Введение 16
1. Профессия мерчендайзер и ее особенности 20
1.1История мерчендайзинга 20
1.2 Профессия мерчендайзер 21
1.3 Мотивация мерчендайзера 29
1.4 Секреты успешных продаж мерчендайзеров 34
1.5 Общая характеристика и структура магазина «Дисконт-центр Adidas-
Reebok» 37
1.6 Мерчендайзер в магазине «Дисконт-центр Adidas-Reebok» и его
должностная инструкция 42
2. Анализ системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности
мерчендайзеров в магазине «Дисконт-центр Adidas-Reebok» 52
2.1 Сущность и содержание мотивации и стимулирования 52
2.2 Система мотивации и стимулирования мерчандайзеров в магазине
«Дисконт-центр Adidas-Reebok » 59
2.3 Исследование мерчендайзеров на определение мотивирующих
факторов в магазине «Дисконт-центр Adidas-Reebok » 72
2.4 Рекомендации по улучшению мотивирующих и стимулирующих
факторов для мерчедайзеров 83
Заключение 86
Список использованной литературы 90
Приложение А 93
Отчет о проверке на плагиат 96
На сегодняшний день, при рыночной конкуренции в экономике важным фактором для развития компании всегда остается соотношение цены и качества. Не смотря на то, что компания может иметь современное технологическое оборудование, необходимую сырьевую базу, то это еще не означает, что компания будет эффективно работать и приносить прибыль. Ведь все это может иметь и ваш конкурент. Один из решающих факторов в конкурентной борьбе - человеческие ресурсы. Уникальность человеческого фактора в том, что человек способен к рационализации и творчеству, нестандартному подходу к решению проблем, все это в свою очередь позволяет создавать новые схемы для успешного функционирования компании.
Для того чтобы мобилизовать трудовой потенциал своей компании необходима разработанная система мотивации и стимулирования трудовой деятельности. Ведь система мотивации и стимулирования в первую очередь заинтересовывает сотрудников в работе, помогает развить творческий потенциал каждого работника, повышает их компетентность, все эти факторы способствуют качественному выполнению работы. Мотивационная система и стимулирование дает дополнительную возможность влиять на конкурентоспособность.
Отсутствие эффективной мотивационной системы и стимулирования труда создает снижение конкурентоспособности компании и негативно сказывается на производимой продукции.
Усиливающаяся конкуренция в розничной торговле заставляет руководителей магазинов задумываться о внедрении современных технологий и новых подходов к организации торговли. Изменения в магазине помогают получить дополнительную прибыль и завоевывать лояльность покупателей. Некоторым торговым предприятиям изменения необходимы просто для того, чтобы «удержаться на плаву». Однако все мероприятия могут дать ожидаемый эффект только при грамотной системе мотивации и стимулирования персонала магазина.
Лояльность покупателей к магазину во многом связана с тем, насколько комфортны условия для выбора и совершения покупок. Поэтому роль работников торгового зала, то есть мерчендайзеров, обеспечивающих эти условия постоянно растет. Питер Ф. Друкер писал: «Рациональность потребителя - это рациональность его личной ситуации». То же самое можно сказать и о рациональности мерчендайзеров, если персонал магазина не заинтересован в показателях его работы. Признаки низкой мотивации мерчендайзеров заключаются в следующем: низкая организация труда, мерчендайзеров, бессистемная выкладка товаров мерчендайзерами, низкий уровень обслуживания покупателей. Довольно часто поведение персонала торговой точки демонстрирует нежелание работать вообще, а «дружелюбие» мерчендайзеров не способствует увеличению продаж.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что без эффективной системы мотивации и стимулирования мерчендайзеров нормальное развитие магазина просто невозможно.
Данная работа посвящена проблеме мотивации и стимулирования мерчандайзеров в магазине «Дисконт-центр Adidas-Reebok».
Когда речь идет о человеческих ресурсах, то особое внимание нужно уделить мотивационному и стимулирующему процессу, с целью выявления новых способов работы с персоналом, а также тщательный анализ проводимой деятельности с целью выявления путей её оптимизации. Также с помощью мотивации и стимулирования, возможно, раскрыть потенциал сотрудников и одновременно повысить результат.
