Введение 16
1 Обзор литературы 18
1.1 Организация профилактических мероприятий в образовательных
учреждениях 18
1.2 Способы оповещения об опасности в высших учебных заведений 18
1.3 Норма укомплектации противопожарного шкафа 19
1.4 Инструкции пожарной безопасности 20
1.5 Правила пожарной безопасности 21
1.6 Действие при возникновении пожара 22
1.7 План эвакуации 22
1.8 План противопожарных мероприятий 23
1.9 План действий при возникновении пожара 23
1.10 Первичные средства тушения пожаров (ПСПТ) 25
1.11 Виды огнетушителей и их классификация 26
1.12 План размещение и содержание первичных средств пожаротушения 30
1.13 Рекомендации для использования огнетушителей 31
2. Объект и методы исследования 34
3. Анализ системы пожарной безопасности на примере учебного
корпуса ТПУ №8 для разработки рекомендаций по повышению уровня пожарной безопасности 37
3.1 Определение расчетного времени эвакуации людей с подвального
помещения учебного корпуса № 8 НИ ТПУ 38
3.2 Разработка рекомендаций по повышению уровня пожарной безопасности в
учебном корпусе 52
4. Раздел «Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и
ресурсосбережения» 57
4.1Затраты на проект. Планирование работ 57
4.2 Планирование научно-исследовательских работ 57
4.2.1 Структура работ в рамках научного исследования 57
4.2.2. Определение трудоемкости выполнения работ 58
4.2.3. Разработка графика проведения научного исследования 59
4.2.4. Бюджет научно-технического исследования (НТИ) 60
4.2.4.1. Расчет материальных затрат НТИ 60
4.2.4.2. Расчет затрат на специальное оборудование для научных
(экспериментальных) работ 61
4.2.4.3. Основная и дополнительная заработная плата исполнителей темы 61
4.2.4.4. Отчисления во внебюджетные фонды (страховые отчисления) 63
4.2.4.5. Накладные расходы 63
4.2.4.6. Формирование бюджета затрат научно-исследовательского проекта... 64
5. Социальная ответственность 65
5.1 Анализ вредных и опасных факторов, которые может создать объект
исследования 66
5.1.1 Шум и вибрация 67
5.1.2 Микроклимат помещения 68
5.1.3 Освещение рабочего места 70
5.2 Опасные и вредные производственные факторы рабочего места 72
5.2.1Анализ электробезопасности 72
5.3 Влияние рабочего места на экологическую безопасность 74
5.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 75
5.4.1 Пожарная опасность 75
5.5 Эргономические требования к рабочему месту 76
Заключение 82
Список публикаций 83
Список используемых источников 84
Приложение 1 85
В образовательных учреждениях различного уровня РФ на сегодняшний день обучается около 30 млн. человек и работает около 7 млн. преподавателей и сотрудников.
Одним из важных мероприятий по реализации государственной политики, направленной на предупреждение пожаров и аварийных ситуаций в образовательных учреждениях явилась программа Минобразования России на 2004-2007 гг. «Безопасность образовательного учреждения». Её выполнение способствовало улучшенному оснащению охранно-пожарным оборудованием, средствами различного рода защиты и пожаротушения.
Однако мероприятия по выполнению требований пожарной безопасности не дадут 100 % уверенности в прекращении пожарной угрозы, так как в 20% возгорания происходят из-за неисправности электрооборудования и электропроводки, а 70% являются человеческим фактором либо преступным деянием должностных лиц, несущих ответственность за пожарную безопасность.
Это подтверждает и статистика проверок противопожарного состояния образовательных учреждений при подготовки к учебному году.
Распространенными нарушения Правил пожарной безопасности на объектах образовательных учреждений является:
• отсутствие первичных средств пожаротушения;
• установленные защитные решетки на окнах и дверях запасных выходов;
• захламленность эвакуационных выходов;
Зачастую преподаватели не имеют практических навыков по эвакуации студентов и применению ПСПТ.
Целью моего исследования является анализ системы пожарной безопасности на примере учебного корпуса ТПУ №8 для разработки рекомендаций по повышению уровня пожарной безопасности учебного корпуса ВУЗа
В задачи исследования входит:
1. Анализимеющиеся системы пожарной безопасности в учебном корпусе №8 НИ ТПУ;
2. Определение расчетного времени эвакуации людей с цокольного этажа учебного корпуса № 8 НИ ТПУ;
3. Определение критической продолжительности пожара;
4. Рекомендация по повышению пожарной безопасности.
В выпускной квалификационной работе будет проведен анализ пожарной безопасности на примере учебного корпуса № 8 НИ ТПУ. В ходе исследования будут высчитан пожарный риск и дальнейшие мероприятия для повышения пожарной безопасности.
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы была выполнена поставленная цель, а именно проведен анализ системы пожарной безопасности на примере учебного корпуса ТПУ №8 для разработки рекомендаций по повышению уровня пожарной безопасности учебного корпуса.
В ходе проделанной работы был проведен:
1. Анализ имеющиеся системы пожарной безопасности в учебном корпусе №8 НИ ТПУ;
2. Определение расчетного времени эвакуации людей с цокольного этажа учебного корпуса ;
3. Определена критическая продолжительность пожара выбранной схемы его развития в результате которого было выяснено, что расчетное время эвакуации больше чем необходимое время ;
4 Рекомендация по повышению пожарной безопасности.
В ходе выполнения выпускной квалифицированной работы, были просчитаны различного рода негативные воздействия на человека находящегося в помещении и предложены рекомендации по снижению и предотвращению воздействия.
Просчитана финансовая эффективность для реализации проекта обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
1. Правила противопожарного режима в Российской Федерации(с изменениями на 17 февраля 2014 года);
2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
3. И.Н. Чернецов, под общей редакцией начальника отдела по организации службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ ГУ по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга М.П. Филиппова "Пожарная безопасность в образовательных учреждениях". Санкт-Петербург2006;
4. Баюнов Юрий Степанович Методическое пособие по обеспечению пожарной безопасности организаций. СПб: ООО "Кварта", 2007-100 с. ISBN 5-85871-193-6;
5. Учебное пособие по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях;
6. Мешалкин Е.А., Шевченко П.М. Библиотека инженера по охране труда, Первичные средства тушения пожаров: пособие для инженера по охране труда -М., 2006.
7. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-889);
8. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Утверждены приказом МЧС РФ от 18.06.03 № 313;
9. Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность: Учеб.- метод. пособие / А.А. Раздорожный. - Москва: Экзамен, 2007. - 512 с;
10. Попов Ю.П. Охрана труда. Учебное пособие / Ю.П.Попов. - М.:
КНОРУС, 2009. - 224 с.
11. Плахов А.М. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / А.М.Плахов.- Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 180 с.