Диссертационная работа посвящена исследованию фатических речевых жанров (далее также ФРЖ), наполняющих педагогический дискурс и определяющих жанровый и культурно-речевой облик текста урока. Базовым для нас является понятие речевого жанра. Отталкиваясь от отечественной теории жанроведения, основы которой заложены М.М.Бахтиным, используем следующее рабочее определение: речевой жанр — это устойчивая вербальная форма речевого намерения, единство свойств формы и содержания, определяемое целью и условиями общения, ориентированное на конкретного адресата в конкретной ситуации (Н.Д. Арутюнова, Г.И. Богин, А. Вежбицка, С. Гайда, К.А. Долинин, Я.Т. Рытникова, В.А. Салимовский, О.Б. Сиротинина, И.А. Стернин, М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелева и др.). Фатическая речь не просто служит средством установления коммуникативного контакта, но и выступает как координационное средство установления особых отношений между говорящим и слушающим. Исследователи подчеркивают непосредственную связь личностной и фатической информации (А.Г. Баранов, И.Н. Борисова, Т.Г. Винокур, М.Н. Кожина, Л.А. Козловская, Л.Н. Мурзин, Т.В. Матвеева, К.Ф. Седов и др.). Именно фатические РЖ выступают как форма презентации языковой личности. В основе противопоставления фатических и информативных жанров лежат такие признаки, как целеполагание, информативность, тональность, особенности композиции, организация ситуации общения. Фатическая коммуникация не предполагает иной цели общения, кроме самого наличия и возможного поддерживания коммуникативной ситуации ( В. В. Дементьев).
Эффективность педагогического общения находится в прямой зависимости от уровня владения учителем фатическими жанрами, которые соответствуют установке на речевой контакт, обеспечивают поддержание с собеседником речевых и социальных отношений, их регулирование (И.А. Стернин, А.А. Мурашов, Л.А.Шкатова). Между тем в педагогической сфере преобладает низкий уровень владения фатическим общением (Л.П.Аксенова, Н.Е. Богуславская, Н.Д.Десяева, Т.К. Донская, Л.Я. Зорина, Т.Р.Коновалова, Г.Ю.Ксензова, Т.А.Ладыженская и др.).
Актуальность темы исследования: изучение фатической составляющей речи современного школьного учителя расширяет лингвистические представления о репертуаре фатических речевых жанров, их функциональных возможностях, коммуникативном потенциале, открывает перспективы разработки профессионально ориентированных интенсивных культурно-речевых технологий.
. Материалдиссертационного исследования — рече-жанровая составляющая педагогического учебного взаимодействия в ситуации школьного урока. Источниками материаластали аудио- и видеозаписи уроков по разным пред-метам, осуществленные нами методом открытой записи. Записи проводились в течении четырех лет (1992-1993; 1999-2002) в средних и старших классах школ № 2, 9, 144, 156, лицее им. Дягилева г. Екатеринбурга. Мы использовали также метод картографирования реплик-высказываний учителей. Картографирование проводилось открытым и скрытым способами. Количество зафиксированных реплик превышает 1 500 единиц без повторений. Отдельно следует отметить, что аудио- и видеозаписи дают возможность извлекать позитивные (с лингво-культурологической точки зрения) образцы, в то время как поток негативного материала получен методом скрытого картографирования. Это говорит о том, что учебная коммуникация предстает как относительно закрытое и потому трудно доступное для наблюдения речекультурное пространство. Реальное состояние учебного диалогического взаимодействия можно исследовать лишь методом включенного наблюдения.
Объект анализа — речежанровое учебно-диалогическое взаимодействие.
Предмет анализа — фатические речевые жанры, зафиксированные в речи школьных учителей и отдельном тексте урока как особым образом организованной целостности.
Цель диссертационного исследования: выявление репертуара, реализации, функций фатических речевых жанров в педагогическом дискурсе и тексте школьного урока.
Данная целевая установка реализуется с помощью решения следующих задач: провести анализ функционирующих в педагогическом дискурсе фатических этикетных речевых жанров (приветствие, прощание, обращение) и жанра специализированного (педагогическое замечание); провести категориально - текстовой анализ фатических речевых жанров.
