Город как сложный, непрерывно меняющийся продукт человеческой деятельности издавна привлекал к себе внимание исследователей. Являясь местом наиболее плотного скопления людей, центром материальной и духовной культуры, узлом переплетения социальных и экономических отношений, город становился предметом осмысления разнообразных областей знаний: истории и философии, политологии и социологии, экономики, географии. Благодаря своей исторически сложившейся функциональной многозначности города представляют сферу интереса и приложения сил и практиков (градостроителей, архитекторов, экологов и т. д.), и деятелей искусства (художников, поэтов, писателей), поскольку, являясь своеобразной моделью мира, позволяют активно воздействовать на него либо осмыслять результаты такого воздействия.
В гуманитарных науках город понимается как сложный социо-культурный феномен и представляется как открытая и динамичная система, место мобильности и деятельности. Исследователи пишут о невозможности оценивать город в качестве единого целого, свести многообразие городских явлений к какой-либо системной целостности. Обращение гуманитаристики к теме города становится особенно актуальным в связи с повышением исследовательского интереса к символике пространства.
С развитием урбанистики взгляд исследователей на городское пространство существенно изменился. Если на заре науки о городе ученые (П. Геддес, М. Льюис и др.) стремились представить города как целостные системы с присущими им собственной внутренней динамикой, то в настоящее время методологические подходы к исследованию пространства значительно дифференцировались и усложнились.
Теоретические знания о городе в широком историческом и культурологическом контексте, возникающие в ряде урбанистических дискурсов (вид города, его история, теория, философия, искусство и др.), представлены в работах Г. Зиммеля, Д. Кларка, Ф. Кука и др. На-ряду с исследованиями подобного рода ученых-культурологов интересуют особенности отдельных городов: образы Праги, Венеции, Флоренции, Москвы описываются в работах Я. Шимова, Г. Зиммеля, Н. Калашникова . Город в качестве культурно-географического объекта представлен в работах современных западных и отечественных исследователей (А. Лефебра, Э. Соджи, Д. Харви, Д. Хайден, Л. Лофланд, Д. Замятина, В. Каганского, И. Корнева и др.). Образы городов могут быть описаны с применением методик социологического анализа (Б. Дубин, А. Левинсон и др.).
В последнее время становится популярной эссеистика писателей, интерпретирующая образы городского пространства, создающая так называемые «биографии» городов (П. Акройд «Лондон: биография»; Д. Бэнвилл «Прага. Магические зарисовки» и др.) - работы, в которых достоверные сведения по истории, экономике, социальной сфере города перемежаются с личными впечатлениями, ассоциациями, воспоминаниями самих авторов и зафиксированными ими устойчивыми представлениями о городе, сохранившимися в городских преданиях и художественных произведениях. П. Вайль в книге «Гений места» описывает города, привлекая «великих гидов» (Лос-Анжелес через творчество Чарли Чаплина, Сан-Франциско - Джека Лондона, Афины - Аристофана и т. д.). В результате возникает «гибридный жанр», в котором смешаны литературно-художественные эссе, путевые записки, мемуары.
Обращение исследователей к художественной литературе при анализе образа города не случайно. Она является одной из форм закрепления представлений о городе. Первые отечественные исследования, посвященные анализу урбанистической среды в литературных текстах, связаны со столичными городами как наиболее яркими и репрезентативными локусами. Классическими стали работы о Петербурге И. Гревса и Н. Анциферова. Исследователи показали развитие образа города в художественных текстах, отмечая наиболее важные этапы его формирования. Описывая тексты, посвященные образу северной столицы, авторы устанавливали между ними связи историко-генетического характера, выявляя черты, придающие образу города текучесть и изменчивость, но вместе с тем представляя его как органическое целое. Эти исследования открывают ряд работ, в которых образ города становится областью филологического анализа. Образам городов уделяется значительное внимание в трудах семиотической школы (Вяч. Иванов, Ю. Лотман, А. Пятигорский, В. Топоров, Б. Успенского, Т. Цивьян и др.). В последнее время появляются исследования синтетического характера, совмещающие литературоведческий и культурологический подходы к проблеме городского пространства (В. Абашев, А. Белоусов, Л. Зайонц, М. Строганов, Е. Эртнер и др.).
