Актуальность исследования.
В современной науке и социальной практике все большее значение приобретает гуманитарная парадигма. Все большее внимание уделяется изучению сущностных характеристик человека и специфики его бытия. В центре исследований современной психологии находится человек как носитель субъектности и индивидуальной неповторимости, а предметом все чаще выступают глубинные смысловые аспекты индивидуального сознания человека, его активность в освоении и преобразовании мира и собственной жизни.
Жизненный путь представлен в сознании личности в виде смысловой картины мира и собственной жизни. Он имеет пространственно-временную структуру, где время выполняет объединяющую функцию, обеспечивая взаимосвязи между пространственными, событийными характеристиками, а также субъективно воспринимаемыми модусами жизненного пути: прошлым, настоящим и будущим человека. В психологии изучено преобладание определенных временных модусов в картине жизни в зависимости от возраста человека (D. Campbell, 1969; К. Lewin, 1935, 1942; J.-A. Nurmi, 1991; С. Powers, 1992; J.O. Raynor, 1983; Н.Н. Толстых, 1997; Е.И. Головаха, 1984). Для этапа молодости характерна ведущая роль будущего в картине жизненного пути. Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что будущее как модус времени жизни личности изучалось преимущественно с позиций событийного подхода, рассматривающего хронологию и содержание будущих событий (Е.И Головаха, А.А. Кроник 1982-2002), смысловая же представленность будущего, его взаимосвязь с профессиональным самоопределением в картине мира личности до настоящего времени оставались за пределами исследовательских интересов. Хотя регулирующая роль образа будущего по отношению к деятельности человека в настоящем утверждается многими авторами (Н.А. Бернштейн, 1997; Б.Ф. Ломов, 1984; Е.И. Головаха, А.А. Кроник, 2003; В.Ф. Серенкова, 1991). Анализ теоретических и экспери-ментальных исследований позволяет предположить, что психологические особенности и закономерности временных аспектов функционирования будущего отличаются от смысловых.
Смысловые аспекты будущего изучаются в работе с позиций психологии субъективной семантики, которая позволяет глубже проникнуть во внутреннюю систему смыслов личности и воссоздать ее индивидуальное своеобразие. Личность с точки зрения семантического подхода определяется как носитель уникальной картины мира и «микрокосм индивидуальных значений и смыслов» (В.Ф. Петренко, 1997). Психосемантический подход позволяет изучить особенности индивидуальных семантических пространств будущего и смысловых аспектов самоопределения личности в профессии.
В отечественной и зарубежной психологии можно выделить два подхода к определению детерминации жизненного пути личности: в качестве объективных детерминант рассматриваются этапы онтогенетического развития и социально-культурная среда (Б.Г Ананьев, 1968, 1977; Е.И Головаха, А.А. Кроник 1982-2002; Н.А. Логинова, 1975, 1985; Е.Ф. Рыбалко, 1994; Л.В. Куликов, 1997; Э. Эриксон, 1968; П. Жане, 8й. Ви1ег, 1959); субъектная детерминация выделяет в качестве основных факторов активность и творчество личности в организации и преобразовании своей жизни (С.Л. Рубинштейн, 1946; К.А. Абульханова-Славская, 1991, 2001). Субъектный подход к пониманию жизненного пути наиболее продуктивен.
