Актуальность темы исследования.
Сегодня мы идем по следам утраченного, восстанавливая целостную картину истории философии в России. Мы заново открываем сокровища потаенной русской общественной мысли и “вдруг” обнаруживаем, что рядом с материалистическим направлением русской философии существовало и развивалось не менее мощное и достаточно разветвленное - идеалистическое. Сегодня понятие “идеализм” утратило негативный политический оттенок и обнаружило богатое философское содержание, предстало не как прямолинейное движение к заданной истине, а как блуждание мысли в поисках ее.
Мы осознали необходимость идейной реабилитации репрессированной русской философии и введения ее в состав современной отечественной, Это важно, с одной стороны, как в смысле покаяния и восстановления нравственной справедливости по отношению к нескольким поколениям забытых русских философов. С другой стороны, это необходимо в целях духовного восполнения некогда “единого, цельного” (а по сути одностороннего) марксистского направления в философии, которое лишило право голоса своих оппонентов.
Введение в научный оборот “выпавших” по известным причинам из философского обращения текстов представляет исторический интерес и является несомненно важным для дальнейшего развития общественной мысли. Идет не только процесс восстановления доброго имени отельных философов, но и реабилитации достоинства отечественной философской школы в целом.
К сожалению, объектом специального историко-философского изучения русская философская мысль стала сравнительно поздно. Становление истории русской философии отмечено недоверием к ее предмету, методу, национальной специфике, характеру рефлексии и т.д. Не вдруг, но постепенно среди философов утверждалась мысль о самобытности русской философии, ее целостности, обусловленной и общими принципами, и общими проблемами.
Одним из историков русской философской и общественной мысли периода «серебряного века» был Разумник Васильевич Иванов-Разумник (настоящая фамилия Иванов) - универсальная личность в истории гуманитарной мысли России. Он выступал сразу в нескольких ипостасях - философа, историка, социолога, литературоведа, критика. Как глубокий мыслитель и авторитетный ученый, Р.В.Иванов-Разумник оказал большое влияние на духовную атмосферу своего времени. Забвение его имени, замалчивание вклада в развитие истории русской философии нанесло ей огромный урон и послужило импульсом для нас к восстановлению справедливости и выбору темы диссертационного исследования. “Философская концепция Р.В.Иванова-Разумника”.
Именно ему принадлежит первая попытка рассмотреть некоторые сквозные проблемы русской философии в историческом аспекте в книге “История русской общественной мысли”. История общественной мысли являлась для него одновременно и историей русского сознания, и историей русской интеллигенции. Книга имела широкий общественный резонанс. Все рецензенты подчеркивали, что автору удалось подытожить опыт самосознания русской интеллигенции в течение целого исторического периода, охватывающего революционно-демократический и народнический этапы. Без осмысления этого опыта невозможно было понять смену идейной ориентации русской интеллигенции на рубеже XIX и XX веков, ее размежевание, обозначившееся в противостоянии марксизма и либерализма. В этом мы видим огромное значение книги Р.В.Иванова-Разумника для своего времени.
Философская концепция Р.В.Иванова-Разумника содержала и еще одну сквозную тему, в качестве которой выступала проблема «индивидуализма» - постепенно вызревавшая в России, которая коррелировалась с проблемой «личности и общества». Преемственные идеи в понимании «личности и общества» Р.В.Иванов-Разумник находил у В.Г.Белинского, А.И.Герцеа, Н.К.Михайловского и других мыслителей. Теоретическое осмысление индивидуализма Р.В.Ивановым-Разумником было связано с признанием реальности только индивидуального сознания, с отрицанием возможности обязательных для всех положений или взглядов, т.е. субъективизмом. Опираясь на философию Канта и субъективных идеалистов, Р.В.Иванов-Разумник стремился с позиций номинализма, солипсизма и субъективизма рассмотреть ключевые положения народнических мыслителей, обновить их теоретико-философский потенциал путем создания нового мировоззрения - “имманентного субъективизма”.
