ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Положения, выносимые на защиту 6
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 7
Заключение 18
Список литературы 20
Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления феномена кича как особой концепции современного графического дизайна. В культуре ХХ в. дизайн явился феноменом, соединившим в себе рынок и культуру, сферу массового потребления и эстетическую среду обитания человека. В последние десятилетия все более востребованным становится графический дизайн. Он активно используется в рекламных проектах, ориентированных на массового потребителя и обеспечивающих получение максимальной прибыли во многих областях производства и в торговле. Несмотря на возрастающий интерес дизайнеров практиков и теоретиков к графическому дизайну, можно утверждать, что данный феномен массовой культуры до сих пор остается недооцененным. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, практика графического дизайна опережает его теоретическое осмысление. Во-вторых, современный графический дизайн отходит от традиционных представлений о невозможности связи «высокой» художественной культуры с массовой, определяя их взаимодействие как перспективное, открывающее новые возможности в решении практических задач.
Изучение взаимодействия между графическим дизайном и кичем представляется важным в рамках теоретического осмысления современной культуры и, таким образом, определяет проблемное поле настоящего диссертационного исследования.
Ситуация, сложившаяся в экономике (в частности, высокая конкуренция на рынке товаров и услуг), обусловила востребованность объектов кича в практике графического дизайна при решении рекламных задач. Рыночные модели кича в практике графического дизайна приобретают все новые формы и расширяют границы функционирования последнего. Сегодня уже недостаточно характеризовать кич как «дешевую», «безвкусную» массовую продукцию. В разработку кич-объектов вкладывают большие средства, в их производстве задействованы новейшие технологии. В связи с вышесказанным представляется актуальным не только обобщённо-теоретическое исследование кича, но и изучение особенностей его применения в конкретных жанрах, стилях массовой культуры. Возрастание численности явных и неявных потребителей кич- объектов свидетельствует о необходимости теоретического осмысления практики графического дизайна как в методических целях, так и для понимания специалистами-дизайнерами своей социальной ответственности.
Степень изученности проблемы. Научная база диссертации. В диссертации систематизирован материал по теме исследования. Научную базу диссертации представляют несколько групп источников.
Первая группа - это теоретические, конкретно-практические исследования феномена кича отечественных и зарубежных авторов, определивших работу над объектом и предметом диссертационного исследования. Поскольку кич не принадлежит какой-то определенной области человеческой деятельности, то это дает возможность изучать данный феномен в различных аспектах
Эстетическая сущность кича и его связь с искусством рассматриваются в работах О. Аронсона, Ф.-К. Брауна, Г. Броча, Э.М. Глинтерник, К. Гринберга, Т.А. Вековцевой, Н. Зоркой, Е.Н. Карцевой, А.В. Костиной, В.М. Маркова, О. Нердума, Т.И. Пушкаревой, В.П. Руднева, В. Савицкой, В. Хофмана, М.А. Чегодаевой, Е. Чернецовой, И. Шибанова. В работах Г. Зумбадо, Ф.-К. Брауна, С. Петровича, Дж. Стэрнберга, Д. Шранка предметом исследования становятся промышленные кич-объекты и их связь с дизайном. Данный вопрос также затрагивается Л.Н. Безмоздиным, Е.В. Жердевым, Б. Хиллером.
Проблема социокультурной обусловленности кича и влияния социальноэкономических изменений на его распространение исследуется в работах Г. Ганса, Н.А. Конрадовой, Г.И. Марковой, А. Моля, А.Ф. Полякова, Б.хРозенберга, Г. Розенберга, Дж. Стэрнберга, Г. Хайита, Е. Шилса, А.М. Яковлевой.
Идеологический аспект в изучении кича (в частности, вопрос о распространении кича при националистических, тоталитарных режимах) представлен в работах П. Фридландера, А.А. Беляева и, отчасти, К. Гринберга.
Особенности психологического воздействия кича рассматриваются Ю. Зеленской, Н.А. Конрадовой, Н.В. Самохваловой, В.П. Шестаковым.
Семиотический аспект в исследовании кича представлен в работах Г. Зумбадо, Ф.-К. Брауна, Н.А. Конрадовой, Г. Хайита, Д. Шранка,
A. М. Яковлевой, С. Петровича и, отчасти, Е.Э. Павловской...
• В диссертации обозначена проблема, связанная с определением специфики визуального языка графического дизайна. Обоснована необходимость проведения исследований в рамках данного направления, которая, с одной стороны, связана с потребностью осмысления особенностей современной художественной (визуальной) культуры и перспектив ее развития, а с другой - со стремлением к полноценной коммуникации между объектами массового производства и социумом. Развивающийся процесс потребления становится формой коммуникации, а объекты - коммуникационными инструментами, знаками, с помощью которых человек вступает в социальные отношения с другими людьми. Именно графический дизайн посредством проектируемого образа, выступающего в качестве концепции в рамках дизайн- процесса, обеспечивает данную форму коммуникации. Получив свое материальное воплощение в конкретном рекламном продукте, графический образ становится автономным по отношению к товару и выступает элементом массовой культуры, вследствие чего к нему предъявляются требования эстетического характера.
