Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХРИСТИАНСКИХ МИССИЙ В КИТАЕ: ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ И АККУЛЬТУРАЦИИ

Работа №88700

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы99
Год сдачи2022
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Начало проникновения христианских миссий на территорию
Китая 11
1.1. Католические миссии в Китае 11
1.2. Процесс взаимодействий миссионеров и китайского общества 16
Глава II. Особенности миссионерской деятельности иезуитов и вклад Маттео Риччи в распространение христианских идей в Китае 19
2.1. Появление иезуитов в Китае 19
2.2. Результаты деятельности в Китае 52
2.3. Характер миссионерской деятельности 56
2.4. Оценка миссионерской деятельности 60
Глава III. Особенности религиозной деятельности Русской православной
миссии в Китае 65
3.1. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Китае -
исторические уроки 65
3.2. Православие в Китае на современном этапе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
Список источников и литературы 91
Приложения


Актуальность исследования. История Китая насчитывает по разным данным от трех с половиной до пяти тысяч лет. Традиционными религиями Китая считаются буддизм, даосизм, также существенную роль в Китае играют ислам и христианство. История проникновения христианских миссионеров в Китай показывает, насколько трудная проповедь была на начальных этапах. Миссионерам было трудно трактовать основы Евангелия в закрытом традиционном обществе Китая, где господствовала языческая религия. Кроме того, христианская миссия в то время еще не имела упорядоченного и организованного характера. Опора исключительно на придворные круги не позволяла христианству закрепиться в народе. Однако католицизм не получил широкого распространения в Китае, и не мог быть установлен в качестве официальной религии. Причиной этого было желание католиков привнести свою западную культуру в Китае с полной утратой китайцами своей национальной и культурной самобытности. Католики также в осуществлении миссионерской деятельности придавали первостепенное значение политическим интересам, а затем религиозным. Именно это обстоятельство отодвинуло китайцев от католической религии.
В связи с развитием международных контактов со странами Азиатско- Тихоокеанского региона, возрос интерес не только к изучению взаимодействия культур, но и к этническим особенностям представителей Дальневосточного региона. При этом одним из источников для понимания становится исторический опыт общения Востока и Запада. В современном мире решающим фактором при формировании внутренней и внешней политики выступает культурная идентичность, проявлением которой является принадлежность к определённой религии. Стоит отметить, что Иезуиты знакомили китайцев с достижениями европейской цивилизации. Их авторитет позволил и другим католическим миссионерам в течение столетия беспрепятственно работать на всей территории Китая. Но активность европейских проповедников начала вызывать недовольство как в правительстве, так и среди народных масс.. В 1784 году деятельность иезуитов в Китае была запрещена, но они продолжали работать на полулегальной основе. В конце XVIII гонения на католиков усилились, но их влияние сохранялось. Актуальностью темы данной работы является рассмотрение деятельности христианских миссионеров в Китае.
Объектом исследования - религиозная деятельность христианских миссий.
Предмет исследования - адаптация и аккультурация религиозной деятельности христианских миссий в Китае.
Историография. В целом, отечественные и зарубежные ученые уделили немало внимания деятельности миссионеров в Китае. Один из таких был Николай Адоратский - «Православная миссия в Китае за 200 лет её существования»1
Автор описал историю создания и состав первых восьми миссий, привел краткие биографии миссионеров, перечислил их занятия и труды. Впервые были обобщены и проанализированы опубликованные и найденные архивные источники. Им была предложена первая периодизация деятельности духовной миссии. В основу деления на периоды Николай Адоратский положил два критерия: национальный состав (XVIII век малороссийский состав миссии, Х1Х великорусский) и задачи, век возложенные на миссию (1685-1745 гг. и 1745¬1808 гт.). Гранью между двумя периодами автор поставил 1745 г. С этого времени, по его мнению, изменились отношения между Россией и Китаем, началась правильная отчетность миссии, добавились дипломатическая и научная функции. Он высоко оценил усилия миссионеров в деле урегулирования русско-китайских отношений. Все последующие поколения исследователей при характеристике миссий ссылались на него. В работе «История Библии на Востоке» Алексея Виноградова содержатся исследования истории несторианства, иудаизма и мусульманства. Так же свой вклад внес в изучение религиозных миссий Ломанов А.В «Христианство и китайская культура».
