Разработка дидактического материала по теме “Базы данных“ в школьном курсе информатики
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты разработки дидактических материалов для изучения в курсе информатики темы «Базы данных» 5
1.1 Понятие базе данных 5
1.2 Сущность дидактического материала и его роль для обучения учащихся информатике 10
Глава 2 Практические аспекты использования дидактических материалов при изучении на уроках информатики темы «Базы данных» 16
2.1 Анализ образовательных программ по проблеме изучения темы «Базы данных» на уроках информатике 16
2.2 Подбор дидактических материалы для проведения практических занятий 19
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложение 31
Работа носит методический характер.
Есть приложение.
Глава 1 Теоретические аспекты разработки дидактических материалов для изучения в курсе информатики темы «Базы данных» 5
1.1 Понятие базе данных 5
1.2 Сущность дидактического материала и его роль для обучения учащихся информатике 10
Глава 2 Практические аспекты использования дидактических материалов при изучении на уроках информатики темы «Базы данных» 16
2.1 Анализ образовательных программ по проблеме изучения темы «Базы данных» на уроках информатике 16
2.2 Подбор дидактических материалы для проведения практических занятий 19
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложение 31
Работа носит методический характер.
Есть приложение.
Сегодня «Базы данных» стали частью большинства современных информационных систем, которые функционируют на основе их накопления и обработки. Именно поэтому, появляется необходимость познакомить учащихся с данным понятием, и сформировать у них набор знаний, умений и навыков работы, с блоками структурированных данных. Этот вопрос становится одним из ключевых и наиболее сложных современного курса информатики средней школы, и требует особенного отношения при его изучении. В первую очередь это связано с глобальностью понятия «Базы данных», как вида информационных систем. Во вторую очередь – как осуществлять практическое применение программных продуктов обрабатывающих базы данных. Немаловажным является подбор учителем дидактических средств обучения. Дидактические материалы облегчают процесс восприятия и усвоения учащимися изучаемого материала, так как усвоении прикладных тем по информатике, в том числе и темы «Базы данных», базируется на визуальном восприятии материала и практических наглядных примеров, показывающих алгоритм выполнения заданий. В этой связи подбор дидактических материалов для изучения темы «Базы данных» в курсе информатика является актуальной проблемой.
Степень изученности проблемы. Теоретическое обоснование внедрения в учебные программы школ тем связанных с использованием в практической деятельности баз данных выполнил В.Э. Фрейнман. Исследования по методике преподавания раздела «Базы данных» при изучении основ информатики провели И.А. Дудковская, Н.В. Сазонова и другие. Методические указания по обучению технологии работы с базами данных приведены так же в исследованиях А.В. Горячева, М.К. Куликовой, Н.В. Сафроновой и др.
Цель работы – подобрать и описать дидактические материалы для изучения темы «Реляционные базы данных» из программы Информатики для 10-11 классов.
Задачи, исследования:
1) Раскрыть теоретические аспекты разработки дидактических материалов для изучения в курсе информатики темы «Базы данных».
2) Проанализировать образовательные программы по проблеме изучения в курсе информатики темы «Базы данных».
3) Подобрать дидактические материалы для изучения темы «Реляционные базы данных» из программы Информатики для 10-11 классов.
Объект исследования работы – дидактические материалы для проведения уроков.
Предмет исследования – дидактические материалы для изучения темы «Реляционные базы данных» из программы Информатики для 10-11 классов.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников по теме исследования, методы классификации сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – подбор и обоснование дидактических материалов для изучения темы «Реляционные базы данных» из программы Информатики для 10-11 классов.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Степень изученности проблемы. Теоретическое обоснование внедрения в учебные программы школ тем связанных с использованием в практической деятельности баз данных выполнил В.Э. Фрейнман. Исследования по методике преподавания раздела «Базы данных» при изучении основ информатики провели И.А. Дудковская, Н.В. Сазонова и другие. Методические указания по обучению технологии работы с базами данных приведены так же в исследованиях А.В. Горячева, М.К. Куликовой, Н.В. Сафроновой и др.
Цель работы – подобрать и описать дидактические материалы для изучения темы «Реляционные базы данных» из программы Информатики для 10-11 классов.
