КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания анализа профессиональной культуры журналистов в условиях трансформации общественных практик и конвергенции массмедиа 37
1.1. Сущностные характеристики и структурное содержание информационной
культуры российского общества 37
1.2. Функциональные аспекты и потенциал профессиональной культуры
журналиста эпохи цифровых технологий как важного элемента информационной культуры 62
1.3. Конвергенция массмедиа: технологический и творческий
синкрез 85
Выводы к Главе 1 115
ГЛАВА 2. Профессиональная идентичность журналиста: факторы
формирования, противоречия реализации в процессе творческой деятельности 118
2.1. Коммуникативные стратегии и их влияние на журналиста 120
2.2. Правовое поле конвергентной журналистики и правовой аспект
идентичности журналиста 147
2.3. Этические и мировоззренческо-аксиологические доминанты
профессиональной культуры журналистов 171
Выводы к Главе 2 193
Глава 3. Творческие компетенции журналиста конвергентной редакции 196
3.1. Алгоритмы коллективной и индивидуальной профессионально-творческой
деятельности 199
3.2. Дифференциация современных мультимедийных текстов как способ
организации диалоговых отношений с аудиторией 219
3.3. Функционально-деятельностные основания для развития медийного
творчества 255
Выводы к Главе 3 291
ГЛАВА 4. Формирование профессиональной культуры журналистов на региональном уровне: тренды, стратегии, прагматическая направленность векторов образования и медиаобразования 294
4.1. Аудиторно-технологические и проблемно-тематические категории обучения
студентов и повышения квалификации медиаспециалистов 300
4.2. Социокультурные аспекты освоения журналистами принципов
профессиональной культуры 320
4.3. Концептуальная модель развития конвергентной журналистики в контексте
профессиональной культуры: факторы формирования стратегических
ресурсов 340
Выводы к Главе 4 380
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 382
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 392
ПРИЛОЖЕНИЯ 453
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания анализа профессиональной культуры журналистов в условиях трансформации общественных практик и конвергенции массмедиа 37
1.1. Сущностные характеристики и структурное содержание информационной
культуры российского общества 37
1.2. Функциональные аспекты и потенциал профессиональной культуры
журналиста эпохи цифровых технологий как важного элемента информационной культуры 62
1.3. Конвергенция массмедиа: технологический и творческий
синкрез 85
Выводы к Главе 1 115
ГЛАВА 2. Профессиональная идентичность журналиста: факторы
формирования, противоречия реализации в процессе творческой деятельности 118
2.1. Коммуникативные стратегии и их влияние на журналиста 120
2.2. Правовое поле конвергентной журналистики и правовой аспект
идентичности журналиста 147
2.3. Этические и мировоззренческо-аксиологические доминанты
профессиональной культуры журналистов 171
Выводы к Главе 2 193
Глава 3. Творческие компетенции журналиста конвергентной редакции 196
3.1. Алгоритмы коллективной и индивидуальной профессионально-творческой
деятельности 199
3.2. Дифференциация современных мультимедийных текстов как способ
организации диалоговых отношений с аудиторией 219
3.3. Функционально-деятельностные основания для развития медийного
творчества 255
Выводы к Главе 3 291
ГЛАВА 4. Формирование профессиональной культуры журналистов на региональном уровне: тренды, стратегии, прагматическая направленность векторов образования и медиаобразования 294
4.1. Аудиторно-технологические и проблемно-тематические категории обучения
студентов и повышения квалификации медиаспециалистов 300
4.2. Социокультурные аспекты освоения журналистами принципов
профессиональной культуры 320
4.3. Концептуальная модель развития конвергентной журналистики в контексте
профессиональной культуры: факторы формирования стратегических
ресурсов 340
Выводы к Главе 4 380
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 382
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 392
ПРИЛОЖЕНИЯ 453
Актуальность исследования определяется прямой соотнесенностью рассматриваемого круга научных проблем с одним из приоритетных направлений современной гуманитаристики - изучения изменений социальной сферы, обусловленных процессами глобализации и повсеместной информатизации, а также противоречий формирования и развития информационной культуры общества. Она также предопределена необходимостью фиксации перманентных технологических изменений современной журналистики как конвергентной, осмыслением в этих условиях значимости массмедиа, причем не только для повседневной жизни отдельного человека и конкретных социумов, но и для прогнозирования ближайшего будущего.