В этой монографии где рассматривается проблема взаимодействия христианства и китайской цивилизации с VII в. до конца XIX в. Автор исследует особенности диалога двух цивилизаций, опирающегося на устойчивость библейского учения и основы китайской духовной традиции. В центре внимания изучение способов сопоставление адаптации христианства к китайской цивилизации, избиравшихся миссионерами и китайскими христианами. Основополагающей в написании курсовой является работа Дубровская Д.В. «Миссия иезуитов Китае».
В книге рассматривается история проникновения в Китай первой иезуитской миссии, больше двухсот лет выполнявшей функции форпоста европейского влияния при дворе императоров династий Мин и Цин. Автор рисует широкий фон, на котором действовали яркие личности, принадлежавшие к ордену Иисуса, которые предоставили в распоряжение потомков уникальные свидетельства очевидцев о Китае. В труде Дубровской иезуитские миссионеры в течение длительного периода истории были практически единственными представителями европейской цивилизации в Китае: именно во взаимоотношении с ними формировалось мнение о западной культуре у китайцев, а в свою очередь они создавали образ Китая у европейцев.
В монографии Скачкова П.Е. «Очерки истории русского китаеведении» говорится о восприятии христианства китайцами. Кроме того, автором затронута деятельность православных миссионеров, в том числе рассмотрены их переводы вероучительных и богослужебных книг на китайский язык.
Несмотря на обширную историографию проблемы, посвящённую религиозным миссиям Китае, проблема раскрыта не полностью.
Цель работы. Целью данной выпускной квалификационной работы является оценка деятельности христианских миссий в Китае.
Для достижения поставленных целей выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть начальный этап деятельности христианских миссий в Китае.
2. Определить роль католической миссии в интеграции христианства в Китай.
3. Выявить и обосновать степень адаптации и аккультурации христианских миссий в Китае в эпоху средневековья и Нового времени.
4. Выяснить влияние иезуитских миссий в Китае.
5. Оценить вклад Маттео Риччи, как главного идеолога в иезуитской миссии.
Хронологические рамки. Нижняя хронологическая планка начинается с деятельности с деятельности католических миссионеров кон. XIII в. И до настоящего времени.
Территориальные рамки: Китай при династии Юань, при династии Мин, при династии Цинь, Китайская Республика, Китайская Империя, Китайская Народная Республика.
Анализ источников. Для написания выпускной квалификационной работы была проработана довольно обширная источниковая база. Первой важнейшей группой источников, являются заметки сирийских и армянских хронистов, отрывочные извлечения из китайских летописей, случайные сообщения путешественников. В некоторых преданиях распространения религиозного учения связывают с одним из Апостолов. Родоначальниками христианства в Китае считали Апостола Фому, считали Варфоломея, Фадея, или ученика его Аггея и даже Андрея. Например, свидетельства сирийских и греческих летописей о проповеди в Китае Варфоломея, Фадея или Аггея и Андрея обязаны своим возникновением старому географическому заблуждению, смешивавшему Китай с Индией или даже с Персией.
Вторая группа источников - записи христианских миссионеров, таких как Дневниковые записи христианских и иезуитских миссионеров, таких как Марко Поло, Джованни Монтекорвино, Маттео Риччи, Иоанна Адама Шалля, Фердинанда Вербиста, Алесандро Валиньяно, Роберта Моррисона и др.; источники русской православной миссии - Илариона Рассохина, Иоакинфа Бичурина, Иосифа Войцеховского, Дионисия Поздняева, Петра Кафарова и др.
