ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 8
§ 2. Женский костюм 1890-х гг. Моды Эклектики 17
§ 3. Женский костюм 1900 - 1917 гг. Стиль Модерн 18
Заключение 8
Список литературы 21
Актуальность темы исследования. Антропологический поворот современной науки, рост интереса к обычному человеку, его представлениям, психическим процессам, восприятию им окружающей действительности, к его обыденной жизни способствовал все более частому обращению историков к таким вопросам исторической повседневности как дом, быт, семейные отношения, праздники, общественные обязанности, церемониал и т.д. Произошло постепенное признание истории костюма как самостоятельной сферы исторического знания, дающей возможность расширить представления ученого об исторической повседневности, приблизиться к пониманию обыденной жизни человека.
Преимущественное использование в современной исторической науке письменных источников привело к их преобладанию и в исследованиях по историческому костюму. Вместе с тем письменные источники по истории костюма обладают высокой степенью субъективности. Это обусловило необходимость поиска источников, фиксирующих реально существовавший костюм с большей степенью точности. Иллюстративные источники, ставшие основой данного исследования, имеют то преимущество при изучении костюма, что передают адекватное представление о внешнем виде последнего. В то время как письменный источник передает впечатление, всегда более или менее субъективное, выделяя одни детали и опуская другие, фотография позволяет увидеть костюм таким, каким он был на самом деле, во всей сложности его элементов, не доступной письменному описанию. В то же время методики изучения костюма на основе иллюстративных (в частности фото-) источников на сегодняшний день не существует. Разработка методики анализа модного костюма является одним из необходимых условий изучения исторического костюма как источника знаний о повседневном мире человека.
Объектом данного исследования являются методика и результаты изучения истории европейского костюма в России.
Предметом исследования - европейский костюм рубежа XIX - XX вв., реально существовавший на территории Урала и Сибири.
Цель диссертационного исследования - разработка методики анализа модного костюма и выявление на ее основе специфических черт регионального варианта европейских мод.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи исследования:
• определить круг источников исследования исторического костюма, выявить их специфику;
• проанализировать источниковую базу исторического костюма в историографии, рассмотреть существующие в историографии варианты использования костюма как исторического источника;
• разработать методику работы с иллюстративными источниками по истории костюма;
• сформулировать и описать этапы анализа модного костюма, сформировать списки элементов и их вариантов для модного костюма исследуемого периода;
• исследовать с помощью выработанной методики костюм, запечатленный на уральских и сибирских фотографиях конца XIX - начала XX вв.;
• выявить этапы развития европейского костюма конца XIX - начала XX вв.;
• определить причины соответствия/несоответствия реального и модного костюмов.
Хронологические рамки исследования - 1890-1917 гг. Период конца XIX - начала XX вв. стал рубежом в истории моды, временем кардинальных изменений европейского костюма. Огромная пропасть между костюмом 1880-х и 1920-х гг., когда изменилась не только стилистика костюма, но и само представление о том, что такое современное платье, каково его функции и предназначение, заставляет искать причины столь кардинального изменения мод. Нижняя граница исследования обусловлена очередной для костюма XIX в. сменой стилистики, когда костюм эпохи Грюндерства уступает место новому костюму в стиле Эклектики. В связи с тем, что установить время смены одного стиля другим не представляется возможным, указанная дата носит условный характер. Верхняя граница связана с событиями Октябрьской революции, которая прервала традиции развития европейского костюма в России, сформировав отличные от европейских, советские моды.
Территориальными рамками работы являются территория Урала и Сибири. В качестве сравнительного материала привлекались источники, относящиеся к регионам центральной России и Европы.
Источниковую базу исследования составляет комплекс опубликованных и неопубликованных источников. Массив неопубликованных источников представлен материалами государственных собраний1, рядом частных архивов и коллекций2 и коллекцией автора.
Основными в данном диссертационном исследовании выступали иллюстративные источники. Они представлены фотографиями и иллюстрациями в журналах мод. Основной массив используемых в работе фотографий сделан профессиональными фотографами. Их работы, за редким исключением, отличает особая официальность, когда портретируемые запечатлены в традиционно-парадных позах, как правило, строго фронтально к объективу. Такое расположение изображенных позволяет различить детали хорошо освещенного и тщательно «прорисованного» фотоаппаратом костюма. Любительские кадры встречаются в собраниях фотографий гораздо реже. Уникальную в этом плане коллекцию представляет собой фото-архив екатеринбургской семьи Падучевых, хранящийся в фотографическом музее «Дом Метенкова» (г. Екатеринбург). Неформальные фотографии, часто не в фокусе, иногда со «смазанным» изображением, не всегда позволяют детально рассмотреть костюмы изображенных, но иллюстрируют их реальную жизнь, «вписывают» костюм в ситуацию, позволяют проследить различные его варианты у разных, но снятых одновременно, людей...
