Актуальность исследования. В последние 4-5 лет термин «репутация» стал настолько широко использоваться в выступлениях политиков и в аналитических материалах СМИ, что интерес к проблеме формирования репутации отдельного человека, фирмы, государства стал стремительно возрастать. При этом в массовом сознании всё более закрепляется представление о репутации как об определённой ценности, от наличия и качества которой зависит жизненный успех. Так, в судебной сфере наблюдается тенденция к росту количества судебных исков о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц. В рыночной экономике репутация является базовой категорией, поскольку многие российские компании осознали, что положительная репутация призвана помочь им повышать свои нематериальные активы, завоёвывать новые рынки и долго, успешно существовать в бизнес-среде. И, наконец, в политике репутация стала выделяться как одна из важных составляющих политического успеха или провала, как «знак качества» того или иного субъекта (политического лидера, партии). При этом наблюдается тенденция к зависимости исхода выборов от репутации: при прочих равных условиях побеждает политик с преобладанием позитивных характеристик в глазах общественности, и особенно по знаковым для политика качествам, таким как «хороший организатор», «лидер», «умный», «дальновидный» и др. В этом плане репутацию вполне можно рассматривать как социально-политическую категорию, поскольку она способствует формированию позитивного или негативного отношения к тому или иному политическому лидеру, властной структуре, партии.
То, что понятие «репутация» выдвинулось на острие общественного внимания, по- видимому, не случайно и связано, в первую очередь, с очередными проблемами российского общества: необходимостью борьбы с разрастающейся коррупционностью, усилением идеи государственного служения, важностью роста профессионализма политиков. Репутация стала своеобразным индикатором поступков, озвучиваемых инициатив российских политиков и чиновников. Отсюда тот акцент, который сделан в данной диссертационной работе - акцент на проблеме формирования позитивной, качественной репутации, способной принести её носителю не только популярность и престиж, но и голоса избирателей на выборах.
Особенностью современной политической ситуации является то, что власть (в частности, политические лидеры), стала приобретать виртуальный, фантомный характер, т.е. зачастую граждане имеют дело не с реальными политиками, а с их образами, имиджами. В связи с этим изучение «реальных» и «виртуальных» образов, их динамики, устойчивости становится актуальным, поскольку во многом те образы, которые сложились в массовом сознании, объясняют реальное взаимодействие политиков и граждан, да и сам политический процесс.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что особенно актуальной и исследуемой эта проблема стала лишь в конце ХХ в., отдельные аспекты изучения публичной репутации привлекали к себе внимание и на более ранних этапах развития общественно-политической мысли. Философские, методологические основы формирования личностной репутации были заложены в классических трудах Платона, Аристотеля, Плутарха, Н. Макиавелли, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф.Честерфилда и др. мыслителей.
К собственно научному исследованию проблемы репутации впервые обратились западные исследователи в 40-50-е гг. ХХ в., что было связано с институциональным оформлением данного феномена в западных государствах. Первые научные исследования личностной репутации появились в работах американских социологов Дж.Ландберга, К.Шрега, О.Ларсена «Стратификация: распределение ответственности и возможностей» и Ф.Хантера «Структура власти в обществе».
Заметную роль в теоретической разработке проблемы формирования и функционирования личностной репутации сыграли труды западных политологов и политических психологов. Среди них работы Д. Киндера, С. Фиске, Ф. Гринстайна, А. Миллера, посвящённые вопросам восприятия политических лидеров массами; исследования А. Кэмпбела, Д. Винтера, Н.Ная, С. Вербы, Д. Маклелланда и Дж. Аткинсона, прояснившие проблему мотивации политического участия; работы Г. Олпорта, Э. Богартуса, Ю. Дженингса, занимающихся атрибуцией черт, которые необходимы лидеру.
В отечественной социально-политической традиции отдельные аспекты понятия «репутация» исследовались, прежде всего, в рамках теории политического лидерства и изучения восприятия образов политических лидеров.
В настоящее время в отечественной политической науке только появляется интерес к углублённому изучению репутаций государственных деятелей, к методам их формирования, отсюда и недостаточное количество монографических исследований, освещающих эту проблему. Специфика изучения современного репутационного менеджмента заключается, с одной стороны, в наличии большого количества аналитических работ, посвящённых паблик рилейшнз, имиджелогии, общественным коммуникациям, в которых встречаются отдельные аспекты репутационной тематики, с другой стороны, в отсутствии целостных концептуальных исследований о самом феномене репутации. Среди авторов, занимающихся теоретической и практической разработкой репутационного менеджмента, можно выделить А. Кошмарова, К. Ремчукова, Л. Сухотерина, А. Шабельника, И. Юдинцева и др.
