Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТИПОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СКЛАДА ЛИЧНОСТИ

Работа №103439

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы27
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Содержание работы
Заключение
Публикации

Актуальность исследования. Проблеме изучения индивидуальных различий посвящены многочисленные зарубежные и отечественные исследования, выполненные в русле дифференциальной психологии (Либин Е.Ф., 2000; Ахвердова О. А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В., 2004; и др.), комплексных исследований человека (Ананьев Б. Г., 1968, 1980; и др.), исследований интегральной индивидуальности (Мерлин В.С., 1964, 1968; и др.), способностей и особенностей нервной системы (Теплов Б.М., 1961, 1998; Небылицын В.Д., 1976; Голубева Э. А., 1986; И.В. Равич-Щербо, 1988; и др.), многомерно-функционального подхода (Крупнов А.И., 1983, 2001; Прядеин В.П., 1999), исследований оценочной функции психики (Батурин Н.А., 1998, 2003), и др. Общим для этих разнообразных подходов является обращение к внутреннему миру человека, его психическому складу, представленному сочетанием индивидуальных особенностей.
Понятие «психический склад» упоминается в работах многих отечественных авторов, в частности, в работах Б.Ф. Поршнева (1979), А.В. Петровского (1984), Б.Г. Ананьева (1996), А.П. Садохина (2002), Ф.Х. Кессиди (2003) и др., но при этом отсутствует его четкое определение и соотнесение с другими понятиями. В данной работе психический склад рассматривается как относительно устойчивая и неповторимая система психических свойств и качеств личности, определяющая специфику отражения и переживания различных сторон природной и социальной действительности, влияющая на формирование субъективной картины мира и проявляющаяся в особенностях деятельности и поведения личности.
Психический склад личности изучается в психологии в рамках нескольких подходов: 1) теории личностных черт, 2) теории личностных профилей, 3) теории типов личности. В теории личностных черт(Allport G.W., Odbert H.S.; 1936) психический склад характеризуется посредством определения уровней выраженности отдельных черт, а достаточно дифференцированное описание психического склада достигается при использовании нескольких методик, каждая их которых может оценить ту или иную часть возможных черт. Теория личностных профилей берет свое начало из теории черт и тесно связана с возникновением многофакторных личностных опросников (16PF Р.Кеттелла, MMPI С.Хатауэя и Дж.МакКинли), практическое применение которых позволило обнаружить устойчивые паттерны черт, характерные для определенных групп людей. Примером таких паттернов являются коды профилей (profile codes) в MMPI (Анастази А., Урбина С., 2001).
Теория типов личности в качестве подхода к изучению психического склада имеет давнюю традицию, прошла ряд этапов своего становления от первично-синтетического, нерасчлененного подхода к созданию типологий до аналитического, который первоначально и вызвал к жизни теорию черт. К на-стоящему времени наблюдается «возобновление интереса и появление более тонкого подхода к использованию типов и стилей как части концептуального арсенала, пригодного для изучения и объяснения индивидуальных различий» (Анастази А., Урбина С., 2001).
Для современного состоянии теории типов психического склада личности характерен ряд противоречий: 1) в философии издавна выделялись некоторые базовые координаты человеческой души, нашедшие отражение в рационализме Р. Декарта, сенсуализме Т.Гоббса, интуитивизме А.Бергсона, и др. (Кра¬пивенский С.Э., 1998), однако они редко учитываются при построении типологий психического склада, в которых используются любые основания, начиная с даты рождения и заканчивая особенностями нервной системы; 2) в разное время учеными было создано огромное число типологий, однако качественная научная рефлексия проблем типирования до сих пор отсутствует; 3) аналитическая психология К.Г.Юнга, включая его теорию психологических типов, пользуется широкой популярностью у отечественных психологов, включена в программы подготовки студентов-психологов, в то время как интерес к пост-юнгианским подходам, в которых положения теории психологических типов Юнга подвергаются дальнейшей разработке и эмпирической верификации, у отечественных ученых-психологов отсутствует; 4) зарубежные психологи- исследователи проявляют значительный интерес к пост-юнгианской типологии К.Бриггс и И.Бриггс Майерс, тогда как в отечественной психологической науке этот интерес выражен слабо; 5) последние 10-15 лет пост-юнгианские типоведческие методики, не прошедшие стандартной психометрической проверки, широко используются отечественными психологами-практиками и специалистами смежниками (Шульман Г.А., 1995; Букалов А.В., 1996; 1999; Карнаух И.И., Танаев В.М., 2000; и др.), тогда как теоретико-экспериментальных исследований, выполненных в русле концепции Майерс-Бриггс, в нашей стране очень мало.
