Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ Х1Х В

Работа №103044

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы24
Год сдачи2003
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы. Условием политического, экономического, национального развития государства является духовное возрождение нации, непременным признаком которого выступает самоопределение личности, ее нравственный, культурный, интеллектуальный потенциал. В силу этого одним из главных направлений преобразовательной политики правительства становится модернизация образовательной системы, и прежде всего высшей школы.
Ретроспективный взгляд на развитие высшего образования, обращение к истокам его становления призвано способствовать не только качественному поиску адекватных способов реформирования системы высшего образования Российской Федерации, но и осознанию взаимосвязи между правительственным образовательным курсом и реализацией намеченных планов по реорганизации общества.
Образовательная политика представляет собой определенным образом мотивируемую и организационную деятельность государства, направленную на сферу образования. Рассматривая эволюцию высшей школы как единый диалектический процесс, необходимо обобщить разрозненные факты и события истории становления государственного управления высшей школой. В этом плане особую значимость приобретает изучение проблемы формирования академической политики правительства в первой четверти Х1Х столетия.
Комплексное исследование образовательной политики российского правительства на основе современных концептуальных подходов позволяет воссоздать целостную картину процесса становления системы высшего образования в первой четверти Х1Х в. С одной стороны, многоаспектное изучение становления отечественной высшей школы возможно лишь в контексте осмысления социокультурного развития России, а с другой, - его исследование будет способствовать более глубокому постижению особенностей социокультурных процессов российской модернизации. Этими факторами обусловливается научная и общественная актуальность изучения политики правительства Александра I в сфере высшего образования.
Объектом диссертационного исследования стала система высшего образования в России в первой четверти Х1Х в.
Предмет исследования - политика российского правительства в области высшего образования в первой четверти Х1Х в., положившая начало формированию системы высших учебных заведений России.
Хронологические рамки исследования охватывают период правления Александра I (1801-1825 гг.). Диссертация посвящена сложному и неоднозначному этапу истории высшего образования в России. Образовательная политика правительства являлась отражением общего характера проводимых в первой четверти Х1Х в. реформ. Именно этот период можно расценивать как формирование системы высшего образования в России и выработки академической политики правительства по отношению к высшей школе в целом.
Географические рамки исследования охватывают территорию России 1801-1825 гг., центральные, западные, восточные и южные регионы европейской части страны, ставшие образовательными и культурными центрами.
Степень изученности проблемы. Историография высшей школы России первой четверти Х1Х в. представлена прежде всего работами исследователей дореволюционного периода. Основу всего массива трудов по данной проблематике составляют юбилейные издания (монографии, сборники статей, биографические словари преподавателей и др.), приуроченные преимущественно к столетию учебных заведений . Ценность юбилейных изданий, написанных на основе архивных материалов, заключается в том, что впервые был собран и обобщен материал по истории целого ряда высших учебных заведений России.
Во второй половине Х1Х в. в рамках университетской реформы появились первые обобщающие исследования правительственной политики в сфере высшего образования . Рассмотрение истории университетов в контексте общественного развития побуждало авторов обращаться к изучению официальных правительственных документов, вошедших в сборники законов, и архивных материалов, разбросанных по университетским канцеляриям. Университетский вопрос во второй половине Х1Х в. оказался в центре внимания не только официальных правительственных кругов, но и широкой общественности . Подавляющее большинство работ историков данного периода, претендовавших на глубокое исследование состояния высшего образования в России первой четверти Х1Х в., по-прежнему носили описательный характер, а потому, на наш взгляд, представляют научную ценность прежде всего в плане создания богатой фактологической базы для изучения истории первых высших учебных заведений страны.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. появились работы, авторы которых пытались осуществить всестороннее исследование проблемы становления в России системы образования . Однако в отношении высшей школы они ограничивались анализом отдельных аспектов деятельности университетов, преимущественно русских, не затрагивая вопросы становления высшего профессионального образования в России. Особое место в ряду этой литературы занимает двухтомный труд С. В. Рождественского «Исторический обзор деятельности МНП за сто лет (1802-1902 гг.)», содержащий комментарии к основным законодательным и нормативным актам, регулировавшим деятельность учебных заведений от низшего до высшего звена. В работе представлена трактовка официального курса академической политики российского правительства в Х1Х-ХХ вв. с умеренно-либеральных позиций. В дореволюционной историографии предметом осмысления являлся и вопрос об изменении образовательного курса правительства. Большинство авторов, специально занимавшихся этой проблемой, сходятся во мнении, что поворот в политическом курсе конца 1810-х - 1820-х гг. крайне негативно отразился на образовательной политике и ее результатах.
