ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 3
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 15
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 16
Заключение 21
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ 22
Актуальность исследования. В настоящее время религиозные ценности продолжают оказывать существенное влияние на становление личности и общества в целом. Многовековые традиции народов России, основу которых составляла религия, укоренились в сознании людей; они транслировались и транслируются в повседневной жизни, стали частью мировоззрения.
Несмотря на попытки Советского государства упразднить религию в стране, сохранился интерес к верованиям и обычаям различных этнических групп России. В последние годы, независимо от взглядов историков на место религии в жизни общества, нельзя не заметить повышенного внимания к изучению вопросов, связанных с духовным прошлым нашей страны. Появилось немало работ и по такой теме, как история миссионерской деятельности в отношении народов России.
Необходимость разработки этой темы определяется также новым этапом во взаимоотношениях государства и религиозных общин России. Российское государство продолжает оставаться многонациональным и поликонфессиональным. Сохранение исторической государственности, на территории которой проживает многонациональное население, исповедующее разные религии, требует обратить особое внимание на историю межконфессиональных связей народов России.
Вопрос о миссионерской деятельности православного духовенства актуализируется и необходимостью восстановления преемственности между деятельностью миссионеров прошлого и настоящего. Для современных миссионеров невозможно обойти стороной тот опыт, который накопила православная миссия в дореволюционной России.
Из-за важности поддержки и развития связей между народами и конфессиями современной России интерес к истории православной миссии сохраняется и в научном сообществе. Требуется изучить новый комплекс неопубликованных документов, который будет способствовать восполнению пробелов при реконструкции взаимоотношений государства, духовенства, народов России в процессе христианизации.
Степень разработанности темы. Изучение отдельных сторон миссионерской политики Российского государства и православного духовенства началось уже современниками. В основном это были руководители научных экспедиций, направляемых Академией наук. Они не только сохранили свои воспоминания о народах Вятско-Камского региона, но и изложили итоги христианизации и выделили проблемные вопросы данного процесса (Г. Ф. Миллер, Н. П. Рычков и др.).
Временем расцвета изучения истории православного миссионерства стала вторая половина XIX в. и начало XX в. В обобщающих трудах по церковной истории П. В. Знаменского, архиепископа Филарета (Гумилевского), митрополита Макария (Булгакова), С. Г. Рункевича содержался обзор некоторых вопросов истории распространения христианства среди народов Вятско-Камского региона.
Обращают на себя внимание также периодические журналы («Православное обозрение»1 и «Православный собеседник»2), в которых особое место принадлежало статьям, посвященным различным аспектам православной миссии.
Среди казанских исследователей были те, кто достаточно всесторонне изучал историю православной миссии в Среднем Поволжье (священник Ефимий Малов, А. Ф. Можаровский3). В их трудах история православной миссии в Вятско-Камском регионе представлена обзорно и без серьезной источниковой базы.
Помимо общих трудов появлялись исследования, касавшиеся отдельных регионов России, где проходила миссионерская деятельность православного духовенства в отношении язычников и мусульман. Были написаны работы по просвещению мордвы4, вогулов (манси)5, чувашей6 7 и калмыков/.
В 1917 г. характер исследований по церковной истории изменился. Советская историография, несмотря на кажущееся единство мировоззренческих установок, не была монолитной в плане отношения к церковной истории. Уместно выделить три периода советской историографии...
В заключении подводятся общие итоги исследования. Отмечается, что активная миссионерская деятельность среди народов Вятско-Камского края началась только в XVIII веке. Важную роль в этом процессе сыграло государство и епархиальное руководство. Благодаря предоставлению льгот новокрещеным удалось добиться существенных успехов в количественном росте христиан среди «инородцев». Духовенство, возглавляемое епископом, вело активную миссионерскую деятельность. Особое значение в деле христианизации местных народов приобрел процесс русификации, благодаря которому язычники и мусульмане узнавали о православной культуре.
Все это позволило к концу XVIII в. существенно изменить конфессиональное соотношение в Вятско-Камском регионе. Имея преимущественно великорусских прихожан в начале века, она зачислила в свои ряды большую часть удмуртов, бесермян, а также татар, вогуличей и калмыков. Кроме того, было еще прибавление от Казанской епархии в виде многочисленных марийцев, в большинстве своем уже крещеных. В православие приведены были некоторые поляки и немцы. Вятская епархия из национально-однородной превратилась в многонациональную.