Проявлением субъектности человека является его способность к самоопределению и самореализации в различных жизненных областях. Профессиональная деятельность выступает как одна из ведущих сфер приложения сил и возможностей человека, при этом она характеризуется высокой динамичностью в связи с развитием технологий, социокультурными и экономическими факторами и поэтому требует от человека постоянной работы по самоопределению, разработке творческой модели профессионального пути в течение всей жизни. В этой связи профессиональное самоопределение как проявление субъектности представляет собой не единичный факт выбора, а длительный многоступенчатый динамичный процесс осознания и конструирования личностью индивидуальных ценностей и смыслов будущей или уже выполняемой деятельности. Систематизация теоретических подходов к исследованию данной проблемы показывает, с одной стороны, ее достаточную теоретическую и методическую разработанность, наличие большого количества экспериментальных исследований, с другой стороны, как в теории, так и на практике изучение самоопределения ограничивается этапом оптации (Е.В. Голомшток, 1979; Л.А. Йовайша, 1983; Е.А. Климов, 1970, 1984, 1990; Л.М. Митина, 1997; Н.С. Пряжников, 1996; Б.А. Федоришин, 1988; С.Н. Чистякова, 1987; П.А. Шавир, 1981). При этом остаются малоизученными его смысловые основания и психологические особенности на этапе профессиональной подготовки. Большую значимость и актуальность изучение профессионального самоопределения приобретает в связи с разработкой программ подготовки специалистов помогающих профессий, в особенности, психологов, где формирование смысловой составляющей должно опережать операциональную. Обучение профессии представляет собой не только усвоение информации, но и рассматривается как закономерный этап профессиональной биографии и жизненного пути в целом. В этой связи возникает вопрос о направленности профессионального самоопределения в будущее.
Таким образом, об актуальности и востребованности исследования смысловых аспектов будущего и самоопределения личности на этапе профессиональной подготовки, свидетельствуют значимость данных проблем для социальной практики, с одной стороны, и их недостаточная теоретическая и эмпирическая разработанность, - с другой.
Цель исследования - изучение особенностей смыслового будущего студентов-психологов и установление его взаимосвязи с самоопределением и субъектными характеристиками личности.
Объект исследования - самоопределение личности в профессии как проявление субъектности, представляющее собой длительный ориентированный в будущее динамичный процесс, включающий нахождение и реализацию смыслов.
Предмет исследования - взаимосвязь особенностей будущего и профессионального самоопределения в смысловом пространстве личности студентов-психологов.
Гипотеза исследования: смысловое будущее и профессиональное самоопределение личности характеризуются особенностями сопряженности компонентов и их взаимосвязи с субъектными характеристиками в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора. Это позволяет рассматривать самоопределение как реализацию смыслов и создает возможность целенаправленной работы по формированию смысловой составляющей профессионализма личности.
Цель и гипотеза исследования конкретизировались в следующих задачах:
Теоретические задачи:
1. Систематизировать сравнительно-аналитический обзор основных направлений изучения проблем смыслового будущего и самоопределения личности.
2. Описать и операционализировать феномен смыслового будущего личности.
Методические задачи:
1. Определить возможности метода семантического дифференциала в изучении смысловых аспектов будущего.
2. Разработать процедуру психосемантического анализа структуры субъективных семантических пространств будущего личности.
3. Подобрать методический инструментарий для исследования особенностей профессионального самоопределения личности.
Эмпирические задачи:
1. Исследовать особенности и проанализировать характер взаимосвязи смыслового будущего и профессионального самоопределения студентов- психологов в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора.
2. Выявить особенности субъективных семантических пространств будущего в контексте профессионального самоопределения в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора студентов-психологов.
Прикладной задачей исследования явилась разработка техники конструирования будущего в рамках системы психологического сопровождения профессионализации личности.
Методологической и теоретической основой работы является субъектно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, 1972, 1977; С.Л. Рубинштейн, 1945, 1973, 1989; Б.Г. Ананьев, 1967, 1968, 1977, 1998; А.В. Брушлинский, 1994, 2000), конкретным теоретическим основанием работы выступили кон-цепции психологического времени жизни (К. А. Абульханова-Славская, 1991; М.Р. Гинзбург, 1994, 1996), личностного смысла (Д.А. Леонтьев, 2003); психосемантический подход (Е.Ю. Артемьева, 1999; В.Ф. Петренко, 1988; А.Г. Шмелев, 1893; Ch. Osgood, 1976) и концепция субъектной профессионализации (Н.С. Глуханюк, 2000).
Методы исследования: метод семантического дифференциала, метод свободного самоописания, цветоассоциативный эксперимент, личностные тесты и опросники, методы статистической обработки результатов, в качестве вспомогательного метода был применен контент-анализ.
