Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ: СУБЪЕКТНОЕ И СТРУКТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Работа №102842

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

политология

Объем работы36
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Опыт десятков стран мира убедительно свидетельствует о том, что надежные гарантии прав и свобод человека можно создать только обоюдными усилиями демократического правового государства и развитого гражданского общества. Будучи сферой автономной, творческой самореализации индивидов, гражданское общество в своих взаимоотношениях с государством способно прибегать к использованию различных стратегий - от жесткой конфронтации до прагматичного партнерства. Однако во всех случаях оно стремится заставить государство быть максимально полезным своим гражданам, ответственно служить их интересам. Чем более зрелым становится гражданское общество, тем успешнее оно решает эту непростую задачу. Именно в этом смысле принято говорить о гражданском обществе как фундаменте демократического правового государства.
Однако гражданское общество - это феномен исторический. Прежде чем достичь своих развитых форм и добиться серьезных успехов в деле обеспечения гарантий прав и свобод людей, оно прошло долгий и непростой путь. Это был путь постепенного «отвоевывания» им у некогда всемогущего государства определенного социального пространства, в пределах которого могла бы беспрепятственно реализовываться человеческая инициатива. Всякий, даже самый незначительный успех на этом пути знаменовал собой расширение такого пространства. Каждая историческая эпоха задает предельные масштабы этого пространства человеческой свободы, формулирует свой идеал гражданского общества и создает соответствующие предпосылки для его практической реализации. Поэтому мы вправе говорить не только о разнообразии его исторических форм, но и о различной степени практического воплощения каждой из них в той или иной стране.
Особую актуальность проблематика гражданского общества имеет в посткоммунистических странах, которые в силу целого ряда причин вынуждены в исторически короткие сроки осуществлять беспрецедентные по своим масштабам социальные преобразования. К числу таких стран принадлежит и Россия. Не имея в своей истории сколько-нибудь продолжительного опыта жизни в условиях политической демократии, устойчивых традиций гражданского участия, Россия сталкивается сегодня с большими трудностями в деле формирования гражданского общества.
Практика последнего десятилетия показала бесперспективность механического заимствования и перенесения на российскую почву многих социальных институтов и практик, хорошо зарекомендовавших себя в других странах. Попадая в непривычный для себя социокультурный контекст, эти институты и практики демонстрируют весьма низкую эффективность, а нередко дают результаты, обратные ожидаемым. Этот вывод в полной мере относится и к попыткам построить в России гражданское общество по «лекалам» развитых стран.
Опыт стран вторичной модернизации показывает: «эталонных» форм гражданского общества не существует, необходимо искать синтез чужого опыта и собственной традиции. Весьма распространенное в российских политических и научных кругах мнение о якобы несовместимости отечественной социокультурной матрицы с идеалами и практиками гражданского общества выглядит недостаточно обоснованным. И дело не только в том, что оно противоречит реальным историческим фактам, но и в том, что служит теоретическим обоснованием для двух также весьма небесспорных выводов: либо в России в принципе невозможно построить гражданское общество, либо все-таки можно, но исключительно по «лекалам» развитых стран. Вот почему столь важно не только проанализировать опыт в строительстве гражданского общества, накопленный как развитыми, так и развивающимися странами, но и рассмотреть перипетии его становления и функционирования на различных этапах российской истории. И то, и другое позволят реалистичнее оценить не только актуальное состояние гражданского общества в современной России, но и его дальнейшие перспективы.
Объект исследования - процесс становления гражданского общества в России на различных этапах ее истории.
Предмет исследования - взаимосвязь субъектного и структурного измерений гражданского общества в России в условиях политической трансформации.