Объект исследования, предпринятого в данной работе - методы мотивации и стимулирования для мерчендайзеров в системе розничной торговли.
Предмет исследования - мотивационная и стимулирующая система магазина «Дисконт-центр Adidas-Reebok» для мерчендайзеров.
Проблемой является недостаточная эффективность системы мотивации и стимулирование персонала.
Цель работы - выявить наиболее эффективные методы мотивационной системы магазина «Дисконт-центр Adidas-Reebok» для мерчендайзеров и сформулировать рекомендации по усовершенствованию системы мотивации и стимулирования для мерчендайзеров в магазине «Дисконт-центр Adidas- Reebok».
Для реализации этой цели требуется решения следующих задач:
• Рассмотреть историю мерчендайзинга, профессию мерчендайзер, мотивацию мерчендайзера.
• Рассмотреть секреты успешных продаж мерчендайзеров.
• Рассмотреть общую характеристику и структуру магазина «Дисконтцентр Adidas-Reebok » и мерчендайзеров в нем.
• Рассмотреть сущность и содержание мотивации и стимулирования.
• Рассмотреть мотивационную систему и стимулирование труда в магазине «Дисконт-центр Adidas-Reebok »
• Подготовить анкеты для проведения исследования, направленного на оценку мотивации и стимулирования мерчендайзеров;
• Провести анкетирование мерчендайзеров, обработать данные анкетирования;
• Выявить плюсы и минусы системы мотивации и стимулирования труда в магазине и разработать рекомендации по улучшению системы мотивации и стимулирования мерчендайзеров в магазине «Дисконт-центр Adidas- Reebok ».
При написании выпускной квалифицированной работы были использованы следующие методы: анализ литературных источников и метод анкетирования.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Структура работы полностью соответствует очередности поставленных задач.
В первой главе представлены теоретические представления о профессии мерчендайзера и ее особенности.
Вторая глава представлена анализом системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности мерчендайзеров в магазине «Дисконт-центр Adidas-Reebok», а также рассмотрены пути решения проблем в области мотивации и стимулирования мерчендайзеров в магазине «Дисконт-центр Adidas-Reebok».
Сама по себе разработанная система мотивации в компании еще не мотивирует сотрудников. Она будет стимулировать сотрудников к высоким достижениям лишь при условии, что в компании присутствует мотивационная среда, которая складывается из отношения сотрудников к мотивационным мерам
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было проведено исследование и анализ на определение мотивирующих и стимулирующих факторов мерчендайзеров в магазине «Дисконт-центр Adidas-Reebok». В результате, было, выявлено, сколько работает мерчендайзеров, какого пола и возраста, образования, какие, прежде всего мотивирующие факторы на них влияют, а что мешает работать эффективно, так же исследование позволило выявить проблемы в сфере мотивации и стимулирования труда, которые носят наиболее актуальный характер.
Магазин «Дисконт-центр Adidas-Reebok» функционирует на рынке достаточно давно, в области мотивации и стимулирования труда можно отметить: в магазине установлена повременная система оплаты труда, то есть в соответствии с отработанным временем. Существует расширенная система премиальных начислений, которая состоит из ряда бонусов, например, бонус за хороший фотоотчет, за выполнение плана магазина и др. Нематериальная мотивация и стимулирование труда выражается в выдаче формы 2 раза в год (на каждый сезон), в начислении скидок на персональную лимитированную карту, в проведении разных бонусных конкурсов между мерчендайзерами. Все это мотивирует и стимулирует сотрудников. В любой системе есть свои плюсы и минусы, и магазин «Дисконт-центр Adidas-Reebok» является не исключением. Были выявлены плюсы и минусы данной системы.
Плюсы:
1. Стабильный оклад (почасовая система оплата труда).
2. Гибкий график.
3. Удобное расположение работы.
4. Атмосфера в коллективе: работа в сплоченной команде, общение с коллегами, радостный труд.
