Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СОКРАЩЕНИЯ ЭМИССИИ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА АВТОТРАНСПОРТОМ

Работа №101991

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы24
Год сдачи2014
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
II. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
IV. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. Увеличение антропогенных выбросов углекислого газа (СО2) связано с глобальными изменениями в состоянии окружающей среды и запасов природных ресурсов, создающими комплексный эколого-экономический вызов современному человеческому обществу. Автотранспорт, парк которого насчитывает более миллиарда единиц в мире, является одним из основных потребителей нефтепродуктов и, как следствие, эмиттеров СО2. Потребление топливно-энергетических ресурсов относится к основным показателям уровня развития цивилизации. В современных условиях возрастающей ограниченности природных ресурсов и ассимиляционного потенциала окружающей среды необходима разработка и реализация механизмов оптимального использования этих ресурсов, поиск путей устойчивого экологически сбалансированного экономического развития общества с учетом интересов будущих поколений. В данном контексте, поиск путей сокращения выбросов СО2 автотранспортом, коррелирующих с интенсификацией потребления дефицитных топлив нефтяного происхождения, является приоритетной задачей, стоящей перед мировым сообществом. Однако, в настоящее время отсутствует целостный механизм экономического стимулирования сокращения эмиссии СО2 автотранспортом. Это снижает эффективность управления его негативным воздействием на окружающую среду, приводит к нерациональному перерасходу моторных топлив.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов посвящены труды Ануфриева В.П., Гирусова Э.В., Голуба А.А., Данилова- Данильяна В.И., Дунаевского Л.В., Елкиной Л.Г., Игнатьевой М.Н., Лукьянчикова Н.Н., Масленниковой И.С., Новоселова А.Л., Пахомова В.П., Пахомовой Н.В., Потравного И.М., Протасова В.Д., Прохоровой Н.Б., Реймерса Н.Ф., Струковой Е.Б., Холиной В.Н., Чапека В.Н., Чепурных Н.В., Яндыганова Я.Я. и др.
Природоохранные мероприятия при эксплуатации автотранспорта изучены в трудах Башкатовой С.Т., Билибина Н.Ф., Гуреева А.А., Гусарова А.П., Данилова А.М., Евгеньева Г.И., Емельянова В.Е., Ерохова В.И., Капустина В.М., Кац Г.Б., Лосикова Б.В., Луканина В.Н., Магарил Е.Р., Митусовой Т.Н., Невелева А.А., Павловой Е.И., Резника Л.Г., Трофименко Ю.В., Фукса И.Г., Школьникова В.М., Юсуфович Б.Е. и др.
Теоретические и методологические основы формирования механизма рационального природопользования разрабатывались в трудах Анучина В.А., Бобылева С. Н., Выварца А.Д., Гирусова Э.В., Емельянова А.Г., Магарил Е.Р., Майбурова И.А., Новоселова А.Л., Пахомовой Н.В., Рихтера К.К., Рудского В.В., Стурмана В.И., Хачатурова Т.С., Чепурных Н.В. и др.
Однако при всем внимании к проблеме значимости сокращения концентрации парниковых газов в атмосфере, полноте решения методологических и практических вопросов формирования и практической реализации экономического механизма снижения выбросов СО2, вопрос совершенствования инструментария стимулирования сокращения эмиссии СО2 автотранспортом остается актуальным. Проведенные аналитические исследования показали отсутствие целостного научно-методического подхода к формированию механизма экономического стимулирования снижения выбросов диоксида углерода в автотранспортном секторе, что послужило основанием для выбора темы и объекта исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических основ совершенствования механизма экономического стимулирования сокращения выбросов СО 2 автотранспортом.
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Провести анализ эволюции природопользования и видов природоохранных мероприятий, методологических подходов к экономическому стимулированию их реализации; сформулировать предложения по дополнению его базовых принципов.
2. Рассмотреть основные аспекты эмиссии углекислого газа в контексте эколого-экономических проблем использования топливно-энергетических ресурсов.
3. Систематизировать природоохранные мероприятия по сокращению выбросов СО2 автотранспортом.
4. Исследовать применимость механизмов Киотского протокола для передвижных источников, современное состояние экономического стимулирования сокращения выбросов СО2 автотранспортом.
5. Обосновать механизм и предложить инструментарий экономического стимулирования сокращения выбросов СО2 автомобилями.
Объектом исследования является экономический механизм стимулирования сокращения эмиссии СО2 автомобильным транспортом.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе проведения мероприятий по снижению эмиссии СО2 автотранспортом.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области разработки методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Решение поставленных задач осуществлялось с использованием общенаучного, системного подхода, графико-аналитических методов, методов структурно-логического анализа и др.
