Готовые работы
»
Дипломные работы, ВКР
»
антропология
»
КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.
КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.
|
Введение 3
Глава I. Концепция гражданской идентичности в современном социо- гуманитарном знании. 15
§1. Этимология понятия «гражданская идентичность»: «гражданин», «гражданство», «гражданственность» и «идентичность». 15
§2. Концепция гражданской (национальной) идентичности в зарубежных и отечественных исследованиях. 27
Глава II. Ранний советский игровой кинематограф как потенциальный инструмент по формированию гражданской идентичности. 46
§ 1. Основные черты раннего советского кинопроизводства (1917-1930 гг.). 46
§2. Внешняя и внутренняя критика кинокартин С. М. Эйзенштейна «Стачка» и «Броненосец «Потёмкин» как аудиовизуальных источников. 63
§3. Современный российский кинематограф как инструмент влияния на общегражданскую идентичность. 79
Заключение. 88
Библиографический список. 90
Приложение
Глава I. Концепция гражданской идентичности в современном социо- гуманитарном знании. 15
§1. Этимология понятия «гражданская идентичность»: «гражданин», «гражданство», «гражданственность» и «идентичность». 15
§2. Концепция гражданской (национальной) идентичности в зарубежных и отечественных исследованиях. 27
Глава II. Ранний советский игровой кинематограф как потенциальный инструмент по формированию гражданской идентичности. 46
§ 1. Основные черты раннего советского кинопроизводства (1917-1930 гг.). 46
§2. Внешняя и внутренняя критика кинокартин С. М. Эйзенштейна «Стачка» и «Броненосец «Потёмкин» как аудиовизуальных источников. 63
§3. Современный российский кинематограф как инструмент влияния на общегражданскую идентичность. 79
Заключение. 88
Библиографический список. 90
Приложение
Постановка проблемы и актуальность исследования. Феномен гражданской (национальной) идентичности уже давно стал объектом социо-гуманитарных наук. Его изучение неизбежно порождает следующие вопросы: каким образом конкретный человек, окружающие его общество и государство взаимодействуют между собой? Есть ли между ними связь и чувство взаимной принадлежности? И если да, то чем они обусловлены и благодаря чему возможны? Отвечают на них (в разной степени) социальная и культурная антропология, психология, история, этнология, философия, социология, политология и культурология. И отвечают в рамках поставленных целей и с применением методологии конкретной научной дисциплины.
Интерес учёных к данной проблематике является маркером текущей эпохи, особенно в свете относительно недавних глобальных изменений, связанных с деколонизацией Афро-азиатского континента и распадом Восточного блока и самого Советского Союза. Появление на мировой арене новых стран дало мощный толчок к формированию там национальной идентичности и, как следствие, к созданию национальной истории, работающей на уровне социальной памяти . Такая история помогает выстроить цельный культурный и, если угодно, идеологически обоснованный фундамент, на базе которого испокон веков конструируются все общественные и государственные институты. Она выполняет важную социальную функцию, благодаря чему возможно создание и сплочение гражданского общества, воспитание в человеке гражданской позиции.
Однако переживаемые человечеством современные исторические процессы накладывают свой особый отпечаток. Степень глобализации настолько интенсивна, что легко вырывает людей из контекста прошлого, грозит утратой их индивидуальной и коллективной идентичности. Личность, предоставленная самой себе, нередко теряет своё место и понимание необходимости своего существования. «Обратная сторона» глобализации лишает человека всякой культурной основы, не позволяет ему противостоять тем психологическим трудностям, которые напрямую вытекают из ускорения времени и расширения цивилизационного пространства.
В качестве же действенного связующего элемента гражданская идентичность способна объединить различные социальные слои населения в единую гражданскую нацию. Сформировать её - это idee fixe любого здорового государства, которого заботят внутренние общественное согласие и гражданская солидарность.
Для этого государством вырабатывается своя иконография, т.е. специальная система образов, публичных церемоний и традиций. Как продукт культуры, иконография включает в себя стройную систему национальных поведенческих стереотипов, через призму которых граждане воспринимают друг друга, национальную историю, национальную территорию, место своей страны в мире и (опционально) её «естественных» союзников и врагов. И как продукт культуры, иконография отлично отражена в том числе в кинематографе.
Не секрет, что современная российская наука с особым вниманием подходит к актуальной проблеме формирования гражданской идентичности. Это в первую очередь связано с крупнейшими историческими событиями, произошедшими в жизни нашей страны. После распада СССР новое государство, Российская Федерация, а вслед за ним и наши соотечественники всё ещё в поиске альтернативной (само)идентификации. Тогда как попытки внедрить и распространить российскую идентичность (т.н. «россияне») на всех граждан РФ не всегда находит отклик даже в научном сообществе.
В данном контексте отдельный интерес составляет советский опыт по конструированию т.н. «новой исторической общности» — «советский народ». Здесь мы согласны с видным этнологом В. А. Тишковым, считающим СССР многоэтничным национальным государством1, а его жителей гражданской нацией . Нацбилдинг в СССР был направлен на создание единого советского народа. Его целостность достигалась за счёт марксистско-ленинской идеологии, главенствовавшей во всех сферах общественно-политической жизнедеятельности; мощного репрессивного аппарата; советского патриотизма; объединяющих формул «классовой борьбы», «дружбы народов» и «интернационализма». Как результат, «советский народ имел свои объединяющие символы, ценности, представления, культурный арсенал, общие пережитые драмы и достижения» . Наряду с музыкой, литературой, театром и научными
успехами, советское кино является неотъемлемой частью тех общих культурно-исторических ценностей, которые разделял каждый житель СССР и которые формировали из него гражданина.
В своей работе мы исходим из тезиса, что кинематографическое искусство вот уже более века принимало и продолжает принимать активное участие в привитии определённых морально-нравственных ценностей, стереотипов поведения и, как следствие, оно способно формировать гражданскую (национальную) идентичность . В связи с этим цель нашего исследования - это рассмотреть влияние раннего советского игрового кинематографа на формирование советской гражданской идентичности. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать этимологию термина «гражданская идентичность» и его основных составляющих («гражданин», «гражданство», «гражданственность», «идентичность»);
2. проследить краткую эволюцию концепции гражданской идентичности в зарубежных и отечественных исследованиях;
3. выявить ключевые этапы и тенденции в развитии раннего советского игрового кинематографа;
4. выделить основные группы фильмов, характерные для данного периода, и их целеполагание;
5. дать характеристику визуальным методам и приёмам, воздействовавшим на зрителя на примере кинокартин С. М. Эйзенштейна (х/ф «Стачка» и «Броненосец Потёмкин»);
6. провести сравнительный анализ с современным российским кинематографом (включая собственноручно проведённое анкетирование жителей г. Казани).
Объектом исследования является концепция гражданской идентичности и её советский частный случай. Предметом исследования
- 7 - выступает ранний советский игровой кинематограф как потенциальный инструмент по формированию советской гражданской идентичности.
