База исследования: 6 «Г» и 6 «Л» классы МБОУ «Гимназия № 17» (г. Мытищи).
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНДУКТИВНОГО И ДЕДУКТИВНОГО МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 6
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНДУКТИВНОГО И ДЕДУКТИВНОГО МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ PRESENT PERFECT И PAST PERFECT) 9
1. Формирование грамматических навыков английского языка на среднем этапе обучения 9
2. Упражнения, направленные на изучение “The Present Perfect Tense” в 6 классе с использованием дедуктивного метода 13
3. Упражнения, направленные на изучение “The Past Perfect Tense” в 6 классе с использованием индуктивного метода 15
4. Проведение опытно-экспериментального исследования и анализ его результатов ….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
В наше время возрастает необходимость в людях, владеющими иностранными языками. Грамматика — это важнейший аспект, играющий значительную роль в обучении иноязычному говорению. Это своеобразный каркас, на котором располагается лексика. При формировании грамматических навыков происходит обучение грамотному построению предложений, что необходимо для корректного оформления высказывания. Множество трудностей у детей возникает при усвоении грамматики, которая богата правилами, терминами и многочисленными исключениями. При преподавании грамматики в школах весь процесс ограничивается простым заучиванием конструкций и выполнением однотипных упражнений, при которых учащийся сам не совсем осмысливает практическую пользу того, что он делает. Кроме, того обучение традиционным способом затруднено большим количеством терминов и монотонностью работы учащихся на уроке. Также пассивность учащихся на уроке обусловлена не всегда чередующимися формами работы. По мнению современных педагогов основная проблема овладения грамматическими навыками заключается в том, что в традиционном подходе, большинство образовательных и развивающих целей в обучении так и остаются недостигнутыми, а учащиеся не осознают практической значимости полученных навыков. Поэтому в настоящее время большую актуальность приобрели инновационные методы изучения грамматики иностранных языков. В овладении английским языком используются два подхода: индуктивный и дедуктивный, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Учащимся необходимо использовать преимущество каждого из подходов для эффективного овладения грамматических навыков.
Объектом данного исследования: является процесс формирования и развития грамматических навыков обучения английского языка в школе.
Предметом данного исследования являются дедуктивный и индуктивный методы в обучении грамматики английского языка в школе.
Цель исследования: Сравнить индуктивный и дедуктивный метод изучения грамматики английского языка, выявить преимущества каждого из методов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить, обобщить и провести анализ методической литературы по теме данного исследования; дать определения основным понятиям по исследуемой теме;
• рассмотреть особенности формирования, а также развития грамматических навыков при обучении английскому языку в рамках индуктивного и дедуктивного методов;
• проанализировать основные проблемы формирования и развития грамматических навыков, найти пути их решения;
• рассмотреть упражнения на формирование грамматических навыков при обучении английскому языку;
• провести исследования и определить, какой из методов, индуктивный или дедуктивный лучше работает в школе
План работы
1. Изучение методов преподавания грамматики (анализ литературы, сравнительный анализ, проведение уроков, анкетирование, систематизация) на уроках иностранного языка в школе.
2. Сравнительный анализ индуктивного и дедуктивного методов изучения грамматики английского языка, выявление преимуществ каждого из методов.
3. Пробные уроки и опрос обучающихся 6 «Г» и 6 «Л» классов МБОУ «Гимназии № 17» г. Мытищи.
4. Анализ полученных в ходе опросов данных. Получение продукта проекта.
5. Формулирование выводов по проблеме.
6. Мониторинг полученных отзывов.
7. Знакомство с рекомендациями жюри по дальнейшему продолжению работы.
Изучение методической литературы по данному вопросу показало, что обучение – это активное взаимодействие учителя и учащихся и оно не может носить односторонний характер, именно от учителя зависит то, насколько успешным будет процесс обучения иностранному языку.
В ходе данного исследования были рассмотрены индуктивный и дедуктивный методы, используемые для формирования грамматических навыков на уроках английского языка в средней школе.
Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что выбор метода зависит от возраста, уровня языковой компетенции учеников, целей курса, а также особенностей самого грамматического материала. Дедуктивный метод – это такой метод, при котором обучение происходит от общего к частному, от правила к действию. Индуктивный метод – учащиеся сами формулируют правило, изучают новое грамматическое явление от единичного к общему.
Для эффективного формирования и совершенствования грамматических навыков на уроках английского языка было разработано 4 упражнения, направленных на изучение “The Present Perfect Tense” в 6 классе с использованием дедуктивного метода и 7 упражнений, направленных на изучение “The Past Perfect Tense” в 6 классе с использованием индуктивного метода. Теоретический (дедуктивный) метод подходит тем, кто в самом начале пути. Словарный запас ограничен и важнее запомнить, как строится грамматическая структура, а не где ее нужно применять. Практический (индуктивный) же подход лучше использовать на более поздних этапах, когда уже не возникает проблем с построением отдельных предложений, но появляются сложности с выбором корректной грамматической конструкции.
Для выявления результативности индуктивного и дедуктивного методов при формировании грамматических навыков английского языка на среднем этапе обучения было проведено опытно-экспериментальное исследование. Обучающимся 6 «Г» класса было объяснение правил Present Perfect дедуктивным методом, а обучающимся 6 «Л» класса - индуктивным. Затем ученикам 6 «Г» класса было объяснение правил Past Perfect индуктивным методом, а 6 «Л» - дедуктивный. По результатам оценок, можно сделать вывод, что результативным методом для формирования грамматического навыка на уроках английского языка у обучающихся 6 классов является дедуктивный метод обучения.
Проведя опрос среди обучающихся 6 классов и анализа его результатов, можно сделать выводы, что для одних учеников интереснее индуктивный метод обучения, для других – дедуктивный. Однако, при использовании дедуктивного метода грамматический материал наиболее понятен для большей части учеников. Несмотря на данные показатели ответов, большая часть обучающихся хотели бы использовать оба метода обучения на уроках иностранного языка.
Таким образом, можно сделать вывод, что если в процессе развития грамматических навыков будут использоваться оптимальные методы и приемы, то эффективность усвоения грамматического материала повысится.
1. Беляев Б.В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке // Методическая мозаика. Приложение к журналу «ИЯШ». – 2006. – № 8. – С. 3 – 15.
2. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. - №5.
3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб., 2001. – 425 с.
4. Миролюбов А.А. Сознательно-сопоставительный метод // Иностранные языки в школе. – 2003.- № 6. – С. 39 – 41.
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
6. Фурсенко С.В. Грамматика в стихах: веселые грамматические рифмовки на английском языке. – Спб.: КАРО, 2006. – 160 с.
7. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. – М., 2006.
8. www.correctenglish.ru
9. www.englishgrammarsecrets.com
10. www.enjoy-eng.ru
11. http://filolingvia.com/publ/38-1-0-311
12. www.native-english.ru