Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философско-эстетические особенности средневековых символов и их влияние на культуру Серебряного века

Работа №128123

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы112
Год сдачи2021
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СИМВОЛОВ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА 15
1.1. Понятие и предмет красоты в эстетике европейского Средневековья 15
1.2. Ценностные символы в системе средневековых эстетических
представлений 25
1.3. Использование средневековых символов в культурном пространстве
Европы XVIII - XX веков 37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 48
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ОБРАЗОВ ВКУЛЬТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА И ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 50
2.1. Типологическое сходство культур Серебряного века и европейского
Средневековья 50
2.2. Влияние средневековых символов на культуру Серебряного века: переосмысление жизни и искусства через феномен Красоты и Прекрасного 62
2.3. «Петербург» Андрея Белого и «Огненный ангел» Валерия Брюсова
как средоточие идей и место памяти русского символизма 75
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Красота Безобразного в работах Иеронима Босха . 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Аллегорический сюжет «Пляска смерти» в изобразительном искусстве европейского Средневековья 102
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Космическая и геометрическая пропорциональность
в готической архитектуре 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Цвет в средневековой живописи 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Первый Рыцарский подвиг 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Символика рыцарских орденов 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Рыцарский турнир в средневековой культуре 107
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Мотивы Рыцаря и Прекрасной Дамы в миниатюрах «Манесского кодекса» 108
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Средневековые мотивы в живописи прерафаэлитов 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Усадьба «Абрамцево» 110
ПРИЛОЖЕНИЕ М. Образы Дамы в русской живописи конца XIX века 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Н. Идеи совершенной Красоты в работах Михаила
Александровича Врубеля 112
ПРИЛОЖЕНИЕ П. Особняк Зинаиды Морозовой

Актуальность исследования. Данное исследование актуально для современного мира в первую очередь тем, что сегодня человеческая жизнь совпадает со сложным периодом сверхбыстрого развития общества, во времена которого происходит смена эпистемы. Процессы глобализации, не достигшие полного слияния и унификации культуры, меняются на течения противоположной направленности. Осознается, что культура всегда постигается во времени, и для того, чтобы понять будущее, возникает потребность обращения к локальному прошлому (что ранее делали символисты), к местам памяти с целью переосмысления и познания своей истории, культуры и языка. При этом особую популярность вновь приобретают идеи цикличности, которые выносили в культурное поле и представители Серебряного века.
Аналогично современности, Серебряный век являлся непростым периодом, потребовавшем обновления искусства. И в качестве его важного компонента выступил феномен русского символизма. У общества, как ранее в период европейского Средневековья, возникает потребность в красоте, через которую оно стремится познать взаимосвязь материального и божественного и найти решение волнующих вопросов. Во многом Серебряный век перекликается со Средневековьем, он также представляет собой пограничное время, стык двух эпох, неизменное нахождение «между». Порой сами символисты называли себя декадентами, намеренно подчеркивая, что за упадком культуры кроется новое и важное основание. Подобным образом средневековая культура, согласно Умберто Эко, обладала чувством нового, но стремилась его скрыть «за завесой повторений». И именно из этих «Темных веков» символисты заимствуют многие образы, через которые стараются переосмыслить кризис культуры и «привести народ к Красоте».
Необходимо отметить, что данная работа и практическая ее часть не посвящена исключительно культуре Серебряного века, но в равной степени ориентирована на осмысление средневековой европейской культуры. Соответственно, актуальность исследования одновременно заключается в необходимости составить корректное мнение и об уникальности культуры европейского Средневековья, и о вкладе русских символистов в мировую культуру, тем самым расширив горизонты научного представления. Помимо прочего, научная работа актуальна для анализа современной культурной ситуации, вопросов сохранения культурного наследия. Следует адекватно оценить смысловые уровни символов, понять, как они функционируют и влияют на формирование культурной среды, для чего необходимо определить генезис символических пространств. Также ввиду непростой ситуации в современной культуре видится важным попытаться вернуть интерес к тем проблемам и новациям, которые имели место в начале XX века, где, в свою очередь, были заимствованы именно из культурного пространства европейского Средневековья.
Совершенно небольшая научная изученность влияния ценностных символов европейского Средневековья на культуру Серебряного века формирует еще одно актуальное значение работы. Оно вызвано, в частности, неугасаемым интересом к средневековой культуре в разные эпохи у представителей различных идейных направлений и направлений в искусстве. Необходимо обосновать исключительную роль средневековых эстетических представлений и, следовательно, рассмотреть культурный вклад русских символистов непосредственно с позиции историко-культурного осмысления. В связи с этим важно показать, как средневековые представления о Красоте формировали уникальные ценностные символы, какие идеи в них закладывались, и как впоследствии эти символы обрели «вторую жизнь» в культуре и искусстве Серебряного века. Подобное исследование позволит передать полную картину значимого явления и сформировать адекватное представление об эпохе.
Объект исследования - философско-эстетический феномен средневековой символики.
Предмет исследования - влияние средневековых символов на культуру Серебряного века.
Цель работы - определить исключительную роль и значение средневековой символики. На достижение поставленной цели направлены следующие задачи:
• Исследовать феномен Красоты в контексте эстетических представлений европейского Средневековья, и тем самым обозначить фундаментальные идеи средневековой культуры;
• Выявить философско-эстетическую основу средневековых символов и их непосредственную встроенность в систему представлений о Красоте;
• Рассмотреть зарубежный опыт использования средневековых символов, оценив культурное пространство и тем самым раскрыть причины подобной актуальности;
• Доказать типологическое сходство культур европейского Средневековья и Серебряного века, определив, в частности, влияние средневековых символов и представлений о Прекрасном на культуру Серебряного века;
• Провести аналитическое исследование преобладающих идей русского символизма и выяснить его исключительную роль в культуре Серебряного века;
• Продемонстрировать, какие произведения русских символистов в большей степени репрезентируют ключевые идеи периода и формируют панорамное представление рассматриваемого явления.