Степень разработанности проблемы. Проблема гражданского общества вот уже несколько веков привлекает внимание ученых. Наибольший вклад в ее разработку внесли мыслители Нового времени (Г. Гегель, Т. Гоббс, Т. Джефферсон, И. Кант, Дж. Локк, К. Маркс, Дж. Ст. Милль, Ш.-Л. Монтескье, Дж. Мэдисон, Т. Пейн, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза, А. де Токвиль и др.). Они обосновали целый ряд идей, ставших важными составными частями формировавшейся концепции гражданского общества: идею свободы личности как гражданина общества, независимого от государства; идею права как гаранта человеческой свободы; идею неразрывной связи гражданского общества и правового государства; представление о гражданском обществе как сфере деятельности различных общественных институтов; положение о диалектическом единстве гражданских и политических свобод.
Сущность, структура и функции гражданского общества рассматриваются в работах зарубежных (А. Аг, П. Андерсон, А. Арато, З. Бауман, Х. Булл, Э. Геллнер, Дж. Коэн, А. Селс, Ю. Хабермас, Й. Шапиро, Ф. Шмиттер и др.) и отечественных (Т. А. Алексеева, Г. И. Вайнштейн, В. В. Витюк, А. Г. Володин, А. В. Гайда, К. С. Гаджиев, А. А. Галкин, З. Т. Голенкова, В. Е. Гулиев, Г. Г. Дилигенский, А. Ф. Зотов, Б. Г. Капустин, Б. И. Коваль, А. П. Кочетков, И. И. Кравченко, Ю. А. Красин, И. Б. Левин, А. И. Соловьев, К. Г. Холодковский, В. Г. Хорос и др.) ученых. Расходясь иногда в оценке тех или иных деталей, авторы едины в главном - в понимании гражданского общества как совокупности автономных от государства социальных отношений, институтов и ассоциаций, создаваемых свободными и ответственными индивидами для защиты своих интересов. Указанные авторы выделяют два основных измерения гражданского общества - структурное и субъектное, делая акцент на том или ином из них (или на том и другом одновременно).
Неоднозначно оценивают специалисты перспективы институционализации гражданского общества в странах вторичной модернизации (преимущественно в «незападных» социокультурных регионах). Если в недавнем прошлом такие перспективы оценивались достаточно скептически, то в последнее время заметно стремление ученых уйти от трактовки гражданского общества как феномена исключительно западной цивилизации и рассматривать его как закономерный продукт общемирового процесса перехода от традиционного общества к современному. В работах Л. Алаева, Ю. И. Визгуновой, Т. Е. Ворожейкиной, А. В. Загорского, А. Б. Зубова, Р. А. Латыпова, Н. Рогожиной и др. представлен как раз такой методологический подход, в соответствии с которым акцент делается на выявлении специфики гражданского общества в странах первичной и вторичной модернизации.
В контексте общеметодологических аспектов нашего исследования большой интерес представляют работы зарубежных (Г. Алмонд, С. Верба, Дж. Коулман, Т. Парсонс, Р. Патнэм, Ю. Хабермас) и отечественных (С. Ю. Барсукова, З. А. Грунт, О. Е. Кузина, А. С. Мадатов, Л. С. Мамут, М. И. Новинская, Т. Н. Самсонова, Л. В. Сморгунов, А. И. Щербинин и др.) ученых, в которых рассматриваются проблемы формирования гражданина и гражданственности, гражданской культуры, политического и общественного участия, социального капитала, «сетевого мира», городских и сельских комьюнити.
В последние годы заметно возрос интерес ученых к проблеме гражданского общества в России на различных этапах ее истории. Анализу различных аспектов становления гражданского общества в дореволюционной России посвящены работы Н. И. Бирюкова, Дж. Бредли, Ю. В. Гридчина, Б. Н. Земцова, Г. Зимона, Г. Л. Кертмана, М. М. Ковалевой, Т. В. Коротаевой, С. А. Ланцова, Л. Люкса, А. М. Миграняна, Б. Н. Миронова, Л. И. Новиковой, А. В. Оболонского, Ю. С. Пивоварова, Л. В. Полякова, Г. Х. Попова, В. М. Сергеева, А. М. Соловьевой, А. К. Сорокина, А. Д. Степанского, А. И. Фурсова, О. А. Хасбулатовой, А. И. Черных, М. А. Чешкова, Ю. Шишкова, Н. Г. Щербининой, Н. Я. Эйдельмана, И. Г. Яковенко, А. Янова.
