, доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий взаимодействие родителя и ребенка, эмоциональная оценка образа ребенка и себя как родителя); когнитивный (знания о том, что такое родительская любовь, каковы ее проявления, способы выражения, знание личностных особенностей и интересов ребенка); поведенческий (проявление родительской любви как личностного отношения в действиях, реакциях и поступках родителя: уход за ребенком, особенности семейного стиля общения - средства коммуникации, их содержание, дисциплинарные воздействия).
В структуре родительской любви может доминировать один или несколько компонентов в различном сочетании, могут быть выражены или не выражены все компоненты структуры родительской любви. Структура родительской любви имеет гендерные и возрастные особенности
2. Родительская любовь имеет гендерную специфику. Для материнской любви характерны тенденции к безусловному принятию ребенка, к большей очевидности и жертвенности в проявлении любви по отношению к ребенку, к предоставлению ребенку возможности высказать свое мнение, к общению «на равных», к участию в его делах, разделению и поощрению интересов ребенка. Для любви отца характерны тенденции к условному принятию ребенка, к отказу от демократичности и равенства в общении с ребенком, к меньшей очевидности и жертвенности в проявлении любви к ребенку. Матери лучше приспосабливаются к изменяющейся ситуации детско-родительского взаимодействия и более адекватно выражают любовь по отношению к ребенку в соответствии с его возрастными особенностями. Отцы при этом, испытывают затруднения.
3. Типологию родительской любви (материнской и отцовской) определяют пол родителя, выраженность компонентов психологической структуры его родительской любви, ее характер (условная или безусловная родительская любовь). Основными типами материнской любви являются условная любовь, любовь - внутреннее переживание, действенная любовь, гармоничная любовь, отстраненная любовь (совместное существование), любовь - знание. Отцовская любовь проявляется в идентичных типах, за исключением типа любовь - знание, наполненных специфическим содержанием. В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение родителя к ребенку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.
4. Родительскую любовь можно развивать при помощи специальной программы через формирование ее психологических компонентов, параллельно с развитием личностных качеств родителя.
Полученные результаты исследования позволяют наметить перспективы дальнейшей исследовательской работы над модификацией и совершенствованием программы формирования психологических компонентов родительской любви с вовлечением детей подросткового возраста в тренинговую работу наряду с родителями.



1. К вопросу о переживании родительской любви // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе. Сборник научных трудов: В 2 ч. - Курган, 2002. Ч. II. - С. 19-23.
2. Анализ родительской любви // Социально-психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе. Материалы межрегиональной научно-практической конференции: В 3 ч. - Шадринск, 2002. -
Ч. III. - С. 282-286.
3. Родительская любовь и условия, препятствующие ее проявлению // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: В 6 т.- СПб, 2003. - Т. 5. - С. 388-390.
4. Проблемы происхождения и развития материнской и отцовской любви // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы Всероссийской научной конференции: В 3 ч. - Москва, 2003. - Ч. I. - С. 146-150.
5. Экспериментальное исследование специфики материнской и отцовской любви // Сборник научных трудов аспирантов Курганского университета. - Курган: КГУ, 2004. - С. 64-65.
6. Интегральная психологическая структура родительской любви. Специфика материнской и отцовской любви // Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции. - Курган: МОРФ; КГУ. - 2004. - С. 75-77.
7. Типология материнской и отцовской любви // Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции. - Курган: МОРФ; КГУ. - 2004. - С. 77-81.
8. Родительская любовь как основа родительства // Психология родительства.
- М.: Издательский центр «Академия», 2005. - С. 141-189.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