Выделенные противоречия обусловливают необходимость постановки и изучения проблем типологизации (разработки научно обоснованных и имеющих практическую ценность типологий) и типирования (разработки и использования технологий, позволяющих отнести конкретную личность к тому или иному типу). Раздел психологии, посвященный изучению типологий психического склада личности, как уже выделенных, так тех, что еще будут предложены в будущем, может быть назван типоведением. Типоведение помещает конкретную личность в многомерное пространство, осями которого являются разнообразные типологии.
Термин «типоведение» (от Туре'а1с1ипд) возник в США в качестве на-именования одной из современных типологий, созданной К.Бриггс и И.Бриггс Майерс на основе идей К.Г.Юнга. Именно эти авторы начали реализовывать типоведческий подход к исследованию личности, стараясь поставить его на надежную научную основу, широко используя статистические методы, накапливая большой эмпирический материал. Сказанное отличает типоведение К.Бриггс и И.Бриггс Майерс и его инструментарий (индикатор типов Майерс- Бриггс, МВТ1) от множества других отечественных и зарубежных типологий, в основе которых нередко лежат интересные идеи и интуитивные догадки, но которым недостает эмпирической обоснованности и статистической достоверности. Использование данной методики на отечественных выборках является актуальным, поскольку позволяет не только изучить особенности типологической структуры различных этнических, половых, профессиональных и возрастных групп, но и получить результаты, сопоставимые с данными зарубежных исследований.
Целью данной работы является изучение возможностей использования в отечественной культуре типоведческого подхода (в варианте концепции К.Бриггс и И.Бриггс Майерс) к исследованию психического склада личности.
Объект исследования - психический склад личности представителей разных этнических, профессиональных и возрастных групп.
Предмет исследования - типы психического склада личности, а также этнические, гендерные, профессиональные и возрастные особенности их соотношения.
Общую гипотезу исследования составило предположение о том, что частота встречаемости типов психического склада личности по Майерс-Бриггс является вариативной и зависит от этнической и половой принадлежности, профессии и возраста типируемых.
Данная гипотеза конкретизируется в следующих предположениях:
1. Особенности гендерных ролей, реализуемых в определенном этносе, влияют на частоту встречаемости различных типов психического склада личности внутри этноса.
2. Конкретный характер профессии и степень ее массовости влияют на особенности распределения типов психического склада личности у представителей данной профессии.
3. Существуют различия в соотношении типов психического склада личности на этапе освоения профессии и у работающих специалистов.
4. Соотношение типов психического склада личности меняется от студенческого к зрелому возрасту.
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ литературы, касающейся истории и современного состояния проблемы изучения психического склада личности.
2) Рассмотреть наиболее распространенные типологические концепции, охарактеризовать степень их разработанности и оснащенности методическим инструментарием.
3) Исследовать психометрические свойства индикатора типов Майерс- Бриггс (Б) - МВТ1 (Б) - как инструмента типирования на отечественной выборке.
4) Провести типоведческий анализ особенностей психического склада представителей различных этнических и гендерных групп.
5) Изучить особенности психического склада специалистов и студентов различных профессиональных областей.
6) Рассмотреть динамику типов психического склада личности в зависимости от возраста и этапа профессионального становления субъекта.