Важным теоретическим источником представлений о субъектном измерении гражданского общества в дореволюционной России стали для нас работы классиков отечественной философии - Н. А. Бердяева, А. И. Герцена, И. А. Ильина, К. Д. Кавелина, Б. А. Кистяковского, П. И. Новгородцева, П. А. Сорокина, Г. П. Федотова, С. Л. Франка, П. Я. Чаадаева, Б. Н. Чичерина. В своих произведениях русские мыслители показали, что в нашей истории наличествовали различные, подчас противоположные социокультурные традиции, сформировавшие противоречивый менталитет россиян и обусловившие противоречивый характер самого гражданского общества.
В контексте поставленных в работе задач нам важно было проанализировать состояние гражданского общества в советский период - тем более что среди специалистов по-прежнему преобладает мнение о невозможности существования гражданского общества в условиях тоталитарного режима. Вместе с тем, в последнее время появился ряд работ, авторы которых пытаются уйти от прежних упрощенных подходов и показать, что даже в самых неблагоприятных политических условиях гражданское общество способно выжить и сохранить значительный потенциал автономности. Появились интересные работы, посвященные исследованию советской политической культуры, помогающие существенно углубить представления о гражданском обществе в этот период отечественной истории. В этом плане для нас большой интерес представляли работы Р. Г. Апресяна, И. Ачильдиева, Б. Б. Багирова, Э. Я. Баталова, Н. И. Бирюкова, Ю. Р. Вишневского, Г. Г. Водолазова, В. В. Волкова, Л. А. Гордона, Д. В. Гудименко, А. А. Гусейнова, В. П. Данилова, Г. Г. Дилигенского, Ю. А. Ермакова, М. П. Капустина, Э. Карра, Э. В. Клопова, Л. Н. Когана, И. М. Клямкина, Ю. А. Левады, Р. Р. Максудова, В. М. Межуева, Г. И. Мирского, Э. Ю. Соловьева, В. С. Степина, М. Г. Флямера, В. Т. Шапко.
Общетеоретические аспекты политической трансформации (ее сущность, типы, этапы, движущие силы, закономерности, отличительные особенности) подробно проанализированы в работах Д. Аптера, К. фон Бойме, Р. Даля, Р. Дарендорфа, К. Дойча, С. Липсета, Д. Пауэлла, Л. Пая, Д. Растоу, А. Турена, С. Хантингтона, С. Эйзенштадта, Ч. Ф. Эндрейна и др. Особенности политической трансформации в современной России и их влияние на процессы становления гражданского общества раскрыты в работах Г. А. Аванесовой, В. А. Ачкасова, Г. И. Вайнштейна, М. Н. Вшивцевой, В. Я. Гельмана, Т. И. Заславской, Ю. К. Князева, А. В. Лукина, Е. Ю. Мелешкиной, А. Ю. Мельвиля, Д. А. Миронова, В. В. Согрина, О. Г. Харитоновой.
При характеристике субъектного измерения гражданского общества в современной России нам важно было привлечь конкретно-социологический материал, иллюстрирующий актуальное состояние и динамику изменений массового сознания и политической культуры россиян. В контексте работы наибольший интерес представляли для нас такие индикаторы, как отношение россиян к власти и праву, к свободе и равенству, к политическим и общественным организациям, степень готовности к солидарным действиям во имя отстаивания своих интересов. Все эти вопросы регулярно обсуждаются на страницах научной периодики. В своей работе мы использовали данные социологических опросов ВЦИОМ, Фонда «Общественное мнение», Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИ- СиНП), а также работы российских социологов, в которых раскрываются указанные выше индикаторы - Л. А. Беляевой, М. К. Горшкова, Е. В. Грунт, Г. Г. Дилигенского, В. В. Лапкина, Ю. А. Левады, А. В. Меренкова, В. И. Пантина, В. В. Петухова, В. Г. Попова, Н. М. Римашевской, Н. Е. Тихоновой, М. А. Шабановой, В. А. Ядова.