Для отечественной филологической науки, теории журналистики потребность системного анализа новейшей социальной практики обусловлена также трансформацией роли традиционных средств массовой информации (далее СМИ). Цифровизация контента, перманентное совершенствование устройств для работы с информацией, а также их вседоступность предопределили для многих потребителей первостепенную важность таких характеристик медиатекстов, как предельная оперативность, разнообразие тематики, эксклюзивность информационных поводов, мультимедийный характер и ряда других. К сожалению, далеко не все массмедиа, в особенности региональные, смогли в этих условиях конкурировать с социальными сетями и отдельными активными их акторами - блогерами, создателями индивидуальных медийных площадок, «живых журналов» и т.п., чаще всего акцентирующими внимание на своей внешней независимости от любых властных или управленческих структур. Следствием, в том числе и этого фактора, стало снижение тиражей и рейтингов традиционных СМИ, отток средств рекламодателей, отчасти утрата россиянами доверия к массмедиа и развитие тенденции, которую, на наш взгляд, можно именовать как «информационная всеядность» многих потребителей, спонтанно воспринимающих транслируемые потоки без предположения того факта, что среди данных коммуникаторов могут быть субъекты с манипулятивными или даже асоциальными и деструктивными интенциями.
Значимость исследования конвергентной журналистики как
трансформирующегося типа всеобщего социального института журналистики предопределена вышеизложенными тенденциями, а также осмыслением возможностей использования новых информационных технологий для установления диалоговых отношений с реальной аудиторией современных СМИ и формирования условий для ее расширения за счет потенциальной аудитории - из числа тех индивидов, кто пока не включен по тем или иным причинам в системные отношения с институализированными массмедиа. Но эти задачи с учетом развития каналов передачи информации, как мы докажем, невозможно решить, опираясь только на описание изменений в технологиях работы журналистов, что являлось доминантной составляющей анализа для многих исследований по теме конвергентной журналистики даже недавнего прошлого1. Универсальный характер журналистского труда, как свидетельствует новейшая практика, все же является внешней характеристикой необходимых трансформаций, с помощью которых можно противостоять тенденции снижения авторитета и влиятельности традиционных СМИ и массмедиа в целом. Ментальные свойства атрибутивных качеств личности журналиста, обусловливающие его социальную ориентацию, образующие критериальное основание, с которым он сверяет свои мысли и действия, в совокупности с успешно реализованными инструментальными компонентами функционирования в информационной среде характеризуют, убеждены мы, сущность центрального для данной работы понятия «профессиональная культура». Анализ соотношения базовых компонентов профессиональной культуры журналистов с технологиями и инструментарием цифровой эпохи, кардинально меняющими основы современной медиадеятельности, представляется важной научной проблемой.
Актуально обращение в диссертационной работе к динамическому аспекту взаимосвязи реальных факторов, определяющих основные коммуникативные стратегии массмедиа, с проблематикой профессиональной идентичности журналистов. Поэтому в исследовании акцентируется внимание не только на трансформации процессов текстотворчества и технологий взаимодействия с аудиторией, но и на основании полученных результатов разработана, с учетом обновленных институциональных форм, концептуальная модель развития конвергентной журналистики в контексте
См., к примеру: Баранова Е. А. Особенности развития газетных редакций в условиях
медиаконвергенции : дис. ... канд. филол. наук. М., 2011; Копылов О. В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции : дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013; Короткова Е. Н. Медиапортал как средство создания качественного контента : дис. ... канд. филол. наук. М., 2009; Симкачева М. В. Процесс конвергенции СМИ и его влияние на формирование современного медиаполя // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. Т. 157, кн. 4. С. 118 - 126; и др.
