Актуальность исследования. Советское общество в сталинский период, несмотря на всю свою противоречивость, являлось обществом modernity. Главным содержанием эпохи были явления и процессы, обусловленные форсированной индустриализацией, характер и облик которой задавал тон всему предвоенному десятилетию. В среде участников индустриализации значительную роль играли советские инженеры, пришедшие на смену старой технической интеллигенции. В современной историографии сложилась определенная традиция изучения этой социальной группы. Инженеров исследовали в контексте социально -экономических макропроцессов либо систем. Их описывали языком концепций модернизации, формационного перехода и, преимущественно в институциональном ключе.
Современное гуманитарное знание позволяет сместить фокус исследования на их личностные характеристики, проявления субъектности во всем многообразии практик советского человека. Эти практики были не только продуктом коллективного и заданного опыта, но и индивидуальной биографии, самоконструирования собственного «Я», сложного процесса рецепции прошлых культур в ситуации творения нового социального мира.
Перемещение исследовательского фокуса предполагает выбор соответствующей объяснительной концепции. В данном случае - концепции повседневности и микроисторического подхода с присущим ему инструментарием: скрупулезный поиск и «разглядывании под микроскопом» отдельных деталей и мелочей, обнаружение автоматизмов мысли и действия, проявления рефлексии и эмоций, вместе образующих уникальный жизненный мир человека. Эвристические возможности подобного подхода позволяют увидеть субъективную сторону исторического процесса, придать процессу индустриализации человеческое измерение, показать богатую палитру практик и ментальных особенностей, формировавших социокультурный контекст советской действительности.
Актуальность исследования жизненного мира советских инженеров эпохи индустриализации обусловлена, прежде всего, антропологическим поворотом в современном гуманитарном знании, что предполагает взгляд на историю культуры глазами ее творцов, «разносчиков», свидетелей, потребителей.
В диссертационном исследовании речь пойдет об инженерах первого советского поколения. Вместе с другими участниками большого социалистического проекта - «ответственными работниками», совслужащими, рабочими, колхозниками, т.н. «уголовным элементом» и лагерным населением, они строили «дивный новый мир» (О.Хаксли) с особой системой ценностей, причудливым набором норм и правил, с разветвленной системой символов и множеством практик.
Категориально-понятийный аппарат концепции повседневности далеко не в полной мере адаптирован для нужд исторических исследований советской эпохи. В этой связи настоящее диссертационное исследование жизненного мира советских инженеров представляет собой проект, не бесполезный для дальнейших научных изысканий в области советской социальной истории.
Степень разработанности проблемы в исторической литературе.
Тема становления советского инженерного корпуса в годы первых пятилеток уже несколько десятилетий разрабатывается отечественной и зарубежной исторической наукой. Особенностью исследовательских подходов к этой теме можно считать сильное воздействие социологического знания на изучение исторических сюжетов. Научный интерес представляет изучение не только структуры советского общества как целого социального организма, конструируемого в контексте экономической модернизации 1930¬х гг., но и социальные позиции технической интеллигенции в этой структуре.
Исследования советских историков проводились под мощным воздействием идеологических формулировок, вошедших в политическую культуру советских граждан в 1930-е гг. В период сталинской индустриализации властный дискурс определял легитимный образ стратификации общества. Социальные итоги экономического развития страны в период первых пятилеток были подведены Сталиным в докладе на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г. Им были названы изменения классовой структуры, связанные с исчезновением «эксплуататорских» классов «помещиков», «капиталистов», «кулаков», «купцов и спекулянтов» 1. Основными структурными компонентами нового общества были признаны рабочий класс, колхозное крестьянство и интеллигенция, равноправно участвующие в строительстве «нового, бесклассового социалистического общества». С точки зрения власти в лице Сталина, достижением социальной динамики было перерождение «старой заскорузлой» интеллигенции в новую «трудовую», включающую научно-технических работников, «работников культурного фронта» и «служащих вообще».