Достаточно подробно (хотя и не в одинаковой степени) в научной литера-туре освещены различные сегменты и институты формирующегося в современной России гражданского общества. Наиболее подробно проанализированы деятельность, отличительные признаки и перспективы политических партий (Г. В. Голосов, Дж. Т. Ишияма, А. Н. Кулик, В. В. Лапаева, А. В. Лихтенштейн, С. Н. Пшизова, К. Г. Холодковский, В. Е. Чиркин, Ю. Шевченко), общественных организаций самого разного профиля - от правозащитных до благотворительных (Е. В. Белокурова, И. Е. Городецкая, М. Кляйнеберг, А. Ю. Сунгуров, О. Н. Яницкий), системы социального партнерства (А. А. Крыжановская, И. Маслова, Б. С. Модель, И. М. Модель, Ю. Ольсевич, В. В. Песчанский, Г. В. Рогова, В. Г. Рупец, И. С. Семененко, Г. Ю. Семигин), корпоративного сектора (А. Ю. Зудин, А. А. Галкин, С. П. Перегудов).
Несмотря на заметно возросший интерес к проблемам становления гражданского общества в современной России, в названной выше литературе практически отсутствуют работы, в которых была бы предпринята попытка рассмотреть становление гражданского общества в России как исторический процесс; выявить специфику различных этапов его эволюции; рассмотреть каждый из них в единстве его субъектного и структурного измерений. Недооценка или игнорирование этих обстоятельств оборачивается неизбежными упрощениями методологического характера как в оценке актуального со-стояния гражданского общества в России, так и в определении перспектив его дальнейшей эволюции. Вот почему автор избрал в своей работе иной методологический подход, суть которого заключается в соблюдении принципов комплексности и историзма.
Цель исследования - раскрыть сущность и особенности становления гражданского общества в России как исторического процесса в единстве его субъектного и структурного измерений.
Задачи исследования:
• определение методологических принципов исследования гражданского общества;
• анализ сущности, структуры и исторических форм гражданского общества, выявление специфических особенностей каждой из них;
• обоснование необходимости рассмотрения гражданского общества в рамках любой исторической формы в единстве его субъектного и структурного измерений;
• выявление особенностей становления и функционирования гражданского общества в странах вторичной модернизации;
• рассмотрение реальных процессов становления институциональных структур гражданского общества в дореволюционной России, а также наиболее характерных черт культуры и психологии россиян, стимулировавших или тормозивших становление таких структур;
• определение характера взаимоотношений между государством и гражданским обществом на различных этапах советского периода, выявление способов и механизмов защиты гражданского общества от попыток государства поставить его под свой полный контроль;
• выявление особенностей политической трансформации и их влияния на процессы становления гражданского общества в современной России;
• анализ произошедших за последнее десятилетие в России изменений в сфере общественного сознания и их воздействия на становление институциональных структур гражданского общества;
• оценка реального состояния существующих сегодня в России институциональных структур гражданского общества и определение перспектив их дальнейшей эволюции.
Методологические основы исследования. В своей работе автор руководствовался ключевыми принципами теорий современности и структурации Э. Гидденса, теории социального становления П. Штомпки и концепций габитуса и социального поля П. Бурдье. В этих теориях получили обоснование та¬кие важные с точки зрения поставленных в диссертации задач методологические принципы, как положение одуальности структуры; о габитусе как посреднике между субъектами и структурами, а также между прошлым, настоящим и будущим; стратификационная модель действующей личности; представление об обществе как агентно-структурной реальности, результате социальных изменений, складывающихся из слияния потенциальных возможностей субъектов и структур и реализации (развертывания) этих возможностей в разнообразных видах социальной практики. Эти методологические положения подвели автора к мысли о необходимости и целесообразности комплексного анализа гражданского общества в России единстве его субъектного и структурного измерений.