профессиональной культуры. В нашем случае - на примере макрорегиона Большой Урал1. Поскольку существенного пересмотра требуют сегодня не только многие концептуально-теоретические подходы к оценке эффективности тех или иных элементов многоуровневой системы организации деятельности современных массмедиа, но и важен анализ неизбежно возникающих при этом противоречий между новыми формирующимися стратегиями профессионального поведения журналистов и прежними предписаниями социальных институтов, разработанная диссертантом модель может быть реализована также в других регионах, а возможно, и в целом в России.
Понятие конвергентной журналистики (Convergence journalism),
характеризующее результат слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс, а также перманентного развития технологических возможностей современных массмедиа, прочно вошло не только в практику, но и в теорию журналистики, учебные программы факультетов и отделений журналистики . Но сегодня экспертами и представителями профессионального сообщества совершенно справедливо отмечается, что, если выделять только технологический аспект организации творческой деятельности редакций, то понятие «конвергентная журналистика» тавтологично, поскольку иной журналистики просто нет . Ведь современные адаптивные стратегии медиапроизводства, что называется по умолчанию, предполагают использование журналистами достижений научно-технического прогресса, а в противном случае они стремительно теряют свою аудиторию. К тому же, поскольку сложный и многослойный процесс глобальной системной перестройки информационно-коммуникативной сферы общественной деятельности развивается весьма противоречиво, то и теоретическое осмысление его в целом, как отмечают многие исследователи, проблематично. «Хотя бы по той причине, что скорость изменений превышает скорость теоретико-методологической рефлексии. Очевидно, также, что эта скорость будет только возрастать. В этой ситуации остается фиксировать происходящие фрагментарные трансформации, пытаясь приспособиться к будущему» .
Перспективно обращение к динамическому аспекту анализа конвергенции не только как к фактору преобразования медиасистем, но и как совокупности практически реализованных журналистами индивидуализированных технологических и творческих актов. Ведь в прагматическом плане процесс конвергенции свидетельствует, что при этом в идеале должно происходить слияние деятельностных парадигм творческих работников массмедиа и представителей целевой аудитории. Или, как отмечают зарубежные исследователи, комьюнити - то есть превращение их в группу людей, объединенных общими интересами (в нашем случае - информационными). А поскольку подавляющее большинство представителей современной аудитории массмедиа чаще всего не хочет быть пассивным субъектом восприятия представленной кем-то информации или только созерцателем визуализированного медиаконтента, то смысловая расширительная трактовка термина «диалоговые отношения» с целевой аудиторией представляется нам в данном контексте существенной и методологически перспективной. Еще один аспект актуальности темы диссертационной работы связан с анализом конвергентной журналистики как интеграционного ресурса, с помощью которого реализуются информационные, коммуникативные и социально обусловленные институциональными функциями интенции. Развитие этого процесса динамизировано перманентным возрастанием роли и значения глобальной Сети не только как канала доставки оперативной информации, визуализированного контента или отправки письменных сообщений, что было характерно для ранних стадий внедрения в повседневный быт населения Интернета, но и как интерактивного помощника в отборе жизненно необходимых человеку текстов, установления коммуникации с конкретными массмедиа или с их авторами.
