Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока

Работа №103091

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

русский язык

Объем работы26
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Краткое содержание диссертации
Публикации

Диссертационная работа посвящена исследованию фатических речевых жанров (далее также ФРЖ), наполняющих педагогический дискурс и определяющих жанровый и культурно-речевой облик текста урока. Базовым для нас является понятие речевого жанра. Отталкиваясь от отечественной теории жанроведения, основы которой заложены М.М.Бахтиным, используем следующее рабочее определение: речевой жанр — это устойчивая вербальная форма речевого намерения, единство свойств формы и содержания, определяемое целью и условиями общения, ориентированное на конкретного адресата в конкретной ситуации (Н.Д. Арутюнова, Г.И. Богин, А. Вежбицка, С. Гайда, К.А. Долинин, Я.Т. Рытникова, В.А. Салимовский, О.Б. Сиротинина, И.А. Стернин, М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелева и др.). Фатическая речь не просто служит средством установления коммуникативного контакта, но и выступает как координационное средство установления особых отношений между говорящим и слушающим. Исследователи подчеркивают непосредственную связь личностной и фатической информации (А.Г. Баранов, И.Н. Борисова, Т.Г. Винокур, М.Н. Кожина, Л.А. Козловская, Л.Н. Мурзин, Т.В. Матвеева, К.Ф. Седов и др.). Именно фатические РЖ выступают как форма презентации языковой личности. В основе противопоставления фатических и информативных жанров лежат такие признаки, как целеполагание, информативность, тональность, особенности композиции, организация ситуации общения. Фатическая коммуникация не предполагает иной цели общения, кроме самого наличия и возможного поддерживания коммуникативной ситуации ( В. В. Дементьев).
Эффективность педагогического общения находится в прямой зависимости от уровня владения учителем фатическими жанрами, которые соответствуют установке на речевой контакт, обеспечивают поддержание с собеседником речевых и социальных отношений, их регулирование (И.А. Стернин, А.А. Мурашов, Л.А.Шкатова). Между тем в педагогической сфере преобладает низкий уровень владения фатическим общением (Л.П.Аксенова, Н.Е. Богуславская, Н.Д.Десяева, Т.К. Донская, Л.Я. Зорина, Т.Р.Коновалова, Г.Ю.Ксензова, Т.А.Ладыженская и др.).
Актуальность темы исследования: изучение фатической составляющей речи современного школьного учителя расширяет лингвистические представления о репертуаре фатических речевых жанров, их функциональных возможностях, коммуникативном потенциале, открывает перспективы разработки профессионально ориентированных интенсивных культурно-речевых технологий.
. Материалдиссертационного исследования — рече-жанровая составляющая педагогического учебного взаимодействия в ситуации школьного урока. Источниками материаластали аудио- и видеозаписи уроков по разным пред-метам, осуществленные нами методом открытой записи. Записи проводились в течении четырех лет (1992-1993; 1999-2002) в средних и старших классах школ № 2, 9, 144, 156, лицее им. Дягилева г. Екатеринбурга. Мы использовали также метод картографирования реплик-высказываний учителей. Картографирование проводилось открытым и скрытым способами. Количество зафиксированных реплик превышает 1 500 единиц без повторений. Отдельно следует отметить, что аудио- и видеозаписи дают возможность извлекать позитивные (с лингво-культурологической точки зрения) образцы, в то время как поток негативного материала получен методом скрытого картографирования. Это говорит о том, что учебная коммуникация предстает как относительно закрытое и потому трудно доступное для наблюдения речекультурное пространство. Реальное состояние учебного диалогического взаимодействия можно исследовать лишь методом включенного наблюдения.
Объект анализа — речежанровое учебно-диалогическое взаимодействие.
Предмет анализа — фатические речевые жанры, зафиксированные в речи школьных учителей и отдельном тексте урока как особым образом организованной целостности.
Цель диссертационного исследования: выявление репертуара, реализации, функций фатических речевых жанров в педагогическом дискурсе и тексте школьного урока.
Данная целевая установка реализуется с помощью решения следующих задач: провести анализ функционирующих в педагогическом дискурсе фатических этикетных речевых жанров (приветствие, прощание, обращение) и жанра специализированного (педагогическое замечание); провести категориально - текстовой анализ фатических речевых жанров.
В работе использованы методы синхронного описательного анализа рече-жанрового материала. В их числе методы лексико-семантического анализа, контекстуального анализа, стилистической интерпретации, культурно-речевой оценки, категориально-текстового функционального анализа.