С 1990-х годов в центр научного изучения попадает провинциальный город: проводится ряд конференций1, выходят монографические и диссертационные исследования, сборники статей, в которых изучаются теоретические проблемы «провинциального текста» русской культуры, анализируются соответствующие художественные произведения. В качестве отдельного направления в изучении провинции можно выделить сбор, публикацию и анализ литературно-краеведческих текстов (воспоминаний жителей малых городов, произведений местных забытых авторов, материалов биографического характера и т. д.). На обоснованность обращения к подобным образцам «низовой» литературы как правомочным участникам литературного процесса, создателям «механизма живой литературной жизни» (Лотман) ученые не раз обращали внимание. Отмечена также актуализация этой литературоведческой проблематики в связи с изучением 8 литературного процесса в регионах.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что образ Екатеринбурга / Свердловска никогда не был предметом специального литературоведческого анализа. До сегодняшнего дня не собраны художественные тексты, в которых возникает образ Екатеринбурга / Свердловска, не выявлены модификации образа города, связанные с его противоречивой историей (в частности, неоднократными изменениями официального статуса), несмотря на то, что за время почти трехвекового существования уральского города создан целый корпус текстов, описывающий его пространство, историю, культуру, что позволяет рассматривать образ Екатеринбурга как предмет системного исследования.
Степень изученности вопроса. Изучение региональной специфики городов Среднего Урала в настоящий момент ведется в различных сферах гуманитарной науки: истории, культурологии, географии. В работах исследователей раскрываются специфика и общие закономерности развития Екатеринбурга, воссоздается образ данной локальной территории.
Отдельные филологические исследования образа Екатеринбурга появлялись в связи с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка . В на-стоящее время в поле зрения исследователей попадают и творчество уральских писателей-классиков, и современные профессиональные и непрофессиональные авторы . Созданная научная база дополняется эссеистикой екатеринбургских писателей (М. Никулина, О. Славникова и др.), где авторская концепция образа Екатеринбурга опирается на городскую историю и мифологию.
Екатеринбургскими писателями и учеными предприняты попытки создания различных вариантов «биографий» города, основанных на его истории, описании наиболее значимых локусов, памятников архитектуры, жилых особняков и т. д. В книге В. Лукьянина и М. Никулиной «Прогулки по Екатеринбургу» (1997) город делится на зоны, каждая из которых представляет ту или иную ипостась его портрета в исторической перспективе и в то же время позволяет изучить город в отдельной фазе его развития. В книге Л. Злоказова и В. Семенова «Старый Екатеринбург» (2000) вехи истории и культуры Екатеринбурга воссоздаются в собранных и прокомментированных авторами документальных текстах (письмах, путевых записках и т. п.). Вышед¬шие в 2005 году книги В. Слукина и Л. Зориной «Улицы и площади старого Екатеринбурга», Н. Корепанова и В. Блинова «Город посредине России» представляют Екатеринбург через архивные материалы, сохранившие факты истории, городские предания и легенды, личный опыт авторов. Эти книги ценны тем, что комментируют изменения в пространстве города, возвращая его особнякам, улицам, площадям первоначальное предназначение, возрождая давно ушедшую город-скую повседневность. Наработанные наблюдения и концепции нуждаются в дополнении конкретным художественно-литературным материалом и литературоведческим анализом диахронного развития об-раза города.
Научная новизна исследования. Впервые предпринимается попытка целостного анализа образа Екатеринбурга в литературе XVIII - середины XX веков , для чего определен корпус текстов, в которых представлен образ Екатеринбурга / Свердловска и отразилась городская мифология. Разработаны и рассмотрены несколько типов описания Екатеринбурга в литературе. Представлен образ города в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка. Введен в современный литературоведческий оборот новый материал: фельетонистика уральского журналиста начала XX века В. П. Чекина как репрезентативный текст о городе. Проанализированы особенности трансформации образа города в произведениях свердловских авторов 1920-40-х годов.
Объектом нашего исследования является образ Екатеринбурга / Свердловска в литературе XVIII - середины XX веков.
Предмет исследования - тексты XVIII - середины XX веков, отразившие наиболее значимые этапы становления и развития образа Екатеринбурга / Свердловска. Разнородность текстов, используемых нами в качестве источников (путевые заметки, мемуары и устные воспоминания о городе, художественная литература), необходима для того, чтобы представить образ города в исторической ретроспективе.
