Проведен педагогический эксперимент.
База: МБОУ СОШ № 8 г. Радужный (Ханты-Мансийский автономный округ).
Выборка: дети возраста от 8 до 9 лет (28 человек) .
Введение 3
1.Теоретические аспекты применения инноваций при проведении учебных занятий по физической культуре 5
1.1 Значимость инноваций в методике обучения физической культуре 5
1.2 Виды современных инновационных методов проведения учебных занятий по физической культуре 9
2 Анализ возможностей и эффективности применения инновационных методов при проведении учебных занятий по физической культуре 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2 Оценка эффективности применяемого комплекса инновационных методов для обучающихся 21
Заключение 27
Библиографический список 28
Актуальность. Инновации и инновационные технологии окружают сегодня человека во всех сферах его деятельности. Нововведения технического и технологического характера присутствуют и в сфере физической культуры и спорта, любые изменения всегда затрагивают и данную область. Кроме того, сфера образования на сегодняшний день находится в состоянии постоянных изменений и трансформаций, расширяя возможности для преподавания, организации преподавательской деятельности на принципиально новом качественном уровне.
Между тем, применение инноваций не является самоцелью в образовательной среде. При этом инновации – это не нечто стихийное, а поступательное развитие через научный прогресс. Сегодня прогрессивные зарубежные модели образования используют множество инноваций на всех уровнях образования, начиная с начальной школы или даже дошкольного образования. Инновации используют и тренеры спортивных школ, преподаватели вузов, как профильных, так и непрофильных, поскольку дисциплина «Физическая культура» входит в обязательный цикл дисциплин обучения по любой специальности среднего профессионального и высшего образования.
Степень освещения и разработки темы. Данная тема достаточно хорошо проработана с позиции теоретических представлений в отечественной литературе. Так, представляют научный интерес исследования авторов И. С. Барчукова, А. А. Бишаевой, Е. Ю. Борисовой, Н. Н. Гаврилова, Н. Н. Голяковой, Е. В. Гуняева, Т. Г. Евтеевой, О. Н. Карабановой. Применимость инновационных технологий в адаптивной физической культуре, в частности, рассматривают авторы О. П. Алексеева, А. И. Шилько. Вопросы конкретных инновационных технологий проработаны в исследованиях Х. А. Миралиена, Н. В. Решетникова, Г. А. Ямалетдиновой.
Методологической основой для написания курсовой работы стали работы отечественных авторов в области применения инновационных технологий в процессе обучения физической культуре. Кроме того, для исследования в практической части использованы данные эксперимента и общенаучных методов исследования (наблюдение, эксперимент).
Целью курсовой работы является анализ возможностей применения инновационных технологий при проведении учебных занятий по физической культуре.
Для достижения цели в работе поставлен ряд задач:
– определение значимости инновационного метода при проведении учебных занятий по физической культуре;
– раскрытие современных инновационных методов проведения учебных занятий;
– проведение анализа возможностей применения инновационного метода для целей учебных занятий по физической культуре.
Результатами исследования стали обоснование возможностей инноваций и инновационных технологий при проведении учебных занятий по физической культуре и практическая оценка эффективности применяемых новых методов обучения.
Таким образом, при использовании инновационных средств на занятиях физического воспитания ощутимо упрощается работа по достижению поставленных целей преподавателем и системой образования. Заметно повышается интерес обучающихся, в отношении к собственному здоровью, уровню функциональной подготовленности, развитию физических качеств. Увеличивается познавательное поле обучающихся в вопросах профилактики возможных заболеваний, связанных с будущей трудовой деятельностью через ценности физической культуры. Безусловно, использование инновационных средств способствует формированию физической культуры личности обучающихся.
Для повышения качества физкультурного образования необходимо активное внедрение инновационных образовательных технологий. Увеличение масштабов инновационной деятельности в учреждении образования, вовлечение большего количества обучающихся в занятия с использованием новейших технологий, формирование благоприятной инфраструктуры в местах, отведённых под экспериментальное применение инновационных методов и технологий оздоровления, гуманистического воспитания и организации досуга учащихся, предполагающего гуманизацию спорта и его объединение с искусством, способствуют формированию у обучающихся исследовательских умений при самостоятельной спортивно-оздоровительной работе на занятиях физической культурой и повышают качество и результативность физкультурного образования.
