Административная ответственность должностных лиц
|
Введение 3
1. Юридическая природа административной ответственности должностных лиц 6
1.1 Понятие, основания и субъекты административной ответственности 6
1.2 Признаки субъектов административных правонарушений, подлежащих административной ответственности как должностные лица 16
2. Основания и условия административной ответственности должностных лиц 25
2.1 Основания административной ответственности должностных лиц 25
2.2 Специальные условия наступления административной ответственности, предусмотренной для должностных лиц 39
Заключение 50
Список использованных источников 53
Работа сдана на «хорошо», уровень оригинальности по антиплагиат.ру 80%
1. Юридическая природа административной ответственности должностных лиц 6
1.1 Понятие, основания и субъекты административной ответственности 6
1.2 Признаки субъектов административных правонарушений, подлежащих административной ответственности как должностные лица 16
2. Основания и условия административной ответственности должностных лиц 25
2.1 Основания административной ответственности должностных лиц 25
2.2 Специальные условия наступления административной ответственности, предусмотренной для должностных лиц 39
Заключение 50
Список использованных источников 53
Работа сдана на «хорошо», уровень оригинальности по антиплагиат.ру 80%
Актуальность работы обусловлена непреходящей важностью и дискуссионностью вопросов правового регулирования института административной ответственности в современных условиях развития России и гражданского общества РФ. Происходящие сегодня изменения в социально-экономической и политической сферах требуют пересмотра определенных законодательных норм, в частности, тех, которые регулируют действующие общественные отношения, где особенно выделена сфера государственного управления. А важной задачей является обеспечение согласованной и упорядоченной деятельности всех звеньев, составляющих определенную организацию.
Административная ответственность является надежным механизмом обеспечения соблюдения законности в деятельности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые играют важную роль для развития общества и государства. В связи с этим понятно, почему выбранная тема исследования, вызывает огромный интерес современных исследователей к исследованию проблем административно-правового регулирования ответственности именно должностных лиц.
В настоящее время административная ответственность, выступая в качестве одного из важных элементов для реагирования на административные правонарушение, все же не выполняет задачи, поставленные перед ней. Следовательно, есть необходимость в дальнейшем совершенствовании института административной ответственности в целом, и должностных лиц в частности.
Теория административного права характеризуется наличием множеством исследований, посвященных непосредственно понятию административной ответственности должностного лица, поскольку законодатель, несмотря на более 20 правок, внесенных в определение, закрепленное в примечании к ст. 2.4 КоАП, РФ, не сформулировал универсальное понятие должностного лица, которое касалось бы не только административного права в целом, но и иных отраслей права.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы работы.
Степень разработанности темы исследования. Проблемам административной ответственности в целом и должностных лиц в частности посвящены труды таких ученых, как А.Б. Агапов, А.И. Стахов, Н.М. Конин, Е.И. Маторина, П.И. Кононов, Н.В. Витрук, М.К. Топоркова, С.И. Феклин, Д.В. Осинцев, О.В. Панкова, Б.В. Россинский, Ю.Н.Старилов и др.
Однако, не умаляя всех проведенных исследований, следует отметить отсутствие комплексного исследования о юридической природе административной ответственности должностных лиц, а также ее основаниях и условиях, с учетом внесения в федеральное законодательство новейших изменений и дополнений, формирования судебной практики, анализа современных тенденций развития института административной ответственности и существующих правоприменительных проблем.
Цель работы – развитие теоретических и методологических основ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию действующего законо-дательства об административной ответственности должностных лиц.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– определить понятие, основание и субъекты административной ответственности;
– рассмотреть признаки субъектов административных правонарушений, подлежащих административной ответственности как должностные лица;
– изучить основания административной ответственности должностных лиц;
– выявить специальные условия наступления административной ответственности, предусмотренной для должностных лиц.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу привлечения должностных лиц к административной ответственности.
Предмет исследования – законодательные нормы РФ, регламентирующие административно-правовое положение должностных лиц, а также их ответственность за совершение административных правонарушений в связи с использованием служебного положения вопреки интересам службы, или с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей.
Методологическую базу исследования образуют общенаучные (диалектико-материалистический, анализа и синтеза) и частнонаучные (системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический) методы научного познания.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Административная ответственность является надежным механизмом обеспечения соблюдения законности в деятельности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые играют важную роль для развития общества и государства. В связи с этим понятно, почему выбранная тема исследования, вызывает огромный интерес современных исследователей к исследованию проблем административно-правового регулирования ответственности именно должностных лиц.