Для отечественной филологической науки, теории журналистики потребность системного анализа новейшей социальной практики обусловлена также трансформацией роли традиционных средств массовой информации (далее СМИ). Цифровизация контента, перманентное совершенствование устройств для работы с информацией, а также их вседоступность предопределили для многих потребителей первостепенную важность таких характеристик медиатекстов, как предельная оперативность, разнообразие тематики, эксклюзивность информационных поводов, мультимедийный характер и ряда других. К сожалению, далеко не все массмедиа, в особенности региональные, смогли в этих условиях конкурировать с социальными сетями и отдельными активными их акторами - блогерами, создателями индивидуальных медийных площадок, «живых журналов» и т.п., чаще всего акцентирующими внимание на своей внешней независимости от любых властных или управленческих структур. Следствием, в том числе и этого фактора, стало снижение тиражей и рейтингов традиционных СМИ, отток средств рекламодателей, отчасти утрата россиянами доверия к массмедиа и развитие тенденции, которую, на наш взгляд, можно именовать как «информационная всеядность» многих потребителей, спонтанно воспринимающих транслируемые потоки без предположения того факта, что среди данных коммуникаторов могут быть субъекты с манипулятивными или даже асоциальными и деструктивными интенциями.
Значимость исследования конвергентной журналистики как
трансформирующегося типа всеобщего социального института журналистики предопределена вышеизложенными тенденциями, а также осмыслением возможностей использования новых информационных технологий для установления диалоговых отношений с реальной аудиторией современных СМИ и формирования условий для ее расширения за счет потенциальной аудитории - из числа тех индивидов, кто пока не включен по тем или иным причинам в системные отношения с институализированными массмедиа. Но эти задачи с учетом развития каналов передачи информации, как мы докажем, невозможно решить, опираясь только на описание изменений в технологиях работы журналистов, что являлось доминантной составляющей анализа для многих исследований по теме конвергентной журналистики даже недавнего прошлого1. Универсальный характер журналистского труда, как свидетельствует новейшая практика, все же является внешней характеристикой необходимых трансформаций, с помощью которых можно противостоять тенденции снижения авторитета и влиятельности традиционных СМИ и массмедиа в целом. Ментальные свойства атрибутивных качеств личности журналиста, обусловливающие его социальную ориентацию, образующие критериальное основание, с которым он сверяет свои мысли и действия, в совокупности с успешно реализованными инструментальными компонентами функционирования в информационной среде характеризуют, убеждены мы, сущность центрального для данной работы понятия «профессиональная культура». Анализ соотношения базовых компонентов профессиональной культуры журналистов с технологиями и инструментарием цифровой эпохи, кардинально меняющими основы современной медиадеятельности, представляется важной научной проблемой.
Актуально обращение в диссертационной работе к динамическому аспекту взаимосвязи реальных факторов, определяющих основные коммуникативные стратегии массмедиа, с проблематикой профессиональной идентичности журналистов. Поэтому в исследовании акцентируется внимание не только на трансформации процессов текстотворчества и технологий взаимодействия с аудиторией, но и на основании полученных результатов разработана, с учетом обновленных институциональных форм, концептуальная модель развития конвергентной журналистики в контексте
См., к примеру: Баранова Е. А. Особенности развития газетных редакций в условиях
медиаконвергенции : дис. ... канд. филол. наук. М., 2011; Копылов О. В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции : дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013; Короткова Е. Н. Медиапортал как средство создания качественного контента : дис. ... канд. филол. наук. М., 2009; Симкачева М. В. Процесс конвергенции СМИ и его влияние на формирование современного медиаполя // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. Т. 157, кн. 4. С. 118 - 126; и др.
профессиональной культуры. В нашем случае - на примере макрорегиона Большой Урал1. Поскольку существенного пересмотра требуют сегодня не только многие концептуально-теоретические подходы к оценке эффективности тех или иных элементов многоуровневой системы организации деятельности современных массмедиа, но и важен анализ неизбежно возникающих при этом противоречий между новыми формирующимися стратегиями профессионального поведения журналистов и прежними предписаниями социальных институтов, разработанная диссертантом модель может быть реализована также в других регионах, а возможно, и в целом в России.
