Введение 3
1. Этапы развития детского словаря 4
2. Последовательность усвоения детьми морфологических и синтаксических категорий языка 7
3. Виды детских неологизмов 11
Заключение 14
Список использованных источников 16
Актуальность работы: развитие словаря представляет собой длительный процесс овладения словарным составом родного языка, который был накоплен народом в ходе эволюционного развития. Овладение родным языком в качестве средства и способа общения и познания считается одним из наиболее главных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Процесс обогащения словарного запаса связан с развитием коммуникативных умений детей. Когда речь ребенка богатая и правильная, ему проще формулировать и выражать собственные мысли, для него открываются дополнительные возможности в познании окружающего мира, выстраиваются более содержательные и полноценные отношения с ровесниками и взрослыми людьми, а кроме этого, активнее и продуктивнее идет формирование и развитие психических функций.
Цель работы: изучить формирование речи у детей.
Задачи работы:
1. Определить этапы развития детского словаря.
2. Составить последовательность усвоения детьми морфологических и синтаксических категорий языка.
3. Перечислить виды детских неологизмов, используя классификации разных авторов.
Объект исследования: речевой словарь детей.
Предмет исследования: формирование языковых категорий у детей.
Методы исследования: сбор, анализ и систематизация информации.
Теоретической базой исследования послужили работы Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Н.С. Жуковой и др.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
В процессе развития ребенка его лексический запас обогащается и систематизируется, а слова группируются в семантическое поле. Организация лексической системности и семантических полей имеет тесную взаимосвязь с активным формированием логических операций классификации, сериации, пик развития которых относится к 6-8 годам жизни ребенка. К началу старшего дошкольного возраста при нормальном развитии у детей происходит активное овладение лексикой и иными элементами языка, причем результатом этого является то, что язык, который они усваивают, действительно становится для них родным.
В усвоении морфологических признаков родного языка детьми существует определенная очередность. Вначале происходит усвоение самого типичного, рядового, элементарного, все продуктивные формы в словоизменении, такие как падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам. Единичное, исключительное, то, что нарушает данную систему, часто вытесняется в детской речи. Постепенно, с помощью подражания речи взрослых, и эти речевые элементы перенимаются в целом виде и усваиваются ребенком, что происходит только к школьному возрасту.
Неологизмы, которые продуцируются детьми в раннем возрасте представляют собой не случайные артефакты, а являются результатом применения ими операций, приводящих к формированию правильных форм речи. Они появляются в качестве результата физиологического взаимодействия и внутреннего переструктурирования когнитивных структур, которые оказываются сформированными у детей в конкретном возрасте, но не отражающих еще, из-за отсутствия опыта, всего богатства словообразования родного языка.
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Академия развития, 2019. –358 с.
2. Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмодетство, 2021 г. – 288 с.
3. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. Изд. 9, стереотипное / А.А. Леонтьев. – СПб.: Ленанд, 2019. – 216 с.
4. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / М.И. Лисина под ред. Д.И. Фельдштейна. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Институт практической психологии, 2018. – 316 с.
5. Парамонова, Л.Г. О связной речи / Л.Г. Парамонова. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 128 с.