В работе использованы методы синхронного описательного анализа рече-жанрового материала. В их числе методы лексико-семантического анализа, контекстуального анализа, стилистической интерпретации, культурно-речевой оценки, категориально-текстового функционального анализа.
Проведенное исследование позволило установить репертуар фатических жанров в речи учителя, охарактеризовать жанровые аномалии и лакуны, дающие представление о реальном культурно-речевом состоянии учебного взаимодействия в современной русской общеобразовательной школе, описать текстообразующие функции фатических речевых жанров, выявить контактоустанавливающие механизмы педагогического общения, подойти к проблеме модальности заинтересованности. Все это определило новизну диссертационного исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии идей жанроведения применительно к группе фатических жанров, функционирующих в педагогическом дискурсе и тексте школьного урока.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в учебном университетском курсе «Основы стилистики и культуры речи», в спецкурсах и семинарах по жанроведению и культуре речи учителя. Рече-жанровый материал, представленный в тексте диссертации, может составить основу специализированного словаря для школьных учителей.
Апробация работы. По материалам исследования были прочитаны доклады на научных конференциях в Пензенском государственном педагогическом университете (1998), Уральском государственном педагогическом университете (1996, 2000), Уральском государственном университете (1998, 1999, 2000, 2002), Уральском педагогическом училище (2001). Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры риторики и стилистики русского языка Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Результаты исследования отражены в шести публикациях автора.
Модель исследования. Исследование проходило в несколько этапов. Первые два этапа объединены дискурсивным подходом к РЖ. На первом этапе анализа мы выделили существенные для фатического общения этикетные жанры приветствия, прощания, обращения. Особое внимание было уделено отбору и синтагматике РЖ в дискурсивном пространстве, характеризации стандартных и нестандартных форм выражения типового/ситуативного жанрового содержания.
Предмет второго этапа исследования - педагогические замечания, которые были рассмотрены нами в зависимости от лексических ядерных составляющих. Мы рассмотрели педагогические замечания однословного характера, представляющие собой положительное/отрицательное оценивание учителем учебной деятельности школьников, их поведение, обратили внимание на стереотипные замечания и их развороты, стандартные и нестандартные реализации РЖ замечания. Таким же образом строилось исследование двусловных педагогических замечаний. Материал показал, что отдельной группой педагогических замечаний являются развернутые замечания, в основе которых лежат жанры похвалы, просьбы, приказа, упрека, порицания, вопроса и др.
Третий этап исследования связан с анализом записанного нами методом открытой камеры урока как текста, комбинирующегося из информационных, фатических и информационно-фатических фрагментов. Предмет анализа — фатические речевые жанры в категориально-текстовом аспекте. Мы выявили парадигматическое устройство фатических и информационно-фатических фрагментов текста, установили принципы синтагматики РЖ, описали характер фатического коммуникативного результата, проанализировали роль фатических РЖ в формировании универсальных текстовых категорий, показали, в частности, как фатические РЖ формируют текстовую модальность, попытались вы-явить механизм возникновения модальности заинтересованности.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Список основной использованной литературы включают более 250 наименований. В работе имеется также список использованных справочников и словарей.
1. Черник В.Б. Об этикетной компетенции учителя //Актуальные проблемы культурно-речевого воспитания: Тез. науч.-практ. конф. Екатеринбург: УрГПУ, 1996 . С.75-77.
2. Черник В.Б. Педагогическое общение и проблемы речевого этикета // Актуальные проблемы линвистики в вузе и в школе. Материалы Всероссийской Школы молодых лингвистов. Москва — Пенза: РАН, Пензенск.гос.пед.ун-т, 1998. С.202-203.
3. Черник В.Б. Похвала и порицание как педагогические речевые жанры// Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий. Тез. Всерос. науч.-метод. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. С. 185-187.
4. Черник В.Б. Учительница в классе: речевые и поведенческие стереотипы // Русская женщина —3 . От кухарки до музы: женщина в культуре. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. С.131-135.
5. Черник В.Б. Этикетная рамка урока //Проблемы лингвистического образования школьников: Матер. зональной науч.-практ. конф. Екатеринбург: УрГПУ, 2000 . С. 112-113.
6. Черник В.Б. Забытое искусство слушать// В помощь молодому педагогу. Матер. науч.-практ. конф. МПС. Екатеринбург: УрПУЖД, 2001. С.36-42.