Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СМЫСЛОВОЕ БУДУЩЕЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Работа №103248

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы26
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность исследования.
В современной науке и социальной практике все большее значение приобретает гуманитарная парадигма. Все большее внимание уделяется изучению сущностных характеристик человека и специфики его бытия. В центре исследований современной психологии находится человек как носитель субъектности и индивидуальной неповторимости, а предметом все чаще выступают глубинные смысловые аспекты индивидуального сознания человека, его активность в освоении и преобразовании мира и собственной жизни.
Жизненный путь представлен в сознании личности в виде смысловой картины мира и собственной жизни. Он имеет пространственно-временную структуру, где время выполняет объединяющую функцию, обеспечивая взаимосвязи между пространственными, событийными характеристиками, а также субъективно воспринимаемыми модусами жизненного пути: прошлым, настоящим и будущим человека. В психологии изучено преобладание определенных временных модусов в картине жизни в зависимости от возраста человека (D. Campbell, 1969; К. Lewin, 1935, 1942; J.-A. Nurmi, 1991; С. Powers, 1992; J.O. Raynor, 1983; Н.Н. Толстых, 1997; Е.И. Головаха, 1984). Для этапа молодости характерна ведущая роль будущего в картине жизненного пути. Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что будущее как модус времени жизни личности изучалось преимущественно с позиций событийного подхода, рассматривающего хронологию и содержание будущих событий (Е.И Головаха, А.А. Кроник 1982-2002), смысловая же представленность будущего, его взаимосвязь с профессиональным самоопределением в картине мира личности до настоящего времени оставались за пределами исследовательских интересов. Хотя регулирующая роль образа будущего по отношению к деятельности человека в настоящем утверждается многими авторами (Н.А. Бернштейн, 1997; Б.Ф. Ломов, 1984; Е.И. Головаха, А.А. Кроник, 2003; В.Ф. Серенкова, 1991). Анализ теоретических и экспери-ментальных исследований позволяет предположить, что психологические особенности и закономерности временных аспектов функционирования будущего отличаются от смысловых.
Смысловые аспекты будущего изучаются в работе с позиций психологии субъективной семантики, которая позволяет глубже проникнуть во внутреннюю систему смыслов личности и воссоздать ее индивидуальное своеобразие. Личность с точки зрения семантического подхода определяется как носитель уникальной картины мира и «микрокосм индивидуальных значений и смыслов» (В.Ф. Петренко, 1997). Психосемантический подход позволяет изучить особенности индивидуальных семантических пространств будущего и смысловых аспектов самоопределения личности в профессии.
В отечественной и зарубежной психологии можно выделить два подхода к определению детерминации жизненного пути личности: в качестве объективных детерминант рассматриваются этапы онтогенетического развития и социально-культурная среда (Б.Г Ананьев, 1968, 1977; Е.И Головаха, А.А. Кроник 1982-2002; Н.А. Логинова, 1975, 1985; Е.Ф. Рыбалко, 1994; Л.В. Куликов, 1997; Э. Эриксон, 1968; П. Жане, 8й. Ви1ег, 1959); субъектная детерминация выделяет в качестве основных факторов активность и творчество личности в организации и преобразовании своей жизни (С.Л. Рубинштейн, 1946; К.А. Абульханова-Славская, 1991, 2001). Субъектный подход к пониманию жизненного пути наиболее продуктивен.
