Актуальность темы. Изучение социокультурного взаимодействия России и европейских стран становится актуальным в контексте формирования общемирового пространства, когда различные сообщества включаются в глобальную макросистему. Анализ глобализационных процессов, попытки уловить зарождающиеся тенденции представляют интерес для современных социологов - как западных, так и отечественных. При этом они пытаются проследить специфику процессов глобализации во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной, культурной. Одной из наиболее актуальных тем является изучение влияния глобализации на современные культурные процессы. В этом направлении рассматриваются два варианта развития: либо глобализационные процессы в сфере экономики приведут к унификации национальных культур, организуют эти культуры в однородное пространство, и произойдет конвергенция культур; либо культурные различия неустранимы, они останутся, и одновременно с процессом глобализации культур будет протекать процесс реингерпретации, заключающийся в том, что явления какой-либо культуры, приобретая мировое распространение, "расшифровываются" в других культурах иначе, наделяются собственным смыслом.
В любом случае не вызывает сомнения, что изучение взаимодействия культур, которое ведет к определенным культурным изменениям, особенно в контексте современных глобализационных процессов, актуально. Понятна важность не только теоретических поисков в этом направлении, но и исследование того, как такие глобальные изменения мирового пространства и взаимодействия культур отражены в общественном сознании, как их отражение можно зафиксировать и изучить. Влияние межкультурных контактов доступно для изучения и эмпирической фиксации, прежде всего - на индивидуальном уровне. На социетальном уровне воздействие межкультурных контактов более ограничено и трудно доступно для эмпирического изучения (например, становление различного рода коллективных идентичностей, в том числе национальной). Возможно, такая постановка проблемы позволит преодолеть разрыв между изучением макропроцессов и микропрактик, который осложняет функционирование современной социологической теории.
Сегодня мировое пространство состоит из региональных подсистем, объединяющих близкие культурно, связанные тесными политическими и экономическими контактами общества. Отдельная страна не может выйти в общемировое пространство напрямую, «дорогу в мир» она получает через региональные системы. Российское общество одновременно с другими участвует в формировании единого мирового пространства. Поэтому важно проанализировать, как оно взаимодействует с другими социокультурными системами, и, прежде всего, с Европой как с наиболее географически и культурно близким регионом. Уже больше века существует традиция - дихотомично определять направление развития России: либо это повторение пути, пройденного Западом (а под Западом до начала XX века понималась исключительно Западная Европа); либо - поиск собственного, особого пути.
Подобное осмысление проблемы впервые возникает еще в допетровские времена из-за того, что различия в развитии России и европейских стран становятся очевидными - сначала для небольшого числа государственных деятелей, а затем, - для все большего числа россиян. Такой взгляд на русское развитие был популярен до Октябрьской революции, после которой развитие России и взаимоотношения ее с Западом стали описываться совсем в других терминах. С началом перестройки и, в особенности, после распада СССР, актуальность вопроса, как России развиваться дальше, вновь возросла. Для осмысления этой проблемы происходит возврат к философскому и социологическому наследию известных дореволюционных русских мыслителей. При этом в подобных дискуссиях иногда забывается, что уже скоро начало XXI столетия и процессы глобализации, только зародившиеся сто лет назад, сейчас набирают полную силу; Европа сильно изменилась по сравнению с тем, какой она была в начале века, да и современная Россия совсем непохожа на дореволюционную. Сегодняшние же споры по поводу развития России все так же укладываются в схему различения «западного - российского» и тем самым выливаются в противостояние «классических западников» и «классических славянофилов». Но если отвлечься от идеологической стороны этих споров, то определение формы и механизмов социокультурного взаимодействия России и Европы позволит глубже понять современные трансформации российского общества, рассмотреть их иначе, чем обычно, обозначить их дальнейшее направление. Отметим, что социокультурное взаимодействие России и Европы тесно переплетается с их экономическим и политическим взаимодействием. Рассматривать его отдельно, изолированно можно только как теоретическое допущение. Но, в то же время, именно оно формирует более глубинную, устойчивую, неизменную основу взаимодействия двух обществ, в отличие от меняющихся экономических и политических приоритетов. Это происходит потому, что набор альтернатив развития страны заложен в «культурной программе» функционирования общества.