Методологическую основу исследования составили: идеи Б.Г.Ананьева, А.В. Петровского, Б.Ф. Поршнева и др., касающиеся психического склада личности; положения системного подхода (Б.Ф. Ломов) в аспекте анализа психического склада как системы свойств и качеств личности; культурно-историческая теория Л.С. Выготского в связи с изучением этнических и возрастных особенностей психического склада личности; теория деятельности А.Н. Леонтьева и субъектно-деятельностный подход А.В. Брушлинского при рассмотрении вопросов, связанных с особенностями психического склада личности у представителей разных профессий и на разных этапах профессионального становления.
Теоретической основой исследования выступил типоведческий подход к изучению психического склада личности, в частности концепции психологических типов К.Г.Юнга, К.Бриггс и И.Бриггс Майерс, Д.Кейрси, М.Лумис и Дж. Сингер, А.Аугустинавичуте, а также основные принципы дифференциальной психологии и психометрики А.Анастази и К.Купера.
Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 531 чел., проживающих в г. Екатеринбурге и городах Свердловской области, из них 263 работающих специалиста в области психологии, информационных технологий, розничной торговли и управления (средний возраст 33 года) и 268 студентов вузов г. Екатеринбурга, специализирующихся в аналогичных профессиональных областях (средний возраст 19 лет). В работе использован метод поперечных срезов, переведенная нами версия индикатора типов Майерс-Бриггс (MBTI, F) и ряд дополнительных методик. Обработка результатов осуществлялась с помощью методов математической статистики (факторный анализ, корреляционный анализ (Г Пирсона, R Спирмена), анализ различий Д- критерий Стьюдента), и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Предложена характеристика конструкта «психический склад личности». В качестве особого раздела психологической науки рассмотрено типоведение и проанализирована история развития типоведческого подхода к изучению психического склада личности. Проведена психометрическая проверка надежности и валидности переведенной автором версии MBTI(F) на отечественной выборке. Впервые выявлены и описаны корреляционные связи каждого из 16-ти типов MBTI ^) с показателями других методик исследования личности. Выявлены особенности распределения типов психического склада личности у представителей различных этнических, гендерных, профессиональных и возрастных групп.
Практическая значимость исследования. Представленный в работе историко-психологический обзор типоведческих подходов к изучению личности может быть использован в качестве методического пособия для студентов психологических факультетов при изучении курса «Дифференциальная психология». Использованная в работе версия MBTI ^) может применяться в исследовательских целях и в психодиагностической практике для изучения психического склада личности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Типоведческий подход, являясь, наряду с теориями личностных черт и профилей, инструментом исследования психического склада личности, позволяет изучать особенности психического склада представителей различных этнических и гендерных групп. Особенности гендерных ролей, существующих в конкретном этносе, влияют на частоту встречаемости различных типов психического склада личности по MBTI ^) внутри этноса.
2. Выделяемые с помощью методики MBTI ^) типы с разной частотой и степенью выраженности показателей встречаются в группах работников разных специальностей, а также в соответствующих группах студентов, причем в рамках одной профессиональной сферы студенты и работающие специалисты обладают сходными особенностями психического склада личности.
3. Для более массовых профессий распределения типов психического склада личности соответствуют их распределению в соответствующем этносе, и напротив, чем более узкой и требующей специфической подготовки является профессия, тем вероятнее, что в ней будет иметь место распределение типов психического склада личности, отличающееся от характерного для этноса.
4. Особенности психического склада екатеринбургских специалистов разных профессий имеют как сходство, так и отличия от американских специалистов: у менеджеров обеих этнических групп, а также у специалистов по информационным технологиям преобладают схожие типы МВТ1 (Б), тогда как у продавцов и у психологов этих групп доминирующие типы различаются.
5. Соотношение типов психического склада личности меняется от студенческого возраста к зрелому возрасту. Существуют особенности соотношения типов психического склада на этапе освоения профессии и у работающих специалистов.
