Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проекты государственного устройства России во второй половине XVIII - начале XXI вв.: исторический опыт социально-политического прогнозирования

Работа №102627

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы24
Год сдачи2007
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Основные положения, выносимые на защиту 11
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 13
Заключение 21
Список литературы 23

Актуальность темы исследования.
В настоящее время остро стоит вопрос о перспективах развития российского государства, которое находится перед рядом различного рода исторических вызовов, и от того, сумеет ли оно найти ответы на них, зави­сит его будущность. В результате всестороннего цивилизационного кризи­са конца ХХ в. в России сложилось государство, которое можно охаракте­ризовать как трудно управляемое, со слабой способностью к саморегуля­ции, в высокой степени подверженное внешним влияниям, социально де­зинтегрированное, имеющее отчуждение власти и общества. Важнейшая задача современной российской элиты - всестороннее освоение историче­ского опыта управления для проведения политики, адекватной задачам и возможностям страны, грамотной постановки целей развития. Остро ощу­щается потребность в разработке современных концепций и освоении но­вых методик социального управления обществом и государством, которые свели бы к минимуму решения и директивы, построенные на ошибочных аналогиях, ложных параллелях или исторической некомпетентности.
Все это делает актуальным обращение к опыту прогнозирования государственного устройства России, учета ошибок и достижений в реали­зации различных проектов.
Специфика исторического подхода к прогнозированию, по сравне­нию с социологическим, состоит в том, что он позволяет затронуть боль­шие хронологические рамки, полнее выявить тенденции и закономерности развития исследуемого объекта. Метод исторической герменевтики дает возможность выявить связь, сходство и различие прошлых и современных прогнозов, что существенно обогатит методологию современного прогно­зирования.
Методология исследования.
Изучение с позиций исторической науки проектов государственно­го устройства, анализ опыта прогнозирования в данной сфере и его ис­пользования в современных прогнозных разработках требует особого под­хода к методологии исследования.
Будущее является таким же реальным объектом, как и любой дру­гой. Для анализа будущего существует стандартная методология, которая включает в себя анализ трендов, разработку сценариев, выделение наибо­лее предпочтительных и разработку мер по их воплощению.
Данное методологическое положение находится в русле такой ис­ториографической традиции, как «интеллектуальная история», в которой появилось новое отношение к документам в том смысле, что они не отра­жают, а интерпретируют прошлую реальность, и поскольку реконструкция прошлого в таких условиях недостижима, то задача историографии - кон­струируя искомое прошлое, помочь индивидам и социальным группам в обретении ими собственной идентичности. Зафиксированные коллектив­ной памятью образы событий (в форме культурных стереотипов, символов, мифов) выступают как интерпретационные модели, позволяющие индиви­ду и социальной группе ориентироваться в мире и конкретных жизненных ситуациях. Проекты государственного устройства вполне допустимо рас­сматривать как подобные модели.
Как прогнозы и проекты будущего становятся реальностью? Какие причины этому способствуют? Можно выявить эти факторы, проанализи­ровать прогнозы в контексте эпохи. Отсюда вытекает такой методологиче­ский принцип работы, как историзм. Для анализа проекта будущего необ­ходима комплексная оценка социальной реальности и влияющих на его осуществление факторов, поэтому другим методологическим принципом будет системный подход. Само государственное устройство является важ­ным элементом страны как системы, а страна, в свою очередь, выступает как элемент человеческого универсума. В данной системе происходит не­прерывный культурный, экономический, информационный взаимообмен между ее акторами. Исходя из этого, следующим методологическим прин­ципом будет теория модернизации (точнее тот ее аспект, который утвер­ждает, что незападные общества проводят модернизацию своей структуры, в том числе и политическую, как ответ на возникающие «вызовы»).
В работе используются также такие методы исследования, как ком­паративистский, типологизации и классификации.
Хронологические рамки.
Достаточно широкие хронологические рамки - вторая половина XVIII - начало XXI вв. взяты потому, что специфика исторического про­гнозирования, в отличие от социологического и других, состоит в анализе динамики прогнозов в достаточно большой промежуток времени. Это нужно для того, чтобы полнее выяснить закономерности их развития, вы­явить историческую преемственность и новизну, понять взаимосвязь виде­ния будущего и исторического контекста эпохи, провести сравнительный анализ.
Нижние хронологические рамки исследования обусловлены сле­дующим.
Во второй половине XVIII в., и особенно со времен Екатерины II расширился спектр прогнозных сценариев для российского общества. Поя­вились и впервые на государственном уровне пытались реализоваться про­екты либерализации российского общества, базирующиеся на западных учениях эпохи Просвещения. Просвещение представляет собой своеобраз­ный рубеж в историко-политической традиции Европы, когда возникли, во-первых, новые методы легитимации власти монарха, а, во-вторых, встал вопрос о контроле общества над монархической властью. В период прав­ления Екатерины II в стране были созданы некоторые элементы граждан­ского общества - появилось полноправное, пользующееся определенным набором демократических свобод сословие - дворянство; была допущена, в крайне ограниченных масштабах, критика правительства; правящей эли­той начала осознаваться необходимость введения представительного орга­на власти. Впервые на официальном уровне прозвучало стремление к реа­лизации демократических свобод и ориентация на либерализм. Были пред­приняты реальные шаги для реализации этого - например, созыв Уложен­ной комиссии. Всего вышеперечисленного не было в предшествующей ис­торической традиции.
Закончена работа обзором современных прогнозов государственно­го устройства России..

