Актуальность исследования. Проблеме изучения индивидуальных различий посвящены многочисленные зарубежные и отечественные исследования, выполненные в русле дифференциальной психологии (Либин Е.Ф., 2000; Ахвердова О. А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В., 2004; и др.), комплексных исследований человека (Ананьев Б. Г., 1968, 1980; и др.), исследований интегральной индивидуальности (Мерлин В.С., 1964, 1968; и др.), способностей и особенностей нервной системы (Теплов Б.М., 1961, 1998; Небылицын В.Д., 1976; Голубева Э. А., 1986; И.В. Равич-Щербо, 1988; и др.), многомерно-функционального подхода (Крупнов А.И., 1983, 2001; Прядеин В.П., 1999), исследований оценочной функции психики (Батурин Н.А., 1998, 2003), и др. Общим для этих разнообразных подходов является обращение к внутреннему миру человека, его психическому складу, представленному сочетанием индивидуальных особенностей.
Понятие «психический склад» упоминается в работах многих отечественных авторов, в частности, в работах Б.Ф. Поршнева (1979), А.В. Петровского (1984), Б.Г. Ананьева (1996), А.П. Садохина (2002), Ф.Х. Кессиди (2003) и др., но при этом отсутствует его четкое определение и соотнесение с другими понятиями. В данной работе психический склад рассматривается как относительно устойчивая и неповторимая система психических свойств и качеств личности, определяющая специфику отражения и переживания различных сторон природной и социальной действительности, влияющая на формирование субъективной картины мира и проявляющаяся в особенностях деятельности и поведения личности.
Психический склад личности изучается в психологии в рамках нескольких подходов: 1) теории личностных черт, 2) теории личностных профилей, 3) теории типов личности. В теории личностных черт(Allport G.W., Odbert H.S.; 1936) психический склад характеризуется посредством определения уровней выраженности отдельных черт, а достаточно дифференцированное описание психического склада достигается при использовании нескольких методик, каждая их которых может оценить ту или иную часть возможных черт. Теория личностных профилей берет свое начало из теории черт и тесно связана с возникновением многофакторных личностных опросников (16PF Р.Кеттелла, MMPI С.Хатауэя и Дж.МакКинли), практическое применение которых позволило обнаружить устойчивые паттерны черт, характерные для определенных групп людей. Примером таких паттернов являются коды профилей (profile codes) в MMPI (Анастази А., Урбина С., 2001).
Теория типов личности в качестве подхода к изучению психического склада имеет давнюю традицию, прошла ряд этапов своего становления от первично-синтетического, нерасчлененного подхода к созданию типологий до аналитического, который первоначально и вызвал к жизни теорию черт. К на-стоящему времени наблюдается «возобновление интереса и появление более тонкого подхода к использованию типов и стилей как части концептуального арсенала, пригодного для изучения и объяснения индивидуальных различий» (Анастази А., Урбина С., 2001).
Для современного состоянии теории типов психического склада личности характерен ряд противоречий: 1) в философии издавна выделялись некоторые базовые координаты человеческой души, нашедшие отражение в рационализме Р. Декарта, сенсуализме Т.Гоббса, интуитивизме А.Бергсона, и др. (Кра¬пивенский С.Э., 1998), однако они редко учитываются при построении типологий психического склада, в которых используются любые основания, начиная с даты рождения и заканчивая особенностями нервной системы; 2) в разное время учеными было создано огромное число типологий, однако качественная научная рефлексия проблем типирования до сих пор отсутствует; 3) аналитическая психология К.Г.Юнга, включая его теорию психологических типов, пользуется широкой популярностью у отечественных психологов, включена в программы подготовки студентов-психологов, в то время как интерес к пост-юнгианским подходам, в которых положения теории психологических типов Юнга подвергаются дальнейшей разработке и эмпирической верификации, у отечественных ученых-психологов отсутствует; 4) зарубежные психологи- исследователи проявляют значительный интерес к пост-юнгианской типологии К.Бриггс и И.Бриггс Майерс, тогда как в отечественной психологической науке этот интерес выражен слабо; 5) последние 10-15 лет пост-юнгианские типоведческие методики, не прошедшие стандартной психометрической проверки, широко используются отечественными психологами-практиками и специалистами смежниками (Шульман Г.А., 1995; Букалов А.В., 1996; 1999; Карнаух И.И., Танаев В.М., 2000; и др.), тогда как теоретико-экспериментальных исследований, выполненных в русле концепции Майерс-Бриггс, в нашей стране очень мало.