Методология исследования. Одним из основных подходов для исследования был выбран цивилизационный подход, который объясняет многообразие исторических процессов происходивших при аккультурации и адаптации христианства в Китае и выступает в роли диалога двух культур - восточно-азиатской и западно-европейской.
В цивилизационном подходе для данного исследования необходимо выделить следующие методологические критерии:
— разнообразные менталитеты, вовлеченные в единое социокультурное пространство:
— общность и взаимозависимость, наличие сферы общих интересов, которые носят вынужденный характер и продиктованы индивидуальными ситуациями.
— синкретический характер развития (взаимовлияние и
взаимопереплетение вплоть до взаимной ассимиляции):
— веротерпимость и толерантность в условиях полиэтничности и поликонфессиональности;
— эволюционная динамика, как сдвиг в культуре:
— как результат синкретических взаимовлияний ими приобретаются и формируются новые ценностные ориентации («диалог культур», констатация фактического состояния — «едины в многообразии»):
— внутреннее эволюционное развитие, являющееся итогом
разносторонних социокультурных закономерностей, обусловленных внутренними процессами их внешними взаимовлияниями и взаимопроникновениями.
В работе применялись следующие научные методы:
Историко-биографический
Подробно изучена биография автора Маттео Риччи, а также христианских миссионеров.
Историко-дескриптивный
Изучение путешествия христианских миссионеров, иезуитов, православных миссий в Китай посредством описания происходящих событий.
Историко-генетический
Изучение христианской миссионерской деятельности в Китае в динамике развития, от зарождения до настоящего времени.
Историко-компаративный
Определение общих и различных черт католических и православных миссионеров
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, в которой была обозначена актуальность данной темы дипломной работы и 8
установлена проблема исследования. В первой главе главы говорится о начале проникновения христианских миссий в Китай. Описан процесс взаимодействия миссионеров и китайского общества. Во второй главе идет речь о миссионерах и их попытках культурной адаптации христианского вероучения и церковной практики к реалиям китайской цивилизации. И в заключительной третьей главе говорится о значение и вкладе миссионерской деятельности Маттео Риччи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог, стоит отметить, что приход в Китай христианства и несторианства (равно как и других чужеземных учений) именно в эпоху Тан не был исторической случайностью. В это эпоху сложились наиболее благоприятные условия для проникновения в Китай религиозно-идеологических новаций: возникновение различных торговых маршрутов, активные контакты империи с внешним миром, толерантное отношение властей к чужеземным обычаям и нравам. Однако религиозно-идеологическая политика правящего режима опиралась на устои, свойственные сформировавшейся к тому времени официальной идеологии имперского Китая. В силу этих устоев любые учения и вероучения, особенно чужеземного происхождения, попадали в жесткую зависимость от сиюминутных запросов правящего режима и от текущих историко-политических реалий. Поэтому представителям чужеземных вероучений было необходимо заручиться поддержкой светских властей, доказать им действенность этого вероучения для государственных нужд и адаптировать его к местной культурно-религиозной среде.
На сегодняшний день есть все основания утверждать, что христианство, представленное несторианством, не смогло выполнить все эти условия. Все сведения, сообщаемые в центральном памятнике по истории христианства при Тан - «стеле Светлого учения», о процветании и авторитете несторианской общины оказались сильно преувеличенными. Первому несторианскому священнослужителю - епископу Алобэню, действительно, удалось пропудить у императора интерес к христианству, добиться разрешения на строительство святилища и создание монашеской общины. Однако несторианской общине, как показывают результаты новейших исследований, так и не удалось привлечь к себе широкие массы верующих. Она оставалась крайне немногочисленной и состояла из чужеземцев. Исторические факты показывают, что несториане могли совершить успешную официальную карьеру, добиться признания при дворе. Но все это было результатом их способностей и профессиональных качеств, а не вероисповедания. Пытаясь адаптировать свое вероучение к местным религиозно-культурным условиям, несториане шли на уподобление даосским школам и буддийской церкви. Например, вопреки собственным мировоззренческим принципам и следуя примеру буддийской церкви, они вывешивали в своих храмах портреты китайских государей и воздавали им хвалы как божествам. При изложении идей несторианства на китайском языке они активно использовали терминологию и концепции (морально-этическое уложение, учение о сыновней почтительности) конфуцианства. Но все эти попытки оказались тщетными. Несторианство так и осталось в Китае на положении чужеземной, «варварской» религии.