В дореволюционной историографии образовательная политика российского правительства в первой четверти Х1Х в. рассматривалась преимущественно в рамках деятельности Министерства народного просвещения. Большинство изданных работ носило описательный характер, но систематизация значительного количества официальных документов, введение в научный оборот архивных материалов по истории высшей школы обусловливает их определенную ценность.
В советской историографии была продолжена традиция написания работ по истории высших учебных заведений в связи с их юбилейными датами . В юбилейных изданиях явно доминировал материал по истории учебных заведений в советский период их существования, который оценивался позитивно. В то же время начальный период развития высшего образования рассматривался обзорно, на фактологическом уровне, на основе использования материала работ историков Х1Х в., скорректированного с учетом приоритетов и оценок советской историографии.
Долгое время слабо изученным в отечественной историографии оставался вопрос о лицеях (за исключением Царскосельского, в связи с исследованием пушкинской проблематики) и Училищах Высших наук, что вносило путаницу в определение статуса этих специфических типов учебных заведений. Специальные работы, посвященные истории других учебных заведений университетского типа, в советской исторической литературе практически отсутствовали.
По-прежнему мало привлекали внимание советских историков и проблемы высшего технического образования. Исследования в области высшего специального образования были посвящены либо частным проблемам истории высших учебных заведений, либо более позднему периоду, лишь вскользь затрагивая начальный этап их существования, либо носили обзорный характер.
Специальные работы по исследованию академической политики самодержавия были посвящены истории низшего и среднего образования или университетам второй половины Х1Х в. и рубежа Х1Х-ХХ вв., когда их влияние на ход общественного развития стало очевидным фактом ; общая оценка правительственной политики базировалась на классовом подходе. Рассматривая в целом позитивно образовательную политику правительства Александра I, советские историки характеризовали изменение политического курса правительства в конце 1810-х - начале 1820-х гг., в том числе в сфере образования, как переход к реакции.
Как в дореволюционной, так и в советской историографии определенный интерес для изучения истории высшего образования представляют аналитические статьи в энциклопедических изданиях , а также работы, посвященные становлению университетских кафедр, развитию отдельных отраслей науки и деятельности наиболее ярких представителей отечественной высшей школы начала Х1Х в. Они содержат интересный материал по эволюции научной мысли России за длительный период, характеристику научной деятельности университетских преподавателей, перечень их научных трудов. Вместе с тем вопросы формирования профессорско-преподавательских кадров, контингента слушателей высшей школы, юридического и материального положения как преподавателей, так и студентов в рассматриваемый нами период не стали предметом специального изучения.
Современная историография проблемы характеризуется выходом в свет монографий , а также многочисленных публикаций на страницах специальных журналов , содержание которых свидетельствует о том, что на рубеже ХХ-ХХ1 веков отчетливо обозначился интерес исследователей к истории высшего образования. Расширяется проблематика работ, появляются специальные труды, посвященные истории высшего образования в отдельных регионах России, профессиональному, женскому образованию, истории университетов, становлению системы аттестации научно-педагогических кадров . Последнее десятилетие ХХ в. ознаменовалось интересом к историко-антропологическому аспекту проблемы, исследованию личностного фактора в правительственной образовательной политике, персонального вклада отдельных государственных деятелей в ее разработку и осуществление.