Остальную научно-популярную литературу, в той или иной степени относящуюся к проблеме формирования и функционирования репутации, условно можно разделить по следующим основным направлениям. В отдельную группу можно выделить общие работы, посвящённые изучению имиджа. Особенно ценными для нашего исследования стали выводы, сделанные в диссертационных работах по проблеме формирования и функционирования имиджа в политическом процессе. Их использование помогло изучить роль имиджа в политической жизни, провести анализ структуры политического имиджа и факторов, определяющих процесс его формирования, выявить основные закономерности и связи между установками избирателей и образом политического лидера, осуществить анализ приёмов и методов актуализации имиджа и каналов его транслирования, что очень важно для понимания многих аспектов проблемы репутации и репутационного менеджмента.
Большое значение для нашего исследования имели работы отечественных и зарубежных авторов, посвящённые проблемам массовой коммуникации и связям с общественностью (public relations - «паблик рилейшнз», ПР). В данной литературе анализируются основные подходы, общие и конкретные стратегии, инструментарий паблик рилейшнз, необходимые для формирования политической репутации.
Значительная группа работ посвящена проблемам менеджмента. В разной степени в них отражены особенности менеджмента в бизнесе, в политике.
Особое значение для прогнозирования эффективности репутационного менеджмента имели исследования, посвящённые политическому консультированию, стратегии и тактике ведения избирательных кампаний. Наиболее серьёзными заявками на комплексный подход к проблеме электорального маркетинга и менеджмента автору представляются работы таких отечественных исследователей, как В.Н. Амелин, Ф. Ильясов, А.И. Ковлер, М. Кошелюк, Е.Г. Морозова, О.Ф. Русакова, С.В.Устименко, С. Фаер и др. Вместе с тем, тема репутации лишь частично раскрыта в политической науке и поэтому нуждается в дальнейшей научной разработке и конкретизации.
Объектом исследования являются образы политиков, сформированные в массовом сознании россиян.
Предметом исследования выступают политические репутации, технологии их создания, информационного продвижения и закрепления в массовом сознании.
Цель данной диссертационной работы состоит в изучении роли репутации в современном российском политическом процессе, выявлении её сущности и особенностей формирования.
Реализация указанной цели предполагает решение таких исследовательских задач, как:
- проведение категориального анализа понятий «имидж» и «репутация», исследование их структурных компонентов, системного соотношения друг с другом;
- выявление иерархии факторов, влияющих на формирование и разрушение репутации;
- изучение особенностей репутации политика как субъекта политической деятельности;
- изучение на основе анализа отечественных избирательных кампаний 2000-2004 гг. формирующейся в нашей стране версии политического репутационного менеджмента, его сопоставление с зарубежными аналогами;
- анализ основных технологий формирования политической репутации.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных политологов, психологов, социологов, посвященные проблемам формирования, информационного продвижения и закрепления имиджа и репутации в массовом сознании.
Выявление сущности, структуры репутации и имиджа потребовало обращения к идеям И. Гофмана, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Р. Мертона, Дж. Мида, Т. Парсонса, Г.Г. Дилигенского, Е.Б. Перелыгиной, В.М. Соковнина, Е.Б. Шестопал, П.Н. Шихирева и др.
В анализе технологий политического репутационного менеджмента теоретической основой явились идеи и концепции Дж. Марча, И. Олсена, Г. Питерса, Дж. Пресссмана, Г.Саймона, Ю.А. Ермакова, Г.В. Пушкарёвой, Л.В. Сморгунова, А.И. Соловьёва и др.
Методологической основой диссертации является комплексный подход к исследованию репутации, позволяющий выделить понятие «репутация», проанализировать средства, влияющие на её формирование и разрушение, а также показать, насколько чётко могут быть выявлены социологическими методами репутации политических деятелей.
Для сравнительного анализа репутации и имиджа, их соотношения между собой использовался структурно-функциональный метод. В теоретической части исследования основной акцент был сделан на рассмотрении сложностей и проблем динамики политической репутации, т.е. из чего, кем и как она складывается, как влияет на политическую карьеру, на продвижение политика в социуме.
Практическая часть работы базируется на материалах собственного социологического исследования, проведённого диссертантом в 1998-2002 гг. и посвящённого изучению динамики репутаций политиков Свердловской области. В проводимом опросе респонденты оценивали политическую элиту Свердловской области по предложенным характеристикам позитивного и негативного спектра.
