ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 3
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 9
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 12
Заключение 18
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ 19
Актуальность темы диссертационного исследования. Условием устойчивого общественного развития выступает диалектическое сочетание в этом развитии традиционного и изменчивого. Особенно сложным это диалектическое взаимодействие выглядит в развитии сферы общественного сознания. С одной стороны, неизбежна трансформация ценностной системы, изменение смыслового содержания традиционных ценностей, с другой, - необходимо сохранение ценностного «ядра», обеспечивающего преемственность установок общественного и индивидуального политического сознания.
Особую роль в этом процессе приобретают устойчивые концепты политического сознания, своего рода «политические универсалии», сохраняющие свои инвариантные смыслы на протяжении всего процесса общественных изменений. Такие, как «справедливость», «общественный порядок», «правильное правление», «свобода» и пр. К таким концептам, как представляется, относится и понятие «патриотизм». Бесспорно, содержание, вкладываемое в данное понятие, может конкретно исторически варьироваться в ходе общественных трансформаций. Однако основной, «сущностный» смысл концепта при этом неизменно сохраняется.
Эта инвариантность смыслового «ядра» концепта «патриотизм» определяется его ролью в структурировании такого важнейшего состояния общественного сознания, как национальная или госуд арственная идентичность. Патриотизм выступает ценностным фреймом, формирующим у людей представление о своей национальной и государственной общности, закрепленное в исторической памяти, причем, как правило, с артикуляцией героического прошлого.
Особое значение патриотические идеи и смыслы обретают на этапах общественных трансформаций, когда прежние механизмы политического контроля ослабевают и возникают риски перехода процессов социальных изменений в неконтролируемые разрушительные формы, когда ослабевают привычные общественные связи и теряют значение прежние ценностные установки. В этих условиях патриотизм выполняет функцию своеобразного социального «якоря», сохраняя возможность идентификации гражданина с сообществом, одновременно становясь стимулом деятельности и мерой ответственности политических акторов в сложных политических ситуациях, связанных с трансформацией, а то и угрозой распада государственности.
Россия вступила в этап подобных трансформаций с 1990-х гг. и находится сегодня на стадии незавершенной экономической и политической модернизации. Современное российское общество, будучи социально дифференцированным и полиэтничным, на протяжении всего постсоветского периода своей истории испытывало сильное давление по линиям возможных общественных конфликтов и расколов. Но, тем не менее, оказываясь в непростых общественно -политических ситуациях, общество сохранило свою политическую и государственную идентичность, и существенную роль в этом сыграл патриотизм как важнейший элемент общественного и индивидуального сознания.
Кроме того, в последнее десятилетие увеличилось информационное и экономическое давление на Российскую Федерацию извне. Усиление конкуренции на мировой арене заставляет другие страны для ослабления соперника, разрушения идеологической, ценностной основы государственности использовать все средства символической политики. В этих условиях формирование патриотического сознания, сохранение патриотических ценностей, задающих ментальные структуры национальной, государственной идентичности, становится фактором обеспечения государственной безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации считает необходимым создание системы духовно -нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно -нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику.
В Указе Президента РФ, утверждающего стратегию национальной политики, общероссийская гражданская идентичность и патриотизм трактуются как однопорядковые понятия. При этом их формирование рассматривается как важнейшее направление символической политики, осуществляющее, в том числе средствами системы образования, формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно - нравственных ценностей.
Значимость патриотизма как ценностной основы формирования гражданской идентичности и общенационального единства делает эту тему в российском общественном и научном дискурсе одной из наиболее важных. Признание роли концепта патриотизма в качестве основы формирования гражданской идентичности актуализирует задачу теоретико-методологического анализа понятия «патриотизм», факторов его формирования и роли в политических процессах в современной России, в том числе, - как инструмента символической политики и «политики памяти», основанной на героизации исторического прошлого.
Степень научной разработанности темы. Изучение патриотизма имеет давнюю научную традицию. Она берет свое начало еще в работах античных авторов - Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, - трактующих патриотическое поведение в терминах исполнения гражданского долга.
Вновь эта проблематика появляется уже в эпоху Нового времени. Представителей либеральной политической мысли этого периода патриотизм интересует как форма отношений между государством и гражданином в рамках теории возникновения государства-нации. Этому аспекту уделяют внимание в своих работах Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Гердер, И. Г. Фихте, Дж. Мадзини, Г. Гегель. Чуть позже в теории марксизма формулируется альтернативная, антилиберальная трактовка концепта.
Современные зарубежные исследования патриотизма и его роли в формировании идентичности нашли свое отражение в конструктивистских теориях Б. Андерсона, Э. Геллнера, Э. Хобсбаума. Другая научная школа представлена сторонниками идеи «конституционного патриотизма».
В зарубежной политической науке проблематика патриотизма длительное время не привлекала достаточного внимания. Ситуация изменилась в 1980-х гг., и начало полемики положила знаменитая лекция А. Макинтайра «Является ли патриотизм добродетелью?» (1984 г.). Автор задал фундаментальные вопросы: достаточно ли определять патриотизм как эмоциональную реакцию? Как различить патриотизм и национализм и т.п. Последовавшая затем дискуссия оказалась сосредоточена вокруг попыток отделить «хороший» и «правильный» патриотизм от «плохого» и «неправильного» (националистического)...
Во втором параграфе «Ценности патриотизма в структуре гражданской идентичности населения региона (на примере Ханты -Мансийского автономного округа - Югры)» доказывается на примере округа, что поведенческие установки патриотизма в политическом сознании граждан являются, безусловно, социально одобряемым поведением. Они опираются на устойчивую систему ценностей, стержень которых образуют государственность, а также героическая история страны, где основным идентификационным символом выступает победа в Великой Отечественной войне.
Гражданский патриотизм генерализирует систему политических ценностей в политическое сознание гражданской идентичности. Ее основу составляют представления об общности исторической судьбы, исторических традиций, общем языке, общей территории и т.д. граждан, составляющих данную идентичность.
В то же время, в работе отмечается, что патриотические установки обладают разной мировоззренческой направленностью и разной интенсивностью. Приведенные результаты исследований в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре показывают, что граждане достаточно остро чувствуют проблему социального неравенства, которая усугубляется экономическими проблемами. Значительная группа респондентов демонстрируют недоверие к действиям власти, так как в своей жизни сталкиваются с проблемами социальной дискриминации в важных сферах - медицине, образовании, занятости. В результате, возникает отчуждение от власти, государство в сознании людей перестает быть «дружелюбным» в отношении народа, у людей создается мнение, что власть действует лишь в интересах чиновников и олигархов. Накопившиеся проблемы внутренней политики не могут не сказываться на формировании патриотических установок респондентов. Это выражается в снижении использования гражданином активного избирательного права, снижении общественного активизма на местном уровне и т.д.
В этом случае возможно возникновение ценностного конфликта. В результате, когда в сознании граждан могут развиваться установки либо на отрицание ценностей гражданского патриотизма, либо на формирование оппозиционной идентичности, где идентичность «мы - граждане» формируется как оппозиция субъекту «они - власть», либо - на замещение их ценностями националистического характера.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования и формулируются основные выводы.
Эмпирические исследования, проведенные Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2012-2018 гг., в основном подтвердили, что, будучи по своему существу политическим поведением и отношением, патриотизм выступает зависимой переменной, определяемой фактором доверия к власти, признания ее легитимной, уверенности в том, что ее деятельность соответствует интересам гражданина. Таким образом, патриотизм осознается значительным гражданами как политическое отношение, и патриотические установки находятся в прямой связи с формированием гражданской идентичности...
1. Габеркорн, А. И., Мартынов, М. Ю. Политическая философия: предметное поле и проблемы интерпретации / А. И. Габеркорн, М. Ю. Мартынов // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». - 2017. - № 2. - С. 515; (0,7 п.л. / 0,3 п.л.).
2. Габеркорн, А. И. Патриотизм и формирование гражданской идентичности в политическом сознании населения Югры / А. И. Габеркорн // Теории и проблемы политических исследований. - 2018. - Т. 7. - № 5А. - С. 137 - 147; (0,7 п.л.).
3. Габеркорн, А. И., Мартынов, М. Ю. Концепт патриотизма в процессах формирования гражданской идентичности / А. И. Габеркорн, М. Ю. Мартынов // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». Серия «История и политические науки». - 2018. - № 4. - С. 84-96; (1 п.л. / 0,5 п.л.).
4. Габеркорн, А. И. Формирование концепта патриотизма в российской политической мысли / А. И. Габеркорн // Теории и проблемы политических исследований. - 2019. - Т. 8. - № 4А. - С. 13-23; (0,7 п.л.).
5. Габеркорн, А. И., Мартынов, М. Ю. Как нам измерить патриотизм? К вопросу о концептуализации понятия / А. И. Габеркорн, М. Ю. Мартынов // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». - 2019. - Т. 13. - № 4. - С. 31-43; (0,9п.л. / 0,3п.л.).
6. Габеркорн, А. И., Мартынов, М. Ю., Фадеева Л. А. Патриотизм как политический дискурс в современной России / А. И. Габеркорн, М. Ю. Мартынов, Л. А. Фадеева // Полис. Политические исследования. - 2020. - № 2. - С. 109-121; (0,8п.л. / 0,2п.л.).
7. Габеркорн, А. И., Мартынов, М. Ю. О концептуализации понятия «патриотизм» в исследованиях современного гражданского общества / А. И. Габеркорн, М. Ю. Мартынов // Вестник Томского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Политология». - 2020. - № 57. - С. 236-243;. (0,5 п.л. / 0,4 п.л.).
8. Габеркорн, А. И., Мартынов, М. Ю. «Дети Логоса или как хитроумные греки сконструировали себе гражданскую идентичность» / А. И. Габеркорн, М. Ю. Мартынов // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». - 2020. - Т. 14. - № 4.- С. 76-84; (0,5 п.л. / 0,4 п.л.).
б) монография:
9. Габеркорн, А. И. Формирование гражданственности и общенациональной идентичности в моделях социального поведения молодежи // Модели социального поведения молодежи Югры и формирование региональной идентичности / [М. Ю. Мартынов и др.]. - Сургут: Дефис, 2016. - С. 129-140; (0,8 п.л.)
в) другие публикации по теме исследования:
10. Габеркорн, А. И. Проблема гражданского долга и ответственности в античной философии / А. И. Габеркорн // Материалы II Всероссийской научно - практической конференции «Север России: стратегии и перспективы развития» (г. Сургут, 27 мая 2016 г.) в 4 т. - Т. III. - Сургут. гос. ун-т. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2016 - С. 76 - 79; (0,3 п.л.).
11. Габеркорн, А. И. Философия гражданственности как основа формирования общенациональной идентичности Проблема гражданского долга и ответственности в античной философии / А. И. Габеркорн // Материалы II Всероссийской конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 1-2 декабря 2016г.) в 3 т. - Т. II. - Сургут. гос. ун-т. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2016 - С. 233 - 238; (0,4 п.л.).
12. Габеркорн, А. И. Предпосылки формирования концепта гражданственности в классической философской и политической мысли / А. И. Габеркорн // Материалы III Всероссийской научно -практической конференции «Север России: стратегии и перспективы развития» (Сургут, 26 мая 2017г.) в 3 т. Т. I. - Сургут. гос. ун-т. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2017. - С. 98-103; (0,4 п.л.).
13. Габеркорн, А. И., Мартынов, М. Ю. Особенности восприятия россиянами коррупции / А. И. Габеркорн, М. Ю. Мартынов // Социологические исследования. - 2017. - № 6. - С. 79-84; (0,4 п.л. / 0,1 п.л.)
14. Габеркорн, А. И., Мартынов, М. Ю. Роль конструктивистской трактовки формирования гражданской идентичности и патриотизма в современной символической политике / А. И. Габеркорн, М. Ю. Мартынов // Журнал политических исследований. - 2018. - Т. 2. - № 2. - С. 117-131; (0,9 п.л. / 0,3. п.л.).