Выделенные противоречия обусловливают необходимость постановки и изучения проблем типологизации (разработки научно обоснованных и имеющих практическую ценность типологий) и типирования (разработки и использования технологий, позволяющих отнести конкретную личность к тому или иному типу). Раздел психологии, посвященный изучению типологий психического склада личности, как уже выделенных, так тех, что еще будут предложены в будущем, может быть назван типоведением. Типоведение помещает конкретную личность в многомерное пространство, осями которого являются разнообразные типологии.
Термин «типоведение» (от Туре'а1с1ипд) возник в США в качестве на-именования одной из современных типологий, созданной К.Бриггс и И.Бриггс Майерс на основе идей К.Г.Юнга. Именно эти авторы начали реализовывать типоведческий подход к исследованию личности, стараясь поставить его на надежную научную основу, широко используя статистические методы, накапливая большой эмпирический материал. Сказанное отличает типоведение К.Бриггс и И.Бриггс Майерс и его инструментарий (индикатор типов Майерс- Бриггс, МВТ1) от множества других отечественных и зарубежных типологий, в основе которых нередко лежат интересные идеи и интуитивные догадки, но которым недостает эмпирической обоснованности и статистической достоверности. Использование данной методики на отечественных выборках является актуальным, поскольку позволяет не только изучить особенности типологической структуры различных этнических, половых, профессиональных и возрастных групп, но и получить результаты, сопоставимые с данными зарубежных исследований.
Целью данной работы является изучение возможностей использования в отечественной культуре типоведческого подхода (в варианте концепции К.Бриггс и И.Бриггс Майерс) к исследованию психического склада личности.
Объект исследования - психический склад личности представителей разных этнических, профессиональных и возрастных групп.
Предмет исследования - типы психического склада личности, а также этнические, гендерные, профессиональные и возрастные особенности их соотношения.
Общую гипотезу исследования составило предположение о том, что частота встречаемости типов психического склада личности по Майерс-Бриггс является вариативной и зависит от этнической и половой принадлежности, профессии и возраста типируемых.
Данная гипотеза конкретизируется в следующих предположениях:
1. Особенности гендерных ролей, реализуемых в определенном этносе, влияют на частоту встречаемости различных типов психического склада личности внутри этноса.
2. Конкретный характер профессии и степень ее массовости влияют на особенности распределения типов психического склада личности у представителей данной профессии.
3. Существуют различия в соотношении типов психического склада личности на этапе освоения профессии и у работающих специалистов.
4. Соотношение типов психического склада личности меняется от студенческого к зрелому возрасту.
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ литературы, касающейся истории и современного состояния проблемы изучения психического склада личности.
2) Рассмотреть наиболее распространенные типологические концепции, охарактеризовать степень их разработанности и оснащенности методическим инструментарием.
3) Исследовать психометрические свойства индикатора типов Майерс- Бриггс (Б) - МВТ1 (Б) - как инструмента типирования на отечественной выборке.
4) Провести типоведческий анализ особенностей психического склада представителей различных этнических и гендерных групп.
5) Изучить особенности психического склада специалистов и студентов различных профессиональных областей.
6) Рассмотреть динамику типов психического склада личности в зависимости от возраста и этапа профессионального становления субъекта.