При решении поставленных задач автор использовал также социологический подход (в частности, для выявления причинно-следственных зависимостей между уровнем экономического развития, типом социальной структуры и степенью зрелости гражданского общества), культурологический подход (при рассмотрении взаимообусловленности ресурсов социальных субъектов и потенций институциональных структур), а также компаративный (сравни-тельный) подход (при выявлении общего и особенного в процессах становления гражданского общества в странах вторичной модернизации, в различных посткоммунистических странах, а также в самой России на различных этапах ее исторического развития).
Научная новизна исследования. Впервые в отечественной литературе предпринята попытка проанализировать становление гражданского общества в России как исторический процесс, выявить специфику его основных этапов, каждый из которых рассматривается в единстве его субъектного и структурного измерений.
Основные результаты исследования, определяющие его научную значимость и выносимые на защиту:
1. Гражданское общество есть «принципиально незавершенная» (открытая) система, состав элементов которой, степень их значимости и способ взаимоотношений между которыми исторически конкретны. Вот почему при оценке состояния гражданского общества в той или иной стране необходимо определить, какая именно его историческая форма реализуется в данное время. В процессе эволюции гражданского общества можно выделить три его исторических формы (античную, средневековую и современную), каждая из которых является отражением предельных возможностей эпохи в предоставлении условий для реализации его субъектного и структурного измерений.
2. Смена эпох и соответствующих им исторических форм гражданского общества обусловлена количественным и качественным ростом потребностей человека. Вследствие этого реализация потенциала одной исторической формы гражданского общества создает предпосылки для перехода к другой. Современное гражданское общество проходит в своем развитии три этапа, которые отличаются друг от друга по степени диверсифицированности его институциональной структуры, по типу гражданственности и по тому, какая именно его «ипостась» (экономическая, политическая или социокультурная) играет в нем ведущую роль.
3. Гражданское общество в истории России развивалось крайне неравномерно. Его оживление и расцвет приходились на эпохи либерализации политического режима, а наибольшие потери оно несло в эпохи политической реакции. В этом проявляется его исключительная зависимость от государства, по воле которого потенциал общественной инициативы и самодеятельности мог быть востребован, а мог быть, наоборот, надежно «заблокирован». Однако сам факт, что любая, даже весьма ограниченная либерализация политического режима неизменно оборачивалась в российской истории незамедлительным ростом социальной самодеятельности и гражданского участия, убедительно свидетельствует о противоречивости российского менталитета, сочетающего в себе традиции подданничества и гражданственности.
4. Диалектика субъектного и структурного измерений гражданского общества в истории России проявлялась прежде всего в том, что в периоды политической реакции они как бы «отделялись» друг от друга: структуры становились «бессубъектными», а субъекты лишались материальной основы для реализации своей гражданской активности - и потому вынуждены были при-бегать к созданию неформальных институтов. В их рамках не только реализовывалась потребность в неформальном общении, но и стремление к неподконтрольным властям совместным действиям. Благодаря такой способности субъектов сохранять гражданские идеалы и ценности, собственно, и становилось возможным - в последующие периоды относительной политической либерализации режима - довольно быстрое обретение «квазигражданскими» структурами своей субъектности, а, следовательно, и возрождение самого гражданского общества.
5. Официальные советские общественные организации не являлись в строгом смысле слова «квазигражданскими» структурами. Побочным (иногда - прямым) эффектом их деятельности являлось воспроизводство подлинно гражданских качеств, выражение и защита интересов различных групп и отдельных индивидов, интеграция общества, социальный контроль за соблюдением его членами норм общечеловеческой морали. Иными словами, эти организации выполняли многие функции «нормальных» институтов гражданского общества, а потому видеть в них только «приводные ремни» тоталитарного государства - значит, сильно упрощать реальную картину.
6. За годы посткоммунистической трансформации в России возникло гражданское общество переходного типа, отличительными признаками которого являются: наложение друг на друга институциональных структур, типов менталитета, механизмов и практик, характерных для различных исторических этапов его эволюции; неполнота реализации потенциала институциональных структур гражданского общества; высокий уровень внутренней конфликтности; сочетание политизированности и аполитичности; «неадекватность» его социальной основы. Переходный характер гражданского общества в современной России - во многом следствие его становления в условиях продолжающейся политической трансформации.