Методический инструментарий представлен 6-факторным семантическим дифференциалом Ч. Осгуда; опросниками: профессиональной готовности Л.Г. Кабардовой, терминальных ценностей И.Г. Сенина; тестом смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; цветовым тестом отношений А.М. Эткинда
Научная новизна исследования. Впервые осуществлен содержательный анализ и операционализация понятия смыслового будущего, а также проведено его эмпирическое изучение в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов. Определены структуры семантических пространств будущего как модуса жизни личности в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора студента.
Изучен характер взаимосвязи смыслового будущего и профессионального самоопределения с субъектными характеристиками личности на разных этапах профессиональной подготовки и в зависимости от стратегии профессионального выбора.
Теоретическое значение работы состоит в дальнейшем развитии теории психологического времени личности и концепции субъектной профессионализации. Исследование смысловых аспектов самоопределения в профессии, разработка и операционализация понятия смыслового будущего углубляют научные знания о смысловых основаниях профессиональной подготовки.
Практическое значение состоит в том, что по результатам исследования разработаны подходы к конструированию смыслового будущего в процессе подготовки студентов, в контексте психологического сопровождения профессионального развития личности.
Исследовательские данные включены в программы курсов «Психодиагностика» и «Общий психологический практикум».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на международных конференциях «Ломоносов-2004» (Москва, МГУ, 2004), «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2003), всероссийской конференции «Образование в Уральском регионе» (Екатеринбург, 2002), межрегиональных конференциях «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, РГППУ, 2002, 2003), региональной конференции «ЯНПИС-2003» (Пермь, ПГПУ, 2003). По теме исследования опубликовано 25 работ.
Основные положения, результаты и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета в 2001-2004 гг. и кафедры общей психологии и психологии личности Уральского государственного университета им. А.М. Горького в 2004 г.
Апробация результатов осуществлялась в рамках исследовательского проекта «Исследование смыслового будущего в контексте профессионального самоопределения», поддержанного грантом Министерства образования РФ 2003-2004 гг.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Смысловое будущее представляет собой субъективное, личностное отношение и когнитивные представления человека о собственном будущем, являющиеся фрагментом картины мира в смысловой сфере личности. Оно имеет 4-х компонентную структуру и более значимо для студентов, чем прошлое и настоящее.
Структура смыслового будущего личности изменяется от целостности к дифференцированности своих компонентов в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора как результата самоопределения.
2. Структура субъективных семантических пространств будущего студентов психологов изменяется от синкретичности к дифференцированности в зависимости от этапа обучения, а также имеет различия в зависимости от стратегии профессионального выбора как результата самоопределения.
3. Самоопределение личности в профессии представляет собой длительный, ориентированный в будущее, динамичный процесс, имеющий различную феноменологию, активизирующийся при наличии проблемных ситуаций и проявляющийся в различных стратегиях профессионального выбора. Результатом самоопределения личности в профессии на этапе обучения являются 3 типа стратегий профессионального выбора: откладывание выбора, отрицание профессии и принятие профессии.
4. Смысловое будущее личности характеризуется неоднозначностью взаимосвязей с профессиональным самоопределением в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора.
5. Смысловое будущее и самоопределение личности в профессии имеют различный характер взаимосвязей с субъектными характеристиками студентов в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка и приложений. Общий объем работы составляет 192 страницы. Диссертация содержит 11 таблиц, 37 рисунков, 9 приложений. Библиографический список включает 273 наименования, из них 36 - на английском языке.
Работа продолжает линию исследований профессионализации как способа самореализации человека, становления его субъектности, проводимых на кафедре теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург).
1. Теоретический анализ работ по проблемам смыслового будущего и профессионального самоопределения личности позволил содержательно определить и операционализировать данные понятия.
2. На основании концепций жизненного пути и личностного смысла разработана и эмпирически подтверждена структура смыслового будущего, включающая 4 компонента: аффективный, когнитивный, активностный, целенаправленность жизни.
Установлено, что структура смыслового будущего личности изменяется от целостности к дифференцированности своих компонентов; обнаружены специфические изменения показателей смыслового будущего в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора как результата самоопределения.