Методологическую основу исследования составили: идеи Б.Г.Ананьева, А.В. Петровского, Б.Ф. Поршнева и др., касающиеся психического склада личности; положения системного подхода (Б.Ф. Ломов) в аспекте анализа психического склада как системы свойств и качеств личности; культурно-историческая теория Л.С. Выготского в связи с изучением этнических и возрастных особенностей психического склада личности; теория деятельности А.Н. Леонтьева и субъектно-деятельностный подход А.В. Брушлинского при рассмотрении вопросов, связанных с особенностями психического склада личности у представителей разных профессий и на разных этапах профессионального становления.
Теоретической основой исследования выступил типоведческий подход к изучению психического склада личности, в частности концепции психологических типов К.Г.Юнга, К.Бриггс и И.Бриггс Майерс, Д.Кейрси, М.Лумис и Дж. Сингер, А.Аугустинавичуте, а также основные принципы дифференциальной психологии и психометрики А.Анастази и К.Купера.
Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 531 чел., проживающих в г. Екатеринбурге и городах Свердловской области, из них 263 работающих специалиста в области психологии, информационных технологий, розничной торговли и управления (средний возраст 33 года) и 268 студентов вузов г. Екатеринбурга, специализирующихся в аналогичных профессиональных областях (средний возраст 19 лет). В работе использован метод поперечных срезов, переведенная нами версия индикатора типов Майерс-Бриггс (MBTI, F) и ряд дополнительных методик. Обработка результатов осуществлялась с помощью методов математической статистики (факторный анализ, корреляционный анализ (Г Пирсона, R Спирмена), анализ различий Д- критерий Стьюдента), и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Предложена характеристика конструкта «психический склад личности». В качестве особого раздела психологической науки рассмотрено типоведение и проанализирована история развития типоведческого подхода к изучению психического склада личности. Проведена психометрическая проверка надежности и валидности переведенной автором версии MBTI(F) на отечественной выборке. Впервые выявлены и описаны корреляционные связи каждого из 16-ти типов MBTI ^) с показателями других методик исследования личности. Выявлены особенности распределения типов психического склада личности у представителей различных этнических, гендерных, профессиональных и возрастных групп.
Практическая значимость исследования. Представленный в работе историко-психологический обзор типоведческих подходов к изучению личности может быть использован в качестве методического пособия для студентов психологических факультетов при изучении курса «Дифференциальная психология». Использованная в работе версия MBTI ^) может применяться в исследовательских целях и в психодиагностической практике для изучения психического склада личности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Типоведческий подход, являясь, наряду с теориями личностных черт и профилей, инструментом исследования психического склада личности, позволяет изучать особенности психического склада представителей различных этнических и гендерных групп. Особенности гендерных ролей, существующих в конкретном этносе, влияют на частоту встречаемости различных типов психического склада личности по MBTI ^) внутри этноса.
2. Выделяемые с помощью методики MBTI ^) типы с разной частотой и степенью выраженности показателей встречаются в группах работников разных специальностей, а также в соответствующих группах студентов, причем в рамках одной профессиональной сферы студенты и работающие специалисты обладают сходными особенностями психического склада личности.
3. Для более массовых профессий распределения типов психического склада личности соответствуют их распределению в соответствующем этносе, и напротив, чем более узкой и требующей специфической подготовки является профессия, тем вероятнее, что в ней будет иметь место распределение типов психического склада личности, отличающееся от характерного для этноса.
4. Особенности психического склада екатеринбургских специалистов разных профессий имеют как сходство, так и отличия от американских специалистов: у менеджеров обеих этнических групп, а также у специалистов по информационным технологиям преобладают схожие типы МВТ1 (Б), тогда как у продавцов и у психологов этих групп доминирующие типы различаются.
5. Соотношение типов психического склада личности меняется от студенческого возраста к зрелому возрасту. Существуют особенности соотношения типов психического склада на этапе освоения профессии и у работающих специалистов.
Апробация работы. Результаты работы были представлены на конференциях УрГУ: «Психология в 21 веке» (Екатеринбург, 2002), «Психология: от теории к практике» (Екатеринбург, 2004, 2005), обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии личности факультета психологии Ур¬ГУ. Материалы диссертации использовались в курсах «Дифференциальная психология» и «Типологические подходы к изучению личности», разработанных для студентов психологического факультета УрГУ. Результаты исследования отражены в 7 публикациях.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (187 наименований, в том числе 51 - на иностранных языках), и 10 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 150 страницах, включает 18 таблиц и 17 рисунков.