Степень разработанности темы (историография). Существенный вклад в изучение вопросов средневековой европейской эстетики внесли такие исследователи культуры, как Йохан Хёйзинга, Умберто Эко, Мишель Пастуро, Жак Ле Гофф, Михаил Бахтин и ряд других медиевистов. В отечественной науке феномен средневекового символизма был рассмотрен Сергеем Аверинцевым, важное значение для определения проблематики исследования также представляют работы Наталии Басовской.
Вопросы эстетики и философии русского символизма были изучены Валентином Асмусом, Львом Озеровым, Львом Кобылинским, известным также под псевдонимом Эллис, и остальными символистами. Эстетику Средневековья и концепты символизма исследовали Алексей Лосев и Эрнст Гомбрих. Проблематика исследования находит свое отражение во многих статьях журналов «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», статьях Зары Минц об аспектах творчества Александра Блока, работах Виктора Жирмунского.
Таким образом, допустимо предположить, что исследование встроено в соответствующую традицию. Однако несмотря на имеющееся обилие научных трудов, проблема определения философско-эстетической наполняемости средневековых символов, их исключительной роли в различных культурах и, особенно, генетически-типологического влияния на культуру Серебряного остается малоизученной. К тому же, большинство исследователей, проводя сравнительный анализ эпох, обращали особое внимание именно на процессы, происходящие в русском Средневековье, и обходили стороной вклад, который внесли русские символисты в осмысление культуры европейского Средневековья.
Источниковая база исследования. При написании работы использовались:
• Тексты Ветхого и Нового Заветов, в частности, Песнь песней Соломона, Евангелие от Иоанна и Откровение Иоанна Богослова («Апокалипсис»). Наряду с работами позднеантичных и средневековых мыслителей, такими, как «Комментарий на “Сон Сципиона”» Амвросия Феодосия Макробия и «Путеводитель души к Богу» Святого Бонавентуры, эти тексты позволяют рассмотреть предмет Красоты в эстетике европейского Средневековья, а также адекватно оценить роль данного феномена в культуре рассматриваемого периода;
• Работы зарубежных и отечественных медиевистов: ряд эссе Йохана Хёйзинги, его фундаментальный труд «Осень Средневековья», комментарии Дмитрия Харитоновича, «Символическая история европейского средневековья» Мишеля Пастуро, работы Наталии Басовской, в частности, «Главная война Средневековья. Леопард против лилии» и «Средневековье. Самые известные герои истории». Отдельный пласт исследования составляют труды Умберто Эко, посвященные, помимо прочего, феномену средневековой эстетики - «Искусство и красота в средневековой эстетике», «История Красоты», «История Уродства»;
• В качестве исследовательской базы и иллюстрационного материала использовались картины Иеронима Босха, иллюстрации из «Великолепного часослова герцога Беррийского», средневековые миниатюры, гравюры и фрески, картины прерафаэлитов, в частности, Эдварда Бёрн- Джонса и Данте Россетти, художественные произведения Джауфре Рюделя, Виктора Гюго, Эмили Бронте, Эдгара По, Шарля Бодлера, Мориса Метерлинка, Густава Майринка;
• Источниковой базой для написания второй главы послужили: «История русского символизма» Аврил Пайман, двухтомный труд Андрея Белого «Критика. Эстетика. Теория символизма», работы Николая Бердяева, Зары Минц, Василия Молодякова, Омри Ронена, статьи Валентина Асмуса, Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Осипа Мандельштама, Дмитрия Мережковского. Отдельно стоит отметить сочинения Владимира Соловьева, необходимые для анализа специфики нового религиозного сознания, например «О причинах упадка средневекового миросозерцания». Также ввиду высокой роли антропософских учений в развитии культуры Серебряного века, требовалось рассмотреть вопрос мистификации, для чего использовались тексты Мэнли Холла;
• Влияние средневековых представлений о Красоте на культуру Серебряного века рассматривалось на примере поэтических произведений Федора Тютчева, Александра Блока, Андрея Белого, Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, воспоминаний современников, например, Зинаиды Гиппиус и Ивана Бунина, письмах Анны Минцловой и Андрея Белого, позволяющих оценить роль Розенкрейцерского сюжета в русском символизме. Особое внимание было уделено романам «Петербург» Андрея Белого, «Огненный ангел» Валерия Брюсова, искусству Михаила Врубеля и архитектурным сооружениям, в частности, усадьбе «Абрамцево» и особняку Зинаиды Морозовой;
• В качестве дополнительных источников использовались статьи Сергея Аверинцева, посвященные символике Средневековья, работы Алексея Лосева и Юрия Лотмана о роли символов в культуре, труд Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки», статьи Александра Блискавицкого, Елены Панковой, Андрея Сапелкина, Надежды Царевой.
Методология. Методологической основой научной работы являются философские и литературоведческие работы ведущих исследователей, обозначенные в качестве источниковой базы. В работе применены эмпирические (междисциплинарный анализ, дискриптивный метод), социокультурные (исторический, историко-генетический) методы, а также методы детерминистского анализа (многофакторный анализ и монодетерменизм). Таким образом, методологическую основу работы составляет комплексный подход к изучению обозначенного материала.