Особое внимание в диссертации уделяется определению современной культуры как визуальной и анализу основных факторов визуализации культуры (техника, технологии, сфера потребления, массовые коммуникации, динамика городской культуры), позволяющих рассматривать кич как отличительное свойство современной эпохи. Особенности визуализации современной культуры (эстетического воспроизводства действительности, культурных форм в удобной для зрительного восприятия форме), находясь во взаимосвязи с массовым потребителем, представляют собой условия для развития кича. Поскольку практика графического дизайна основана на диалоге с массовой культурой и определяет динамику ее визуализации, кич получил широкое распространение в сфере графического дизайна, заняв доминирующие позиции в массовой культуре. В работе выделены социокультурные факторы их взаимодействия (потребительский, культурно-символический, информационный). Кич, становясь основным языком массовой культуры, определяет как общую образно-стилевую направленность ее объектов (массовость, банальность, простота, знаковая избыточность), так и их восприятие, ориентированное на эмоционально-чувственную сферу потребителя.
• Определен механизм воздействия кич-образа на потребителя, сущность которого заключается в фиксировании значимых для человека представлений, ценностей посредством знаков, не нуждающихся в интерпретации. По этой причине основой кич-образа является симуляция (создание иллюзии, удовлетворяющей потребности и желания массового покупателя), которая может быть представлена двумя разновидностями - имитацией или аффектацией. Таким образом, кич-концепция представляет собой доступный и действенный инструмент графического дизайнера, обеспечивающий совершение спонтанной (или осмысленной) покупки, на которую ориентирована современная рыночная система.
• В диссертации кич-концепция рассмотрена сквозь призму типологии концепций графического дизайна, предложенной С.И. Серовым. Кич представляет собой развитие «квазиклассики» в соответствии с современным уровнем визуальной культуры и социально-экономическими условиями жизни общества. Проанализированы особенности кич-образа (минимальная степень условности, конкретность, избыточность образного языка, установка на аттракцию), а также проектные приемы по его разработке (натуралистичное изображение объекта, использование клише, внешнее уподобление свойств образов, включение персонажа, цитирование, заимствование, создание сказочного образа). На основе анализа эмпирического материала выделены формы кича в графическом дизайне (имитативная, эпатирующая), отмечено их разнообразие. Кич может представить товар идеальным по внешним характеристикам (натуралистичный кич), способным удовлетворить потребности в престиже, финансовом благополучии, социальном статусе (символический кич) или вызвать у потребителя различного рода переживания (чувственный кич). Появляются эпатирующие варианты кича (шлок, кэмп, фэнтези, арт-порно, трэш), стремящиеся «ошеломить» потребителя.
• Концептуальные идеи, лежащие в основе систематизации кич-образов, не только имеют значение для практической деятельности графического дизайнера, но и доказывают необходимость сохранения и развития системы профессиональных ценностей графического дизайна. Обращение к эпатирующим формам кича требует от дизайнера-графика мастерства и профессиональной ответственности, так как дизайн-проекты оказывают сильное воспитательное воздействие на потребителя, его отношения к людям и миру вещей. Именно эпатирующий кич, нарушающий общепринятые нормы и правила, может трансформировать физиологическое удовольствие, которое доставляет потребителю восприятие объектов дизайн-графики, в высшую ценность. В результате погоня за удовольствиями может стать смыслом жизни отдельного человека или же целой группы потребителей.
1. Кич и дизайн в культурном пространстве современной эпохи // Омский научный вестник. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. - № 3 (32 сент.). - С. 192 - 196.
2. Кич в графическом дизайне // Омский научный вестник. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - № 9 (47 дек.). - С. 105 - 107.
Статьи, опубликованные в других научных изданиях
1. Рекламный и художественный образы: общее и особенное // Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия: материалы Междунар. науч. конф. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - С. 89 - 93.
2. Категориальный статус дизайна // Творчество молодых: дизайн, реклама, полиграфия: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. - С. 37 - 39.
3. Кич как социокультурный феномен // Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия: материалы II Междунар. науч. конф. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. - С. 26 - 30.
4. Особенности дизайна рекламы как массовой коммуникации // Информационная эпоха: Мир - Россия - Урал: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф.: В 2 т. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитар. ун-та, 2004. - Т. 1. - С. 307 - 309.
5. Феномен кича как аксиологическая характеристика в дизайне // Динамика систем, механизмов и машин: тр. V Междунар. науч.-техн. конф. (Омск, 16-18 нояб. 2004 г.) - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. - Кн. 4. - С. 186 - 190.
6. «Рекламный дизайн» как социокультурный феномен // Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия: материалы V Междунар. науч. конф. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. - С. 32 - 35.
7. Кич в системе ценностей современной художественной культуры // Ценности интеллигибельного мира: сб. ст. Всерос. науч. конф.: в 2 т. / под ред. А.М. Арзамасцева. - Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2006. - Вып. 3. - Т. 2. - С. 48 - 53.
8. Понятие «кич-образ» в дизайн-графике // Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия: материал. V Междунар. науч. конф. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - С. 69 - 72.
Учебные пособия
1. Проектирование в графическом дизайне: учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. - 128 с.
2. Дизайн в рекламе: учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. - 100 с.
3. Дизайн в рекламе. Практикум по графическому проектированию: учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 96 с.