В настоящее время административная ответственность, выступая в качестве одного из важных элементов для реагирования на административные правонарушение, все же не выполняет задачи, поставленные перед ней. Следовательно, есть необходимость в дальнейшем совершенствовании института административной ответственности в целом, и должностных лиц в частности.
Теория административного права характеризуется наличием множеством исследований, посвященных непосредственно понятию административной ответственности должностного лица, поскольку законодатель, несмотря на более 20 правок, внесенных в определение, закрепленное в примечании к ст. 2.4 КоАП, РФ, не сформулировал универсальное понятие должностного лица, которое касалось бы не только административного права в целом, но и иных отраслей права.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы работы.
Степень разработанности темы исследования. Проблемам административной ответственности в целом и должностных лиц в частности посвящены труды таких ученых, как А.Б. Агапов, А.И. Стахов, Н.М. Конин, Е.И. Маторина, П.И. Кононов, Н.В. Витрук, М.К. Топоркова, С.И. Феклин, Д.В. Осинцев, О.В. Панкова, Б.В. Россинский, Ю.Н.Старилов и др.
Однако, не умаляя всех проведенных исследований, следует отметить отсутствие комплексного исследования о юридической природе административной ответственности должностных лиц, а также ее основаниях и условиях, с учетом внесения в федеральное законодательство новейших изменений и дополнений, формирования судебной практики, анализа современных тенденций развития института административной ответственности и существующих правоприменительных проблем.
Цель работы – развитие теоретических и методологических основ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию действующего законо-дательства об административной ответственности должностных лиц.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– определить понятие, основание и субъекты административной ответственности;
– рассмотреть признаки субъектов административных правонарушений, подлежащих административной ответственности как должностные лица;
– изучить основания административной ответственности должностных лиц;
– выявить специальные условия наступления административной ответственности, предусмотренной для должностных лиц.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу привлечения должностных лиц к административной ответственности.
Предмет исследования – законодательные нормы РФ, регламентирующие административно-правовое положение должностных лиц, а также их ответственность за совершение административных правонарушений в связи с использованием служебного положения вопреки интересам службы, или с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей.
Методологическую базу исследования образуют общенаучные (диалектико-материалистический, анализа и синтеза) и частнонаучные (системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический) методы научного познания.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд основных теоретических выводов и практических предложений.
Анализ подходов различных исследователей к определению понятия административной ответственности, позволяет согласиться с тем, что административная ответственность - сложное правовое явление и категория, с одной стороны, являющаяся видом юридической ответственности, с другой – мерой государственного принуждения.
Привлечение к административной ответственности возможно при наличии
определенных оснований: нормативных, фактических и процессуальных.
Субъект административной ответственности представляет собой физическое или юридическое лицо, обязанное претерпеть установленные законом лишения и обременения в качестве административно-правовых последствий совершения административного правонарушения. Как правило, эта обязанность относится к признакам субъекта правонарушения.
При этом разграничение субъектов административной ответственности и административного правонарушения, на первый взгляд тождественные, позволяет выявить недостатки административного деликтного законодательства, предопределяющие возможность как необоснованного привлечения к административной ответственности, так и освобождения от нее. Так, предлагается закрепить в ст.ст. 2.3 и 2.8 КоАП РФ, что противоправные деяния, совершенные в состоянии
невменяемости, а также лицами, не достигшими 16-летнего возраста, не являются
административными правонарушениями.
Признаки должностного лица (в собственном смысле) и условия административной ответственности должностных лиц определены в ст. 2.4 КоАП РФ. При этом в примечании к указанной статье указаны субъекты административных правонарушений, не являющиеся должностными лицами, но подлежащие административной ответственности, как таковые.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о нецелесообразности такого «отождествления», в связи с чем, предлагается в ст. 3.5 КоАП РФ, предусматривающую возможности установления для граждан повышенных размеров штрафа (более 5 000 руб.), включить те статьи Особенной части, указанные в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.
В этом случае в диспозициях статей, формулирующих составы с такими субъектами, следует указывать их признаки, к примеру, деяние, совершенное учредителем юридического лица, членом совета директоров и т.п. Если в составе таких субъектов много, то представляется возможным при описании деяния указать, что оно совершенно лицом, в обязанности которого входит выполнение конкретных функций.
При определении оснований административной ответственности должностных лиц следует руководствоваться непосредственно ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которой в качестве таковых выступает совершение ими административного
правонарушения, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением
своих служебных обязанностей, в т.ч. противоправным бездействием.