Окончательный вывод о социальном статусе интеллигенции И.В. Сталин объявил весной 1939 г. в докладе ЦК на XVIII съезде ВКП(б). Он объявил интеллигенцию важной социальной группой в структуре советского общества, и осудил недоверчивое и презрительное отношение к ней. Власть в лице секретаря ЦК охарактеризовала советскую интеллигенцию «народной, социалистической», отличной своим генезисом, составом и «физиономией» от старой, буржуазной интеллигенции: «К старой, дореволюционной интеллигенции, служившей помещикам и капиталистам, вполне подходила старая теория об интеллигенции, указывающая на необходимость недоверия к ней и борьбы с ней. Теперь эта теория отжила свой век и она уже не подходит к нашей новой, советской интеллигенции. Для новой интеллигенции нужна новая теория, указывающая не необходимость дружеского отношения к ней, заботы о ней, уважения к ней и сотрудничества с ней во имя интересов рабочего класса и крестьянства» . Признание советской интеллигенции значимой социальной группой - социалистической по своей природе и положению в советском обществе, можно расценивать как важный сдвиг в политической культуре руководящей группы. В агитационных брошюрах, изданных после XVIII партийного съезда, этот тезис Сталина был представлен партийной общественности. Со временем эта идея проникла в толщи номенклатуры.
Объектом научных исследований техническая интеллигенция становится в 1960 - 80-е гг. Историографическая традиция этого периода унаследовала официальный подход к интеллигенции, сформулированный еще в 1930-е гг. В этом определении советская интеллигенция уже не обозначается как «прослойка». Она представлена как «социальный слой» - синонимически определению социальной группы с собственной внутренней структурой и профессиональной спецификой.
В советской исторической науке сложилось два основных исследовательских направления (школы): институциональное и социологическое. Ведущее место среди них принадлежит институциональной школе, в рамках которой взгляд историков фокусировался, преимущественно, на активном участии советской технической интеллигенции в индустриальном проекте. Институциональный подход рассматривает народное хозяйство как целостную социальную систему, состоящую из множества институтов с присущими им функциями. Практическая роль технических специалистов в формировании нового общества заключалась в их активном участии в научно-техническом прогрессе. В литературе, посвященной изучению этой темы, особое внимание уделялось следующим вопросам: участию инженеров в разработке технических проектов и в социалистических соревнованиях, роли инженеров в организации труда на производстве. Среди работ, выполненных в этой исследовательской парадигме, следует назвать, прежде всего, труды В.И. Астаховой, В.С. Волкова, С.А. Федюкина.
В литературе, представляющей социологический подход, рассматривались вопросы, связанные с генезисом и формированием советской интеллигенции как особого типа, отличного от интеллигенции, существовавшей, как на Западе, так и в дореволюционной России. По мнению В.С. Волкова, «если с узко профессиональной точки зрения она [советская интеллигенция - Ю.К.] не имела коренных отличий от технической интеллигенции царской России и буржуазных стран, то характер применения технических знаний, отношение к своему труду, к рабочим стали качественно новыми».
В книге М.Е. Главацкого были названы два этапа формирования социалистической интеллигенции. На первом этапе, с 1917 по 1927 гг., «ведущими путями формирования кадров были выдвижение передовых рабочих на руководящую работу и привлечение к социалистическому строительству старой интеллигенции, получившей подготовку в дореволюционное время», а на втором этапе, с конца 1920-х гг. до середины 1930-х гг., основными источниками рекрутирования технических специалистов были выдвиженчество и система активно развивающегося среднего и высшего образования 8. В результате, по мнению М.Е. Главацкого, сформировалась новая интеллигенция, которая «по социальным источникам формирования, мировоззрению и характеру деятельности теснейшим образом была связана с трудящимися».
О роли системы образования в процессе создания социалистической интеллигенции в 1930-е гг. писал М.Г. Власов. Он сравнил статистические данные о количестве инженеров в стране в начале первой пятилетки и в конце 1930-х гг. и, в результате, пришел к выводу о колоссальном количественном росте технических специалистов за 10 лет сталинской индустриализации.
Одной из особенностей системы высшего образования в 1930-е гг. была его доступность для выходцев из рабочих масс. Это в совокупности с другими условиями для социального роста способствовало формированию представления о престижности инженерной профессии. О.В. Крыштановская, соглашаясь с оценкой В.С. Волкова, в своей книге написала, что в период с конца 1920-х - 1930-е гг. была создана особая общественная группа социалистической интеллигенции, в которую были интегрированы «новые инженеры», отличающиеся от «старых не только тем, что не владели тремя иностранными языками и не были обучены бальным танцам. Они составляли профессиональную группу с совершенно новыми чертами социального облика».
