Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕПУТАЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ

Работа №103360

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

политология

Объем работы18
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность исследования. В последние 4-5 лет термин «репутация» стал настолько широко использоваться в выступлениях политиков и в аналитических материалах СМИ, что интерес к проблеме формирования репутации отдельного человека, фирмы, государства стал стремительно возрастать. При этом в массовом сознании всё более закрепляется представление о репутации как об определённой ценности, от наличия и качества которой зависит жизненный успех. Так, в судебной сфере наблюдается тенденция к росту количества судебных исков о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц. В рыночной экономике репутация является базовой категорией, поскольку многие российские компании осознали, что положительная репутация призвана помочь им повышать свои нематериальные активы, завоёвывать новые рынки и долго, успешно существовать в бизнес-среде. И, наконец, в политике репутация стала выделяться как одна из важных составляющих политического успеха или провала, как «знак качества» того или иного субъекта (политического лидера, партии). При этом наблюдается тенденция к зависимости исхода выборов от репутации: при прочих равных условиях побеждает политик с преобладанием позитивных характеристик в глазах общественности, и особенно по знаковым для политика качествам, таким как «хороший организатор», «лидер», «умный», «дальновидный» и др. В этом плане репутацию вполне можно рассматривать как социально-политическую категорию, поскольку она способствует формированию позитивного или негативного отношения к тому или иному политическому лидеру, властной структуре, партии.
То, что понятие «репутация» выдвинулось на острие общественного внимания, по- видимому, не случайно и связано, в первую очередь, с очередными проблемами российского общества: необходимостью борьбы с разрастающейся коррупционностью, усилением идеи государственного служения, важностью роста профессионализма политиков. Репутация стала своеобразным индикатором поступков, озвучиваемых инициатив российских политиков и чиновников. Отсюда тот акцент, который сделан в данной диссертационной работе - акцент на проблеме формирования позитивной, качественной репутации, способной принести её носителю не только популярность и престиж, но и голоса избирателей на выборах.
Особенностью современной политической ситуации является то, что власть (в частности, политические лидеры), стала приобретать виртуальный, фантомный характер, т.е. зачастую граждане имеют дело не с реальными политиками, а с их образами, имиджами. В связи с этим изучение «реальных» и «виртуальных» образов, их динамики, устойчивости становится актуальным, поскольку во многом те образы, которые сложились в массовом сознании, объясняют реальное взаимодействие политиков и граждан, да и сам политический процесс.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что особенно актуальной и исследуемой эта проблема стала лишь в конце ХХ в., отдельные аспекты изучения публичной репутации привлекали к себе внимание и на более ранних этапах развития общественно-политической мысли. Философские, методологические основы формирования личностной репутации были заложены в классических трудах Платона, Аристотеля, Плутарха, Н. Макиавелли, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф.Честерфилда и др. мыслителей.
К собственно научному исследованию проблемы репутации впервые обратились западные исследователи в 40-50-е гг. ХХ в., что было связано с институциональным оформлением данного феномена в западных государствах. Первые научные исследования личностной репутации появились в работах американских социологов Дж.Ландберга, К.Шрега, О.Ларсена «Стратификация: распределение ответственности и возможностей» и Ф.Хантера «Структура власти в обществе».
Заметную роль в теоретической разработке проблемы формирования и функционирования личностной репутации сыграли труды западных политологов и политических психологов. Среди них работы Д. Киндера, С. Фиске, Ф. Гринстайна, А. Миллера, посвящённые вопросам восприятия политических лидеров массами; исследования А. Кэмпбела, Д. Винтера, Н.Ная, С. Вербы, Д. Маклелланда и Дж. Аткинсона, прояснившие проблему мотивации политического участия; работы Г. Олпорта, Э. Богартуса, Ю. Дженингса, занимающихся атрибуцией черт, которые необходимы лидеру.
В отечественной социально-политической традиции отдельные аспекты понятия «репутация» исследовались, прежде всего, в рамках теории политического лидерства и изучения восприятия образов политических лидеров.
В настоящее время в отечественной политической науке только появляется интерес к углублённому изучению репутаций государственных деятелей, к методам их формирования, отсюда и недостаточное количество монографических исследований, освещающих эту проблему. Специфика изучения современного репутационного менеджмента заключается, с одной стороны, в наличии большого количества аналитических работ, посвящённых паблик рилейшнз, имиджелогии, общественным коммуникациям, в которых встречаются отдельные аспекты репутационной тематики, с другой стороны, в отсутствии целостных концептуальных исследований о самом феномене репутации. Среди авторов, занимающихся теоретической и практической разработкой репутационного менеджмента, можно выделить А. Кошмарова, К. Ремчукова, Л. Сухотерина, А. Шабельника, И. Юдинцева и др.