Понятие конвергентной журналистики (Convergence journalism),
характеризующее результат слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс, а также перманентного развития технологических возможностей современных массмедиа, прочно вошло не только в практику, но и в теорию журналистики, учебные программы факультетов и отделений журналистики . Но сегодня экспертами и представителями профессионального сообщества совершенно справедливо отмечается, что, если выделять только технологический аспект организации творческой деятельности редакций, то понятие «конвергентная журналистика» тавтологично, поскольку иной журналистики просто нет . Ведь современные адаптивные стратегии медиапроизводства, что называется по умолчанию, предполагают использование журналистами достижений научно-технического прогресса, а в противном случае они стремительно теряют свою аудиторию. К тому же, поскольку сложный и многослойный процесс глобальной системной перестройки информационно-коммуникативной сферы общественной деятельности развивается весьма противоречиво, то и теоретическое осмысление его в целом, как отмечают многие исследователи, проблематично. «Хотя бы по той причине, что скорость изменений превышает скорость теоретико-методологической рефлексии. Очевидно, также, что эта скорость будет только возрастать. В этой ситуации остается фиксировать происходящие фрагментарные трансформации, пытаясь приспособиться к будущему» .
Перспективно обращение к динамическому аспекту анализа конвергенции не только как к фактору преобразования медиасистем, но и как совокупности практически реализованных журналистами индивидуализированных технологических и творческих актов. Ведь в прагматическом плане процесс конвергенции свидетельствует, что при этом в идеале должно происходить слияние деятельностных парадигм творческих работников массмедиа и представителей целевой аудитории. Или, как отмечают зарубежные исследователи, комьюнити - то есть превращение их в группу людей, объединенных общими интересами (в нашем случае - информационными). А поскольку подавляющее большинство представителей современной аудитории массмедиа чаще всего не хочет быть пассивным субъектом восприятия представленной кем-то информации или только созерцателем визуализированного медиаконтента, то смысловая расширительная трактовка термина «диалоговые отношения» с целевой аудиторией представляется нам в данном контексте существенной и методологически перспективной. Еще один аспект актуальности темы диссертационной работы связан с анализом конвергентной журналистики как интеграционного ресурса, с помощью которого реализуются информационные, коммуникативные и социально обусловленные институциональными функциями интенции. Развитие этого процесса динамизировано перманентным возрастанием роли и значения глобальной Сети не только как канала доставки оперативной информации, визуализированного контента или отправки письменных сообщений, что было характерно для ранних стадий внедрения в повседневный быт населения Интернета, но и как интерактивного помощника в отборе жизненно необходимых человеку текстов, установления коммуникации с конкретными массмедиа или с их авторами.
В представленной выше работе диссертант изложил авторский подход к проблеме формирования профессиональной культуры журналистов в условиях конвергентного развития массмедиа. Безусловно, положение об идентификации информационной культуры современного российского общества во взаимосвязи не только с медиакультурой, но и с профессиональной культурой журналистов и перманентно расширяющегося числа субъектов данного рода деятельности, - дискуссионно, поскольку мы включаем в это число не только традиционно описываемый состав редакционных сотрудников, создающих медийные тексты, но и тех, кто занимается их трансляцией, «сопровождением», продвижением. Именование представителей данной профессиональной группы при посредстве нейтрального определения - «технические работники» - в условиях развития журналистики как конвергентной, во-первых, уже не отвечает системному описанию возможностей эффективной организации процессного подхода к деятельности массмедиа, а во-вторых, ее результативность все чаще, как свидетельствует новейшая практика, обусловлена не только сугубо инструментальными навыками и компетенциями данных людей, но и их личностной интериоризацией комплекса ментальных характеристик, в первую очередь, этико-мировоззренческого свойства.
