Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Работа №102633

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24
Год сдачи2007
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 7
Заключение 19
Список литературы 20

Актуальность проблемы и темы исследования. Анализ современной ситуа­ции в России, характеризующейся динамичным развитием экономики, быстрой сменой техники и технологий, ростом конкуренции, сокращением сферы неквали­фицированного и малоквалифицированного труда, свидетельствует о потребности общества в личности с активной познавательной позицией, способной постоянно учиться и переучиваться, в личности, отвечающей требованиям общества ХХ1 века. На основании этого возникает необходимость изыскания всех возможностей для подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества.
Особая роль в этом процессе отведена общеобразовательной школе, которая должна обеспечивать высокий уровень социализации личности, ее жизненное и профессиональное самоопределение, на основе высокого уровня познавательных умений и устойчивой привычки учиться.
В связи с этим в Концепции модернизации Российского образования до 2010 года основной целью общего среднего образования определена подготовка разно­сторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адап­тации в обществе, к началу трудовой деятельности, к продолжению профессио­нального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Однако в современном школьном образовании не уделяется должного внимания тем процес­сам, которые всегда являлись и будут являться основой для становления учащегося как субъекта собственной деятельности.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образо­ванию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать.
В настоящее время изменяются требования общества к личности, которая должна обладать способностью к самообразованию и саморазвитию. Это возможно в целенаправленном осуществлении процесса развития познавательной активности учащихся в школьные годы. Развитие познавательной активности в нашем понима­нии представляет собой процесс активного взаимодействия его участников, пред­полагающий создание учителем условий для позитивного изменения уровня позна­вательной активности учащихся и предоставляющий возможность для самореа­лизации каждого ученика в учебной деятельности.
Несмотря на то, что вопросы, касающиеся познавательной активности, рас­сматриваются в широком круге исследований, проблема развития познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном процессе исследована не­достаточно. В исследованиях по данной проблеме не уделено должного внимания определению понятия «развитие познавательной активности», выявлению отличий данного понятия от близких по смыслу понятий «активизация», «стимулирование» познавательной деятельности и «формирование познавательной активности»; сис­темной организации процесса развития познавательной активности; определению особенностей процесса развития познавательной активности в подростковом воз­расте, когда учащийся теряет интерес к учебной деятельности. Поэтому актуаль­ность исследования на научно-теоретическом уровне определяется противоречия­ми между востребованностью в решении данной проблемы для современного об­щества и недостаточной ее теоретической разработанностью.
Изучение состояния процесса развития познавательной активности на практи­ке свидетельствует чаще всего о формальном подходе в решении проблемы, кото­рый не позволяет достигнуть реальных положительных результатов в развитии по­знавательной активности учащихся, особенно в подростковом возрасте. В связи с этим следует вести поиск инструментов реализации исследуемого процесса, спо­собствующих достижению гарантированных результатов. Следовательно, актуаль­ность исследования на научно-методическом уровне обусловлена несоответствием между практической востребованностью в решении проблемы для современной общеобразовательной школы и ее научно-теоретическим обоснованием, которое пока не позволяет вывести исследуемый процесс на технологический уровень...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся в учебном процессе определяется потребностью общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию на протяжении всей жизни, а также обусловлена недостаточной разработкой проблемы в теории и практике педагогики.
2. Развитие познавательной активности имеет: а) отличительные характери­стики от процессов активизации, стимулирования познавательной деятельности и формирования познавательной активности - протяженность во времени и возмож­ность изменения познавательной активности; б) деятельностную, процессуальную и системную природу.
3. Развитие познавательной активности учащихся по существу представляет собой процесс активного взаимодействия его участников, предполагающий созда­ние учителем условий для позитивного изменения уровня развития познавательной активности учащихся и предоставляющий возможность для самореализации каждо­го ученика в учебной деятельности. Для успешной реализации процесса развития познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном процессе необходимо следовать принципам: гуманистической направленности, целостного подхода, непрерывности, идейной направленности, диагностического сопровожде­ния и учета возрастных особенностей учащихся.
4. Система развития познавательной активности учащихся подросткового воз­раста, разработанная на основе системного, деятельностного и личностно­ориентированного подходов, включает целевой, программно-процессуальный, ин­струментальный и диагностико-результативный компоненты, отличается открыто­стью и гибкостью и опирается на принципы гуманистической направленности, це­лостного подхода, непрерывности, идейной направленности, учета возрастных осо­бенностей. Особенностью данной системы является направленность на реализацию идеи «учить учиться всю жизнь».
5. Эффективность реализации системы обеспечивается внедрением техноло­гии, представляющая собой совокупность трех блоков: педагогической задачи, спо­соба и условий, особенностью которой согласно идее «учить учиться всю жизнь» является целенаправленное поэтапное развитие познавательной активности уча­щихся подросткового возраста. В рамках технологии определены педагогические условия, обеспечивающие результативность рассматриваемого процесса: включе­ние учащихся в разнообразные виды деятельности, осуществление вариативного методического сопровождения процесса развития познавательной активности уча­щихся подросткового возраста, создание творческой среды по формированию по­знавательного интереса учащихся.
6. Проведенная опытно-поисковая работа подтвердила, что разработанные на основе идеи «учить учиться всю жизнь» система и технология способствуют дос­тижению более высоких качественных результатов.
В то же время итоги нашей исследовательской работы позволяют констатиро­вать тот факт, что возможности в учебном процессе для развития познавательной активности не исчерпаны. Существует ряд вопросов, требующих более углубленно­го и серьезного изучения. Таковыми, по нашему мнению, являются выявление за­кономерностей процесса развития познавательной активности учащихся; определе­ние специфики исследуемого процесса в разные возрастные периоды; разработка комплексных тестовых методик; изучение праксиологических аспектов данной про­блемы.