Остальную научно-популярную литературу, в той или иной степени относящуюся к проблеме формирования и функционирования репутации, условно можно разделить по следующим основным направлениям. В отдельную группу можно выделить общие работы, посвящённые изучению имиджа. Особенно ценными для нашего исследования стали выводы, сделанные в диссертационных работах по проблеме формирования и функционирования имиджа в политическом процессе. Их использование помогло изучить роль имиджа в политической жизни, провести анализ структуры политического имиджа и факторов, определяющих процесс его формирования, выявить основные закономерности и связи между установками избирателей и образом политического лидера, осуществить анализ приёмов и методов актуализации имиджа и каналов его транслирования, что очень важно для понимания многих аспектов проблемы репутации и репутационного менеджмента.
Большое значение для нашего исследования имели работы отечественных и зарубежных авторов, посвящённые проблемам массовой коммуникации и связям с общественностью (public relations - «паблик рилейшнз», ПР). В данной литературе анализируются основные подходы, общие и конкретные стратегии, инструментарий паблик рилейшнз, необходимые для формирования политической репутации.
Значительная группа работ посвящена проблемам менеджмента. В разной степени в них отражены особенности менеджмента в бизнесе, в политике.
Особое значение для прогнозирования эффективности репутационного менеджмента имели исследования, посвящённые политическому консультированию, стратегии и тактике ведения избирательных кампаний. Наиболее серьёзными заявками на комплексный подход к проблеме электорального маркетинга и менеджмента автору представляются работы таких отечественных исследователей, как В.Н. Амелин, Ф. Ильясов, А.И. Ковлер, М. Кошелюк, Е.Г. Морозова, О.Ф. Русакова, С.В.Устименко, С. Фаер и др. Вместе с тем, тема репутации лишь частично раскрыта в политической науке и поэтому нуждается в дальнейшей научной разработке и конкретизации.
Объектом исследования являются образы политиков, сформированные в массовом сознании россиян.
Предметом исследования выступают политические репутации, технологии их создания, информационного продвижения и закрепления в массовом сознании.
Цель данной диссертационной работы состоит в изучении роли репутации в современном российском политическом процессе, выявлении её сущности и особенностей формирования.
Реализация указанной цели предполагает решение таких исследовательских задач, как:
- проведение категориального анализа понятий «имидж» и «репутация», исследование их структурных компонентов, системного соотношения друг с другом;
- выявление иерархии факторов, влияющих на формирование и разрушение репутации;
- изучение особенностей репутации политика как субъекта политической деятельности;
- изучение на основе анализа отечественных избирательных кампаний 2000-2004 гг. формирующейся в нашей стране версии политического репутационного менеджмента, его сопоставление с зарубежными аналогами;
- анализ основных технологий формирования политической репутации.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных политологов, психологов, социологов, посвященные проблемам формирования, информационного продвижения и закрепления имиджа и репутации в массовом сознании.
Выявление сущности, структуры репутации и имиджа потребовало обращения к идеям И. Гофмана, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Р. Мертона, Дж. Мида, Т. Парсонса, Г.Г. Дилигенского, Е.Б. Перелыгиной, В.М. Соковнина, Е.Б. Шестопал, П.Н. Шихирева и др.
В анализе технологий политического репутационного менеджмента теоретической основой явились идеи и концепции Дж. Марча, И. Олсена, Г. Питерса, Дж. Пресссмана, Г.Саймона, Ю.А. Ермакова, Г.В. Пушкарёвой, Л.В. Сморгунова, А.И. Соловьёва и др.
Методологической основой диссертации является комплексный подход к исследованию репутации, позволяющий выделить понятие «репутация», проанализировать средства, влияющие на её формирование и разрушение, а также показать, насколько чётко могут быть выявлены социологическими методами репутации политических деятелей.
Для сравнительного анализа репутации и имиджа, их соотношения между собой использовался структурно-функциональный метод. В теоретической части исследования основной акцент был сделан на рассмотрении сложностей и проблем динамики политической репутации, т.е. из чего, кем и как она складывается, как влияет на политическую карьеру, на продвижение политика в социуме.