В этой связи дальнейшего обсуждения в научной среде, как мы доказали, требует и проблематика использования в исследованиях по данной тематике вводимого диссертантом термина «информационный волонтер», который мы относим прежде всего к представителям блогерских сообществ, разделяющих принципы профессиональной культуры журналистов. Парадоксальность современной ситуации заключается в том, что системное понимание происходящих изменений в деятельности традиционных СМИ и в целом массмедиа, с одной стороны, невозможно без учета таких тенденций, как глобализация информационных пространств, универсализация медийной деятельности, все большее стремление людей к самоорганизации в рамках различного рода сообществ и т.д., а с другой - в теории журналистики далеко не всегда находят отражение трансформации, обусловленные поиском моделей взаимодействия не только на уровне СМИ/массмедиа - аудитория, но и на уровнях, включающих в число взаимодействующих акторов представителей властных структур, медиабизнеса, журналистов и активных субъектов информационной деятельности - непрофессионалов.
Во время проведения в макрорегионе Большой Урал исследований, которые легли в основу этой работы, автор неоднократно убеждался, что принципы профессиональной культуры журналистов, имеющие ярко выраженное прикладное значение прежде всего для гуманизации контента медиапотоков мультимедийного содержания, как никогда актуальны для повседневной информационной деятельности представителя практически любой профессии. Это могло бы стать ответом на технологические вызовы информационного общества и неизбежно возникающие при этом риски асоциальных проявлений, характерных для деятельности субъектов с манипулятивными интенциями. Вместе с тем, можно констатировать: практика демократического управления в правовом государстве при посредстве некоей самоорганизующейся структуры процессом системного взаимодействия представителей власти, профессионалов массмедиа, медиаобразовательных институтов и тех, кто в эпоху цифровых технологий не хочет быть только потребителем контента, в подавляющем большинстве случаев не имеет под собой по-настоящему научного фундамента.
Вот почему в основу данного диссертационного исследования легли идеи не только специального теоретико-методологического подхода к изучению онтогенеза конвергентной журналистики и описания эффективных технологий взаимодействия региональных массмедиа и аудитории, которые вписываются в процессы глобализации мирового пространства и технологического совершенствования информационных каналов и средств коммуникации, но и разработки концептуальной модели развития конвергентной журналистики в контексте профессиональной культуры.
На уровне методологии реализованного исследования в данной работе показаны возможности использования в анализе этой актуальной проблематики системного подхода, сопряженного с рядом таких общеметодологических подходов, как институциональный, социокультурный, коммуникационный и функционально-деятельностный. Это позволило раскрыть сущность трансформаций института журналистики в целом, а также представить опыт ряда ведущих массмедиа макрорегиона Большой Урал, успешно реализующих в новых условиях принципы профессиональной культуры. Мы подобные технологии, методы, способы трансляции контента систематизировали и показали как актуальные для массовой аудитории, для социального развития российского общества. В связи с последним обстоятельством в диссертации были при посредстве полученных соискателем социологических данных описаны также механизмы, динамизирующие этот процесс, что обусловило комплексный междисциплинарный характер исследовательского проекта.
Поскольку целью диссертационного исследования было также выявление стратегических ресурсов конкретной модели конвергентной журналистики, то данное нами определение профессиональной культуры журналистов представляло одновременно концептуально-теоретическую парадигму прогнозирования развития одного из направлений информационной культуры в целом и в то же время набор свойств, описывающих своеобразие объекта научного познания - деятельность журналистов конкретного макрорегиона в условиях развития конвергентной среды функционирования массмедиа. Профессиональная культура в данном контексте - это интегративное понятие, отражающее сущность и основные личностные характеристики ее носителей. В их числе праксеологические (профессиональные навыки и умения) и ментальные (этические и нравственно-мировоззренческие) характеристики, а также деонтологические интенции - как процесс осознания человеком не только дарованных ему способностей или таланта, но и принятие внутрикорпоративных стандартов и ценностей, а также постоянное стремление к обучению и деятельностному совершенствованию массмедийных навыков и умений. Творчески-созидательное, рефлексивное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций - конкретно-технологической и социокультурной - находит при этом практическое воплощение в различных формах проявления профессиональной культуры, прежде всего, в культуре «производства» массовой информации, культуре «трансляции» (распространения) текстов, а также в культуре «сопровождения» информации - как направлениях, способствующих развитию духовности общества и инновационным его изменениям.