К социологическому направлению в исследовании советской интеллигенции близки работы т.н. «ревизионистской» школы в западной исторической литературе, сложившейся в 1970-е г. По оценке В.И. Меньковского, «в центре внимания историков оказывался более широкий круг вопросов, чем тот, который интересовал сторонников тоталитарной теории. Например, западные исследователи стали уделять серьезное внимание вопросам модернизации Советского Союза». Речь идет о том, что историки, принадлежащие к этому направлению, использовали исследовательский инструментарий, разработанный для изучения истории Запада к истории СССР, то есть уделяли особое внимание социальной проблематике - статусу тех или иных групп в советском обществе, конфликту интересов, формированию и функционированию современных (модернистских) социальных институтов. Эти идеи «ревизионистов» признаны их противниками. Тема советских инженеров разрабатывается в работах С. Шаттенберг. Она подчеркивает преемственность в культуре инженерного корпуса в досоветское и советское время, указывает на высокий уровень лояльности по отношению к власти у инженеров новой формации. При этом она обращается, прежде всего, к эго-документам, главным образом, к мемуарам инженеров. Одновременно она предъявляет официальный дискурс, касающийся советской инженерии: речи, газетные статьи, очерки. «Автор данной работы также стремится осветить причины, побуждавшие инженеров к активной и пассивной поддержке государства». Инженеры в изображении С. Шаттенберг, предстают конформистской группой, разделявшей вместе с властью технократические в своей основе идеи примата индустриализма для создания нового общества.
Архивная революция 1990-х гг. оказала, как это ни покажется удивительным, не оказала большого влияния на изучение советского инженерного корпуса. Скорее всего, сыграли свою роль общекультурные причины - конец доминирования индустриализма в современном обществе. Тема инженеров в культурной ситуации консюмеризма стала маргинальной . Социальная проблематика уступила место проблематике политической. Речь идет об изучении репрессивной политики в эпоху индустриализации против старого и нового инженерного корпуса. Изданы документы процессов против старых специалистов - «шахтинское дело»; процесс «Промпартии». Опубликованы воспоминания жертв политических репрессий. Новый импульс получило биографическое направление.
Возвращение к социальной тематике с привлечением новых материалов обнаруживается в исследованиях В.С. Терехова и Е.А. Осокиной.
Подведем итоги. В историографии советского общества как отечественной, так и зарубежной наблюдается поворот к изучению социальной истории новой технической интеллигенции: ее культуре - производственной, политической и бытовой, условиям труда и быта, социальному статусу и престижу. Указанная тенденция пробивает себе дорогу и в жизнеописаниях людей, проявивших себя в конструкторском деле, или в техническом администрировании. В исследования вовлекается широкий круг источников, первоначально невостребованных: эго - документы, материалы следственных дел, судебных процессов и пр. Опробуются разнообразные объяснительные концепции - от теории модернизации до теории повседневности. Отмечается вариативность жизненных стратегий участников советской индустриализации. Эти достижения исторического знания позволяют сделать следующий исследовательский шаг: перейти к реконструкции жизненного мира инженерно-технических работников как структурного элемента их повседневности в пространственно -временном континууме.
Объектом изучения являются советские инженеры первого поколения эпохи индустриализации 1930-х гг.
Предмет исследования - жизненные миры инженеров советской формации, проявляющиеся в их речевых, трудовых и потребительских практиках.
Целью исследования реконструкция жизненных миров советских инженеров, выполненная на основе изучения, преимущественно, материалов архивно-следственных дел.
Достижение целей исследования реализуется в решении следующих задач:
1. Выявление эвристического потенциала для исторических исследований теоретической концепции повседневности; уточнение понятийного аппарата исследования советской повседневности.
2. Изучение генеалогической компоненты в формировании жизненного мира советского инженера.
3. Реконструкция эйдоса советского инженера в литературных текстах - партийных и художественных.
4. Рассмотрение структурных элементов жизненного мира советских инженеров в их взаимодействии.
