Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА РИСКА

Работа №103355

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы128
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ТЕРРИТОРИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА РИСКА
1.1. Риск-ориентированный подход в управлении общественной
безопасностью территории
1.2. Социально-демографическая безопасность в системе общественной
безопасности
1.3. Нормативно-правовое регулирование социально-демографической
безопасности
2. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Оценка состояния социально-демографический безопасности
Свердловской области: идентификация угроз
2.2. Система управления социально-демографической безопасностью
региона
3. СОЗДАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО СОВЕТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
3.1. Формулировка концепции проект
3.2. Мобилизация ресурсов
3.3. Реализация проекта
3.4. Мониторинг проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Со все более ускоряющимися темпами развития современного постиндустриального общества меняются технологии, образ жизни, социальные нормы, появляются новые угрозы, и риски. Ученые отмечают, что с производством материальных и социальных благ воспроизводятся и риски. Риски, при этом, по своей природе многообразны, а глобализация сделала весь мир взаимообусловленным. У. Бек назвал такое общество «обществом риска», где с развитием самого общества повышается его рискогенность. Риски существуют практически во всех сферах: экологические и экономические риски, социально­
политические, демографические, и другие. Говоря о защите от новых рисков, т. е. о безопасности общества, подразумевается прежде всего категория общественной безопасности.
Общественная безопасность в настоящее время стоит крайне остро во всех государствах мирового сообщества, и Россия в этом отношении не является исключением. Более того, учитывая беспрецедентные за последние десятилетия попытки оказания давления на нашу страну, а также глобальную эпидемиологическую проблему, нанесшую ущерб российской экономике, можно говорить о том, что Российская Федерация вынуждена рассматривать общественную безопасность как один из важнейших приоритетов государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне. Современная политика российского государства все более четко и последовательно базируется на принципе федерализма как на одной из важнейших основ обеспечения общественной безопасности в рамках Российской Федерации. Результативность использования региональных рычагов в управлении государством является детерминантой
инвестиционной привлекательности регионов и обеспечения высокого качества жизни населения в том или ином регионе либо в стране в целом.
При этом в период, характеризующийся глобальной нестабильностью всех форм общественной жизни мирового сообщества, немаловажное значение приобретают социально-демографические угрозы безопасности российских регионов. Проблема обсуждалась и на высшем уровне системы государственного управления. В конце октября 2020 г. был рассмотрен вопрос о создании рабочей группы по поддержке отдельных регионов, где наблюдается высокая убыль населения1.
Регионы России существенно различаются по самым разным параметрам, прежде всего - по экономическим. Исследователи приводят данные о том, что величина валового регионального продукта субъектов Российской Федерации различается более чем в 300 раз, различие в величине бюджета определяется более чем в 160 раз, а среднедушевые доходы регионов-доноров выше в 5 раз, чем у регионов-реципиентов1 2. Экономика и демография регионов тесно взаимосвязаны. Анализ демографических угроз и разработка мер управленческого воздействия, направленных на их устранение, есть одна из первостепенных задач государственной политики в сфере национальной безопасности России.
Свердловская область является регионом, в котором социально­демографические проблемы связаны с риском возникновения самых разных, чрезвычайно многочисленных, угроз общественной безопасности, а потому обращение к теме настоящего исследования представляет как теоретический, так и практический интерес. Важно на теоретическом уровне разрабатывать основы управления безопасностью регионов, а также анализировать практические шаги, предпринимаемые органами государственной власти в указанном направлении, и предлагать пути решения выявленных проблем управления социально-демографической безопасностью региона.
Степень научной разработанности проблемы. Рассматриваемая проблематика получила широкое, хотя и не исчерпывающее, освещение в научной литературе. Термин «общества риска» был введен в оборот и активно развивался У. Беком и Э. Гидденсом, и в последствии подвергался активным дискуссиям.
Проблема демографической безопасности изучается достаточно активно. Свои работы указанной проблематике посвятили Соболева С. В., Акьюлов Р. И., Рыбаковский Л. Л.