Филологическая интерпретация и феноменологическое описание конвергентной журналистики как этапа развития социального института журналистики в целом, в своих системных характеристиках отражает закономерности процесса слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый ресурс, что позволило автору расширить сугубо технологические рамки имеющихся в литературе представлений о сущностном содержании понятия и научно-практическом осмыслении данной тенденции. Доказано, что успешно реализованный на практике процесс соединения такого рода возможностей позволяет осуществить слияние деятельностных
и смысловых парадигм творческих работников конвергентной редакции и представителей их целевой аудитории, по-иному, осуществить комьюнити - превращение их в социум, объединенных общими информационными интересами. На основе эмпирических данных выявлено, что способствует этому и процесс мультимизации современных медиа - организации смыслового взаимодействия различных форм поликодовых, креолизованных, видеовербальных текстов, системно управляемых и представляемых аудитории при посредстве интерактивного программного обеспечения в контексте диалоговых интенций коммуникаторов, основанных на использовании современных технических и программных средств, объединяющих текст, звук, инфографику, фото, видео, интерактивные ссылки и т.д. - в одном цифровом представлении.
В этой связи дальнейшего обсуждения в научной среде, как мы доказали, требует и проблематика использования в исследованиях по данной тематике вводимого диссертантом термина «информационный волонтер», который мы относим прежде всего к представителям блогерских сообществ, разделяющих принципы профессиональной культуры журналистов. Парадоксальность современной ситуации заключается в том, что системное понимание происходящих изменений в деятельности традиционных СМИ и в целом массмедиа, с одной стороны, невозможно без учета таких тенденций, как глобализация информационных пространств, универсализация медийной деятельности, все большее стремление людей к самоорганизации в рамках различного рода сообществ и т.д., а с другой - в теории журналистики далеко не всегда находят отражение трансформации, обусловленные поиском моделей взаимодействия не только на уровне СМИ/массмедиа - аудитория, но и на уровнях, включающих в число взаимодействующих акторов представителей властных структур, медиабизнеса, журналистов и активных субъектов информационной деятельности - непрофессионалов.
Во время проведения в макрорегионе Большой Урал исследований, которые легли в основу этой работы, автор неоднократно убеждался, что принципы профессиональной культуры журналистов, имеющие ярко выраженное прикладное значение прежде всего для гуманизации контента медиапотоков мультимедийного содержания, как никогда актуальны для повседневной информационной деятельности представителя практически любой профессии. Это могло бы стать ответом на технологические вызовы информационного общества и неизбежно возникающие при этом риски асоциальных проявлений, характерных для деятельности субъектов с манипулятивными интенциями. Вместе с тем, можно констатировать: практика демократического управления в правовом государстве при посредстве некоей самоорганизующейся структуры процессом системного взаимодействия представителей власти, профессионалов массмедиа, медиаобразовательных институтов и тех, кто в эпоху цифровых технологий не хочет быть только потребителем контента, в подавляющем большинстве случаев не имеет под собой по-настоящему научного фундамента.
Вот почему в основу данного диссертационного исследования легли идеи не только специального теоретико-методологического подхода к изучению онтогенеза конвергентной журналистики и описания эффективных технологий взаимодействия региональных массмедиа и аудитории, которые вписываются в процессы глобализации мирового пространства и технологического совершенствования информационных каналов и средств коммуникации, но и разработки концептуальной модели развития конвергентной журналистики в контексте профессиональной культуры.