Хронологические рамки (1917-1930 гг.) соответствуют датам, когда, на наш взгляд, начался и завершился ранний этап в развитии советской киноиндустрии. 08.11.1917 (т.е. уже на второй день после захвата Зимнего дворца в Петрограде) был создан Народный комиссариат просвещения, в чьё ведение попала будущая советская киноиндустрия. 05.06.1930 (после 6 лет успешной работы) было распущено Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Советское кино». В условиях широкомасштабного развёртывания индустриализации и коллективизации надобность в такой компании отпала. В свою очередь это действие власти символизировало окончательное сворачивание кинематографической «вольницы» периода нэпа. Советское государство взяло курс на жёсткую централизацию всего кинопроизводства и тотальный идеологический контроль над киноискусством.
Степень изученности проблемы. Понятие «идентичность» было введено в научный оборот австро-американским психологом Эрихом Эриксоном. С тех пор этот термин был взят на вооружение большинством гуманитарных дисциплин. В нашей работе концепция гражданской идентичности исследуется в рамках междисциплинарного подхода и как составная часть проблематики, связанной с изучением феномена идентичности в целом и коллективной идентичности в частности .
Теоретическое обоснование и практическое применение данного концепта широко освещены в трудах зарубежных специалистов . При этом мы столкнулись с тем фактом, что многие положения этой теории и по сей день остаются дискуссионными. Например, научные дебаты касаются природы происхождения и основных акторов гражданской идентичности.
Не остался в стороне и отечественный научный дискурс. На наш взгляд, интерес российских учёных - во многом прикладной и связан с насущным вопросом, каким образом сформировать и научно обосновать российскую гражданскую идентичность. Однако их вклад в развитие данной концепции также заслуживает внимания .
Кинематограф как эффективный инструмент государственной пропаганды уже давно стал объектом исследования для историков кино, киноведов, социальных антропологов и культурологов1. Как влиял ранний советский кинематограф на сознание публики, какие мифы он создавал и культивировал на экране, успешно ли прививались идеалы и ценности, санкционированные сверху? На эти вопросы нам помогает ответить визуальная антропология .
При написании второго параграфа второй главы мы использовали труды крупнейших отечественных и зарубежных специалистов по творчеству С. М. Эйзенштейна1, а именно: работы Майка О’Махоуни, Оксаны Булгаковой, Неи Зоркой, Владимира Забродина, Виктора Шкловского и др.
Источниковая база исследования. В данной работе мы задействовали обширный массив историографических источников . Здесь использованы научные труды крупнейших зарубежных и отечественных специалистов, значительно повлиявших на изучение национальной идентичности.
Наш подход к теме диссертации помогли сформировать:
• синтез взглядов и идей Энтони Д. Смита , Герберта Кельмана , Эрнеста А. Геллнера3, Бенедикта Андерсона1, Бернарда Яка2 и
Сэмюэла Хантингтона’, касающихся природы гражданской идентичности, причин и целей её формирования, а также её действующих субъектов;
• категориальный (научно-языковой) аппарат Роджерса Брубейкера ;
• концептуальное видение Маргариты Заковоротной3, Валерия Тишкова , Леокадии Дробижевой и Эмиля Пайна .
Наша характеристика раннего советского кинематографа основана на анализе декретов и постановлений СНК РСФСР и СССР; решений ведомственных комиссий; воспоминаний непосредственных свидетелей тех событий . Как яркий образец раннего советского киноискусства мы рассматриваем творчество Сергея Михайловича Эйзенштейна, отражённое в том числе в его мемуарах.
В качестве аудиовизуальных источников мы выбрали его знаковые агитационные картины «Стачка» (1924 г.) и «Броненосец Потёмкин» (1925 г.).
Теоретические и методологические основы исследования. В нашей работе был применён широкий спектр историографических методов: историко-генетический, историко-типологический, ретроспективный, сравнительно-исторический, историко-системный, а также метод перспективности.
С помощью историко-типологического метода мы определили магистральное развитие в изучении теории гражданской идентичности в последние десятилетия. Вместе с историко-генетическим методом он также помог нам проследить качественную эволюцию данной концепции в зарубежных и российских исследованиях. Ретроспективный метод использовался нами в первом параграфе второй главы, чтобы точнее определить тенденции в развитии и изменения раннего советского кинематографа - через их последствия. Мы опираемся на сравнительно- исторический метод в третьем параграфе второй главы. С его помощью мы критически сопоставили степень влияния раннего советского кинематографа на формирование гражданской идентичности с современным российским опытом. Благодаря историко-системному методу детальный анализ ключевых и взаимосвязанных элементов советской киноиндустрии дал нам право говорить о ней, как о единой системе. Метод перспективности позволил нам сформулировать дальнейшие перспективы изучения советского кинематографа в предложенном нами ракурсе.
Более того, мы подвергли внешней и внутренней источниковедческой критике х/ф «Стачка» и «Броненосец Потёмкин» С. М. Эйзенштейна. Также
' Забродил В. В. Эйзенштейн: попытка театра. Статьи. Публикации М., 2005; Эйзенштейн С. М. Мемуары: В 2 т. М., 1997.
мы воспользовались социологическим методом (анкетированный опрос и интервьюирование), чтобы выявить отношение респондентов к нынешнему отечественного кинематографу в целом и его потенциалу в формировании гражданской идентичности в частности.
Опрос проходил в июле 2016 года на территории Казани, мультикультурного города РФ. Нами были опрошены 80 респондентов обоего пола, в возрасте от 1 8 до 80 лет, разных по конфессиональному и национальному составу. Целью анкетирования мы ставили сбор информации по интересующему нас вопросу, а именно: определить степень влияния отечественного кинематографа на формирование гражданской идентичности в современной России. Возрастная выборка обусловлена тем, что молодые люди 18-25 лет, рождённые после распада СССР могут иметь совершенно иную точку зрения относительно советского кинематографа. Респонденты же старшего поколения могут иметь диаметрально противоположное мнение относительно современного кинематографа как отечественного, так и зарубежного.
Интерес учёных к данной проблематике является маркером текущей эпохи, особенно в свете относительно недавних глобальных изменений, связанных с деколонизацией Афро-азиатского континента и распадом Восточного блока и самого Советского Союза. Появление на мировой арене новых стран дало мощный толчок к формированию там национальной идентичности и, как следствие, к созданию национальной истории, работающей на уровне социальной памяти . Такая история помогает выстроить цельный культурный и, если угодно, идеологически обоснованный фундамент, на базе которого испокон веков конструируются все общественные и государственные институты. Она выполняет важную социальную функцию, благодаря чему возможно создание и сплочение гражданского общества, воспитание в человеке гражданской позиции.
Однако переживаемые человечеством современные исторические процессы накладывают свой особый отпечаток. Степень глобализации настолько интенсивна, что легко вырывает людей из контекста прошлого, грозит утратой их индивидуальной и коллективной идентичности. Личность, предоставленная самой себе, нередко теряет своё место и понимание необходимости своего существования. «Обратная сторона» глобализации лишает человека всякой культурной основы, не позволяет ему противостоять тем психологическим трудностям, которые напрямую вытекают из ускорения времени и расширения цивилизационного пространства.