Информационную основу исследования составили нормативно-правовые документы органов власти РФ и субъектов РФ, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства энергетики РФ, государственные доклады Министерства природных ресурсов РФ, данные международных конференций и саммитов по вопросам охраны природной среды, Всемирного фонда дикой природы (WWF), отчеты международного энергетического агентства (IEA), Европейского агентства по окружающей среде (EEA), Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), Beyond Petroleum (ВР), нормативно-правовые и законодательные документы США, Западной Европы, Японии, материалы периодической печати, материалы сайтов Интернет, а также результаты исследований проведенных автором.
Основные научные и практические результаты, полученные лично соискателем:
1. Проведен анализ эволюции природопользования и видов природоохранных мероприятий, методологических подходов к экономическому стимулированию их реализации; дополнена классификация природоохранных мероприятий и принципы их экономического стимулирования.
2. Исследованы эколого-экономические последствия экстенсивного потребления топливно-энергетических ресурсов и проведена оценка динамики экономического ущерба от выбросов углекислого газа при сгорании моторных топлив, производимых в России.
3. Выявлены основные группы природоохранных мероприятий по сокращению выбросов СО2 автотранспортом и направления их реализации.
4. Показано, что ввиду отсутствия надежных данных инвентаризации эмиссий парниковых газов для передвижных источников, экономические механизмы Киотского протокола неприменимы для автотранспорта; механизм экономического стимулирования сокращения эмиссий углекислого газа автомобилями недостаточно проработан.
5. Разработана общая структура и основные элементы механизма, сформирован инструментарий экономического стимулирования сокращения выбросов СО2 автотранспортом, включающий экологический налог на топлива.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Предложено дополнить методологические принципы экономического стимулирования природоохранных мероприятий учетом специфики объекта стимулирования, который предполагает выявление основных направлений их реализации, определяющих в свою очередь выбор инструментов экономического стимулирования, а также принципом приоритетности стимулирования введенной автором категории комплексных экологически и ресурсозначимых мероприятий, что позволяет повысить эффективность управления природопользованием (п. 7.12 Паспорта специальностей ВАК).
2. Доказана приоритетность задачи сокращения выбросов СО2 автотранспортом в условиях России в контексте эколого-экономических последствий интенсификации потребления топливно-энергетических ресурсов, выявлены основные направления его достижения, что позволяет принимать обоснованные управленческие решения по реализации природоохранных мероприятий (п. 7.7 Паспорта специальностей ВАК).
3. Обоснован инструментарий экономического стимулирования, дифференцированный по ответственным субъектам и направлениям сокращения эмиссии углекислого газа автомобилями, который включает, в том числе, экологический налог, учитывающий не только экологический класс, но и зависимость выбросов углекислого газа от плотности топлива. Инструментарий позволяет повысить эффективность использования моторных топлив, снизить потребление топливно-энергетических ресурсов (п. 7.20, 7.31 Паспорта специальностей ВАК).
Практическая значимость результатов исследования. Предложенный методический подход к расчету экологического налога на топлива может быть использован Правительством РФ для совершенствования действующей системы налогообложения с целью стимулирования предприятий нефтепереработки к производству топлив, имеющих меньшую удельную эмиссию СО2 при сгорании. Результаты диссертационного исследования переданы Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области для формирования предложений Правительству РФ по изменению действующего законодательства в части развития экономического стимулирования снижения выбросов СО2 автомобилями, и приняты к рассмотрению, что подтверждено соответствующим актом, имеющимся в диссертации.
Отдельные выводы и рекомендации используются в учебном процессе при чтении курсов «Экономика природопользования», «Экология» и др.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертации были представлены на всероссийских научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых УрФУ «Проблемы функционирования систем транспорта», «Энерго- и ресурсосбережение. Энергообеспечение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» (г. Екатеринбург, 2011); всероссийской научно-практической конференции «Новые тенденции в экономике и управлении организацией» (г. Екатеринбург, 2011); международном научно-техническом конгрессе «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов БЕРГГ» (г. Тольятти, 2011); заочных международных научно-практических конференциях «Система управления экологической безопасностью» (г. Екатеринбург, 2010, 2011, 2012, 2013); всероссийской научно-технической конференции «Проблемы и достижения автотранспортного комплекса» (г. Екатеринбург, 2011); международной молодежной научно-практической конференции и школе молодых ученых «Интеграция России в мировую экономику» (г. Екатеринбург, 2012); международной научно-практической конференции «Техноген» (г. Екатеринбург, 2012); межвузовском молодежном научно-практическом семинаре «Система управления экологической безопасностью» (г. Екатеринбург, 2012); международной конференции «Urban Transport 2013» (Греция, о. Кос, 2013).