Исследование с помощью разработанной в работе методики позволило сформулировать несколько выводов.
1. Выявлено несовпадение модного костюма, предлагаемого журналами рубежа XIX - XX вв., с тем платьем, которое носили в этот период на территории Урала и Сибири.
2. Выделены этапы развития женского костюма рубежа XIX - XX вв.
3. Сделан вывод о последовательном упрощении и приближении к естественности мужского костюма рубежа XIX - XX вв., а так же о значительном упрощении под влиянием пропагандируемых Модерном идей близости к природе женского костюма. В работе была осуществлена попытка доказать, что идеи естественности в реальном костюме были реализованы значительно быстрее, чем в модном.
1. Фефилова Л. Ю. Методика семиотического анализа костюма рубежа XIX - XX вв. // Вестник Российского университета дружбы народов: Серия «История России». - 2006. - №3(7). - С. 325-331. (0,5 п.л.)
Статьи и тезисы докладов:
2. Фефилова Л. Ю. Костюм XIX века в иллюстративных источниках // Региональные модели школьного исторического общего и профессионального образования: Восьмые всероссийские историко-педагогические чтения. - Екатеринбург, 2004. - Ч. 1. - С. 221-224. (0,2 п.л.)
3. Фефилова Л. Ю., Фефилова Т. Ю. «Свадебная мода»: Европейская традиция в русском обрядовом костюме // Человек в мире культуры: Материалы III Всероссийской научнопрактической конференции, 30 апреля 2004 г., г. Екатеринбург, УрГПУ. - Екатеринбург, 2004.
- С. 93-97. (0,2 / 0,1 п.л.)
4. Фефилова Л. Ю., Фефилова Т. Ю. Семейные отношения XIX века сквозь призму исторического костюма // Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность: Материалы VIII региональной научной конференции (Омск, 5 ноября 2004 г.). - Омск, 2005. - С. 88-91. (0,2 / 0,1 п.л.)
5. Фефилова Л. Ю., Фефилова Т. Ю. Урок-игра в курсе «История костюма»: (на примере темы «Уральский костюм XIX - начала XX вв.») // Современные методы в современном преподавании: Научно-практическая конференция, 30-31 марта 2005 г., г. Москва. Тезисы. - М., 2005. - С. 145-148. (0,1 / 0,05 п.л.)
6. Фефилова Л. Ю. Функции костюма: историографический анализ // Человек в мире культуры: Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. - Екатеринбург, 2005. - С. 39-41. (0,2 п.л.)
7. Фефилова Л. Ю. Проблемы изучения европейского костюма в России // Современный музей как важный ресурс развития города и региона: Материалы международной научнопрактической конференции: 12-17 сентября 2005 г. - Казань, 2005. - С. 257-260. (0,2 п.л.)
8. Фефилова Л. Ю. Костюм как исторический источник // Запад, Восток, Россия: Проблема исторического и историографического источника: Вопросы всеобщей истории. Вып. 7. - Екатеринбург, 2006. - С. 26-31. (0,25 п.л.)
9. Фефилова Л. Ю., Фефилова Т. Ю. Исторический костюм в археологических и этнографических исследованиях // Археология, этнография, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий: Материалы XLVI Региональной (II Всероссийской) археологоэтнографической конференции студентов и молодых ученых: 28-30 марта 2006 г . - Красноярск, 2006. - Т. 1. - С. 212-214. (0,2 / 0,1 п.л.)
10. Фефилова Л. Ю. «Модная картинка» и реальный женский костюм 1913 - 1914 гг. (на материалах Урала и Сибири) // Человек в мире культуры: Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. Вып. 2. - Екатеринбург, 2006. - С. 249-254. (0,3 п.л.)
11. Фефилова Л. Ю. Источники изучения традиционного костюма (историографический аспект) // Зыряновские чтения IV: Материалы всероссийской научно-практической конференции: Курган, 22-23 ноября 2006 г. - Курган, 2006. - С. 138-139. (0,1 п.л.)
12. Фефилова Л. Ю. Костюм как исторический источник (историография проблемы) // Гуманитарное образование в современном Российском вузе: материалы научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2006. - С. 247-249. (0,1 п.л.)
13. Фефилова Л. Ю. Источники изучения модного костюма (историографический аспект) // Запад, Восток, Россия: источник в микро- и маркоисторической перспективе: Вопросы всеобщей истории. Вып. 8. - Екатеринбург, 2006. С. 98-107. (0,4 п.л.)
14. Фефилова Л. Ю., Фефилова Т. Ю. Традиционный костюм как историческое явление и
исторический источник (историографический аспект) // «Археология, этнология,
палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий: Материалы XLVII региональной (III всероссийской с международным участием) археолого-этнографическая конференция студентов и молодых ученых. (Новосибирск, 3-7 апреля 2007 г.). - Новосибирск, 2007. - С. 284-286. (0,2 / 0,1 п.л.)