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении подведены итоги изучения темы диссертационного исследования, сформулированы окончательные выводы обобщающего ха­рактера.
Отмечается, что историческое прогнозирование должно опираться на следующие принципы:
• системность при анализе объекта прогноза;
• учет как можно большего количества факторов, влияющих на со­стояние объекта прогнозирования, их иерархичность;
• цикличность при установлении закономерности развития изучае­мого объекта; при этом циклические модели допустимо использовать в ка­честве сценариев;
• комплексность при определении прогностического фона. С этим связаны такая сложность, как формализация критериев оценки историче­ской реальности.
Метод оценки проектов государственного устройства должен включать следующие положения:
1. Рассмотреть, к какому направлению относится проект: либераль­ное, государственническое, радикальное, охранительное, утопическое и т.д., исходя из этого - определить специфику прогноза;
2. Какую методологию применяет автор прогноза при оценке дей­ствующих тенденций. Метод прямой линейной экстраполяции представля­ется достаточно сомнительным; в методах анализа исторических циклов следует обратить внимание на следующие моменты:
A) Насколько данные циклы подтверждается историческими фак­тами;
Б) Какую хронологическую глубину имеют эти циклы, провести их ретроспективный анализ. Например, 36-летние циклы, на которые делают упор В. И. Пантин и В. В. Лапкин, достаточно сложно проследить ранее середины XIX в.;
B) Как учитывается взаимовлияние различных циклов. Поскольку проследить согласованность всех известных науке циклов невозможно (их насчитывается около 5000), то рассмотреть, какие из них автор использует в своей модели, насколько логически и методологически им обосновано использование именно этих циклов;
3. Определить вид прогноза - поисковый или нормативно-целевой;
4. Выявить, как автор прогноза анализирует прогнозный фон - ис­торическую реальность, какие факторы и тенденции развития прогнози­руемого процесса им выделяются в качестве ведущих, насколько анализ логически непротиворечив, методологически обоснован и соответствует историческим фактам и закономерностям. При этом следует определить:
А) Степень идеологизированности прогноза, интересы каких соци­альных слоев и властных структур он отражает.
Б) Насколько соблюдены принципы логической и фактологической непротиворечивости, системности при описании объектов прогнозирова­ния и прогнозного фона, насколько корректно применяются методы срав­нения, аналогии, моделирования. Поскольку при описании исторической реальности из-за ее сложности, многообразия и противоречивости воз­можно только ее отображение как упрощенной модели, то выявить, на­сколько грамотно использован принцип редукционизма. Например, в про­гнозах мыслителей радикально-революционного направления наблюдалось серьезное искажение модели реальности, ее сознательное упрощение, опи­сание как поля противостояния сил прогресса (причем прогрессивную миссию они приписывали себе) и реакции. Данное искажение часто прояв­ляется и в политической риторике.
Альтернативы будущего развития бывают реальные, для реализа­ции которых в обществе и государстве есть ресурсы, и мнимые, для во­площения которых нет ресурсов. Наличие или отсутствие необходимых ресурсов крайне сложно оценить, поскольку в социальных системах это понятие емкое и многогранное: есть экономические, социальные, полити­ческие, духовные и другие виды ресурсов. В сложной системе нехватка или наличие какого-либо одного, на первый взгляд, незначительного ре­сурсного фактора может привести к непредсказуемым последствиям. На­пример, большинству западных наблюдателей казалось, что в Советской России 1920-х гг., разрушенной Первой мировой и гражданской войнами, совершенно нет необходимых для восстановления как влиятельной держа­вы ресурсов. Последующий мощный индустриальный рывок и геополити­ческая экспансия показали ошибочность данных оценок, которые основы­вались, казалось бы, на объективном анализе существующей социально­экономической ситуации.
Как в дореволюционной, так и в современной России проекты по­литической модернизации имеют следующие особенности:
• за основу берутся модели развития, сформировавшиеся вне Рос­сии, вне ее традиций; при этом прослеживается недоверие к собственному историческому и цивилизационному опыту, переоцениваются достижения исторического творчества западной цивилизации, отсюда - вера в универ­сальность и продуктивность западной политической модели, ее некритиче­ское восприятие;
• очень часто имеют мнимоконституционный характер, прикрывая авторитарный характер власти;
• часто не имеют социальной базы для реализации, поэтому опти­мальные сценарии из-за отсутствия необходимых ресурсов не осуществ­ляются.
Оптимальным сценарием для современной России представляется сохранение сильного государства, во главе с харизматическим лидером как интегратором страны и наряду с этим - развитие гражданского общества, демократических свобод. При этом необходимо следование курсу эконо­мической модернизации, отход от которого создаст угрозу национальной безопасности.