История расцвета и упадка несторианской церкви в Китае в VII-VIII и XIII веках является отдельным эпизодом, не связанным с прибытием в Китай в XVI веке. Католические миссии и начало их текущей деятельности. Однако изоляция Танского христианства от Рима и Византии сделала оставленный им опыт культурной адаптации особенно ценным - могущественная Западная Церковь не вмешивалась в дела китайских несториан, давая им возможность действовать самостоятельно. Изучение Танских несторианских текстов от ранних «сочинений Алобэня» до поздних «сочинений Цзин-Цзина» дает возможность представить ход постепенного погружения персидских жрецов в Китайскую культурную традицию. Желание дать адекватный пересказ Евангелия и заповедей веры постепенно уступило место нейтральным рассуждениям о смысле жизни и мире.
В период Нового времени от поздней династии Мин и ранней династии Цин до Опиумной войны, культура западного христианства постепенно проникала на Восток. С начала XVI века католические миссионеры, опорой которых были иезуиты. Успехи иезуитов в осуществлении их главной цели - евангелизации жителей Поднебесной империи, несмотря на сомнительные успехи в распространении христианства, их историческое значение и миссии было чрезвычайно важным как для Китая, так и Европы.
Миссионеры были первыми, кто установил постоянный контакт между двумя цивилизациями. Они сумели донести христианские идеи до крупнейшей восточной страны, создав уникальный синтез конфуцианских этических норм и основных положений католицизма.
Миссионеры внесли значительный вклад в развитие китайского государства и китайской культуры, а также стали посредниками в отношениях между западными странами и Китаем. В XVIII веке в Пекине была создана Русская духовная миссия, ориентированная прежде всего на выполнение политических, научных и просветительских функций. Католицизм, чаще всего адаптированный к китайской культуре, нашел своих приверженцев среди различных слоев китайского общества. Успеху распространения христианства в Китае в позднем средневековье способствовала его «синизация». Это была в первую очередь идея М. Риччи «дополняет конфуцианство и отвергает буддизм», его идея совместимости конфуцианства и христианства и признание конфуцианства «дохристианским». Затем среди иезуитов и китайских христиан сформировалась школа «фигуралистов», сторонники которой придерживались идеи первоначального знакомства китайцев с Библией. Жизнеспособность китайского католицизма подтверждается тем, что он сохранился в годы репрессий и существовал в период отсутствия европейских миссионеров.
После превращения Китая в полуколонию во второй половине XIX-начале XX века христианская миссионерская деятельность строилась на иных принципах, чем прежде. Миссионеры были частью капиталистической экспансии западных стран. В этот период наряду с католическими миссионерами в стране активно действовали протестанты. А в начале ХХ века была предпринята первая попытка активной Православной миссионерской деятельности. Значение христианства для Китая в этот переходный период подтверждается тем, что его распространение непосредственно связано с крупнейшими народными движениями и восстаниями в стране. Масштаб и количество участников радикальных социально-политических реформ, антиправительственных выступлений в китайской истории, Тайпинского восстания были организованы «братом Иисуса Христа» и проходили под девизом создания христианского «царства Божьего». Широкое распространение христианства оказалось важным фактором формирования реформаторского движения в Китае. В конце XIX века идея изначальной близости учения Христа и конфуцианства получила широкое распространение среди китайских реформаторов, хотя приоритет отдавался последним.