В заключении диссертации обобщаются результаты проведенного исследования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, сформулированы теоретические и практические выводы, вытекающие из проведенного исследования.
1. Основная сложность проведения типоведческих исследований обусловлена большой неравномерностью распределения различных типов психического склада личности, что требует для обнаружения и изучения редко встречающихся типов значительного увеличения количественного состава выборок исследования.
2. Типоведение К.Бриггс и И.Бриггс Майерс является одним из наиболее разработанных типологических подходов, оснащенных надежным и валидным психодиагностическим инструментарием, в связи с чем широко используется западными психологами в исследовательских и практических целях. Малочисленность российских исследований, опирающихся на типоведение Бриггс- Майерс, делает актуальным использование данной концепции и ее инструмента в целях выявления этнических, гендерных, профессиональных и возрастных особенностей психического склада личности на отечественных выборках.
3. Переведенная нами версия индикатора типов Майерс-Бриггс при проведении психометрической проверки показала себя надежным и валидным инструментом исследования психического склада личности.
4. Выявленные к настоящему времени по MBTI (F) различия в типологической структуре различных этносов обусловлены, прежде всего, типологической спецификой женской составляющей этносов при относительном сходстве типологической структуры мужской составляющей этносов.
5. С профессиональными предпочтениями коррелируют не только непрерывные оценки MBTI (F), как это выявлено в зарубежных исследованиях, но и целостные типы, причем есть типы, демонстрирующие четкое предпочтение или отвержение определенных видов профессий, и типы, не обнаруживающие выраженных профессиональных предпочтений.
6. Имеются различия в особенностях типологической структуры, прежде всего, в частоте встречаемости и составе типов, образующих «типологические ядра» групп работающих специалистов - психологов, продавцов, менеджеров и специалистов по информационным технологиям. Чем более массовой является профессия, тем более особенности распределения типов психического склада личности соответствуют их распределению в этносе.
7. Студенты и работающие специалисты одной сферы деятельности обладают сходными особенностями психического склада.
8. Возрастная динамика особенностей психического склада личности проявляется в том, что в целом по выборке у более младших участников ярче выражены показатели интуиции, чувствования и гибкости. При переходе от студентов к работающим специалистам среди наиболее распространенных типов («типологическое ядро») снижается количество гибких типов и возрастает количество организованных.
Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза о зависимости частоты встречаемости типов психического склада личности от этнической и половой принадлежности, профессии и возраста типируемых нашла свое эмпирическое подтверждение.
1. Грибань Е.Ф. Проблема типологии в психологических исследованиях // Психология в 21 веке: материалы вежвузовской конференции. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. - с. 11-16.
2. Грибань Е.Ф. Исследование диагностических возможностей теста МВТ1 //Психологический вестник Уральского государственного университета: вып. 3. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. - с. 48-64.
3. Абельская Е.Ф. Взаимосвязь тревожности и типологических особенностей (по МВТ1) у студентов // Психологический вестник Уральского государственного университета: вып. 4. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. - с. 220-235.
4. Абельская Е.Ф. Пилотажное исследование надежности и валидности индикатора типов Майерс-Бриггс (Б, ЛУ) // Психологический вестник Уральского государственного университета: вып. 4. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. - с. 235-250.
5. Абельская Е.Ф. К вопросу о надежности и валидности МВТ1 (Б), ТОМ и МЭДН // Психологический вестник Уральского государственного университета: вып. 5. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - с. 298-308.
6. Абельская Е.Ф. Теоретические и практические проблемы применения типологических систем // Психологический вестник Уральского государственного университета: вып. 5. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - с. 284-298.
7. Глотова Г.А., Абельская Е.Ф. Психологические проблемы типологизации личности // Психологический вестник Уральского государственного университета: вып. 5. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - с. 313-326.