В 1980-1990-е гг. следствием реформирования системы образования и появления множества инновационных идей в педагогике, сопровождавшихся поиском новых организационных форм образовательных учреждений, стало пробуждение интереса к истории элитных учебных заведений, в том числе лицеев. В работе А.И. Авруса, посвященной истории российских университетов, интересующий нас период рассматривается обзорно и ограничивается характеристикой деятельности только русских университетов. Авторам обобщающего труда, в основе которого лежит отраслевой принцип рассмотрения истории высших учебных заведений, не удалось преодолеть недостатки коллективных работ предшествующих лет и создать целостное видение процесса становления и развития высшего образования в России.
Таким образом, анализ состояния историографии проблемы показывает, что политика правительства в сфере высшего образования в первой четверти Х1Х в. еще не стала предметом специального исследования. Это определяет настоятельную необходимость создания комплексного труда, предполагающего всестороннее изучение ее принципиальных основ, содержания предпринимаемых мер, хода, методов и механизма их осуществления, результатов. Историография темы показывает, что становление высшего образования в России в первой четверти Х1Х в. как единой системы также остается малоисследованным вопросом.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение процесса разработки концептуальных и правовых основ политики правительства России в сфере высшего образования в первой четверти Х1Х в., а также хода и результатов ее осуществления.
Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
• проанализировать социально-экономические, политические и
культурные предпосылки становления системы высшего образования в России в первой четверти Х1Х в.;
• выявить мотивы и цели деятельности правительства в области высшего образования;
• проанализировать разработку нормативно-правовой базы высших учебных заведений, а также политики правительства в сфере высшего образования;
• проанализировать процесс формирования сети высших учебных заведений, выявить и охарактеризовать их типы и механизм функционирования на данном этапе;
• исследовать систему управления высшей школой;
• изучить политику формирования профессорско-преподавательского корпуса высшей школы и результаты ее осуществления к концу первой четверти Х1Х в.;
• провести исследование студенческого контингента высших учебных заведений.
За пределами исследования остались проблемы развития религиозного образования в России в рассматриваемый период, лишь отчасти мы касаемся проблем педагогического и научного процесса в высшей школе; эти темы, по нашему убеждению, требует специального исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методология предпринятого нами исследования базируется на концепции модернизации. Теория модернизации не может претендовать на универсализм, но в то же время она обладает немалым исследовательским потенциалом, помогает раскрыть динамические аспекты исторического процесса.
Методологическая основа исследования предопределила и отбор соответствующих научных методов: были использованы общенаучные (анализ, синтез, обобщение, аналогия, индукция, дедукция), специально-исторические (генетический, типологический, периодизации, сравнительно-исторический, описательный, биографический, системно-структурный) и междисциплинарные (статистический, историко-психологический) методы.
Источниковая база диссертации. Источниковую основу исследования составили как опубликованные, так и неопубликованные документы. Основной фактический материал был почерпнут из фондов 3 центральных архивов. Весь комплекс источников, привлеченных для работы над диссертацией, можно подразделить на группы.
Первую группу составили правовые источники. Центральное место среди них занимают законодательные и нормативные акты (Положения и уставы учебных заведений, распоряжения правительства, Правила для учащихся). Анализ нормативно-правовой базы высшей школы позволил охарактеризовать законотворческую деятельность правительства в сфере высшего образования, выявить основные элементы структурной организации высшей школы как политического института общества на стадии его становления, определить правовой статус преподавателей и студентов, а также проследить эволюцию юридического статуса ряда учебных заведений. В работе были использованы ведомственные циркуляры по оперативному руководству высшими учебными заведениями. Материалы, содержащиеся в Сборниках постановлений и распоряжений по Министерству народного просвещения, позволили соотнести первоначальные замыслы и реальные практические шаги правительства по формированию высшей школы России и тем самым способствовали более глубокому осмыслению образовательной политики государства в первой четверти Х1Х в.
Особое место в источниковой базе занимает следующая группа документов — делопроизводственная документация (донесения о результатах аттестации учащихся и преподавателей, сведения о кадровых перемещениях, различного рода инструкции академическим чиновникам, переписка между министерствами, ведомствами и администрацией вузов по частным вопросам и др.). Данные материалы помогли сформировать представление о реальных проблемах в деле реформирования российского высшего образования и направлениях поиска путей их разрешения, позволили оценить личную инициативу отдельных чиновников и степень эффективности принимаемых мер, определить стимулирующие и тормозящие факторы в развитии высшей школы, отразившиеся на темпах хода реформы и ее результатах. Доклады и конфиденциальные записки (сановников, общественных деятелей, ученых) не только отражают состояние дел в высших учебных заведениях в определенный период и вскрывают проблемы, возникавшие в ходе реализации реформы, но и позволяют оценить личный вклад их авторов в создание и развитие системы отечественного высшего образования.