В “имманентном субъективизме” Р.В.Иванова-Разумника особое внимание было уделено социологическому и этическому индивидуализму. Философ рассматривал индивида как самоцель, а в счастье и всестороннем развитии отдельной личности видел ее конечное назначение. В частности, общество и государство он рассматривал только как вспомогательные средства для достижения индивидом цели. Этический индивидуализм, отражающий опору человека на самостоятельно выработанные высокие нравственные нормы, сочетался у Р.В.Иванова-Разумника с активной социально-преобразующей деятельностью. Такая философская установка способствовала утверждению в России гражданских и политических свобод до тех пор, пока становление цивилизованного демократического общества не было насильственно прервано. Осмысление заслуг и ошибок русской интеллигенции в этом вопросе актуально и по сегодняшний день, так как в условиях, когда “социалистический коллективизм” уже разрушен, а “капиталистический индивидуализм” еще не сформирован, требуются новые нестандартные способы решения старых проблем.
Еще одним перспективным направлением исследования Р.В.Иванова- Разумника была разработка методологии истории общественной мысли. Его заслуга как историка философии состояла в том, что им была сделана попытка опереться в вопросах методологии на объективную научную основу. Используя принцип единства исторического и логического, Р.В.Иванов-Разумник попытался дать классификацию и периодизацию русской общественной мысли. Реально же философ остался на этапе постановки задачи, решив ее лишь частично. Р.В.Иванов-Разумник не был беспристрастным, “имманентно-субъективный” подход наложил отпечаток на его методы, оценки и выводы. В некоторых случаях он не различал объект и предмет своего исследования. Рассматривая различные философские и литературно-художественные направления, творчество писателей, поэтов, публицистов, от гносеологического анализа переходил к осмыслению онтологических проблем. Порой было непонятно, что его волнует больше - судьбы интеллигенции, крестьянства, народа, страны в целом или философские теории и литературные произведения, их отражающие.
Положительной стороной историко-философской концепции Р.В.Иванова-Разумника было наличие разных уровней рассмотрения проблем. Так, например, обращаясь к проблеме “смысла жизни”, философ выходил на диалектику единичного и общего. На единичном уровне он рассматривал морально-этические аспекты бытия личности в произведениях Л.Андреева, Ф.Сологуба, Л.Шестова и пришел к философско-этическим обобщениям. Но не остановился на этом уровне и пошел дальше, связав смысл жизни индивида с судьбой всего народа. Р.В.Иванов-Разумник проанализировал историю интеллигенции на уровне общего. В поисках “смысла истории” он исследовал различные философско-исторические теории прогресса, что было новым словом в историко-философской традиции того времени.
Исследования Р.В.Иванова-Разумника дали интересные результаты благодаря тому, что он не разделял философию и художественную литературу. Для ученого это была единая “общественная мысль”, в которую включались искания писателей, поэтов, публицистов, критиков, философов. В России так повелось, что многие социально-нравственные вопросы впервые поднимала именно литература, а не философия. Русская литература часто выходила за рамки художественных обобщений и решала несвойственные ей социально-политические и нравственные проблемы. Учитывая эту ее особенность, Р.В.Иванов-Разумник вовлек в орбиту общественной мысли новые имена и произведения, а с ними - и новые мысли. Такой подход, связывающий воедино философию и литературу, обогатил русскую философскую и общественную мысль и, на наш взгляд, остался актуальным и сегодня.
Пополнение истории русской философии взглядами самого Р.В.Иванова-Разумника позволит, на наш взгляд, дать адекватную оценку историко-философскому процессу первой четверти XX в., а объективный анализ его творчества - проследить эволюцию философской мысли в ее реальных противоречиях и исторической обусловленности в пределах одной человеческой жизни. В мировоззрении Р.В.Иванова-Разумника, как в зеркале, отразились нравственные искания русской интеллигенции начала века.
Обращение к его идейному наследию является актуальным и потому, что философ имел альтернативные марксизму философские и социально-политические взгляды. В плюрализме версий, на наш взгляд, скрывается перспектива развития русской философии, ее жизнеспособность. Введение в духовный потенциал современности тех истинных гуманистических ценностей, которые есть в философии Р.В.Иванова-Разумника, поможет воссоздать российской духовный генофонд и национальную культуру, утраченные за годы существования тоталитаризма.
Степень теоретической разработанности проблемы.
Имя Р.В.Иванова-Разумника долгие годы было предано забвению. В 1923 г. цензура наложила запрет как на публикацию его собственных произведений, так и на упоминание его фамилии в любых других работах. В годы засилия марксизма исследователи не обращались к трудам философа в силу идеологической предвзятости.
Первые две публикации об Р.В.Иванове-Разумнике относятся к 70¬80-м гг. и имеют биографический и литературоведческий характер .
