Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕОЛОГИЯ В СТРУКТУРЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: СУЩНОСТЬ И ДИНАМИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Работа №102497

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

политология

Объем работы24
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Основные положения, выносимые на защиту 9
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Актуальность темы исследования. Политический процесс как интегрированное выражение всего многообразия политической жизни общества невозможно представить вне контекста идеологических факторов, которые оказывают на него значительное влияние. Логика политического развития современного общества убедительно демонстрирует тенденцию к возрастанию роли идеологии практически на каждом этапе развертывания политического процесса. В политическом смысле ушедший в историю двадцатый век вообще может быть назван «веком идеологий», эпохой, дух времени которой определялся столкновением различных идеологических доктрин. Вся политическая история двадцатого столетия пронизана духом противоборства наиболее активных и превалирующих в этот век идеологий (либеральной, коммунистической, фашистской), исповедующих различные системы ценностей и принципиально разные мировоззренческие установки.
Несмотря на то, что «век идеологий», по всей видимости, подходит к концу, идеологии продолжают играть значительную роль в политической жизни современного общества. Это в полной мере относится и к глобальным политическим процессам и процессам более локального уровня, где роль идеологических факторов даже возросла. В последние десятилетия, особенно в России, беспрецедентно возросла и роль непосредственного сознательного идеологического манипулирования в локальных политических процессах, особенно в ходе избирательных кампаний разного уровня.
Своеобразным ответом на усиление идеологических тенденций в жизни общества стала концепция деидеологизации. Однако ставка на деидеологизацию политики, отказ от каких-либо ценностных, идеологических критериев в проведении, например, современных российских реформ привели к серьезному социокультурному кризису, поставили под сомнение саму возможность политики как независимой и автономной сферы общественных отношений. Поэтому реальные последствия деидеологизации политики ничуть не лучше ее идеологизации. По всей видимости, «изгнание» идеологии из политики - затея неосуществимая и, что главное, небезопасная.
Как свидетельствует современное обсуждение проблем идеологии как в отечественной, так и в зарубежной литературе, исследователи отходят от парадигмы «деидеологизации» и переоценивают идеологию в качестве значимого фактора общественно-политической жизни. Очевидно, что для такого переосмысления роли идеологии в политическом процессе требуются новые, более адекватные концептуальные средства.
Значимость и актуальность изучения влияния идеологии на политический процесс обусловлена необходимостью выявить механизмы, определить формы и границы такого влияния. Это позволит более адекватно анализировать политические процессы, происходящие в современном обществе. Необходимость исследования роли идеологии в политическом процессе преследует и еще одну важную цель - преодолеть «объективистское» понимание политики и определить субъективные, аксиологические факторы, способные оказывать на нее значительное, а нередко - решающее влияние. Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью выявить диалектику взаимоотношения идеологии и политического процесса как субъективной (идеальной) и объективной сторон политики...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сущностью второго этапа идеологического процесса является обретение базовыми идеологиями «смежных» ценностных смыслов. Последствием этого процесса стало появление восьми новых идеологических феноменов: традиционализма, либерального консерватизма, консервативного либерализма, социального либерализма, социал-демократии, коммунизма, левого и правого экстремизма. Этап дуализации охватывает период вплоть до середины XX века.
Однако на этом процесс идеологической эволюции не заканчивается. В середине-конце XX века происходит формирование новых идеологических феноменов. На стыке правого экстремизма и традиционализма, либерального консерватизма и консервативного либерализма, социального либерализма и социал-демократии, коммунизма и левого экстремизма появляются соответственно идеологии «новых правых», неоконсерватизма, коммунитаризма и «новых левых».
Эти идеологии являются следствием процесса гибридизации - судя по всему, последнего этапа идеологической эволюции. По своим ценностным критериям эти идеологии не соответствуют принципу идеологической однородности, идеологической ценностной непротиворечивости. Поэтому гибридные идеологические феномены - есть соединение различных, нередко противоположных ценностных смыслов и их правильнее было бы назвать идеологическими химерами, нежели гибридами. Гибридные идеологические образования «паразитируют» на ценностных смыслах традиционных идеологических доктрин.
Появление идеологических гибридов было вызвано определенной идейной исчерпанностью традиционных идеологических концепций. В то же время
процесс идеологической гибридизации обозначает еще одну важную и, как отмечает автор, опасную тенденцию в развитии современных идеологических процессов. Речь идет о том, что гибридные формы идеологии все больше приобретают черты прагматических политических концептов, подчиняясь логике политической целесообразности и «объективных» экономических закономерностей. Как утверждает автор, это означает потерю ценностной автономии политики. Таким образом, современный этап идеологического процесса означает его завершение и вступление политического процесса в «постидеологическую» фазу своего развития. По всей видимости, сбывается мрачное пророчество Дж. Шварцмантеля о том, что «конец идеологии мог бы означать и конец демократической политики, и конец принципов в политической жизни».1
В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы...


1. Куньщиков С.В. О ценностном содержании идеологии. // Социология в российской провинции: тенденции перспективы развития. Ч. II. - Екатеринбург, 2002. С. 148-151
2. Куньщиков С.В. Концепция идеологии Луи Альтюссера. // Социология в российской провинции: тенденции перспективы развития. Политические процессы в современном мире. Ч III. - Екатеринбург, 2003. - С. 141-160
3. Куньщиков С.В. Идеология в системе ценностных смыслов. //
Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. -
Екатеринбург, 2004. - С. 142-146
4. Куньщиков С.В. Насилие в идеологическом контексте. // Проблемы и суждения: голоса российской политологии. Сборник трудов. - М., КДУ, 2004. - С. 113-117
1 Schwarzmantel J. The age of ideology: Political ideologies from the American revolution to post-modern times. - L., 1998. - P. 187 22
5. Куньщиков С.В. О понятии «политический процесс» в современной политологии. // Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического анализа. Ч. II. - Екатеринбург, 2005. - С. 117-122
6. Куньщиков С.В. Теория культурной гегемонии Антонио Грамши. // Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического анализа. Ч. II - Екатеринбург, 2005. - С. 79-84
7. Куньщиков С.В. Идеологический процесс: сущность и формы протекания. // Политические процессы и политические институты: тренды и локализация. Ч. III. - Екатеринбург, 2006. - С. 68-73.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