Цель нашего исследования - анализ литературы XVIII - середины XX веков, в которой представлено символическое пространство Екатеринбурга / Свердловска, для выявления формирования его образа. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
• определить корпус литературных текстов, в которых представлен образ Екатеринбурга / Свердловска;
• выявить основные этапы формирования и трансформации об-раза Екатеринбурга / Свердловска в литературе;
• установить модель описания Екатеринбурга в текстах документального характера и путевых записках XVIII - начала XX веков;
• рассмотреть специфику образа города в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка и фельетонах В. П. Чекина;
• проанализировать особенности трансформации образа Екатеринбурга / Свердловска в произведениях 1920-40-х годов.
Методологическая и теоретическая база диссертации. Ведущими подходами в исследовании выступают проблемно-тематический и типологический анализы, позволяющие проанализировать образ Екатеринбурга как целостную, динамично развивающуюся систему (Н. Анциферов, А. Белоусов, М. Строганов и др.). В отдельных случаях применяются элементы структурно-семиотического анализа (Ю. Лотман, В. Топоров, Т. Цивьян и др.). Анализируя образ Екатеринбурга, мы опирались также на синтетические в методологическом отношении описания целостных образов городов в работах В. Абашева, Е. Милюковой, И. Разумовой, Е. Эртнер и др.
Научно-практическая значимость результатов исследования. Положения и выводы настоящего исследования могут быть использованы в вузовских курсах по истории региональной литературы, в разработке спецкурсов по истории, культуре и литературе Екатеринбурга.
Апробация работы. Основные положения работы отражены в докладах и сообщениях автора на научных и научно-практических конференциях разных уровней: «Культура Екатеринбурга: время зрелости и перспективы» (Екатеринбург, 1998), «Филологический класс: наука - вуз - школа» (Екатеринбург, 1999), «Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка в контексте русской литературы» (Екатеринбург, 2002), «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2003), «Дергачевские чтения» (Екатеринбург, 2004), «Творчество П. П. Бажова в меняющемся мире» (Екатеринбург, 2004), «Современный город: межкультурные коммуникации и практики толерантности» (Екатеринбург, 2004), «Литература Урала: история и современность» (Екатеринбург, 2005). Со-держание работы легло в основу специального курса «Литература Екатеринбурга в зеркале истории», прочитанного автором в 2003- 2005 годах в Специализированном учебно-научном центре Уральского государственного университета им. А. М. Горького, и раздела учебного пособия «Русская литература I половины 20 века» (УрГУ, 2002).
На защиту выносятся следующие положения:
1. На процесс формирования и трансформации представлений о городе влияют его место в геополитическом пространстве, в частности, административный статус, внешний вид, городская повседневность со складывающейся в ней мифологией. Основные этапы становления образа Екатеринбурга в литературе совпадают с исторически значимыми периодами развития города.
2. Образ Екатеринбурга впервые возникает в текстах документально-описательного характера, созданных в XVIII веке основателями города: комментариях к картам и чертежам, технических описаниях, письмах, рукописях и т. п. В этих текстах поясняется специфика строящегося города, определяемого как завод-крепость, описывается возникающее по заранее намеченному плану поселение. В первые годы существования Екатеринбург представлял форпост горнозаводского Урала, своеобразный аналог столицы - Петербурга. Уникальность Екатеринбурга как горного города была замечена посетившими город путешественниками. В путевых записках, основанных на непосредственных впечатлениях от города, его образ корректируется культурными стереотипами авторов (иностранцев либо жителей столицы). Несмотря на свою удаленность от центра, Екатеринбург соответствует их представлениям, каким должен быть горный город. В этих текстах о Екатеринбурге закрепляются ключевые символы города: завод, камень и золото, представляющие основные виды городских производств.
3. Первой попыткой перевода объективной реальности Екатеринбурга в художественный образ можно назвать незаконченное произведение А. Лоцманова «Негр, или Возвращенная свобода» (1823), в котором Екатеринбург аллегорически представлен как страна Бразилия, где невольники добывают алмазы на приисках. В произведении выделяются две важнейших составляющих образа города — каменное богатство и каторга заводов, рабочие которых были приписаны к ним навечно. С течением времени в развитии Екатеринбурга возникают серьезные внутренние противоречия, что отразилось в текстах о нем. Завод, с которого начинался город, постепенно теряет свое значение; утратив статус горного города, Екатеринбург начинает приобретать черты рядового провинциального населенного пункта.