Научная новизна. Несмотря на очевидность использования символистами средневековых мотивов, содержательной интерпретации средневековых образов и идей в культуре Серебряного века нет. Данное исследование позволило:
• Обратиться к средневековым текстам, фрескам, миниатюрам, архитектуре для доказательства роли символов в рассматриваемом культурном пространстве, и определения их абсолютной встроенности в систему представлений о красоте;
• На примере картин прерафаэлитов, готической литературы, произведений романтиков и декадентов, учитывая особенности культурного процесса, продемонстрировать зарубежный опыт использования средневековой символики и доказать, что она выступала не экзотическим материалом, но способом преобразования повседневности;
• Проанализировать возникающие в Серебряном веке ценности, определить диалог между культурами прошлого и рассматриваемого настоящего. Как следствие, установить значимость непосредственно европейской средневековой культуры в формировании и развитии идей русского символизма, выступающего краеугольным камнем культуры Серебряного века;
• Рассмотреть русский символизм не только как художественное
направление, но и как масштабную философско-эстетическую составляющую Серебряного века, использовав при анализе различные художественные артефакты: литературу, произведения изобразительного искусства, архитектурные сооружения;
• Рассмотреть романы «Петербург» Андрея Белого и «Огненный ангел» Валерия Брюсова с позиции культурного текста, произведения-эпохи и места памяти русского символизма.
Результаты:
• В работе совершен исторический экскурс в культуру и эстетику европейского Средневековья, исследованы понятие Красоты и предмет искусства;
• Средневековые символы рассмотрены с иного ракурса: изучено их философско-эстетическое содержание, явившееся ответом на культурный вызов эпохи;
• Выявлены основные образы и сюжеты, репрезентирующие идеи европейского Средневековья, впоследствии возродившиеся в родственных культурах. Проанализированы причины обращения к средневековой символике;
• Произведено сопоставление культур европейского Средневековья и Серебряного века с целью подтверждения их типологического сходства;
• Определены основные источники эстетической рефлексии русского символизма, преобладающие идеи, веяния и мысли, рассмотрены основания их возникновения;
• По результатам исследования была доказана исключительная роль средневековых символов и их влияние на культуру Серебряного века с точки зрения философско-эстетических особенностей.
Положения, выносимые на защиту:
• Феномен Красоты в европейском Средневековье формируется из желания лучшей жизни и составляет общий фон всей эпохи. Представления о Красоте основываются на идеях гармонии, пропорциональности, благости и Божественности;
• Символическое для человека Средневековья абсолютно реально, оно образует субстанциальный культурный климат. Средневековые символы - ценностные, они произрастают из представлений о Красоте и несут в себе философско-эстетические идеи эпохи;
• В последующие эпохи на контрасте между внутренним и внешним состоянием общества систематически происходит возврат к средневековым образам и идеям. Прерафаэлиты, романтики, декаденты используют в своем творчестве символы европейского Средневековья, через которые пытаются переосмыслить обозначившийся культурный кризис;
• Период Серебряного века находит типологическое сходство с периодом европейского Средневековья. Он облекается в невероятно сильную взаимосвязь между историей и языком, при которой, однако, возрастает недоверие к слову, а мысль находит свое выражение исключительно через символ. Первозданным духом Серебряного века становится русский символизм;
• Европейское Средневековье воспринимается символистами не просто как источник интересного опыта, но как непосредственный культурный предшественник. Из этой эпохи символисты заимствуют многие идеи и образы, посредством которых диагностируют кризисное состояние современной им культуры и стремятся создать возвышенный строй жизни;
• Признается исключительная роль Красоты, именно и только через нее можно привести человечество к лучшей жизни. Представления символистов о красоте коррелируются со средневековыми представлениями и отражают триединство Красота-Истина-Благо.
Теоретическая значимость научной работы заключается в расширении теоретических представлений о значении средневековых европейских символов в развитии культуры. Теоретическое осмысление символов в эволюции культуры, в частности, отечественной, позволило также сделать вывод о том, что Россия в начале XX века двигалась в русле европейских тенденций, обращаясь к опыту всей Европы, особенно к Средневековью (даже в большей степени, чем к Античности). Предполагается использование составляющих работы в качестве источника для дальнейших исследований.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы, полученные в результате эмпирических исследований, могут найти применение при разработке учебных курсов по направлениям «культурология», «философия», «русская литература», «искусствоведение». Кроме этого, возможно изменение соответствующих программ в системе школьного образования. Также положения научной работы могут быть использованы в сфере туризма, при разработке тематических экскурсий, в театральных постановках, кинопроизводстве, исторических реконструкциях, для продвижения культурного потенциала региона и сохранения культурного наследия.
Таким образом, проведенное исследование может внести весомый вклад в развитие культурологии и систему научного знания.
Апробация работы. Положения научной работы были использованы:
• В докладе ««Петербург» Андрея Белого как многозначное место памяти русского символизма», представленном на Второй международной конференции «Современная культура и коммуникации» в секции «Биографические ландшафты и места памяти». По итогам выступления на конференции также была опубликована полная статья в электронном сборнике материалов MCC-2020 с индексацией в РИНЦ, выходные данные: СПб.: АНО ДПО «Институт Мира и исследования конфликтов», 2020. - 240 с.;
• В докладе «Этическая мысль русского символизма», представленном на XII Международной научной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы - 2020: Философия. Этика. Практика» в секции молодых ученых. Тезисы одноименной статьи были опубликованы в соответствующем сборнике по результатам конференции с индексацией в РИНЦ, выходные данные: СПб.: ООО «Сборка», 2020. - 120 с.
• При составлении учебной программы дисциплины «Культура и эстетика европейского Средневековья»;
• В лекции «Философско-эстетические особенности средневековых символов», прочитанной 13.04.20 в рамках курса «Культурология» студентам- бакалаврам 1-го года обучения, Экономического факультета (поточная лекция).