Степень научной разработанности проблемы. Современное взаимодействие культур как обусловленное процессами глобализации рассматривают И.Валлерштайн, Р.Робертсон, Ф.Фукуяма, П.Штомка, ШЭйзенштадт и многие др.
О тенденциях формирования единого европейского пространства писали еще Бернарден де Сен-Пьер, М.Монтескье, А.Сен-Симон, П.Прудон, О.Конт. Изучением продолжительности процесса, который привел к возникновению современной Европы, занимался Н.Элиас. Он показал, что формирование единого европейского социокультурного пространства нельзя считать фатальной данностью. Это результат исторического развития и изменений, пройсходящих как с общественными структурами, так и со структурами индивидуальной психики.
Социокультурными аспектами единой Европы в настоящее время занимаются Х.Брюгманс, К.Дельмас, Э.Морен и другие зарубежные исследователи.
Проблема взаимоотношений России и Европы волновала практически всех русских социологов. О принципиальном различии русской и европейской культур писали славянофилы А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин, впоследствии их идеи развивали Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев и др. В противоположность им отстаивали идею об органичной включенности России в европейскую цивилизацию В.Г.Белинский, А.И.Герцен и др., затем об этом писали Н.И.Кареев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк и другие. После революции появилось еще одно течение -- евразийство. Его представители - П.Н.Савицкий, Г.В.Флоровский, ЛТЕКарсавин. С их точки зрения, Россия - это особая цивилизация, синтезирующая в себе Восток и Запад и отличающаяся и от того, и от другого.
В настоящее время эта проблема не стала менее актуальной. Сегодня о близости русской и европейской культур пишут ГТ.Дилигенский, А.Загорский, К.М.Кантор, М.Лукас, Б.Орлов, В.Ф.Шаповалов и др. Иную позицию занимают исследователи, которые подчеркивают, что особенности цивилизационного типа России отделяют ее от Европы, создают принципиально иную социокультурную специфику. Это позиция А.Дугина, А.А.Кара-Мурзы, А.С.Панарина, К.И.Пантина, А.И.Уткина и др. Многие из этих авторов пытаются разобраться в том, является ли эта проблема исключительно философской, или она может быть социологической. Благодаря их работам проблема «Россия и Европа» начинает социологизироваться. Если раньше эту проблему рассматривали, прежде всего, в историческом или культурологическом аспектах, то сейчас — в социологическом: сравниваются политическое и правовое устройство России и европейских стран, их экономическое развитие, соответствующие повседневные практики. Но до сих пор дискуссии по поводу этой проблемы часто сводятся к поиску «общих корней», попыткам «постигнуть сущность» каждой из цивилизаций. В то время как вместо этого нужно обратить внимание на взаимодействие российского и европейского обществ в процессе развития, проанализировать возникающие в результате взаимодействия обществ изменения (обратить внимание на ценностные и нормативные системы, общественные практики и т.д.).
Цель исследования. Исследовать особенности восприятия, понимания и оценки характера и содержания социокультурного взаимодействия России и Европы в массовом сознании.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
Исследовать сущность и содержание процесса формирования единой Европы.
Определить значение этого процесса для социокультурного взаимодействия российского и европейского обществ.
Рассмотреть факторы, влияющие на социокультурное взаимодействие России и Европы.
Изучить отношение к социокультурному взаимодействию России и Европы в массовом сознании.
Оценить современные тенденции социокультурного взаимодействия России и Европы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Предложен авторский подход к анализу социокультурного взаимодействия России и Европы, основанный на сравнении существующих современных норм, ценностей, институтов, повседневных практик, присущих этим обществам.
В работе рассматриваются подвижность и незавершенность формирования европейского социокультурного пространства как конституирующий фактор для определения возможной формы социокультурного взаимодействия России и Европы.
Проанализированы основные факторы, влияющие на социокультурное взаимодействие России и Европы: взаимосогласованность каналов социальных коммуникаций, однородность ценностно-нормативных сетей, аналогичность социальных структур, близость современных идеологий, исторические условия и т.д.
Исследовано отношение к социокультурному взаимодействию России и Европы в массовом сознании и показана противоречивость оценки этого взаимодействия, выделяются факторы, определяющие эту противоречивость. Выявлена доминирующая в массовом сознании позиция, трактующая русскую культуру как особое образование, однако, четкое выделение ее специфических качеств в общественном мнении отсутствует.
Также показано наличие противоположной точки зрения, трактующей русскую культуру как часть европейской на основе выделения отдельных элементов сходства между ними.
Теоретико-методологическая основа исследования. Основу данного исследования составляют работы классиков социологии, труды современных зарубежных и отечественных авторов в области межкультурного взаимодействия, культурных процессов, процессов глобализации социокультурного пространства. Использовались идеи Н.Элиаса, рассматривающего становление современной Европы как длительный процесс, который не имеет фатальной предрешенности, а является результатом исторического развития и определенных усилий. Благодаря его идеям Европу можно рассматривать как процесс, который продолжает разворачиваться, а не является застывшим, завершенным. Для построения модели сравнения обществ использовалась концепция социокультурного поля П.Штомпки. Также в диссертационном исследовании применяются социально-исторический и сравнительный анализ.
Эмпирическая база исследования была собрана в ходе исследования представлений о русской культуре, о ее взаимоотношениях с другими культурами и, прежде всего, с европейской, существующими в массовом сознании. Сравнивалось несколько уровней массового сознания: во-первых, позиция экспертов. Эти данные представляет материал экспертного опроса, собранный с помощью интервью. Было проинтервьюировано 102 эксперта. Среди них: преподаватели гуманитарных дисциплин в вузах, редакторы печатных изданий, журналисты, работники музеев, библиотек, театров. Инструмент был составлен таким образом, что позволял респонденту не только высказывать свое мнение, но и обосновывать, разъяснять его. Во-вторых, представления старшего поколения: анкетный опрос родителей школьников. Всего опрошено 375 человек по двухступенчатой квотной выборке, которая позволила представить мнения людей разного возраста, образования, рода занятий. В-третьих, представления молодого поколения: анкетный опрос старшеклассников. Всего было опрошено 425 школьников 10-11 классов по двухступенчатой квотной выборке. Все опросы были проведены в течение 1999 года в городе Екатеринбурге.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы могут быть полезны для более глубокого понимания современных культурных процессов, протекающих в российском обществе. Теоретический материал диссертации может найти применение в процессе преподавания курсов "Социология культуры". "Социальная антропология", "Культурология", "Глобальная социология" а также спецкурсов по социологии, посвященных межкультурным взаимодействиям, современным культурным процессам, кроме того, в научно-исследовательских разработках.
Апробация результатов. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета, во время стажировок в Центре социологического образования Института социологии РАН. Результаты исследования изложены в ряде статей и тезисов, выступлениях на международных, российских и региональных теоретических и научно-практических конференциях, в чтении лекций в Уральском государственном университете.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав: первая из них включает три параграфа, вторая - два, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 161 странице, список литературы включает 159 наименований.
1. Белова Е.А., Савчук Г.А. Феминизм как феномен западноевропейской цивилизации//Социокультурный анализ гендерных отношений: Сб.науч.трудов. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1998. С.54-56.
2. Савчук Г. Концепция цивилизации Н.Элиаса:
процессуальна перспектива изучения
o6mecTBa//Sociological Forum V.2. 1999,
http://socforum.com/joumal/volume 2.html. С.1-11
3. Савчук Г. Страх старшеклассников перед будущим и
его влияние на выбор жизненного пути//Молодые социологи о социальных проблемах молодежи. Сборник тезисов и материалов студентов, аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям "Молодежь - будущее России" (Екатеринбург, сентябрь 1996 г.).
Екатеринбург, 1996. С.27-30.
4. Савчук Г.А. Категория "цивилизация" в контексте
концепции социокультурного поля//
Полипарадигмальный подход в социологии (опыт применения концепции социокультурного поля INIO Петра Штомпки). М.: Изд-во ИС РАН, 1999. С.21-30.
5. Савчук Г.А. Конструирование европейской идентичности: социологический аспект//Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. В 2-х ч. Екатеринбург, 2000. С.38-42.
6. Савчук Г.А. Предпосылки формирования интеграционного процесса России и Европы: духовный аспект//Уральская школа молодых социологов: Сб.тезисов и науч.работ студ. и асп. Екатеринбург, 1998. С.98-101.