Практическая часть работы базируется на материалах собственного социологического исследования, проведённого диссертантом в 1998-2002 гг. и посвящённого изучению динамики репутаций политиков Свердловской области. В проводимом опросе респонденты оценивали политическую элиту Свердловской области по предложенным характеристикам позитивного и негативного спектра.
Источниковедческую базу диссертационного исследования составил широкий круг источников. По уровню обобщения информации, её характеру и формам отражения действительности эти источники можно разделить на несколько основных групп.
Первую из них составляют законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие предвыборную агитацию и освещение её в средствах массовой информации . Их анализ позволил определить степень разработанности нормативно-правового обеспечения электорального процесса.
Вторая группа источников отражает деятельность политических лидеров, включает работы исследовательского и мемуарного характера . Исследовательские публикации, сбор исторических досье позволил изучить биографии разных правителей и политиков, помог определить, какие социально-значимые поступки и публично выраженные намерения формировали ту или иную репутацию, как выстраивалась репутация. Работы мемуарного характера позволили установить зависимость корректировки репутации от субъективных представлений самого политика о том, каким его воспринимают избиратели.
Наконец, последнюю группу источников составили электронные базы данных, размещённые в Интернете и свободные для пользовательского доступа.
Научная новизна работы. Диссертация представляет собой комплексное теоретико-прикладное исследование политической репутации, особенностей её формирования в политическом процессе. Научная новизна диссертации проявляется в следующем:
1. Проведён категориальный анализ понятий «репутация» и «имидж», выявлены их общие и особенные характеристики. К общим характеристикам относится «образность» этих понятий. При этом репутация рассматривается как стихийно складывающийся в массовом сознании «личностный (нравственный, профессиональный) образ» субъекта. Имидж представляет собой целенаправленно и активно формируемый «внешний (символический) образ», призванный эмоционально воздействовать на аудиторию с целью популяризации.
2. Предложена авторская трактовка репутационного менеджмента как деятельности, направленной на формирование, структурирование, информационное продвижение и закрепление репутации субъекта в массовом сознании.
3. Выявлены основные технологические особенности корректировки репутации политика через механизмы совершения им значимых, фасцинативных поступков.
4. На материалах эмпирического исследования выявлены особенности восприятия и динамики репутаций политиков в массовом сознании. Автору удалось показать, что репутация - явление динамичное. При наличии доминантных личностных характеристик некоторые параметры репутации могут меняться как в течение короткого промежутка времени, так и на протяжении всей жизни в зависимости от совершаемых субъектом поступков, от распространяемой о нём информации.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке специальных курсов в преподавании политического управления, маркетинга, консультирования.
Результаты исследования могут оказаться полезными для лидеров и аппаратных работников политических организаций, практикующих политиков, специалистов политического консультирования, исследователей и аналитиков.
Сформулированные в диссертации выводы и предложения могут привлечь внимание политических менеджеров, работников аппарата государственного и муниципального управления, заинтересованных в создании эффективных, вызывающих доверие, структур социального управления.
Апробацию работа прошла на заседаниях кафедры социально-политических наук факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького. Теоретические обобщения и практические выводы диссертационного исследования легли в основу выступлений автора на международных и межрегиональных научно-практических конференциях и изложены в шести публикациях.
На основе материалов диссертации был прочитан курс «Связи с общественностью» для студентов Уральского государственного технического университета-УПИ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание изложено на 140 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Устинова Н.В. Репутационный менеджмент: искусство создания мифических репутаций политиков // Большой Урал-XXI век. Материалы Всероссийской научно¬практической конференции. - Екатеринбург: Из-во УГТУ-УПИ, 2001. - Ч. 4. - С.39-42.
2. Устинова Н.В. GROUND THEORY в социологическом обеспечении избирательной кампании // Социология в российской провинции: перспективы развития. В 5 частях. - Екатеринбург, 2003. - Ч. 3. - С. 118-122.
3. Устинова Н.В. Репутации политиков Свердловской области глазами граждан // Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. В 3 частях. - Екатеринбург, 2004. - Ч. 3. - С.145¬148.
4. Устинова Н.В. Имидж или репутация? // Вестник УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2003. - № 4.- С. 255-260.
5. Устинова Н.В. Как стать депутатом в России? О ресурсных составляющих
избирательных кампаний // Актуальные проблемы социологии и менеджмента: общество, управление, образование, культура, молодёжь. Материалы V
Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2004. - Выпуск 6. - С. 33-35.
6. Устинова Н.В. Профилактика здоровья россиян в рамках государственной социальной политики // Вестник УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2005. - № 3. С. 74-75.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