В качестве же действенного связующего элемента гражданская идентичность способна объединить различные социальные слои населения в единую гражданскую нацию. Сформировать её - это idee fixe любого здорового государства, которого заботят внутренние общественное согласие и гражданская солидарность.
Для этого государством вырабатывается своя иконография, т.е. специальная система образов, публичных церемоний и традиций. Как продукт культуры, иконография включает в себя стройную систему национальных поведенческих стереотипов, через призму которых граждане воспринимают друг друга, национальную историю, национальную территорию, место своей страны в мире и (опционально) её «естественных» союзников и врагов. И как продукт культуры, иконография отлично отражена в том числе в кинематографе.
Не секрет, что современная российская наука с особым вниманием подходит к актуальной проблеме формирования гражданской идентичности. Это в первую очередь связано с крупнейшими историческими событиями, произошедшими в жизни нашей страны. После распада СССР новое государство, Российская Федерация, а вслед за ним и наши соотечественники всё ещё в поиске альтернативной (само)идентификации. Тогда как попытки внедрить и распространить российскую идентичность (т.н. «россияне») на всех граждан РФ не всегда находит отклик даже в научном сообществе.
В данном контексте отдельный интерес составляет советский опыт по конструированию т.н. «новой исторической общности» — «советский народ». Здесь мы согласны с видным этнологом В. А. Тишковым, считающим СССР многоэтничным национальным государством1, а его жителей гражданской нацией . Нацбилдинг в СССР был направлен на создание единого советского народа. Его целостность достигалась за счёт марксистско-ленинской идеологии, главенствовавшей во всех сферах общественно-политической жизнедеятельности; мощного репрессивного аппарата; советского патриотизма; объединяющих формул «классовой борьбы», «дружбы народов» и «интернационализма». Как результат, «советский народ имел свои объединяющие символы, ценности, представления, культурный арсенал, общие пережитые драмы и достижения» . Наряду с музыкой, литературой, театром и научными
успехами, советское кино является неотъемлемой частью тех общих культурно-исторических ценностей, которые разделял каждый житель СССР и которые формировали из него гражданина.
В своей работе мы исходим из тезиса, что кинематографическое искусство вот уже более века принимало и продолжает принимать активное участие в привитии определённых морально-нравственных ценностей, стереотипов поведения и, как следствие, оно способно формировать гражданскую (национальную) идентичность . В связи с этим цель нашего исследования - это рассмотреть влияние раннего советского игрового кинематографа на формирование советской гражданской идентичности. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать этимологию термина «гражданская идентичность» и его основных составляющих («гражданин», «гражданство», «гражданственность», «идентичность»);
2. проследить краткую эволюцию концепции гражданской идентичности в зарубежных и отечественных исследованиях;
3. выявить ключевые этапы и тенденции в развитии раннего советского игрового кинематографа;
4. выделить основные группы фильмов, характерные для данного периода, и их целеполагание;
5. дать характеристику визуальным методам и приёмам, воздействовавшим на зрителя на примере кинокартин С. М. Эйзенштейна (х/ф «Стачка» и «Броненосец Потёмкин»);
6. провести сравнительный анализ с современным российским кинематографом (включая собственноручно проведённое анкетирование жителей г. Казани).
Объектом исследования является концепция гражданской идентичности и её советский частный случай. Предметом исследования
- 7 - выступает ранний советский игровой кинематограф как потенциальный инструмент по формированию советской гражданской идентичности.
Хронологические рамки (1917-1930 гг.) соответствуют датам, когда, на наш взгляд, начался и завершился ранний этап в развитии советской киноиндустрии. 08.11.1917 (т.е. уже на второй день после захвата Зимнего дворца в Петрограде) был создан Народный комиссариат просвещения, в чьё ведение попала будущая советская киноиндустрия. 05.06.1930 (после 6 лет успешной работы) было распущено Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Советское кино». В условиях широкомасштабного развёртывания индустриализации и коллективизации надобность в такой компании отпала. В свою очередь это действие власти символизировало окончательное сворачивание кинематографической «вольницы» периода нэпа. Советское государство взяло курс на жёсткую централизацию всего кинопроизводства и тотальный идеологический контроль над киноискусством.
Степень изученности проблемы. Понятие «идентичность» было введено в научный оборот австро-американским психологом Эрихом Эриксоном. С тех пор этот термин был взят на вооружение большинством гуманитарных дисциплин. В нашей работе концепция гражданской идентичности исследуется в рамках междисциплинарного подхода и как составная часть проблематики, связанной с изучением феномена идентичности в целом и коллективной идентичности в частности .
Теоретическое обоснование и практическое применение данного концепта широко освещены в трудах зарубежных специалистов . При этом мы столкнулись с тем фактом, что многие положения этой теории и по сей день остаются дискуссионными. Например, научные дебаты касаются природы происхождения и основных акторов гражданской идентичности.
Не остался в стороне и отечественный научный дискурс. На наш взгляд, интерес российских учёных - во многом прикладной и связан с насущным вопросом, каким образом сформировать и научно обосновать российскую гражданскую идентичность. Однако их вклад в развитие данной концепции также заслуживает внимания .
Кинематограф как эффективный инструмент государственной пропаганды уже давно стал объектом исследования для историков кино, киноведов, социальных антропологов и культурологов1. Как влиял ранний советский кинематограф на сознание публики, какие мифы он создавал и культивировал на экране, успешно ли прививались идеалы и ценности, санкционированные сверху? На эти вопросы нам помогает ответить визуальная антропология .
При написании второго параграфа второй главы мы использовали труды крупнейших отечественных и зарубежных специалистов по творчеству С. М. Эйзенштейна1, а именно: работы Майка О’Махоуни, Оксаны Булгаковой, Неи Зоркой, Владимира Забродина, Виктора Шкловского и др.
Источниковая база исследования. В данной работе мы задействовали обширный массив историографических источников . Здесь использованы научные труды крупнейших зарубежных и отечественных специалистов, значительно повлиявших на изучение национальной идентичности.
Наш подход к теме диссертации помогли сформировать:
• синтез взглядов и идей Энтони Д. Смита , Герберта Кельмана , Эрнеста А. Геллнера3, Бенедикта Андерсона1, Бернарда Яка2 и
Сэмюэла Хантингтона’, касающихся природы гражданской идентичности, причин и целей её формирования, а также её действующих субъектов;
• категориальный (научно-языковой) аппарат Роджерса Брубейкера ;
• концептуальное видение Маргариты Заковоротной3, Валерия Тишкова , Леокадии Дробижевой и Эмиля Пайна .
Наша характеристика раннего советского кинематографа основана на анализе декретов и постановлений СНК РСФСР и СССР; решений ведомственных комиссий; воспоминаний непосредственных свидетелей тех событий . Как яркий образец раннего советского киноискусства мы рассматриваем творчество Сергея Михайловича Эйзенштейна, отражённое в том числе в его мемуарах.