На уровне методологии реализованного исследования в данной работе показаны возможности использования в анализе этой актуальной проблематики системного подхода, сопряженного с рядом таких общеметодологических подходов, как институциональный, социокультурный, коммуникационный и функционально-деятельностный. Это позволило раскрыть сущность трансформаций института журналистики в целом, а также представить опыт ряда ведущих массмедиа макрорегиона Большой Урал, успешно реализующих в новых условиях принципы профессиональной культуры. Мы подобные технологии, методы, способы трансляции контента систематизировали и показали как актуальные для массовой аудитории, для социального развития российского общества. В связи с последним обстоятельством в диссертации были при посредстве полученных соискателем социологических данных описаны также механизмы, динамизирующие этот процесс, что обусловило комплексный междисциплинарный характер исследовательского проекта.
Поскольку целью диссертационного исследования было также выявление стратегических ресурсов конкретной модели конвергентной журналистики, то данное нами определение профессиональной культуры журналистов представляло одновременно концептуально-теоретическую парадигму прогнозирования развития одного из направлений информационной культуры в целом и в то же время набор свойств, описывающих своеобразие объекта научного познания - деятельность журналистов конкретного макрорегиона в условиях развития конвергентной среды функционирования массмедиа. Профессиональная культура в данном контексте - это интегративное понятие, отражающее сущность и основные личностные характеристики ее носителей. В их числе праксеологические (профессиональные навыки и умения) и ментальные (этические и нравственно-мировоззренческие) характеристики, а также деонтологические интенции - как процесс осознания человеком не только дарованных ему способностей или таланта, но и принятие внутрикорпоративных стандартов и ценностей, а также постоянное стремление к обучению и деятельностному совершенствованию массмедийных навыков и умений. Творчески-созидательное, рефлексивное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций - конкретно-технологической и социокультурной - находит при этом практическое воплощение в различных формах проявления профессиональной культуры, прежде всего, в культуре «производства» массовой информации, культуре «трансляции» (распространения) текстов, а также в культуре «сопровождения» информации - как направлениях, способствующих развитию духовности общества и инновационным его изменениям.
Филологическая интерпретация и феноменологическое описание конвергентной журналистики как этапа развития социального института журналистики в целом, в своих системных характеристиках отражает закономерности процесса слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый ресурс, что позволило автору расширить сугубо технологические рамки имеющихся в литературе представлений о сущностном содержании понятия и научно-практическом осмыслении данной тенденции. Доказано, что успешно реализованный на практике процесс соединения такого рода возможностей позволяет осуществить слияние деятельностных
и смысловых парадигм творческих работников конвергентной редакции и представителей их целевой аудитории, по-иному, осуществить комьюнити - превращение их в социум, объединенных общими информационными интересами. На основе эмпирических данных выявлено, что способствует этому и процесс мультимизации современных медиа - организации смыслового взаимодействия различных форм поликодовых, креолизованных, видеовербальных текстов, системно управляемых и представляемых аудитории при посредстве интерактивного программного обеспечения в контексте диалоговых интенций коммуникаторов, основанных на использовании современных технических и программных средств, объединяющих текст, звук, инфографику, фото, видео, интерактивные ссылки и т.д. - в одном цифровом представлении.
Подобные работы
- КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
Авторефераты (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2700 р. Год сдачи: 2018 - МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРФЕЙСА В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Функции мультимедийных технологий в деловой интернет -
журналистике (по материалам сайта РБК)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Тенденции развития цифровой журналистики и их влияние на трансформацию системы социальных коммуникаций современного общества (Московский государственный лингвистический университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Студенческое СМИ «СМоГУ» как медиаплощадка креативных индустрий (Мордовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА: РАЗРАБОТКА, ПРОДВИЖЕНИЕ,
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2017 - Специфика освещения экстремальных ситуаций современными российскими СМИ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕДИАКОНТЕНТА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВО СПБПУ)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2020 - Визуальные средства кроссмедийной выразительности журналистских произведений в мультимедийных проектах современных российских СМИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020