Настоящий исследовательский бум по отношению к Р.В.Иванову- Разумнику начался в начале 90-х гг. Появились первые публикации писем, материалов следственных дел, архивов и других первоисточников.
Наибаолее активным исследователем творчества Р.В.Иванова- Разумника является В.Г.Белоус. Его работы посвящены изучению истории литературной группы “скифов” и петроградской Вольной Философской Ассоциации, активным участником и организатором которых был Р.В.Иванов-Разумник. Им также предпринята попытка воссоздать идейное содержание утраченного философского труда Р.В.Иванова- Разумника - “Антроподицея (Оправдание человека)” - книги всей его жизни.
В том же направлении работают исследователи А.Лавров, Я.Леонтьев, B. Петрицкий, Л.Карохин и др. Они изучают творчество Р.В.Иванова- Разумника в разных аспектах - как историка, филолога, социолога. К российским ученым присоединились и зарубежные авторы: Ж.Шерон, C. Хоффман, Х.Мацубара. В 1996 и 1998 гг. были проведены две международные конференции, посвященные творчеству Р.В.Иванова- Разумника, которые заложили основы разумниковедения как нового направления (на стыке истории, философии, литературоведения) в истории русской культуры.
Однако, на наш взгляд, философское наследие Р.В.Иванова- Разумника до сих пор должным образом не востребовано. Как философские источники мировоззрения философа, так и собственно этические, социологические, аксиологические, философско-исторические, историко-философские его воззрения остаются малоизученными.
Цель и задачи исследования.
Основная цель диссертационного исследования - дать обобщающий историко-философский анализ взглядов Р.В.Иванова-Разумника, показать их истоки и эволюцию, реабилитировать его имя и творчество. Для ее достижения в работе решаются следующие задачи:
- рассматривается интеллектуальная биография Р.В.Иванова- Разумника;
- выявляются философские и литературно-художественные источники его философских взглядов;
- воссоздается дух общественных дискуссий в России начала XX в., повлиявших на становление Р.В.Иванова-Разумника как неонароднического мыслителя;
- исследуются наиболее значимые философские работы ученого;
- анализируются основные положения “имманентного субъективизма” являющегося как оригинальным мировоззрением, так и индивидуальным методом философа;
- раскрывается историко-философская концепция через рассмотрение теоретических проблем - таких, как интеллигенция, индивидуализм, смысл жизни;
- прослеживается эволюция философских воззрений Р.В.Иванова- Разумника;
- определяется вклад Р.В .Иванова-Разумника в популяризацию и развитие русской общественной мысли.
Источниковая база исследования. Теоретической базой исследования стали работы Р.В.Иванова-Разумника “История русской общественной мысли”, “Что такое махаевщина?”, “О смысле жизни”; критические и литературоведческие статьи его оппонентов - Г. Плеханова, А. Луначарского, С.Франка, С. Булгакова, А.С. Волжского (Глинки), Е. Ляцкого, Н. Ефимова, Е.Исакова, В. Кранихфельда, М. Лемке, Е. Замятина, А. Фомина, В. Чернова, Л.Кобылинского, А. Яцимирского; современных разумниковедов - А. Лаврова, М.Петровой, В. Белоуса, Я. Леонтьева, А. Гильднера, В. Лебедевой, В.Петрицкого.
Методология исследования определяется задачами диссертации. Диссертант использует основные методы и принципы историко-философского анализа: биографический метод; конкретно-исторический и сравнительно-исторический с трудами русских мыслителей анализ философских работ Р.В.Иванова-Разумника; принцип единства исторического и логического; источниковедческий, гносеологический и социально-культурный подходы.
Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Содержание работы изложено на 156 страницах текста. Библиография включает 100 названий.
1. Р. В. Иванов-Разумник о смысле жизни // Возрождение России: проблема ценностей в диалоге культур. 4.1. Н. Новгород: 1994. - С.44-46.
2. Философские взгляды Р. В. Иванова-Разумника и современность И Россия: Истоки и пути духовного обновления. Материалы Всерос. науч, конф. Архангельск: 1996,- С.30-31.
3. Р.В.Иванов-Разумник - выдающийся русский интеллигент XX века // Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры. К 90- летию сборника “Вехи”. Тез. докл. Всерос. науч. конф. - Екатеринбург: 1998.-С.164-165.
4. Р. В. Иванов-Разумник - мыслитель XX века // Гуманитарный вектор. Чита. - 1998. - № 2 (4). - С.80-82.