В качестве аудиовизуальных источников мы выбрали его знаковые агитационные картины «Стачка» (1924 г.) и «Броненосец Потёмкин» (1925 г.).
Теоретические и методологические основы исследования. В нашей работе был применён широкий спектр историографических методов: историко-генетический, историко-типологический, ретроспективный, сравнительно-исторический, историко-системный, а также метод перспективности.
С помощью историко-типологического метода мы определили магистральное развитие в изучении теории гражданской идентичности в последние десятилетия. Вместе с историко-генетическим методом он также помог нам проследить качественную эволюцию данной концепции в зарубежных и российских исследованиях. Ретроспективный метод использовался нами в первом параграфе второй главы, чтобы точнее определить тенденции в развитии и изменения раннего советского кинематографа - через их последствия. Мы опираемся на сравнительно- исторический метод в третьем параграфе второй главы. С его помощью мы критически сопоставили степень влияния раннего советского кинематографа на формирование гражданской идентичности с современным российским опытом. Благодаря историко-системному методу детальный анализ ключевых и взаимосвязанных элементов советской киноиндустрии дал нам право говорить о ней, как о единой системе. Метод перспективности позволил нам сформулировать дальнейшие перспективы изучения советского кинематографа в предложенном нами ракурсе.
Более того, мы подвергли внешней и внутренней источниковедческой критике х/ф «Стачка» и «Броненосец Потёмкин» С. М. Эйзенштейна. Также
' Забродил В. В. Эйзенштейн: попытка театра. Статьи. Публикации М., 2005; Эйзенштейн С. М. Мемуары: В 2 т. М., 1997.
мы воспользовались социологическим методом (анкетированный опрос и интервьюирование), чтобы выявить отношение респондентов к нынешнему отечественного кинематографу в целом и его потенциалу в формировании гражданской идентичности в частности.
Опрос проходил в июле 2016 года на территории Казани, мультикультурного города РФ. Нами были опрошены 80 респондентов обоего пола, в возрасте от 1 8 до 80 лет, разных по конфессиональному и национальному составу. Целью анкетирования мы ставили сбор информации по интересующему нас вопросу, а именно: определить степень влияния отечественного кинематографа на формирование гражданской идентичности в современной России. Возрастная выборка обусловлена тем, что молодые люди 18-25 лет, рождённые после распада СССР могут иметь совершенно иную точку зрения относительно советского кинематографа. Респонденты же старшего поколения могут иметь диаметрально противоположное мнение относительно современного кинематографа как отечественного, так и зарубежного.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!

В нашей работе мы попытались оценить потенциал влияния раннего советского игрового кинематографа на формирование советской гражданской идентичности. В результате мы пришли к следующим выводам.
В первой главе мы сперва провели этимологический анализ самого понятия «гражданская идентичность», которое в дальнейшем рассматривалось нами как часть коллективной идентичности, когда индивид (в данном случае, со статусом гражданина) одновременно является субъектом и объектом идентификации. Затем мы проследили краткую эволюцию концепции гражданской идентичности в трудах зарубежных и отечественных авторов. Их концептуальные наработки позволили нам представить процесс формирования советской идентичности в 1917 - 1930 годах с позиции современного гуманитарного знания.
Во второй главе мы составили краткую хронологию ключевых реформ зарождавшегося советского кинематографа. Несмотря на катастрофическую нехватку денег, ресурсов, профессиональных кадров (особенно в первые послереволюционные годы), прослеживается чёткая тенденция — жёстко централизовать всё кинопроизводство в стране и установить тотальный идеологический контроль государства над киноискусством. Вследствие этого мы сгруппировали и проанализировали комплекс игровых кинокартин, типичных для того времени.
Затем мы подвергли внешней и внутренней критике х/ф «Стачка» (1924) и «Броненосец Потёмкин» (1925) режиссёра С. М. Эйзенштейна, которые, на наш взгляд, являются информативным аудиовизуальным источником. С нашей точки зрения, данные киноленты - это ярчайший пример того, как государство может использовать искусство в своих агитационно-пропагандистских целях и шире - конструировать мифологию и коллективную идентичность, новые для своих граждан.
Безусловно, благодаря режиссёрскому гению мощный язык этих кинокартин был направлен на формирование классовой идентичности. Однако вопрос, можно ли её приравнять к советской гражданской идентичности, остаётся открытым и требует дальнейшего исследования.
Механику же и результат таких действий мы сравнили с опытом современного российского кинематографа. Изучая современный период и степень влияния кинематографа на гражданскую идентичность, мы также можем отметь, что современный российский кинематограф не может рассматриваться в качестве инструмента формирования общегражданской идентичности (примером тому является наше исследование в г. Казани).
Таким образом, мы считаем перспективным последующее изучение советского кинематографа в заданном нами ракурсе.
В первой главе мы сперва провели этимологический анализ самого понятия «гражданская идентичность», которое в дальнейшем рассматривалось нами как часть коллективной идентичности, когда индивид (в данном случае, со статусом гражданина) одновременно является субъектом и объектом идентификации. Затем мы проследили краткую эволюцию концепции гражданской идентичности в трудах зарубежных и отечественных авторов. Их концептуальные наработки позволили нам представить процесс формирования советской идентичности в 1917 - 1930 годах с позиции современного гуманитарного знания.
Во второй главе мы составили краткую хронологию ключевых реформ зарождавшегося советского кинематографа. Несмотря на катастрофическую нехватку денег, ресурсов, профессиональных кадров (особенно в первые послереволюционные годы), прослеживается чёткая тенденция — жёстко централизовать всё кинопроизводство в стране и установить тотальный идеологический контроль государства над киноискусством. Вследствие этого мы сгруппировали и проанализировали комплекс игровых кинокартин, типичных для того времени.
Затем мы подвергли внешней и внутренней критике х/ф «Стачка» (1924) и «Броненосец Потёмкин» (1925) режиссёра С. М. Эйзенштейна, которые, на наш взгляд, являются информативным аудиовизуальным источником. С нашей точки зрения, данные киноленты - это ярчайший пример того, как государство может использовать искусство в своих агитационно-пропагандистских целях и шире - конструировать мифологию и коллективную идентичность, новые для своих граждан.
Безусловно, благодаря режиссёрскому гению мощный язык этих кинокартин был направлен на формирование классовой идентичности. Однако вопрос, можно ли её приравнять к советской гражданской идентичности, остаётся открытым и требует дальнейшего исследования.
Механику же и результат таких действий мы сравнили с опытом современного российского кинематографа. Изучая современный период и степень влияния кинематографа на гражданскую идентичность, мы также можем отметь, что современный российский кинематограф не может рассматриваться в качестве инструмента формирования общегражданской идентичности (примером тому является наше исследование в г. Казани).
Таким образом, мы считаем перспективным последующее изучение советского кинематографа в заданном нами ракурсе.
1. Anderson В. Imagined Communities: Reflections of the Origin and Spread of Nationalism. Revised Edition / B. Anderson. — London: Verso, 1991. — 160 p.
2. Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany / R. Brubaker. - Cambridge: Harvard University Press, 1992 - 270 p.
3. Brubaker R. Nationhood and the National Question in the Soviet Union and Post-Soviet Eurasia / R. Brubaker // Theory and Society. — 1994. — Vol. 23. -№ l.-P. 47-78.
4. Kelman H. C. Nationalism, patriotism, and national identity: Social- psychological dimensions / H. C. Kelman // Patriotism in the lives of individuals and nations. — Oxford, 1997. — P. 165—189.
5. Smith A. D. National Identity / A. D. Smith. - Reno: University of Nevada Press, 1991. - 226 p.
6. Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. - Oxford, Blackwell Publishers Inc., 1986-312 p.
7. Yack B. Nationalism and the Moral Psychology of Community / B. Yack. - Chicago: University of Chicago Press, 2012. — 328 p.
8. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон ; пер. с англ. В. Г. Николаева под ред. С. П. Баньковской; вступ. ст. С. П. Баньковской. - М.: Кучково поле, 2016. - 416 с.
9. Братолюбов С. К. На заре советской кинематографии. Из истории киноорганизаций Петрограда - Ленинграда 1918-1925 годов / С. К. Братолюбов. - Л.: «Искусство» Ленингр. отд-ние, 1976. - 167 с.
10. Брубейкер Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер ; пер. с англ. И. Борисовой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.
11. Власть и кино [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: https://spbarchives.ru/cinema 4, свободный. - Проверено 30.04.2017.
12. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса / Э. Геллнер // Путь: международный философский журнал. - 1992. - № 1. -С. 9-61.
13. Дробижева Л. М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет / Л. М. Дробижева. - М.: Новый Хронограф, 2013. - 336 с.
14.Забродин В. В. Эйзенштейн: попытка театра. Статьи. Публикации / В.
В. Забродин. - М.: Эйзенштейн-центр, 2005. - 344 с. с илл.
15.3аковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты [Электронный ресурс] / М. В. Заковоротная. — Ростов—на- Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. - 370 с. - Сведения доступны также по Интернет: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000729/ — Проверено 14.04.2017.
16. Луначарский А. В. Беседа с В. И. Лениным о кино [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-kino/beseda- s-v-i-leninym-o-kino, свободный. - Проверено: 30.04.2017.
17. Луначарский А. В. Кино на Западе и у нас / А. В. Луначарский. - М.: Теакинопечать, 1928. - 80 с.
18. Пайн Э А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России / Э.
А. Пайн. - М.: Фонд «Либеральная мысль», 2003. - 164 с.
19. Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания / В. А. Тишков ; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо- Маклая РАН. - М.: Наука, 2013. - 649 с.
20. Тишков В. А. Российский народ: Книга для учителя / В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.
21. Тишков В. А. Что такое общая российская идентичность и кто есть россиянин? Онлайн-конференция на «Lenta.ru» от 14.12.2009 : [Электронный ресурс] / В. А. Тишков. - Режим доступа http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=I 19315, свободный. - Проверено 14.04.2017.
22. Тишков В. А. Этническое и религиозное многообразие — основа стабильности и развития российского общества. Статьи и интервью. - М.: Московское бюро по правам человека :“Academia”, 2008. - 84 с.
23. Хантингтон С. Кто мы?; Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон ; пер. с англ. А. Башкирова. - М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Транзиткнига», 2004. - 635, [5] с.
24.Эйзенштейн С. М. Мемуары: В 2 т. / С. М. Эйзенштейн ; сост., и коммент. Н. И. Клеймана ; подгот. текста В. П. Коршунова и Н. И. Клейман ; ред. В. В. Забродин. - М.: Редакция газеты «Труд», Музей кино, 1997. (Живая классика). - Т. 1. Wie sag’ ich’s meinem Kinde?! / Предисл. H. И. Клеймана. - 431 с.
п. Литература
1. Beltrandy у Rudquist М. Creating a Civic National Identity: Integration Through Immigrant Political Participation / M. Beltrandy у Rudquist // Macalester International. - 2012. - Vol.30. - P. 1 -21.
2. Blank Th., Schmidt P. National Identity in a United Germany: Nationalism or Patriotism? An Empirical Test with Representative Data / Th. Blank, P. Schmidt // Political Psychology. - 2003. - Vol. 24 - №.2. - P. 289-312.
3. Bulgakowa O. Sergei Eisenstein. A. Biography / O. Bulgakowa. - Berlin: PotemkinPress. - 2002. - 304 p.
4. Eryksen T. H. Ethnic identity, national identity and intergroup conflict: The significance of personal experiences / T. H. Eryksen H Social identity, intergroup conflict, and conflict reduction. - Oxford, 2001. - P. 42-70.
5. Guibernau M. Anthony D. Smith on nations and national identity: a critical assessment / M. Guibernau // ASEN: Nations and Nationalism. - 2004. - Vol.10 (1/2). -P. 125-141.
6. Howard J. A. Social Psychology of Identities / J. A. Howard // Annu. Rev. Sociol. - 2000. - .№ 26. - P. 367-393.
7. Husamettin I., Feyzullah U. The Construction of National Identity in Modern Times: Theoretical Perspective / 1. Husamettin, U. Feyzullah // International Journal of Humanities and Social Science. - 2013. - Vol. 3, No. 11. - P. 223- 232.
8. Kaeding Ph. K. Identity Formation in Taiwan and Hong Kong - How Much Difference, How Many Similarities? / Ph. K. Kaeding // Taiwanese Identity in the 21st Century: domestic, regional and global perspectives ; edited by Gunter Schubert and Jens Damm. - London, 2011. - P. 258-279.
9. Kennedy S., McCabe H. Civic Identity, Civic Deficit: The Unanswered Questions [Электронный ресурс] / S. Kennedy, H. McCabe. - 2013. - Режим доступа: https://www.sheilakennedy.net/2013/04/civic-identity-civic-deficit- the-unanswered-questions/, свободный. - Проверено 14.04.2017.
10. Kriesberg L. Identity Issues [Электронный ресурс] / L. Kriesberg // Beyond Intractability ; eds. Guy Burgess and Heidi Burgess. Conflict Information Consortium, University of Colorado, Boulder - 2003. - Режим доступа: http://www.beyondintractability.org/essay/identity-issues, свободный. Проверено 14.04.2017.
11. Lynn М. Culture of the Future: The Proletkult Movement in Revolutionary Russia / M. Lynn ; 1st edition. - Berkeley: University of California Press, 1990,-306 p.
12. Martin T. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923-1939 I T. Martin; 1st edition. — Ithaca: Cornell University Press, 2001. - 496 p,
13. Parkinson D. History of Film / D. Parkinson ; 2nd edition. - N.Y.; Thames & Hudson, 2012. - 304 p.
14. Plamper J. Georgian Koba or Soviet «Father of Peoples»? The Stalin Cult and Ethnicity / J. Plamper П The Leader Cult in Communist Dictatorships: Stalin and The Eastern Bloc. - Basingstoke, 2004. - P. 123-140.