Несмотря на разногласия относительно методов культурной аккомодации католичества, иезуитские миссионеры смогли в той или иной мере донести основы католического вероучения до крупнейшей нехристианской цивилизации своего времени. Миссионерская деятельность М. Риччи выразилась в создании уникального синтеза этических норм конфуцианства и ряда положений католического вероучения. Миссионерами была проделана огромная работа по христианизации Китая. За период более двухсотлетней деятельности миссии иезуитов в Китае (1552-1775 гг.), члены ордена не только смогли обратить в христианство некоторых весьма важных лиц при дворе императора, но также распространили католичество во многих провинциях империи. Миссионерская деятельность М. Риччи в Китае явилась беспрецедентным опытом пересмотра доминирующих в ту эпоху идеологических позиций распространения католичества и открыла новую страницу в истории межрелигиозного диалога.
Анализируя опыт культурной аккомодации Маттео Риччи в Китае, можно сделать следующие выводы: 1) Опыт миссионерской деятельности М. Риччи выразился в создании уникального синтеза этических норм конфуцианства и ряда положений католического вероучения; 2) Специфика культурной аккомодации М. Риччи в Китае выражалась в языке, принятии китайского имени, норм конфуцианской этики общения, ношении буддистской и конфуцианской одежды, и т. д; 3) Миссионерская деятельность М. Риччи в Китае явилась беспрецедентным опытом пересмотра доминирующих в ту эпоху идеологических позиций распространения католичества и открыла новую страницу в истории межрелигиозного диалога.



1. Джованни дель Плано Карпини. История монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. Книга Марко Поло. / Пер. А. И. Малеина, И. П. Минаева. Вступ. ст. и комментарии М. Б. Горнунга. М.: Мысль, 1997. 460 с.
2. Michele Ruggieri, Matteo Ricci, John W. Witek. Dicionario Portugues- Chines. Lissabon, 2001.
3. Spence, J. R. The Memory palace of Matteo Ricci. - USA: Viking Penguin, 1984.
II. Список использованной литературы
4. Brockey L.M. Journey to the East. The Jesuit Mission to China, 1579-1724. the belknap press of Harvard University press Cambridge, Massachusetts London, England, 2007.
5. Абрамсон, М. Л. История средних веков / М. Л. Абрамсон, А. Я. Гуревич, Н. Ф. Колесницкий. - М.: Наука, 1964. - 435 с.
6. Андреев, А. Р. Монашеские ордена / А. Р. Андреев. - М.: Традиция - Евролинц. 2001. - 399 с.
7. Бёмер Г. История ордена иезуитов. - М.: Ломоносовъ, 2012. - 217 с.
8. Бемер, Генрих. Иезуиты / Пер. с нем. В. Е. Попова. - М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1913. - 456 с.
9. Бемер, Генрих. Орден иезуитов. Правда и вымысел / Бемер Генрих, Моно Габриэль, А. Быков. Сб. - М.: ООО «АСТ», 2007. - 540 с.
10. Бернюкевич, Т.В. Взаимодействие культур: формы и механизмы: учебное пособие. - Чита: ЗабГУ, 2015. - 140с.
11. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Восточная литература РАН, 2001. - 488 с.
12. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.: Восточная литература РАН, 2006. - 706 с.
13. Великович Л. Н. Иезуиты вчера и сегодня. - М.: Знание, 1972. - 64 с.
14. Виппер, Р. Ю. История Нового времени / Р. Ю. Виппер. - Киев: Ника-Центр: Вист-С, 1997. - 624 с.
15. Глубоковский Н.Н. (ред.) Православная богословская
энциклопедия. Том X. - Петроград: Типография А.П. Лопухина. 1909. - 374 с.
16. Головин, С.А. Российская духовная миссия в Китае: исторический очерк / С.А. Головин. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - 284 с.
17. Гризингер, Теодор. Иезуиты. Полная ис.тория их явных и тайных де.яний в 2-х томах. Т. 1 / Гризингер Теодор. - СПб: Издание Маврикия Осиповича Вольфа, 1868. - 567 с.
18. Губер, Иоганн. Иезуиты. Их ис.тория, учен.ие, орган.изация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии / Пер. с нем. В. И. Писаревой. - М.: Ленанд, 2016. - 328 с.