1. Рослякова, С.В. К вопросу о развитии познавательной активности учащихся в учебном процессе [Текст] / С.В. Рослякова // Вестник Оренбургского государствен­ного университета / Оренбург : Изд-во Оренбургского государственного универси­тета, 2006. - № 10. - С. 99 - 103.
2. Рослякова, С.В. Стимулирование познавательной деятельности учащихся как условие развития их познавательной активности в учебном процессе [Текст] / С.В. Рослякова // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. статей. - Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 2005. - Вып. 10. - С. 124 - 134.
3. Рослякова, С.В. Теоретико-методологические основания педагогической сис­темы развития познавательной активности учащихся в учебном процессе [Текст] / А.Ф. Аменд, С.В. Рослякова // Национальный проект образования : практика реали­зации : сб. науч. статей. - Челябинск : Образование, 2005.- С. 17 - 21.
4. Рослякова, С.В. Содержательный компонент педагогической системы разви­тия познавательной активности учащихся [Текст] / С.В. Рослякова // Национальный проект образования : практика реализации: сб. науч. статей. - Челябинск : Образо­вание, 2005. - С. 21 - 24.
5. Рослякова, С.В. Принципы развития познавательной активности учащихся как условие повышения профессионализма учителя [Текст] / С.В. Рослякова // Инте­грация методической (научно-методической) работы и системы повышения квали­фикации кадров : материалы VII Всероссийской науч.-практ. конференции : в 6 ч. - Челябинск : Образование, 2006. - Ч. 2. - С. 227 - 231.
6. Рослякова, С.В. Развитие познавательной активности учащихся в учебном процессе - один из путей создания здоровьесберегающей образовательной сре­ды [Текст] / С.В. Рослякова // Формирование здоровьесберегающей среды как фор­ма гражданского заказа на качество образования : сб. статей. - Челябинск : Образо­вание, 2006. - С. 71-74.
7. Рослякова, С.В. К вопросу о методике развития познавательной активности учащихся в учебном процессе [Текст] / С.В. Рослякова // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. статей. - Челябинск : Рекпол, 2006. - Вып. 11. - С. 164 - 171.
8. Рослякова, С.В. О способах учебной работы в процессе развития познаватель­ной активности учащихся [Текст] / С.В. Рослякова // Наука. - Костанай : Изд-во КИнЭУ, 2006. - № 3. - С. 46 - 49.
9. Рослякова, С.В. Развитие познавательной активности учащихся как педагоги­ческий процесс [Текст] / С.В. Рослякова // Наука. - Костанай : Изд-во КИнЭУ, 2006. - № 2. - С. 87 - 90.
10. Рослякова, С.В. Развитие познавательной активности как самостоятельная проблема [Текст] / С.В. Рослякова // Система оценивания качества образования в условиях его модернизации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Новоси­бирск : Изд-во ИП Осинцев Ю.Г., 2007. - С. 80 - 83.
11. Рослякова, С.В. Что значит развивать познавательную активность [Текст] / С.В. Рослякова // Интеграция методической (научно-методической) работы и сис­темы повышения квалификации кадров : материалы VIII Всероссийской науч.- практ. конференции : в 6 ч. - Челябинск : Образование, 2007. - Ч. 1. - С. 41 - 48.
12. Рослякова, С.В. Решение проблемы развития познавательной активности учащихся в учебном процессе в педагогической теории и практике : учеб. посо­бие [Текст] / С.В. Рослякова. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005. - 2,8 п. л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