15. Roots of Civic Identity: International Perspectives on Community Service and Activism in Youth / edited by Miranda Yates, James Youniss. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 298 p.
16.Smith A. D. National Identity and the Idea of European Union / A. D. Smith // International Affairs (Royal Institute of International Affairs 1944-). - 1992. - Vol. 48.-№ l.-P. 55-76.
17. Tajfel H., Turner, J. C. The social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J. C. Turner // Psychology of intergroup relations ; edited by S. Worchel, W. G. Austin. - Chicago, 1986. -P. 7-24.
18. Youngblood D. J. Movies for the Masses: Popular Cinema and Soviet Society in the 1920’s. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992. - 296 p.
19. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. А. Алмонд, С. Верба // Политические исследования. - 1992. - № 4. -
С. 122-135.
20. Афанасьева О. Н. Коллективная идентичность в условиях глобальных изменений: динамика устойчивого и укоренение устоявшегося / О. Н. Афанасьева // Вопросы социальной теории. -2011.- T.IV. - С. 223-241.
21. Большаков А. Г. Гражданский национализм и современная эпоха трансформации государства / А. Г. Большаков // Учёные записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. Политические науки и международные отношения. - 2009. - Т. 151, кн. 1. -С. 105-111.
22. Булгакова О. Сергей Эйзенштейн и его «психологический Берлин» / О. Булгакова // Киноведческие записки. - 1988. - № 2. - С. 174-191.
23. Булгакова О. Теория как утопический проект. / О. Булгакова // Новое литературное обозрение. - 2007. - № 88. - С. 39-79.
24. Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ,
2009. -448 с.
25. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. -М.: Академический проект, 2005. - 528 с.
26. Гофман А. Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность / А. Б. Гофман // Вопросы социальной теории: Научный альманах. - 2010. - Т. IV. Человек в поисках идентичности. - С.241-254.
27. Гранин Ю. Д. [Рецензия] // Вопросы философии. — 2013. - № 9. - С. 385- 189. - Рец. на кн.: Брукбейкер Р. Этничность без границ. / Р. Брубейкер ; пер. с англ. И. Борисовой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.
28. Грей Г. Кино: Визуальная антропология / Г. Грей; пер. с англ. М. С. Неклюдовой. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 208 с.: ил.
29. Гришин Р. Белогвардейцы в советском кино: правда и мифы о героях
Гражданской войны [Электронный ресурс] / Р. Гришин // Интернет-сайт «Спутник и Погром». - 2015. - Режим доступа:
https://sputoikipogrom.com/film/39108Avhite-guard-in-cinema/, свободный - Проверено 14.04.2017.
30. Гудков Л. Д. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции / Л. Д. Гудков // Образ врага : сост. Л. Гудков; ред. Н. Конрадова. - М.: ОГИ, 0-23 2005. - С. 7-80.
31. Два президентских срока В. В. Путина: динамика перемен Сборник научных трудов ; отв. ред. Н. Ю. Лапина. - М.: ИНИОН РАН, 2008. - 414
с.
32. Доржиева Л. Б. Теоретические основы формирования гражданственности в информационном обществе [Электронный ресурс] / Л. Б. Доржиева // Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». - 2012. - №2. - Режим доступа: http://mic.org.ru/index.php/2-nomer-2012/104-teoreticheskie-osnovy- formirovaniya-grazhdanstvennostiv-informatsionnom-obshchestve, свободный. - Проверено 14.04.2017.
33. Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность, выбор и недвижимость / Л. М. Дробижева // Гражданские, этнические и религиозные идентичности ; отв. ред. В.С. Магун. - М., 2006. - С. 12-14.
34. Дробижева Л. М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтничной среде / Л. М. Дробижева // Социологические исследования. -2010. - №12. - С.49-58.
35. Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: Проблемы позитивной совместимости / Л. М. Дробижева // Россия реформирующаяся. Ежегодник ; отв. ред. М. К. Горшков. - М., 2008. - Вып. 7.-С. 218-219.
36. Дуринова Г. В. Слово и понятие гражданин в русском языке XVIII в. (К вопросу о лингвистической основе истории понятий) / Г. В. Дуринова // Вестник ПСТГУ III: Филология. -2015. -Вып. 1 (41).-С. 18-38.
37. Евтушенкова А. М. Отечественное кино периода нэпа в аспекте государственного и партийного строительства / А. М. Евтушенкова // Вектор науки ТГУ. -2015.-№1 (31). С. 111 - 116.
38. Жуковский И. Кинематограф Российской империи [Электронный ресурс]
/ И. Жуковский. - Интернет-сайт «Спутник и Погром». - 2015. - Режим доступа: https://sputnikipo.grorn.com/film/40054/empire-cinema-l/.
свободный - Проверено 14.04.2017.
39. Жуковский И. Притяжение постправды [Электронный ресурс] / И. Жуковский. - Интернет-сайт «Спутник и Погром». - 2015. - Режим доступа: https://sputnikipogrom.com/film/65867/post-truth/. свободный — Проверено 14.04.2017.
40.Забродин В. В. Эйзенштейн: кино, власть, женщины / В. В. Забродин. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 560 с.: ил.
41.3евелев А. И. Историографическое исследование: методологические аспекты: Учеб, пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А. И. Зевелев. -М.: Высшая школа, 1987. - 160 с.
42. Зоркая Н. М. История отечественного кино. XX век / Н. М. Зоркая. - М.: ООО «Белый город», 2014. - 512 с.
43. Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.) / редколлегия сборника И. С. Семененко (отв. редактор), Л. А. Фадеева (отв. редактор), В. В. Лапкин, П. В. Панов. - М., ИМЭМО РАН, 2011. - 299 с.
44. Идентичность: социально-психологические и социально- философские аспекты: коллективная монография / К. В. Патырбаева и [др.] - Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2012. - 250 с.
45. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / под рук. В. И. Фомина. - М.: Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, 2012. - 2759 с.
46. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.-151 с.
47. Кнабе Г. С. Жажда тождества: Культурно-антропологическая идентификация. Вчера. Сегодня. Завтра / Г. С. Кнабе И Чтения по истории и теории культуры. - 2003. - Вып. 39. - С. 3-56.
48. Кожанов И. В. Гражданская и этническая идентичности личности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости. [Электронный ресурс]. // Современные проблемы науки образования,- Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id:=9187#w0-tab4, свободный - Проверено 14.04.2017.
2. Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany / R. Brubaker. - Cambridge: Harvard University Press, 1992 - 270 p.
3. Brubaker R. Nationhood and the National Question in the Soviet Union and Post-Soviet Eurasia / R. Brubaker // Theory and Society. — 1994. — Vol. 23. -№ l.-P. 47-78.
4. Kelman H. C. Nationalism, patriotism, and national identity: Social- psychological dimensions / H. C. Kelman // Patriotism in the lives of individuals and nations. — Oxford, 1997. — P. 165—189.