Публикации. Основные положения диссертационной работы отражены в 18 печатных работах, общим объемом 6,5 п.л., (авторских - 4,2 п.л.), в т.ч. 5 статей в научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.
Структура и объем диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами, логикой исследования и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Содержит 174 страницы основного текста, 33 рисунка, 24 таблицы, 13 приложений. Список используемой литературы включает 319 наименований.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи работы, научная новизна, практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Научно-методические основы экономического стимулирования природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий» рассмотрена эволюция природопользования и природоохранной проблематики. Определено место мероприятий по сокращению эмиссии СО2 в дополненной автором классификации природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий. Дополнены принципы экономического стимулирования природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий.
Во второй главе «Анализ последствий роста антропогенной эмиссии углекислого газа и возможностей обеспечения ее сокращения автотранспортом» рассмотрена эмиссия СО2 в контексте проблем ограниченности топливно-энергетических ресурсов и изменения климата и международные инициативы по их решению, проведен анализ применимости экономических механизмов Киотского протокола в автотранспортном секторе. Систематизированы основные природоохранные мероприятия по сокращению выбросов СО2 автотранспортом и направления их реализации. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт стимулирования сокращения эмиссии углекислого газа автомобилями.
В третьей главе «Экономическое стимулирование сокращения выбросов углекислого газа автотранспортом» предложены механизм экономического стимулирования субъектов транспортного процесса к сокращению эмиссии углекислого газа автомобилями и инструментарий стимулирования, дифференцированный по ответственным субъектам. Обоснована модель экологического налога, учитывающего не только экологический класс моторного топлива, но и эмиссию углекислого газа при его сгорании . Разработана методика расчета экологического налога на моторное топливо .
В заключении отражены основные результаты проделанной работы, сформулированы выводы диссертационного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Установлена необходимость дополнения методологических принципов экономического стимулирования природоохранных мероприятий учетом специфики объекта стимулирования, что вызывает необходимость выявления основных направлений их реализации, определяющих выбор инструментов экономического стимулирования, а также принципом приоритетности стимулирования комплексных экологически и ресурсозначимых мероприятий. К предложенной автором категории комплексных мероприятий следует отнести, в частности, мероприятия, направленные на снижение выбросов углекислого газа, т.к. их реализация приводит одновременно к снижению потребления нефтяных топлив (ресурсосберегающая цель), и предотвращает последствия глобального изменения климата (природоохранная цель).
2. На основе проведенного анализа эколого-экономических последствий экстенсивного потребления топливно-энергетических ресурсов и оценки динамики экономического ущерба от выбросов СО2 при сгорании моторных топлив обоснована приоритетность задачи сокращения выбросов СО2 автотранспортом в условиях России; выявлены основные группы и направления проведения природоохранных мероприятий, обеспечивающих ее достижение, что позволяет принимать рациональные управленческие решения относительно планирования природоохранных мероприятий.
3. Разработаны структура и основные элементы механизма экономического
стимулирования сокращения выбросов углекислого газа автотранспортом. Сформирован инструментарий экономического стимулирования, дифференцированный по ответственным субъектам и направлениям сокращения эмиссии углекислого газа, применение которого повысит эффективность использования моторных топлив и снизит потребление топливно-энергетических ресурсов.
4. Обоснована модель и предложена методика расчета экологического налога, учитывающего зависимость выбросов углекислого газа от плотности топлива и экологический класс топлива, введение которого позволит повысить заинтересованность предприятий нефтепереработки в реализации мероприятий по улучшению экологических характеристик производимого топлива.



1. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Обоснование необходимости сокращения эмиссии СО2 автотранспортным сектором/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. Екатеринбург: УрФУ. - 2012. - № 2. - С. 109-117.
2. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Проблемы применения экономических механизмов Киотского протокола с целью сокращения эмиссии СО2/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Научные труды: Вольного экономического общества России. - М.: Вольное экономическое общество России, 2012. Т.166. - С. 172-179.
3. Голубева, А.С. Магарил, Е.Р. Совершенствование системы
налогообложения нефтепродуктов как инструмент экологической
безопасности/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - СПб.: Издательство Политехнического университета. - 2012. - № 5 (156). - С.138 - 142.
4. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Совершенствование механизма экономического стимулирования сокращения выбросов СО2 автомобилями/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Транспорт Урала. - 2013. - №3(38). - С. 39-44.
5. Магарил, Е.Р., Абржина, Л.Л., Голубева, А.С. Эколого- экономические проблемы и перспективы использования топливно-энергетических ресурсов/ Е.Р. Магарил, Л.Л. Абржина, А.С. Голубева// Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. Екатеринбург: УрФУ. - 2013. - № 5. - С. 114-130.
Другие публикации по теме диссертационного исследования
6. Голубева А.С., Магарил Е.Р. Отечественный и зарубежный опыт сокращения «парниковой» составляющей автомобильных выбросов/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Система управления экологической безопасностью : сборник трудов Четвертой заочной научно - практической конференции. В 2 Т. - Екатеринбург: УПИ, 2010. Т. 1. - С. 146-151.
7. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Автотранспортный сектор как один из ведущих «поставщиков» выбросов СО2/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы и достижения автотранспортного комплекса». Екатеринбург, УГТУ-УПИ. - 2011. - С.65-68.
8. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Влияние автотранспорта на выбросы углекислого газа/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// YOUNG ELPIT 2011.
Международный инновационный форум молодых ученых в рамках III Международного конгресса (V Международной научно-технической конференции) «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно - транспортных комплексов» ЕЕР1Т 2011 (Тольятти - Самара, Россия, 21-25 сентября 2011 года): сборник научных докладов: в 2 т./ под ред. А. В. Васильева. - Тольятти: Изд - во ТГУ, 2011. - Т. 1. - С. 72-77.
9. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Повышение топливной экономичности как способ сокращения эмиссии СО2 автотранспортом/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Проблемы функционирования систем транспорта: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. С. 118-123.
10. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Роль государственного регулирования в стимулировании природоохранной деятельности/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Система управления экологической безопасностью: сборник трудов Пятой заочной научно - практической конференции. В 2 Т. - Екатеринбург: УрФУ, 2011. Т. 1. - С. 67-73.
11. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Снижение эмиссии СО2
автотранспортом как ресурсосберегающий фактор/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Энерго- и ресурсосбережение. Энергообеспечение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии: Сборник материалов Всероссийской студенческой олимпиады, научно-практической конференции и выставки работ студентов, аспирантов и молодых ученых 13-16 декабря 2011 г. - Екатеринбург: УрФУ, 2011. - С. 304-306.
12. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Совершенствование механизма экономического стимулирования природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий в автотранспортном секторе/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Новые тенденции в экономке и управлении организацией: сборник научных трудов X Международной научно-практической конференции. 20-22 апреля 2011 г. В 2-х Т. - Екатеринбург: УрФУ, 2011. Т.1. - С. 112-114.
13. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Возможность реализации экономических механизмов Киотского протокола в автотранспортном секторе/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Система управления экологической безопасностью: сборник трудов Шестой заочной научно-практической конференции. В 2 Т. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. Т. 1. С. 6-14.
14. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Оценка эффективности применения экономических механизмов Киотского протокола в автотранспортном секторе экономики/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Труды Международного конгресса «Фундаментальные основы технологий переработки и утилизации техногенных отходов». - Екатеринбург: ООО «УИПЦ», 2012. - С. 511-514.
15. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Проблема эмиссии СО2 автотранспортом в России и пути ее решения/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Интеграция России в мировую экономику: формирование социальной ответственности и кросс- культурной толерантности государства, бизнеса и общества: материалы международной научно-практической конференции: в 4 ч. - Екатеринбург: УрФУ,
2012. Ч.2. - С. 16-24.
16. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Экономические инструменты сокращения эмиссии СО2 автотранспортом/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Система управления экологической безопасностью. Сборник трудов Межвузовского молодежного научно-практического семинара. Екатеринбург, 11-12 декабря 2012. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. - С. 9-15.
17. Голубева, А.С., Магарил, Е.Р. Совершенствование инструментов
экономического стимулирования сокращения эмиссии СО2 автотранспортным сектором/ А.С. Голубева, Е.Р. Магарил// Система управления экологической безопасностью: сборник материалов VII заочной международной научно¬
практической конференции (Екатеринбург, 30-31 мая 2013 г.). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. С. 9-17.
18. Golubeva, A.S., Magaril, E.R. Improved économie stimulation mechanism to reduce vehicle CO2 émissions/ A.S. Golubeva, E.R. Magaril// WIT Transactions on the Built Environment, 130. - UK: WIT Press, 2013. - P. 485-494.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