19. Дацышен В.Г. Изучение истории Китая в Российской империи. Монография. - М.: Проспект, 2016. - 193 с.
20. Дацышен В. Г. Русские китаеведы XVIII - начало ХХ вв.: преподаватели и со.ставители слов.арей (краткий биобиблиографический справочник) // Архив российской китаистики. Т. 1. - М.: Наука, 2013. - С. 532¬550.
21. Дацышен В.Г. Христианство в Китае: история и современность. - М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. - 240 с.
22. Джуринский, А. История зарубежной педагогики / А. Джуринский.
- М.: ИНФРА-М, 1998. - 432 с.
23. Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552—1775 гг.). М.: Крафт+; Институт востоковедения РАН, 2001. - 256 с.
24. Егер, О. Всемирная история. Т.3: Новая история / О. Егер. - СПб Полигон; М.: АСТ, 1999. - 719 с.
25. Еремеев В. Е. Риччи // гл. ред. М. Л. Титаренко, Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. . - М.: Восточная литература, 2009. -
26. Ефремова Ю.Р. Христианство в Китае: История и современность. / Материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. (под ред. Н.Л. Глазачевой, О.В. Залесской). Благовещенск: Изд-во БГПУ, - 2013. - С. 7-13
27. Иеромонах Николай (Адорацкий) Некролог [Д.Д. Языков]:
«Московские ведомости». - № 301. - М., 1896.
28. Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов. - М.: Наука, 1967.
- 396 с.
29. Инглот, Марек. Общество Иисуса в Российской империи (1772¬1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всём мире / Инглот Марек. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004.
-632 с.
30. История Православия в Китае // Община. XXI век. - 2004 г. - №
2(39). [Электронный ресурс] URL: https: //web.archive.org/web/20040604214312/http: //www.21v.ru/avarya/pravoslavievkitae2/pravoslavievkitae2 .htm(режим доступа 15.06.2020)
31. Кареев, Н. И. История Западной Европы в Новое время. Том 2. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII веках / Н. И. Кареев. - СПб: Типография М.М. Стасюлевича, 1893. - 449 с.
32. Карезина И.П. Маттео Риччи. подлинный смысл Небесного Господа. Введение. (Перевод с комментариями) // Религиоведение. - 2015. - №2. - С. 140-147.
33. Клепикова Л.В. Миссия иезуитов в Китае и ее роль в распространении идей просвещения в поднебесной империи (на примере переписки Г.В. Лейбница и отца И. Буве). - 2013. - № 13. - С. 112-125
34. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука, 2003. - 486 c.
35. Колупаев, В. Е. Миссия иезуитов среди русских эмигрантов в Аргентине в XVII веке / В. Е. Колупаев // Латинская Америка. - 2011. - № 8. - С. 81-94.
36. Кузнецова Т. В. Издательская деятельность Русской Духовной миссии (на при.мере из.даний из фонда Дальневосточной государств.енной научной библиотеки) // «Эволюция и революция: опыт и уроки мировой и российской истории: Материалы международной научной конференции». Хабаровск, 22-24 сентября 1997 г. — Хабаровск, 1997. — С. 80-85
37. Кычанов Е.И. Сирийское несторианство в Китае и Центральной Азии // Палестинский сборник. Вып. 26 (89). Филология и История. Л.: Наука. 1978. - С. 76-85
38. Леруа, Мишель. Миф об иезуитах: От Беранже до Мишле / Леруа Мишель. - М.: Языки Славянской Культуры, 2001. - 439 с.
39. Ломанов А. В. Христиан.ство и китайская культура. М., 2002, 446. с.
40. Ломанов А.В. Проблема культурной адаптации в деятельности христианских миссий в Китае: автореф. дис.. д-р. ист. наук: 07.00.03.. М.: 2000.-298 с.
41. Ломанов А.В. Раннехристианская проповедь в
Китае // Китайский благовестник. - М., 1999, № 1. - С. 10-50.