Проведенное исследование позволило установить репертуар фатических жанров в речи учителя, охарактеризовать жанровые аномалии и лакуны, дающие представление о реальном культурно-речевом состоянии учебного взаимодействия в современной русской общеобразовательной школе, описать текстообразующие функции фатических речевых жанров, выявить контактоустанавливающие механизмы педагогического общения, подойти к проблеме модальности заинтересованности. Все это определило новизну диссертационного исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии идей жанроведения применительно к группе фатических жанров, функционирующих в педагогическом дискурсе и тексте школьного урока.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в учебном университетском курсе «Основы стилистики и культуры речи», в спецкурсах и семинарах по жанроведению и культуре речи учителя. Рече-жанровый материал, представленный в тексте диссертации, может составить основу специализированного словаря для школьных учителей.
Апробация работы. По материалам исследования были прочитаны доклады на научных конференциях в Пензенском государственном педагогическом университете (1998), Уральском государственном педагогическом университете (1996, 2000), Уральском государственном университете (1998, 1999, 2000, 2002), Уральском педагогическом училище (2001). Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры риторики и стилистики русского языка Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Результаты исследования отражены в шести публикациях автора.
Модель исследования. Исследование проходило в несколько этапов. Первые два этапа объединены дискурсивным подходом к РЖ. На первом этапе анализа мы выделили существенные для фатического общения этикетные жанры приветствия, прощания, обращения. Особое внимание было уделено отбору и синтагматике РЖ в дискурсивном пространстве, характеризации стандартных и нестандартных форм выражения типового/ситуативного жанрового содержания.
Предмет второго этапа исследования - педагогические замечания, которые были рассмотрены нами в зависимости от лексических ядерных составляющих. Мы рассмотрели педагогические замечания однословного характера, представляющие собой положительное/отрицательное оценивание учителем учебной деятельности школьников, их поведение, обратили внимание на стереотипные замечания и их развороты, стандартные и нестандартные реализации РЖ замечания. Таким же образом строилось исследование двусловных педагогических замечаний. Материал показал, что отдельной группой педагогических замечаний являются развернутые замечания, в основе которых лежат жанры похвалы, просьбы, приказа, упрека, порицания, вопроса и др.
Третий этап исследования связан с анализом записанного нами методом открытой камеры урока как текста, комбинирующегося из информационных, фатических и информационно-фатических фрагментов. Предмет анализа — фатические речевые жанры в категориально-текстовом аспекте. Мы выявили парадигматическое устройство фатических и информационно-фатических фрагментов текста, установили принципы синтагматики РЖ, описали характер фатического коммуникативного результата, проанализировали роль фатических РЖ в формировании универсальных текстовых категорий, показали, в частности, как фатические РЖ формируют текстовую модальность, попытались вы-явить механизм возникновения модальности заинтересованности.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Список основной использованной литературы включают более 250 наименований. В работе имеется также список использованных справочников и словарей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Черник В.Б. Об этикетной компетенции учителя //Актуальные проблемы культурно-речевого воспитания: Тез. науч.-практ. конф. Екатеринбург: УрГПУ, 1996 . С.75-77.
2. Черник В.Б. Педагогическое общение и проблемы речевого этикета // Актуальные проблемы линвистики в вузе и в школе. Материалы Всероссийской Школы молодых лингвистов. Москва — Пенза: РАН, Пензенск.гос.пед.ун-т, 1998. С.202-203.
3. Черник В.Б. Похвала и порицание как педагогические речевые жанры// Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий. Тез. Всерос. науч.-метод. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. С. 185-187.
4. Черник В.Б. Учительница в классе: речевые и поведенческие стереотипы // Русская женщина —3 . От кухарки до музы: женщина в культуре. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. С.131-135.
5. Черник В.Б. Этикетная рамка урока //Проблемы лингвистического образования школьников: Матер. зональной науч.-практ. конф. Екатеринбург: УрГПУ, 2000 . С. 112-113.
6. Черник В.Б. Забытое искусство слушать// В помощь молодому педагогу. Матер. науч.-практ. конф. МПС. Екатеринбург: УрПУЖД, 2001. С.36-42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