Во многих исследованиях поднимается проблема демографического развития общества в контексте национальной безопасности России - это исследования Черешнева В. А., Татаркина А. И., Куклина А. А. Ученые, придерживаясь различных позиций относительно путей выхода из демографического кризиса, в целом, соглашаются с тем, что в сложившейся демографической ситуации национальная безопасность России находится под угрозой, но эффективность государственного регулирования демографической сферы пока остается невысокой.
Малоразработанными остаются вопросы управления процессами противодействия угрозам демографической безопасности, что актуализирует обращение к теме данного исследования.
Объектом исследования является общественная безопасность региона в условиях общества риска. Предмет исследования - управление социально­демографической безопасностью региона в условиях общества риска.
Цель исследования заключается в изучении социально­демографической безопасности региона в контексте общественной безопасности в условиях общества риска, оценке состояния социально­демографический безопасности и разработке рекомендаций, направленных на совершенствование системы управления социально-демографической безопасностью в Свердловской области.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность риск-ориентированного подхода в управлении общественной безопасностью через призму теории общества риска;
• рассмотреть положение социально-демографической безопасности как самостоятельной компоненты в системе общественной безопасности;
• систематизировать и провести анализ нормативно-правового регулирования социально-демографической и общественной безопасности;
• провести оценку состояния социально-демографический
безопасности Свердловской области через идентификацию угроз;
• рассмотреть систему управления социально-демографической безопасностью региона;
• в целях повышения эффективности обеспечения социально­демографический безопасности Свердловской области предложить на проектной основе Создание Межведомственного совета по обеспечению социально-демографической безопасности Свердловской области.
Методологическая основа. Риск-ориентированный подход, в контексте управления общественной безопасностью, позволил идентифицировать современное региональное пространство как территорию общества риска, а через анализ и учет рисков, определить механизмы управления социально­демографической безопасностью региона. Теоретико-методологическую базу исследования также составили институциональный и правовой подходы, которые позволили определить содержание и составляющие общественной безопасности региона. Теория «срединного региона» позволила описать специфику Свердловской области и определить угрозы для данной территории. В рамках демографического подхода (посредством анализа демографических процессов) определены критерии оценки состояния социально-демографической безопасности региона, это позволило оценить влияние угроз на общественную безопасность региона.
Методы исследования. При решении поставленных в работе задач использованы общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, аналогия, дедукция, индукция, абстракция. Применены также частнонаучные и специальные методы - социально-демографический анализ, анализ статистики, анализ первичной информации, метод половозрастных пирамид, графический метод, метод оценки социально-демографический безопасности. В качестве эмпирического метода сбора информации об управлении региональной безопасностью свердловской области был выбран качественный метод социологического исследования - метод экспертного интервью. В ходе выполнения намеченной программы исследования, а именно проведения интервью, было опрошено 5 экспертов - государственных служащих Министерства общественной безопасности Свердловской области, отвечающих заданным ранее критериям. Для создания практических рекомендаций использовался метод проектирования.
Нормативно-правовая основа исследования. Исследование базируется на обширном нормативно-правовом материале: это Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, прежде всего.
Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, эмпирический материал, содержащийся в монографиях и периодической печати.
Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. Научная новизна исследования заключается уже в самой развернутой постановке проблемы управления социально-демографической
безопасностью региона. На защиту выносятся результаты исследования, которые составляют его научную новизну.
1. Современное общество обладает высокой рискогенностью, то есть является «обществом риска», определенным У. Беком и Э. Гидденсом. Риск- ориентированный подход позволяет проводить идентификацию и анализ текущих и будущих рисков.
2. Общественная безопасность рассмотрена в исследовании как разновидность национальной безопасности. Ввиду отсутствия в законодательстве России определения понятия «общественной безопасности», под последней следует понимать состояние защищенности всех членов социума от противоправных посягательств и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Общественная безопасность выступает интегральным, комплексным показателем безопасности от угроз самого различного вида, в особенности имеющих социальную природу.
3. Социально-демографическая безопасность региона - категория, выступающая в качестве неотъемлемого элемента системы общественной безопасности, представляет собой обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз социального и демографического характера. Системообразующим признаком здесь выступает стратегия управления, цель которой - снизить риски и предотвратить угрозы, направленные против самой основы существования человека и сообщества людей в благоприятной окружающей среде.
4. Важность социально-демографических аспектов безопасности
региона обусловливается наличием различного рода угроз воспроизводства населения. К социальным угрозам относятся неблагоприятные тенденции экономического и культурного развития населения региона. К угрозам демографического характера относятся явления и процессы, способные негативным образом влиять на воспроизводство населения, человеческого капитала, трудовых ресурсов. Система управления социально­
демографической безопасности региона состоит, прежде всего, в совокупности процессов управления, включая мониторинг и прогнозирование, идентификация и нейтрализация рисков.
5. Особенности социально-демографического развития Свердловской области как срединного региона обусловливают наличие значительного количества угроз безопасности региона и требуют особого рассмотрения в управленческом аспекте, разработки и проведения политики, касающейся источников формирования и сохранения численности населения страны.
6. Управление региональной общественной безопасностью - обеспечение устойчивого бескризисного социально-экономического развития регионов России в условиях воздействия внешних и внутренних угроз различной природы. Система управления общественной безопасностью в Свердловской области складывается из ряда взаимодействующих органов государственной власти и институтов гражданского общества, действующих в регионе, важнейшее место среди которых принадлежит Министерству общественной безопасности.
7. Управление социально-демографической безопасностью
Свердловской области целесообразно рассматривать в качестве самостоятельного направления деятельности Министерства общественной безопасности, что предполагает создание специального структурного отделения в рамках рассматриваемой управленческой структуры.
8. Для более полного и комплексного выявления и устранения угроз общественной безопасности региона должна быть поставлена задача создания Межведомственного совета по обеспечению социально­демографической безопасности. Цель создания - консолидация накопленного управленческого опыта, знания текущих и будущих тенденций в социально­демографическом развитии региона для выработки решений для обеспечения общественной безопасности Свердловской области.
Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из реферата, введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В процессе выполнения диссертационного исследования отдельные идеи и тезисы апробировались в форме выступления с докладами , и участия в дискуссиях на различных круглых столах и научно-практических конференциях.
1. Зайцева Е. В., Казанцева А. Е. Демографические угрозы экономической безопасности региона (на примере Свердловской области) // Управление региональным развитием: проблемы, возможности, перспективы развития : сб. стат. по мат. Межд. научн.-практ. конф. с межд. участ. Чебоксары, 02 сентября - 28 ноября 2018 г. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т, 2018. С. 115-124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36522015.
2. Зайцева Е. В., Казанцева А. Е. Распространение субкультуры «АУЕ» как фактор криминализации молодежи // Управленческие механизмы противодействия идеологии экстремизма и терроризма : мат. научн.-практ. конф. Магнитогорск, 20-21 декабря 2018 г. Магнитогорск: Магнитогорский гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова, 2018. С. 21-23. ISBN 978-5-9967-1567-1. URL: http s: //www.elibrary .ru/item.asp?id=37523369.
3. Зайцева Е. В., Казанцева А. Е. Социально-демографическое развитие Свердловской области: сегодня и завтра? // Российский регионы в фокусе перемен: сб. доклад. XIII Межд. конф. Т. 1. Екатеринбург, 15-17 ноября 2018 г. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2019. С. 539-549. ISBN 978-5-8295-0656­8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41164815.
4. Зайцева Е. В., Казанцева А. Е. Роботизация производств как ответ на
демографические вызовы современности (на примере Свердловской области) // Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики : мат. XVI Межд. науч.-практ. конф. молодых ученых. Екатеринбург, 12 марта 2019 г. С. 253-255. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41169686.
5. Зайцева Е. В., Казанцева А. Е. Модели мотивации на рождение детей
// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. 2020. Т. 20. № 3. С. 97-101. URL:
https://doi.org/10.14529/ssh200314.
6. Зайцева Е. В., Казанцева А. Е. Информационное противодействие терроризму и экстремизму в Свердловской области: исторический аспект // Урал индустриальный. Бакунинские чтения : материалы XIV Всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 16-17 ноября 2020 г. : в 2-х томах - Т. 2. - Екатеринбург: ООО Изд-во УМЦ УПИ, 2020. — С. 212-218. URL: http: //hdl. handle.net/10995/94375.
7. Зайцева Е. В., Казанцева А. Е. Формирование человеческого потенциала как результат кластеризации региона посредством модели «четверной спирали» // Конкурентоспособность и развитие социально­экономических систем: материалы 4-й Междунар. науч. конф. памяти акад. А. И. Татаркина 25-26 нояб. 2020 г. / под ред. В. И. Бархатова, Д. С. Бенц. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2020. С. 45-48.
Теоретические и практические результаты данного исследования опубликованы в 7 печатных работах, в том числе в изданиях, входящих в список РИНЦ и ВАК.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на высокую рискогенность современного общества, которое и называют «обществом риска», в котором одновременно с развитием и движением вперед появляются новые риски и усиливаются уже известные риски, их все еще можно предсказать и принять меры к их нивелированию. Риск-ориентированный подход, внедряемый в том числе в механизмах государственного управления, направлен на идентификацию новых рисков, мониторинг и отслеживание уже выявленных рисков, и прежде всего на анализ того, какими действиями эти риски можно свести к минимуму.
В ходе исследования были выполнены поставленные задачи. Нами была раскрыта сущность риск-ориентированного подхода в управлении общественной безопасностью через призму теории общества риска, проведен анализ нормативно-правового регулирования социально-демографической и общественной безопасности. С помощью метода анализа статистических данных и экспертного интервью был составлен перечень угроз социально­демографической безопасности региона. Была также рассмотрена и систематизирована система управления социально-демографической безопасностью региона, и при помощи метода проектирования предложен путь по совершенствованию обеспечения общественной безопасности Свердловской области.
В контексте социально-демографической безопасности концепция общества риска приобретает новый смысл, и помогает раскрыть сущность некоторых из происходящих процессов. Теория У. Бека гласит, что глобализация сделала весь мир взаимообусловленным, взаимосвязанным. Вместе с этим теория демографического перехода помогает объяснить современные общемировые демографические тренды. Демографические политики многих развитых стран направлены на стимулирование рождаемости, поскольку ее сокращение происходит во всем мире - в тех странах, где демографический переход завершился. То же самое происходит и в России, где рождаемость также продолжает тенденцию к падению последние десятилетия. Это, по определению У. Бека, новый глобальный риск, и мы вряд ли сможем нейтрализовать его.
Основная цель политики по стимулированию рождаемости - сбережение народонаселения, сохранение оптимальной половозрастной, этнической и количественной структуры общества. Это также укладывается в рамки понятия социально-демографической безопасности. Однако прийти к этому можно не только путем стимулирования рождаемости, но, и, например, путем сокращения смертности. Именно здесь приобретает особенно важное значение риск-ориентированный подход, который способен помочь системе государственного управления распознать новые, еще не учтенные ранее риски, и на основе этого выстроить эффективную политику по обеспечению безопасности общества.
Сущность социально-демографической безопасности заключается в противодействии социально-демографическим угрозам, как внешним, так и внутренним. С одной стороны, это угрозы обезлюживания, вымирания, депопуляции, нарушения оптимальной территориальной структуры расселения, замещения коренного населения. С другой же стороны, в задачи по обеспечению социально-демографической безопасности входит и формирование достойного человеческого капитала, способного поддерживать необходимый для обеспечения высокого уровня жизни экономический рост.
Главенствующую роль в данной категории играют демографические процессы - воспроизводство народонаселения, сохранение и развитие человеческого капитала. Но невозможно не учитывать другие, социальные процессы, которые также оказывают существенное влияние на процессы воспроизводства населения. Социально-демографическая безопасность при этом является самостоятельной функцией более широкой категории - общественной безопасности.
Благодаря тем факторам, которые придают Свердловской области свойства «срединного региона», область можно охарактеризовать со стороны концепции общества риска. «Срединность» дала региону как преимущества, так и недостатки в социально-демографической сфере. Высокие экологические и техногенные риски, чрезмерная урбанизированность и неравномерная концентрация населения создают новые риски и угрозы развитию региона. Именно поэтому, в условиях общества риска, возрастает необходимость стратегического управления социально-демографической безопасностью региона. Риск-ориентированный подход дает органам власти региона инструменты для идентификации рисков. А создание нового консультативно-совещательного органа позволит вести общую политику по обеспечению социально-демографической безопасности региона.


1. Об информации, информатизации и защите информации
[Электронный ресурс] : федер. закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (с изм. на 29 дек. 2020 г. № 479-ФЗ). - Доступ из справ.-правовой системы
«Консультант Плюс». -
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/.
2. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 // Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/26299.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61 а9717аЬ 0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/.
4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602/.
5. О совете общественной безопасности Свердловской области [Электронный ресурс] : закон Свердл. обл. от 23 июня 1997 г. № 39-ОЗ (утратил силу). - Доступ из справ.-правовой системы «Техэксперт». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/801110859.
6. О признании утратившим силу Областного закона «О Совете
общественной безопасности Свердловской области» [Электронный ресурс] : закон Свердл. обл. от 28 фев. 2019 г. № 11-ОЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «Техэксперт». - Режим доступа:
http://www.docs2.kodeks.ru/document/553208487.
7. Концепция общественной безопасности Свердловской области
[Электронный ресурс] : утв. Губернатором Свердл. обл. 1 июня 2015 года // Официальный сайт Министерства общественной безопасности Свердловской области. - Режим доступа:
https: //security.midural .ru/uploads/document/1025/kontsepts iya.pdf.
8. Реестр угроз общественной безопасности Свердловской области
[Электронный ресурс] : утв. Губер. Свердл. обл., Пред. Совета обществ. безопас. Свердл. обл. Е. В. Куйвашевым 01.06.2015. - Министерство
общественной безопасности Свердловской области. - Режим доступа: http://security. midural.ru/uploads/document/1026/reestr-ugroz.pdf.
9. Об утверждении Положения о Совете общественной безопасности
Свердловской области [Электронный ресурс] : указ Губер. Свердл. обл. от 26 апр. 2019 г. № 216-УГ // Официальный сайт Министерства общественной безопасности Свердловской области. - Режим доступа:
https: //security. midural .ru/uploads/document/1539/216-ug.pdf.
10. Об итогах заседания Совета общественной безопасности Свердловской области от 24 сентября 2019 года по вопросу реализации на территории Свердловской области конституционного права граждан на труд и о принятии необходимых мер, направленных на снижение уровня безработицы и связанных с ней правонарушений [Электронный ресурс] : расп. Губер. Свердл. обл. от 8 ноября 2019 г. № 254-РГ // Официальный сайт Министерства общественной безопасности Свердловской области. - Режим доступа: https://security.midural.ru/uploads/document/1545/254-rg.pdf.
11. О концепции сбережения населения Свердловской области [Электронный ресурс] : пост. Правительства Свердл. обл. от 6 июня 2001 г. № 393-ПП (утратило силу). - Доступ из справ.-правовой системы «Техэксперт». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/801109814.
12. О программе демографического развития Свердловской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] : пост. Правительства Свердл. обл. от 27 авг. 2007 г. № 830-ПП. - Доступ из справ.-правовой системы «Техэксперт». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446491381.
13. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области [Электронный ресурс] : пост. Правительства Свердл. обл. от 4 мая 2010 г. № 706-ПП. - Доступ из справ.-правовой системы «Техэксперт». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/895254442.
14. О Министерстве социальной политики Свердловской области
[Электронный ресурс] : пост. Правительства Свердл. обл. от 12 мая 2012 г. № 485-ПП. - Доступ из справ.-правовой системы «Техэксперт». - Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/453118436.
15. Об утверждении государственной программы Свердловской
области «Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2024 года» [Электронный ресурс] : пост. Правительства Свердл. обл. от 5 апр. 2014 г. № 229-ПП. - Доступ из справ.- правовой системы «Техэксперт». - Режим доступа:
http: //docs.cntd.ru/document/446434763
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