42. Лушпай, В. Б. Иезуиты и Екатерина II / В. Б. Лушпай // Вопросы истории. - 1999. - № 8. - С.130-137.
43. Лютик Е. В. Деятельность иезуитов в Китае и Вьетнаме в XVI¬XVII в.: на примере Маттео Риччи и Александра де Рода // Социально¬гуманитарный вестник Юга России, № 1. - Краснодар, 2010. - С. 4 -15.
44. Макаровский, И. Архимандрит Иакинф Бичурин православный миссионер и русский синолог / И. Макаровский. // Церковный вестник. 2003. № 5.
45. Михневич, Д. Е. Очерки из истории католической реакции:
Иезуиты / Д. Е. Михневич. - М.: 1953. - 310 с.
46. Моно, Габриэль. Об Истории Общества Иисуса / Моно Габриэль // Сборник Орден Иезуитов, Правда и Вымысел. АСТ, 2007. - 568 с.
47. Морошкин, М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до настоящего времени / М. Морошкин. - СПб.: 1867. - 547 с.
48. Мякотин, В. А. Иезуиты / В. А. Мякотин, Л. Я. Якобзон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. - С. 8-13.
49. Николай (Адоратский), иером. История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685-1745) // История Российской духовной миссии в Китае: сб. ст. - М.: Издательство Свято - Владимирского Братства, 1997. - С. 3-7.
50. Поздняев Дионисий, священник. Православие в Китае (1900-1997).
- М.: Изд. Свято-Владимирского Братства. - 1998. 277 с.
51. Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр
«Православная энциклопедия», 2001. - Т. II. - 752 с.
52. Пушкина, Д. В. Христианство: век за веком / Д. В. Пушкина. - М.: Даръ. - 2011. - 640 с.
53. Пчелин Н. Г. Миссия иезуитского ордена в Китае: автореф. дис.. канд. ист. наук: 07.00.03. - СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1999. - 282 с.
54. Романенко Т.В. Рецепции христианских идей в Китае в XVII - нач. XXI в.: диссер. на соискание уч. ст. кандидата философских наук: 09.00.14. - Чита: Изд-во Забайкальского Государственного университета, 2017. - 164 с.
55. Самарин, Ю. Ф. Иезуиты и их отношение к России / Ю. Ф. Самарин. - 3 изд., М., 1870. - 308 с.
56. Сидорова Е.В. Сравнительный анализ деятельности католических миссионеров в Китае и во Вьетнаме на примере Маттео Риччи и Александра де Рода: автореф. дис.. канд. ист. наук: 07.00.03. - СПб., 2012. - 155 с.
57. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. - М.: 1997. - 505 с.
58. Смертин Ю.Г. Миссия иезуитов в Китае: первый диалог христианской и конфуцианской цивилизаций (вторая половина XVI в. - начало XVII в.) // Studia Culturae. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2017. №4(34). - С. 91-102.
59. Тихвинский С. Л. Новая история Китая. - М.: Наука, 1972. - 636 с.
60. Тонди А. Иезуиты. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1955. - 186 с.
61. Чигринский М. Ф. Иеромонах Алексий (Виноградов) в Оптиной пустыни // Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. - СПб., 1993. - С. 54 - 62.
62. Чирков Н.В. Межрелигиозный диалог и опыт культурной аккомодации католичества Маттео Риччи в Китае // Религиоведение, № 1, М., 2014, С. 113-122
63. Чуркина, И. В. Иезуиты в России / И. В. Чуркина // Вопросы истории. - 1996. - № 10. - С. 149-156.
64. Шаталов О.В. Архимандрит Пётр (П.И. Каменский) - начальник Десятой Российской Духовной Миссии в Пекине // Православие на Дальнем Востоке. Вып. 3. - СПб., 2001. - С. 85-99
65. Эпштейн А. Орден Иезуитов. [Электронный ресурс] URL:
https: //www.gumer.info/bibliotek Buks/History/skazk/12. php (режим доступа 15.06.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