Задачи, исследования:
1) Раскрыть теоретические аспекты разработки дидактических материалов для изучения в курсе информатики темы «Базы данных».
2) Проанализировать образовательные программы по проблеме изучения в курсе информатики темы «Базы данных».
3) Подобрать дидактические материалы для изучения темы «Реляционные базы данных» из программы Информатики для 10-11 классов.
Объект исследования работы – дидактические материалы для проведения уроков.
Предмет исследования – дидактические материалы для изучения темы «Реляционные базы данных» из программы Информатики для 10-11 классов.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников по теме исследования, методы классификации сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – подбор и обоснование дидактических материалов для изучения темы «Реляционные базы данных» из программы Информатики для 10-11 классов.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Основной целью изучения темы «Базы данных» в школьном курсе информатики является формирование знаний, умений и навыков создания баз данных с помощью компьютера.
Согласно образовательной программе по информатике для учащихся 11 класса УМК И.Г.Семакина, были подобраны дидактические материалы к разделу «Базы данных». В 11-м классе более глубоко рассмотрены вопросы: Базы данных, Системы управления базами данных (СУБД), Иерархичные и сетевые базы данных. Учащиеся осваивают технологии создания таблиц, форм и запросов в приложении Microsoft Office Access. Формирование у учащихся навыков рациональной обработки информации и навыков целенаправленного использования компьютера для решения учебных, творческих и исследовательских задач осуществляется постепенно на протяжении всей темы.
Основные результаты, полученные в ходе проведенного исследования:
1) Рассмотрен вопрос «Теоретические аспекты разработки дидактических материалов».
2) Выполнен анализ документа «Примерная рабочая программа по информатике для 10–11 классов. Углубленный уровень» и выделено содержание раздела информатики «Реляционные базы данных».
3) Разработаны дидактические материалы для текущего контроля результатов обучения.
4) Разработаны дидактические материалы – задачи, предназначенные для освоения материалов раздела информатики «Реляционные базы данных».
5) Разработаны дидактические материалы для проведения компьютерного практикума
6) Разработанные дидактические материалы позволяют изучить тему «Реляционные базы данных» предмета информатики.
Все сказанное позволяет сделать выводы, что поставленные задачи выполнены и цели достигнуты.
Согласно образовательной программе по информатике для учащихся 11 класса УМК И.Г.Семакина, были подобраны дидактические материалы к разделу «Базы данных». В 11-м классе более глубоко рассмотрены вопросы: Базы данных, Системы управления базами данных (СУБД), Иерархичные и сетевые базы данных. Учащиеся осваивают технологии создания таблиц, форм и запросов в приложении Microsoft Office Access. Формирование у учащихся навыков рациональной обработки информации и навыков целенаправленного использования компьютера для решения учебных, творческих и исследовательских задач осуществляется постепенно на протяжении всей темы.
Основные результаты, полученные в ходе проведенного исследования:
1) Рассмотрен вопрос «Теоретические аспекты разработки дидактических материалов».
2) Выполнен анализ документа «Примерная рабочая программа по информатике для 10–11 классов. Углубленный уровень» и выделено содержание раздела информатики «Реляционные базы данных».
3) Разработаны дидактические материалы для текущего контроля результатов обучения.
4) Разработаны дидактические материалы – задачи, предназначенные для освоения материалов раздела информатики «Реляционные базы данных».
5) Разработаны дидактические материалы для проведения компьютерного практикума
6) Разработанные дидактические материалы позволяют изучить тему «Реляционные базы данных» предмета информатики.
Все сказанное позволяет сделать выводы, что поставленные задачи выполнены и цели достигнуты.
Подобные работы
- Системы счисления в школьном курсе информатики (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ИНФОРМАТИКЕ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ОНЛАЙН СЕРВИСОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Учебно-методическое обеспечение для электронного обучения школьников 6 классов по теме «Информационные модели на графах»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Исследование модульного курса «Визуальное программирование» и исследование его влияния на усвоение обучающимися основ объектно-ориентированного программирования
Магистерская диссертация, программирование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Работа с источниками при изучении темы «Крымская война» в школьном курсе истории средней школы
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРОГРАММИРУЕМ НА С++» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2013