Собственное будущее для студентов более значимо, чем прошлое и настоящее. Они склонны воспринимать его позитивно, игнорируя возможные неудачи.
3. В исследовании выявлена процессуальная природа и динамичный характер профессионального самоопределения, как процесса, ориентированного в будущее. Определены его особенности в группах студентов разных этапов обучения и с различными стратегиями профессионального выбора. Установлено, что более интенсивно процесс протекает в сложных, проблемных ситуациях: в период адаптации студентов 1 курса к учебному процессу и в ситуации деструкции ожиданий на 2 курсе, а также в группах студентов со стратегиями откладывания выбора и отрицания профессии.
Выявлены типы стратегий профессионального выбора как результата самоопределения личности на этапе обучения:
- стратегия отодвигания (откладывания) профессионального выбора характеризуется ситуативностью самоопределения в профессии, низкой значимостью учебы, размытостью структуры смыслового будущего;
- стратегия отрицания профессии сопровождается деформацией структуры профессионального самоопределения, признаками когнитивного диссонанса и отрицательным характером взаимосвязей смыслового будущего с профессиональным самоопределением;
- стратегия принятия профессии характеризуется наличием взаимосвязи смыслового будущего со всеми компонентами профессионального самоопределения, значимостью учебы и профессии.
4. Анализ структуры субъективного семантического пространства будущего в контексте самоопределения в общей выборке студентов позволил установить, что отдельные понятия в семантическом пространстве выделяются преимущественно на аффективном уровне, тогда как связи между различными понятиями реализуются на когнитивном.
Выявлено изменение структуры семантического пространства от синкретичности к дифференцированности в зависимости этапа обучения. Обнаружены различия семантических пространств в зависимости от стратегии профессионального выбора как результата самоопределения.
Субъективное семантическое пространство будущего студентов включает учебу, а не профессию как смысловое основание.
5. Установлен сложный, неоднозначный характер взаимосвязей смыслового будущего с профессиональным самоопределением студентов-психологов.
6. Выявлены тенденции взаимосвязи смыслового будущего и профессионального самоопределения с субъектными характеристиками студентов. Для студентов 1 курса характерно преобладание ценностей, выполняющих компенсирующую роль при недостатке знаний и умений; на последующих курсах роль ценностей заметно снижается и возрастает роль осмысленности жизни и интернальности в детерминации смыслового будущего и самоопределения.
7. Результаты исследования позволили определить подходы к разработке техники конструирования будущего с использованием метода психологического сопровождения.
Полученные результаты открывают перспективы изучения смысловых аспектов психологического времени личности в контексте жизненного и профессионального пути.
1. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Феноменология восприятия прошлого, настоящего и будущего студентами-психологами // Инновационные процессы в образовании: Материалы межд. науч.-практ. конф. Челябинск, Челяб. гос. пед. ун-т, 2004. Ч. 3, С. 27-31.
2. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Использование психосемантических методов в исследовании смыслового будущего студентов-психологов // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Материалы межд. науч. конф. Тольятти, Волжск. ун-т им. В.Н. Татищева, 2004. Ч.2, С.40-45.
3. Белова Д.Е. К проблеме психологического сопровождения самоопределения личности в профессии // Психология профессионально-образовательного пространства личности: Сб. науч. ст. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С. 94-95.
4. Белова Д.Е. Самоопределение личности: аксиологические и психологические аспекты // Воспитание духовности: ценностные основы современного образования в России: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С. 84-92.
5. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е., Печеркина А.А. Психологические особенности профессионально-педагогического образования: анализ исследований // Образование и наука: Известия Урал. отделения Рос. акад. образования. 2002. № 3 (15). С.127-139.
Тезисы докладов и выступлений на научных конференциях и семинарах
6. Белова Д.Е. Исследование смыслового будущего студентов-психологов // Ломоносов-2004: Материалы межд. науч. конф. Москва, МГУ, 2004. Т. 3, С.20-21.