1. Алексеева, О. П. Технологические инновации в области адаптивной физической культуры / О. П. Алексеева // Современное педагогическое образование. – 2022. - № 2. – С.114-119. – Текст: непосредственный
2. Барчуков, И. С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров) / И. С. Барчуков. – Москва : КноРус, 2018. - 62 c. – Текст: непосредственный
3. Бегидова, Т. П. Основы адаптивной физической культуры : учебное пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07190-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492906 (дата обращения: 22.08.2022).
4. Бишаева, А. А. Физическая культура: Учебник / А. А. Бишаева. – Москва : Академия, 2018. - 224 c. – Текст: непосредственный
5. Борисова, Е. Ю. К вопросу о социальной значимости физической культуры / Е. Ю. Борисова // Экономические и социально0гуманитарные исследования. – 2018. - № 3(19). – С.140-148. – Текст: электронный [сайт]. – URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=35647862 (дата обращения: 22.08.2022).
6. Гаврилов, Н. В. Инновационные технологии в сфере физической культуры и спорта / Н. В. Гаврилов // Вестник науки и образования. – 2021. - № 17-2(120). – С.116-119. – Текст: электронный [сайт]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47793469 (дата обращения: 22.08.2022).
7. Голякова, Н. Н. Инновационные здоровьсберегающие технологии на занятиях специальной медицинской группы / Н. Н. Голякова, Е. Н. Алексеева, А. В. Красильникова // KANT. – 2020. - № 4(37). – С.388-393. – Текст: непосредственный
8. Гуняев, Е. В. Значение инноваций в области физической культуры и спорта для мотивации к самосовершенствованию физического развития человека / Е. В. Гуняев // Наука-2020. – 2021. – С.71-75. – Текст: электронный [сайт]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46640728 (дата обращения: 25.08.2022).
9. Евтеева, Т. Г. Инновационные технологии в сфере физической культуры и спорта / Т. Г. Евтеева, Т. А. Андреенко // Наука-2020. – 2021. - № 8(53). – С.69-73. – Текст: электронный [сайт]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48223421 (дата обращения: 21.08.2022).
10. Кабанова, И. А. Особенности содержания и методики проведения занятий со студентами специального отделения дисциплины «Физическая культура и спорт» / И. А. Кабанова // Вестник университета. – 2019. - № 9. – С.184-189. – Текст: электронный [сайт]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41202024 (дата обращения: 22.08.2022).
11. Карабанова, О. Н. Теоретические и методические основы инновационной деятельности в преподавании физической культуры / О. Н. Карабанова, П. С. Бородулин, М.Ю. Трескин // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - № 62-2. – С.107-110. – Текст: электронный [сайт]. – URL: https://scilead.ru/article/1149-innovatsii-v-sfere-fizicheskoj-kulturi-i-spor (дата обращения: 25.08.2022).
12. Миралиен, Х. А. Инновационные отношения к образованию с использованием современных технологий физического воспитания / Х. А. Миралиен // Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания, гуманитарных и естественных дисциплин). – 2021. - № 1(5). – С.66-72. – Текст: непосредственный
13. Решетников, Н. В. Физическая культура: Учебник / Н. В. Решетников. – Москва : Академия, 2018. - 288 c. – Текст: непосредственный
14. Степанов, И. Э. Инновации в сфере физической культуры и спорта / И. Э. Степанов, С. С. Межман // StudNet. – 2021. - № 12. – С.90-94. – Текст: электронный [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta (дата обращения: 25.08.2022).
15. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С. - М.: Юнити, 2017. - 288 c. – Текст: непосредственный
16. Шилько, А. И. Инновационные технологии в жизни студентов и школьников, а также профессиональных спортсменов / А. И. Шилько // Наука-2020. 2021. - № 6(51). – С.126-130. – Текст: электронный [сайт]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46501378 (дата обращения: 24.08.2022).
17. Ямалетдинова, Г. А. Педагогика физической культуры и спорта : учебное пособие для вузов / Г. А. Ямалетдинова ; под научной редакцией И. В. Еркомайшвили. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 244 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05600-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493684 (дата обращения: 24.08.2022).