Источниковедческую базу диссертационного исследования составил широкий круг источников. По уровню обобщения информации, её характеру и формам отражения действительности эти источники можно разделить на несколько основных групп.
Первую из них составляют законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие предвыборную агитацию и освещение её в средствах массовой информации . Их анализ позволил определить степень разработанности нормативно-правового обеспечения электорального процесса.
Вторая группа источников отражает деятельность политических лидеров, включает работы исследовательского и мемуарного характера . Исследовательские публикации, сбор исторических досье позволил изучить биографии разных правителей и политиков, помог определить, какие социально-значимые поступки и публично выраженные намерения формировали ту или иную репутацию, как выстраивалась репутация. Работы мемуарного характера позволили установить зависимость корректировки репутации от субъективных представлений самого политика о том, каким его воспринимают избиратели.
Наконец, последнюю группу источников составили электронные базы данных, размещённые в Интернете и свободные для пользовательского доступа.
Научная новизна работы. Диссертация представляет собой комплексное теоретико-прикладное исследование политической репутации, особенностей её формирования в политическом процессе. Научная новизна диссертации проявляется в следующем:
1. Проведён категориальный анализ понятий «репутация» и «имидж», выявлены их общие и особенные характеристики. К общим характеристикам относится «образность» этих понятий. При этом репутация рассматривается как стихийно складывающийся в массовом сознании «личностный (нравственный, профессиональный) образ» субъекта. Имидж представляет собой целенаправленно и активно формируемый «внешний (символический) образ», призванный эмоционально воздействовать на аудиторию с целью популяризации.
2. Предложена авторская трактовка репутационного менеджмента как деятельности, направленной на формирование, структурирование, информационное продвижение и закрепление репутации субъекта в массовом сознании.
3. Выявлены основные технологические особенности корректировки репутации политика через механизмы совершения им значимых, фасцинативных поступков.
4. На материалах эмпирического исследования выявлены особенности восприятия и динамики репутаций политиков в массовом сознании. Автору удалось показать, что репутация - явление динамичное. При наличии доминантных личностных характеристик некоторые параметры репутации могут меняться как в течение короткого промежутка времени, так и на протяжении всей жизни в зависимости от совершаемых субъектом поступков, от распространяемой о нём информации.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке специальных курсов в преподавании политического управления, маркетинга, консультирования.
Результаты исследования могут оказаться полезными для лидеров и аппаратных работников политических организаций, практикующих политиков, специалистов политического консультирования, исследователей и аналитиков.
Сформулированные в диссертации выводы и предложения могут привлечь внимание политических менеджеров, работников аппарата государственного и муниципального управления, заинтересованных в создании эффективных, вызывающих доверие, структур социального управления.
Апробацию работа прошла на заседаниях кафедры социально-политических наук факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького. Теоретические обобщения и практические выводы диссертационного исследования легли в основу выступлений автора на международных и межрегиональных научно-практических конференциях и изложены в шести публикациях.
На основе материалов диссертации был прочитан курс «Связи с общественностью» для студентов Уральского государственного технического университета-УПИ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание изложено на 140 страницах.
1. Устинова Н.В. Репутационный менеджмент: искусство создания мифических репутаций политиков // Большой Урал-XXI век. Материалы Всероссийской научно¬практической конференции. - Екатеринбург: Из-во УГТУ-УПИ, 2001. - Ч. 4. - С.39-42.
2. Устинова Н.В. GROUND THEORY в социологическом обеспечении избирательной кампании // Социология в российской провинции: перспективы развития. В 5 частях. - Екатеринбург, 2003. - Ч. 3. - С. 118-122.
3. Устинова Н.В. Репутации политиков Свердловской области глазами граждан // Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. В 3 частях. - Екатеринбург, 2004. - Ч. 3. - С.145¬148.
4. Устинова Н.В. Имидж или репутация? // Вестник УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2003. - № 4.- С. 255-260.
5. Устинова Н.В. Как стать депутатом в России? О ресурсных составляющих
избирательных кампаний // Актуальные проблемы социологии и менеджмента: общество, управление, образование, культура, молодёжь. Материалы V
Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2004. - Выпуск 6. - С. 33-35.
6. Устинова Н.В. Профилактика здоровья россиян в рамках государственной социальной политики // Вестник УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2005. - № 3. С. 74-75.