Структура и объем диссертации. Структура диссертации представляет собой законченное, логически оформленное исследование и состоит из введения, двух глав по три параграфа, выводов по главам, заключения, списка литературы из 100 наименований. Также работа содержит значительный объем иллюстративного материала, дискурсивно распределенного на 13 приложений.
В первой главе «Феномен средневековых европейских символов и его роль в формировании культурного пространства» последовательно рассматриваются представления о Красоте в средневековой эстетике, ее роль в культуре изучаемого периода; анализируются ценностные символы европейского Средневековья, их смысловое содержание и встроенность в систему эстетических представлений; исследуются причины и характер дальнейшего использования обозначенных символов на примерах картин прерафаэлитов, готической, романтической, декадентской и модернистской зарубежной литературы.
Вторая глава «Репрезентация средневековых образов в культуре Серебряного века: преемственность эстетических идей и ценностей русского символизма и европейского Средневековья» посвящена комплексному анализу культуры Серебряного века с целью подтвердить ее типологическое сходство с культурой европейского Средневековья; в главе исследуется феномен Красоты и его значение в рассматриваемой культуре на примерах поэзии и прозы символистов, архитектурных сооружений, картин, писем и воспоминаний; доказывается исключительная роль русского символизма, как художественного и идейного направления, в том числе, с точки зрения места памяти.
Объем диссертации составляет 100 страниц машинописного текста (без приложений).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет утверждать, что европейское Средневековье являлось масштабной, неоднозначной эпохой, породившей уникальную культуру, построенную на контрастах. Основу культуры составлял феномен Красоты, который выступал, в числе прочего, средством преобразования реальности. Обращение к средневековым текстам, произведениям архитектуры и живописи дало возможность продемонстрировать, что представления о Красоте в рассматриваемую эпоху базировались на идеях пропорциональности, гармонии, целостности и благости. Кроме того, важнейшей частью культуры и неотъемлемым элементом реальности являлся символ. Будучи встроенным в систему представлений о Красоте, он репрезентировал философско-эстетические идеи, но был двойственен по своему значению и всегда требовал учитывать контекст.
Последующее развитие общественной мысли, науки и искусства привело к тому, что Средневековье стало восприниматься как антипод современной на тот момент культуры. Намеренно демонстрировался фрагментарный контраст двух эпох, формировавший новое значение Средних веков как «Темных веков», средоточия варварства и регресса. Однако в это же время появляются идейные и художественные направления, представители которых отмечают несостоятельность и кризис культуры, в связи с чем обращаются в своем творчестве именно к средневековой символике. Анализ картин прерафаэлитов, произведений готической, романтической и декадентской литературы позволяет сделать вывод, что средневековые сюжеты и образы использовалась не бездумно, не в качестве экзотического материала, но были «прожиты» и переосмыслены в духе соответствующей эпохи.
Эпоха модерна, связавшая два века и две различные системы мироощущения, позволила взглянуть на культуру европейского 86
Средневековья с другого угла. В этот период идеи цикличности приобретали особую популярность, человечество ощущало наложение пространства и времени, а представители искусства вновь обратились к средневековым ценностным символам. Уникальным явлением стал Серебряный век русской культуры, сущностным основанием которого выступил русский символизм. Аналитическое исследование преобладающих идей рассматриваемого направления подтвердило, что общество находились в схожем культурном пространстве, в котором ранее пребывало Средневековье. Символисты осознавали кризис веры и культуры и стремились преобразовать реальность, воспитать в человеке истинную духовность, отличную от религии, для чего выбирали путь Красоты. Они обращались к опыту предшествующих культур и средневековым символам с их философско-эстетической наполненностью. Феномен Красоты также понимался в духе средневековой традиции, то есть являлся гармоничным, пропорциональным сочетанием внешней и внутренней Прекрасности, Благости.
Помимо прочего, в работе были предприняты попытки оценить смысловые уровни символов, дать содержательную интерпретацию средневековых образов и идей в различных культурах, в частности, в культуре Серебряного века, продемонстрировать, как ценностные символы влияют на формирование культурного пространства. Полученные результаты позволяют составить корректное мнение об изучаемых явлениях и типологическом сходстве рассматриваемых культур. На основании сформулированных выводов правомерно утверждать, что:
1. Европейское Средневековье создало уникальную, вечную культуру, смысловые элементы которой становились и до сих пор становятся предметом рефлексии;
2. Культуру Серебряного века и европейского Средневековья объединили отношения смысловой преемственности, а русский символизм явился крупнейшей философско-эстетической составляющей этого явления.
Полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов, образовательных программ, тематических экскурсий, в театральных постановках, кинопроизводстве, исторических реконструкциях, при написании научных работ, для изучения мест памяти, продвижения культурного потенциала региона, имиджа территории и сохранения культурного наследия. В современном обществе потребления, где красота функционирует как ценность-знак и все большее внимание уделяется идеям «Нового Средневековья» положения работы приобретают особую актуальность. В срединной, массовой культуре перманентно возрождаются средневековые сюжеты, часто являющиеся одной из самых востребованных концепций медиапродуктов. Подтверждением тому может служить неугасаемая популярность фэнтези-вселенных, наполненных символами европейского Средневековья - многочисленные литературные произведения, кинематографические продукты, видеоигры, квесты в реальности, которые организуют досуг потребителя. Подобное очередное несоответствие негативного образа эпохи Средних веков с желанием погрузиться в его идеи открывает новые горизонты исследования обозначенной проблематики. Таким образом в дальнейшем предполагается продолжение изучения феномена ценностных символов и их репрезентации в различных культурах.



1. Августин Иппонийский Блаженный. Толкование на Книгу
Премудрости Соломона / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/bible/kniga-premudrosti-solomona/glava-11/stih-21/ (дата
обращения: 03.04.2021).
2. Аверинцев С. Символика раннего средневековья (к постановке вопроса) // Семиотика и художественное творчество: сб. статей / Отв. ред. Ю. Я. Барабаш. - М.: Наука, 1977. - C. 308 - 337.
3. Анчугова, Т атьяна Васильевна. Вблизи Серебряного века / Т атьяна Анчугова. - М.: Русски Мiръ, 2011. - 400 с.: ил. - (Большая Московская Библиотека).
4. Асмус Валентин Фердинандович. Философия и эстетика русского символизма. Изд. 3-е, стереотип. - М.: ЛЕНАНД, 2020. - 96 с. - (Из наследия мировой философской мысли: эстетика).
5. Байрон Дж. Г. Прометей: [стихотворения] / Джордж Гордон Байрон; [пер. с англ.]. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора; М.: ИД Комсомольская правда, 2011. - 238 с.: ил. - (Серия «Великие поэты»).
6. Бальмонт К. Четверогласие стихий: [стихотворения] / Константин Бальмонт. - М.: НексМедиа; М.: ИД Комсомольская правда, 2013. - 238 с.: ил.
- (Серия «Великие поэты»).
7. Басовская, Наталья Ивановна. Главная война Средневековья. Леопард против лилии / Н. И. Басовская. - Москва: Издательство АСТ, 2020.
- 320 с. (История и наука Рунета).
8. Басовская, Наталья Ивановна. Средневековье. Самые известные герои истории / Н. И. Басовская. - Москва: Издательство АСТ, 2020. - 384 с.: ил. - (История и наука Рунета).
9. Белецкий А. Первый исторический роман В. Я. Брюсова // Брюсов В. Я. Огненный ангел: [Роман] / Сост., вступ. ст., коммент. С. П. Ильёва. — М.: Высш. шк., 1993. — С. 380 - 420.
10. Белый А. Вечный зов: [стихотворения] / Андрей Белый. - М.: НексМедиа; М.: ИД Комсомольская правда, 2012. - 238 с.: ил. - (Серия «Великие поэты»).
11. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т. 2 / Вступ. ст., сост. А. Л. Казин, коммент. А. Л. Казин, Н. В. Кудряшева. - М.: Искусство, 1994. - 571 с. - (История эстетики в памятниках и документах).
12. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т. 1 / Вступ. ст., сост. А. Л. Казин, коммент. А. Л. Казин, Н. В. Кудряшева. - М.: Искусство, 1994. - 478 с. - (История эстетики в памятниках и документах).
13. Белый, Андрей. «Огненный ангел» // Брюсов В. Я. Огненный ангел: [Роман] / Сост., вступ. ст., коммент. С. П. Ильёва. — М.: Высш. шк., 1993. - С. 376 - 379.
14. Белый, Андрей. Петербург - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. - 448 с.
15. Белый, Андрей. Серебряный голубь: Повесть в семи гл. / Андрей Белый; подгот. текста и коммент. М. Козьменко; вступ. ст. М. Козьменко. - М.: Художественная литература, 1989. - 463 с.
16. Белый, Андрей. Химеры // В. И. Иванов: pro et contra, антология. Т. 1 / Сост. К. Г. Исупова, А. Б. Шишкина; коммент. Е. В. Глуховой, К. Г. Исупова, С. Д. Титаренко, А. Б. Шишкина и др. — СПб.: РХГА, 2015. - 996 с.
17. Бердяев, Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М.: Наука, 1990. - С. 43 - 271.
18. Блискавицкий А. А. Философско-эстетические основы русского
символизма // Вестник славянских культур. - 2011. - №19, том 1. - С. 31 - 43 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-esteticheskie-osnovy-russkogo-simvolizma(дата обращения: 03.04.2021).
19. Блок, А. Интеллигенция и Революция // Блок Александр, Белый Андрей: Диалог поэтов о России и революции / Сост., вступ. ст., коммент. М. Ф. Пьяных. - М.: Высш. шк., 1990. - С. 415 - 424.
20. Блок А. Искусство и революция / Александр Блок. - М.: Современник, 1979. - 384 с.
21. Блок, А. Роза и Крест // Блок, А. Театр / Сост. Ф. Я. Прийма, И. В. Абашидзе, Н. П. Бажан и др.; вступ. ст. П. П. Громова. - Ленинград: О. изд-ва «Советский писатель», 1981. - С. 203 - 276.
22. Блок, А. Стихи о Прекрасной Даме / Александр Блок. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2018. - 256 с. - (Азбука-классика).
23. Блок, А. Театр / Сост. Ф. Я. Прийма, И. В. Абашидзе, Н. П. Бажан и др.; вступ. ст. П. П. Громова. - Ленинград: О. изд-ва «Советский писатель», 1981. - 496 с.
24. Блок Александр, Белый Андрей: Диалог поэтов о России и революции / Сост., вступ. ст., коммент. М. Ф. Пьяных. - М.: Высш. шк., 1990.
- 687 с. - (Б-ка студента-словесника).
25. Бодлер, Шарль. Цветы зла: [сборник] / Шарль Бодлер; [перевод с французского]. - Москва: Издательство АСТ, 2020. - 352 с. - (Эксклюзивная классика).
26. Бодрийяр, Жан. Общество потребления / Жан Бодрийяр; [перевод с французского Е. А. Самарской]. - Москва: Издательство АСТ, 2020. - 320 с.
- (Философия - Neoclassic).
27. Бонавентура Святой. Путеводитель души к Богу / [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: URL:
http: //anthropolo gy.rchgi.spb.ru/bonaventura/bonaventura t3. htm (дата
обращения: 03.04.2021).
28. Бронте, Э. Грозовой Перевал / Эмили Бронте; пер. с англ. Н. С. Роговой; вступ. ст. О. М. Петерсон; примеч. И. С. Веселовой; худож. Я. В. Крутий. - М.: ЗАО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО», 2014. - 336 с.: ил.
29. Брюсов В. Мучительный дар: [стихотворения] / Валерий Брюсов. - М.: НексМедиа; М.: ИД Комсомольская правда, 2012. - 240 с.: ил. - (Серия «Великие поэты»).
30. Брюсов В. Я. Огненный ангел: [Роман] / Сост., вступ. ст., коммент. С. П. Ильёва. - М.: Высш. шк., 1993. - 480 с. - (Б-ка студента-словесника).
31. Бунин, Иван Алексеевич. Воспоминания / Иван Алексеевич Бунин. - М.: Захаров, 2003. - 400 с.
32. Варакин А. С. Розенкрейцеры - рыцари Розы и Креста / А. С. Варакин. - М.: Вече, 2007. - 416 с.: ил. - (Тайные общества, ордена и секты).
33. Великолепный Часослов герцога Беррийского / Сост. Астахов А. - М.: Белый город, 2021. - 48 с.
34. Ветхий Завет: Песнь песней Соломона / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.patriarchia.ru/bible/song/4/(дата обращения: 04.05.2021).
35. Воскобойников, Олег Сергеевич. Средневековье крупным планом / Олег Воскобойников. - Москва: Эксмо, 2020. - 240 с.
36. Вяч. Иванов: pro et contra, антология. Т. 1 / Сост. К. Г. Исупова, А. Б. Шишкина; коммент. Е. В. Глуховой, К. Г. Исупова, С. Д. Титаренко, А. Б. Шишкина и др. - СПб.: РХГА, 2015. - 996 с.
37. Г иппиус Зинаида. Мой лунный друг // Блок А. Стихи о Прекрасной Даме / Александр Блок. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2018. - С. 200 - 245.
38. Гейне Г. Книга песен: [стихотворения] / Генрих Гейне. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора; М.: ИД Комсомольская правда, 2012. - 239 с.: ил. - (Серия «Великие поэты»).
39. Гёте И. В. Лесной царь / Иоганн Вольфганг Гёте; [пер. с нем.]. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора; М.: ИД Комсомольская правда, 2012. - 238 с.: ил. - (Серия «Великие поэты»).
40. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаевой; вводн. ст. Ю. А. Шрейдера. - М.: Прогресс, 1990. - 495 с.
41. Глухова Е. В. Письма А. Р. Минцловой к Андрею Белому: материалы к розенкрейцерскому сюжету в символизме // Русская антропологическая школа. Труды. Выпуск 4 (в 2-х кн.) - М.: РГГУ, 2007. - С. 215 - 240.
42. Гумилев Николай. Письма о русской поэзии. Александр Блок. «Ночные часы» // Блок Александр, Белый Андрей: Диалог поэтов о России и революции / Сост., вступ. ст., коммент. М. Ф. Пьяных. - М.: Высш. шк., 1990. - С. 546 - 548.
43. Гюго В. Собор Парижской Богоматери: роман / Виктор Гюго; пер. с фр. Н. Коган. - М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2020. - 640 с.: ил. - (Иностранная литература. Большие книги).
44. Делёз Ж. Фуко / Перевод с французского Е. В. Семиной - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. - 172 с.
45. Дианова, В. М. История культурологии: учебник для академического бакалавриата / В. М. Дианова, Ю. Н. Солонин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 471 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс).
46. Дмитриева, Н. А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество. - М.: Дет. лит., 1984. - 143 с.
47. Долгополов, Л. К. Символика личных имен в произведениях Андрея Белого / Л. К. Долгополов // Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции: [сб. статей] / отв. ред. В. Г. Базанов. - М.: Наука, 1976.
48. Долгополов, Л. К. История создания романа А. Белого «Петербург» // Белый, Андрей. Петербург - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус,
2019. - С. 385 - 436.
49. Евлампиев И. И. Главный принцип философии человека Ф.
Достоевского // Соловьёвские исследования - 2015. - №2(46). - С. 20 - 35 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/glavnyy-printsip-filosofii-cheloveka-f-dostoevskogo(дата обращения: 03.04.2021).
50. Жирмунский В. М. Драма Александра Блока «Роза и крест» Z В. М. Жирмунский. - Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1964. - 105 с.
51. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика Z В.М. Жирмунский; предисловие и комментарии А.Г. Аствацатурова. - СПб.: Аксиома, Новатор, 1996. - 232 с. - (Памятники и история европейского романтизма).
52. Зотов, Сергей. Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии / Сергей Зотов, Михаил Майзульс, Дильшат Харман. — Москва: Издательство АСТ, 2019. - 416 с.: ил. - (История и наука Рунета).
53. Иванов, Вячеслав. О русской идее ZZ Блок Александр, Белый Андрей: Диалог поэтов о России и революции Z Сост., вступ. ст., коммент. М. Ф. Пьяных. - М.: Высш. шк., 1990. - С. 528 - 531.
54. Иванов-Разумник, Р. Весть весны ZZ Блок Александр, Белый Андрей: Диалог поэтов о России и революции Z Сост., вступ. ст., коммент. М. Ф. Пьяных. - М.: Высш. шк., 1990. - С. 582 - 591.
55. Иванова Т. Ф. Традиции европейской средневековой поэзии в
цикле А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» ZZ Вестник Московского Университета. Сер. 9 Филология - 2008. - №2. - С. 95 - 101 Z [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/traditsii-
evropeyskoy-srednevekovoy-poezii-v-tsikle-a-a-bloka-stihi-o-prekrasnoy-dameZviewer(дата обращения: 03.04.2021).
56. Ильев С. П. Роман или «правдивая повесть»? ZZ Брюсов В. Я. Огненный ангел: [Роман] / Сост., вступ. ст., коммент. С. П. Ильёва. - М.: Высш. шк., 1993. - С. 6 - 22.
57. Искусство и культура Европы эпохи Возрождения и раннего Нового времени. Сборник трудов в честь Всеволода Матвеевича Володарского
/ Под ред. О. Ф. Кудрявцева. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 414 с.
58. История Красоты / под редакцией Умберто Эко; перевод с итал. А. А. Сабашниковой. - М.: Слово / Slovo, 2019. - 440 с.: ил., 17 х 23,5 см. - Библиогр.: с. 431 - 433. - Указ. худож. и произв.: с. 435 - 437.
59. История Уродства / под редакцией Умберто Эко; перевод с итал. А. А. Сабашниковой. - М.: Слово / Slovo, 2019. - 456 с.: ил., 17 х 23,5 см. - Библиогр.: с. 441 - 447. - Указ. худож. и произв.: с. 449 - 451.
60. Кант, Иммануил. Критика способности суждения / Иммануил Кант; [перевод с немецкого М. Левиной]. - Москва: Издательство АСТ, 2020. - 448 с. - (Эксклюзивная классика).
61. Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. - М.: Книга, 1990. - 219 с.
62. Ковалев Ю. В. «Эдем мечтаний и сновидений» // По Э. А. Ворон: стихотворения и поэмы / Эдгар Аллан По; пер. с англ. - СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2019. - С. 5 - 47.
63. Коптелова Н. Г. Проблема взаимодействия и синтеза искусств в эстетике А. Блока и младосимволистов // Творчество писателя и литературный процесс. - Иваново: Межвузовский сборник научных трудов, 1986. С. 110 - 127.
64. Косякова, Валерия. Код Средневековья. Иероним Босх / Валерия Косякова. - Москва: Издательство АСТ, 2020. - 432 с.: ил. - (История и наука Рунета).
65. Лосев, Алексей Фёдорович. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1993. - 962 с.
66. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М.: «Мысль», 1982. - 623 с.
67. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI. - Тарту, 1987. Вып. 754. - С. 10 - 22.
68. Лосев А. Ф. Символ и художественное творчество // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. XXX. Вып. 1. - М, 1971. - С. 3 - 13.
/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http: //www.philology.ru/literature 1Zlosev-71.htm(дата обращения: 04.05.2021).
69. Майринк Г. Вальпургиева ночь: романы / Густав Майринк; пер. с нем. В. Фадеева. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2018. - 416 с. - (Азбука-классика).
70. Макробий, Амвросий Феодосий. Комментарий на «Сон Сципиона» (I, 3) / Пер. с латинского и примечания М. С. Петровой. // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). М.: Кругъ, 2010. С. 229 - 237.
71. Мандельштам, О. Э. О природе слова // Собрание сочинений в четырех томах. Т.1 - М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993 - С. 217 - 231.
72. Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д.С. Мережковский // Критика русского символизма: в 2-х т. Т. 1. - М.: ACT: Олимп, 2002. - С. 41 - 61. - (Библиотека русской критики).
73. Метерлинк М. Синяя птица: пьесы / Морис Метерлинк; пер. с фр. В. Брюсова, Н. Минского, Л. Вилькиной. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус,
2020. - 384 с. - (Азбука-классика).
74. Минц З. Г. Модернизм в искусстве и модернист в жизни / З. Г. Минц // Минц З. Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: в 3-х кн. Кн. 3. Поэтика русского символизма: научное издание. - СПб.: Искусство-СПб, 2004. - С. 390 - 414.
75. Молодяков В. Э. Декаденты: Люди в пейзаже эпохи / Василий
Молодяков. - М.: Молодая гвардия, 2020. - 399[1] с.: ил. - (Жизнь
замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1855).
76. Морев Г. А. Поэт и Царь: из истории русской культурной мифологии (Мандельштам, Пастернак, Бродский). - М.: Новое издательство, 2020. - 128 с. - (Новые материалы и исследования по истории русской культуры).
77. Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель / О. И. Арзуманова, А. Г. Кузнецова, Т. Н. Макарова, В. А. Невский. - Издание 2-е, исправленное. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 256 с.
78. Новый Завет: Евангелие от Иоанна / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.patriarchia.ru/bible/jn/(дата обращения: 04.05.2021).
79. Новый Завет: Откровение Иоанна Богослова / [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.patriarchia.ru/bible/rev/(дата
обращения: 04.05.2021).
80. Озеров Лев Адольфович. Необходимость прекрасного / Лев Алольфович Озеров. - М.: Советский писатель, 1982. - 324 с.
81. Пайман Аврил. История русского символизма / Авторизованный пер. Пер. с англ. В. В. Исакович. - М.: Республика, 1998. - 415 с.
82. Панкова Е. А. Романтическая модель средневековья (к постановке
проблемы) // Вестник СПбГУ. Сер. 9 - 2011. - Вып. 1. - С. 186 - 190 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/romanticheskaya-model-srednevekovya-k-postanovke-problemy/viewer(дата обращения: 03.04.2021).
83. Пастуро, Мишель. Символическая история европейского средневековья. Пер. с фр. Е. Решетниковой. - СПб.: «Александрия», 2019. - 448 с., илл.
84. По Э. А. Ворон: стихотворения и поэмы / Эдгар Аллан По; пер. с англ. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. - 288 с. - (Азбука-классика).
85. По Э. А. Убийства на улице Морг: Новеллы / Пер. с англ. Н. Галь, Р. Гальпериной, И. Гуровой и др. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 288 с.
86. Пропп В. Морфология волшебной сказки; Исторические корни волшебной сказки / Владимир Пропп. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021. - 640 с.
87. Пуришев Б. Брюсов и немецкая культура XVI века // Брюсов В. Я. Огненный ангел: [Роман] / Сост., вступ. ст., коммент. С. П. Ильёва. - М.: Высш. шк., 1993. - С. 421 - 436.
88. Пушкин, А. С. Поэзия / Александр Сергеевич Пушкин. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - 701 [3] с. - (Золотая классика).
89. Рильке Р. М. Часослов: [стихотворения] / Райнер Мария Рильке; [пер. с нем.]. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора; М.: ИД Комсомольская правда, 2012. - 238 с.: ил. - (Серия «Великие поэты»).
90. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел / О. Ронен; пер. с англ. - М.: ОГИ, 2000. - 152 с. - (Материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 4).
91. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Том. 1. Эмиль, или О воспитании / Под. ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1981. - 656 с. - (Пед. б-ка).
92. Рюдель Джауфре. Желанная и недосягаемая // Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://litlife.club/books/148267(дата обращения: 04.04.2021).
93. Санд Ж. Консуэлло: роман: в 2 кн. Кн. 1 / Жорж Санд; пер. с фр. А. Бекетовой. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. - 608 с. - (Азбука- классика).
94. Санд Ж. Консуэлло: роман: в 2 кн. Кн. 2 / Жорж Санд; пер. с фр. А. Бекетовой. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. - 544 с. - (Азбука- классика).
95. Сапёлкин А. А. Средневековье и его символы в европейской
литературе XIX века // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке - 2011. - №3. - С. 11 - 18 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/srednevekovie-i-ego-simvoly-v-
evropeyskoy-literature-hih-veka/viewer(дата обращения: 03.04.2021).
96. Соловьев, В. С. Краткая повесть об Антихристе / В. С. Соловьев // Антихрист : Из истории отечественной духовности : Антология / сост. А. С. Гришин, К. Г. Исупов. - Минск: Вышэйшая школа, 1995.
97. Соловьев, В. С. О причинах упадка средневекового миросозерцания // Соловьев B.C. Сочинения. М.: Раритет, 1994. - 448 с. - (Библиотека духовного возрождения) С. 186 - 197.
98. Струве, Н. А. Осип Мандельштам / Н. А. Струве. - Томск: Водолей, 1992. - 268 с.
99. Тынянов, Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Тютчев Ф. Люблю глаза твои, мой друг...: стихотворения / Федор Тютчев. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. - С. 246 - 264.
100. Тютчев Ф. Люблю глаза твои, мой друг.: стихотворения / Федор Тютчев. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. - 272 с. - (Азбука-классика).
101. Фещенко, В. В. Литературный авангард на лингвистических поворотах / Владимир Фещенко. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2018. - 380, [4] с.: ил. - (AVANT-GARDE; вып. 15).
102. Харитонович, Д. Э. Осень Средневековья. Комментарии // Хёйзинга Й. Осень Средневековья. Homo ludens. Эссе / Йохан Хёйзинга; сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; коммент. Д. Э. Харитоновича. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019. - С. 448 - 495.
103. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. Homo ludens. Эссе / Йохан Хёййзинга; сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; коммент. Д. Э. Харитоновича. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019. - 1232 с.; ил.
104. Ходасевич В. Конец Ренаты // Брюсов В. Я. Огненный ангел: [Роман] / Сост., вступ. ст., коммент. С. П. Ильёва. - М.: Высш. шк., 1993. - С. 365 - 375.
105. Холл Мэнли П. Тайные учения всех времен: Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии / Мэнли П. Холл; пер. с англ. В.В. Целищева. - М.: Азбука-Аттикус, 2018. - 960 с., ил.
106. Царева Н. А. Проблема религии в русском символизме и
европейском постмодернизме // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия - 2011. - №2. - С. 111 - 125 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-religii-v-russkom-
simvolizme-i-evropeyskom-postmodernizme(дата обращения: 03.04.2021).
107. Шкепу М. А. Эстетика безобразного Карла Розенкранца / Инт проблем соврем. искусства Нац. акад. искусств Украины. - К.: Феникс, 2010. - 448 с.
108. Эко, Умберто. Искусство и красота в средневековой эстетике / Умберто Эко; пер. с ит. А. Шурбелева. — Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2019. - 352 с.
109. Эко, Умберто. С окраин империи. Хроники нового средневековья / Умберто Эко; пер. с итал. Я. Арьковой, И. Боченковой, Е. Степанцовой и А. Ямпольской. - Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2021. - 480 с.
110. Энциклопедия символизма / живопись, графика и скульптура, литература. Музыка / Жан Кассу и др. М.: Республика, 1998. - 430 с.
111. Энциклопедия символов / Сост. В. М. Рошаль, М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. - 384 с.: ил.
112. ACADEMIA. (2015) Николай Богомолов. Серебряный век как
субкультура. [Цикл передач]// Культура.РФ. 02.08.2015.
(https://www.culture.ru/movies/198/serebryanyi-vek-kak-subkultura).
Просмотрено: 23.04.2021.
113. Istorionet. (2012) Вершины и бездны Серебряного века. Авторская программа Феликса Разумовского [Цикл передач] // YouTube. 20.01.2012. (https://www.youtube.com/watch?v=B3k2uTAZlaY). Просмотрено: 23.04.2021.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