Правовое регулирование института привлечения к административной
ответственности нуждается в систематизации норм с целью устранения
противоречий и восполнения существующих пробелов. Так, предлагается изменить структуру статей Особенной части КоАП РФ, описывающих «многосубъектные» составы правонарушений путем описания в диспозиция ч. 1 такой статьи
основного состава административного правонарушения, и санкции за его
совершение общим субъектом, и расположения в ч. 2 ссылочной диспозиции, к
примеру, «действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи,
совершенные должностным лицом (иным специальным субъектом)», с указанием
санкции, предусмотренной для данного субъекта.
Также предлагаются изменения ч. 4.3 ст. 7.30 КоАП РФ, регулирующую административную ответственности за правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок.
Специальные условия наступления административной ответственности предусмотренна для должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Их анализ позволяет говорить о наличии у указанных лиц административной неприкосновенности, подразумевающей особый порядок привлечения к административной ответственности, обычно сопровождаемый необходимостью согласия того или иного органа власти на привлечение к ответственности. При этом выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости принятия специального федерального закона об особенностях привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, либо полного отказа от института административной неприкосновенности.
Таким образом, все сформулированные в работе выводы и предложения определяют направления дальнейших исследований актуальных вопросов административной ответственности должностных лиц.
Анализ подходов различных исследователей к определению понятия административной ответственности, позволяет согласиться с тем, что административная ответственность - сложное правовое явление и категория, с одной стороны, являющаяся видом юридической ответственности, с другой – мерой государственного принуждения.
Привлечение к административной ответственности возможно при наличии
определенных оснований: нормативных, фактических и процессуальных.
Субъект административной ответственности представляет собой физическое или юридическое лицо, обязанное претерпеть установленные законом лишения и обременения в качестве административно-правовых последствий совершения административного правонарушения. Как правило, эта обязанность относится к признакам субъекта правонарушения.
При этом разграничение субъектов административной ответственности и административного правонарушения, на первый взгляд тождественные, позволяет выявить недостатки административного деликтного законодательства, предопределяющие возможность как необоснованного привлечения к административной ответственности, так и освобождения от нее. Так, предлагается закрепить в ст.ст. 2.3 и 2.8 КоАП РФ, что противоправные деяния, совершенные в состоянии
невменяемости, а также лицами, не достигшими 16-летнего возраста, не являются
административными правонарушениями.
Признаки должностного лица (в собственном смысле) и условия административной ответственности должностных лиц определены в ст. 2.4 КоАП РФ. При этом в примечании к указанной статье указаны субъекты административных правонарушений, не являющиеся должностными лицами, но подлежащие административной ответственности, как таковые.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о нецелесообразности такого «отождествления», в связи с чем, предлагается в ст. 3.5 КоАП РФ, предусматривающую возможности установления для граждан повышенных размеров штрафа (более 5 000 руб.), включить те статьи Особенной части, указанные в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.
В этом случае в диспозициях статей, формулирующих составы с такими субъектами, следует указывать их признаки, к примеру, деяние, совершенное учредителем юридического лица, членом совета директоров и т.п. Если в составе таких субъектов много, то представляется возможным при описании деяния указать, что оно совершенно лицом, в обязанности которого входит выполнение конкретных функций.
При определении оснований административной ответственности должностных лиц следует руководствоваться непосредственно ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которой в качестве таковых выступает совершение ими административного
правонарушения, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением
своих служебных обязанностей, в т.ч. противоправным бездействием.
Правовое регулирование института привлечения к административной
ответственности нуждается в систематизации норм с целью устранения
противоречий и восполнения существующих пробелов. Так, предлагается изменить структуру статей Особенной части КоАП РФ, описывающих «многосубъектные» составы правонарушений путем описания в диспозиция ч. 1 такой статьи
основного состава административного правонарушения, и санкции за его
совершение общим субъектом, и расположения в ч. 2 ссылочной диспозиции, к
примеру, «действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи,
совершенные должностным лицом (иным специальным субъектом)», с указанием
санкции, предусмотренной для данного субъекта.
Также предлагаются изменения ч. 4.3 ст. 7.30 КоАП РФ, регулирующую административную ответственности за правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок.
Специальные условия наступления административной ответственности предусмотренна для должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Их анализ позволяет говорить о наличии у указанных лиц административной неприкосновенности, подразумевающей особый порядок привлечения к административной ответственности, обычно сопровождаемый необходимостью согласия того или иного органа власти на привлечение к ответственности. При этом выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости принятия специального федерального закона об особенностях привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, либо полного отказа от института административной неприкосновенности.
Таким образом, все сформулированные в работе выводы и предложения определяют направления дальнейших исследований актуальных вопросов административной ответственности должностных лиц.