7. Ни в одной стране мира гражданское общество не возникало стихийно, но везде - при участии государства. Для России особенно актуален опыт стран вторичной модернизации, свидетельствующий о том, что целенаправленное стремление политической элиты и государства в целом содействовать становлению гражданского общества открывает хорошие перспективы для его институционализации. В истории же России ее политическая элита, как правило, оказывалась неспособной успешно осуществить процесс «эмансипации» гражданского общества от государства. Нынешняя российская политическая элита пока действует в основном в русле этой исторической традиции, что и создает большие трудности в становлении в нашей стране зрелого гражданского общества.
8. Анализ культурно-исторического опыта России и современной практики позволяет предположить, что наибольшие перспективы для институционализации в нашей стране имеет гражданское общество, сочетающее элементы и механизмы двух его современных разновидностей (моделей) - «коммунитарной» (основанной на приоритете ценностей коллективизма, равенства, социальной справедливости) и «корпоративной» (для которой характерна особая роль политической и экономической элит, а также государства в целом).
Научно-практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретического и методологического инструментария при рассмотрении различных аспектов проблемы гражданского общества, при выявлении тех его структур и механизмов, которые имеют наибольшие шансы найти практическую реализацию в России. Материалы и выводы диссертации могут оказаться полезными работникам государственных и муниципальных органов власти, а также руководителям и активистам общественных организаций. Материалы диссертации могут найти применение в учебном процессе в средних и высших учебных заведениях при разработке учебных курсов и спецкурсов по политологии, социологии, истории.
Апробация работы. Основные результаты исследования нашли отражение в монографии «Гражданское общество в России: история и современность» (11,3 п. л.), а также в ряде учебных пособий, научных статей и тезисов. Концептуальные идеи диссертации обсуждались на научных конференциях в Тюмени (1986), Москве (1984, 1987), Ижевске (1989), Челябинске (1991), Екатеринбурге (1993, 1994, 1996, 1998, 1999, 2000, 2001), Берлине (1998), Бад-Урахе (ФРГ, 1999). Основные положения и идеи диссертации используются автором при чтении учебных курсов «Политика и культура» и «Политическая психология», спецкурсов «Гражданское общество: идея и социальная реальность» и «Политическая модернизация» для студентов и магистрантов факультета политологии и социологии УрГУ. Диссертация обсуждалась на кафедре социально-политических наук и кафедре истории политических учений факультета политологии и социологии УрГУ и была рекомендована к защите.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии, включающей 381 наименование. Содержание работы изложено на 330 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Гражданское общество в России: история и современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 196 с.
2. Молодежь в условиях российских реформ: эволюция экономических, политических и духовных ориентаций. / Под ред. Когана Л. Н. Екатеринбург: КДМ, УрГУ, 1993. - 122 с. (В соавторстве с Б. Б. Багировым, Л. В. Гениным, В. Г. Поповым).
3. Политическая культура: российский вариант. Челябинск, 1991. - 21 с.
4. Советская федерация или «межэтническая коллективизация»? // Поли-тика и культура: Сб. науч. тр. Екатеринбург, УрГУ, 1990. С. 37-54.
5. Гражданское общество // Бурханов Р. А., Коган Л. Н., Руденкин В. Н. Очерки политической теории. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1994. С. 107-132.
6. Бюрократия в системе властных отношений // Бурханов Р. А., Коган Л. Н., Руденкин В. Н. Очерки политической теории. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1994. С. 83-106.
7. Традиция правового нигилизма в русской политической культуре // Культура и традиции: Сб. научных трудов / Отв. ред. Р. А. Бурханов, В. И. Полищук. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1995. С. 145-157.
8. Лоббизм как политический институт // Бурханов Р. А., Коган Л. Н., Руденкин В. Н. Основы политологии: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997. С. 97-104.
9. Гражданское общество // Бурханов Р. А., Коган Л. Н., Руденкин В. Н. Основы политологии: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997. С. 119-126.