5. Smith A. D. National Identity / A. D. Smith. - Reno: University of Nevada Press, 1991. - 226 p.
6. Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. - Oxford, Blackwell Publishers Inc., 1986-312 p.
7. Yack B. Nationalism and the Moral Psychology of Community / B. Yack. - Chicago: University of Chicago Press, 2012. — 328 p.
8. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон ; пер. с англ. В. Г. Николаева под ред. С. П. Баньковской; вступ. ст. С. П. Баньковской. - М.: Кучково поле, 2016. - 416 с.
9. Братолюбов С. К. На заре советской кинематографии. Из истории киноорганизаций Петрограда - Ленинграда 1918-1925 годов / С. К. Братолюбов. - Л.: «Искусство» Ленингр. отд-ние, 1976. - 167 с.
10. Брубейкер Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер ; пер. с англ. И. Борисовой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.
11. Власть и кино [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: https://spbarchives.ru/cinema 4, свободный. - Проверено 30.04.2017.
12. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса / Э. Геллнер // Путь: международный философский журнал. - 1992. - № 1. -С. 9-61.
13. Дробижева Л. М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет / Л. М. Дробижева. - М.: Новый Хронограф, 2013. - 336 с.
14.Забродин В. В. Эйзенштейн: попытка театра. Статьи. Публикации / В.
В. Забродин. - М.: Эйзенштейн-центр, 2005. - 344 с. с илл.
15.3аковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты [Электронный ресурс] / М. В. Заковоротная. — Ростов—на- Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. - 370 с. - Сведения доступны также по Интернет: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000729/ — Проверено 14.04.2017.
16. Луначарский А. В. Беседа с В. И. Лениным о кино [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-kino/beseda- s-v-i-leninym-o-kino, свободный. - Проверено: 30.04.2017.
17. Луначарский А. В. Кино на Западе и у нас / А. В. Луначарский. - М.: Теакинопечать, 1928. - 80 с.
18. Пайн Э А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России / Э.
А. Пайн. - М.: Фонд «Либеральная мысль», 2003. - 164 с.
19. Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания / В. А. Тишков ; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо- Маклая РАН. - М.: Наука, 2013. - 649 с.
20. Тишков В. А. Российский народ: Книга для учителя / В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.
21. Тишков В. А. Что такое общая российская идентичность и кто есть россиянин? Онлайн-конференция на «Lenta.ru» от 14.12.2009 : [Электронный ресурс] / В. А. Тишков. - Режим доступа http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=I 19315, свободный. - Проверено 14.04.2017.
22. Тишков В. А. Этническое и религиозное многообразие — основа стабильности и развития российского общества. Статьи и интервью. - М.: Московское бюро по правам человека :“Academia”, 2008. - 84 с.
23. Хантингтон С. Кто мы?; Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон ; пер. с англ. А. Башкирова. - М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Транзиткнига», 2004. - 635, [5] с.
24.Эйзенштейн С. М. Мемуары: В 2 т. / С. М. Эйзенштейн ; сост., и коммент. Н. И. Клеймана ; подгот. текста В. П. Коршунова и Н. И. Клейман ; ред. В. В. Забродин. - М.: Редакция газеты «Труд», Музей кино, 1997. (Живая классика). - Т. 1. Wie sag’ ich’s meinem Kinde?! / Предисл. H. И. Клеймана. - 431 с.
п. Литература
1. Beltrandy у Rudquist М. Creating a Civic National Identity: Integration Through Immigrant Political Participation / M. Beltrandy у Rudquist // Macalester International. - 2012. - Vol.30. - P. 1 -21.
2. Blank Th., Schmidt P. National Identity in a United Germany: Nationalism or Patriotism? An Empirical Test with Representative Data / Th. Blank, P. Schmidt // Political Psychology. - 2003. - Vol. 24 - №.2. - P. 289-312.
3. Bulgakowa O. Sergei Eisenstein. A. Biography / O. Bulgakowa. - Berlin: PotemkinPress. - 2002. - 304 p.
4. Eryksen T. H. Ethnic identity, national identity and intergroup conflict: The significance of personal experiences / T. H. Eryksen H Social identity, intergroup conflict, and conflict reduction. - Oxford, 2001. - P. 42-70.
5. Guibernau M. Anthony D. Smith on nations and national identity: a critical assessment / M. Guibernau // ASEN: Nations and Nationalism. - 2004. - Vol.10 (1/2). -P. 125-141.
6. Howard J. A. Social Psychology of Identities / J. A. Howard // Annu. Rev. Sociol. - 2000. - .№ 26. - P. 367-393.
7. Husamettin I., Feyzullah U. The Construction of National Identity in Modern Times: Theoretical Perspective / 1. Husamettin, U. Feyzullah // International Journal of Humanities and Social Science. - 2013. - Vol. 3, No. 11. - P. 223- 232.
8. Kaeding Ph. K. Identity Formation in Taiwan and Hong Kong - How Much Difference, How Many Similarities? / Ph. K. Kaeding // Taiwanese Identity in the 21st Century: domestic, regional and global perspectives ; edited by Gunter Schubert and Jens Damm. - London, 2011. - P. 258-279.
9. Kennedy S., McCabe H. Civic Identity, Civic Deficit: The Unanswered Questions [Электронный ресурс] / S. Kennedy, H. McCabe. - 2013. - Режим доступа: https://www.sheilakennedy.net/2013/04/civic-identity-civic-deficit- the-unanswered-questions/, свободный. - Проверено 14.04.2017.
10. Kriesberg L. Identity Issues [Электронный ресурс] / L. Kriesberg // Beyond Intractability ; eds. Guy Burgess and Heidi Burgess. Conflict Information Consortium, University of Colorado, Boulder - 2003. - Режим доступа: http://www.beyondintractability.org/essay/identity-issues, свободный. Проверено 14.04.2017.
11. Lynn М. Culture of the Future: The Proletkult Movement in Revolutionary Russia / M. Lynn ; 1st edition. - Berkeley: University of California Press, 1990,-306 p.
12. Martin T. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923-1939 I T. Martin; 1st edition. — Ithaca: Cornell University Press, 2001. - 496 p,
13. Parkinson D. History of Film / D. Parkinson ; 2nd edition. - N.Y.; Thames & Hudson, 2012. - 304 p.
14. Plamper J. Georgian Koba or Soviet «Father of Peoples»? The Stalin Cult and Ethnicity / J. Plamper П The Leader Cult in Communist Dictatorships: Stalin and The Eastern Bloc. - Basingstoke, 2004. - P. 123-140.
15. Roots of Civic Identity: International Perspectives on Community Service and Activism in Youth / edited by Miranda Yates, James Youniss. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 298 p.
16.Smith A. D. National Identity and the Idea of European Union / A. D. Smith // International Affairs (Royal Institute of International Affairs 1944-). - 1992. - Vol. 48.-№ l.-P. 55-76.
17. Tajfel H., Turner, J. C. The social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J. C. Turner // Psychology of intergroup relations ; edited by S. Worchel, W. G. Austin. - Chicago, 1986. -P. 7-24.