Проявлением субъектности человека является его способность к самоопределению и самореализации в различных жизненных областях. Профессиональная деятельность выступает как одна из ведущих сфер приложения сил и возможностей человека, при этом она характеризуется высокой динамичностью в связи с развитием технологий, социокультурными и экономическими факторами и поэтому требует от человека постоянной работы по самоопределению, разработке творческой модели профессионального пути в течение всей жизни. В этой связи профессиональное самоопределение как проявление субъектности представляет собой не единичный факт выбора, а длительный многоступенчатый динамичный процесс осознания и конструирования личностью индивидуальных ценностей и смыслов будущей или уже выполняемой деятельности. Систематизация теоретических подходов к исследованию данной проблемы показывает, с одной стороны, ее достаточную теоретическую и методическую разработанность, наличие большого количества экспериментальных исследований, с другой стороны, как в теории, так и на практике изучение самоопределения ограничивается этапом оптации (Е.В. Голомшток, 1979; Л.А. Йовайша, 1983; Е.А. Климов, 1970, 1984, 1990; Л.М. Митина, 1997; Н.С. Пряжников, 1996; Б.А. Федоришин, 1988; С.Н. Чистякова, 1987; П.А. Шавир, 1981). При этом остаются малоизученными его смысловые основания и психологические особенности на этапе профессиональной подготовки. Большую значимость и актуальность изучение профессионального самоопределения приобретает в связи с разработкой программ подготовки специалистов помогающих профессий, в особенности, психологов, где формирование смысловой составляющей должно опережать операциональную. Обучение профессии представляет собой не только усвоение информации, но и рассматривается как закономерный этап профессиональной биографии и жизненного пути в целом. В этой связи возникает вопрос о направленности профессионального самоопределения в будущее.
Таким образом, об актуальности и востребованности исследования смысловых аспектов будущего и самоопределения личности на этапе профессиональной подготовки, свидетельствуют значимость данных проблем для социальной практики, с одной стороны, и их недостаточная теоретическая и эмпирическая разработанность, - с другой.
Цель исследования - изучение особенностей смыслового будущего студентов-психологов и установление его взаимосвязи с самоопределением и субъектными характеристиками личности.
Объект исследования - самоопределение личности в профессии как проявление субъектности, представляющее собой длительный ориентированный в будущее динамичный процесс, включающий нахождение и реализацию смыслов.
Предмет исследования - взаимосвязь особенностей будущего и профессионального самоопределения в смысловом пространстве личности студентов-психологов.
Гипотеза исследования: смысловое будущее и профессиональное самоопределение личности характеризуются особенностями сопряженности компонентов и их взаимосвязи с субъектными характеристиками в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора. Это позволяет рассматривать самоопределение как реализацию смыслов и создает возможность целенаправленной работы по формированию смысловой составляющей профессионализма личности.
Цель и гипотеза исследования конкретизировались в следующих задачах:
Теоретические задачи:
1. Систематизировать сравнительно-аналитический обзор основных направлений изучения проблем смыслового будущего и самоопределения личности.
2. Описать и операционализировать феномен смыслового будущего личности.
Методические задачи:
1. Определить возможности метода семантического дифференциала в изучении смысловых аспектов будущего.
2. Разработать процедуру психосемантического анализа структуры субъективных семантических пространств будущего личности.
3. Подобрать методический инструментарий для исследования особенностей профессионального самоопределения личности.
Эмпирические задачи:
1. Исследовать особенности и проанализировать характер взаимосвязи смыслового будущего и профессионального самоопределения студентов- психологов в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора.
2. Выявить особенности субъективных семантических пространств будущего в контексте профессионального самоопределения в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора студентов-психологов.
Прикладной задачей исследования явилась разработка техники конструирования будущего в рамках системы психологического сопровождения профессионализации личности.
Методологической и теоретической основой работы является субъектно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, 1972, 1977; С.Л. Рубинштейн, 1945, 1973, 1989; Б.Г. Ананьев, 1967, 1968, 1977, 1998; А.В. Брушлинский, 1994, 2000), конкретным теоретическим основанием работы выступили кон-цепции психологического времени жизни (К. А. Абульханова-Славская, 1991; М.Р. Гинзбург, 1994, 1996), личностного смысла (Д.А. Леонтьев, 2003); психосемантический подход (Е.Ю. Артемьева, 1999; В.Ф. Петренко, 1988; А.Г. Шмелев, 1893; Ch. Osgood, 1976) и концепция субъектной профессионализации (Н.С. Глуханюк, 2000).
Методы исследования: метод семантического дифференциала, метод свободного самоописания, цветоассоциативный эксперимент, личностные тесты и опросники, методы статистической обработки результатов, в качестве вспомогательного метода был применен контент-анализ.
Методический инструментарий представлен 6-факторным семантическим дифференциалом Ч. Осгуда; опросниками: профессиональной готовности Л.Г. Кабардовой, терминальных ценностей И.Г. Сенина; тестом смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; цветовым тестом отношений А.М. Эткинда
Научная новизна исследования. Впервые осуществлен содержательный анализ и операционализация понятия смыслового будущего, а также проведено его эмпирическое изучение в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов. Определены структуры семантических пространств будущего как модуса жизни личности в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора студента.
Изучен характер взаимосвязи смыслового будущего и профессионального самоопределения с субъектными характеристиками личности на разных этапах профессиональной подготовки и в зависимости от стратегии профессионального выбора.
Теоретическое значение работы состоит в дальнейшем развитии теории психологического времени личности и концепции субъектной профессионализации. Исследование смысловых аспектов самоопределения в профессии, разработка и операционализация понятия смыслового будущего углубляют научные знания о смысловых основаниях профессиональной подготовки.
Практическое значение состоит в том, что по результатам исследования разработаны подходы к конструированию смыслового будущего в процессе подготовки студентов, в контексте психологического сопровождения профессионального развития личности.
Исследовательские данные включены в программы курсов «Психодиагностика» и «Общий психологический практикум».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на международных конференциях «Ломоносов-2004» (Москва, МГУ, 2004), «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2003), всероссийской конференции «Образование в Уральском регионе» (Екатеринбург, 2002), межрегиональных конференциях «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, РГППУ, 2002, 2003), региональной конференции «ЯНПИС-2003» (Пермь, ПГПУ, 2003). По теме исследования опубликовано 25 работ.
Основные положения, результаты и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета в 2001-2004 гг. и кафедры общей психологии и психологии личности Уральского государственного университета им. А.М. Горького в 2004 г.
Апробация результатов осуществлялась в рамках исследовательского проекта «Исследование смыслового будущего в контексте профессионального самоопределения», поддержанного грантом Министерства образования РФ 2003-2004 гг.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Смысловое будущее представляет собой субъективное, личностное отношение и когнитивные представления человека о собственном будущем, являющиеся фрагментом картины мира в смысловой сфере личности. Оно имеет 4-х компонентную структуру и более значимо для студентов, чем прошлое и настоящее.
Структура смыслового будущего личности изменяется от целостности к дифференцированности своих компонентов в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора как результата самоопределения.
2. Структура субъективных семантических пространств будущего студентов психологов изменяется от синкретичности к дифференцированности в зависимости от этапа обучения, а также имеет различия в зависимости от стратегии профессионального выбора как результата самоопределения.
3. Самоопределение личности в профессии представляет собой длительный, ориентированный в будущее, динамичный процесс, имеющий различную феноменологию, активизирующийся при наличии проблемных ситуаций и проявляющийся в различных стратегиях профессионального выбора. Результатом самоопределения личности в профессии на этапе обучения являются 3 типа стратегий профессионального выбора: откладывание выбора, отрицание профессии и принятие профессии.
4. Смысловое будущее личности характеризуется неоднозначностью взаимосвязей с профессиональным самоопределением в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора.
5. Смысловое будущее и самоопределение личности в профессии имеют различный характер взаимосвязей с субъектными характеристиками студентов в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка и приложений. Общий объем работы составляет 192 страницы. Диссертация содержит 11 таблиц, 37 рисунков, 9 приложений. Библиографический список включает 273 наименования, из них 36 - на английском языке.
Работа продолжает линию исследований профессионализации как способа самореализации человека, становления его субъектности, проводимых на кафедре теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Теоретический анализ работ по проблемам смыслового будущего и профессионального самоопределения личности позволил содержательно определить и операционализировать данные понятия.
2. На основании концепций жизненного пути и личностного смысла разработана и эмпирически подтверждена структура смыслового будущего, включающая 4 компонента: аффективный, когнитивный, активностный, целенаправленность жизни.
Установлено, что структура смыслового будущего личности изменяется от целостности к дифференцированности своих компонентов; обнаружены специфические изменения показателей смыслового будущего в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора как результата самоопределения.
Собственное будущее для студентов более значимо, чем прошлое и настоящее. Они склонны воспринимать его позитивно, игнорируя возможные неудачи.
3. В исследовании выявлена процессуальная природа и динамичный характер профессионального самоопределения, как процесса, ориентированного в будущее. Определены его особенности в группах студентов разных этапов обучения и с различными стратегиями профессионального выбора. Установлено, что более интенсивно процесс протекает в сложных, проблемных ситуациях: в период адаптации студентов 1 курса к учебному процессу и в ситуации деструкции ожиданий на 2 курсе, а также в группах студентов со стратегиями откладывания выбора и отрицания профессии.
Выявлены типы стратегий профессионального выбора как результата самоопределения личности на этапе обучения:
- стратегия отодвигания (откладывания) профессионального выбора характеризуется ситуативностью самоопределения в профессии, низкой значимостью учебы, размытостью структуры смыслового будущего;
- стратегия отрицания профессии сопровождается деформацией структуры профессионального самоопределения, признаками когнитивного диссонанса и отрицательным характером взаимосвязей смыслового будущего с профессиональным самоопределением;
- стратегия принятия профессии характеризуется наличием взаимосвязи смыслового будущего со всеми компонентами профессионального самоопределения, значимостью учебы и профессии.
4. Анализ структуры субъективного семантического пространства будущего в контексте самоопределения в общей выборке студентов позволил установить, что отдельные понятия в семантическом пространстве выделяются преимущественно на аффективном уровне, тогда как связи между различными понятиями реализуются на когнитивном.
Выявлено изменение структуры семантического пространства от синкретичности к дифференцированности в зависимости этапа обучения. Обнаружены различия семантических пространств в зависимости от стратегии профессионального выбора как результата самоопределения.
Субъективное семантическое пространство будущего студентов включает учебу, а не профессию как смысловое основание.
5. Установлен сложный, неоднозначный характер взаимосвязей смыслового будущего с профессиональным самоопределением студентов-психологов.
6. Выявлены тенденции взаимосвязи смыслового будущего и профессионального самоопределения с субъектными характеристиками студентов. Для студентов 1 курса характерно преобладание ценностей, выполняющих компенсирующую роль при недостатке знаний и умений; на последующих курсах роль ценностей заметно снижается и возрастает роль осмысленности жизни и интернальности в детерминации смыслового будущего и самоопределения.
7. Результаты исследования позволили определить подходы к разработке техники конструирования будущего с использованием метода психологического сопровождения.
Полученные результаты открывают перспективы изучения смысловых аспектов психологического времени личности в контексте жизненного и профессионального пути.



1. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Феноменология восприятия прошлого, настоящего и будущего студентами-психологами // Инновационные процессы в образовании: Материалы межд. науч.-практ. конф. Челябинск, Челяб. гос. пед. ун-т, 2004. Ч. 3, С. 27-31.
2. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Использование психосемантических методов в исследовании смыслового будущего студентов-психологов // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Материалы межд. науч. конф. Тольятти, Волжск. ун-т им. В.Н. Татищева, 2004. Ч.2, С.40-45.
3. Белова Д.Е. К проблеме психологического сопровождения самоопределения личности в профессии // Психология профессионально-образовательного пространства личности: Сб. науч. ст. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С. 94-95.
4. Белова Д.Е. Самоопределение личности: аксиологические и психологические аспекты // Воспитание духовности: ценностные основы современного образования в России: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С. 84-92.
5. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е., Печеркина А.А. Психологические особенности профессионально-педагогического образования: анализ исследований // Образование и наука: Известия Урал. отделения Рос. акад. образования. 2002. № 3 (15). С.127-139.
Тезисы докладов и выступлений на научных конференциях и семинарах
6. Белова Д.Е. Исследование смыслового будущего студентов-психологов // Ломоносов-2004: Материалы межд. науч. конф. Москва, МГУ, 2004. Т. 3, С.20-21.
7. Белова Д.Е., Меньшенина М.А. Ценностные ориентации студентов-психологов 2 и 4 курсов // Ломоносов-2004: Материалы межд. науч. конф. Москва, МГУ, 2004. Т. 3, С.94-96.
8. Белова Д.Е., Мартьянова Л.С. Метод семантического дифференциала как способ изучения отношения к профессии студентов факультета психологии // Дружининские чтения: Материалы межд. науч. конф. студ. и асп. Сочи, Каф. психологии им. В.Н. Дружинина Сочинск. гос. ун-та туризма и курорт. дела, 2004. С. 107-109.
9. Белова Д.Е., Казанцева Е.В. Осмысленность жизни как составляющая профессиональной деятельности // Дружининские чтения: Материалы межд. науч. конф. студ. и асп. Сочи, Каф. психологии им. В.Н. Дружинина Сочинск. гос. ун-та туризма и курорт. дела, 2004. С. 64-66.
10. Белова Д.Е., Лобанова О.Е. К проблеме исследования смысложизненных ориентаций // Психология сегодня: Материалы 6-й регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. С. 45-49.
11. Белова Д.Е., Меньшенина М.А. Изучение ценностных ориентаций студентов- психологов 2 и 4 курсов РГП11У // Психология сегодня: Материалы 6-й регион. науч.- практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. С. 63-66.
12. Белова Д.Е., Усикова А.В. К проблеме исследования ценностей и ценностных ориентаций студентов-психологов // Психология сегодня: Материалы 6-й регион. науч.- практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. С. 55-59.
13. Белова Д.Е., Ильина Л.Г. Профориентационное исследование учащихся 9-х классов // Психология сегодня: Материалы конференции. Вып. 5. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С.42-47.
14. Белова Д.Е. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения личности // Психология и культура: Тез. докл. Всерос. конф. Рос. психол. о-ва. СПб, С.-Петерб. гос. ун-т, 2003. Т.1. С. 399-401.
15. Белова Д.Е. Проблемы профессионального самоопределения современной молодежи // Психология XXI века: Материалы 6-й межд. науч.-практ. конф. СПб, С.-Петерб. гос. ун-т 2003. С. 275-276.
16. Белова Д.Е. Профессиональное самоопределение и карьера молодежи в современном российском обществе // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Тез. межд. науч.-практ. конф. Балашов, Саратовск. гос. пед. ун-т, 2003. С. 49-51.
17. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Теоретический анализ подходов к изучению профессионального самоопределения в психологии // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Тез. докл. 9-й межрегион. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С. 15-16.
18. Белова Д.Е. Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии // Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС-2003). Пермь, Пермск. гос. пед. ун-т, 2003. С. 10-12.
19. Белова Д.Е., Третьякова О.Н. Диагностика профессиональных склонностей на этапе оптации // Психология сегодня: Материалы конференции. Вып. 5. Екатеринбург, 2003. С. 158-162.
20. Белова Д.Е., Стародубцева Т.Н. Диагностика ценностей будущих абитуриентов факультета психологии (по результатам Дня открытых дверей) // Психология сегодня: Материалы конференции. Вып. 5. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С. 155-158.
21. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Роль профессионального самоопределения в успешной самореализации личности // Психологические и педагогические проблемы само-развития: Тез. всерос. науч.-практ. конф. Киров, вятский гос. пед. ун-т, 2002. Ч. 2, С. 160-162.
22. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Психологическое сопровождение на этапе выбора профессии: на материалах исследования старшеклассников г. В. Пышмы // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез. 2-й науч.-практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. Ч. 2, С. 94-96.
23. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Психологические особенности выбора профессии на стадии оптации // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Тез. 8-й межрегион. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. С. 77-78.
24. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Теоретические подходы к изучению феномена профессионального выбора // Личностно-ориентированное профессиональное образование: Тез. 2-й регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. С. 20-21.
25. Белова Д.Е., Ильина Л.Г. Профориентационное исследование учащихся 9 - 10 классов // Психология сегодня: Материалы конференции. Вып. 4. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. С. 19-22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