10. Политико-культурные и правовые предпосылки функционирования системы социального партнерства // Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. Часть 1. Екатеринбург, 1999. С. 114-122.
11. Георг Вильгельм Фридрих Гегель о гражданском обществе // Вопросы философии и истории философии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. О. В. Никулина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. С. 59-65.
12. Социальное партнерство в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Вестник Гуманитарного университета: Серия «Право»: Научный альманах / Редкол.: С. С. Алексеев (глав. ред.), С. И. Архипов, В. А. Брызгалин и др. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. № 1 (2). С. 185¬193. (В соавторстве с Н. М. Саликовой).
13. Б. Н. Чичерин о путях установления свободы в обществе // Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений: В III-х ч. Ч. III. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. С. 269-274.
14. Об опыте коммунального самоуправления в ФРГ // Российский федерализм: проблемы и перспективы дальнейшего развития. Екатеринбург, 2001. С. 12-18.
15. Индивидуализация как способ развития личности // Развитие личности: проблемы, поиски, решения / Под ред. А. В. Меренкова. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. С. 25-39.
16. Единство общественных и личных интересов как основа нравственного развития личности // IV Всесоюзные философские чтения молодых ученых «XXVI съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии» (4-8 мая 1984 г.). Вып. III. К. Маркс и современность: философия, социология, идеология. (Тезисы к конференции). М., 1984. С. 81-82.
17. Роль культуры в становлении индивидуальности личности // IV Всесоюзные философские чтения молодых ученых «XXVI съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии» (4-8 мая 1984 г.). Вып. VII. Философия, политика, культура. (Тезисы к конференции). М., 1984. С. 107-109.
18. Роль трудового коллектива в формировании индивидуальности молодого рабочего // Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции «XXVI съезд КПСС, июньский (1983 г.), последующие Пленумы ЦК КПСС и актуальные проблемы формирования достойной смены рабочего класса и колхозного крестьянства». 27-28 марта 1984 г. Секция I. Роль трудовых коллективов в формировании достойной смены рабочего класса и колхозного крестьянства. М., 1984. С. 28-29.
19. Влияние коллективного характера труда на развитие индивидуальности работника // Коллективность, экономическое поведение работника и закон о трудовых коллективах. Тезисы научно-практической конференции. Пермь, 1984. С. 102-103.
20. Формирование индивидуальности советского рабочего // V Уральские социологические чтения. Вып. 2. Уфа, 1984. С. 147-149.
21. Роль образования в становлении индивидуальности личности // Научно-технический прогресс и социальные проблемы трудового коллектива. (Тезисы докладов). Свердловск, 1985. С. 118-119. (В соавторстве с С. Б. Орловым).
22. Человек в системе общественных отношений развитого социализма // Вопросы философии. 1985. № 7. С. 143-144. (В соавторстве с И. В. Коняхиной, С. Г. Чаплыгиной).
23. Культура как фактор ускорения социально-экономического развития страны // XXVII съезд КПСС и актуальные проблемы развития социалистической культуры. Тюмень, 1986. С. 40-41.
24. Духовная культура социалистического общества // Методика проблемного обучения. Методические указания для преподавателей вузов. Вып. IV. Горький, 1986. С. 60-70. (В соавторстве с Л. Н. Коганом).
25. Молодежь и культура // Духовный мир современного человека (Тезисы выступлений участников VII Всесоюзных философских чтений молодых ученых «Человек в современном мире: социально-философские проблемы. Москва, Серебряный Бор, 16-20 мая 1987 г.). М., 1987. С. 19-21.
26. Индивидуальная трудовая деятельность как одна из форм социалистической организации труда // VII Уральские социологические чтения. Перестройка социально-экономической жизни СССР и задачи социологии. Тезисы докладов. Т. I. Ижевск, 1989. С. 23-25.
27. Демократия, рынок и политическая культура // Культура и рынок. Тезисы докладов Международного симпозиума в г. Екатеринбурге 27-30 мая 1994 года. Екатеринбург, 1994. С. 268-270.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