5. Определение статуса денег и материальных благ в жизненном мире инженеров.
6. Демонстрация индивидуальных жизненных траекторий советских инженеров, принадлежащих к разным социальным группам по происхождению (С.П. Мартыненко, Б.А. Бергер, А.Г. Баранов).
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1929 по 1938 гг.;
Территориальные рамки исследования - г. Пермь и г. Молотово (Мотовилиха), до ноября 1938 г. административно относящиеся к Свердловской области.
Методологическую основу исследования составляют две взаимодополняющие теоретические модели: концепция субъектности в интерпретации Н. Козловой, И. Халфина, О. Хархордина и Й. Хелльбека, а также концепция повседневности П. Бергера, Т. Лукмана в изложении А. Казанкова. В соответствии с концепцией субъектности формулируется идея конструирования особого советского «Я» по готовым биографическим схемам. В свою очередь концепция повседневности также предполагает исследовать вещи, отношения, социальные практики в личностной перспективе. Изучать не вещи, которые окружали советских инженеров, а те смыслы, которые они этим вещам придавали.
Источники. При написании диссертационного исследования были использованы как неопубликованные, так и опубликованные материалы.
В соответствии с темой исследования и принятой методологией главным источником должны были бы стать эго-документы, иначе говоря, источники личного характера: дневники, воспоминания, письма, либо устные рассказы о прошлом живых свидетелей прошлого - oral history. Проблема заключается в том, что к личной переписке инженеров нет доступа, даже если она сохранилась; дневники 1930-х гг. являются редкостью, так же, как и мемуары. В таком случае, представляется целесообразным обратиться к так называемой «инквизиторской антропологии» . Речь идет о широком использовании материалов архивно-следственных дел, заведенных следователями горотдела НКВД против инженеров двух названных заводов во время большого террора. Эти дела содержаться в фондах 641/1, 643/2 Пермского государственного архива социально -политической истории (ПермГАСПИ). Архивно-следственные дела имеют сложную структуру. В них можно обнаружить источниковый материал для реконструкции отдельных фрагментов жизненного мира подследственных инженеров. По степени представленности указанных выше фрагментов жизненного мира материалы архивно -следственных дел можно условно разделить на несколько групп.
В первую группу можно включить наиболее объективные источники - это описи имущества арестованных инженеров. Вторая группа источников - это единичные материалы, которые можно приравнять к эго-документам. К ним отнесем фотографии, фрагменты частной переписки и, даже, анекдоты, записанные со слов слушателей. Третья группа источников - письма-жалобы и письма-заявления арестованных инженеров в государственные инстанции. С помощью дискурс-анализа можно реконструировать картину мира советских инженеров, основанную на представлениях о собственном «Я», об окружающей их действительности и о своем месте в большом мире. Четвертая группа - наиболее сложный для анализа источниковый материал - это сами протоколы допроса. Это машинописные тексты, которые фиксировали события согласно мало имеющему отношение к действительности сценарию следователя. Методом исследования в данном случае, является обнаружение оговорок и непредусмотренных следствием сюжетов, с помощью которых можно дополнять описание и реконструкцию жизненного мира советских инженеров.
Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими положениями:
- его предметом, предусматривающим историческую реконструкцию жизненных миров советских инженеров, работавших на оборонных предприятиях г. Перми и г. Молотово в годы первичной социалистической индустриализации;
- методом, предусматривающим использование концепции повседневности для реконструкции жизненного мира советских инженеров новой формации;
- результатами, указывающими на то, что
а) субъектное «я» советских инженеров формировались в процессе их социального взросления в годы, предшествовавшие революции, в эпоху гражданской войны и в обстановке политических дискуссий 20-х гг.;
б) источником высокого статуса предметов потребления в жизненном мире советских инженеров являлось их функция ранговая функция - маркер их принадлежности к особо полезным членам советского общества;
в) в их жизненном мире не было жестких границ между частной и публичной жизнью - домом и предприятием.
Положения, выносимые на защиту.
Жизненный мир советских инженеров являлся сложным социокультурным образованием, включавшим в себя образы действительности, представления о собственном социальном «Я», субъектное восприятие социального пространства - своего и чужого, смысловое наполнение коллективных и индивидуальных практик.
По своему культурному наполнению жизненный мир советских инженеров представлял собой сложную комбинацию из большевистских языковых форм, заимствованного из прошлого инженерного корпоративного самосознания, трудовых ценностей, мещанских добродетелей и символов зажиточной жизни, пропущенных через опыт жизни в катастрофе - в ситуации крушения социальных институтов.
В 1930-е годы наблюдаются самые первые этапы в процессе формирования особого советского инженерного стиля поведения. На жизненный мир советских инженеров определяющее воздействие оказывали процессы социализации в иных, по преимуществу, - низовых слоях общества.
В социальных практиках советских инженеров новой формации проявились противоположные тенденции: стремление к закреплению вновь обретенного статуса и в то же время подчеркнуть свою социальную связь с рабочим классом - в одежде, в манере обращение, в выполнении партийных нагрузок.
Практическая значимость диссертационного исторического исследования жизненных миров советских инженеров новой формации заключается в том, что на его основе созданы учебные курсы по отечественной истории и прикладной культурологии. Выводы и обобщения обращены к работникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, готовящих кадры для современной отечественной индустрии.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены на международных конференциях: «История Сталинизма» в 2015 - 2016 гг. (г. Екатеринбург и г. Санкт-Петербург); «Социальная стратификация России ХУ1-ХХ вв. в контексте европейской истории» «Социальная стратификация России». 2016 (г. Екатеринбург), а также во всероссийском исследовательском семинаре «Архивно-следственные дела как исторический источник». 2016 (г. Москва). Кроме того, материалы диссертации обсуждались на межкафедральном семинаре «Проблемы гуманитарного знания». 2014 - 2017. (г. Пермь).
Структура диссертации включает: три главы, введение и заключение, список литературы, источников и приложения.
1. Колчанова Ю.С. Мир вещей советского инженера в 1930-е годы (по материалам пермских архивов) // Вестник Пермского университета. Серия «История». - 2015. - № 1(28). С. 220-227.
2. Колчанова Ю.С. Жизненный мир советских инженеров 1930-х гг. в зеркале архивно-следственных дел: источниковедческий анализ // Вестник архивиста. - 2017. - № 2. С. 115-127.
3. Колчанова Ю.С. «Не склочник и не группировщик. Хороший организатор». Казус С.П. Мартыненко // Вестник Пермского университета. Серия «История». - 2017. - № 4 (39). С. 92-100.
4. Колчанова Ю.С. Социальная генеалогия первого поколения советских инженеров 1930-х гг.: формирование повседневности // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2017. - № 4 (42). С. 37-45.
Публикации в иных изданиях:
5. Колчанова Ю.С. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Социалистический город как производственное и повседневное пространство в советском обществе // «Диалоги об искусстве»: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 29 окт. 2013). Ч. 1 / отв. ред. А.А. Лисенкова. - Пермь: Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2014. С. 219-226.
6. Колчанова Ю.С. Советская повседневность и жизненный мир советского инженера // Город как вызов: сб. статей междунар. науч. конф. (г. Пермь, 16-17 мая 2014 г.) / под общ. ред. О.В. Игнатьевой. - Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2014. С. 140-144.
7. Колчанова Ю.С. «Инженерова дочь»: жизненный мир советского разнорабочего в письмах во власть. 1961-1994 гг. // После Сталина. Реформы 1950-х гг. в контексте советской и постсоветской истории: Материалы VIII Международной научной конференции из цикла «История сталинизма». Екатеринбург, 15-17 октября 2015 г. - М.: Политическая энциклопедия; Президентский центр Б.Н. Ельцина, 2016. С. 570-578.
8. Колчанова Ю.С. Конструирование советской технической
интеллигенции в 1930-е гг.: дискурсы и практики // Культура и власть в СССР. 1920-е - 1950-е гг.: Материалы IX Международной научной
конференции из цикла «История сталинизма». Санкт-Петербург, 24-26 октября 2016. - М.: Политическая энциклопедия; Президентский центр Б.Н. Ельцина. С. 263-271.
Монография:
9. Колчанова Ю.С. «Не личная выгода меня держала здесь...». Жизненные миры советских инженеров в 1930-е годы: монография. - Перм. гос. ин-т культуры, 2017. 152 с.