5. Хорошие шансы продвижения по службе: например, стать мерчендайзером 1 категории и руководить другими мерчендайзерами, или же стать куратором у нового сотрудника.
6. Творческая и интересная работа: творчество может проявляться в работе с покупателем, например, мерчендайзер следует стандартам сервиса обслуживания покупателя, но для того чтобы заинтересовать покупателя, мерчендайзер может что-то сказать свое или сделать для совершения удачной продажи.
7. Признание и похвала со стороны администраторов и руководителя за хорошую выполненную работу.
Минусы:
1. Около 31% мерчендайзеров совершенно не интересуются тренингами (семинарами) для развития, саморазвития.
2. Высокая текучесть мерчендайзеров: 69% мерчендайзеров не хотят в дальнейшем работать в магазине, для них это временная работа.
3. Плохая психологическая атмосфера: мерчендайзерам мешает работать эффективно, психологическая усталость, а появляется она из-за стычек между коллегами и руководством.
4. В магазине работает больше мерчендайзеров женского пола, чем мужского, система мотивация, которая есть в магазине не действует на мерчендайзеров мужского пола, она им неинтересна.
В связи с найденными отрицательными моментами в магазине «Дисконт-центр Adidas-Reebok» были предложены мероприятия, направленные на усовершенствование системы мотивации и стимулирования труда мерчендайзеров, которые нашли свое отражение в параграфе 2.4.
1. Разработать тренинги по мотивации, направленные на повышение эффективности труда, сплоченность, доверие и развитие умений работать в команде.
2. Применять в работе «делегирование полномочий» между категориями мерчендайзерами, с целью повысить уровень ответственности мерчендайзеров, а также их значимости.
3. Установить ящик для анонимных писем с вопросами, жалобами и предложениями, адресованными руководству. Ведь в процессе работы не все мерчендайзеры и сотрудники могут озвучить лично их интересующий вопрос, возможно, он негативно сказывается на их работе. А ящик анонимных писем позволит снять эмоциональное напряжение в коллективе и найти выход из той или иной ситуации.
4. Пересмотреть бонусную систему и попробовать вести - бонус за выполнение индивидуального плана продаж. В магазине коллективный план продаж, то есть включить уже в существующую систему оплаты труда дополнительную систему, основанную на индивидуальных премиях. Вводя еще одну систему в заработную плату у мерчендайзеров возрастет их доход, но чтобы он был как и раньше возможно изменить почасовую ставку и размер бонусов, чтобы доход был на прежнем уровне.
5. Разработать систему рангов мерчендайзеров: мерчендайзеры приносящие прибыль в магазин, то есть перевыполняют свой план продаж, в конце месяца получают специальные отличительные - нагрудные значки и звания бронзового, серебряного, золотого мерчендайзера.
6. Расширить бонусную программу в конкурсах (от 1000-3000 рублей, которые можно потратить только в своем магазине): предоставить
выбор лучшим мерчендайзерам потратить бонусы в своем магазине либо, например, на абонемент в спортзал, солярий, экскурсии и т.д. Обоснование актуальности выбранной темы изложено введении выпускной квалификационной работы. Нужно отметить, что материальные и нематериальные блага для мерчендайзера своего рода компенсация за трудовые функции, а также является мотивацией и стимулом для дальнейшей эффективной работы, следовательно, поэтому и рассматривается понятие мотивация и стимулирование. Мотивация и стимулирование труда в совокупности помогают создавать предпосылки для эффективной работы компании.
Так как теме мотивации и стимулирования труда в настоящее время уделяется большое внимание, а также непосредственное отношение к организации, на примере которой рассматривалась данная работа, в дальнейшем планируется продолжить изучение выбранной темы.
1. Артемова М. В. Управление мотивацией - это польза или вред? // Управление мотивацией. - 2003. - № 12. - С. 48-51.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.:, 2010. - 620 с.
3. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие. - М.:, Профиздат, 2012. - 271 с.