7. Белова Д.Е., Меньшенина М.А. Ценностные ориентации студентов-психологов 2 и 4 курсов // Ломоносов-2004: Материалы межд. науч. конф. Москва, МГУ, 2004. Т. 3, С.94-96.
8. Белова Д.Е., Мартьянова Л.С. Метод семантического дифференциала как способ изучения отношения к профессии студентов факультета психологии // Дружининские чтения: Материалы межд. науч. конф. студ. и асп. Сочи, Каф. психологии им. В.Н. Дружинина Сочинск. гос. ун-та туризма и курорт. дела, 2004. С. 107-109.
9. Белова Д.Е., Казанцева Е.В. Осмысленность жизни как составляющая профессиональной деятельности // Дружининские чтения: Материалы межд. науч. конф. студ. и асп. Сочи, Каф. психологии им. В.Н. Дружинина Сочинск. гос. ун-та туризма и курорт. дела, 2004. С. 64-66.
10. Белова Д.Е., Лобанова О.Е. К проблеме исследования смысложизненных ориентаций // Психология сегодня: Материалы 6-й регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. С. 45-49.
11. Белова Д.Е., Меньшенина М.А. Изучение ценностных ориентаций студентов- психологов 2 и 4 курсов РГП11У // Психология сегодня: Материалы 6-й регион. науч.- практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. С. 63-66.
12. Белова Д.Е., Усикова А.В. К проблеме исследования ценностей и ценностных ориентаций студентов-психологов // Психология сегодня: Материалы 6-й регион. науч.- практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. С. 55-59.
13. Белова Д.Е., Ильина Л.Г. Профориентационное исследование учащихся 9-х классов // Психология сегодня: Материалы конференции. Вып. 5. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С.42-47.
14. Белова Д.Е. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения личности // Психология и культура: Тез. докл. Всерос. конф. Рос. психол. о-ва. СПб, С.-Петерб. гос. ун-т, 2003. Т.1. С. 399-401.
15. Белова Д.Е. Проблемы профессионального самоопределения современной молодежи // Психология XXI века: Материалы 6-й межд. науч.-практ. конф. СПб, С.-Петерб. гос. ун-т 2003. С. 275-276.
16. Белова Д.Е. Профессиональное самоопределение и карьера молодежи в современном российском обществе // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Тез. межд. науч.-практ. конф. Балашов, Саратовск. гос. пед. ун-т, 2003. С. 49-51.
17. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Теоретический анализ подходов к изучению профессионального самоопределения в психологии // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Тез. докл. 9-й межрегион. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С. 15-16.
18. Белова Д.Е. Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии // Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС-2003). Пермь, Пермск. гос. пед. ун-т, 2003. С. 10-12.
19. Белова Д.Е., Третьякова О.Н. Диагностика профессиональных склонностей на этапе оптации // Психология сегодня: Материалы конференции. Вып. 5. Екатеринбург, 2003. С. 158-162.
20. Белова Д.Е., Стародубцева Т.Н. Диагностика ценностей будущих абитуриентов факультета психологии (по результатам Дня открытых дверей) // Психология сегодня: Материалы конференции. Вып. 5. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С. 155-158.
21. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Роль профессионального самоопределения в успешной самореализации личности // Психологические и педагогические проблемы само-развития: Тез. всерос. науч.-практ. конф. Киров, вятский гос. пед. ун-т, 2002. Ч. 2, С. 160-162.
22. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Психологическое сопровождение на этапе выбора профессии: на материалах исследования старшеклассников г. В. Пышмы // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез. 2-й науч.-практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. Ч. 2, С. 94-96.
23. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Психологические особенности выбора профессии на стадии оптации // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Тез. 8-й межрегион. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. С. 77-78.
24. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Теоретические подходы к изучению феномена профессионального выбора // Личностно-ориентированное профессиональное образование: Тез. 2-й регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. С. 20-21.
25. Белова Д.Е., Ильина Л.Г. Профориентационное исследование учащихся 9 - 10 классов // Психология сегодня: Материалы конференции. Вып. 4. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. С. 19-22.