Апробация работы. Результаты работы были представлены на конференциях УрГУ: «Психология в 21 веке» (Екатеринбург, 2002), «Психология: от теории к практике» (Екатеринбург, 2004, 2005), обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии личности факультета психологии Ур¬ГУ. Материалы диссертации использовались в курсах «Дифференциальная психология» и «Типологические подходы к изучению личности», разработанных для студентов психологического факультета УрГУ. Результаты исследования отражены в 7 публикациях.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (187 наименований, в том числе 51 - на иностранных языках), и 10 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 150 страницах, включает 18 таблиц и 17 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении диссертации обобщаются результаты проведенного исследования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, сформулированы теоретические и практические выводы, вытекающие из проведенного исследования.
1. Основная сложность проведения типоведческих исследований обусловлена большой неравномерностью распределения различных типов психического склада личности, что требует для обнаружения и изучения редко встречающихся типов значительного увеличения количественного состава выборок исследования.
2. Типоведение К.Бриггс и И.Бриггс Майерс является одним из наиболее разработанных типологических подходов, оснащенных надежным и валидным психодиагностическим инструментарием, в связи с чем широко используется западными психологами в исследовательских и практических целях. Малочисленность российских исследований, опирающихся на типоведение Бриггс- Майерс, делает актуальным использование данной концепции и ее инструмента в целях выявления этнических, гендерных, профессиональных и возрастных особенностей психического склада личности на отечественных выборках.
3. Переведенная нами версия индикатора типов Майерс-Бриггс при проведении психометрической проверки показала себя надежным и валидным инструментом исследования психического склада личности.
4. Выявленные к настоящему времени по MBTI (F) различия в типологической структуре различных этносов обусловлены, прежде всего, типологической спецификой женской составляющей этносов при относительном сходстве типологической структуры мужской составляющей этносов.
5. С профессиональными предпочтениями коррелируют не только непрерывные оценки MBTI (F), как это выявлено в зарубежных исследованиях, но и целостные типы, причем есть типы, демонстрирующие четкое предпочтение или отвержение определенных видов профессий, и типы, не обнаруживающие выраженных профессиональных предпочтений.
6. Имеются различия в особенностях типологической структуры, прежде всего, в частоте встречаемости и составе типов, образующих «типологические ядра» групп работающих специалистов - психологов, продавцов, менеджеров и специалистов по информационным технологиям. Чем более массовой является профессия, тем более особенности распределения типов психического склада личности соответствуют их распределению в этносе.
7. Студенты и работающие специалисты одной сферы деятельности обладают сходными особенностями психического склада.
8. Возрастная динамика особенностей психического склада личности проявляется в том, что в целом по выборке у более младших участников ярче выражены показатели интуиции, чувствования и гибкости. При переходе от студентов к работающим специалистам среди наиболее распространенных типов («типологическое ядро») снижается количество гибких типов и возрастает количество организованных.
Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза о зависимости частоты встречаемости типов психического склада личности от этнической и половой принадлежности, профессии и возраста типируемых нашла свое эмпирическое подтверждение.



1. Грибань Е.Ф. Проблема типологии в психологических исследованиях // Психология в 21 веке: материалы вежвузовской конференции. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. - с. 11-16.
2. Грибань Е.Ф. Исследование диагностических возможностей теста МВТ1 //Психологический вестник Уральского государственного университета: вып. 3. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. - с. 48-64.
3. Абельская Е.Ф. Взаимосвязь тревожности и типологических особенностей (по МВТ1) у студентов // Психологический вестник Уральского государственного университета: вып. 4. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. - с. 220-235.
4. Абельская Е.Ф. Пилотажное исследование надежности и валидности индикатора типов Майерс-Бриггс (Б, ЛУ) // Психологический вестник Уральского государственного университета: вып. 4. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. - с. 235-250.
5. Абельская Е.Ф. К вопросу о надежности и валидности МВТ1 (Б), ТОМ и МЭДН // Психологический вестник Уральского государственного университета: вып. 5. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - с. 298-308.
6. Абельская Е.Ф. Теоретические и практические проблемы применения типологических систем // Психологический вестник Уральского государственного университета: вып. 5. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - с. 284-298.
7. Глотова Г.А., Абельская Е.Ф. Психологические проблемы типологизации личности // Психологический вестник Уральского государственного университета: вып. 5. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - с. 313-326.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