4. Белкин В., Белкина Н.Работник и работодатель: логика взаимного притяжения // Человек и труд: научно-практический журнал. - М.: Министерство труда и социального развития Российской Федерации. - 2003. - №5. - С. 84-85.
5. Блинов И., Парамонова Т. Мерчендайзинг. - М.: КНОРУС, 2008. - 416 с.
6. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры. - М.: - 2008. - 567 с.
7. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.:МГУ, 1995. - 253 с.
8. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий. - М.: ФАИР, 2008 - 324с.
9. Генкин Б.М., Коновалова Г.А. Основы управления персоналом. -М.: Высш. школа, 2008. - 186 с.
10. Герчиков В.И. Нематериальное стимулирование персонала // Мотивация и оплата труда. - 2005.- №1. - С. 2-10.
11. ДобреньковВ.И., ЖабинА.П..,. АфонинЮ.А. Современные механизмы управления социальными изменениями // Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2012. - 288 с.
12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: Учеб.пособие для вузов.- СПб.: Питер, 2004 . - 150 с.
13. Кибанова А.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. - М.: Проспект, 2012. - 64 с.
14. Кондратьев О., Снежинская М., Мелихов Ю. Мотивация персонала. - Издательство.: Альфа-Пресс,2004. - 158 с.
15. Комаров Е. Управление карьерой // Управление персоналом. - 2009. - № 1 . - С. 37-42.
16. Косаренко Н.Н., Макаренков Н.Л. Управление персоналом организации. - М.:НИБ, 2004. - С. 50 - 70.
17. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина и др .- СПб.: Питер, 2007. - 351 с.
18. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: Феникс, 2014. - 480 с.
19. Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности // Управление персоналом. - 2010. - №4. - С. 28-34.
20. Мотивация персонала. Подвиг и поощрение. [Электронный ресурс] Режим доступа: Шр://’^^^сошиШп§-Ьоше.ги/(дата обращения 26.05.2016).
21. Охлопкова Н. Подводные камни инновационных технологий управления персоналом // Кадровик. - 2013 . - № 8. - С. 28-32.
22. Пять этапов продаж для успешного продавца. [Электронный ресурс] Режим доступа:ЬИр://8ирегюг8е11ег.сот/5-е1ароу-ргоёа2Ь-ё1уа-шре8Ьпо§о- ргоёаИва^дата обращения 26.05.2016).
23. Пугачев В.П., Опарина Н.Н. Стратегическое управление человеческими ресурсами // Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2016. - 208 с.
24. Румянцева З.П., Сагоматин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации // Учебное пособие . - М.: КСП, 2008 - 215с.
25. Роль и значение управления персоналом как науки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studopedia.net(дата обращения 26.05.2016).
26. Савченко С. Мотивация: теоретическое размышление практика //Управление компанией. - 2008. - №5. - С. 15.
27. Сазонова О. М. Проблемы управления персоналом: тенденции и перспективы // Государство и муниципальное управление. - 2012. - № 2. - С. 74-79.
28. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах. - Издательство.: ООО «Вершина», 2005. - 254 с.
29. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: учебное пособие. - М.: ФАИР, 2012. - 317 с.
30. Система мотивации персонала: примеры и разработка [Электронный ресурс] Режим доступа: ЬИр://’^^^б.ги/(дата обращения 26.05.2016).
31. Снегирева В. Книга мерчандайзера - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.
32. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
33. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: Профиздат, 2007. - 336 с.
34. Суслова И. М. Мотивация как фактор совершенствования управления персоналом. - Государственная публичная научно-техническая библиотека России. - 2006. - № 12. - С. 5 - 12.
35. Трофимов Н.С. Современное управление персоналом организации. - СПб.: Канди, 2005. - С. 15 -25.
36. Человеческие ресурсы как понятие. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://upravlencam.ru/ (дата обращения 26.05.2016).
37.Чернозубенко П.Е. Должностная инструкция мерчендайзера. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.marketch.ru/useful_to_marketers/job_descriptions/job_description_ merchandisers/ (дата обращения 26.05.2016).
38.Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. - М.: 2007. - 336 с.