ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 3
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 9
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 10
Заключение 16
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ 18
Актуальность темы исследования. Цветные революции, как показывают происходящие в настоящее время события на мировой арене, арабская весна, реалии постсоветского пространства, представляют собой угрозу существованию государств, стабильности и безопасности целых регионов. Соответственно, для того чтобы сформировать эффективный механизм борьбы с цветными революциями, разработать инструментарий, соответствующий характеру и степени опасности цветной революции в ее конкретном проявлении, необходимо изучить и понять природу этого явления, его содержательные особенности.
Эффективным инструментом защиты политической системы государства от цветной революции может стать парламентаризм, в силу роли и значения парламента, как законодательного и представительного органа, являющегося сердцевиной парламентаризма. Парламент представляет собой социум в миниатюре, политическую трибуну, где должен происходить поиск компромиссов и достижение баланса сил в интересах общества. Парламент является законодательным органом, принимающим акты, регулирующие наиболее важные сферы жизни общества. Парламент является также представительным органом, которому общество доверяет, поэтому может стать действенным средством легитимации принятых властью решений. Данная функция парламента обеспечивает возможность контроля парламента за деятельностью органов исполнительной власти, что позволяет сохранить доверие общества по отношению к принятым исполнительной властью решениям. Однако для того чтобы парламентаризм смог защитить политическую систему государства от внутренних и внешних угроз, особенно от таких разрушительных, как цветная революция, необходимо полноценное функционирование парламентаризма, что невозможно без опоры на поддержку общества. Доверие социума к институту парламентаризма достигается посредством деятельности парламента, построенной на таком важном демократическом принципе, как плюрализм мнений. При таких условиях несистемная оппозиция не будет обладать достаточной общественной поддержкой, чтобы успешно культивировать идеи необходимости государственного переворота с целью смены власти и существующего политического режима.
Разрушительный характер последствий цветных революции затронул ряд государств. Не является исключением и постсоветское пространство, не раз подвергавшееся цветным революциям, что особенно значимо для России. Поэтому изложенное обусловливает исследовательский интерес к поиску ответов на целый комплекс вопросов: 1) являются ли цветные революции в какой-то мере стихийным явлением, или же они целиком и полностью являются технологией государственного переворота, контролируемого извне? 2) чем обусловлен разрушительный характер последствий цветной революции для политической системы? 3) может ли парламентаризм стать эффективным инструментом противодействия цветной революции? 4) каким образом должен функционировать парламентаризм, чтобы защитить политическую систему от разрушительных последствий цветной революции?
Степень научной разработанности проблемы. Политическую науку отличает широкий спектр подходов к трактовке природы цветных революций, что свидетельствует не столько об их сущностном разнообразии, сколько об определенной политизации в изучении вопроса. Ряд зарубежных исследователей, таких, как Д. Лайн1, Дж. Данн2, К. Лямонт3, Дж. Лауленд4 полагают цветную революцию как один из инструментов геополитического влияния, который используется внешними акторами для укрепления своих позиций на определенных территориях, стратегически важных с их точки зрения. Однако большинство зарубежных ученых5 полагают, что цветные революции являются стихийным явлением, гласом народа, приводящим к демократизации политического режима, но они не отвечают на вопрос о том, почему цветные революции на практике приводят к таким разрушительным последствиям, как уничтожение государственности. Обе указанные группы исследователей не анализируют также инструменты, которые могут быть использованы для устранения, снижения остроты негативных явлений, которые всегда возникают в ходе осуществления цветных революций.
Тем не менее, некоторые ученые, в том числе М. Бейсингер, В. Блюм, И. М. Брудни, Э. Финкель, Р. Кеннеди, Л. А. Митчелл, уделяющие внимание изучению данной проблематики, все же выделяют идеологические меры в качестве эффективного средства противодействия цветным революциям6...
Определено, что на всех этапах эволюции украинского парламентаризма он оставался фасадным, без реального воплощения основ конституционного строя в деятельности Верховной Рады, что и обусловило отсутствие общественной поддержки парламента Украины и развитие такой специфической формы прямого народовластия, как майданная демократия (формы социальных протестов, «реального гласа народа», которая используется оппозицией как средство борьбы за власть посредством анализа недостатков политического курса правящей элиты).
Изучение специфики украинского парламентаризма позволило диссертанту прийти к выводу о том, что отсутствие воплощения всех элементов парламентаризма и функционирование парламента как законодательного и представительного органа без опоры на основы конституционного строя, приводит к отсутствию в рамках парламентаризма инструментария по защите политической системы от угроз ее дестабилизации.
Выявив проблемы украинского парламентаризма, автор предлагает меры по упрочению его позиций как важнейшего фактора борьбы против политических кризисов и достижения стабильности политической системы. Эта меры предусматривают:
а) достижение открытости парламента, т. е. обеспечение постоянной взаимосвязи с внешней средой, подвижность, динамичность. Для достижения этой цели должны быть мобилизованы все ресурсы государства и общества;
б) достижение на практике эффективной системы представительства, которая должна базироваться не на формальных признаках, а в первую очередь, на общественно -политических реалиях и народных предпочтениях;
в) генерацию парламентом консолидирующей общенациональной идеологии, основывающейся на учете мнений и чаяний всего народа. Олицетворением такой идеологии должны стать парламентские политические партии, формирующиеся не вокруг определенного лидера, а общественно значимых идей и ценностей;
г) выявление и выдвижение новых политических лидеров, которые отвечали бы новым вызовам и современным проблемам общества. Такие лидеры должны отвечать трем главным характеристикам: чуткостью к существующим проблемам, силой разума, что позволяет выявить социально приемлемые пути изменений, и способностью добиваться согласия через формирование общественного мнения;
д) обеспечение гендерного равенства в политическом классе. Гендерный баланс - это индикатор демократичности и соблюдения основных гражданских свобод, часть действенного механизма эффективного государственного управления;
е) внедрение системы политической ответственности, которая должна существенно повысить качество политической деятельности.
В рамках создания целостного механизма политической ответственности предлагаются следующие практические шаги:
а) разработка нормативно-правовой базы института политической ответственности. Проблема заключается в том, что политическая ответственность иногда вытесняет конституционно-правовую, что обусловлено, прежде всего, с упрощенным порядком ее применения. Фактически это означает полное отсутствие наказания. Но практика показывает, что игнорирование принципа ответственности имеет существенные последствия для развития всего общества. Поэтому важно приравнять политическую ответственность к юридической ответственности для придания ей большей практической значимости и веса;
б) пересмотр принципов кадровой политики в сторону повышения ее объективности и сбалансированности. Кадровая политика любого государственного органа или партии должна строиться на принципах профессионализма, образованности и соответствия субъекта занимаемой должности, на которую он претендует. Разрушительные социальные явления, такие как кумовство и кумовство, должны быть устранены. А это, в свою очередь, возможно только при условии повышения общего уровня политической культуры как всего населения, так и представителей государственной власти;
в) сохранение смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы как оптимальной в условиях демократического транзита. Такая система обеспечивает баланс между прямым представительством и партийными предпочтениями народа. В рамках этого направления предлагается возобновить процедуру отзыва депутатов и максимально упростить этот механизм, а также ввести императивный партийный мандат для повышения персональной ответственности депутатов и укрепления партийной дисциплины в органах государственной власти;
г) усиление контрольной функции управления в целях поддержания действующего законодательства, порядка в государстве, соблюдения прав и свобод граждан. Важным аспектом контроля должна быть его самостоятельность и независимость от органов государственной власти. Принципами контроля в государстве должны быть высокая общественная активность, объективность, законность, эффективность, прозрачность и систематичность.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
1. Вербицкая Т. В. Парламентаризм как политическое явление: содержание, внутреннее строение / Т. В. Вербицкая // Вестник развития науки и образования. -
2018. - № 12. - С. 6-14; (0,4 п.л.).
2. Вербицкая Т. В., Керимов А. А. Концепция цветной революции в политической науке / Т. В. Вербицкая, А. А. Керимов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. -
2019. - Т. 46. - № 1. - С. 154-161; (0,4 п.л./0,2 п.л.).
3. Вербицкая Т. В., Керимов А. А. Цветная революция как угроза политической системе государства: проблемы определения / Т. В. Вербицкая, А. А. Керимов // Вопросы управления. - 2019. - № 2 (57). - С. 6-15; (0,4 п.л./0,2 п.л.).
4. Вербицкая Т. В., Керимов А. А. Особенности политического плюрализма в Украине: формирование новой модели партийной системы / Т. В. Вербицкая, А. А. Керимов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2019. - Т. 4. - № 3. - С. 289-299; (0,7 п.л./0,35 п.л.).
б) другие публикации по теме исследования:
1. Вербицкая Т. В. К вопросу о правовом регулировании кризиса в Украине / Т. В. Вербицкая // Политика, государство и право. - 2014. - № 9 (33). - С. 34-38; (0,4 п.л.).
2. Вербицкая Т. В. К вопросу о конституционном закреплении функций
парламентов по обеспечению обороны страны (сравнительно -правовое исследование) / Т. В. Вербицкая // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 3 (64). - С. 198-206; (0,6 п.л.).
3. Вербицкая Т. В. Вооруженные конфликты в Чечне, Грузии и Украине: общие черты и особенности / Т. В. Вербицкая // Военно -юридический журнал. - 2017. - № 8. - С. 16-20; (0,6 п.л.).
4. Вербицкая Т. В. Проблемы обеспечения национальной безопасности посредством устранения внутренних и внешних угроз суверенитету государства // Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт. Материалы VIII Всероссийской научно -практической конференции. Редколлегия: И. А. Ветренко (отв. ред.), А. М. Балацкий, И. К. Жуков [и др.]. - Омск, 2017. - С. 203209; (0,5 п.л.).
5. Вербицкая Т. В. Соотношение политико -правовых средств реализации основополагающих национальных интересов России в области защиты государственного суверенитета определения / Т. В. Вербицкая // Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт. Материалы IX Всероссийской научно -практической конференции / отв. ред. И. А. Ветренко. - Омск, 2018. - С. 86-92; (0,5 п.л.).
6. Вербицкая Т. В., Керимов А. А. Метаморфозы украинского парламентаризма, или почему не удалось предотвратить цветные революции / Т. В. Вербицкая // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2018. - Т. 14. - № 4. - С. 138-148; (0,7 п.л./0,35 п.л.).
7. Вербицкая Т. В. Легитимность политической власти как категория политической науки / Т. В. Вербицкая // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана, 2019. - С. 1129-1140; (0,7 п.л.).
8. Вербицкая Т. В. Парламентаризм как политический институт: проблемы определения / Т. В. Вербицкая // European science forum: сборник статей VI Международной научно-практической конференции (13 декабря 2020 г.). - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. С. 44-48; (0,3 п.л.).
9. Вербицкая Т. В. Политико-правовой институт парламентаризма как инструмент противодействия цветным революциям на постсоветском пространств е // Сборник научных трудов по результатам V Международного фестиваля саратовской юридической науки / [под общ. ред. С.А. Белоусова]; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». - Саратов: Изд -во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2020. - С. 346; (0,3 п.л.).