Ценным дополнением к делопроизводственным материалам по истории конкретных учебных заведений являются ежегодные отчеты попечителей учебных округов, которые, начиная с 1805 г., регулярно поступали в МНП. Недостатком их на данном этапе было отсутствие единой структуры документа, вследствие чего обнаруживается фрагментарность сведений о некоторых аспектах жизнедеятельности учебных заведений. Несмотря на указанный недостаток, отчеты обладают большим информационно-статистическим потенциалом. Анализ данных формулярных списков профессорско-преподавательского состава дал возможность уточнить и дополнить данные о чиновниках высшей школы, почерпнутые из опубликованной литературы по истории высшего образования. При изучении финансовой стороны деятельности правительства наряду с изучением штатов высших учебных заведений рассматривались финансовые отчеты. Содержащиеся в них сведения позволили определить основные источники финансовых поступлений на развитие образовательных учреждений, оценить оперативность действий Правлений по распоряжению денежными средствами и формированию учебно-вспомогательных учреждений, выявить истинное материальное положение преподавателей и студентов и т.д.
Делопроизводственные материалы хранятся главным образом в фондах Департамента народного просвещения (РГИА. Ф. 733, 744, 732), попечителей учебных округов (РГИА. Ф. 733, ЛГИА. Ф. 13, 14, 139), а также в фондах Департаментов различных ведомств (РГИА. Ф. 37, 159, 204, 379, 1297; ЛГИА. Ф. 381, 963). Крайне мало сведений сохранилось в фондах РГВИА о начальной истории военно-технических учебных заведений.
Статистические материалы по истории вузов данного периода составляют незначительную по объему группу источников. Опубликованные статистические материалы приводят лишь сведения о количестве учащихся и (или) выпускников некоторых учебных заведений; такие данные содержатся, например, в памятных книжках, в приложениях к юбилейным изданиям , а также в немногочисленных специальных изданиях . Статистические данные о количественном составе преподавательских кадров можно почерпнуть только из вузовских отчетов отдельных учебных учреждений. На основе использования статистического материала, впервые в отечественной историографии была предпринята попытка создания сводной таблицы по количественному составу учащихся высших учебных заведений всех типов. Данные таблицы позволили выявить динамику происходивших изменений в количественном составе студентов на протяжении всей первой четверти Х1Х в.
Следующую группу составили источники личного происхождения: воспоминания современников , частные письма государственных и общественных деятелей . Воспоминания студентов за редким исключением носят односторонний характер, так как главным образом содержат сведения о преподавателях вузов. Имевшаяся в нашем распоряжении эпистолярная литература представлена единичными письмами государственных чиновников. Сведения, содержащиеся в них, говорят о неоднозначности подходов к проблемам реформирования высшего образования со стороны государственных чиновников.
Таким образом, исследование политики российского правительства в отношении высшей школы и процесса формирования ее системы в первой четверти Х1Х в. построено на привлечении всего многообразия документального комплекса источников официального и личного происхождения по проблеме.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа широкого круга источников официального и личного происхождения впервые в отечественной историографии проведено комплексное исследование государственной академической политики самодержавия в первой четверти Х1Х в. В работе также рассмотрен процесс формирования системы высшей школы России, уточнена и обоснована типология высших учебных заведений в период ее становления. Предметом специального изучения впервые стали вопросы финансирования реформы высшего образования в указанный период, становление профессорско- преподавательского корпуса, формирование студенчества как особой социальной категории, его правовой статус и социальный облик. Некоторые виды источников введены в научный оборот, другие - впервые использованы в полном объеме.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в исследованиях по истории России первой четверти Х1Х столетия, истории народного образования данного периода, что позволяет включать материалы настоящего исследования в общие и специальные курсы отечественной истории и истории педагогики. Выводы и положения диссертации могут быть использованы в процессе реформирования системы высшего образования на современном этапе, учтены при создании университетских комплексов.
Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в публикациях автора и в выступлениях на российских и международных научных конференциях в гг. Санкт-Петербурге (1993, 2002 гг.), Екатеринбурге (1993, 2000, 2002 гг.), Ярославле (1994 г.), Нижнем Тагиле (1993, 2002 гг.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении диссертации изложены основные выводы исследования.
Автор отмечает, что высшая школа России в первой четверти Х1Х в., оказавшись в центре социально-экономических, общественно-политических и культурных процессов, порожденных потребностями модернизации российского общества, превращалась в важный социокультурный институт государственного механизма.
Главным достижением образовательной политики российского правительства в первой четверти Х1Х в. явилось формирование системы народного образования, важнейшим звеном которого была высшая школа. Система высшей школы была представлена несколькими типами высших учебных заведений, специфика которых была обусловлена как общими, так и сословными приоритетами социальной политики правительства, ведомственными интересами и профессиональной направленностью учебных заведений. Ведущее место в системе высшего образования принадлежало университетам как наиболее представительным по научно-педагогическому потенциалу и численности профессорско- преподавательского корпуса. К концу первой четверти Х1Х столетия в стране насчитывалось 6 университетов, 8 учебных заведений университетского типа, 3 технических, 2 военно-технических учебных заведения и 2 отделения Медико-хирургической академии. Большинство высших учебных заведений было расположено в европейской части России, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.
В результате целенаправленной политики правительства была сформирована нормативно-правовая база высших учебных заведений, создан механизм их функционирования, складывалась система управления и финансирования высшей школы. Становление системы высшего образования сопровождалось решением двух взаимосвязанных задач по формированию профессорско-преподавательского корпуса и студенческого контингента высших учебных заведений. Был определен их правовой статус, складывался социокультурный облик вузовского преподавателя и студента, вырабатывались содержание и стиль профессиональный деятельности педагога высшей школы.
В образовательной политике в первой четверти Х1Х в. отчетливо просматриваются два этапа, различающиеся идеологией и приоритетами правительственного курса. Если на первом этапе доминировали либеральные установки и практические меры в его реализации, то на рубеже 1810-1820-х гг. произошел поворот к консервативной концепции руководства высшей школой. Сословно-охранительная направленность правительственного академического курса снизила темпы и скорректировала характер реформирования высшей школы, сохранив в неприкосновенности его главные задачи.
Создание системы высшего образования позволило осуществлять подготовку квалифицированных кадров для всех сфер народного хозяйства и государственной жизни России в интересах дальнейшего национального развития.



1. Кукушкина Г.В. Лицей как особый тип учебных заведений в России Х1Х в. (Тезисы докладов 2-й городской научно-практической конференции УНПК.) //Условия и средства развития творческих способностей студентов и учащихся. Нижний Тагил, 1993. С. 106-107.
2. Кукушкина Г.В. Политика правительства по формированию
профессорско-преподавательского корпуса высших учебных заведений в I четверти Х1Х века. //Высшее образование в России: история, перспективы, проблемы. Тезисы докладов международной научной конференции. Вып. 1. Ярославль, 1994. С. 94-96.
3. Кукушкина Г.В. Проблема преемственности среднего и высшего образования в первой четверти XIX в. //Научно-теоретические основы непрерывного исторического образования. Шестые всероссийские историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 2002. С.118-121.
4. Кукушкина Г.В. К вопросу о правовом статусе студенчества России первой четверти XIX в. //Ученые записки НТГПИ. Т.2. Ч.2. Общественные науки. Нижний Тагил, 2002. С. 22-28.
5. Кукушкина Г.В. Политика правительства Александра I в сфере высшего образования //Взаимодействие личности, образования и общества в России в изменяющихся социокультурных условиях. Межвузовский сборник научных трудов: В 2 ч. Ч.1. (Под общ. ред. И.С. Урсу.) — Санкт- Петербург, ЛОИРО, 2002. С.52-55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