18. Youngblood D. J. Movies for the Masses: Popular Cinema and Soviet Society in the 1920’s. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992. - 296 p.
19. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. А. Алмонд, С. Верба // Политические исследования. - 1992. - № 4. -
С. 122-135.
20. Афанасьева О. Н. Коллективная идентичность в условиях глобальных изменений: динамика устойчивого и укоренение устоявшегося / О. Н. Афанасьева // Вопросы социальной теории. -2011.- T.IV. - С. 223-241.
21. Большаков А. Г. Гражданский национализм и современная эпоха трансформации государства / А. Г. Большаков // Учёные записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. Политические науки и международные отношения. - 2009. - Т. 151, кн. 1. -С. 105-111.
22. Булгакова О. Сергей Эйзенштейн и его «психологический Берлин» / О. Булгакова // Киноведческие записки. - 1988. - № 2. - С. 174-191.
23. Булгакова О. Теория как утопический проект. / О. Булгакова // Новое литературное обозрение. - 2007. - № 88. - С. 39-79.
24. Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ,
2009. -448 с.
25. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. -М.: Академический проект, 2005. - 528 с.
26. Гофман А. Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность / А. Б. Гофман // Вопросы социальной теории: Научный альманах. - 2010. - Т. IV. Человек в поисках идентичности. - С.241-254.
27. Гранин Ю. Д. [Рецензия] // Вопросы философии. — 2013. - № 9. - С. 385- 189. - Рец. на кн.: Брукбейкер Р. Этничность без границ. / Р. Брубейкер ; пер. с англ. И. Борисовой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.
28. Грей Г. Кино: Визуальная антропология / Г. Грей; пер. с англ. М. С. Неклюдовой. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 208 с.: ил.
29. Гришин Р. Белогвардейцы в советском кино: правда и мифы о героях
Гражданской войны [Электронный ресурс] / Р. Гришин // Интернет-сайт «Спутник и Погром». - 2015. - Режим доступа:
https://sputoikipogrom.com/film/39108Avhite-guard-in-cinema/, свободный - Проверено 14.04.2017.
30. Гудков Л. Д. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции / Л. Д. Гудков // Образ врага : сост. Л. Гудков; ред. Н. Конрадова. - М.: ОГИ, 0-23 2005. - С. 7-80.
31. Два президентских срока В. В. Путина: динамика перемен Сборник научных трудов ; отв. ред. Н. Ю. Лапина. - М.: ИНИОН РАН, 2008. - 414
с.
32. Доржиева Л. Б. Теоретические основы формирования гражданственности в информационном обществе [Электронный ресурс] / Л. Б. Доржиева // Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». - 2012. - №2. - Режим доступа: http://mic.org.ru/index.php/2-nomer-2012/104-teoreticheskie-osnovy- formirovaniya-grazhdanstvennostiv-informatsionnom-obshchestve, свободный. - Проверено 14.04.2017.
33. Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность, выбор и недвижимость / Л. М. Дробижева // Гражданские, этнические и религиозные идентичности ; отв. ред. В.С. Магун. - М., 2006. - С. 12-14.
34. Дробижева Л. М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтничной среде / Л. М. Дробижева // Социологические исследования. -2010. - №12. - С.49-58.
35. Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: Проблемы позитивной совместимости / Л. М. Дробижева // Россия реформирующаяся. Ежегодник ; отв. ред. М. К. Горшков. - М., 2008. - Вып. 7.-С. 218-219.
36. Дуринова Г. В. Слово и понятие гражданин в русском языке XVIII в. (К вопросу о лингвистической основе истории понятий) / Г. В. Дуринова // Вестник ПСТГУ III: Филология. -2015. -Вып. 1 (41).-С. 18-38.
37. Евтушенкова А. М. Отечественное кино периода нэпа в аспекте государственного и партийного строительства / А. М. Евтушенкова // Вектор науки ТГУ. -2015.-№1 (31). С. 111 - 116.
38. Жуковский И. Кинематограф Российской империи [Электронный ресурс]
/ И. Жуковский. - Интернет-сайт «Спутник и Погром». - 2015. - Режим доступа: https://sputnikipo.grorn.com/film/40054/empire-cinema-l/.
свободный - Проверено 14.04.2017.
39. Жуковский И. Притяжение постправды [Электронный ресурс] / И. Жуковский. - Интернет-сайт «Спутник и Погром». - 2015. - Режим доступа: https://sputnikipogrom.com/film/65867/post-truth/. свободный — Проверено 14.04.2017.
40.Забродин В. В. Эйзенштейн: кино, власть, женщины / В. В. Забродин. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 560 с.: ил.
41.3евелев А. И. Историографическое исследование: методологические аспекты: Учеб, пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А. И. Зевелев. -М.: Высшая школа, 1987. - 160 с.
42. Зоркая Н. М. История отечественного кино. XX век / Н. М. Зоркая. - М.: ООО «Белый город», 2014. - 512 с.
43. Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.) / редколлегия сборника И. С. Семененко (отв. редактор), Л. А. Фадеева (отв. редактор), В. В. Лапкин, П. В. Панов. - М., ИМЭМО РАН, 2011. - 299 с.
44. Идентичность: социально-психологические и социально- философские аспекты: коллективная монография / К. В. Патырбаева и [др.] - Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2012. - 250 с.
45. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / под рук. В. И. Фомина. - М.: Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, 2012. - 2759 с.
46. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.-151 с.
47. Кнабе Г. С. Жажда тождества: Культурно-антропологическая идентификация. Вчера. Сегодня. Завтра / Г. С. Кнабе И Чтения по истории и теории культуры. - 2003. - Вып. 39. - С. 3-56.
48. Кожанов И. В. Гражданская и этническая идентичности личности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости. [Электронный ресурс]. // Современные проблемы науки образования,- Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id:=9187#w0-tab4, свободный - Проверено 14.04.2017.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы
Каталог работ (55430)
- Бакалаврская работа (9249)
- Диссертация (765)
- Магистерская диссертация (5505)
- Дипломные работы, ВКР (23581)
- Главы к дипломным работам (1542)
- Курсовые работы (5243)
- Контрольные работы (4679)
- Отчеты по практике (663)
- Рефераты (990)
- Задачи, тесты, ПТК (417)
- Ответы на вопросы (75)
- Статьи, Эссе, Сочинения (411)
- Бизнес-планы (32)
- Чертежи (6)
- Шаргалки (4)
- Презентации (44)
- РГР (77)
- Авторефераты (РГБ) (378)
- Диссертации (РГБ) (1596)
- Прочее (173)
Новости
06.01.2018
Помощь студентам и аспирантам в выполнении работ от наших партнеров

Помощь в выполнении учебных и научных работ на заказ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
дальше»» Все новости
Статьи
- Где лучше заказывать диссертации и дипломные?
- Выполнение научных статей
- Подготовка диссертаций
- Подводные камни при написании магистерской работы
- Помощь в выполнении дипломных работ
»» Все статьи
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы