Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

Работа №52906
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметантропология
Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава I. Концепция гражданской идентичности в современном социо- гуманитарном знании. 15
§1. Этимология понятия «гражданская идентичность»: «гражданин», «гражданство», «гражданственность» и «идентичность». 15
§2. Концепция гражданской (национальной) идентичности в зарубежных и отечественных исследованиях. 27
Глава II. Ранний советский игровой кинематограф как потенциальный инструмент по формированию гражданской идентичности. 46
§ 1. Основные черты раннего советского кинопроизводства (1917-1930 гг.). 46
§2. Внешняя и внутренняя критика кинокартин С. М. Эйзенштейна «Стачка» и «Броненосец «Потёмкин» как аудиовизуальных источников. 63
§3. Современный российский кинематограф как инструмент влияния на общегражданскую идентичность. 79
Заключение. 88
Библиографический список. 90
Приложение


Постановка проблемы и актуальность исследования. Феномен гражданской (национальной) идентичности уже давно стал объектом социо-гуманитарных наук. Его изучение неизбежно порождает следующие вопросы: каким образом конкретный человек, окружающие его общество и государство взаимодействуют между собой? Есть ли между ними связь и чувство взаимной принадлежности? И если да, то чем они обусловлены и благодаря чему возможны? Отвечают на них (в разной степени) социальная и культурная антропология, психология, история, этнология, философия, социология, политология и культурология. И отвечают в рамках поставленных целей и с применением методологии конкретной научной дисциплины.
Интерес учёных к данной проблематике является маркером текущей эпохи, особенно в свете относительно недавних глобальных изменений, связанных с деколонизацией Афро-азиатского континента и распадом Восточного блока и самого Советского Союза. Появление на мировой арене новых стран дало мощный толчок к формированию там национальной идентичности и, как следствие, к созданию национальной истории, работающей на уровне социальной памяти . Такая история помогает выстроить цельный культурный и, если угодно, идеологически обоснованный фундамент, на базе которого испокон веков конструируются все общественные и государственные институты. Она выполняет важную социальную функцию, благодаря чему возможно создание и сплочение гражданского общества, воспитание в человеке гражданской позиции.
Однако переживаемые человечеством современные исторические процессы накладывают свой особый отпечаток. Степень глобализации настолько интенсивна, что легко вырывает людей из контекста прошлого, грозит утратой их индивидуальной и коллективной идентичности. Личность, предоставленная самой себе, нередко теряет своё место и понимание необходимости своего существования. «Обратная сторона» глобализации лишает человека всякой культурной основы, не позволяет ему противостоять тем психологическим трудностям, которые напрямую вытекают из ускорения времени и расширения цивилизационного пространства.
В качестве же действенного связующего элемента гражданская идентичность способна объединить различные социальные слои населения в единую гражданскую нацию. Сформировать её - это idee fixe любого здорового государства, которого заботят внутренние общественное согласие и гражданская солидарность.
Для этого государством вырабатывается своя иконография, т.е. специальная система образов, публичных церемоний и традиций. Как продукт культуры, иконография включает в себя стройную систему национальных поведенческих стереотипов, через призму которых граждане воспринимают друг друга, национальную историю, национальную территорию, место своей страны в мире и (опционально) её «естественных» союзников и врагов. И как продукт культуры, иконография отлично отражена в том числе в кинематографе.
Не секрет, что современная российская наука с особым вниманием подходит к актуальной проблеме формирования гражданской идентичности. Это в первую очередь связано с крупнейшими историческими событиями, произошедшими в жизни нашей страны. После распада СССР новое государство, Российская Федерация, а вслед за ним и наши соотечественники всё ещё в поиске альтернативной (само)идентификации. Тогда как попытки внедрить и распространить российскую идентичность (т.н. «россияне») на всех граждан РФ не всегда находит отклик даже в научном сообществе.
В данном контексте отдельный интерес составляет советский опыт по конструированию т.н. «новой исторической общности» — «советский народ». Здесь мы согласны с видным этнологом В. А. Тишковым, считающим СССР многоэтничным национальным государством1, а его жителей гражданской нацией . Нацбилдинг в СССР был направлен на создание единого советского народа. Его целостность достигалась за счёт марксистско-ленинской идеологии, главенствовавшей во всех сферах общественно-политической жизнедеятельности; мощного репрессивного аппарата; советского патриотизма; объединяющих формул «классовой борьбы», «дружбы народов» и «интернационализма». Как результат, «советский народ имел свои объединяющие символы, ценности, представления, культурный арсенал, общие пережитые драмы и достижения» . Наряду с музыкой, литературой, театром и научными
успехами, советское кино является неотъемлемой частью тех общих культурно-исторических ценностей, которые разделял каждый житель СССР и которые формировали из него гражданина.
В своей работе мы исходим из тезиса, что кинематографическое искусство вот уже более века принимало и продолжает принимать активное участие в привитии определённых морально-нравственных ценностей, стереотипов поведения и, как следствие, оно способно формировать гражданскую (национальную) идентичность . В связи с этим цель нашего исследования - это рассмотреть влияние раннего советского игрового кинематографа на формирование советской гражданской идентичности. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать этимологию термина «гражданская идентичность» и его основных составляющих («гражданин», «гражданство», «гражданственность», «идентичность»);
2. проследить краткую эволюцию концепции гражданской идентичности в зарубежных и отечественных исследованиях;
3. выявить ключевые этапы и тенденции в развитии раннего советского игрового кинематографа;
4. выделить основные группы фильмов, характерные для данного периода, и их целеполагание;
5. дать характеристику визуальным методам и приёмам, воздействовавшим на зрителя на примере кинокартин С. М. Эйзенштейна (х/ф «Стачка» и «Броненосец Потёмкин»);
6. провести сравнительный анализ с современным российским кинематографом (включая собственноручно проведённое анкетирование жителей г. Казани).
Объектом исследования является концепция гражданской идентичности и её советский частный случай. Предметом исследования
- 7 - выступает ранний советский игровой кинематограф как потенциальный инструмент по формированию советской гражданской идентичности.
Хронологические рамки (1917-1930 гг.) соответствуют датам, когда, на наш взгляд, начался и завершился ранний этап в развитии советской киноиндустрии. 08.11.1917 (т.е. уже на второй день после захвата Зимнего дворца в Петрограде) был создан Народный комиссариат просвещения, в чьё ведение попала будущая советская киноиндустрия. 05.06.1930 (после 6 лет успешной работы) было распущено Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Советское кино». В условиях широкомасштабного развёртывания индустриализации и коллективизации надобность в такой компании отпала. В свою очередь это действие власти символизировало окончательное сворачивание кинематографической «вольницы» периода нэпа. Советское государство взяло курс на жёсткую централизацию всего кинопроизводства и тотальный идеологический контроль над киноискусством.
Степень изученности проблемы. Понятие «идентичность» было введено в научный оборот австро-американским психологом Эрихом Эриксоном. С тех пор этот термин был взят на вооружение большинством гуманитарных дисциплин. В нашей работе концепция гражданской идентичности исследуется в рамках междисциплинарного подхода и как составная часть проблематики, связанной с изучением феномена идентичности в целом и коллективной идентичности в частности .
Теоретическое обоснование и практическое применение данного концепта широко освещены в трудах зарубежных специалистов . При этом мы столкнулись с тем фактом, что многие положения этой теории и по сей день остаются дискуссионными. Например, научные дебаты касаются природы происхождения и основных акторов гражданской идентичности.
Не остался в стороне и отечественный научный дискурс. На наш взгляд, интерес российских учёных - во многом прикладной и связан с насущным вопросом, каким образом сформировать и научно обосновать российскую гражданскую идентичность. Однако их вклад в развитие данной концепции также заслуживает внимания .
Кинематограф как эффективный инструмент государственной пропаганды уже давно стал объектом исследования для историков кино, киноведов, социальных антропологов и культурологов1. Как влиял ранний советский кинематограф на сознание публики, какие мифы он создавал и культивировал на экране, успешно ли прививались идеалы и ценности, санкционированные сверху? На эти вопросы нам помогает ответить визуальная антропология .
При написании второго параграфа второй главы мы использовали труды крупнейших отечественных и зарубежных специалистов по творчеству С. М. Эйзенштейна1, а именно: работы Майка О’Махоуни, Оксаны Булгаковой, Неи Зоркой, Владимира Забродина, Виктора Шкловского и др.
Источниковая база исследования. В данной работе мы задействовали обширный массив историографических источников . Здесь использованы научные труды крупнейших зарубежных и отечественных специалистов, значительно повлиявших на изучение национальной идентичности.
Наш подход к теме диссертации помогли сформировать:
• синтез взглядов и идей Энтони Д. Смита , Герберта Кельмана , Эрнеста А. Геллнера3, Бенедикта Андерсона1, Бернарда Яка2 и
Сэмюэла Хантингтона’, касающихся природы гражданской идентичности, причин и целей её формирования, а также её действующих субъектов;
• категориальный (научно-языковой) аппарат Роджерса Брубейкера ;
• концептуальное видение Маргариты Заковоротной3, Валерия Тишкова , Леокадии Дробижевой и Эмиля Пайна .
Наша характеристика раннего советского кинематографа основана на анализе декретов и постановлений СНК РСФСР и СССР; решений ведомственных комиссий; воспоминаний непосредственных свидетелей тех событий . Как яркий образец раннего советского киноискусства мы рассматриваем творчество Сергея Михайловича Эйзенштейна, отражённое в том числе в его мемуарах.
В качестве аудиовизуальных источников мы выбрали его знаковые агитационные картины «Стачка» (1924 г.) и «Броненосец Потёмкин» (1925 г.).
Теоретические и методологические основы исследования. В нашей работе был применён широкий спектр историографических методов: историко-генетический, историко-типологический, ретроспективный, сравнительно-исторический, историко-системный, а также метод перспективности.
С помощью историко-типологического метода мы определили магистральное развитие в изучении теории гражданской идентичности в последние десятилетия. Вместе с историко-генетическим методом он также помог нам проследить качественную эволюцию данной концепции в зарубежных и российских исследованиях. Ретроспективный метод использовался нами в первом параграфе второй главы, чтобы точнее определить тенденции в развитии и изменения раннего советского кинематографа - через их последствия. Мы опираемся на сравнительно- исторический метод в третьем параграфе второй главы. С его помощью мы критически сопоставили степень влияния раннего советского кинематографа на формирование гражданской идентичности с современным российским опытом. Благодаря историко-системному методу детальный анализ ключевых и взаимосвязанных элементов советской киноиндустрии дал нам право говорить о ней, как о единой системе. Метод перспективности позволил нам сформулировать дальнейшие перспективы изучения советского кинематографа в предложенном нами ракурсе.
Более того, мы подвергли внешней и внутренней источниковедческой критике х/ф «Стачка» и «Броненосец Потёмкин» С. М. Эйзенштейна. Также
' Забродил В. В. Эйзенштейн: попытка театра. Статьи. Публикации М., 2005; Эйзенштейн С. М. Мемуары: В 2 т. М., 1997.
мы воспользовались социологическим методом (анкетированный опрос и интервьюирование), чтобы выявить отношение респондентов к нынешнему отечественного кинематографу в целом и его потенциалу в формировании гражданской идентичности в частности.
Опрос проходил в июле 2016 года на территории Казани, мультикультурного города РФ. Нами были опрошены 80 респондентов обоего пола, в возрасте от 1 8 до 80 лет, разных по конфессиональному и национальному составу. Целью анкетирования мы ставили сбор информации по интересующему нас вопросу, а именно: определить степень влияния отечественного кинематографа на формирование гражданской идентичности в современной России. Возрастная выборка обусловлена тем, что молодые люди 18-25 лет, рождённые после распада СССР могут иметь совершенно иную точку зрения относительно советского кинематографа. Респонденты же старшего поколения могут иметь диаметрально противоположное мнение относительно современного кинематографа как отечественного, так и зарубежного.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В нашей работе мы попытались оценить потенциал влияния раннего советского игрового кинематографа на формирование советской гражданской идентичности. В результате мы пришли к следующим выводам.
В первой главе мы сперва провели этимологический анализ самого понятия «гражданская идентичность», которое в дальнейшем рассматривалось нами как часть коллективной идентичности, когда индивид (в данном случае, со статусом гражданина) одновременно является субъектом и объектом идентификации. Затем мы проследили краткую эволюцию концепции гражданской идентичности в трудах зарубежных и отечественных авторов. Их концептуальные наработки позволили нам представить процесс формирования советской идентичности в 1917 - 1930 годах с позиции современного гуманитарного знания.
Во второй главе мы составили краткую хронологию ключевых реформ зарождавшегося советского кинематографа. Несмотря на катастрофическую нехватку денег, ресурсов, профессиональных кадров (особенно в первые послереволюционные годы), прослеживается чёткая тенденция — жёстко централизовать всё кинопроизводство в стране и установить тотальный идеологический контроль государства над киноискусством. Вследствие этого мы сгруппировали и проанализировали комплекс игровых кинокартин, типичных для того времени.
Затем мы подвергли внешней и внутренней критике х/ф «Стачка» (1924) и «Броненосец Потёмкин» (1925) режиссёра С. М. Эйзенштейна, которые, на наш взгляд, являются информативным аудиовизуальным источником. С нашей точки зрения, данные киноленты - это ярчайший пример того, как государство может использовать искусство в своих агитационно-пропагандистских целях и шире - конструировать мифологию и коллективную идентичность, новые для своих граждан.
Безусловно, благодаря режиссёрскому гению мощный язык этих кинокартин был направлен на формирование классовой идентичности. Однако вопрос, можно ли её приравнять к советской гражданской идентичности, остаётся открытым и требует дальнейшего исследования.
Механику же и результат таких действий мы сравнили с опытом современного российского кинематографа. Изучая современный период и степень влияния кинематографа на гражданскую идентичность, мы также можем отметь, что современный российский кинематограф не может рассматриваться в качестве инструмента формирования общегражданской идентичности (примером тому является наше исследование в г. Казани).
Таким образом, мы считаем перспективным последующее изучение советского кинематографа в заданном нами ракурсе.


1. Anderson В. Imagined Communities: Reflections of the Origin and Spread of Nationalism. Revised Edition / B. Anderson. — London: Verso, 1991. — 160 p.
2. Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany / R. Brubaker. - Cambridge: Harvard University Press, 1992 - 270 p.
3. Brubaker R. Nationhood and the National Question in the Soviet Union and Post-Soviet Eurasia / R. Brubaker // Theory and Society. — 1994. — Vol. 23. -№ l.-P. 47-78.
4. Kelman H. C. Nationalism, patriotism, and national identity: Social- psychological dimensions / H. C. Kelman // Patriotism in the lives of individuals and nations. — Oxford, 1997. — P. 165—189.
5. Smith A. D. National Identity / A. D. Smith. - Reno: University of Nevada Press, 1991. - 226 p.
6. Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. - Oxford, Blackwell Publishers Inc., 1986-312 p.
7. Yack B. Nationalism and the Moral Psychology of Community / B. Yack. - Chicago: University of Chicago Press, 2012. — 328 p.
8. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон ; пер. с англ. В. Г. Николаева под ред. С. П. Баньковской; вступ. ст. С. П. Баньковской. - М.: Кучково поле, 2016. - 416 с.
9. Братолюбов С. К. На заре советской кинематографии. Из истории киноорганизаций Петрограда - Ленинграда 1918-1925 годов / С. К. Братолюбов. - Л.: «Искусство» Ленингр. отд-ние, 1976. - 167 с.
10. Брубейкер Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер ; пер. с англ. И. Борисовой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.
11. Власть и кино [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: https://spbarchives.ru/cinema 4, свободный. - Проверено 30.04.2017.
12. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса / Э. Геллнер // Путь: международный философский журнал. - 1992. - № 1. -С. 9-61.
13. Дробижева Л. М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет / Л. М. Дробижева. - М.: Новый Хронограф, 2013. - 336 с.
14.Забродин В. В. Эйзенштейн: попытка театра. Статьи. Публикации / В.
В. Забродин. - М.: Эйзенштейн-центр, 2005. - 344 с. с илл.
15.3аковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты [Электронный ресурс] / М. В. Заковоротная. — Ростов—на- Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. - 370 с. - Сведения доступны также по Интернет: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000729/ — Проверено 14.04.2017.
16. Луначарский А. В. Беседа с В. И. Лениным о кино [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-kino/beseda- s-v-i-leninym-o-kino, свободный. - Проверено: 30.04.2017.
17. Луначарский А. В. Кино на Западе и у нас / А. В. Луначарский. - М.: Теакинопечать, 1928. - 80 с.
18. Пайн Э А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России / Э.
А. Пайн. - М.: Фонд «Либеральная мысль», 2003. - 164 с.
19. Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания / В. А. Тишков ; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо- Маклая РАН. - М.: Наука, 2013. - 649 с.
20. Тишков В. А. Российский народ: Книга для учителя / В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.
21. Тишков В. А. Что такое общая российская идентичность и кто есть россиянин? Онлайн-конференция на «Lenta.ru» от 14.12.2009 : [Электронный ресурс] / В. А. Тишков. - Режим доступа http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=I 19315, свободный. - Проверено 14.04.2017.
22. Тишков В. А. Этническое и религиозное многообразие — основа стабильности и развития российского общества. Статьи и интервью. - М.: Московское бюро по правам человека :“Academia”, 2008. - 84 с.
23. Хантингтон С. Кто мы?; Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон ; пер. с англ. А. Башкирова. - М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Транзиткнига», 2004. - 635, [5] с.
24.Эйзенштейн С. М. Мемуары: В 2 т. / С. М. Эйзенштейн ; сост., и коммент. Н. И. Клеймана ; подгот. текста В. П. Коршунова и Н. И. Клейман ; ред. В. В. Забродин. - М.: Редакция газеты «Труд», Музей кино, 1997. (Живая классика). - Т. 1. Wie sag’ ich’s meinem Kinde?! / Предисл. H. И. Клеймана. - 431 с.
п. Литература
1. Beltrandy у Rudquist М. Creating a Civic National Identity: Integration Through Immigrant Political Participation / M. Beltrandy у Rudquist // Macalester International. - 2012. - Vol.30. - P. 1 -21.
2. Blank Th., Schmidt P. National Identity in a United Germany: Nationalism or Patriotism? An Empirical Test with Representative Data / Th. Blank, P. Schmidt // Political Psychology. - 2003. - Vol. 24 - №.2. - P. 289-312.
3. Bulgakowa O. Sergei Eisenstein. A. Biography / O. Bulgakowa. - Berlin: PotemkinPress. - 2002. - 304 p.
4. Eryksen T. H. Ethnic identity, national identity and intergroup conflict: The significance of personal experiences / T. H. Eryksen H Social identity, intergroup conflict, and conflict reduction. - Oxford, 2001. - P. 42-70.
5. Guibernau M. Anthony D. Smith on nations and national identity: a critical assessment / M. Guibernau // ASEN: Nations and Nationalism. - 2004. - Vol.10 (1/2). -P. 125-141.
6. Howard J. A. Social Psychology of Identities / J. A. Howard // Annu. Rev. Sociol. - 2000. - .№ 26. - P. 367-393.
7. Husamettin I., Feyzullah U. The Construction of National Identity in Modern Times: Theoretical Perspective / 1. Husamettin, U. Feyzullah // International Journal of Humanities and Social Science. - 2013. - Vol. 3, No. 11. - P. 223- 232.
8. Kaeding Ph. K. Identity Formation in Taiwan and Hong Kong - How Much Difference, How Many Similarities? / Ph. K. Kaeding // Taiwanese Identity in the 21st Century: domestic, regional and global perspectives ; edited by Gunter Schubert and Jens Damm. - London, 2011. - P. 258-279.
9. Kennedy S., McCabe H. Civic Identity, Civic Deficit: The Unanswered Questions [Электронный ресурс] / S. Kennedy, H. McCabe. - 2013. - Режим доступа: https://www.sheilakennedy.net/2013/04/civic-identity-civic-deficit- the-unanswered-questions/, свободный. - Проверено 14.04.2017.
10. Kriesberg L. Identity Issues [Электронный ресурс] / L. Kriesberg // Beyond Intractability ; eds. Guy Burgess and Heidi Burgess. Conflict Information Consortium, University of Colorado, Boulder - 2003. - Режим доступа: http://www.beyondintractability.org/essay/identity-issues, свободный. Проверено 14.04.2017.
11. Lynn М. Culture of the Future: The Proletkult Movement in Revolutionary Russia / M. Lynn ; 1st edition. - Berkeley: University of California Press, 1990,-306 p.
12. Martin T. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923-1939 I T. Martin; 1st edition. — Ithaca: Cornell University Press, 2001. - 496 p,
13. Parkinson D. History of Film / D. Parkinson ; 2nd edition. - N.Y.; Thames & Hudson, 2012. - 304 p.
14. Plamper J. Georgian Koba or Soviet «Father of Peoples»? The Stalin Cult and Ethnicity / J. Plamper П The Leader Cult in Communist Dictatorships: Stalin and The Eastern Bloc. - Basingstoke, 2004. - P. 123-140.
15. Roots of Civic Identity: International Perspectives on Community Service and Activism in Youth / edited by Miranda Yates, James Youniss. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 298 p.
16.Smith A. D. National Identity and the Idea of European Union / A. D. Smith // International Affairs (Royal Institute of International Affairs 1944-). - 1992. - Vol. 48.-№ l.-P. 55-76.
17. Tajfel H., Turner, J. C. The social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J. C. Turner // Psychology of intergroup relations ; edited by S. Worchel, W. G. Austin. - Chicago, 1986. -P. 7-24.
18. Youngblood D. J. Movies for the Masses: Popular Cinema and Soviet Society in the 1920’s. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992. - 296 p.
19. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. А. Алмонд, С. Верба // Политические исследования. - 1992. - № 4. -
С. 122-135.
20. Афанасьева О. Н. Коллективная идентичность в условиях глобальных изменений: динамика устойчивого и укоренение устоявшегося / О. Н. Афанасьева // Вопросы социальной теории. -2011.- T.IV. - С. 223-241.
21. Большаков А. Г. Гражданский национализм и современная эпоха трансформации государства / А. Г. Большаков // Учёные записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. Политические науки и международные отношения. - 2009. - Т. 151, кн. 1. -С. 105-111.
22. Булгакова О. Сергей Эйзенштейн и его «психологический Берлин» / О. Булгакова // Киноведческие записки. - 1988. - № 2. - С. 174-191.
23. Булгакова О. Теория как утопический проект. / О. Булгакова // Новое литературное обозрение. - 2007. - № 88. - С. 39-79.
24. Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ,
2009. -448 с.
25. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. -М.: Академический проект, 2005. - 528 с.
26. Гофман А. Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность / А. Б. Гофман // Вопросы социальной теории: Научный альманах. - 2010. - Т. IV. Человек в поисках идентичности. - С.241-254.
27. Гранин Ю. Д. [Рецензия] // Вопросы философии. — 2013. - № 9. - С. 385- 189. - Рец. на кн.: Брукбейкер Р. Этничность без границ. / Р. Брубейкер ; пер. с англ. И. Борисовой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.
28. Грей Г. Кино: Визуальная антропология / Г. Грей; пер. с англ. М. С. Неклюдовой. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 208 с.: ил.
29. Гришин Р. Белогвардейцы в советском кино: правда и мифы о героях
Гражданской войны [Электронный ресурс] / Р. Гришин // Интернет-сайт «Спутник и Погром». - 2015. - Режим доступа:
https://sputoikipogrom.com/film/39108Avhite-guard-in-cinema/, свободный - Проверено 14.04.2017.
30. Гудков Л. Д. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции / Л. Д. Гудков // Образ врага : сост. Л. Гудков; ред. Н. Конрадова. - М.: ОГИ, 0-23 2005. - С. 7-80.
31. Два президентских срока В. В. Путина: динамика перемен Сборник научных трудов ; отв. ред. Н. Ю. Лапина. - М.: ИНИОН РАН, 2008. - 414
с.
32. Доржиева Л. Б. Теоретические основы формирования гражданственности в информационном обществе [Электронный ресурс] / Л. Б. Доржиева // Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». - 2012. - №2. - Режим доступа: http://mic.org.ru/index.php/2-nomer-2012/104-teoreticheskie-osnovy- formirovaniya-grazhdanstvennostiv-informatsionnom-obshchestve, свободный. - Проверено 14.04.2017.
33. Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность, выбор и недвижимость / Л. М. Дробижева // Гражданские, этнические и религиозные идентичности ; отв. ред. В.С. Магун. - М., 2006. - С. 12-14.
34. Дробижева Л. М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтничной среде / Л. М. Дробижева // Социологические исследования. -2010. - №12. - С.49-58.
35. Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: Проблемы позитивной совместимости / Л. М. Дробижева // Россия реформирующаяся. Ежегодник ; отв. ред. М. К. Горшков. - М., 2008. - Вып. 7.-С. 218-219.
36. Дуринова Г. В. Слово и понятие гражданин в русском языке XVIII в. (К вопросу о лингвистической основе истории понятий) / Г. В. Дуринова // Вестник ПСТГУ III: Филология. -2015. -Вып. 1 (41).-С. 18-38.
37. Евтушенкова А. М. Отечественное кино периода нэпа в аспекте государственного и партийного строительства / А. М. Евтушенкова // Вектор науки ТГУ. -2015.-№1 (31). С. 111 - 116.
38. Жуковский И. Кинематограф Российской империи [Электронный ресурс]
/ И. Жуковский. - Интернет-сайт «Спутник и Погром». - 2015. - Режим доступа: https://sputnikipo.grorn.com/film/40054/empire-cinema-l/.
свободный - Проверено 14.04.2017.
39. Жуковский И. Притяжение постправды [Электронный ресурс] / И. Жуковский. - Интернет-сайт «Спутник и Погром». - 2015. - Режим доступа: https://sputnikipogrom.com/film/65867/post-truth/. свободный — Проверено 14.04.2017.
40.Забродин В. В. Эйзенштейн: кино, власть, женщины / В. В. Забродин. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 560 с.: ил.
41.3евелев А. И. Историографическое исследование: методологические аспекты: Учеб, пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А. И. Зевелев. -М.: Высшая школа, 1987. - 160 с.
42. Зоркая Н. М. История отечественного кино. XX век / Н. М. Зоркая. - М.: ООО «Белый город», 2014. - 512 с.
43. Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.) / редколлегия сборника И. С. Семененко (отв. редактор), Л. А. Фадеева (отв. редактор), В. В. Лапкин, П. В. Панов. - М., ИМЭМО РАН, 2011. - 299 с.
44. Идентичность: социально-психологические и социально- философские аспекты: коллективная монография / К. В. Патырбаева и [др.] - Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2012. - 250 с.
45. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / под рук. В. И. Фомина. - М.: Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, 2012. - 2759 с.
46. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.-151 с.
47. Кнабе Г. С. Жажда тождества: Культурно-антропологическая идентификация. Вчера. Сегодня. Завтра / Г. С. Кнабе И Чтения по истории и теории культуры. - 2003. - Вып. 39. - С. 3-56.
48. Кожанов И. В. Гражданская и этническая идентичности личности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости. [Электронный ресурс]. // Современные проблемы науки образования,- Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id:=9187#w0-tab4, свободный - Проверено 14.04.2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!



© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.