2. Российское общество: демократия и авторитаризм в свете исто­рической прогностики // Судьба России: образование, наука, культура: Тез. Четвертой Всеросс. конф.: Екатеринбург, 12- 14 октября 2000 г. Екатерин­бург, 2000. С.306-309.
3. Особенности российского общественного сознания в свете соци­ально- экономического прогнозирования // Россия в III тысячелетии: про­гнозы культурного развития. Наука. Культура. Искусство. Власть. Госу­дарство: Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной Науч­ной конференции. Екатеринбург, 2001. С.93.
4. Историческая теория в футурологии // Мир истории: новые гори­зонты: Тез. докл. студенч. науч.-практ. ежегод. конф., Екатеринбург, 19 апреля 2001 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. С.39-41.
5. Российская интеллигенция: от критики опыта к прогнозам // Рос­сийская интеллигенция: критика исторического опыта: тезисы докладов Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 80- летию сборника «Смена вех», 1-2 июня 2001 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. С.89.
6. Особенности российского кризиса конца XX в.: методический и социокультурный аспекты // Наука и оборонный комплекс - основные ре­сурсы российской модернизации. Материалы межрегиональной научно­практической конференции (25- 26 апреля 2002 г.) Екатеринбург: Цен­тральная научная библиотека УрО РАН, 2002. С.543-544.
7. Мировоззрение человека в глобализирующемся мире // Глобали­зация: реальность, противоречия, перспективы. Тезисы докладов V еже­годной Научно-практической конференции (15 мая 2002 г.). Екатеринбург, 2002. С.144-145.
8. Оппозиционность интеллигенции политическим режимам в Рос­сийской цивилизации // Толерантность и власть: судьбы российской ин­теллигенции: Тезисы докладов международной конференции, посвящен­ной 80-летию «философского парохода», 4-6 октября 2002 г. Пермь - Чу­совой. Пермь: ПРИПИТ, 2002. С.288-289.
9. Патриотические ценности и национальная идентичность // Воен­ная реформа в России: история и современность. Доклады Всероссийской научной конференции (23-24 ноября 2002 г.). Екатеринбург: Изд-во Гума­нитарного ун-та, 2002. С.253-256.
10. Междисциплинарный подход в социально-историческом про­гнозировании // Современное информационно-методологическое обеспе­чение научно-исследовательской деятельности. Материалы Региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Уральского отделения Российской академии наук и 70-летию Центральной научной библиотеки УрО РАН. Екатеринбург: Центральная научная библиотека УрО РАН, 2003. С.122-123.
11. Идейно-нравственный кризис в российском обществе: истори­ческий опыт и современность // Пятые Татищевские чтения: «Духовность и нравственность на Урале в прошлом и настоящем». Тезисы докладов и со­общений. Екатеринбург, 22-23 апреля 2004г. Екатеринбург: Банк культур­ной информации, 2004. С.80-82.
12. Роль исторического опыта в формировании личности // Тезисы докладов научно-практической конференции «Дни науки - 2004»: в 2 т. Т. 2. Озерск: ОТИ МИФИ, 2004. С.8-9.
13. Образование и личность: история, современность, перспективы // Урал индустриальный. Бакунинские чтения.: Материалы VI Всероссий­ской научной конференции, 7 апреля 2004 г.: в 2 т. Т.2. Екатеринбург: Изд- во АМБ, 2004. С.265-268.
14. Исторический опыт и русская национальная идея // Интелли­генция России и Запада в ХХ-ХХ1 вв.: поиск, выбор и реализация путей общественного развития. 15-я Всероссийская научная конференция с меж­дународным участием. Екатеринбург, 28-30 мая 2004 г. Екатеринбург: Изд- во Урал. ун-та, 2004. С.300-301.
15. Социально-экономические реформы в России в свете русской национальной идеи // Русский экономический вестник: Научно­публицистический журнал. Специальный выпуск. Материалы II Всерос­сийских научно-богословских чтений, посвященных творчеству А.И.Ильина. Екатеринбург 18-19 мая 2004 г. Екатеринбург: Уральский ин­ститут бизнеса, 2004. С.121-124.
16. Чеченский узел: что впереди? // Гражданские войны в истории человечества: общее и частное. Чеченский узел: ретроспектива проблем и варианты решений: Всероссийские научная и научно-практическая конфе­ренции. 15-16 ноября и 22-23 декабря 2003 г. Екатеринбург: Изд-во Гума­нитарного ун-та, 2004. С.402-403...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