4. Закрепление образа Екатеринбурга в литературе происходит в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка, отразивших разнообразный спектр представлений о городе, сложившихся к середине XIX века: горнозаводской и золотопромышленный центр, крупный культурный и торговый город, глухая провинция. В произведениях писателя при-обретает значение тема противоборства уникального и тривиально-провинциального в образе Екатеринбурга. Развернутому образу Екатеринбурга способствуют особенности повествовательных жанров произведений Мамина-Сибиряка, дающие возможность воссоздать многоплановый облик города.
5. Изменения в образе Екатеринбурга во многом зависели от внелитературных факторов. В середине XIX века Екатеринбург, превратившись в обычный уездный город Пермской губернии, продолжает оставаться для своих жителей негласной «столицей Урала». К началу XX века идея столичности подвергается иронической оценке, доминирующей в популярном в этот период жанре газетного фельетона, являющегося репрезентативным текстом, отражающим особенности городской жизни. Во введенном нами новом историко-литературном материале — фельетонистике екатеринбургского журналиста начала XX века В. П. Чекина —предметом рефлексии становятся факты актуальной городской повседневности, преимущественно, в силу природы жанра, в ее негативных сторонах.
6. В советский период трансформация образа Екатеринбурга связана как с реально происходившими преобразованиями, так и с заданными сверху идеологическими установками. Из прежних представлений о городе выделяется его заводская составляющая: преобладающим становится образ города-рабочего. В послереволюционный период описание городской повседневности переходит в очеркистику, а в художественных текстах Екатеринбург / Свердловск изображается как новый социалистический город с чертами утопического города будущего: солнечного, многолюдного, молодого. В годы Великой Отечественной войны образ города-завода в изображении Свердловска наполняется дополнительным смыслом: это город, работающий для фронта, для Победы. В образе военного Свердловска проявляется гуманистическое начало, связанное с тем, что город дает приют многим людям, становится для них хоть и временным, но домом. Целостный образ Свердловска военного времени помогают воссоздать устные и опубликованные воспоминания об этом периоде.
7. В процессе развития города в нем выделяются места, несущие в городской среде особую смысловую, историческую, эстетическую значимость. Примером такого локуса в Екатеринбурге является Харитоновский дом, с которым связан корпус разнообразных текстов (художественные произведения, фельетоны, воспоминания), иллюстрирующих этапы истории дома. Харитоновский дом последовательно принимает на себя различные функции: городского жилища, страшного места, «увеселительного уголка», «детского мира». Его история, выстраиваемая в коллективном тексте о нем, иллюстрирует историю Екатеринбурга. Харитоновский дом становится знаком города, его «визитной карточкой».
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения.
Основная часть состоит из двух глав, каждая из которой посвящена закреплению в литературных текстах образа Екатеринбурга в ключевые этапы развития города. Список литературы включает 195 наименований.
1. Клочкова Ю. В. Екатеринбург в системе образов творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка // Культура Екатеринбурга: время зрелости и перспективы : материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1998. С. 67-70. 0,2 п. л.
2. Клочкова Ю. В. Система уроков факультативного курса 10- 11 классов гуманитарной специализации «Город Екатеринбург - литературный герой произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка // Проблемы литературного образования школьников : материалы науч.-практ. конф. «Филологический класс: наука - вуз - школа». Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1999. С. 136-138. 0,2 п. л.
3. Клочкова Ю. В. Трансформация городского мифа в произведениях свердловских авторов 20-30 годов 20 века // Русская литература I половины 20 века : учеб, пособие. Екатеринбург: Изд- во Урал, ун-та, 2002. С. 279-292. 1,2 п.л.
4. Клочкова Ю. В. «Псевдонимы» Екатеринбурга в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка: от Узла до Пропадинска // Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка в контексте русской литературы : мате-риалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2002. С. 184-186. 0,2 п. л.
5. Клочкова Ю. В. Образ Екатеринбурга в произведениях П. П. Бажова // Человек в мире культуры : материалы всерос. науч,- практ. конф. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 2003. С. 137-141. 0,2 п. л.
6. Клочкова Ю. В. Екатеринбург в творчестве П. П. Бажова / Ю. В. Клочкова // Творчество П. П. Бажова в меняющемся мире : материалы межвуз. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С. 70- 76. 0,6 п. л.
7. Клочкова Ю. В. Литературный образ Свердловска в произведениях военных лет / Ю. В. Клочкова // Литература Урала: история и современность : сборник статей. Екатеринбург : Изд-во АМБ, 2006. С. 128-135. 0,7 п.л.